Формирование компонентов экономической культуры детей дошкольного возраста
Е.Н. Азлецкая1, В.Р. Гутник2
1 Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия, eazletskaya@mail.ru
2 Детский сад № 187, Краснодар, Россия,Vik.solovyova@yandex.ru
Аннотация
В статье рассматривается вопрос формирования основ экономической культуры у детей дошкольного возраста. Представлен обзор различных подходов к её реализации в дошкольных учреждениях. Особое внимание уделено понятию «экономическая культура» с учётом особенностей дошкольного возраста. Приведены критерии и показатели элементарной экономической культуры, описаны её компоненты: знания, мышление и личностно-ориентированная направленность. Описаны результаты и анализ исследования компонентов экономической культуры, на основе которых определён круг задач экономического воспитания и разработана парциальная программа «Маленькие шаги к большому успеху: экономика в жизни дошкольников». Подчёркнута важность и восприимчивость дошкольного возраста для освоения начальных финансово-экономических понятий, с которыми дошкольники встречаются в повседневной жизни, для формирования экономических качеств и развития нравственной ориентации личности, приобщения к истокам экономической культуры в целом.
Ключевые слова
дошкольный возраст, экономическое воспитание, экономическая культура, компоненты экономической культуры
Для цитирования
Азлецкая Е.Н., Гутник В.Р. Формирование компонентов экономической культуры детей дошкольного возраста // Педагогическая перспектива. 2023. № 4(12). С. 93–101. https://doi.org/10.55523/27822559_2023_4(12)_93
Информация об авторах
Елена Николаевна Азлецкая – кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии Кубанского государственного университета.
Виктория Романовна Гутник – педагог-психолог МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 187», г. Краснодар
Текст статьи
Экономическое воспитание в современном образовании является важной частью общего процесса воспитания. Запрос на экономическое воспитание не всегда был актуален, но его значение в нашей стране возросло в условиях экономических реформ 1990-х годов и стремления национальной экономики к развитию рыночных отношений.
В современном обществе особую актуальность приобретает проблема экономического воспитания детей дошкольного возраста. В школах уже давно введён предмет «Экономика», в рамках которого обучающиеся знакомятся с экономическими понятиями. Однако вопросы экономического воспитания дошкольников стали обсуждаться вновь относительно недавно несмотря на то, что изыскания в этой области начались ещё в конце 1980-х годов (Р.С. Буре, В.А. Горбачева, С.А. Козлова, Т.А. Маркова, Р.А. Нечаева и др.). Были проведены исследования, фокусировавшиеся в основном на вопросах формирования у дошкольников нравственных качеств личности в рамках различных видов трудовой деятельности, таких как трудолюбие, самостоятельность, трудовая активность, бережливость по отношению к вещам, игрушкам и т. д. Так Р.С. Буре писала: «В развивающейся позиции ребёнка «я сам», «я могу», «я научусь», «я умею» заложены зачатки важнейших качеств: самостоятельности, ответственности, активности в познании мира, в деятельности. И поэтому очень важно не затормозить эти тенденции в поведении и устремлениях ребёнка, а всячески поддерживать и развивать их» [1, с. 5].
В настоящее время непростых финансовых отношений в обществе возникает сложность в формировании основ экономических представлений у детей, несмотря на то, что Э.А. Курак [2], А.А. Смоленцева [3], И.А. Сасова [4], А.Д. Шатова [5; 6] и другие авторы исследовали проблему раннего экономического образования и в своих работах показали, что в современных условиях возрастает его значение, сформулировали цели, принципы, определили содержание экономического воспитания и наметили пути его реализации. Следует отметить, что экономическое воспитание детей дошкольного возраста в отечественной педагогике является относительно новым и ещё не окончательно утверждённым направлением. В ходе нашей работы, целью которой является формирование основ экономической культуры детей дошкольного возраста, мы обратили внимание на то, что в литературе, посвящённой экономическому воспитанию детей дошкольного возраста, разными авторами используются разные термины: «финансовая грамотность», «экономическая грамотность», «финансово-экономическая грамотность» и «экономическая культура».
