Предупреждение нарушений письменной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи на основе развития зрительного анализа и синтеза на логопедических занятиях

Loading

C.А. Карп1, Е.С. Ткаченко2
1, 2 Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия
1 ansvetkarp@mail.ru
2 t42e@yandex.ru

Аннотация

Предупреждение нарушений письменной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи сегодня представляет актуальную задачу. Значительным потенциалом для её решения обладает развитие зрительного анализа и синтеза, которые играют важную роль в восприятии окружающего мира, что существенно влияет на формирование письменной речи и языкового уровня учащихся. В процессе проведения логопедических занятий можно организовать эффективную работу в данном направлении.

В статье представлены результаты исследования, проведённого на базе МАОУ города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 20». На основе проведённого анализа письменной речи у детей с общим недоразвитием речи, выделены основные проблемы её развития, описана диагностика уровня сформированности у испытуемых зрительного анализа и синтеза, охарактеризованы этапы проведения обследования. Были апробированы, адаптированные к особенностям детей с общим недоразвитием речи, методики диагностики и коррекционной работы. Сделаны выводы об эффективности проведённой работы

Ключевые слова

зрительный анализ, зрительный синтез, общее недоразвитие речи, нарушения письменной речи, речевые нарушения, младшие школьники

Для цитирования

Карп C.А., Ткаченко Е.С. Предупреждение нарушений письменной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи на основе развития зрительного анализа и синтеза на логопедических занятиях // Педагогическая перспектива. 2024. № 1(13). С. 33–40.
https://doi.org/10.55523/27822559_2024_1(13)_33

Информация об авторах

Светлана Александровна Карп – магистрант кафедры коррекционной педагогики и психологии Института детства Новосибирского государственного педагогического университета

Елена Сергеевна Ткаченко – кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры коррекционной педагогики и психологии Института детства Новосибирского государственного педагогического университета

Текст статьи

В современном образовательном контексте по-прежнему актуальными остаются проблемы обучения младших школьников с нарушениями речи. При этом одним из наиболее распространённых речевых нарушений является общее недоразвитие речи, которое составляет около 40 % всех случаев речевых патологий [1]. Как отмечают специалисты, его преодоление является одним из ключевых факторов успешного развития ребёнка, что определяет значимость системной работы по эффективному предупреждению и коррекции таких нарушений.

Важным направлением этой деятельности является предупреждение нарушений письменной речи. Современные учёные и практики исследуют различные его аспекты: общие вопросы проявления таких нарушений [2; 3; 4; 5 и др.], различные методики их преодоления и коррекции [6; 7; 8; 9 и др.]  и др.

В тоже время несмотря на большое количество исследований в области развития письменной речи у детей с общим недоразвитием речи, существует необходимость в совершенствовании методов и приёмов, способствующих предупреждению этих нарушений. Большим потенциалом в этом направлении обладает развитие у детей умений и навыков зрительного анализа и синтеза.

Зрительный анализ и синтез играют важную роль в восприятии окружающего мира, что существенно влияет на формирование письменной речи и языкового уровня учащихся.  Младшие школьники, освоившие навыки анализа визуальной информации, более успешно справляются с задачами, включающими распознавание букв, слов и структуры текста. Как отмечает Т.В. Ахутина [10] это существенно влияет на формирование письменной речи и понимание текста.

Зрительный синтез, как способность объединять визуальные элементы в целостный образ, необходим для понимания и восприятия сложных визуальных сцен, диаграмм, а также для формирования представлений об окружающем мире. Он играет важную роль в развитии письменной речи, поскольку позволяет детям не только распознавать, но и создавать сложные визуальные образы. Навык синтеза визуальной информации содействует развитию творческого мышления и воображения, что в свою очередь способствует лучшему освоению навыков письма и оформления текстов.

Эффективные стратегии и методики, направленные на развитие зрительных аспектов, могут служить ключевым элементом успешного преодоления трудностей формирования у детей с общим недоразвитием речи основ для грамотной письменной речи.

