Эффективные механизмы сопровождения деятельности инновационных площадок в региональной системе образования

В.В. Гайдукова1, Е.С. Бухтияр2
1, 2 Институт развития образования Краснодарского края, Краснодар, Россия
1 406-408@mail.ru
2 Rumetrikan_kan@rambler.ru

Аннотация

Инновационная деятельность – это особая по характеру деятельность, в которую привносится новое (знания, технологии, приёмы, подходы) для получения результата, отличающегося востребованностью (социально-общественной, рыночной и т.п.). Она является обязательным компонентом работы современного образовательного учреждения и условием его дальнейшего включения в региональную инновационную инфраструктуру, формирование которой является важнейшей задачей государственной политики и приоритетом экономики России.

Присвоение статуса региональной инновационной площадки ставит перед организацией принципиально новые задачи, эффективность решения которых во многом зависит от научно-методического сопровождения со стороны регионального Института развития образования. В статье представлено теоретическое осмысление опыта Краснодарского края в этом направлении. Предложены и подробно охарактеризованы механизмы сопровождения деятельности инновационных площадок, а также апробации и внедрения инновационных продуктов, разрабатываемых ими. В частности, описан алгоритм внедрения инновационных продуктов в краевую систему образования и приведены примеры используемых регламентов и форм планово-отчётной документации.

Ключевые слова

инновационная деятельность, инновационный продукт, региональная инновационная площадка, стажировка

Для цитирования

Гайдукова В.В., Бухтияр Е.С. Эффективные механизмы сопровождения деятельности инновационных площадок в региональной системе образования // Педагогическая перспектива. 2024. № 1(13). С. 48–57.
https://doi.org/10.55523/27822559_2024_1(13)_48

Информация об авторах

Вера Васильевна Гайдукова – старший методист центра методической поддержки инновационного развития системы образования Института развития образования Краснодарского края
Екатерина Сергеевна Бухтияр – методист центра методической поддержки и инновационного развития системы образования ГБОУ Институт развития образования Краснодарского края

Текст статьи

Исследование выполнено в рамках федеральной инновационной площадки по проекту «Научно-методическое сопровождение региональной инновационной сетевой инфраструктуры, обеспечивающей непрерывный рост профессионального мастерства учителя», утверждённой приказом Минобрнауки № 29 от 11.01.2023.

Основным направлением стратегического развития России в современных условиях является всесторонняя модернизация, ключевой предпосылкой которой является наличие социальных субъектов, обладающих инновационным потенциалом и возможностями для его реализации.

В обобщённом виде инновационная деятельность представляет собой систему взаимосвязанных видов работ, обеспечивающих появление действительных инноваций. К ним относятся:

  • научно-исследовательская деятельность, направленная на получение нового знания о том, как нечто может быть («открытие»), и о том, как нечто можно сделать («изобретение»);
  • проектная деятельность, направленная на разработку особого, инструментально-технологического знания о том, как на основе научного знания в заданных условиях необходимо действовать, чтобы получилось то, что может или должно быть («инновационный проект»);
  • образовательная деятельность, направленная на профессиональное развитие субъектов определённой практики, на формирование у каждого личного знания (опыта) о том, что и как они должны делать, чтобы инновационный проект воплотился на практике («реализация»).

Изучением инновационной деятельности в разных сферах занимались Г.С. Гамидов, Л.М. Гольберт, С.В. Ильдеменов, Е.В. Кетриш, В.Г. Колосов, Б.Р. Мандель, В.Г. Медынский, Н.О. Османов, А.И. Пригожин, Д.С. Соколов, Н.С. Томилина, Н.О. Яковлева и др.

С общих позиций инновация трактуется исследователями как действие (или его результат), направленное на удовлетворение новой потребности (или предложение нового пути удовлетворения старой), в основе которого лежит использование новых знаний (новое использование знаний), воплощенных в новые технологии, ноу-хау, новые комбинации факторов и имеющих целью снятие последствий деструктивных процессов или получение новых (или с новыми свойствами, функциями) продуктов/услуг с высоким потенциалом.