В соответствии с теорией Л.А. Выготского, окружающая среда играет ключевую роль в формировании мировоззрения человека. Это означает, что независимо от личных желаний, индивидуум автоматически погружается в соответствующую экономическую (хозяйственную) культуру, приобретая экономическое мышление и соответствующее экономическое поведение в контексте окружающей его экономической действительности. Таким образом, экономическая культура представляет собой совокупность знаний, ценностей, навыков и норм поведения, связанных с экономической сферой общественной жизни. Она охватывает понимание экономических процессов, финансовой грамотности, умение планировать бюджет, осознанное потребление, ответственное отношение к деньгам, умение принимать экономически обоснованные решения и т.д. Экономическая культура важна для развития личности и общества, поскольку способствует более эффективному управлению ресурсами, развитию предпринимательства, снижению финансовых рисков и, в итоге, формированию устойчивой экономики.
В своём исследовании мы используем термин «экономическая культура», так как он, по мнению И.А. Балашовой, Н.И. Саляхова и других исследователей, описывает укоренившиеся в обществе образцы мышления, общения и поведения, связанные с экономикой [7]. Знание, как участники экономических отношений воспринимают экономическую информацию, как они ведут себя в хозяйственной жизни и как взаимодействуют друг с другом, основывается на ценностях, нормах и стереотипах, которыми они руководствуются. Мы считаем, что формирование основ экономической культуры определят систему предпочтений детей и повлияют на их хозяйственное поведение в реальной жизни.
Изучение психолого-педагогической литературы показывает, что проблема формирования экономической культуры у дошкольников представляет собой сложную и многогранную задачу. Действительно, традиционное понимание экономической культуры, как процесса формирования экономического мышления, развития деловых качеств, общественной активности и предприимчивости, только отчасти применимо к дошкольникам из-за их возрастных особенностей и стадии психического развития. Проблемы формирования экономической культуры дошкольников решаются преимущественно в определённых рамках:
- формирование представлений о нравственности у дошкольников (С.А. Козлова, Н.К. Ледовских, В.Д. Калишенко и другие);
- нравственно-трудовое воспитание (Н.М. Крылова, А.Е. Образцова, Д.В. Сергеева, Р.С. Буре, Л.А. Порембская, В.Г. Нечаева, Л.З. Неверович и другие);
- социально-познавательное развитие (И.А. Сасова, Л.В. Загик, Л.Н. Галкина, А.А. Смоленцева и другие);
- единство формирования нравственно-экономических знаний, представлений, чувств и привычек поведения (И.В. Ермакова, Т.А. Протасевич и др.).
Исследования А.Д. Шатовой показывают, что современные дошкольники в возрасте 6–7 лет не только могут постигать экономические понятия, но и способны применять их в реальных жизненных ситуациях, что свидетельствует об ускорении процесса экономической социализации в этом возрасте. В связи с этим А.Д. Шатова пишет: «Особенности сознания старших дошкольников убедительно доказывают возможность и необходимость приобщения их к истокам экономики» [5, с. 3]. Мы солидарны с этой позицией и в своей работе подчёркиваем, что «проблема формирования основ экономической культуры у детей дошкольного возраста тесным образом связана с их психологическими особенностями. Это относится, прежде всего, к вопросу становления социализации детей. Познавая особенности созданного взрослыми предметного мира, правил обращения с предметами, ребёнок осваивает предметный мир и социальную действительность» [8, с. 5–6].
Формирование основ финансово-экономической грамотности Е.А. Курак описывает с позиции экономической культуры [2]. В своём исследовании Н.Л. Беляева пришла к заключению, что показателями экономической воспитанности детей к концу дошкольного возраста являются «представления о труде родителей, об экономических понятиях, знание ребёнком потребностей семьи, проявление познавательного интереса к окружающим явлениям современного социума; умение отражать имеющиеся знания об экономической жизни людей в разных видах деятельности; проявление бережливости, ответственности, деловитости, предприимчивости и оценка проявления этих качеств у сверстников» [9, с. 9]. Мы разделяем точку зрения авторов потому, что, по сути, она объединяет формирование знаниевого, мыслительного, личностного и мотивационного компонентов экономической культуры. Под знаниевым компонентом мы подразумеваем элементарные знания о социально-экономическом мире; мыслительным – умения анализировать и обобщать усвоенные экономические знания, сравнивать, классифицировать и систематизировать экономические понятия и явления доступные ребёнку в дошкольном возрасте и развитость других познавательных процессов свойственных развитию детей. Личностный компонент основ экономической культуры включает в себя умения получать необходимую информацию в общении, сформированность таких качеств как бережливость, ответственность, моральных представлений об общественной значимости труда. Такой компонент экономической культуры как направленность личности связан с познавательными мотивами, отношением к труду, дисциплинированностью, оказанием помощи и другими поведенческими аспектами хозяйствования.
