Система принципов функционирования региональной инновационной сетевой инфраструктуры, обеспечивающей непрерывный рост профессионального мастерства учителя

Loading

Н.О. Яковлева
Институт развития образования Краснодарского края, Краснодар, Россия
noyakovleva@mail.ru

Аннотация

Рассматривается проблема ориентации региональной инновационной сетевой инфраструктуры на обеспечение непрерывного роста профессионального мастерства учителя. Для выделенных закономерностей функционирования данной системы определена система специфических принципов, которая состоит из трёх групп: организационно-формирующие, содержательно-технологические и субъектно-ориентирующие принципы. Первая группа обеспечивает саму возможность функционирования рассматриваемой инфраструктуры, вторая характеризует внутренние требования к её успешной деятельности, а третья фиксирует предпосылки формирования в современной образовательной системе. Дана подробная характеристика данным принципам, определены взаимосвязи между ними и закономерностями функционирования региональной инновационной сетевой инфраструктуры, обеспечивающей непрерывный рост профессионального мастерства учителя.

Ключевые слова

региональная инновационная сетевая инфраструктура, непрерывный рост профессионального мастерства учителя, закономерность, принцип, организационно-формирующие принципы, содержательно-технологические принципы, субъектно-ориентирующие принципы

Для цитирования

Яковлева Н.О. Система принципов функционирования региональной инновационной сетевой инфраструктуры, обеспечивающей непрерывный рост профессионального мастерства учителя // Педагогическая перспектива. 2024. № 1(13). С. 3–14. https://doi.org/10.55523/27822559_2024_1(13)_3

Информация об авторах

Надежда Олеговна Яковлева – доктор педагогических наук, профессор, Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, руководитель центра методической поддержки и инновационного развития системы образования Института развития образования Краснодарского края.

Текст статьи

Исследование выполнено в рамках федеральной инновационной площадки по проекту «Научно-методическое сопровождение региональной инновационной сетевой инфраструктуры, обеспечивающей непрерывный рост профессионального мастерства учителя», утверждённой приказом Минобрнауки № 29 от 11.01.2023.

В современных условиях развития системы образования непрерывное повышение профессионального мастерства учителя становится одной из важнейших задач на всех уровнях. Как показывает практика, значительным потенциалом для решения этой непростой задачи обладает инновационная инфраструктура региональной системы образования. Мы считаем, что, если сориентировать её на восполнение профессиональных дефицитов и максимально использовать потенциал сетевых форматов взаимодействия, то это будет способствовать созданию оптимальных условий для непрерывного повышения профессионального мастерства современного учителя.

Принимая данный тезис за основу, мы пришли к необходимости разработки, обоснования, апробации и реализации региональной инновационной сетевой инфраструктуры, обеспечивающей непрерывный рост профессионального мастерства современного учителя, и адаптированной к использованию в любом субъекте Российской Федерации. Исследование проводится нами с 2021 года в рамках федеральной инновационной площадки по проекту «Научно-методическое сопровождение региональной инновационной сетевой инфраструктуры, обеспечивающей непрерывный рост профессионального мастерства учителя». Некоторые теоретические и практические результаты, полученные ранее в данном направлении, представлены в работах автора [1; 2; 3; 4].

Отметим, что в последние годы возрос научный интерес к развитию региональной инновационной инфраструктуры. Наряду с общими вопросами [5; 6; 7; 8 и др.], исследуется специфика инновационной деятельности в образовательной сфере [9; 10; 11; 12 и др.].

 В рамках нашего проекта под региональной инновационной сетевой инфраструктурой мы понимаем «совокупность организаций, реализующих в соответствующем статусе инновационные проекты, значимые для региональной системы образования, а также их сетевых партнёров по инновационной деятельности» [4, с. 5].

Как и любая социальная система региональная инновационная инфраструктура развивается по определённым закономерностям и требует учёта специфических принципов для эффективного функционирования и развития. При этом, закономерности выступают теоретической основой деятельности, а принципы характеризуют требования к её практической реализации.