В тоже время успешное преодоление возможных трудностей, связанных с этими процессами, требует комплексного подхода, учитывающего как возрастные, так и индивидуальные особенности детей с общим недоразвитием речи.  Такие дети могут испытывать дополнительные трудности, связанные с ограниченным словарным запасом, трудностями с распознаванием букв, слов и структуры текста, что определяет важность их логопедической поддержки.

В проведённом нами исследовании акцент сделан на коррекционно-развивающую работу, направленную на развитие зрительного анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи. Её организация предусматривает всестороннее обследование каждого ребёнка, что обеспечивает реализацию индивидуализированного подхода.

Исследование проводилось на базе МАОУ города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 20». В нём приняли участие учащиеся первых классов, имеющие заключение психолого-педагогической комиссии, фиксирующее общее недоразвитие речи III уровня. Всего было задействовано 10 детей (7 мальчиков и 3 девочки) в возрасте 7–8 лет.

Целью исследования было выявление уровня развития зрительного анализа и синтеза у учащихся первых классов с общим недоразвитием речи и разработка соответствующего содержания логопедических занятий по преодолению выявленных нарушений.

Исходя из цели были сформулированы следующие задачи:

  1. Провести подбор методики для выявления нарушения развития зрительного анализа и синтеза у учащихся первых классов с общим недоразвитием речи.
  2. Провести качественный и количественный анализ результатов исследования сформированности зрительного анализа и синтеза у учащихся первых классов с общим недоразвитием речи.
  3. Обозначить содержание логопедических занятий по преодолению нарушений развития зрительного анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи, основываясь на результатах диагностического исследования.

Исследование состояло из трёх этапов:

  1. Диагностический этап (01–30.09.2022).

Цель – выявление отклонений в развитии зрительного анализа и синтеза у первоклассников с общим недоразвитием речи.

  1. Формирующий этап (01.10.2022 – 31.03.2023).

Цель – разработка и апробация логопедических занятий для развития зрительного анализа и синтеза, направленных на предотвращение нарушений письменной речи у детей с общим недоразвитием речи.

Задачи – 1) разработка комплекса занятий с учётом уровня сформированности зрительного анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи; 2) проведение логопедической работы с учащимися.

  1. Контрольный этап (01.04 – 30.04.2023).

Цель – проверка эффективности системы логопедических занятий для предотвращения нарушений письменной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи, учитывая развитие зрительного анализа и синтеза.

Такой многоэтапный подход обеспечивает комплексное решение задач по предотвращению нарушений письменной речи у детей с общим недоразвитием речи.

На диагностическом этапе исследования было осуществлено ознакомление с педагогическими и медицинскими документами, а также проведены консультации с родителями для более глубокого понимания анамнеза каждого ребёнка, что существенно для разработки эффективных коррекционных стратегий.

В литературе представлены различные диагностические методики, направленные на обследование навыков письма, в частности, рассчитанные на младших школьников. Как правило они достаточно подробны и трудоёмки, что вызывает определённые сложности в их использовании педагогами общеобразовательных школ.

Для своего исследования при подборе диагностических заданий мы использовали работы Т.В. Ахутиной [10], О.Б. Иншаковой [11] и И.Н. Садовниковой [12], адаптировав их для детей с общим недоразвитием речи. Выбор этих заданий обусловлен их способностью всесторонне оценивать трудности при освоении навыков письма у младших школьников общеобразовательных школ. Практическая особенность используемых методик заключается в том, что одни и те же контрольные задания предоставляются для выполнения детьми дважды: во втором полугодии первого класса и в начале второго класса.

Полученная в итоге адаптации методика диагностики развития уровня письменной речи с практической точки зрения более удобна для применения в работе с детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи. При её использовании мы учитывали важность установления эмоционального контакта с детьми, доброжелательное взаимодействие и учёт индивидуальных особенностей ребёнка.

Для диагностического исследования использовались диктант, списывание с печатного и рукописного текстов. Была проведена фронтальная проверка с одинаковыми для всех условиями: единое время выполнения работ в первой половине дня, одинаковое время на выполнение, объяснение процедуры обследования перед началом письменных работ. Дети, требующие поддержки и не завершившие задание в установленные временные рамки, фиксировались отдельно.

Полученные при первом обследовании результаты (таблица 1) свидетельствуют о наличии у испытуемых трудностей в выполнении заданий.