Процесс формирования экономической культуры детей дошкольного возраста нами рассматривается в рамках познавательной деятельности как важная часть их образования. Эти усилия направлены на развитие нравственно-трудового воспитания, формирование ценностных ориентаций, понимание роли денег, развитие экономических представлений и интеллектуального потенциала. В результате чего создаются условия для формирования социальной компетентности дошкольников и успешной адаптации каждого ребёнка в социальной среде. Мы считаем, что формирование основ экономической культуры в дошкольном возрасте не только подготавливает детей к успешной будущей жизни, но и является системной ситуацией успешности его реального детства и взросления.
Для выявления актуального состояния развития основ экономической культуры нами было проведено исследование компонентов экономической культуры детей 5–6 лет с опорой на критерии и показатели, являющихся целевыми ориентирами (см. табл.).
Таблица. Критерии и показатели основ экономической культуры
Критерий |
Показатели |
Методики |
Знаниевый компонент основ экономической культуры |
— обладает элементарными знаниями о социально-экономическом мире; знает и называет разные места и учреждения торговли; |
Методика «Основы экономических знаний детей дошкольного возраста» [8] |
Мыслительный компонент основ экономической культуры |
— умеет анализировать и обобщать усвоенные экономические знания; |
«Включение в ряд», «Коробка форм», «Построй из палочек», «Сложи разрезную картинку», «Сгруппируй картинки», «Количественные представления и счёт», «Сравни», «Найди времена года», «Нарисуй целое», «Расскажи» [10] |
Личностный компонент основ экономической культуры |
— умеет получать необходимую информацию в общении; — сформированы предпосылки таких качеств как бережливость, расчётливость, экономность, ответственность; |
Методика «Интервью», «Помощники», «Необитаемый остров» [11] Карта наблюдений «Бережливость» [8] |
Направленность личности |
— демонстрирует добросовестное отношение к труду, предприимчивость, дисциплинированность; |
Карта наблюдений «Нравственная ориентация экономического воспитания» [8] |
В исследовании, проведённом в октябре 2023 года, приняли участие 34 воспитанника 5–6-летнего возраста, посещающие МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 187», из них 20 девочек и 14 мальчиков. Все респонденты с нормотипичным уровнем развития.
Для выявления уровня знаний в сфере экономики у детей 5–6 лет мы использовали метод управляемой беседы, заключающийся в проведении тематически ориентированного диалога между исследователем и ребёнком с целью получения информации от ребёнка [8]. Беседа проводилась индивидуально с каждым ребёнком, результаты фиксировались в протоколе. Вопросы для беседы позволили определить, обладает ли воспитанник базовыми знаниями о социально-экономическом мире; имеет ли он представление о труде своих родителей, знает ли содержание той или иной трудовой деятельности; знает ли он, что такое труд и продукт труда. Результаты анализа показали, что ответы детей 5–6 лет зачастую ошибочны либо ребёнок говорит «не знаю». В целом по выборке уровень знаниевого компонента основ экономической культуры низкий (среднее значение 22,91 балла). Однако при этом расчёт с помощью U-критерия Манна-Уитни для независимых выборок выявил, что уровень знаниевого компонента у девочек (среднее значение 23,95 балла) статистически значимо выше, чем у мальчиков (среднее значение 21,43 балла) (α = 0,001 на уровне значимости ρ ≤ 0,01, где α – значение точной статистической значимости различий).
Для выявления уровня мыслительного компонента экономической культуры была проведена диагностика познавательной сферы детей с помощью серии стандартизированных методик [10]. Исследование проводилось индивидуально с каждым ребёнком поэтапно. На каждом этапе применялось 2–3 методики в зависимости от стойкости внимания и мотивации ребёнка к выполнению заданий. Результаты анализа показали, что в основном испытуемые показывают средний уровень развития познавательной сферы (среднее значение 17,24 балла). Статистически значимых различий по половому признаку не выявлено.
