Условия эффективной организации военно-морской профориентации в учреждениях дополнительного образования

Loading

Э.К. Любошиц
Детский морской центр имени адмирала Фёдора Фёдоровича Ушакова, Краснодар, Россия
starnor11@mail.ru

Аннотация

В статье рассматривается проблема военно-морской профориентации в учреждениях дополнительного образования. Выделены условия эффективной организации данной деятельности: 1) мониторинг развития профессиональных потребностей обучающихся; 2) учёт возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся при организации профориентационных занятий; 3) взаимодействие с родителями в профориентационной работе; 4) сетевое профориентационное взаимодействие с учреждениями и организациями. Охарактеризовано влияние данных условий на процесс военно-морской профориентации. Представлены примеры их реализации в МБОУ ДО «Детский морской центр им. Адмирала Фёдора Фёдоровича Ушакова» (г. Краснодар).

Ключевые слова

военно-морская профориентация, дополнительное образование, детский морской центр, мониторинг, сетевое взаимодействие

Для цитирования

Любошиц Э.К. Условия эффективной организации военно-морской профориентации в учреждениях дополнительного образования // Педагогическая перспектива. 2024. № 1(13). С. 15–24. https://doi.org/10.55523/27822559_2024_1(13)_15

Информация об авторах

Элеонора Константиновна Любошиц – старший методист муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детский морской центр им. Адмирала Фёдора Фёдоровича Ушакова», г. Краснодар.

Текст статьи

В образовательном пространстве современной России дополнительное образование является одной из наиболее интенсивно развивающихся областей, решающих различные социально значимые задачи, среди которых – адаптация обучающихся к жизни в обществе; обеспечение их духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья и т.д.

 Важное место среди этих задач занимает профессиональная ориентация, направленная на формирование у детей сознательного и обоснованного выбора будущей профессии. При этом в последнее время возрастает актуальность военно-профессиональной ориентации, которая понимается как процесс развития способностей обучающихся совершить осознанное самоопределение в сфере военной службы. Для развития таких способностей важно проводить системную работу и создавать условия её эффективной организации.

Сегодня деятельность по военно-морской профориентации сосредоточена в детских морских объединениях, создаваемых в рамках дополнительного образования. Они имеют различную организационную форму (детский морской центр, морской кадетский корпус, морской кадетский класс, клуб юных моряков и речников и др.), но общую задачу – привить интерес к морским профессиям и рассматриваются как начальная ступень подготовки к службе и работе на российском флоте.

Данный социальный заказ сформулирован в ряде документов: Концепция подготовки кадров для транспортного комплекса до 2035 года [1], Морская доктрина Российской Федерации [2], Концепция Морского федерального ресурсного центра дополнительного образования детей [3] и др. В них отмечается важность комплексной работы по формированию общей культуры личности обучающихся, их адаптация в жизни общества, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ в высших морских и военно-морских заведениях России.

Различные аспекты этой работы активно исследуются в современной научной и методической литературе, в частности, изучаются организационные вопросы военно-морской профориентации детей [4; 5 и др.], её содержательное наполнение [6; 7; 8 и др.], современные методики данной деятельности [9; 10; 11 и др.] и др. При этом, отмечается невысокая результативность военно-профессиональной ориентации в учреждениях дополнительного образования, которая обусловлена, по нашему мнению, недостаточной разработанностью определяющих её теоретических положений: подходов, моделей, условий, принципов и т.д.

На основе анализа научной литературы и собственного опыта работы мы выделили основные условия эффективной организации военно-морской профориентации в учреждениях дополнительного образования:

  1. Мониторинг развития профессиональных потребностей обучающихся.
  2. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся при организации профориентационных занятий.
  3. Взаимодействие с родителями в профориентационной работе.
  4. Сетевое профориентационное взаимодействие с учреждениями и организациями.

