Наставничество как один из инструментов формирования готовности обучающихся к выбору педагогической профессии

Loading

О.С. Быстрицкая
Информационно-методический центр системы образования Ейского района, Ейск, Россия, bystritckayaos@eysk.edu.ru

Аннотация

Профессия педагога на государственном уровне признана одним из ведущих факторов общественного развития. Вместе с тем на протяжении многих лет её престиж снижался, выпускники школ делали выбор в пользу педагогического вуза не из-за ценностных установок. Это обуславливает необходимость повышения эффективности допрофессионального обучения и воспитания школьников, проявляющих интерес к профессиональному самоопределению в педагогической сфере. В статье сделан акцент на использование наставничества как инструмента профориентации. В качестве примера поддержки института наставничества на муниципальном уровне описывается проведение форума «Моя профессия – педагог» в Ейском районе Краснодарского края. Представлены его цели, задачи, основные этапы, примеры решаемых заданий и критерии их оценивания. Отмечается, что объединение усилий муниципальных органов управления образованием, методических служб, образовательных организаций различного типа, в том числе вузов и ссузов в сфере профориентации обучающихся, проявляющих склонности к педагогике, может дать синергетический эффект, позволит преодолеть кризисную ситуацию, связанную с непопулярностью выбора профессии «учитель», а использование наставничества должно стать ведущим механизмом в профориентационной деятельности.

Ключевые слова

профориентация, наставничество, муниципальная система поддержки наставничества, педагогический форум

Для цитирования

Быстрицкая О.С. Наставничество как один из инструментов формирования готовности обучающихся к выбору педагогической профессии // Педагогическая перспектива. 2024. № 1(13). С. 66–73.
https://doi.org/10.55523/27822559_2024_1(13)_66

Информация об авторах

Олеся Станиславовна Быстрицкая – заместитель директора Информационно-методического центра системы образования Ейского района

Текст статьи

Исследование выполнено в рамках федеральной инновационной площадки по проекту «Научно-методическое сопровождение региональной инновационной сетевой инфраструктуры, обеспечивающей непрерывный рост профессионального мастерства учителя», утверждённой приказом Минобрнауки № 29 от 11.01.2023.

Готовность самостоятельно мыслить, принимать взвешенные решения является залогом успешной самореализации молодого человека в современном мире. В многообразии профессий, предлагаемых обществом для самореализации молодёжи в профессиональной сфере, профессия педагога занимает особое место в силу двух основных причин: чрезвычайная важность и востребованность профессии, высокие требования к личностным и профессиональным качествам педагогов.

Профессия педагога на государственном уровне признана одним из ведущих факторов общественного развития. Вместе с тем на протяжении многих лет престиж педагогических профессий снижался, выпускники школ делали выбор в пользу педагогического вуза не из-за ценностных установок, а по причине низких проходных баллов, как следствие, среди студентов педагогических вузов и колледжей по-прежнему наблюдается устойчивая тенденция к отказу от профессиональной педагогической деятельности после завершения обучения. Это обуславливает необходимость повышения эффективности допрофессионального обучения и воспитания школьников, проявляющих интерес к профессиональному самоопределению в педагогической сфере.

Насколько успешным будет профессиональное самоопределение школьников зависит от множества факторов, к внешним можно отнести получение знаний о востребованности профессий на рынке труда, трудоёмкости освоения той или иной профессии, её престиже в обществе, к внутренним – понимание собственного потенциала, объективная оценка своих способностей и возможностей, осознание личных предпочтений [1, с. 96].

