Онлайн-стажировки «Школа Методиста» как условие повышения профессионального мастерства педагогов

Н.А. Бегзадян1, В.В. Гайдукова2
1, 2 Институт развития образования Краснодарского края, Россия, Краснодар
1 Rumetrikan_kan@rambler.ru
2 406-408@mail.ru

Аннотация

Профессия методиста в образовании является достаточно востребованной и перспективной, а её профессиональная миссия связана с процессом развития образовательных организаций. Методист оказывает методическую поддержку руководителям, заместителям руководителей и педагогам в их профессиональном совершенствовании и повседневной работе. Предъявляемые к современному методисту высокие требования обусловливают необходимость непрерывного профессионального роста, что актуализирует исследование различных механизмов его научно-методического сопровождения. Одной из эффективных форм такого сопровождения является стажировка, позволяющая стимулировать выработку стратегии последовательного формирования личного профессионального опыта, передачу инновационных технологий, трансляцию инновационного продукта.

В статье представлены возможности и перспективы системы онлайн-стажировок «Школа Методиста», реализуемых в масштабах региона. Описаны требования к их организации и основная тематика рассматриваемых вопросов. На основе опыта Краснодарского края обосновывается вывод об их эффективности для выявления, а в дальнейшем и устранения профессиональных дефицитов педагогических и управленческих кадров, через оказание адресной методической помощи.

Ключевые слова

методическая служба, повышение профессионального мастерства педагога, сетевое взаимодействие, информационно-методическое сопровождение

Для цитирования

Бегзадян Н.А., Гайдукова В.В. Онлайн-стажировки «Школа Методиста» как условие повышения профессионального мастерства педагогов // Педагогическая перспектива. 2024. № 1(13). С. 74–83.
https://doi.org/10.55523/27822559_2024_1(13)_74

Информация об авторах

Наталья Алексеевна Бегзадян – методист центра методической поддержки и инновационного развития системы образования Института развития образования Краснодарского края.
Вера Васильевна Гайдукова – старший методист центра методической поддержки инновационного развития системы образования Института развития образования Краснодарского края.

Текст статьи

Исследование выполнено в рамках федеральной инновационной площадки по проекту
«Научно-методическое сопровождение региональной инновационной сетевой инфраструктуры, обеспечивающей непрерывный рост профессионального мастерства учителя», утверждённой приказом Минобрнауки № 29 от 11.01.2023

Совершенствование профессионального мастерства и повышения квалификации педагогов традиционно относится к ключевой задаче развития системы образования. Для снижения уровня профессиональных дефицитов педагогических работников и оказания им адресного методического сопровождения создаётся методический актив региональных методистов, сформированный из опытных педагогов образовательных организаций. Работа методиста направлена на комплексное обеспечение процесса непрерывного педагогического образования, позволяет выявлять и поддерживать творчество и одарённость обучающихся, создавать условия для реализации профессиональных потребностей педагогов, направленные на повышение качества образования.

Деятельность современного методиста образовательной системы требует наличия у него высокого профессионализма для решения сложных и изменяющихся задач в системе образования. От него требуется умение работать с учителями, руководителями методических объединений, высокий профессионализм, стремление и умение самостоятельно приобретать наиболее значимые для муниципальной системы образования и её развития знания, умение критически и конструктивно оценивать свою и чужую профессиональную деятельность. Все это напрямую влияет на качество оказываемой педагогу помощи и результативность процесса совершенствования его профессионального мастерства.

В настоящее время проблема повышения качества работы методиста рассматривается современными учёными и практиками как значимая и актуальная. Её исследованием занимаются А.Г. Апухтина, Н.Д. Базарнова, У.С. Батанова, Т.А. Бруцкая, О.М. Гусева, И.В. Домашенко, В.Д. Елагина, Н.В. Захарова, Т.И. Зиновьева, Т.С. Котлярова, П.А. Мироненко, О.О. Осипенко, Н.К. Перцева, С.И. Поздеева, А.В. Федотова, Л.Г. Филиппова, Н.А. Юкина и др.