Таблица 1. Результаты констатирующего контрольного среза (количество ошибок)

№ испытуемого

Контрольное задание

диктант

списывание с печатного текста

списывание с рукописного текста

1

9

3

3

2

4

2

2

3

8

3

3

4

6

2

2

5

9

3

3

6

5

2

2

7

9

3

3

8

7

3

2

9

4

2

2

10

9

3

3

Для получения более детальной картины мы анализировали следующие специфические типы ошибок [13], которые служат индикаторами нарушений письменной речи у детей с общим нарушением речи, делая их диагностическими:

  • фонетические замены, свидетельствующие о недостаточном различении звуков;
  • нарушение слоговой структуры слова, связанное с нечётким звуковым анализом;
  • грамматические ошибки, указывающие на незавершённость грамматического оформления письменной речи;
  • оптические ошибки, проявляющиеся в искажённом написании букв и пространственном воспроизведении буквенных элементов.

Данные о специфических ошибках, характеризующиеся многочисленностью и стойкостью, заносились в речевые карты ребёнка для организации длительного наблюдения.

В дополнение к специфическим ошибкам, характерным для этой группы, фиксировались также и общие ошибки, свойственные детям, не полностью овладевшим навыками письма.

Проведённое нами исследование письменной речи младших школьников выявило ошибки в следующих областях:

  1. Звуко-слоговой анализ, включая пропуск гласных и согласных, недописывание и перестановку.
  2. Ошибки фонематического восприятия: замена схожих звуков и пропуск мягкого знака.
  3. Лексические и грамматические ошибки, такие как нарушение границ предложения, пропуск слов и слияние предлогов.
  4. Моторные ошибки. У шести детей с общим недоразвитием речи также выявлены зрительно-пространственные нарушения. Эти ошибки устойчиво проявляются.

Результаты исследования свидетельствуют о высокой частоте специфических ошибок у детей. Шестерым из них присущи стойкие оптические ошибки, предвосхищающие оптическую дистрофию. Диагностика, проведённая в соответствии с методикой О.Б. Иншаковой [11], выявила нарушения письменной речи без тяжёлых форм. Была выявлена лёгкая (40 %) и средняя (60 %) степень нарушений письменной речи, преимущественно с оптической формой.

В процессе обследования было замечено негативное отношение к письму и низкая концентрация внимания. Дети испытывают трудности с запоминанием и часто переспрашивают текст, а их письменные работы характеризуются множественными ошибками, помарками и зачёркиваниями. Контроль эмоций представляет сложность, дети часто отвлекаются во время письма, пишут медленно, и их почерк трудно разобрать.

На основе полученных данных был сделан вывод о необходимости специальной организации логопедической работы с использованием комплекса упражнений, способствующих развитию зрительно-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза у детей, имеющих речевую патологию общее недоразвитие речи и подвергающихся риску развития оптической дисграфии. Важным элементом такой работы должна стать разработка индивидуального образовательного маршрута для каждого ребёнка, направленного на преодоление выявленных нарушений.

В рамках коррекционных занятий мы использовали упражнения на развитие мелкой и артикуляционной моторики, коррекцию фонематических процессов, а также совершенствование связной речи на лексическом и синтаксическом уровнях. Занятия проводились два раза в неделю с использованием методик А.В. Ястребовой, И.Н. Садовниковой [12], адаптированных для данной возрастной группы. Работа по исправлению речевых нарушений учитывала возрастные особенности, программу русского языка и особенности речевого дефекта учащихся.

Процесс предотвращения нарушений письменной речи у детей с общим недоразвитием речи через развитие зрительного анализа и синтеза на логопедических занятиях включал в себя следующие шаги:

  1. Развитие мелкой моторики пальцев рук через пальчиковые игры, рисование по клеткам, контурную обводку, работу с ножницами и другие активности.
  2. Развитие восприятия и понимания речи с постепенным усложнением инструкций, расширением словарного запаса и работой с грамматическими конструкциями.
  3. Развитие экспрессивной речи, формирование фраз, расширение предложений с использованием определений и однородных членов.
  4. Познавательное развитие, включающее работу с памятью, вниманием и восприятием.