Рассмотрим их более подробно, сопроводив примерами реализации в МБОУ ДО «Детский морской центр им. Адмирала Фёдора Фёдоровича Ушакова» (г. Краснодар).

Мониторинг развития профессиональных потребностей обучающихся

Традиционно под мониторингом понимается специальная форма наблюдения за текущим изменением тех или иных процессов или объектов, осуществляемая на постоянной основе. В рамках данной статьи мы рассматриваем его как систему необходимой отчётности, сбора и анализа информации, проведение информационно-аналитических исследований и диагностики состояния развития профессиональных потребностей обучающихся, выявление тенденций и прогноза их развития.

Мониторинг проводится на регулярной основе в начале и в конце работы с каждой возрастной группой с использованием различных методик, специально подобранных в соответствии с целями конкретного исследования.

Представим результаты мониторингов, полученных в 2023 году.

С детьми 10–14 лет, обучающимися в детском объединении «Социум» и окружном активе «Движение первых», было проведено тестирование по методике Е.А. Климова с использованием ресурса «Профгид». Методика предназначена для выявления предрасположенности к определённым типам профессий.

Результаты показали гендерные различия в предрасположенности подростков к разным типам профессий. По итогам тестирования мы выяснили, что к группам профессий «Человек – техника» относятся 32,5% мальчиков и только 8,2% девочек; «Человек – человек» – 45,5% мальчиков и 32,6% девочек; «Человек – знаковая система» – 16% мальчиков и 15,8% девочек. Тест показал, что тип профессий «Человек – художественный образ» больше подходит девочкам (43,4%), чем мальчикам (6%). Следовательно, с техникой, в коллективе и с математическими расчётами больше склонны работать мальчики.

Поскольку большинство военно-морских специальностей относится к группам профессий «Человек – техника», «Человек – человек» и «Человек – знаковая система», можно констатировать, что мальчики имеют потенциально большую склонность к морскому делу.

Дополнительно проводился опрос «Вы уже выбрали будущую профессию?», в котором приняли участие 13 девочек и 8 мальчиков в возрасте 10–14 лет, а также 6 девочек и 15 мальчиков в возрасте 15–17 лет (табл. 1).

Таблица 1. Распределение ответов обучающихся на вопрос «Вы уже выбрали будущую профессию?» (в %)

№ п/п

Возраст

Ответ «да»

Ответ «нет»

мальчики

девочки

мальчики

девочки

1

10–14 лет

71

43

29

57

2

15–17 лет

93

67

7

33

Полученные результаты показали, что в основной массе мальчики определяются с выбором жизненного пути значительно раньше, чем девочки. При этом к 15 годам абсолютное большинство детей уже выбрали будущую профессию, а значит профориентационную работу нужно начинать как можно раньше.

Для выявления отношения детей к морской профессии было проведено анкетирование детей объединения «Гардемарины», в котором приняли участие 13 девочек и 8 мальчиков в возрасте 10–14 лет (табл. 2).

Таблица 2. Распределение ответов обучающихся в возрасте 10–14 лет на вопросы, связанные с морскими профессиями (в %)

п/п

 

Вопросы

Ответы

 

да

 

нет

Затрудняюсь ответить

мальчики

девочки

мальчики

девочки

мальчики

девочки

1

Ты любишь море?

75

84,6

0

15,3

25

0

2

Хотелось бы тебе работать в море?

0

7,69

0

46,1

100

46,1

3

Согласился (ась) бы ты отправиться в кругосветное плавание?

75

23,07

0

53,8

25

23,07

4

По твоему мнению, работа в море даёт возможность хорошо зарабатывать и строить успешную карьеру?