Рассмотрев различные научные точки зрения, представленные в современной литературе [1; 2; 3; 4; 5 и др.], мы выделили следующие методологические позиции, характеризующие востребованность методиста, как активного субъекта в системе образования:

  • обеспечение доступности качественного образования: с развитием науки, технологий и культуры возрастает потребность в высококвалифицированных специалистах, методисты помогают оптимизировать процесс обучения, делая его более эффективным и адаптированным к текущим требованиям;
  • постоянное обновление учебных программ: образовательная среда находится в состоянии постоянного изменения, появление новых методик, подходов, технологий требует их внедрения в учебный процесс, а методисты работают над актуализацией и модернизацией программ;
  • непрерывное повышение квалификации педагогов: методисты проводят обучение и переподготовку педагогических кадров, помогая им адаптироваться к нововведениям в образовательной сфере;
  • адаптация образования к потребностям общества: методисты анализируют текущие потребности участников образовательных отношений и отражают их в учебных программах, делая образование более значимым, актуальным и ценным для личности обучающегося;
  • интеграция современных технологий: в эпоху цифровизации образование также претерпевает изменения, включая дистанционное обучение, интерактивные платформы и др., методисты помогают в адаптации новых технологий в образовательном процессе;
  • стандартизация и унификация образования: на уровне государства и регионов требуется создание единых стандартов образования, что делает работу методистов востребованной на разных уровнях, методисты участвуют в процессе аккредитации образовательных учреждений, помогая им соответствовать установленным стандартам качества;
  • работа в условиях инклюзивного образования: методисты также занимаются адаптацией программ для обучающихся с особыми образовательными потребностями, что способствует их успешной жизненной и профессиональной социализации.

Из этого следует, что профессия методиста играет ключевую роль в обеспечении высокого качества образования, адаптируя его к меняющимся условиям и потребностям общества. Методист оказывает методическую поддержку руководителям, заместителям руководителей и педагогам образовательных организаций в их профессиональном совершенствовании и повседневной работе.

В современных условиях развития образовательной системы не обойтись без инноваций. Необходимы новые формы и методы организации методической деятельности, которые позволят решить возникшие вопросы. Особенно важно в этой связи обеспечить систематическую работу по сопровождению методистов на уровне региональной системы образования, на котором возможно задать единые стандарты и подходы не только к организации работы современного методиста, но и к процедурам совершенствования его профессионального мастерства.

Анализ научной литературы [6; 7; 8; 9; 10 и др.] и опыт научно-методического сопровождения деятельности методистов показывает, что одной из эффективных форм обучения в настоящее время является «Школа Методиста» как цикл учебных онлайн-стажировок, которые способны обеспечить выявление и ликвидацию профессиональных дефицитов, оказание адресной методической помощи, создание условий для профессионального роста методистов в муниципалитете, а также проведение мониторинговых исследований результативности методической работы по актуальным для региональной системы направлениям.

Проблемы организации школы методиста, как формы сопровождения его профессионального развития, изучались многими отечественными ученными: Л.Б. Киселевой, С.А. Новоселовым, Г.П. Савиных и др. Вопросы организации научной школы методиста рассматривались Е.Е. Вяземским, Н.В. Добрецовой, Г.М. Первовой, О.Ю. Стреловой и др., сетевой школы методиста – Л.Н. Горбуновой, Е.В. Василевской и др., школы методистов-биологов – Н.Д. Андреевой, Т.В. Голиковой, В.М. Пакуловой и др., инструкторов-методистов спортивной школы – А.В. Ащеуловой, Г.Б. Барской, В.В. Машковым, А.Р. Михно, В.А. Чеботаевым, Е.А. Ярославцевой и др.

С целью повышения профессионального роста методистов и руководителей методических служб Краснодарского края нами разработана и апробирована программа онлайн-стажировок «Школа Методиста». Такая форма работы, по нашему мнению, должна осуществляться региональным Институтом развития образования – главным субъектом, способным реализовать процесс повышения квалификации методистов в масштабах региона. При этом в условиях дефицита времени, недостатка кадрового потенциала, оптимальным становится проведение «Школы Методиста» в форме онлайн-стажировок.

Понятие «стажировка» как форма и результат повышения профессионального мастерства педагогов представляет собой специально организованное взаимодействие специалистов-учёных, новаторов-практиков и стажёров-педагогов по овладению научно-методическим содержанием и современными технологиями образовательной деятельности и позволяет в минимально сжатые сроки качественно изменить уровень их теоретической и методической подготовки [11; 12 и др.]. Специфика организации работы в рамках стажировки изучалась О.А. Горячевой, Е.Ю. Игнатьевой, Л.А. Кабановой, К.А. Смирновой, А.А. Павловой, О.Н. Поздняковой, Н.А. Хавелевой, А.К. Шеметовым и др.

