Верификационные модели научно-методического сопровождения региональной инновационной сетевой инфраструктуры, обеспечивающей непрерывный рост профессионального мастерства учителя
Н.О. Яковлева1, Е.В. Яковлев2
1, 2 Институт развития образования Краснодарского края, Краснодар, Россия
1 noyakovleva@mail.ru
2 yakovlevev@mail.ru
Аннотация
Верификация является важнейшим критерием практической проверки результативности любого инновационного проекта. Её научно обоснованное осуществление требует создания и использования верификационных моделей, включающих предметный, операционный и регламентирующий блоки. С опорой на данную структуру в статье представлены верификационные модели научно-методического сопровождения и непрерывного роста профессионального мастерства учителя в рамках региональной сетевой инфраструктуры. Для каждой модели дана характеристика составляющих её блоков во взаимосвязи, обеспечивающей их единство и взаимодополнение. Делается вывод о необходимости и эффективности использования данных моделей для верификации инновационных процессов в региональной сетевой инфраструктуре, обеспечивающей непрерывный рост профессионального мастерства учителя.
Ключевые слова
верификация, верификационная модель, научно-методическое сопровождение, региональная инновационная сетевая инфраструктура, профессиональное мастерство учителя, эксперимент, экспериментальные планы
Для цитирования
Яковлева Н.О., Яковлев Е.В. Верификационные модели научно-методического сопровождения региональной инновационной сетевой инфраструктуры, обеспечивающей непрерывный рост профессионального мастерства учителя // Педагогическая перспектива. 2024. № 3(15). С. 13–22.
https://doi.org/10.55523/27822559_2024_3(15)_13
Информация об авторах
Надежда Олеговна Яковлева – доктор педагогических наук, профессор, Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, руководитель центра методической поддержки и инновационного развития системы образования Института развития образования Краснодарского края.
Евгений Владимирович Яковлев – доктор педагогических наук, профессор, Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, руководитель информационно-издательского ресурсного центра Института развития образования Краснодарского края.
Текст статьи
Исследование выполнено в рамках федеральной инновационной площадки по проекту
«Научно-методическое сопровождение региональной инновационной сетевой инфраструктуры, обеспечивающей непрерывный рост профессионального мастерства учителя», утверждённой приказом Минобрнауки № 28 от 19.01.2024.
Выполнение любого инновационного проекта всегда сопровождается проверкой полученных результатов, главным критерием которой является практика. Более того, о его состоятельности можно говорить только в том случае, когда существует возможность верификации. То есть для любой педагогической системы верификация выступает одним из основных критериев научной обоснованности результатов её функционирования [1, с. 203]. Реализуемый Институтом развития образования Краснодарского края инновационный проект по теме «Научно-методическое сопровождение региональной инновационной сетевой инфраструктуры, обеспечивающей непрерывное повышение профессионального мастерства учителя», также требует достоверного подтверждения результатов выполненной работы.
Как было обосновано нами ранее [2], организация подтверждения эффективности работы педагогических систем требует создания и использования особого рода верификационных моделей, в состав которых включается предметный, операционный и регламентирующий блоки. Предметный блок предназначен для фиксации компонентов системы, в отношении которых будет производиться процедура подтверждения результативности; операционный раскрывает критериальный аппарат и диагностический инструментарий, необходимые для осуществления процедуры верификации в отношении указанных компонентов; регламентирующий обеспечивает координацию действий по верификации и определяет экспериментальный план и график проведения контрольных срезов.
Описание верификационной модели развития региональной инновационной сетевой инфраструктуры, построенной с учётом данных положений, представлена в нашей предыдущей статье [2]. Теперь охарактеризуем верификационные модели научно-методического сопровождения и непрерывного роста профессионального мастерства учителя.
Верификационная модель научно-методического сопровождения.
Схематично верификационная модель научно-методического сопровождения отражена на рисунке 1.
Предметный блок верификационной модели определяет перечень объектов в отношении которых проводятся верификационные процедуры.
Проверка результативности научно-методического сопровождения как самостоятельного вида деятельности, безусловно, определяется спецификой содержания сопровождаемого процесса [3, с. 29]. В рамках нашего проекта осуществлялось научно-методическое сопровождение региональной инновационной сетевой инфраструктуры, под которой понимается «совокупность организаций, реализующих в соответствующем статусе инновационные проекты, значимые для региональной системы образования, а также их сетевых партнёров по инновационной деятельности» [4, с. 5]. Несмотря на разнородный состав её субъектов, разнообразные задачи и условия функционирования, существует ряд ключевых компонентов сопровождения, реализуемых в отношении каждого участника. Среди них мы выделяем следующие.