При этом инновационная деятельность понимается как особая по характеру деятельность, в которую привносится новое (знания, технологии, приемы, подходы) для получения результата, отличающегося востребованностью (социально-общественной, рыночной и т.п.).

В настоящее время инновационными для системы образования нашей страны признаны следующие направления: изменение целей и содержания образования на всех ступенях, начиная от детского сада и приведение их в соответствие гуманистическим ориентирам и требованиям времени; реализация новых образовательных стандартов на основе компетентностного подхода, разработка и внедрение новых образовательных технологий; информатизация всей системы образования; внедрение профильного обучения в средней школе; применение методов и форм индивидуализации обучения; создание условий для самоопределения и творческого развития личности в процессе обучения; создание и развитие творческих инновационных коллективов образовательных организаций; сочетание образовательного процесса с исследовательской работой преподавателей, студентов и др.

Основной целью инновационных процессов в образовании является решение важнейших задач: 1) изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта; 2) внедрение достижений психолого-педагогической науки в практику.

В современной научной литературе исследуется широкий спектр вопросов, связанных с решением этих задач: общие вопросы организации инновационной деятельности в образовании [1; 2; 3; 4 и др.], особенности инновационной инфраструктуры на различных уровнях [5; 6; 7; 8 и др.].  апробация и внедрение инновационных продуктов [9; 10; 11 и др.], оценка их качества [12; 13 и др.].

В частности, учёные и практики [14; 15; 16 и др.] отмечают, что инновационная направленность деятельности образовательной организации предполагает включение педагогов в процесс создания, освоения и использования новшеств в практике обучения и воспитания, формирования определённой инновационной среды. При этом разрабатываются практико-ориентированные продукты, востребованные образовательными системами не только своего, но и других регионов России. Кроме того, данный вид деятельности обеспечивает повышение компетентности задействованных педагогических работников, что способствует успешному повышению профессиональной квалификации, прохождению аттестации, результативному участию в профессиональных конкурсах и др.

Инновационная деятельность в статусе федеральной, региональной или муниципальной инновационной площадки является важным фактором повышения престижа образовательной организации в глазах субъектов образовательного пространства и социальных партнёров, росту её востребованности в социуме. Организация, распространяющая свои инновационные продукты, становится своеобразным методическим центром, авторитетной творческой, поисковой лабораторией. Это особенно актуально в условиях повышения конкуренции в системе образования, проведения федеральных и региональных рейтингов. Также наличие статуса инновационной площадки является зачастую одним из условий участия в грантах, конкурсах и проектах.

Таким образом, инновационная деятельность должна стать обязательным компонентом работы современного образовательного учреждения и условием его дальнейшего включения в региональную инновационную инфраструктуру, формирование которой является важнейшей задачей государственной политики и приоритетом экономики России.

Наше исследование и практический опыт работы показали, что функционирование инновационных площадок не должно быть бессистемным. Высокие результаты их работы достигаются только тогда, когда они имеют системный и управляемый характер.

Представим полученные в этом направлении результаты, проиллюстрировав их опытом организации работы инновационных площадок в Краснодарском крае.

Прежде всего выделим основные механизмы регулирования их деятельности со стороны регионального Института развития образования.