Для выявления уровня личностного компонента экономической культуры были применены как стандартизированные методики [11], так и метод наблюдения [8]. На этом этапе исследования нами выявлялось умение детей получать необходимую информацию в общении, вести простой диалог со взрослыми и сверстниками; умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам; спокойно отстаивать своё мнение; умение детей взаимодействовать в системах «ребёнок – ребёнок», соотносить свои желания, стремления с интересами других детей, принимать участие в коллективных делах и оказывать помощь; сформированность такого личностного качества как бережливость. Методики проводились в малых группах по 5–7 человек. Анализ результатов исследования выявил средний уровень развития личностного компонента основ экономической культуры (среднее значение 10,15 балла). Статистически значимых различий по половому признаку не выявлено.
Уровень направленности личности как компонента экономической культуры, включающий в себя систему побуждений (отношение к труду, дисциплинированность, предприимчивость, взаимопомощь, бережливость, потребности) нами исследовался при помощи метода наблюдения. Наблюдение проводилось в процессе разного вида деятельности: игровой, коммуникативной, познавательной, самообслуживании и т.д. Анализ результатов исследования выявил средний уровень развития экономически значимой направленности личности (среднее значение 10,15 балла). Статистически значимых различий по половому признаку не выявлено.
Следует отметить, что уровень развития психической, личностной, экономической культур и уровень направленности личности хотя и находятся в средней зоне, но их значения располагаются ближе к нижней границе среднего показателя.
Итак, анализ результатов исследования компонентов экономической культуры показал, что дети в возрасте 5–6 лет не всегда могут объяснить смысл экономических терминов и понятий. Они целенаправленно и самостоятельно не проявляют внимание к труду родителей, окружающим явлениям современного общества, редко употребляют в речи слова, связанные с экономикой (исключение составляют: деньги, покупка, обмен). У них быстро теряется интерес к беседе на экономические темы. Могут сформулировать 2–3 кратких вопроса с помощью взрослого, не сохраняя логику интервью. При ответах на вопросы, связанные с трудовой деятельностью, не проявляют заинтересованности в её результате, отвечают односложно. При этом, в целом, познавательная сфера детей 5–6 лет характеризуется живым интересом к окружающему миру. Ребёнок активно развивает своё мышление и навыки логического мышления. Он начинает формулировать предположения, делать выводы и решать простые задачи, учится устанавливать причинно-следственные связи и делать основанные на них выводы. Дети этого возраста умеют классифицировать предметы по их общим характеристикам. Они могут сравнивать и группировать предметы по размеру, форме, цвету и другим признакам. Дети отличаются недостаточной, но положительной активностью в общении, принимают предложение инициатора, соглашаясь с ним. Они могут возразить, учитывая свои интересы, выступить со встречным предложением. Знают нормы организованного взаимодействия, но могут их нарушать. Например, не всегда учитывают интересы сверстника, замечая его затруднения, не всегда оказывают необходимую ему помощь. Сами принимают помощь других, но самостоятельно за ней не обращаются. Дети замечают неопрятность в одежде, в помещении, но не всегда стремятся к порядку, к внешней опрятности, в исполнительности, точности и так далее. Испытывают чувство удовлетворения от чистоты и порядка в шкафчике, на полках с игрушками (высказывания типа: мне нравится, когда всё чисто), но не всегда поддерживают его. Ребёнок бережно относится к личному и общественному имуществу при наличии контроля со стороны взрослых, однако стремление к намеренной порче отсутствует. Демонстрирует умения подготовки своего рабочего места при указаниях взрослого, стремится выполнять задания в отведённое на это время, но не всегда доводит начатое дело до конца. У детей в возрасте 5–6 лет наблюдается неустойчивое отношение к труду. Они не проявляют желание и усердие в выполнении заданий, связанных с трудом. Дети проявляют уважение к труду других людей, включая родителей, воспитателей фрагментарно, чаще это связано с собственной выгодой (похвала, вознаграждение). При этом они ценят усилия и результаты своей работы. Могут нарушать правила поведения, соответствующие нормам или требованиям правил распорядка, особенно если полагают, что их не видит взрослый. Проявляют интерес к хозяйственным аспектам, но не стремятся развивать свои навыки в этих сферах. Проявляют готовность помочь другим в случаях поломки, порчи вещей или игрушек только при личной просьбе взрослого. Ребёнок знает, как бережно обращаться с вещами и материальными ценностями, но проявляет бережливые способы поведения только под контролем взрослых. Ребёнок не всегда осознает, что у семьи могут быть ограниченные ресурсы и не всегда адаптирует свои потребности к этим возможностям.
