Применение интерактивных методов преподавания при дистанционном обучении в медицинском вузе
Ю.И. Коценко
Донецкий государственный медицинский университет им. М. Горького, Донецк, Россия, yuliya_neur@mail.ru
Аннотация
В последние десятилетия резко возрос интерес к дистанционному формату обучения в высшем медицинском образовании на основе использования интерактивных методов обучения. При этом на первый план выходит моделирование определённых ситуаций, погружение в них, совместное решение проблемы и анализ совершаемых действий.
Важным аспектом использования интерактивных методов является учёт доминантного канала восприятия обучающегося, который существенным образом влияет на эффективность обучения. В статье представлены результаты соответствующего исследования, проведённого со студентами Донецкого государственного медицинского университета им. М. Горького, которые обучались в 2020–2023 гг. с применением дистанционных образовательных технологий.
С учётом результатов предварительной диагностики доминирующей перцептивной модальности по методике С. Ефремцева при обучении студентов экспериментальной группы интерактивные методы применялись с акцентом на доминирующий анализатор. Итоговый контроль показал, что в этой группе результаты статистически значимо выше, чем в контрольной группе, что свидетельствует об эффективности предлагаемой методики.
Ключевые слова
дистанционное обучение, интерактивные методы обучения, высшее медицинское образование, доминирующий анализатор
Для цитирования
Коценко Ю.И. Применение интерактивных методов преподавания при дистанционном обучении в медицинском вузе // Педагогическая перспектива. 2024. № 1(13). С. 41–47.
https://doi.org/10.55523/27822559_2024_1(13)_41
Информация об авторах
Юлия Игоревна Коценко – кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры неврологии и медицинской генетики Донецкого государственного медицинского университета им. М. Горького
Текст статьи
В последние десятилетия резко возрос интерес к дистанционному формату обучения на всех уровнях. Это вызвано не только доминирующими сегодня принципами «образование для всех» и «образование через всю жизнь», провозглашёнными ЮНЕСКО, но современной общественно-политической и экономической ситуацией в мире в целом и Российской Федерации в частности.
Значительно повлияла на развитие дистанционного образования и пандемия COVID-19, принудившая к повсеместному отказу от очных форм взаимодействия педагогов и обучающихся. Помимо необходимости решения организационных проблем, особую актуальность приобрели вопросы, связанные с выбором используемых методов обучения. Как показала практика, наиболее эффективными в этом плане оказались интерактивные формы обучения.
Отдельной важной проблемой стало использование дистанционных форм обучения в системе высшего образования в целом и высшего медицинского образования в частности.
Активный интерес исследователей вызывают общие вопросы использования дистанционных образовательных технологий [1, 2; 3; 4 и др.], влияние инновационных форм обучения на формирование личности врача [5; 6; 7; 8; 9 и др.], возможности интерактивных методов обучения [10; 11; 12; 13; 14; 15 и др.] и др.
В современном понимании интерактивное обучение не ограничивается организацией активного взаимодействия студентов с преподавателем и друг с другом. На первый план выходит моделирование определённых ситуаций, погружение в них, совместное решение проблемы и анализ совершаемых действий. К наиболее распространённым формам интерактивного обучения относятся круглый стол (дискуссия, дебаты), мозговой штурм, метод проектов, деловые (ролевые, имитационные, луночные) игры и case-study (разбор определённых ситуаций) и др.
Опыт применения интерактивных методов обучения в высшей школе показывает хорошие результаты в плане формирования высокого уровня мотивации и демонстрации глубокого понимания освоения учебного материала. В то же время, для их эффективного использования необходим учёт личностных и психофизиологических особенностей студентов. Многие из них не могут быстро и продуктивно включиться в процесс обсуждения, испытывают дискомфорт и затруднения при адаптации к такой деятельности. Для преодоления этих трудностей преподаватель должен иметь соответствующий опыт и обладать специальными знаниями и умениями работы в интерактивном формате, способность сохранять баланс между игрой и обучением, а также нивелировать тревожность и внутренний дискомфорт у обучающихся.
Важным аспектом в данном направлении является учёт доминантного канала восприятия обучающегося, который существенным образом влияет на эффективность обучения. Представим результаты нашего исследования, целью которого была оценка эффективности применения видеоматериалов во время дистанционного обучения на фоне выявленного доминантного анализатора (канала восприятия) обучающегося.