Неоспоримыми преимуществами такой формы образовательного взаимодействия, как стажировка, на наш взгляд, является то, что она стимулирует выработку стратегии последовательного формирования личного профессионального опыта, передачу инновационных технологий, трансляцию инновационного продукта. Это даёт возможность каждому стажёру самостоятельно определить новые перспективы изучения теории; мотивирует на дальнейший карьерный рост, усиливает роль творчества в инновационной деятельности; позволяет добиваться высоких результатов. Кроме того, практико-ориентированный характер стажировки подразумевает приоритет практических форм организации обучения (мастер-классы, обмен опытом педагогической деятельности, наставничество), решение профессиональных задач на рабочем месте, практические конференции, совещания, проекты и др.

Отметим, что стажировка должна включать самостоятельную теоретическую подготовку, индивидуальные задания практического (педагогического) или исследовательского характера, а также освоение современных технологий (педагогических, информационных, управленческих) на базе лучших инновационных образовательных практик. Стажировка имеет персонализированный характер независимо от того, проходит её педагог индивидуально или в группе слушателей.

Опыт, полученный в ходе апробации основных положений региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в Краснодарском крае показал, что использование стажировок позволяет оперативно влиять на их профессиональный и творческий потенциал, направленно управлять их профессиональной адаптацией к постоянно меняющимся внешним и внутренним условиям деятельности учреждений образования [13; 14 и др.].

Чтобы обеспечить системность работы «Школы Методиста», её необходимо проводить ежемесячно. При этом данная Онлайн-стажировка предполагает обязательное участие регионального Института развития образования как организатора, модератора и основного спикера. Кроме того, программа каждого занятия Школы Методиста должна включать выступления представителей регионального Министерства образования и руководителей муниципальных методических служб с представлением эффективного опыта в своём муниципалитете.

Годовая программа онлайн-стажировки должна определяться исходя из актуальных направлений для системы образования. В частности, её тематики могут касаться направлений, описанных далее.

Управление процессом цифровизации образования. В своей профессиональной деятельности учитель использует цифровые ресурсы и сервисы, которые позволяют сделать урок более разнообразным и интересным. При переходе на современный российский цифровой сервис Сферум в VK Мессенджере у педагогов были выявлены некоторые затруднения в использовании учебного профиля, которые требовали скорейшего устранения.

В программу онлайн-стажировки по данной теме целесообразно включить следующие вопросы:

  • Нормативно-правовое сопровождение цифровой трансформации образования.
  • Сферум: организация работы, показатели.
  • ФГИС «Моя школа».
  • Библиотека Цифрового образовательного контента Академии Минпросвещения России.
  • Возможности цифровых платформ и др.

Работа в управленческой команде образовательных организаций, обеспечение профессионального развития заместителей руководителей образовательных организаций. От того насколько грамотно организована работа управленческой команды образовательной организации зависит работа педагогов, а также атмосфера, которая будет царить в учебном заведении. Поэтому особое внимание необходимо уделять непрерывному профессиональному развитию как опытных руководителей образовательных организаций, так и вновь назначенных.

В программу онлайн-стажировки по данной теме должны быть включены следующие вопросы:

  • Организация образовательной деятельности в общеобразовательных учреждениях.
  • Нормативные документы и локальные акты образовательных учреждений по организации и проведению ГИА.
  • Организация информационно-разъяснительной работы по вопросам ГИА в образовательных учреждениях и др.

Проблемы и перспективы повышения качества образования. Одной из основных задач в современном образовательном процессе является повышение качества образования. Его оценка позволяет определить уровень соответствия достигнутых образовательных результатов, условий их обеспечения и требований. Также ключевой задачей каждого педагога можно считать формирование функциональной грамотности обучающихся – процесс, при котором от самого учителя требуется использование инновационных форм и методов обучения, креативное и творческое мышление.

В программу онлайн-стажировки по данной теме рекомендуем включить следующие вопросы:

  • Целевые ориентиры повышения качества образования.
  • Методическое сопровождение повышения качества результатов ГИА, ВПР, функциональной грамотности.
  • Методическое сопровождение достижения личностных результатов обучающихся и др.

Реализация единой модели профориентации в муниципалитете. С учётом запросов современной экономики в кадрах и специфики рынка труда как регионального, так и федерального уровней, профориентационная работа в образовательных организациях включает в себя комплекс мер по формированию готовности к профессиональному самоопределению обучающихся. В связи с этим выстраивается система профессиональной ориентации обучающихся, которая реализуется в образовательной, воспитательной и иных видах деятельности.