  1. Участие кафедр и центров института в отборе и экспертизе проектов, поданных организациями на конкурс по присвоению статуса региональной инновационной площадки. Все представленные соискателями заявки помимо технической экспертизы, проходят содержательное оценивание с точки зрения актуальности тематики и значимости планируемых результатов для региональной системы образования. Такая оценка играет решающую роль в принятии решения о присвоении искомого статуса.
  2. Разработка Дорожной карты взаимодействия инновационной площадки с Институтом развития образования. Основной целью её составления является осуществление интеграции образовательной организации в региональную сетевую инновационную инфраструктуру системы образования. Такая Дорожная карта позволяет ещё на старте проекта рационально спланировать ресурсы и выстроить взаимовыгодное сотрудничество.
  3. Разработка плана подготовки научно-методических продуктов, а также организации и/или участия инновационной площадки в образовательных мероприятиях. Данный план должен включать стажировки, представление достигнутых результатов, трансляцию эффективного опыта, подготовку методических продуктов (пособия, рекомендации, дидактические материалы и др.), публикации в научно-методических журналах. Основная цель данной работы – представление достижений инновационных площадок и их использование в региональной системе образования.
  4. Информационное сопровождение участия инновационной площадки в региональных образовательных мероприятиях со стороны Института развития образования. Данное сопровождение очень важно для оперативного информирования возможных участников и партнёров о предстоящих мероприятиях и об их результатах. Помимо традиционных каналов информирования (официальный сайт организации, официальные группы в социальных сетях и др.) свою эффективность показали и временные группы (мероприятий, проектных групп и др.) в мессенджерах.
  5. Проведение промежуточных отчётов инновационных площадок. Данная работа чрезвычайно важна для оказания своевременной квалифицированной помощи и коррекции планов на следующий период. Как правило, отчёты проводятся не менее 4 раз за отчётный период в форме вебинаров. Экспертами являются работники Института развития образования и приглашённые специалисты. По итогам представления достижений и обсуждения возникающих проблем инновационным площадкам оказывается необходимая консультационная помощь.
  6. Экспертиза качества выполнения планов взаимодействия. Она проводится в основном работниками кафедр и структурных подразделений Института развития образования. Оценивается качество и содержание выступлений, мастер-классов педагогов инновационной площадки на региональных мероприятиях, проведённых стажировок, подготовленных инновационных продуктов.

Для более эффективного применения представленные механизмы сопровождения деятельности инновационных площадок регулируются соответствующими регламентами.

Приведём в качестве примера регламент проведения стажировок в очном формате:

  1. В первых числах предшествующего месяца Институт развития образования направляет напоминание о всех запланированных мероприятиях.
  2. Не позднее 15 числа предшествующего месяца инновационная площадка направляет в институт сведения о проводимом мероприятии: название, дата и время проведения, адрес (при очном проведении), ссылка на подключение (при дистанционном проведении), программа мероприятия, контактная информация (ФИО ответственного, телефон, электронная почта.
  3. В течение трёх рабочих дней работники института готовят и рассылают информационное письмо о проведении мероприятия во все муниципалитеты с приложением унифицированной формы заявки.
  4. В определённые сроки инновационная площадка – организатор мероприятия – проводит регистрацию участников. Если поступило заявок больше, чем установленная квота, проводится отбор и своевременное информирование приглашённых. Если заявок недостаточно, мероприятие проводится с привлечением сетевых партнёров по реализации инновационного проекта.
  5. После проведения стажировки организатор готовит отчёт и размещает на своём официальном сайте пострелиз с фотоотчётом, программой и сведениями об участниках.
  6. В течение 2 дней после окончания стажировки инновационная площадка предоставляет в Институт развития образования по электронной почте: пост-релиз, ссылку на размещение новости о стажировке на сайте, сканированные регистрационные листы, материалы стажировки (презентации, раздаточный материал, видеоролики и т.д.), фотоотчет, данные о руководителе образовательного учреждения, организовавшего стажировку.
  7. Материалы проведения стажировки размещаются в соответствующем разделе официального сайта Института развития образования.

Описанные выше механизмы обеспечивают текущую работу инновационных площадок и не касаются апробации получаемых инновационных продуктов. Теперь охарактеризуем процедуры, связанные с их апробацией и качественной оценкой результатов деятельности инновационной площадки.

Прежде всего отметим, что опираемся на следующий тезис: если работу муниципальных методических служб сориентировать на решение проблемы эффективности работы инновационных площадок, используя при этом потенциал учреждений системы образования муниципалитета и региона в целом, то это будет способствовать развитию региональной информационной инфраструктуры. Реализация данной идеи приводит к необходимости внедрения результатов работы инновационной площадки, направленной на развитие инновационной инфраструктуры региона.

