Технология системной терапии отношений в социальной адаптации сирот в работе специалиста службы сопровождения

И.С. Петронюк
Санкт-Петербургский государственный аграрный университет, Санкт-Петербург, Россия, pis25@mail.ru

Аннотация

В статье рассматриваются технологические аспекты деятельности специалистов службы сопровождения в сиротском учреждении. Представлены основные современные исследования отечественных учёных, посвящённые проблемам жизнеустройства, социализации и социально-профессиональной адаптации выпускников-сирот. Описана технология системной терапии отношений, адаптированная к работе службы сопровождения в сиротском учреждении. Раскрываются особенности и механизмы её реализации в практике сопровождения выпускника-сироты, который обращается за помощью в сиротское учреждение (организацию), представлена органограмма разбора трудной ситуации, возникшей в жизни сироты. Предлагаемая технология может применяться и в других видах и типах организаций и учреждений.

Ключевые слова

сиротское учреждение, служба сопровождения, сирота, системная терапия отношений

Для цитирования

Петронюк И.С. Технология системной терапии отношений в социальной адаптации сирот в работе специалиста службы сопровождения // Педагогическая перспектива. 2023. № 4(12) С. 66–73.  https://doi.org/10.55523/27822559_2023_4(12)_66

Информация об авторах

Инна Степановна Петронюк – кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессиональной аттестации и внедрения инноваций Санкт-Петербургского государственного аграрного университета

Текст статьи

Проблема социальной адаптации и жизнеустройства выпускников сиротских учреждений (организаций) всех типов и видов по-прежнему является актуальной и важной. В статье мы будем придерживаться определения В.Г. Алексеевой, которая социальную адаптацию рассматривает как «усвоение индивидом специального опыта путём вхождения в социальную среду, систему социальных связей, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счёт его активной деятельности, включения в социальную среду» [1, c. 38].

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации № 481 от 24.05.2014 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об их устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» (пункты 31 и 57), выпускники-сироты до 23 лет имеют право в трудной жизненной ситуации обратиться за помощью в своё сиротское учреждение (организацию). Для разрешения таких ситуаций в них создаются службы сопровождения, куда входят различные специалисты, которые должны обладать технологическими компетенциями работы с выпускниками-сиротами.

В последние годы проблемы жизнеустройства, социализации и социально-профессиональной адаптации выпускников-сирот вызывают активный интерес отечественных учёных. В частности, Е.А. Байер и М.В. Залужная [2] исследовали развитие эмоционально-волевой сферы сирот; И.А. Бобылева, И.Е. Доненко, О.В. Заводилкина с соавторами [3] – вопросы социальной адаптации выпускников-сирот; И.Н. Грушецкая [4] – создание ситуаций успеха для поддержки сирот; Т.М. Ковалева [5] – внедрение системы тьюторства в сопровождении сирот; И.С. Морозова, И.Г. Тимофеева [6] – развитие волевой саморегуляции сирот; А.Ю. Телицына, А.Ю. Милакова – структуру социальных установок выпускников-сирот [7]; М.А. Феоктистова, А.И. Щербина [8] – формирование социальных компетенций у сирот; Н.В. Панова, Н.Н. Кузина, С.В. Лактионова [9; 10] – постинтернатное сопровождение выпускников сиротских учреждений в их жизнеустройстве.

С.В. Кривых, С.М. Шепель исследовали постинтернатное сопровождение выпускников-сирот учреждений профессионального образования [11], модели сопровождения их социальной адаптации [12], динамику их социальной активности [13]. В работе коллектива Санкт-Петербургских учёных [14] теоретически обоснована необходимость создания служб сопровождения сиротских учреждений, рассмотрено нормативное и технологическое обеспечение их функционирования.

В данной статье мы представим один из вариантов применения технологии системной терапии отношений при решении трудной жизненной ситуации, в которую попадает воспитанник сиротского учреждения после выпуска.

В общем плане технология системной терапии А.Ф. Шлиппе и Й. Швайцера [16] ранее была адаптирована нами к работе службы сопровождения в сиротском учреждении [15]. Данная технология помогает решать проблемы, связанные с коммуникацией, взаимодействием с окружающими людьми, самим собой, реальным и воображаемым миром, в котором живёт выпускник-сирота.

Службы сопровождения учреждений (организаций) для сирот объединяют разных специалистов, целью которых является поддержка отдельных обучающихся или обратившихся в учреждение (организацию) выпускников-сирот с трудной жизненной ситуацией или наличием социальных проблем. Главное их предназначение можно описать так: помощь и контроль в решении актуальных проблем, в частности бытовая помощь, коррекция поведения или социальное научение, воспитание в условиях интерната или вне его стен, работа с изолированными или «загнанными в угол» сиротами и т.п. Важна роль деятельности служб сиротских учреждений (организаций) в работе с обучающимися или выпускниками, попавшими в трудную жизненную или иную ситуацию. Мы будем называть таких сирот субъектом помощи.

