Методическое сопровождение профессионального роста педагогов в условиях деятельности стажировочных площадок
Т.В. Пристинская
Центр развития образования, Тимашевск, Краснодарский край, Россия, timcro@mail.ru
Аннотация
В современных реалиях классическая модель методического сопровождения педагогов требует модернизации в части пересмотра имеющихся форматов методического сопровождения на уровне муниципалитета. Одним из перспективных направлений решения данной проблемы является организация стажировочных площадок как одной из эффективных форм сопровождения профессионального роста педагогов. Статья представляет опыт МКУ «Центр развития образования» МО Тимашевский район Краснодарского края по реализации проекта «Научно-методическое сопровождение профессионального роста педагогов в условиях деятельности стажировочных площадок», выполняемого в статусе краевого ресурсного центра. Описано содержание проекта, а также особенности включения стажировочных площадок в сетевые форматы взаимодействия и их использования при построении и реализации индивидуальных образовательных маршрутов педагогов.
Ключевые слова
стажировочная площадка, индивидуальный образовательный маршрут, профессиональный рост педагога, методическое сопровождение, сетевое взаимодействие
Для цитирования
Пристинская Т.В. Методическое сопровождение профессионального роста педагогов в условиях деятельности стажировочных площадок // Педагогическая перспектива. 2024. № 1(13). С. 25–32.
https://doi.org/10.55523/27822559_2024_1(13)_25
Информация об авторах
Татьяна Владимировна Пристинская – директор МКУ «Центр развития образования» МО Тимашевский район
Текст статьи
Исследование выполнено в статусе краевого ресурсного центра в рамках проекта «Научно-методическое сопровождение профессионального роста педагогов в условиях деятельности стажировочных площадок», утверждённого приказом ГБОУ ИРО Краснодарского края № 494 от 08.09.2022.
Стратегия развития отечественного образования предъявляет качественно новые требования к деятельности современной школы и ставит новые ориентиры в её образовательных целях. Осуществляемые в системе общего образования реформы не могут быть успешно реализованы без изменения системы подготовки педагогов, в частности без их непрерывного профессионального совершенствования. Требования, предъявляемые к качеству образования в федеральных государственных образовательных стандартах, профессиональном стандарте педагога, концепции модернизации образования диктуют изменения в организационном и методическом сопровождении профессионального роста педагогов.
Современные проблемы потребовали от педагога новых профессиональных и личностных качеств, таких, как системное творческое мышление, информационная, коммуникативная культура, конкурентоспособность, лидерские качества, жизненный оптимизм, умение создавать свой положительный имидж, способность к осознанному анализу своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределённости, наличие навыков сохранения и укрепления здоровья, выживаемость, стрессоустойчивость. На педагогов возложена функция реализации образовательных программ нового поколения на основе передовых педагогических технологий, им определена миссия подготовки подрастающего поколения к жизни в будущем и воспитания человека с современным мышлением, способного успешно самореализоваться в жизни.
Так как новая образовательная политика требует постоянной модернизации содержания знаний, форм, методов, средств обучения, творческого обновления всего образовательного пространства, одним из условий успешного решения данной проблемы признано осуществление непрерывности образования педагогов.
Современные учёные и практики проявляют активный интерес к данному направлению. В частности, исследуются общие проблемы развития профессиональных компетенций педагога [1; 2; 3; 4 и др.], сопровождение его непрерывного профессионального роста [5; 6; 7 и др.], модели наставничества, реализуемые на различных уровнях [8; 9; 10; 11 и др.] и пр.
Несмотря на это наблюдается отсутствие системного подхода к формированию профессиональных компетенций педагогических работников и эффективных технологий их развития, а также недостаточная работа по сопровождению педагогов со стороны методических служб.
Сегодня одним из перспективных направлений решения данных проблем, является организация стажировок как одной из эффективных форм сопровождения профессионального роста педагогов [12; 13; 14 и др.].
Представим опыт Тимашевского района Краснодарского края в этом направлении.
Отметим, что реализуемая нами классическая модель методического сопровождения до определённого времени давала положительные результаты, но проведённый в 2022 году анализ методической работы в образовательных организациях заставил пересмотреть имеющиеся формы методического сопровождения в муниципалитете. Выявилась необходимость разработки новых действенных форматов работы, способных за короткий срок эффективно повысить уровень профессионального мастерства педагогов.