В программу онлайн-стажировки по данной теме необходимо включить следующие вопросы:

  • Методические инструменты реализации профминимума.
  • Муниципальная система профориентации обучающихся.
  • Курсовая подготовка к реализации профминимума в организациях муниципального образования и др.

Организация деятельности и поддержка муниципальной социально-психологической службы. Создание социально-психологической службы в муниципальных образовательных учреждениях объединены едиными целевыми задачами муниципальной системы образования. Прежде всего необходимо создавать благоприятный для развития учащихся социально-психологический климат, основанный на организации конструктивного общения учащихся со взрослыми и сверстниками; оказывать своевременную социально-психологическую помощь и поддержку учащимся, родителям, педагогам по проблемам обучения и воспитания; развивать индивидуальные особенности учащихся, их интересы, способности, склонности, чувства, межличностные отношения; оказывать социально-психологическое сопровождение в профессиональном самоопределении учащихся, а также использовать интерактивные формы и методы работы с учащимися и их семьями.

В программу онлайн-стажировки по данной теме предлагаем включить следующие вопросы:

  • Организация деятельности муниципальных социальных служб.
  • Организация деятельности психологического сопровождения субъектов образовательного процесса (подходы, требования, профессиональные сообщества).
  • Формы взаимодействия, супервизия.
  • Навигатор психолога и др.

Профилизация образования в муниципальной системе. В условиях быстрого изменения потребностей общества от выпускника школы требуется не только определённый уровень знаний, но и дополнительная специальная подготовка для дальнейшего обучения. Это обусловлено новыми социальными вызовами и противоречиями, связанными с внедрением профилизации школьного образования в России. В муниципальных системах особое внимание должно уделяться реализации разнообразных проектов («Агроклассы», «Инженерные классы» и «Педагогические классы» и др.), а также проводиться работа по выявлению и поддержке одарённых детей.

В программу онлайн-стажировки по данной теме рекомендуем включить следующие вопросы:

  • Реализация проекта «Агроклассы 2.0».
  • Реализация проекта «Инженерные классы 2.0».
  • Реализация проекта «Педагогические классы 2.0».
  • Региональная/муниципальная система развития одарённости.
  • Опорные площадки по инженерному образованию и др.

Система воспитания в муниципалитете. Построение эффективной системы организации воспитания обучающихся в образовательных организациях муниципалитета, направлено на формирование ценностных ориентаций и профилактику деструктивного поведения подростков и обучающейся молодёжи. Муниципальная система воспитания ориентирована на повышение воспитательного потенциала образовательного процесса, обновление содержания и структуры программы воспитания. С целью своевременного выявления и устранения ошибок, а в дальнейшем и корректировки воспитательной работы, необходимо проведение оценки её эффективности, что позволит повысит результативность.

В программу онлайн-стажировки по данной теме предлагаем включить следующие вопросы:

  • Реализация программ воспитания.
  • Критерии результативности системы воспитания.
  • Муниципальное планирование в системе воспитания и др.

Организация инклюзивного образования. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях рассматривается в качестве приоритетного направления развития системы образования. Инклюзивное образование оказывает ключевое влияние на развитие образовательного процесса, позволяет осуществлять обучение и воспитание детей с разным потенциалом. Образовательные организации, принимая детей с ОВЗ, должны обеспечить особые условия воспитания и обучения, отвечающие их возможностям и особым образовательным потребностям.

В программу онлайн-стажировки по данной теме желательно включить следующие вопросы:

  • Государственная политика поддержки образования обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья. Реализация межведомственного комплексного плана мероприятий по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования, детского отдыха, созданию специальных условий для обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья.
  • Профессиональная переподготовка и повышение квалификации педагогов в области инклюзивного образования.
  • Модели организации обучения детей с аутизмом.
  • Модель взаимодействия дошкольных и общеобразовательных организаций и др.

Такая последовательность занятий в Школе Методиста выстроена неслучайно и вызвана ключевыми направлениями развития образования, реализации национального проекта «Образование», особенностями работы региональной образовательной системы, типичными профессиональными дефицитами деятельности методистов.

Немаловажным при проведении онлайн-стажировок является и формирование кейса, который предполагает размещение на официальном сайте Института:

  • презентаций спикеров,
  • комплект нормативных документов (федерального, регионального уровней),
  • методические рекомендации,
  • показателей мониторинга, проводимого заблаговременно до начала стажировки, с целью выявления профессиональных дефицитов педагогов,
  • форм учётно-отчётной документации,
  • видео-материалов и др.