Среди многообразия форм допрофессиональной подготовки педагогов наиболее эффективными можно назвать следующие [2; 3; 4; 5; 6; 7 и др.]:

  1. Организация профильных и предпрофильных психолого-педагогических классов, в которых реализуются учебные планы, содержащие предметы «Педагогика», «Психология» и т.п., а также планы внеурочной деятельности, включающие в себя курсы, направленные на развитие гибких компетенций, необходимых будущему педагогу.
  2. Взаимодействие с педагогическими вузами и ссузами, активное включение школьников в студенческую жизнь (совместные семинары, конференции, конкурсы проектов, концерты, выставки и т.п.).
  3. Использование инструментов наставничества по форме «учитель – ученик», разработка индивидуальных программ наставничества для обучающихся, проявляющих интерес к педагогическим специальностям.
  4. Применение цифровых платформ для построения индивидуальной образовательной траектории обучающегося, проявляющего склонность к педагогическим профессиям, формирование индивидуального учебного плана, учёт результатов такого обучения в общей оценке образовательных достижений.
  5. Организация профессиональных проб: помощь в воспитательной работе в начальной школе, организации школьных образовательных событий, работа помощниками вожатых в летних лагерях при школах и др.
  6. Организация олимпиад по педагогике и психологии различного уровня (школьного, муниципального, регионального, всероссийского).
  7. Организация конкурсов профессионального педагогического мастерства среди старшеклассников с демонстрацией практических умений и навыков.

Многие молодые педагоги отмечают, что на их профессиональный выбор повлиял образ конкретного учителя-профессионала своего дела. Успешные начинающие учителя говорят о том, что в школьные годы их склонность к педагогической профессии была замечена учителем или группой учителей, которые оказывали помощь в углублённом изучении предметов, необходимых для поступления в педагогический вуз по определённому предметному профилю, привлекали к проведению урочных и внеурочных образовательных событий, оказывали моральную поддержку на пути к педагогической профессии. В связи с этим, наставничество в форме «учитель – ученик» представляется одним из наиболее эффективных способов допрофессиональной подготовки обучающихся.

Технология наставничества позволяет получать опыт, знания, формировать навыки, компетенции и ценности быстрее, чем другие способы передачи (учебные пособия, урочная система, самостоятельная и проектная работа, формализованное общение), а это критически важно в современном мире. Высокая скорость обусловлена в первую очередь следующими факторами: 1) непосредственная передача живого опыта от человека к человеку; 2) доверительные отношения; 3) взаимообогащающие отношения, выгодные всем участникам наставничества [8, с. 13].

Под формами наставничества принято понимать способ взаимодействия наставников и наставляемых, в котором работа групп наставников, пары наставников или одного наставника осуществляется в рамках ролевой ситуации, выбор которой обусловлен потребностями наставляемых, а также программой наставничества.

В целевой модели наставничества, утверждённой распоряжением Минпросвещения России № Р-145 от 25.12.2019, выделены следующие формы наставничества, определяемые задействованными субъектами: «ученик – ученик», «учитель – учитель», «студент – ученик», «работодатель – ученик», «работодатель – студент».

С организационно-содержательной точки зрения в научной литературе [9; 10; 11; 12 и др.] изучаются и другие формы наставничества.

Индивидуальное наставничество – взаимодействие между более опытным и начинающим работником/обучающимся в течение продолжительного времени. Обычно проводится отбор наставника и наставляемого по определённым критериям: опыт, навыки, личностные характеристики.

Виртуальное (дистанционное) наставничество – дистанционная форма организации наставничества с использованием информационно-коммуникационных технологий (видеоконференции, платформы для дистанционного обучения, социальные сети и онлайн-сообщества, тематические интернет-порталы и др.). Оно обеспечивает постоянное профессиональное и творческое общение, обмен опытом между наставником и наставляемым, позволяет дистанционно сформировать пары «наставник – наставляемый», привлечь профессионалов и сформировать банк данных наставников, делает наставничество доступным для широкого круга лиц.

Наставничество в группе – форма наставничества, когда один наставник взаимодействует одновременно с группой наставляемых (от двух и более человек). Групповое наставничество реализуется в виде консультаций, мастерских, практических заданий, опытов, профессиональных (образовательных) проб, помощь в подготовке и участии в различных проектах, программах, долгосрочных мероприятиях.

Командное наставничество – схоже с групповым, но подразумевает команду, объединённую общими интересами, в которой может работать как один, так и несколько наставников.

Краткосрочное или целеполагающее наставничество – наставник и наставляемый встречаются по заранее установленному графику для постановки конкретных целей, ориентированных на определённые краткосрочные результаты.