Под внедрением результатов мы понимаем систему мероприятий, реализуемых в определенной последовательности, включающих информирование педагогической общественности о полученных выводах или выявленных закономерностях, дающих основание для внесения изменений в практику; создание новых учебных и методических пособий, базирующихся на полученных данных экспериментального исследования; разработку методических инструкций и рекомендаций и т.д. При этом если подтверждается эффективность и действенность каких-либо педагогических находок и они получают научное осмысление, интерпретацию и обоснование, организуется пропаганда их опыта, показывается возможность переноса его в иные условия. Залогом успешного внедрения и распространения результатов педагогических исследований изученного и научно-обоснованного передового опыта является творческое содружество работников педагогической науки, интерес педагогов к чтению научно-педагогической и методической литературы, стремление лично, непосредственно участвовать в опытной и экспериментальной работе, особенно на том этапе, когда организуется массовая проверка новых учебно-методических материалов, в которых заложены новые идеи и отражены результаты научно- педагогических исследований.

Знание основных методов ведения педагогических исследований необходимо каждому творчески работающему педагогу, который должен знать и уметь применять эти методы, как для изучения опыта других исследователей, так и для организации проверки на научной основе своих собственных педагогических находок и открытий, применяемых в иных условиях.

Отметим, что основные сложности реализации инновационных технологий возникают на этапе апробации и непосредственного внедрения нововведения в образовательных процесс. Перед началом данного этапа разработчик новой технологии сталкивается с необходимостью доказательства жизнеспособности разработки. В данном контексте существуют некоторые факторы риска продвижения инноваций, в результате негативного воздействия которых продукт или технология могут развиваться по одному из двух путей – отказ во внедрении, причиной которого является недостаточная степень подготовленности автора в части инновационного менеджмента и маркетинга, или формализация внедрения, в процессе которой разработки автора принимаются как инновационные, но в дальнейшем авторский замысел претерпевает изменения.

Поэтому за организацию апробации и внедрения результатов работы инновационной площадки в своем муниципальном образовании и других муниципалитетах региона, оценку результативности и эффективности ответственность закреплена за муниципальной методической службой.

В рамках разработанных механизмов, инновационные площадки в первый год деятельности должны разработать инновационные продукты, во второй – апробировать и внедрять их в организациях своего муниципального образования, в третий – в рамках региональной системы образования.

При организации апробации и внедрения следует помнить, что нельзя использовать даже положительный опыт по разработке и внедрению инноваций, не проанализировав возможные последствия, не взвесив все «за» и «против», поскольку каждая образовательная организация имеет свои особенности и возможности (материальные, кадровые и т.д.). Мы предлагаем следующий алгоритм внедрения инновационного продукта (рис. 1).

Алгоритм внедрения инновационного продукта

Рис. 1. Алгоритм внедрения инновационного продукта

Разработка плана по реализации, внедрению и продвижению инновационного продукта должна рассматривать возможные варианты, формирование приоритетных целей и ожидаемых конечных результатов, интеграционную совместимость инновационного продукта с имеющимися ресурсами организации, эффективность и перспективность для дальнейшего продвижения, при этом главным требованием к инновациям должно быть устранение противоречия между необходимыми и фактическими свойствами инноваций.

Важным этапом при этом является позиционирование инновационного продукта, которое позволяет определить его преимущества, изучив и проанализировав целевой сегмент; определить, насколько данный инновационный продукт будет актуален и необходим для решения выявленных проблем; как он способен позиционировать образовательную организацию на рынке образовательных услуг.

С учётом вышеизложенного специалисты муниципальных методических служб составляют план апробации и внедрения результатов работы (продуктов) инновационных площадок в муниципальном образовании (рис. 2) и координируют его сопровождение.

Форма плана апробации и внедрения результатов работы инновационных площадок в муниципальной системе образования

Рис. 2. Форма плана апробации и внедрения результатов работы инновационных площадок в муниципальной системе образования

Важным аспектом планирования деятельности по данному направлению инновационного проектирования является составление специалистами Института развития образования региональной информационной карты продвижения результатов работы инновационных площадок, учитывающей представленные муниципалитетами планы.

Дополнительным источником внедрения инновационных продуктов являются официальные сайты учреждений, где на созданных страничках инновационных площадок должны размещаться все продукты их деятельности.

По результатам работы муниципальные методические службы формируют отчёт, акцентируя внимание на эффективности результатов работы инновационной площадки как для организации, в которой проходит апробация, так и для муниципальной системы образования в целом (рис. 3).