Так, например, по теме «Реализация единой модели профориентации в муниципалитете» целесообразно включить в кейс, помимо презентаций и нормативных документов:

  • Методические рекомендации и Порядок реализации профориентационного минимума в образовательных организациях РФ, реализующих образовательные программы общего и среднего общего образования в 2023/2024 учебном году;
  • Методические рекомендации по реализации профориентационного минимума в образовательных организациях. Базовый уровень;
  • Методические рекомендации по реализации профориентационного минимума в образовательных организациях. Основной уровень;
  • Методические рекомендации по реализации профориентационного минимума в образовательных организациях. Продвинутый уровень;
  • Методические рекомендации по реализации профориентационного минимума в образовательных организациях. Участие детей с ОВЗ и инвалидностью;
  • Модель профилей обучения и профессиональных сред;
  • Сценарии профориентационных мероприятий;
  • Реестр диагностических методик. Критерии готовности к профессиональному самоопределению;
  • Организация профессиональных проб на платформе «Билет в будущее»;
  • Интернет-библиотека по профориентации.

Итогом онлайн-стажировки по каждой теме является обязательное выполнение практической работы для выявления уровня освоения полученных знаний теоретической части. Такая практическая работа может иметь форму контрольного теста, отдельного задания или творческого проекта.

Таким образом, онлайн-стажировка «Школа Методиста» является эффективной формой выявления, а в дальнейшем и устранения профессиональных дефицитов педагогических и управленческих кадров, через оказание адресной методической помощи. Участие методистов в её работе на постоянной основе способствует их непрерывному профессиональному росту и позволяет грамотно планировать работу с руководителями образовательных организаций и педагогами региональной системы образования.

Список литературы

  1. Галеева Н.Л. Школьный методист как дизайнер образовательного пространства // Наука. Управление. Образование. РФ. 2021. № 4(4). С. 24–29. https://doi.org/10.48621/NUO.2021.67.47.003
  2. Казарина В.В. Деятельность регионального методиста как ресурс повышения качества образования // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2023. № 3(56). С. 68–79.
  3. Филиппова Л.Г., Юкина Н.А. Инновационный портрет методиста в организациях среднего профессионального образования // Актуальные научные исследования в современном мире. 2020. № 10-5 (66). С. 115–119.
  4. Фильченко Л.А. Чернов И.П., Устинова Л.А. Организация профессиональной деятельности методиста образовательной организации: проблемы и перспективы // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. 2022. № 4(65). С. 171–177.
  5. Яковлева Н.О. Сопровождение методических команд в системе образования Краснодарского края // Педагогическая перспектива. 2022. № 2(6). С. 10–19. https://doi.org/10.55523/27822559_2022_2(6)_10
  6. Василевская Е.В. Сетевая школа методиста: особенности, преимущества, принципы работы // Школьные технологии. 2015. № 5. С. 33–40.
  7. Василевская Е.В., Горбунова Л.Н. Сетевая школа методиста в развитии непрерывного профессионального образования педагогических работников // ACADEMIA. Педагогический журнал Подмосковья. 2015. № 4 (6). С. 19–27.
  8. Савиных Г.П., Новоселов С.А. Школа методиста сегодня: возрождение традиций в условиях рынка // Педагогическое образование в России. 2019. № 8. С. 27–33.
  9. Федотова А.В. Организация сетевого взаимодействия с учителями начальной школы посредством персонального сайта методиста // Мир педагогики и психологии. 2021. № 2(55). С. 28–39.
  10. Яковлева Н.О., Гайдукова В.В., Бухтияр Е.С. Эффективные модели сетевого наставничества в региональной системе образования // Педагогическая перспектива. 2023. № 4(12). С. 3–13. https://doi.org/55523/27822559_2023_4(12)_3
  11. Методические материалы по организации стажировки руководителей образовательных организаций по теме «Практика управления образовательной организацией» / автор-составитель О.В. Созонтова. Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2019. 31 с.
  12. Петухова Г.В., Петухов С.Ю. Стажировка как форма повышения квалификации педагогов на базе общеобразовательной организации // Педагогическое мастерство: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). М.: Буки-Веди, 2015. С. 190–193.
  13. Гайдукова В.В. Система проведения стажировок краевыми инновационными площадками // Кубанская школа. 2023. № 4 (72). С. 54–57.
  14. Яковлева Н.О. Структура региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров // Педагогическая перспектива. 2021. № 3. С. 27–39. https://doi.org/10.55523/27822559_2021_3_27