В исследовании участвовали 213 студентов 4 курса Донецкого государственного медицинского университета им. М. Горького, которые обучались в 2020–2023 гг. с применением дистанционных образовательных технологий. Экспериментальная работа проводилась при изучении дисциплины «Неврология и медицинская генетика».
Предварительно студенты были разделены на 2 группы слепым методом: основная группа (GrO) – 121 чел. в возрасте 20–21 лет (средний возраст 20,3±1,4 лет), контрольная группа (GrC) – 92 чел. в возрасте 20–21 лет (средний возраст 20,4±2,1 лет).
Затем все студенты прошли тестирование с использованием диагностики доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева. Она направлена на определение доминирующего анализатора, который реагирует на восприятие окружающего мира, влияет на скорость, качество, объём и полноту запоминания новой информации. С этой точки зрения испытуемый относится к одному из типов: визуал – доминирует зрительное восприятие, кинестетик – тактильное, аудиал – слуховое и дискрет – дигитальное восприятие. Методика включает 48 утверждений с 2 вариантами ответов. Длительность теста – не более 40 минут с прочтением тестового материала. В результате определяется ведущий тип анализатора с оценкой уровня его проявления (низкий, средний, высокий).
При анализе выполненного тестирования по диагностике доминирующей перцептивной модальности в GrO выявлено преобладание зрительного канала восприятия у 67 (55,4±4,5 %) студентов, слухового – у 15 (12,4±3 %) и осязательного – у 34 (28,1±4,1 %). При этом в 19±3,6 % случаев наблюдалось превалирование логического мышления. По проявлению ведущего типа восприятия высокий (13 баллов и более) уровень имел место у 36,4±4,4 % обучаемых, средний – у 42,4±4,5 % и низкий – у 17,4±3,4 % студентов. Преобладание какого-либо анализатора не было выявлено у 6,8±3 % испытуемых.
С учётом результатов диагностики в дальнейшем обучении студентов GrО интерактивные методы применялись с акцентом на доминирующий анализатор, при этом в GrС обучении проходило по традиционной активной методике. Эффективность обучения с учетом доминирующего канала восприятия оценивалась в конце занятия по результатам итогового тестирования.
Дадим краткую характеристику интерактивных методов, которые использовались нами в ходе экспериментальной работы.
Традиционно на кафедре неврологии и медицинской генетики коллективная работа возникает при мозговом штурме с поиском идей и предложений в свободной форме, что способствует раскрытию творческого потенциала студентов. Для формирования навыков самостоятельного принятия определенных решений популярными являются деловые игры по типу ролевых и имитационных. Метод «аквариум», как разновидность деловой игры позволяет обыграть клинический вариант с оценкой действия участников и предложенных ими ситуаций.
«Круглый стол» направлен на коллективное обсуждение и решение проблем при изучении дисциплины «Неврология и медицинская генетика». Во время дебатов студент учится анализировать и излагать полученный дополнительный материал, аргументировать и обосновывать собственные решения.
Для развития критического мышления у студентов применяется case-study с разбором клинических случаев по предложенной проблеме. Преподаватель организовывает дискуссию, поддерживает обсуждение и оценивает вклад студента в решение поставленных задач. Выстроенная на кафедре система предписывает инновационные подходы в виде видеоконференции, вебинара и видеолекции, при этом для более успешного изучения конкретной темы необходима комбинация различных интерактивных методов обучения.
Интерактивное обучение позволяет развивать навыки самостоятельного поиска, анализа информации с ответственным подходом к полученным результатам. Также во время командной работы у будущего врача происходит развитие необходимых для будущей профессиональной деятельности навыков общения с коллегами и пациентами (умение слушать, создавать диалоги и подбирать актуальные вопросы, проявляя уважение к собеседнику).
В процессе применения интерактивных методов обучения преподаватель выступает в роли помощника (тьютора) и фокусирует внимание обучающегося таким образом, чтобы не создавать препятствий для проявления его активности. При этом учащийся получает новый опыт на фоне имеющегося, который подкрепляется его осмыслением через решение созданных проблемных ситуаций, проявления познавательных мотивов и заинтересованности. Для лучшего усвоения материала целесообразна работа в малых группах с применением игровых форм обучения, что способствует самореализации учащихся. При интерактивном обучении возникает необходимость в переосмыслении педагогом требований к обучающимся во время занятий.