- Нормативный компонент, детерминирующий условия работы каждой площадки, профессиональных сообществ и специфику действий по сопровождению их деятельности. Он предусматривает научно-методическое сопровождение разработки комплекса нормативных актов, обеспечивающих функционирование региональной инновационной сетевой инфраструктуры: положений о площадках и сообществах, приказов о проведении процедур признания организаций площадками, регламентов их работы, паспортов выполняемых проектов и др. Субъектами деятельности в рамках данного компонента являются организаторы работы управляемых профессиональных сообществ и конкурсов по признанию организаций площадками: региональные министерство образования и Институт развития образования, а также муниципальные органы управления образованием.
- Планово-ориентировочный компонент, определяющий содержание работы каждого субъекта, а также меры и мероприятия выполнения инновационной деятельности по непрерывному повышению профессионального мастерства педагогов. Он включает комплекс планов работы каждого субъекта (дорожных карт), отражающих мероприятия по выполнению инновационных проектов и созданию необходимых продуктов. Субъектами деятельности в рамках данного компонента являются сами участники региональной инновационной сетевой инфраструктуры: площадки и профессиональные сообщества.
- Консалтинговый компонент, предусматривающий оказание непосредственной помощи по решению задач инновационной деятельности в случае проявляющихся затруднений. Он включает систему обучающих вебинаров и семинаров, стратегических сессий, круглых столов, стажировок, тематических консультаций и др. Субъектами деятельности в рамках данного компонента является региональный институт развития образования и муниципальные методические службы.
- Контрольный компонент, фиксирующий системные средства управления субъектами региональной инновационной сетевой инфраструктуры реализацией проектов. Он включает систему мониторинга выполнения субъектами дорожных карт, контроль качества инновационной деятельности и её результатов и др. Субъектом деятельности в рамках данного компонента является региональный институт развития образования.
В отношении каждого из указанных компонентов в рамках данной верификационной модели может и должно производиться подтверждение результативности реализации.
Операциональный блок верификационной модели включает критериальный аппарат и систему диагностик, рекомендованных для организации проверочных процедур в отношении каждого компонента научно-методического сопровождения.
Традиционно учёными [5; 6; 7 и др.] в критериальный аппарат включаются параметры, по которым ведётся оценка. Критериальный аппарат нашей модели также содержит параметры оценивания результативности реализации нормативного, планового, консалтингового, контрольного компонентов и эффективности научно-методического сопровождения в целом. Перечень критериев для данной верификационной модели представлен в таблице 1.
Таблица 1. Критериальный аппарат результативности научно-методического сопровождения
Наименование компонента |
Перечень критериев |
Нормативный компонент |
|
Планово-ориентировочный компонент |
|
Консалтинговый компонент |
|
Контрольный компонент |
|
Прямыми критериями эффективности научно-методического сопровождения в целом мы считаем интенсивность развития региональной инновационной сетевой инфраструктуры, качество выполнения инновационных проектов и профессиональный рост педагогов в масштабах региональной системы образования.
Диагностический инструментарий построенной модели включает теоретические и эмпирические исследовательские методы. По нашему мнению, в группу теоретических методов должны быть включены контент-анализ, теоретико-методологический анализ, дискурсивная рефлексия, педагогическая экстраполяция, абстрагирование, обобщение, сравнение, аналогия, дедукция и др. В группу эмпирических методов – аудиты и мониторинги, экспертизы, опросы, наблюдения, регистрацию и др. Статистическая обработка полученных данных должна производиться с использованием методов математической статистики (определения связи признаков, факторного анализа, критериев согласия и др.) [8; 9 и др.].
Регламентирующий блок верификационной модели содержит перечень экспериментальных планов и график проведения эксперимента.
При выборе валидных и надёжных экспериментальных планов для использования в рамках верификационной модели, касающейся научно-методического сопровождения, считаем необходимым, прежде всего, обратиться к планам с контрольными и экспериментальными группами, позволяющим производить сравнение данных по группам, работающим в разном режиме. В то же время планы, не предусматривающие привлечение контрольных групп, также могут использоваться в данной верификационной модели [10].
Для указанных в предметном блоке компонентов набор экспериментальных планов будет различным, что определяется их разным предметным содержанием: в нормативном компоненте верифицируются документы, в планово-ориентировочном – планы (дорожные карты), в консалтинговом – мероприятия по оказанию помощи, в контрольном – действия по отслеживанию выполнения дорожных карт.