37,5

53,8

0

0

37,5

23,07

5

Как ты считаешь, какие качества, важные для работы в море, у тебя есть:

– мне нравится преодолевать жизненные трудности

25

84,6

37,5

7,69

37,5

0

– я могу исполнять приказы, например, слушаться во всём капитана корабля

100

84,6

0

7,69

0

7,69

– мне нравится учиться чему-то новому, совершенствовать свои навыки

75

84,6

0

7,69

25

0

– я люблю и умею работать в команде

62,5

84,6

0

7,69

37,5

7,69

– у меня хорошее здоровье, я мало болею

100

53,8

0

7,69

0

38,46

– я легко переношу расставание с близкими людьми на долгий срок

25

15,3

12,5

46,1

62,5

38,46

6

Хотелось бы тебе получить профессию, связанную с морем?

8

0

0

56

92

44

На основной вопрос «Хотелось бы тебе получить профессию, связанную с морем?» 8% мальчиков ответили «да» и 92% затруднились ответить. При этом 56% девочек ответили «нет» и 44% затруднились ответить. Не в последнюю очередь это связано с тем, что возможности выбора в морском деле у мальчиков шире, и такие специальности в большей степени соответствуют мужской гендерной роли в социуме.

Подчеркнём, что в опросе участвовали дети, которые только пришли в Детский морской центр и ещё недостаточно информированы об особенностях морского дела. Следовательно, их включение в систему военно-профессиональной ориентации обладает большим потенциалом для будущего самоопределения.

Результаты проведённых опросов, показали, что большое количество детей имеют недостаточную направленность на морское дело, поскольку недостаточно информированы и имеют низкую готовность к профессиональному самоопределению в целом. Мальчики, давно занимающиеся в Детском морском центре, увереннее чувствуют себя в выборе профессии, чем вновь пришедшие, что свидетельствует от том, что профориентационная деятельность педагогов способствует развитию понимания детьми своих интересов и склонностей.

Мониторинг состояния и прогноз развития профессиональных потребностей обучающихся организации дополнительного образования детей показал, что основной категорией обучающихся, серьёзно задумывающихся о выборе профессии являются подростки 14–17 лет. Они характеризуется в психологической литературе становлением представления о себе, понимания и осознания себя в качестве члена общества, определения своей, личной, общественно значимой позиции. В этом смысле дополнительное образование прекрасно вписывается в систему профессиональной ориентации обучающихся 6–11 классов. Однако лучше информировать детей о мире профессий, как можно раньше, и для этого отлично подходят площадки учреждений дополнительного образования, так как именно сюда обучающиеся приходят и выбирают то занятие, которое им действительно нравится.

Таким образом, мониторинг развития профессиональных потребностей обучающихся является важным условием эффективной организации военно-морской профориентации в учреждениях дополнительного образования, поскольку позволяет планировать работу и вносить в неё необходимые коррективы, опираясь на оперативно получаемые данные.

Учёт возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся при организации профориентационных занятий

Каждый возрастной период характеризуется своими особенностями, которые влияют в том числе и на готовность и способность восприятия воспитательного и обучающего воздействия со стороны педагога. Безусловно это требует их учёта при организации профориентационных занятий.

Возраст 5–7 лет – это первый этап в ознакомлении детей с возможностями будущего самоопределения, социализации в обществе. Зная психологические особенности детей в этом возрасте можно прогнозировать их личностный рост в том или ином виде деятельности. Это даёт возможность расширить выбор ребёнка, дав ему больше информации и знаний в какой-либо конкретной области. Знакомство с миром профессий не только способствует накоплению теоретических знаний, но и даёт возможность приобщиться к труду взрослых. Дети расширяют и углубляют уже имеющиеся сведения о разных видах деятельности, пополняют свой активный словарный запас. Тематические беседы взрослых с дошкольниками развивают мышление, позволяют налаживать простые взаимоотношения, пробуждают интерес к труду. Проявление доброжелательности, неподдельной заинтересованности даже самыми странными вопросами малышей, а также поощрение диалога помогают детям справиться с нерешительностью, стеснительностью и замкнутостью.