Ранее в соответствии с нашей классификацией [13, с. 154–155] мы выявили и подробно охарактеризовали четыре закономерности функционирования региональной инновационной сетевой инфраструктуры, обеспечивающей непрерывный рост профессионального мастерства учителя:

  • атрибутивная закономерность, характеризующая её природную сущность: «инновационная сетевая инфраструктура региональной системы образования имеет потенциал к развитию, отличается гибкостью, открытостью и детерминирована спецификой взаимодействия субъектов всех уровней образовательной системы» [4, с. 6];
  • закономерность обусловленности, раскрывающая каузальные связи, детерминирующие её функционирование: «коллективное наставничество как сквозной сетевой механизм взаимодействия субъектов региональной инновационной инфраструктуры способно обеспечить комплексное повышение качества научно-методического сопровождения профессионального развития современного учителя» [4, с. 6];
  • функциональная закономерность, определяющая нормативные основания и требования: «чтобы профессиональные сообщества результативно выполняли свою миссию, они должны носить управляемый характер, действовать в плановом режиме на основе опережающей консолидации ресурсов, а их состав – отвечать требованиям необходимости и достаточности для обеспечения непрерывного роста профессионального мастерства современного учителя» [4, с. 7];
  • закономерность эффективности, устанавливающая зависимость качества и оптимальности от определённых факторов, влияющих на успешность функционирования: «эффективность профессионального развития учителя определяется наличием и реализацией единой региональной системы научно-методического сопровождения, интегрированной в инновационный дискурс сетевой инфраструктуры современного образования» [4, с. 8].

В данной статье мы представим результаты исследования по определению системы принципов функционирования региональной инновационной сетевой инфраструктуры, обеспечивающей непрерывный рост профессионального мастерства учителя.

Применительно к педагогической реальности, принципом считается требование, которое должно быть выполнено, чтобы процесс приобрёл педагогический характер. При этом принципы не выбираются, а принимаются как регулятивная норма, регламентирующая действия субъектов, организацию образовательного процесса, связи с внешней средой в интересах личности, общества и государства. Кроме того, они находятся в постоянном развитии: уточняются, конкретизируются, дополняются по мере развития педагогической мысли. Детерминируются принципы, как правило, потребностями педагогического опыта, научными проблемами, которые решаются в ходе педагогической деятельности.

Современные исследователи [14; 15; 16; 17 и др.] подчёркивают, что именно принципы позволяют придать явлению его сущностные признаки и соответствующие базовые характеристики.

Постановка самостоятельной задачи по выявлению принципов возможна как в комплексных исследованиях, так и в проектной деятельности, когда требуется чёткое понимание того, как должна быть организована работа, чтобы оптимально достичь поставленных целей. Полноценное решение такой задачи предусматривает научное обоснование и содержательную характеристику выявленных принципов в теоретическом и эмпирическом плане. Теоретическое представление принципа позволяет в обобщённом виде охарактеризовать его суть, показать ключевые позиции применимости в соответствующих условиях, а эмпирическое – раскрыть действия, которые надо предпринять, чтобы обеспечить его реализацию.

Если в ходе работы над проектом стоит задача определения закономерности и соответствующих ей принципов, то совокупность принципов должна быть тождественна закономерности не только по контексту (отражать указанные в характеристике закономерности нюансы), но и по объёму устанавливаемых требований (оппозиционное поле закономерности должно быть конгруэнтно покрытию совокупности выбранных принципов). В этом случае можно говорить о системе, включающей множество принципов, и обладающей полнотой, целостностью и валидностью. Если выявление принципов является самостоятельной задачей, то, как правило, они затрагивают отдельные стороны проектируемого процесса и представляют собой комплекс, открытый для дополнения и уточнения.

Укажем основные требования к принципу как теоретическому компоненту реализации проекта в системе образования:

  • целевая определённость – направленность на устранение некоторого противоречия в педагогическом процессе или решение актуальной задачи;
  • аксиологичность – значимость для теории и практики педагогики;
  • новизна – содержательная или технологическая инновационность зафиксированных требований;
  • практическая ориентированность – изложение содержания в контексте совершенствования педагогической практики;
  • контекстуальность – соответствие содержания общему контексту проектной деятельности, полученному при её выполнении заключений и выводов;
  • непротиворечивость – гармоничная встраиваемость в систему принципов современного образования в целом;
  • корректность формулировки – соответствие требованиям к его обозначению.

Относительно последнего пункта отметим, что в отличие от закономерности, которая формулируется в виде законченного утверждения, указывающего на связь между определёнными аспектами педагогического процесса, принцип формулируется несколькими ключевыми словами и, как правило, нуждается в дополнительных пояснениях в отношении сути и правил реализации.