На решение обозначенных проблем направлен проект «Научно-методическое сопровождение профессионального роста педагогов в условиях деятельности стажировочных площадок», реализуемый нами в статусе краевого ресурсного центра.
Идея создания стажировочных площадок как муниципальной системы наставничества возникла в результате анализа существующих противоречий между:
- необходимостью решения новых образовательных задач в условиях реализации национальных проектов в области «Образование», реализации стандартов нового поколения, профессионального стандарта педагога и отсутствием системности методического обеспечения профессионального развития педагогических работников;
- острой потребностью учителей в повышении квалификации и недостаточно эффективной её реализацией через традиционно существующие формы;
- растущими требованиями общества к уровню профессионализма учителей и отсутствием у большинства из них системных знаний, умений и навыков развивающего образования, недостаточным владением технологиями развивающего образования в рамках системно-деятельностного подхода;
- имеющимся положительным опытом и недостаточным распространением его на другие образовательные организации отдельно взятого муниципалитета и других районов края;
- уровнем требований, предъявляемым к территориальным методическим службам и реальными результатами их деятельности;
- уровнем квалификации молодого учителя и требованиями, предъявляемыми к нему современной школой.
Необходимость их разрешения привела к идее создания единого пространства для роста профессионального мастерства педагогов, и прежде всего молодых, и начинающих. Вчерашние студенты, придя в школу, сталкиваются с множеством проблем – от написания конспекта и подготовки к уроку до организации своей учительской деятельности. Возникает ряд вопросов: как провести урок, заполнить журнал, организовать внеклассные мероприятия, как вести себя, впервые войдя в класс и т.д. К сожалению, современная школа утратила стабильную систему наставничества, которая существовала в советской школе. В лучшем случае к молодому учителю прикрепляют более опытного педагога или завуча, которые в силу своей профессиональной загруженности не всегда успевают оказать квалифицированную помощь. Кроме того, традиционные формы методического сопровождения постепенно утратили свою значимость. Возник вопрос об инновационных формах, способных не только помочь педагогу, но и дать ему возможность к саморазвитию и профессиональному движению.
Для определения приоритетных направлений повышения квалификации молодых педагогов нами было проведено оценивание их профессиональных компетенций на основе системной диагностики с использованием методик, представленных в работе В.Д. Шадрикова, А.В. Карпова, И.В. Кузнецовой [15].
Проведённые тесты показали, что у молодых педагогов недостаточно развиты владение информационно-коммуникационными и цифровыми технологиями, проектно-исследовательскими методами, здоровьесберегающими технологиями, а также отдельными аспектами методической компетенции.
В организации практической помощи педагогам важно было учесть, что все перечисленные компетенции необходимо сформировать в равной степени. Исходя из этого, были организованы стажировочные площадки по темам: «Цифровые компетенции и ИК-технологии», «Проектирование и проектная деятельность», «Формирование надпрофессиональных компетенций обучающихся», «Методическая компетентность», «Системно-деятельностный метод обучения: методология, методика, практика», «Формирование здоровьесберегающих компетенций педагога», «Компетенции в области формирования функциональной грамотности», «Компетенции в применении современных образовательных технологий». Основная их цель – развитие профессиональных компетенций педагогов, непрерывное повышение их квалификации в межкурсовой период.
Приказом начальника управления образования Тимашевского района в 2022 году были утверждены муниципальные стажировочные площадки на базе девяти образовательных организаций, имеющих передовой педагогический или инновационный потенциал – МБОУ СОШ № 1, 2, 4, 5, 11, 13, 15, МБДОУ д/с № 7, 11, 18, 21, 98. Также были определены группы педагогов-мастеров, работающие на стажировочных площадках и владеющие определёнными профессиональными компетенциями.
Ежегодно на базе этих организаций 22–28 молодых педагогов с опытом работы до двух лет проходят обучение на стажировках. Для них разработаны девять модульных программ, «Журналы непрерывного профессионального роста», «Карты эффективности профессиональной деятельности», сформирован банк диагностических методик, банк методических материалов «В помощь молодому специалисту».