С дошкольниками Детского морского центра проводятся разговоры о профессиях, раскрывая малышам важность и необходимость труда, его силу и красоту. В этом возрасте целесообразно проводить занятия при помощи игровых технологий. Для этого мы используем весёлые картинки – изображения сказочных персонажей, и в шутливой форме рассуждаем, кем может работать такой персонаж в современном мире. Поддерживаем тему игры мы рисунком на тему «Кем я хочу быть?», это помогает ребёнку задуматься о будущем выборе профессионального пути.

Дети постарше, в возрасте 7–10 лет, знакомятся с миром профессий посредством интерактивных экскурсий по официальным сайтам и платформам, помогающими в профориентировании. Очень важно помочь обучающемуся сориентироваться в море интернет-информации и найти нужный ресурс, важный и интересный для конкретного ребёнка. Для обучающихся 7–10 лет характерен выбор профессии, связанный с мнением родителей. Отсюда и ориентация на профессии значимых для них взрослых: учителей, родителей, родственников, близких знакомых семьи. Наблюдается своего рода профессиональная индукция. Зачастую реализовать свою мечту родители предлагают ребёнку. Отлично, если у ребёнка есть способности к этой профессии, а если нет? Такое решение может иметь плохие последствия, особенно если желания родителей оправдать не удастся. Необходимо побеседовать с родителями почему они советуют избрать этот путь. Если это нереализованные желания старших родственников, то им нужно объяснить, что у ребёнка свой путь и он другой человек. Что их интересы и таланты находятся в другой области профессионального самоопределения, ведь у каждого человека свои стремления, ценностные ориентации, установки и они не обязательно совпадают.

В связи с этим, нужно заранее выявить, чем занимаются родители этих обучающихся, какие плюсы и минусы того или иного вида деятельности. После такой подготовки можно предметно объяснить ребёнку что его ждёт при выборе профессии одного из родителей. Это поможет детям лучше понять, подходит ли им тот профессиональный путь, который выбрали для себя их родители.

Младший подростковый возраст (11–13 лет) – один из самых ответственных периодов становления личности. В этом возрасте закладываются основы нравственного отношения к разным видам труда, происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют избирательность отношения подростков к различным профессиям. Примерно с 11–13 лет подросток воспринимает себя человеком мира и может осознанно сделать профессиональный выбор. Для этого нужно понять, соответствуют ли представления обучающегося тому или иному виду деятельности. Это путь сопоставления личностных особенностей с требованиями к профессии. Для этого проводятся диагностика и консультации, интервью-собеседование и анкетирование, профориентационное и психологическое консультирование, тесты и комплексы тестирования, оценивающие потенциал обследуемых и их профессионально важные качества. В Детском морском центре для обучающихся 11–13 лет проводятся интерактивные экскурсии по официальным сайтам и платформам, занимающимся профориентированием.

Возраст 14–17 лет характеризуется активизацией интереса к выбору профессии, формированию правильного понимания сущности профессии и самоопределению, поэтому проведение занятий в рамках профориентирования должно содержать беседу с детьми о мотивации выбора ими тех или иных профессий. Причём такая беседа должна проходить в свободной форме, как бы настраивая детей на выходную диагностику, заставляя задумываться над своими ответами. Даже взрослому человеку непросто разобраться в своих мотивах, детям ещё сложнее. Наша задача – помочь ребёнку создать положительный образ будущего, в котором он будет видеть себя частью морского флота России.

С 14–17-летними подростками в детском морском центре проводятся занятия «Методика мотивации подростков к профессиональной деятельности», в форме киноурока «Всё начинается с мечты», по материалам фильма «Юные мечтатели» режиссёра Станислава Шуберта, являющегося частью методических рекомендаций «Кинопросмотр как эффективный метод мотивации подростков к профессиональной деятельности».

После просмотра, посредством анкетирования, был проведён опрос школьников г. Краснодара возрастной категории 14–17 лет (15 мальчиков и 6 девочек). Результаты опроса показывают, что мальчики определяются с выбором жизненного пути значительно быстрее, чем девочки. Вероятно, это связано с тем, что возможности выбора в морском деле у мальчиков шире, и такие специальности в большей степени соответствуют мужской гендерной роли в социуме.