Многообразие принципов, с которыми имеет дело субъект образовательного процесса, требует их классификации. Наиболее простая из них выделяет две группы принципов: общие (общепринятые и известные в науке) и специфические (принципы, которые должны обеспечиваться при работе с конкретным предметом).

Группа общих принципов обладает универсальностью и должна обязательно обеспечиваться в образовательном процессе. К ним принято относить принципы целенаправленности, научности, системности, последовательности, прочности, доступности, непрерывности, наглядности, учёта возрастных и индивидуальных особенностей, гуманизма, культуросообразности, сознательности и активности и др.

Группа специфических принципов, непосредственно связанная с конкретным феноменом, формулируется самим субъектом проектной деятельности и потому не так многочисленна.

Учитывая специфические черты современной системы образования, предмет и задачи нашего проекта, а также содержание выявленных ранее закономерностей, мы определили систему специфических принципов функционирования региональной инновационной сетевой инфраструктуры, обеспечивающей непрерывный рост профессионального мастерства учителя. Она состоит из трёх групп: организационно-формирующие, содержательно-технологические и субъектно-ориентирующие принципы. При этом первая группа обеспечивает саму возможность функционирования региональной инновационной сетевой инфраструктуры, вторая характеризует внутренние требования к её успешной деятельности, а третья фиксирует предпосылки формирования в современной образовательной системе. Их взаимосвязь представлена на рис. 1.

Соотношение и значение принципов функционирования региональной инновационной сетевой инфраструктуры, обеспечивающей непрерывный рост профессионального мастерства учителя

Рисунок 1. Соотношение и значение принципов функционирования региональной инновационной сетевой инфраструктуры, обеспечивающей непрерывный рост профессионального мастерства учителя

В группу организационно-формирующих принципов мы включили: 1) принцип совместного использования ресурсов; 2) принцип соответствия направлениям, актуальным для системы образования региона; 3) аналитического прогнозирования.

Группа содержательно-технологических принципов включает: 1) принцип инновационного трансферта; 2) принцип сетевой кооперации; 3) принцип синхронизации инновационной деятельности.

Группа субъектно-ориентирующих принципов представлена принципами: 1) выравнивания инновационного потенциала субъектов системы образования; 2) многоканальности стимулирования профессионального развития педагогов; 3) экстериоризации инновационного опыта.

Подчеркнём, что названные принципы выявлялись нами с учётом определённых ранее закономерностей, а потому непосредственно связаны с ними (рис. 2). Кроме того, как показал опыт реализации проекта, закономерность эффективности занимает в этой системе центральное место и охватывает принципы каждой из выделенных групп.

Связь закономерностей и принципов функционирования региональной инновационной сетевой инфраструктуры, обеспечивающей непрерывный рост профессионального мастерства учителя

Рисунок 2. Связь закономерностей и принципов функционирования региональной инновационной сетевой инфраструктуры, обеспечивающей непрерывный рост профессионального мастерства учителя

Дадим краткую характеристику содержания выявленных принципов в их связи с соответствующими закономерностями.

Атрибутивной закономерности соответствуют принципы инновационного трансферта и соответствия направлениям, актуальным для системы образования региона.

В основе принципа инновационного трансферта лежит требование своевременной передачи апробированных продуктов инновационной деятельности в массовую практику формального, неформального и информального обучения современных педагогов, способствующих непрерывному росту их профессионального мастерства. Учёт данного принципа обеспечивает корректность функционирования региональной инновационной сетевой инфраструктуры и создаёт условия для её непрерывного развития за счёт оперативного насыщения системы образования инновационными решениями, доступными для каждого её субъекта.

Данный принцип обеспечивается за счёт:

  • использования каналов информирования педагогической общественности о результатах инновационной деятельности;
  • вовлечения субъектов региональной системы образования в процессы формирования и апробации инновационных продуктов;
  • организации квалифицированного научно-методического сопровождения внедрения инноваций в работу образовательных организаций и др.