Стажировки предполагают как индивидуальное, так и групповое обучение. Программы рассчитаны на 16 часов и включают как теоретическое, так и практическое изучение материала, а прохождение всех программ рассчитано на 1–1,5 года обучения.
Программы имеют следующую структуру:
1) вводное занятие, на котором стажёр знакомится с опытом работы по данному вопросу, программой работы с педагогом-мастером и учебно-методическими документами по заданной проблеме (1 час);
2) тестирование с выявлением затруднений педагога по конкретной теме (2 часа);
3) теоретическое изучение материала с педагогом-мастером и самостоятельное работа (4 часа);
4) наблюдение за работой учителя-мастера, анализ его действий и применения технологий в образовательном процессе (2 часа);
5) посещение мастер-классов, обучающих семинаров, педагогических мастерских педагогов-мастеров данной площадки (2 часа);
6) практическая самостоятельная работа под руководством и наблюдением педагога-мастера (2 часа);
7) тестирование и проектная работа по изученной теме (2 часа);
8) «Круглый стол», на котором педагоги делятся своим мнением, дают оценку и самооценку эффективности деятельности по повышению своей профессиональной компетентности (1 час).
После окончания обучения педагоги получают свидетельство о прохождении программы стажировки.
При сопровождении педагогов используется технология организации методической работы «Педагогическая мастерская». В качестве наставников на стажировочных площадках задействованы педагоги, прошедшие курсы повышения квалификации по соответствующим направлениям и получившие статус «Педагог-мастер». На каждой площадке работает 4–5 таких специалистов.
Использование стажировочных площадок позволило вывести на качественно новый уровень реализацию индивидуальных образовательных маршрутов педагогов. Методическая служба района совместно с молодыми педагогами и их наставниками в образовательных организациях разрабатывают такой маршрут, который учитывает их запросы, спектр предоставляемых методических услуг, возможность курсовой подготовки и самостоятельное повышение квалификации.
На практике используется следующий алгоритм разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута молодых специалистов.
На первом этапе выявляются профессиональные затруднения педагогов, их профессиональные приоритеты и интересы. Педагоги участвуют в анкетировании и проходят диагностику. Результаты этих диагностик позволяют определить траекторию профессионального движения педагога.
На втором этапе с учётом результатов диагностик и запросов самого учителя и его школы формируется дорожная карта повышения квалификации – план индивидуального образовательного маршрута. Для педагогов со стажем работы до двух лет обязательным является прохождение стажировок на стажировочных площадках. Согласно выбранному маршруту, молодые педагоги объединяются в группы. Списки стажёров утверждаются приказом начальника управления, а индивидуальный план утверждается директором МКУ «Центр развития образования». Составляется и утверждается график посещения стажировочных площадок.
На третьем этапе осуществляется непосредственная реализация индивидуального образовательного маршрута.
На четвёртом этапе проводится рефлексивный анализ эффективности проделанной работы. Как правило он проходит в формате «круглого стола» с участием опытных наставников, на котором педагоги делятся своим мнением, дают оценку и самооценку проделанной работы.
Эффективность разработки и осуществления индивидуального образовательного маршрута определяется рядом условий. Прежде всего, это осознание всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости индивидуального образовательного маршрута как одного из способов самообразования и самореализации. Немаловажным фактором является и осуществление целенаправленной деятельности методической службы по формированию у педагогов устойчивого интереса к процессу проектирования собственного образовательного маршрута.
Ожидаемым результатом реализации данного направления выступает повышение профессиональной адаптированности педагога, уровня достижения им профессионального мастерства, что обеспечивает формирование и развитие их профессиональных компетенций.
Одной из задач нашего проекта стала организация сетевого взаимодействия между территориальными методическими службами и образовательными организациями Краснодарского края.
В ст. 15 закона «Об образовании в Российской Федерации» сетевое взаимодействие определяется как использование ресурсов нескольких образовательных организаций для предоставления возможности освоения образовательных программ. Для организации такого взаимодействия были спроектированы и утверждены документы, составляющие его нормативно-правовую основу: положения о стажировочных площадках, рабочих и проблемных группах, формы договоров с образовательными организациями и т.д.