Реверсивное (обратное) наставничество – молодой педагог/обучающийся младшего возраста становится наставником опытного работника/обучающегося старшего возраста по вопросам новых тенденций, технологий, а опытный педагог/старший обучающийся становится наставником молодого педагога/младшего обучающегося в вопросах методики, проектирования и организации учебно-воспитательного процесса.

Ситуационное (оперативное) наставничество – наставник оказывает помощь или консультацию всякий раз, когда наставляемый нуждается в них. Как правило, роль наставника состоит в том, чтобы обеспечить немедленное реагирование на ту или иную ситуацию или проблему, значимую для его подопечного, с которой он сам не в состоянии справиться.

Партнёрское наставничество – подразумевает взаимодействие между субъектами, имеющими одинаковое положение, одинаковый статус: обучающийся – обучающийся, родитель – родитель, педагог – педагог. В последнем случае речь идёт о специалистах примерно одного возраста и стажа. В партнёрстве всегда складываются равные отношения, где никто не доминирует. Эта модель интересна тем, что каждый участник может выступать в качестве наставника в различных видах деятельности.

Скоростное наставничество – однократные встречи наставляемого (наставляемых) с наставником более высокого уровня (профессионалом, компетентным лицом, успешными специалистами) с целью построения взаимоотношений с другими работниками. Главное в этих встречах – не передача знаний, опыта, а воодушевление людей энергией, желанием развиваться, вступать во взаимодействие с другими членами коллектива.

Саморегулируемое наставничество – подразумевает добровольное выдвижение своей кандидатуры в качестве наставника. Таким образом, формируется сообщество наставников, а тот, кому требуется помощь, сам выбирает наиболее подходящую, по его мнению, кандидатуру.

Флеш-наставничество (Flash Mentoring) – взаимодействие с профессионалом высокого уровня в определённой области деятельности или известным в своей отрасли, творческом кругу человеком. Наставник делится своим опытом достижения успеха и даёт рекомендации наставляемому. Взаимодействие может быть краткосрочным и регулярным, возможно общение с двумя и более наставниками, с каждым из которых наставляемый имеет одно решающее взаимодействие, позволяющее определиться с продолжением или окончанием менторства.

Муниципальные органы управления образованием и методические службы могут оказать существенное влияние на развитие института наставничества в общеобразовательных организациях и это не только контроль эффективности деятельности школ по данному направлению, проведение методических мероприятий для административных команд и педагогов, но и инициация образовательных событий, способствующих продвижению идеологии наставничества.

В качестве примера такого образовательного события представим форум «Моя профессия – педагог», который проводит МКУ «Информационно-методический центр системы образования Ейского района» в своём муниципальном образовании (сайт форума – http://pedforumeysk.tilda.ws/)

Форум направлен на развитие, прежде всего, следующих форм наставничества: саморегулируемое наставничество, флеш и скоростное наставничество.

Цели форума – совершенствование деятельности классов психолого-педагогической и социально-педагогической направленности, популяризация педагогических профессий, развитие института наставничества.

Задачи:

  • расширение вовлеченности подростков и молодёжи в профориентационные мероприятия педагогической направленности;
  • создание площадки для осуществления предпрофессиональных и профессиональных проб обучающимися общеобразовательных организаций и организаций среднего профессионального образования;
  • стимулирование интереса к разработке и подготовке социальных и педагогических проектов;
  • развитие 4К-компетенций педагогов и обучающихся;
  • развитие эффективного взаимодействия школьных команд с организациями среднего профессионального образования;
  • повышение профессионализма педагогов посредством их участия в конкурсных испытаниях, мастер-классах и экспертной деятельности.

В форуме в роли наставников могут принимать участие: педагоги образовательных организаций всех типов; обучающиеся 7–11 классов; студенты организаций среднего профессионального образования (1–2 курс).

Программа форума состоит из двух блоков: мастерская педагогического мастерства и конкурс по решению педагогических кейсов.

На первом этапе педагоги образовательных организаций всех типов заявляют о своей готовности принять участие в конкурсной части форума в качестве наставника, заполняя заявку на сайте форума. Потенциальные наставники при заполнении заявки указывают в команде какой возрастной категории обучающихся они хотели бы работать.