Форма отчета об апробации и внедрении результатов работы инновационной площадки в муниципальной системе образования

Рис. 3. Форма отчета об апробации и внедрении результатов работы инновационной площадки в муниципальной системе образования

Представленная модель апробации и внедрения результатов инновационной деятельности позволяет снизить стихийность реализации инновационных процессов, улучшает их управляемость и, в конечном итоге, повышает инновационный потенциал региональной системы образования.

Таким образом, системное применение представленных механизмов апробации и внедрения результатов работы инновационных площадок в муниципальных и региональных системах образования, способно повысить эффективность работы самой площадки, её востребованность в системе образования при ориентации на продукты и эффекты инновационной деятельности, которые являются динамическими составляющими инновационного ресурса региональной инфраструктуры.

Список литературы

  1. Абубакаров М. В. Теоретические основы управления инновационными изменениями и деятельностью в образовательной организации // Известия Чеченского государственного педагогического университета. Серия 1. Гуманитарные и общественные науки. 2021. № 1(33). С. 126–128.
  2. Медведев П.С., Кандалинцева К.С., Аквазба Е.О., Субботин В.Я. Инновационная деятельность в современной образовательной организации / // Вестник педагогических наук. 2023. № 4. С. 13–16.
  3. Шарипов Ф.В. Инновационная деятельность в образовании // Международный журнал экспериментального образования. 2017. № 1. С. 103–107.
  4. Шик Ю.В., Сергеева И.Г. Определение и особенности инновационных проектов в образовании // Modern Economy Success. 2023. № 5. С. 248–253.
  5. Гуров В. Н., Исламов Р.Р., Гурова Е.В. Инновационная деятельность образовательных комплексов муниципалитетов и отдельных образовательных организаций: практика работы // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 3(88). С. 238–241. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2021-388-238-241
  6. Соколов Д.С., Томилина Н.С. Инновационная инфраструктура в современной России: понятие, содержание, особенности // Инновационная наука. 2016. № 1. С. 172–177.
  7. Яковлева Н.О. Региональная инновационная сетевая инфраструктура как компонент системы образования: сущность, значение и характеристики // Педагогическая перспектива. 2023. № 4(12). С. 81–92. https://doi.org/10.55523/27822559_2023_4(12)_81
  8. Яковлева Н.О., Гайдукова В.В. Закономерности и принципы функционирования региональной инновационной сетевой инфраструктуры, обеспечивающей непрерывный рост профессионального мастерства учителя // Педагогическая перспектива. 2022. № 4(8). С. 3–12. https://doi.org/10.55523/27822559_2022_4(8)_3
  9. Горячева С.А., Маслова О.М. Внедрение инноваций в систему образования // Вопросы педагогики. 2020. № 1-2. С. 70–73.
  10. Стефанова Н.А., Черная А.В. Специфика внедрения инноваций в образование // Вопросы устойчивого развития общества. 2022. № 8. С. 765–771.
  11. Тронина И.А., Татенко Г.И., Петрова Л.А. Роль инновационных площадок для реализации образовательных проектов // Экономические и гуманитарные науки. 2022. № 3(362). С. 22–28. https://doi.org/10.33979/2073-7424-2022-362-3-22-28
  12. Яковлева Н.О. Качество педагогического проекта и особенности его оценивания // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2000. № 4. С. 261–265.
  13. Цымбалюк В.А. Проблема оценки качества образовательных инноваций в процессе их институционализации // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2020. № 4(29). С. 126–129. https://doi.org/10.36809/2309-9380-2020-29-126-129
  14. Яковлева Н.О. Структура региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров // Педагогическая перспектива. 2021. № 3. С. 27–39. https://doi.org/10.55523/27822559_2021_3_27
  15. Кропотова М.Ю. Проблема организации готовности к инновационной деятельности будущих педагогов в образовательных организациях // Информация и образование: границы коммуникаций. 2022. № 14(22). С. 256–257.
  16. Минкина В.А., Хотеева Р.И. Взаимосвязь уровня развития управленческого потенциала сотрудников образовательной организации и адаптивности к инновационной деятельности // Вестник Калужского университета. Серия 1. Психологические науки. Педагогические науки. 2020. Т. 3, № 4(9). С. 138–145.