Отметим, что в процессе исследования дошкольники проявили интерес к обсуждаемой теме.
Таким образом, мы пришли к следующему выводу. Для обеспечения наилучших психолого-педагогических условий экономического воспитания необходимо разработать специальную образовательную программу для формирования компонентов экономической культуры у детей дошкольного возраста. Что нами было сделано в рамках краевой инновационной площадки – парциальная программа «Маленькие шаги к большому успеху: экономика в жизни дошкольника».
Для оптимального развития экономической культуры детей в этом возрасте предполагается предоставить им максимум возможностей для экспериментирования, наблюдения, общения и игры на экономические темы. Важно поддерживать и поощрять детскую любознательность, ставить перед ними интересные задачи и предоставить разнообразные материалы и игрушки для исследования окружающего экономического мира. В данной деятельности следует, прежде всего, определить задачи экономического воспитания. Т.Г. Ханова с соавторами полагают, что это «воспитание позитивного отношения к труду, его продуктам, деньгам и способам их зарабатывания; формирование системы элементарных научных финансово-экономических понятий; обучение навыкам целесообразного поведения в реальных жизненных ситуациях; развитие основ экономического мышления; воспитание нравственных качеств и ценностных установок» [12; 13]. Предполагаем, что реализация программы поможет дошкольникам развить свои знания, познавательные способности и навыки в хозяйственной сфере, а также стимулировать их личностное и морально-нравственное развитие.
Список литературы
- Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. М.: Мозаика-Синтез, 2011. 136 с.
- Курак Е.А Экономическое воспитание дошкольников. М.: Сфера, 2002. 80 с.
- Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику. СПб: Детство-Пресс, 2002. 167 с.
- Сасова И.А. Как изучать дошкольникам экономику? // Детский сад от А до Я. 2013. № 1. С. 12–14.
- Шатова А.Д. Тропинка в экономику: программа: методические рекомендации: конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М.: Вентана-Граф, 2015. 176 с.
- Шатова А.Д. Экономика и финансовая грамотность дошкольников: за и против // Язык и актуальные проблемы образования: Материалы Международной научно-практической конференции, Москва, 31 января 2018 года. Москва: Международная академия наук педагогического образования, 2018. С. 286–291.
- Балашова И. А., Саляхов Н.И. Экономическая культура и ее влияние на развитие экономики страны // Современные вызовы и тренды в повышении финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг: сборник материалов IХ Всероссийской научно-практической конференции в 2-х томах (28 октября 2022 г., г. Уфа), посвященной 90-летию Института развития образования Республики Башкортостан. Уфа: Первая типография, 2022. С. 139.
- Азлецкая Е.Н., Олейникова Т.Ю., Волкова М.Ю. Маленькие шаги к большому успеху: экономика в жизни дошкольника. Краснодар, 2023. 98 с.
- Беляева Н.Л. Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. … канд. пед. наук. Челябинск, 2008. 24 с.
- Артемьева Т.В. Методы изучения нарушений психического развития детей дошкольного возраста. Казань: Отечество, 2013. 142 с.
- Дыбина О.В., Анфисова С.Е., Кузина А.Ю, Груздова И.В. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Пособие для воспитателей и учителей начальных классов. Для работы с детьми 5–7 лет. М.: Мозаика-синтез, 2013. 70 с.
- Ханова Т.Г., Белинова Н.В., Колосова А.А. Особенности формирования финансово-экономической грамотности в дошкольном возрасте // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 74-3. С. 270–272.
- Ханова, Т.Г., Белинова Н.В., Еракова Т.Н., Гичева Н.В. Педагогические условия проектирования и осуществления экономического воспитания детей дошкольного возраста // Современные наукоемкие технологии. 2021. № 4. С. 246–250.