В ходе реализации проекта было организовано сетевое взаимодействие с десятью районами Краснодарского края. Подписаны договоры с территориальными методическими службами Калининского, Каневского, Абинского, Брюховецкого, Кореновского, Кущевского, Приморско-Ахтарского, Ленинградского, Динского районов, г. Горячий Ключ. Модель сетевого методического взаимодействия территориальных методических служб по проблеме повышения уровня профессиональных компетенций молодых педагогов также основана на организации стажировок и нашла отражение в дорожной карте.
Организованное взаимодействие между районами позволило совершенствовать профессиональные компетенции педагогов образовательных организаций края посредством трансляции и освоения передового опыта и лучших педагогических практик в деятельность молодых учителей.
Таким образом, использование стажировочных площадок позволило решить задачу адресного и практико-ориентированного процесса повышения квалификации педагогов. Они обеспечивают рефлексивный характер деятельности педагога, реализацию системно-деятельностного подхода, практическую направленность процесса. Такая технология организации методической работы с начинающими педагогами обеспечивает стабильную и деятельностную модель непрерывного повышения квалификации, рост удовлетворённости потребностей и запросов педагогов; повышение профессиональной компетентности и развитие личного мастерства.
Список литературы
- Земсков М.В., Дятлов С.Н., Кочешков Д.И. Подходы в развитии профессиональной компетенции педагогов // Инновационная наука. 2023. № 9-1. С. 21–22.
- Логвинова А.Д., Кобзева Л.Н. Формирование инновационных профессиональных компетенций современного педагога // Инновационные научные исследования. 2023. № 1-1(25). С. 86–94. https://doi.org/10.5281/zenodo.7559090
- Хачатурова К.Р., Новикова Т.Е., Новикова А.А., Яшкина Н.В. Направления развития компонентов профессиональной компетенции педагога / // Рефлексия. 2023. № 2. С. 44–47.
- Ноздров П.А. Модель структуры профессиональной компетенции педагога // Педагогика и психология образования. 2022. № 3. С. 160–174. https://doi.org/10.31862/2500-297X-2022-3-160-174
- Зоткин А. Повышение квалификации педагогических кадров: вызовы современности // Народное образование. 2009. № 4. С. 59–64.
- Мулюкова В.А. Компетентностная модель современного педагога как основа непрерывного повышения профессионального мастерства // Педагогическая перспектива. 2022. № 3. С. 11–18. https://doi.org/10.55523/27822559_2022_3(7)_11
- Яковлева Н.О., Гайдукова В.В. Закономерности и принципы функционирования региональной инновационной сетевой инфраструктуры, обеспечивающей непрерывный рост профессионального мастерства учителя // Педагогическая перспектива. 2022. № 4(8). С. 3–12. https://doi.org/10.55523/27822559_2022_4(8)_3
- Гарипова Л.Г., Габидуллина Г.Г. Модель наставничества «Школа молодого педагога» как ресурс успешной адаптации и профессионального роста молодых специалистов // Современное образование: актуальные вопросы и инновации. 2021. № 1. С. 57–62.
- Резанович И.В. Многоуровневое наставничество и модели его реализации в образовательных организациях // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2021. № 1(290). С. 66–69. https://doi.org/10.47438/2309-7078_2021_1_66
- Сальникова В.В. Реализация модели наставничества в современном образовании: актуальные направления, перспективы развития // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. 2023. № 2(34). С. 12–14.
- Яковлева Н.О., Гайдукова В.В., Бухтияр Е.С. Эффективные модели сетевого наставничества в региональной системе образования // Педагогическая перспектива. 2023. № 4(12). С. 3–13. https://doi.org/10.55523/27822559_2023_4(12)_3
- Жижина И.В. Организационно-методические условия проведения стажировок в системе повышения квалификации // Концепт. 2014. № 8. С. 136–140.
- Малева З.П. Реализация программ стажировочных площадок как фактор непрерывного образования // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2022. № 3. С. 210–216.
- Ок Д.Х. Стажировочная площадка как часть образовательной экосистемы региона // Сахалинское образование XXI век. 2021. № 3. С. 50–52.
- Шадриков В.Д., Карпов А.В., Кузнецова И.В. Профессионализм современного педагога: методика оценки уровня квалификации педагогических работников. М.: Логос, 2011. 168 с.