Выполнение нашего проекта показало, что подтверждение результативности реализации нормативного компонента целесообразно строить с использованием экспериментального плана с единоразовым оцениванием после воздействия и несколькими экспериментальными группами; планово-ориентировочного компонента – с использованием плана с предварительным и итоговым оцениванием и несколькими экспериментальными группами; консалтингового и контрольного компонентов – планов с несколькими контрольными срезами, экспериментальными группами и разными проверяемыми факторами, а также планов с предварительным и итоговым оцениванием на одной группе и планом временных серий.
В таблице 2 приведена периодичность проведения контрольных срезов при оценивании каждого компонента критериального аппарата нашей модели.
Таблица 2. Периодичность проведения контрольных срезов
Субъект региональной инновационной сетевой инфраструктуры |
Периодичность контрольных срезов |
Нормативный компонент |
один раз в год в соответствии с положениями о работе субъектов региональной инновационной сетевой инфраструктуры |
Планово-ориентировочный компонент |
|
Консалтинговый компонент |
ежемесячно: по утверждённым дорожным картам |
Контрольный компонент |
ежедневно |
Верификационная модель обеспечения непрерывного роста профессионального мастерства современного учителя.
Отметим, что обеспечение непрерывного роста профессионального мастерства современного учителя является главной задачей, на решение которой работает любой региональный Институт развития образования. Поэтому в данном направлении у каждого региона накапливается уникальный опыт. В системе образования Краснодарского края такой опыт тоже формируется, а выполнение нами проекта в статусе федеральной инновационной площадки делает его особенно разнообразным, востребованным и требующим верификации для дальнейшего распространения в масштабах страны.
Предметный блок данной верификационной модели включает способы и средства фиксации роста профессионального мастерства учителя, разработанные в рамках реализации нашего инновационного проекта. К ним относится, прежде всего, панель мониторинга и интернет-платформа для получения достоверных данных.
Панель мониторинга разработана для регистрации профессиональных достижений учителя [11]. Она включает общие данные об учителе и сведения о его профессиональном развитии. Общими данными об учителе являются:
- наименование муниципалитета;
- место работы;
- фамилия, имя и отчество;
- образование;
- стаж педагогической деятельности;
- СНИЛС.
К данным, свидетельствующим о росте профессионального мастерства в течение года, мы отнесли:
- удостоверение о повышении квалификации / профессиональной переподготовке в ГБОУ ИРО Краснодарского края;
- квалификационная категория;
- результативность участия в профессиональных конкурсах, олимпиадах;
- наличие отраслевых наград;
- публикационная активность;
- реализация в текущем году индивидуального образовательного маршрута;
- участие в работе различных экспертных сообществ;
- участие в выполнении федеральных, региональных или муниципальных проектов;
- осуществление наставнической деятельности;
- карьерное продвижение.
Включение в общие сведения СНИЛС позволяет в ходе мониторинга однозначно идентифицировать учителя и продолжать учёт его достижений даже если он перешёл работать в другую образовательную организацию, переехал в другой муниципалитет или сменил фамилию.
Учитывая в части повышения квалификации только программы ГБОУ ИРО Краснодарского края, мы решаем задачу получения достоверных свидетельств совершенствования профессионального мастерства. В нашем Институте выдаче таких удостоверений предшествует входная и итоговая диагностика на предмет усвоения слушателями знаний и умений по теме дополнительной профессиональной программы, а её содержание носит практико-ориентированный характер, включает интерактивные методы обучения преимущественно на стажировочных площадках, обладающих эффективным педагогическим опытом, и категорически не допускает пропусков занятий. Качество обучения слушателей является базовым принципом работы нашего Института, и поэтому полученное удостоверение – это гарантия действительно сформированных профессиональных компетенций и педагогического совершенствования учителя. Это вынужденный подход, так как, к сожалению, сегодня в пространстве дополнительного профессионального образования масса предложений чрезвычайно низкого уровня, включая простую оплату сертификатов без должного обучения.
Поскольку в системе образования Краснодарского края насчитывается около 35 тысяч учителей, то для полномасштабного ведения мониторинга повышения их профессионального мастерства потребовалась разработка специализированного информационного ресурса «Портал педагога ИРО Краснодарского края» (https://portal.iro23.ru). Для системы образования он имеет многофункциональное значение, потому как помимо ведения информационной базы нашего мониторинга, он позволяет педагогам регистрироваться на профессиональные конкурсы, мероприятия и образовательные программы Института.