Таким образом, учёт возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся при организации профориентационных занятий выступает важным условием эффективной организации военно-морской профориентации в учреждениях дополнительного образования, поскольку позволяет точечно выстраивать работу, ориентируясь на способности и потребности каждого ребёнка.

Взаимодействие с родителями в профориентационной работе

Как показывают многочисленные исследования ведущую роль в выборе ребёнком будущей профессии, как правило, играет мнение родителей, их жизненный и профессиональный опыт. Поэтому очень важно в рамках работы по профессиональной ориентации обучающихся включать их в совместную деятельность по данному направлению.

Первым шагом в этом направлении является изучение мнения родителей по вопросам профориентации их детей.

Представим результаты опроса родителей детей от 10 до 17 лет, обучающихся в детском объединении «Социум» и окружном активе «Движения первых». В опросе принял участие 21 человек.

Большинство родителей школьников (42,9%) ответили «нет» на вопрос «Выбрал ли ваш ребёнок профессию?». Возможно, это свидетельство недостаточной информированности родителей, вследствие недостаточности общения на данную тему. При ответе на вопрос «Если профессия, которую выбрал ваш ребёнок, вам не нравится, будете ли вы его переубеждать?» большинство респондентов-родителей ответило «нет» – 71,4%. Большинство родителей не будут переубеждать ребёнка в том или ином выборе. Поэтому очень важно дать ребёнку и его родителям больше информации о выборе профессии. Также родители очень гибко относятся к варианту переезда ребёнка в другой регион – 61,9% готовы его отпустить на учёбу. Следовательно, если в нашем регионе специалисты выбранной профессии не нужны, обучающийся будет готов к переезду.

По мнению большинства родителей, участвовавших в опросе, готовность выполнить задание – это сознательность и ответственность обучающегося, что является частью требований к военным и морским профессиям. 57,1%. родителей обучающихся, считают, что если ребёнку дать задание и время на его выполнение, он его сделает.

На вопрос о склонностях ребёнка к той или иной предметной сфере, были получены следующие ответы: предрасположенность к гуманитарным наукам у своих детей выделяют 75% родителей девочек и 67% родителей мальчиков 10–14 лет, а к точным наукам, соответсвенно, 25% родителей девочек и 33% родителей мальчиков 10–14 лет. Ответы родителей детей в возрасте от 15 до 17 лет имеют иные результаты. С возрастом меняется взгляд родителей мальчиков, многие видят их в технической сфере деятельности.

Таким образом, взаимодействие с родителями в профориентационной работе позволяет повысить эффективность организации военно-морской профориентации в учреждениях дополнительного образования за счёт совместного воздействия на обучающихся в данном направлении.

Сетевое профориентационное взаимодействие с учреждениями и организациями

Как показывает практика, ресурсов отдельно взятой организации дополнительного образования недостаточно, чтобы эффективно проводить военно-профессиональную профориентацию. Необходимо, чтобы обучающиеся могли на практике увидеть масштабность морских профессий, осознать открывающиеся перед ними возможности и понять, насколько это соответствует их ожиданиям. Решение данной проблемы мы видим в сетевом профориентационном взаимодействии с учреждениями и организациями, обладающими такими ресурсами.

Традиционно сетевое взаимодействие рассматривается как совместное использование ресурсов нескольких организаций для решения определённого круга задач. В контексте нашего исследования сетевое профориентационное взаимодействие с учреждениями и организациями военно-профессиональной направленности призвано повысить эффективность военно-морской профориентации в учреждениях дополнительного образования.

В результате такого сотрудничества появляется возможность более полной реализации дифференцированного подхода в обучении. Дети разного возраста, уровня мотивации, личных предпочтений нуждаются в разных профориентационных мероприятиях, позволяющих более точно определить их профессиональные ориентиры на будущее.