Затем организаторы размещают на официальном сайте мероприятия карточки с представлениями наставников. Информация на сайте – это своеобразная реклама деятельности наставника, которая должна мотивировать обучающихся на работу в команде с ним.

После публикации информации о наставниках, обучающиеся выбирают педагога-наставника, вместе с которым будут проходить конкурсное испытание, и регистрируются на сайте для присоединения к его команде. В каждой команде может быть не более 6 человек, поэтому регистрационные формы запрограммированы на определённое количество заполнений. Команды формируются в соответствии с возрастом конкурсантов: обучающиеся 7–9 классов; 10–11 классов и 1–2 курсов организаций среднего профессионального образования.

После завершения процесса регистрации наставники получают информацию о составе своей команды. До начала основного этапа они проводят мероприятия, направленные на сплочение команды и повышение уровня знаний участников в области педагогики и психологии.

Во время основного этапа форума проводится комплекс образовательных и конкурсных мероприятий согласно программе, разработанной оргкомитетом. Обучающиеся посещают мастер-классы опытных и начинающих педагогов и участвуют в конкурсе по решению педагогических кейсов.

Мастерская педагогического мастерства проводится в форме вебинаров и мастер-классов. В рамках данного блока специалисты информационно-методического центра системы образования Ейского района, победители конкурсов профессионального мастерства прошлых лет и участники текущего муниципального этапа конкурса «Учитель года» погружают участников в основы педагогического проектирования, рассказывают о трендах современного образования, демонстрируют эффективные образовательные приёмы.

Конкурс по решению педагогических кейсов проводится в очном формате. Команда под руководством наставника получает для рассмотрения педагогическую ситуацию. Члены команды должны дать оценку ситуации и предложить собственное решение, а также подготовить мини-проект, направленный на профилактику подобных случаев. Педагогические кейсы составляются оргкомитетом форума с учётом возраста обучающихся и профессиональной направленности педагога-наставника. Например, команда из обучающихся, возглавляемая учителем-логопедом, будет рассматривать педагогическую ситуацию, связанную с речевым развитием ребёнка, а команда под руководством учителя математики будет предлагать свой путь решения проблемы формирования вычислительных навыков у обучающихся 5-х классов.

Вот пример одного из кейсов, предложенных обучающимся в 2023 году:

Уважаемые члены команды!
Познакомьтесь с описанием педагогической ситуации, представленной в кейсе.
В 7«А» классе учится 25 человек, восемь из них часто пропускают занятия из-за хронических заболеваний соматического характера и слабого иммунитета. В период гриппа и простуды, как правило, все они отсутствуют. На административной контрольной работе, прошедшей в сентябре, эти ребята не справились с заданиями на идентификацию переходных и непереходных глаголов, а также на образование формы прошедшего времени глаголов, заканчивающихся на -овать, -евать, -ивать, -ывать, т.к. в 6 классе пропустили данные темы. Все восемь обучающихся получили на контрольной работе «2» и были отнесены школой к категории слабоуспевающих.
На основе собственных предметных знаний, знаний в области педагогики и психологии, жизненного опыта дайте оценку ситуации, спрогнозируйте дальнейшее её развитие и продумайте свой вариант решения проблемы.
Предложите идею педагогического проекта, направленного на профилактику подобных ситуаций, и сделайте презентацию, в которой будут представлены ключевые позиции будущего проекта: 1) проблема, на решение которой направлен проект, её актуальность для школы или класса; 2) целевая аудитория, участники проекта; 3) цель и задачи проекта; 4) механизм реализации проекта. Детальная проработка идеи не требуется ввиду ограниченности времени, отводимого на выполнение задания.
Представьте экспертной комиссии результаты работы:
1. Озвучьте, как ваша команда оценила ситуацию, какие прогнозы были составлены по поводу её дальнейшего развития. Опишите, какие действия педагога были бы правильными и не привели к конфликту.
2. Представьте идею проекта, направленного на профилактику аналогичных ситуаций в классе/школе.