Регистрация на данном портале является обязательным условием получения любых сертификатов от Института, при этом личный кабинет педагога автоматически пополняется данными об его участии в наших мероприятиях. Такая организация работы позволяет без дополнительных обращений к муниципальным методическим службам, образовательным организациям, и, что самое главное, к педагогам, проводить мониторинг и автоматически регистрировать показатели роста их профессионального мастерства, делать выводы относительно дальнейших действий по развитию кадрового потенциала в региональной системе образования и принимать управленческие решения.
В операциональном блоке верификационной модели определяется система критериев результативности предметных компонентов и совокупность диагностических инструментов.
Критериальный аппарат включает две совокупности критериев.
- Функциональные критерии:
- охват участников (количество педагогов, зарегистрированных на Портале и включённых в мониторинговую базу);
- удобство использования Портала и реализации мониторинга;
- Импакт-критерии:
- профессиональная активность педагогов;
- их достижения в профессиональных конкурсах, олимпиадах, научных форумах и др. мероприятий краевого и федерального уровня;
- повышение качества образования в целом;
- сохранение кадровых ресурсов в региональной системе образования.
Диагностический инструментарий проведения верификации непрерывного роста профессионального мастерства педагогов по указанным выше критериям включает анализ, индукцию, моделирование, диверсификационное планирование, систематизацию, педагогическую экстраполяцию, наблюдение, экспертизу, классификацию, сравнение, регистрацию, изучение документов, опросы, а также методы статистической обработки данных.
Регламентирующий блок данной верификационной модели представляет перечень экспериментальных планов и график проведения эксперимента.
Поскольку мониторинг и Портал педагога ИРО Краснодарского края функционируют в непрерывном режиме и являются уникальными экспериментальными объектами, то для проведения верификации их результативности считаем необходимым использование экспериментальных планов без контрольной группы, а именно плана с предварительным, серией промежуточных и итоговым оцениванием на одной группе. Такой экспериментальный план в рамках верификации должен реализовываться и в отношении мониторинга, и в отношении работы Портала.
График эксперимента определяет следующую оптимальную периодичность контрольных срезов: один раз в год для мониторинга и ежемесячно – для Портала педагога ИРО Краснодарского края. Схематично верификационная модель непрерывного роста профессионального мастерства учителя приведена на рисунке 2.
Таким образом, построение верификационных моделей является обязательным компонентом инновационной деятельности, обеспечивающим корректное проведение подтверждения эффективности внедряемых инновационных продуктов и их дальнейшее распространение в современных системах образования.
Список литературы
- Яковлева Н.О. Яковлев Е.В. Диссертация как результат педагогического исследования. Краснодар: Краснодарский государственный институт культуры, 2019. 304 с.
- Яковлева Н.О., Яковлев Е.В. Верификация развития инновационной инфраструктуры региональной системы образования // Педагогическая перспектива. 2024. № 2(14). С. 74–85. https://doi.org/10.55523/27822559_2024_2(14)_74
- Яковлева Н.О. Структура региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров // Педагогическая перспектива. 2021. № 3. С. 27–39. https://doi.org/10.55523/27822559_2021_3_27
- Яковлева Н.О., Гайдукова В.В. Закономерности и принципы функционирования региональной инновационной сетевой инфраструктуры, обеспечивающей непрерывный рост профессионального мастерства учителя // Педагогическая перспектива. 2022. № 4(8). С. 3–12. https://doi.org/10.55523/27822559_2022_4(8)_3.
- Шибзухова Л.А., Токмакова Р.А., Шибзухов Т.А. Основные критерии оценки эффективности инновационной деятельности вуза // Вестник науки. 2024. Т. 1. № 2 (71). С. 145–149.
- Богомолова Е.В., Казарян А.Р. Критерии реализации компетентностного подхода в образовательной среде // Вектор гуманитарной мысли. 2023. № 1. С. 69–84.
- Миненко В.Г., Хорошун К.В., Романова М.Л., Бус Т.В. Критерии акмеологической направленности образовательной среды // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2023. № 2 (216). С. 297–303.
- Леньков С.Л., Рубцова Н.Е. Статистические методы в психологии: учебник и практикум. М.: Издательство Юрайт, 2023. 311 с.
- Смирнов В.А., Антонова И.И. Статистические методы в управлении качеством: учебник. М.: Издательство Юрайт, 2024. 245 с.
- Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Педагогический эксперимент в диссертационных исследованиях // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2011. № 1. С. 52–63.
- Бубнова И.С., Быстрицкая О.С. Модель непрерывного роста профессионального мастерства педагога // Педагогическая перспектива. 2022. № 3(7). С. 3–10. https://doi.org/10.55523/27822559_2022_3(7)_3