В стенах Детского морского центра проводятся слёты, собрания, организуются походы по местам боевой славы. Представители Военного учебно-научного центра ВМФ «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова» (г. Калининград), ведут профориентационную работу с воспитанниками центра, рассказывают о деятельности Военно-морской академии. Сотрудничество в рамках военно-патриотического воспитания осуществляется с Краснодарской Краевой общественной организацией «Ассоциация ветеранов силовых структур «Мегапир». Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот) организует и проводит единую отраслевую мультипредметную Морскую олимпиаду школьников, региональным представителем которой является Детский морской центр.

Мероприятия в рамках сетевого взаимодействия обогащают школьников знаниями о морских профессиях, помогают выявить тех, кто связывает своё будущее с морем.

Таким образом, повышение эффективности военно-морской профориентации в учреждениях дополнительного образования возможно за счёт построения совместно с родителями индивидуальной образовательной траектории обучающихся, основанной на данных мониторинга развития их профессиональных потребностей и реализуемой в форматах сетевого взаимодействия.

Список литературы

  1. Концепция подготовки кадров для транспортного комплекса до 2035 г.: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2021 г. № 255-р. // Информационно-правовое обеспечение «Гарант». URL: https://clck.ru/376Gmc (дата обращения 08.11.2023).
  2. Морская доктрина Российской Федерации: утверждена Указом Президента Российской Федерации от 31 июля 2022 г. № 512. // Информационно-правовое обеспечение «Гарант». URL: https://clck.ru/376Gne (дата обращения 08.11.2023).
  3. Концепция Морского федерального ресурсного центра дополнительного образования детей // Юнги России: сайт. URL: https://clck.ru/36wCZj. (дата обращения 08.11.2023)
  4. Зенкин М.А., Иванов И.Ю. Детские морские объединения России -пространство профессионализации или самоопределения? // Педагогика и психология образования. 2023. № 2. С. 9–22.
  5. Зенкин М.А. Отраслевое дополнительное образование детей в сфере морской деятельности: модели и практики в России и за рубежом // Про-ДОД. 2021. № 6(36). С. 40-50.
  6. Орлова Е.А., Ефанова Н.Б., Стариков С.А. [и др.]. Профессиональное самоопределение обучающихся морских классов в условиях школьного дополнительного образования: методическое пособие. СПб: СПб ГА ПОУ «Морской технический колледж имени адмирала Д. Н. Сенявина». 190 с.
  7. Белкина Н.В., Шевцова Д.Н. Методические указания по конструированию и использованию во внеурочной деятельности и дополнительном образовании практико-ориентированных заданий, ориентированных на морские профессии // Профессиональная ориентация учащихся основной школы в учебной и внеучебной деятельности: методические материалы. СПб: Свое издательство, 2019. С. 6–34.
  8. Смирнова Е.Б. Воспитывая будущих военных моряков из опыта работы по профориентации кадет Кронштадтского морского кадетского военного корпуса // Вестник военного образования. 2020. № 1(22). С. 113–116.
  9. Зенкин М.А., Козик С.В. Педагогическое сопровождение профориентации учащихся: организация проектной деятельности в сменах морской тематики // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 3: Экономические, гуманитарные и общественные науки. 2020. № 2. С. 115–122.
  10. Зубанов С.С., Мамбеткулова В.Р. Исследование вовлеченности в длительную военно-морскую игру участников временного детского объединения // Про-ДОД. 2022. № 2(38). С. 58–69.
  11. Худяков Д.А. Реализация инновационных технологий в дополнительном образовании на примере деятельности Детского морского Центра // Профессионально-технологическая и экономическая подготовка обучающихся в условиях модернизации и стандартизации образования: сб. ст. по итогам I Всероссийской научно-практической конференции, Волгоград, 08 октября 2020 года. Волгоград: ООО «Сфера», 2020. С. 184–187.