В ходе изучения дисциплины «Неврология и медицинская генетика» при дистанционном обучении приоритетными задачами использования интерактивных методов являются активное вовлечение будущего специалиста в учебно-познавательную деятельность для получения и усвоения необходимых знаний, а также стимулирование у него мотивации на основе использования индивидуального подхода.
Начиная с весны 2020 года обучение в университете проходило с применением дистанционных образовательных технологий в системе MOODLE. На кафедре неврологии и медицинской генетики дистанционное обучение проводилось в синхронном и асинхронном режимах с целью реализации различных аспектов учебной программы, включая проведение лекций, семинаров, исходного и текущего контроля знаний обучающихся, в том числе итогового экзамена по дисциплине.
В дистанционном режиме первичной формой контроля знаний обучающихся является самоконтроль, который возможен при выполнении целевых задач из методических указаний к каждому занятию или использовании интерактивного блока с вопросами. Проверка усвоения знаний и умений предусматривает текущий и итоговый контроль в дистанционном режиме на электронном ресурсе «Информационно-образовательная среда» (MOODLE) и на экзаменационной платформе (MODEX). Подчеркнём, что тестирование не может полностью заменить обычные контрольные и самостоятельные работы, но в связи с информационной насыщенностью учебного процесса тестовый контроль позволяет: охватить больший объем содержания темы, быстро установить обратную связь с обучающимися и определить результаты усвоения материала. Итоговый контроль или экзамен на кафедре неврологии и медицинской генетики осуществляется путем выполнения индивидуальных заданий конструктивного типа, написания эссе при решении клинических ситуационных задач, оформление лечебно-диагностического алгоритма.
Мультимедийные средства и интерактивные технологии сочетают традиционные формы организации учебного процесса для повышения качества передачи и усвоения знаний, умений и навыков при дистанционном обучении.
Применяя видеоматериалы на кафедре неврологии и медицинской генетики для разъяснения темы занятия мы достигаем появление у обучающегося интереса к активному коммуницированию, работе в команде, самообразованию, формированию собственного мнения и способности отстаивать его, а также развитию социо-профессиональных навыков. Учитывая периодический дефицит тематических больных с редкими заболеваниями, особенно по медицинской генетике, можно констатировать необходимость внедрения интерактивных технологий в педагогический процесс с целью более глубокого изучения дисциплины. При этом возрастает степень усвоения нового материала, желания ознакомиться с инновациями, получения современного опыта и появления различных вариантов решения поставленной задачи с их обоснованием.
В ходе дистанционного обучения применение видеоматериалов создаёт положительную интерактивную атмосферу при демонстрации увлекательных примеров для эмоционального стимулирования учебной деятельности. Для этого необходимо использовать наглядные и практические, дедуктивные и индуктивные методы. Видеоресурсы активизируют мыслительную и перцептивную деятельность слушателя и ускоряют усвоение материалов, включая систему мотивирования, для эффективной реализации образовательной программы на кафедре неврологии и медицинской генетики.
При обучении будущего специалиста клинические ситуации (case-study) предназначены для организации дискуссии с анализом и поиском решения проблемы, что развивает их профессиональные компетенции. Видеоматериалы помогают организовать поддержание обсуждения и оценивания вклада обучающегося в решение поставленных задач. Метод сase-study всегда применялся для подготовки будущего специалиста и обеспечивал системность приобретённых им профессиональных знаний.
Использование указанных выше интерактивных методов с акцентом на доминирующий анализатор, выявленный у студентов на начальном этапе, позволило получить следующие результаты.
Итоговый контроль по дисциплине «Неврология и медицинская генетика» показал, что в GrO 38±4,4 % студентов получили оценку «отлично», в 49,6±4,5 % – «хорошо» и в 12,4±3 % – «удовлетворительно». В GrC 17,4±4 % студентов получили «отлично», 38±5,1% – «хорошо» и 44,6±5,2 % – «удовлетворительно».
При сравнении результатов, полученных в разных группах, было установлено, что более высокие показатели итоговых результатов обучения продемонстрировали студенты группы GrO, обучающиеся с акцентированием на доминирующий тип перцептивной модальности (канала восприятия) при форме подачи материала. В ходе исследования отмечено, что изучение доминирующего анализатора обучающегося в GrO с последующей коррекцией интерактивных методов приводило к улучшению восприятия информации и повышению шанса более успешного итогового результата (ОШ=2,7298; 95 %, доверительный интервал 1,375–5,7684) (F<0,01, критерий Фишера) (р<0,001, критерий хи-квадрат).