В общей сложности было проведено 32 логопедических занятия, в рамках которых использовались разнообразные дидактические игры («Повтори не ошибись», «Город звуков», «Шифровальщики» и др.), способствующие эффективному обучению и переносу навыков в учебную обстановку. Их применение активизировало учебную мотивацию и способствовало эффективному вовлечению детей в обучение. В ходе игр достигалось повышение произвольного внимания, улучшение памяти и развитие мелкой моторики рук. Игровая ситуация незаметно для детей способствовала их включению в образовательный процесс, где они, будучи погружены в игру, приобретали знания, умения и навыки.

Результаты, полученные при повторном проведении контрольных заданий (таблица 2), показали, что испытуемые допустили гораздо меньше ошибок.

Таблица 2. Результаты итогового контрольного среза (количество ошибок)

№ испытуемого

Контрольное задание

диктант

списывание с печатного текста

списывание с рукописного текста

1

5

2

2

2

3

1

1

3

3

2

2

4

2

1

2

5

2

2

2

6

2

2

2

7

2

2

2

8

2

2

3

9

5

2

2

10

5

1

2

Также в результате повторного обследования (таблица 3) было выявлено, что у испытуемых улучшились результаты в плане выраженности нарушений письменной речи: 70 % имеют лёгкую степень нарушений, 30 % – среднюю преимущественно с оптической формой. Тяжёлая степень выявлена не была.

Таблица 3. Степень выраженности нарушения письменной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи (в %)

Контрольный срез

Степень выраженности

лёгкая

средняя

тяжёлая

констатирующий

40

60

0

итоговый

70

30

0

Таким образом, проведённое нами исследование показало, что развитие зрительного анализа и синтеза на логопедических занятиях играет важную роль в формировании языковых навыков. Системное использование для этих целей специально подготовленных упражнений позволяет достичь заметных результатов в предупреждении и коррекции нарушений письменной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи.

Список литературы

  1. Аристова Т.А. Психофизиологические причины трудностей в обучении чтению и письму и их преодоление // Вопросы психологии. 2020. № 5. С. 34–39.
  2. Абултарова А.С. Особенности формирования орфографических навыков у младших школьников с общим недоразвитием речи на уроках русского языка // Ratio et Natura. 2023. № 2(8).
  3. Афонькина Ю.А., Гайдарова Е.И. Особенности проявлений дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи // Auditorium. 2020. № 3(27). С. 32–35.
  4. Белкина Р.Р. Механизмы и симптоматика нарушений письма у младших школьников с общим недоразвитием речи // Вопросы педагогики. 2020. № 6-1. С. 34–45.
  5. Любимова Е.О., Хуртакова А.В. Сравнительное изучение проявлений нарушений письма у младших школьников 2–4 классов с общим недоразвитием речи // Школьный логопед. 2023. № 4(88). С. 41–57. https://doi.org/10.52252/26867222_2023_4_41
  6. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи. М.: Просвещение, 2017. 224 с.
  7. Змановская А.Г. Логопедическая работа по коррекции нарушения письма у младших школьников с ОНР // Актуальные научные исследования в современном мире. 2021. № 4-7. С. 162–170.
  8. Оларь К.А. Преодоление дисграфии у младших школьников с общим недоразвитием речи // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 68-4. С. 74–77.
  9. Турнаева О.В. Коррекционно-педагогическая работа по формированию графомоторного навыка у младших школьников с общим недоразвитием речи // Научный альманах. 2020. № 12-2(74). С. 161–163.
  10. Ахутина Т.В. Нейропсихологический анализ ошибок на письме // Нарушения письма и чтения у детей: изучение и коррекция / под ред. О.А. Величенковой. М.: ЛОГОМАГ, 2018. С. 76–95.
  11. Иншакова О.Б. Назарова А.А. Методика выявления дизорфографии у младших школьников. М.: В. Секачев. 2013. 72 с.
  12. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: Владос. 2021. 256 с.
  13. Шереметьева Е.В., Щеглакова Л.Е. Результаты исследования функционального базиса письменной речи у детей младшего школьного возраста с задержкой письменной речи // Вестник Челябинского государственного университета. 2022. № 2 С. 18–22.