Конкурс по решению педагогических кейсов оценивается по следующим критериям:

  • уровень работы наставника в качестве модератора дискуссий (умение управлять конфликтами, организовывать продуктивное взаимодействие членов команды, распределять роли, не навязывать собственное мнение и т.д.);
  • осведомлённость обучающихся о педагогических технологиях, владение профессиональной терминологией;
  • грамотность решения проблемы, реалистичность предложений;
  • новизна и неординарность решения проблемы;
  • краткость и чёткость изложения теоретической части решения проблемы;
  • качество графической части оформления решения проблемы (презентации, плаката)
  • этика ведения дискуссии с членами жюри;
  • сплочённость и активность работы всех членов команды.

Организаторами предусмотрено, что после проведения форума педагоги при участии членов команды могут реализовать на практике решения, выработанные в ходе выполнения конкурсных испытаний.

Форум «Моя профессия – педагог» позволяет погрузить обучающихся в педагогическую профессию, служит площадкой для общения молодых людей и подростков с педагогами-профессионалами, а также даёт возможность проявить и осознать свои склонности к педагогическим специальностям.

Объединение усилий муниципальных органов управления образованием, методических служб, образовательных организаций различного типа, в том числе высших и средних учебных заведений в сфере профориентации обучающихся, проявляющих склонности к педагогике, может дать синергетический эффект, позволит преодолеть кризисную ситуацию, связанную с непопулярностью выбора профессии «учитель», а использование наставничества должно стать ведущим механизмом в профориентационной деятельности.

Список литературы

  1. Базаева Ф.У. Основы профессионального самоопределения молодежи // Международный научно-исследовательский журнал. 2023 № 2–3(104). С. 95–98.
  2. Байбородова Л.В., Груздев М.В., Ходырев А.М. [и др.] Перспективы допрофессиональной педагогической подготовки школьников в современных условиях // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2021. № 3. С. 3–13.
  3. Джига Н.Д., Комаровская Т.В. Формирование направленности личности школьников на выбор педагогических профессий // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2023. № 2. С. 147–167. https://doi.org/10.28995/2073-6398-2023-2-147-167
  4. Малинина Е.А. Эффективные подходы формирования готовности обучающихся к выбору педагогической профессии // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 2, № S4(86). С. 13–19. https://doi.org/10.24412/2224-0772-2022-86-13-19
  5. Плотникова Е.В. Содействие профессиональному самоопределению и осознанному выбору педагогической профессии учащимися педагогических классов на современном этапе // Тенденции развития науки и образования. 2022. № 92–2. С. 85–90. https://doi.org/10.18411/trnio-12-2022-76
  6. Ротова Н.А. Организация профессионального самоопределения обучающихся класса психолого-педагогической направленности посредством профессиональной пробы // Северный регион: наука, образование, культура. 2022. № 2(50). С. 22–27. https://doi.org/10.34822/2312-377X-2022-2-22-27
  7. Яковлева Н.О. Бухтияр Е.С., Шлык М.Ф. Модель взаимодействия современного педагогического вуза с региональной системой образования // Педагогическая перспектива. 2023. № 3(11). С. 29–38. https://doi.org/55523/27822559_2023_3(11)_29
  8. Наставничество в профориентации в образовательной организации: методические рекомендации / Е.В. Овчинникова, Е.А. Афонина, Г.К. Паринова [и др.]. Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2021. 40 с.
  9. Кларин М.В. Современное наставничество: новые черты традиционной практики в организациях XXI века // Экономика и образование. ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2016. № 5. С. 92–111.
  10. Наставничество в системе образования России. Практическое пособие для кураторов в образовательных организациях / Под ред. Н.Ю. Синягиной, Т.Ю. Райфшнайдер. М.: Рыбаков Фонд, 2016. 153 с.
  11. Недавняя Е.И. Наставничество как инструмент профессионального самоопределения обучающихся // Академический вестник. Вестник Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. 2022. № 2(56). С. 22–25.
  12. Яковлева Н.О., Гайдукова В.В., Бухтияр Е.С. Эффективные модели сетевого наставничества в региональной системе образования // Педагогическая перспектива. 2023. № 4(12). С. 3–13. https://doi.org/55523/27822559_2023_4(12)_3.