Подводя итоги отметим, что при проведении интерактивных занятий с применением видеоматериалов у обучающихся увеличивается уровень мотивации, активизируются мыслительная и перцептивная деятельности и ускоряется усвоение материалов. Применение case-study с визуализацией способствует приобретению знаний будущими специалистами через наглядность метода, эмоциональность и реальность, что более эффективно формирует профессиональные навыки у обучаемых с учётом выявленного доминирующего анализатора.
Список литературы
- Авачева Т.Г., Кадырова Э.А. Развитие дистанционных образовательных технологий для формирования информационно-образовательной среды в медицинском вузе // Современные технологии в науке и образовании – СТНО-2018: сб. тр. междунар. науч.-техн. форума: в 10 т. Т. 9. Рязань: Рязан. гос. радиотехн. ун-т. 2018. С. 18–22.
- Алексеева А.Ю., Балкизов, З.З. Медицинское образование в период пандемии COVID-19: проблемы и пути решения // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. Т. 11. № 2. С. 8–24. https://doi.org/10.24411/2220-8453-2020-12001
- Калиева Ш.С. Корниенко Ю.Ю., Абушахманова А.Х. [и др.] Проблемы дистанционного образования в медицинском ВУЗе // Медицина и экология. 2021. № 1. С. 70–75.
- Курмунгулов А.А., Фролова О.И., Соловьева С.В. Перспективы внедрения электронного обучения в образовательный процесс медицинского вуза // Высшее образование в России. 2017. № 8/9. С. 116–119.
- Гнилицкая В.Б., Христуленко А.Л., Куглер Т.Е. [и др.] Проблемные лекции как эффективная форма обучения на этапе последипломного образования // Педагогическая перспектива. 2022. № 3. С. 55–61. https://doi.org/10.55523/27822559_2022_3(7)_55
- Гурцкая Г.М., Жусупова Г.Д. Влияние инновационных методов обучения на подготовку студентов медицинских вузов // Биология и интегративная медицина. 2021. № S(47). С. 47–54.
- Итинсон К.С. Современные методы обучения в медицинском вузе // Региональный вестник. 2020. № 3(42). С. 51–52.
- Коценко Ю.И., Статинова Е.А., Бубликова А.М., Максименко О.Л. Формирование личности будущего врача в рамках современных образовательных технологий // Образование как фактор формирования и развития личности: сб. ст., посвященный 90-летию ГОО ВПО «Донецкий национальный медицинский университет имени М. Горького». Донецк: ДОННМУ 2020. С. 132–136.
- Шатохина Н.А., Морозов А.М., Жуков С.В., Буланова Э.В. О возможности применения новых методов обучения в медицинском вузе // Тверской медицинский журнал. 2020. № 6. С. 36–42.
- Аширова Г.А., Иламонова М.Я. Интерактивное обучение и использование технологий в современной педагогике // Международный научный журнал «Символ науки». 2023. 9-1. С. 60–62.
- Коценко Ю.И., Максименко О.Л., Прокопенко Е.Б. Современные интерактивные методы обучения для получения профессионального медицинского образования в сложных эпидемических условиях, обусловленные новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) // Шамовские педагогические чтения научной школы управления образовательными системами: сб. ст. XIII Междунар. науч.-практ. конф. В 2-х ч., Москва, 23 января – 01 февраля 2021 года. Ч. 2. – Москва: МАНПО; 5 за знания, 2021. С. 285–288.
- Максименко О.Л., Статинова Е.А., Коценко Ю.И., Бубликова А.М., Сохина В. С. Интерактивные формы обучения студентов в медицинском ВУЗе // Реализация компетентностного подхода на додипломном и последипломном этапах высшего профессионального образования: сб. науч.-метод. тр., посвященных 90-летию Университета. Донецк: ГОО ВПО ДОННМУ ИМ. М. ГОРЬКОГО, 2020. С. 406–409.
- Пинчук Т.В., Орлова Н.В. Интерактивные методы обучения в высшем медицинском образовании (аналитический обзор) // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. Т. 11. № 3. С. 102–116. https://doi.org/10.24411/2220-8453-2020-13009
- Шлепотина Н.М., Пешиков О.В., Пешикова М.В. Интерактивное обучение: истоки во времена Пирогова Н.И. и современное состояние вопроса // Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. 2018. 3 (22). Т. 3. С. 67–70.
- Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Интерактивные методы обучения в современном вузе // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2011. № 3. С. 56–62.