Принцип соответствия направлениям, актуальным для системы образования региона, требует ориентации деятельности субъектов региональной инновационной сетевой инфраструктуры только на актуальную проблематику, непосредственно отражающую задачи повышения качества кадрового потенциала системы образования и эффективности её работы в целом. Данный принцип способствует более рациональному использованию кадровых ресурсов и привлечению их только к тем инновационным проектам, которые имеют существенное значение и весомые результаты. При этом устоявшиеся в региональной образовательной системе отношения взаимной ответственности на разных иерархических уровнях определяют разнообразие содержания инновационной деятельности и придают инновационной инфраструктуре свойства гибкости и открытости, обусловленной оперативным и даже опережающим реагированием на изменения условий и задач развития региональной системы образования.

Этот принцип обеспечивается за счёт:

  • мониторинга приоритетов развития страны и региона в целом, а также федеральных и региональных образовательных систем в частности;
  • аудита актуальной научной проблематики, достижений и результатов проводимых исследований;
  • организации работы координационного органа, ответственного за определение актуальной повестки и качественное выполнение инновационных проектов в регионе и др.

С закономерностью обусловленности связаны принципы сетевой кооперации и выравнивания инновационного потенциала субъектов системы образования.

Принцип сетевой кооперации предусматривает выстраивание продолжительных программ взаимодействия, которые носят комплексный характер и реализуются на единых ценностях, позициях и отношениях сетевых партнёров при их полноправном участии в планировании и осуществлении совместной деятельности, оценке достигнутых результатов. Благодаря сетевой кооперации субъектов инновационной инфраструктуры появляется синергетический эффект их взаимодействия в виде новых конкурентных преимуществ и достижений, что позволяет обеспечить единые стандарты качества инновационной деятельности и вывести её субъектов в новые форматы сотрудничества.

Данный принцип реализуется через:

  • расширение возможностей для сетевого взаимодействия и стимулирование активности субъектов в организации коллективного наставничества;
  • упорядочение нормативно-правовой основы сетевого взаимодействия субъектов региональной инновационной инфраструктуры;
  • координацию распределения ресурсов для совместного использования в рамках сетевой кооперации и др.

Принцип выравнивания инновационного потенциала субъектов системы образования требует реализации программы горизонтального наставничества для обеспечения инновационной однородности участников сетевого взаимодействия, позволяющей равномерно распределять нагрузку и ответственность, эффективно достигать целей инновационной деятельности и максимально полно задействовать ресурсы региональной системы образования. В системе образования Краснодарского края соблюдение данного принципа обеспечивается реализацией регионального проекта «Движение вверх», направленного на работу с территориальными методическими службами, обладающими недостаточным инновационно-методическим потенциалом, и проекта по сопровождению профессиональных сообществ, обеспечивающих устранение профессиональных дефицитов и формирование компетенций инновационной деятельности у педагогических работников и управленческих кадров.

Обеспечение выполнения данного принципа предполагает:

  • постоянный мониторинг инновационной активности субъектов региональной системы образования всех уровней;
  • согласование направлений и преемственности инновационной деятельности среди её участников;
  • определение лидеров инновационной активности и их привлечение к осуществлению тьюторского сопровождения субъектов со скрытым инновационным потенциалом и др.

Функциональная закономерность конкретизируется через принципы совместного использования ресурсов и экстериоризации инновационного опыта.

Согласно принципу совместного использования ресурсов координация работы региональной инновационной сетевой инфраструктуры должна строиться на анализе возможностей системы образования и их диверсификационном использовании, обеспечивающем рациональность взаимодействия по достижению запланированных целей. Основными носителями инновационного опыта и его активными субъектами, транслирующими лучшие образцы педагогической деятельности, являются управляемые профессиональные сообщества, способные организовать процесс научно-методического сопровождения профессионального роста педагога. Как фактор продуктивного функционирования региональной инновационной сетевой инфраструктуры профессиональное сообщество по своему назначению и задачам способно обеспечить условия для совместного использования имеющихся ресурсов в плановом режиме для персонифицированного совершенствования профессионального мастерства современного педагога.

Принцип совместного использования ресурсов предусматривает:

  • перевод работы профессиональных сообществ в управляемый режим и установление способов гарантированного информирования каждого участника об инновационных способах повышения профессионального мастерства;
  • создание информационной платформы и систематизацию на её базе достоверных данных об имеющихся ресурсах и возможностях их использования для сопровождения профессионального развития педагогов;
  • ориентацию работы профессиональных сообществ на использование результатов инновационной деятельности и привлечение их к апробации инновационных продуктов в экспертном качестве и др.

Принцип экстериоризации инновационного опыта требует создания в рамках функционирования региональной инновационной сетевой инфраструктуры возможностей для публичного воспроизведения и распространения опыта инновационной деятельности субъектов, отрефлексированного, обобщённого и адаптированного для использования педагогами в русле их профессионального самосовершенствования. В данном ключе именно профессиональное сообщество становится коллективным носителем такого опыта и полноценным субъектом его экстериоризации, а сам инновационный опыт, обладая интегративным характером и многообразием содержания, способен удовлетворить любые потребности педагогов. Только благодаря экстериоризации инновационный потенциал приобретает явные формы и начинает «работать» на педагога в его профессиональном развитии.

Данный принцип обеспечивается:

  • переводом инновационной деятельности в проектный формат, подготовкой инновационных продуктов и их публичным представлением для использования педагогами в системе образования;
  • созданием информационных площадок для обмена инновационным опытом и аккумулирования его лучших образцов для использования педагогами в их профессиональном развитии;
  • обеспечением управляемости инновационной деятельности и подчинении работы её субъектов общей цели – непрерывном совершенствовании профессионального мастерства современного педагога и др.

Закономерности эффективности связаны с принципами аналитического прогнозирования, синхронизации инновационной деятельности и многоканальности стимулирования профессионального развития педагогов.

Принцип аналитического прогнозирования предполагает наличие и использование современного экспертного инструментария по оценке перспектив развития региональной инновационной сетевой инфраструктуры и её влияния на совершенствование профессионального мастерства педагогов, создающего условия для выстраивания достоверных прогнозов и реализации опережающего управления развитием инновационного потенциала системы образования. Именно аналитическое обоснование прогнозов делает их достоверными, а инновационный процесс – «прозрачным» и оптимальным в отношении достижения целей как во временном, так и в качественно-содержательном аспектах.

Реализация этого принципа предусматривает:

  • организацию работы экспертного сообщества, способного дать оценку ресурсам и условиям функционирования региональной инновационной сетевой инфраструктуры для обеспечения профессионального развития педагогов;
  • использование методов педагогической экстраполяции, каузально-функционального анализа, диверсификационного планирования, морфологического анализа, аналогий, формализации и др.;
  • привлечение к деятельности по прогнозированию субъектов региональной инновационной сетевой инфраструктуры всех уровней и согласование её результатов и др.

Принцип синхронизации инновационной деятельности определяет механизмы координации и взаимодействия усилий субъектов региональной инновационной сетевой инфраструктуры по реализации инновационных проектов. Данный принцип позволяет на уровне всего региона упорядочить инновационную активность субъектов, обеспечить переход от локальных проектов к более масштабным и сложноорганизованным, предусматривающим участие представителей всех уровней краевой образовательной системы. При это сетевое взаимодействие может и должно стать тем базовым механизмом синхронизации, который обеспечит комплексный поиск инновационных решений по повышению профессионального мастерства педагога и усилит его интенсивность за счёт открытости доступа к инновационным продуктам.

Данный принцип обеспечивается:

  • организацией устойчиво работающих каналов связи и передачи информации, в том числе с центром принятия управленческих решений;
  • непрерывным сопровождением реализации инновационных проектов с целью координации объёма и своевременности привлечения ресурсов и выполнения запланированных действий;
  • обеспечением работы с общими данными и продуктами инновационной деятельности и др.

В соответствии с принципом многоканальности стимулирования профессионального развития педагогов требуется привлечение механизмов профессионального развития педагогов, создания мотивирующей среды, обеспечивающей формирование сознательной потребности у учителя развития его профессионального мастерства. Достижению данной цели способствует интеграция краевых, муниципальных, институциональных и личностных ресурсов. Указанный принцип фиксирует необходимость привлечения для профессионального развития педагогов разнообразных приёмов стимулирования – материального, финансового, морального, организационного, стимулирования свободным временем, предметным содержанием и др. Разные приёмы стимулирования могут реализовываться разными субъектами региональной инновационной сетевой инфраструктуры, что обеспечивает комплексный подход к организации научно-методического сопровождения. При этом необходимо согласование действий источников стимулирования, без которого избыток, недостаток или несоответствие стимулирующих воздействий негативно сказывается на результате.

Данный принцип предусматривает:

  • диагностику уровня профессионального мастерства педагогов и аудит их профессиональных потребностей и запросов;
  • согласование действий по стимулированию профессионального развития педагогов между их субъектами и источниками;
  • обеспечение обоснованного дозирования стимулирующих воздействий на процесс профессионального развития педагога и др.

Таким образом, региональная инновационная сетевая инфраструктура является самостоятельным феноменом, значимым для развития системы образования, а её эффективное функционирование определяется учётом атрибутивной, функциональной закономерностей, закономерностей обусловленности и эффективности, а также выполнением системы специфических организационно-формирующих, содержательно-технологических и субъектно-ориентирующих принципов.

Список литературы

  1. Яковлева Н.О. Структура региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих // Педагогическая перспектива. 2021. № 3. С. 27–39. https://doi.org/10.55523/27822559_2021_3_27
  2. Яковлева Н.О. Развитие региональной сетевой инновационной инфраструктуры как направление работы федеральной инновационной площадки // Кубанская школа. 2022. № 3(67). С. 98–103.
  3. Яковлева Н.О. Региональная инновационная сетевая инфраструктура как компонент системы образования: сущность, значение и характеристики // Педагогическая перспектива. 2023. № 4(12). С. 81–92. https://doi.org/10.55523/27822559_2023_4(12)_81
  4. Яковлева Н.О., Гайдукова В.В. Закономерности и принципы функционирования региональной инновационной сетевой инфраструктуры, обеспечивающей непрерывный рост профессионального мастерства учителя // Педагогическая перспектива. 2022. № 4(8). С. 3–12. https://doi.org/10.55523/27822559_2022_4(8)_3
  5. Бездудная А.Г., Мейрман С.Ж. Принципы разработки региональной инновационной политики // Научные труды северо-западного института управления РАНХиГС. 2014. № 4(16). С. 17–22.
  6. Коробейников И.О. Ключевые принципы формирования стратегии развития региональной инфраструктуры // Вестник Казанского технологического университета. 2014. Т. 17. № 1. С. 327–330.
  7. Ланская Д.В., Яковленко А.Е. Методы и модель развития инновационной инфраструктуры регионального кластера полного цикла исследований и инноваций // Естественно-гуманитарные исследования. 2020. № 29(3). С. 178–183. https://doi.org/10.24411/2309-4788-2020-10253
  8. Лоева Я.А., Гольцова П.А. Инновационная инфраструктура, инфраструктура инновационной деятельности и национальная инновационная система: в чем разница? // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 12-10. С. 84–86.
  9. Лазаренко И.Р., Колесова С.В., Логинова О.А. Соотношение готовности педагогов к инновационной деятельности и интенсивности инновационных преобразований системы образования // Столыпинский вестник. 2022. Т. 4, № 7. С. 12.
  10. Непокрытова Т.Ю. Инновационная деятельность педагога в современном образовании // Научный альманах. 2021. № 1-1(75). С. 99–101.
  11. Ротобыльская Л.А. Концептуальная модель управления развитием региональной инновационной образовательной инфраструктуры // Региональное образование: современные тенденции. 2018. № 2(35). С. 15–19.
  12. Цыбина А.П. Интеллектуальная инфраструктура инновационной образовательной среды региона // Евразийский юридический журнал. 2021. № 12(163). С. 533–536.
  13. Яковлева Н.О. Диссертация как результат педагогического исследования: монография. Краснодар: Изд-во Краснодарского государственного института культуры, 2019. 304 с.
  14. Вовк Е.В. Принципы реализации коммуникативного подхода в образовании // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 4(77). С. 33–35.
  15. Жумабаева В.Ж. Принципы гуманистической педагогики // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2021. № 26. С. 39–40.
  16. Морозова Н.М. Методология и методологические принципы: их соотношение // Актуальные вопросы социально-гуманитарного знания в системе высшего образования: сб. материалов науч. конф. и науч. семинаров, подготовленных и проведенных кафедрами социально-гуманитарных дисциплин и иностранных языков Воронежского института МВД России в 2020 году. Воронеж: Воронежского института МВД России, 2021. С. 133–138.
  17. Петров П.Ю. Принципы социального структурирования // Теория и практика современной науки. 2020. № 5(59). С. 323–339.