Соответствующие специалисты службы (в зависимости от проблемы) должны расспросить субъекта о том, какие составляющие жизненной ситуации наиболее важны и сфокусироваться на том, что является их неотъемлемой частью. Структура жизненной ситуации бывает сложной и границы её распространения, необходимые для решения исследуемой проблемы, не всегда ясны. Поэтому, при необходимости можно нарисовать органограмму. Она поможет прояснить информацию, которую не может прояснить субъект и заполнить определённые пробелы. Решение о построении органограммы принимается ещё и в случае, когда субъекту необходимо помочь выйти из негативных эмоций. В некоторых ситуациях нужно учитывать важные факты или сильные подозрения, слухи, помехи, которые должны быть отмечены на органограмме.

Результатом этого этапа должно стать решение о том, какую часть организационной системы нужно учитывать в дальнейшей работе. Далее специалист располагает на имеющемся поле органограммы (им могут служить лист бумаги, поверхность стола или выделенная площадь кабинета) элементы этой системы.

Часто чувство дискомфорта у субъекта наступает от того, что ему трудно определиться в своём отношении к самой проблеме, сделать выбор между одинаково важными альтернативами, определить отношение к будущему, «непонимание» цели жизни и т.п. Конечно, каждый случай уникален. Специалисту необходимо как бы войти в его проблему, перейти на язык субъекта, чтобы определить её элементы и расположить их относительно друг друга и графически изобразить на органограмме (рисунок 1).

Пример органограммы

Рисунок 1. Пример органограммы

После того как определены элементы системы мы просим субъекта сосредоточиться и распределить выбранные элементы согласно внутреннему образу, который не относится ко времени и дате. Это должен быть необдуманный образ «как было». Позицию каждого элемента субъект определяет молча, без комментариев. После необходимо дать время для проверки – все ли элементы расположены, по его мнению, правильно. Далее мы предлагаем субъекту более сосредоточенно и подробно рассмотреть позицию каждого из элементов при необходимости изменить её. Образ организации формируется из понимания ответов на следующие вопросы:

– Насколько близко друг к другу расположены элементы?

– Каково направление вектора их внимания (на другие элементы, вдаль, внутрь себя)?

– Где может располагаться отсутствующий элемент?

– Какие чувства и желания возникают при рассмотрении элементов системы?

– Какие из элементов наиболее привлекают внимание?

Понимание образа системы, конечно, требует от специалиста службы сопровождения некоторого опыта и проявления интуиции. Интерпретация образа требует осознанности и проверки. Например, если у вас складывается впечатление, что какой-то из элементов можно удалить с поля, нужно позволить субъекту один или несколько раз проверить, как лучше, по его мнению, с этим элементом или без него.

Затем специалист расспрашивает субъекта о том, какие чувства, отношения, мысли возникают у него при рассмотрении всей картины в целом и отдельных элементов, что привлекает особое внимание, появляются ли желания что-либо изменить в расположении элементов системы. На этом этапе можно прояснить какие признаки дисфункционального состояния организационной системы проявляются и в каком направлении необходимо искать решение. Далее специалист службы сопровождения может предложить субъекту последовательно внести изменения. При этом нужно спросить у него необходимы ли дополнительные ресурсы для получения гармоничной картины, нужна ли помощь в формулировках, разрешающих проблему.

Если в результате произведённых изменений, образ системы организации (её части), по его мнению, выглядит достаточно гармонично (нравится, ничего не вызывает чувства незавершённости), то имеет смысл предложить ему ещё раз внимательно рассмотреть каждый из элементов, чтобы предоставить возможность отдать кому-либо должное, проверить чувства в отношении этого элемента и т.п.

Одно значительное изменение в системе за один раз – достаточная работа для субъекта. Если вы стараетесь проделать работу более интенсивно, то часто это означает, что вы навязываете субъекту готовое решение и проделанная работа окажется бессмысленной. Стоит остановиться, если не находится образ, являющийся решением, значительно снижается интерес к работе, отсутствует необходимая для понимания происходящего информация. В этом случае, стоит использовать другие технологии.

Завершение работы можно считать успешным в том случае, если субъект понял, какое из решений является для него хорошим. При этом можно наблюдать изменения в настроении, цвете лица, дыхании, позе, тоне голоса и т.д. Итоги работы можно подвести каким-либо афоризмом, поучительным высказыванием, цитатой, подходящей ситуации. Для возможности максимально использовать новый образ системы отношений, полученный в результате работы, субъекту полезно дать некоторое время, чтобы образ стал осознанным, возможность «ничего не делать» какое-то время, возможность осознать, что чувства – неотъемлемая часть процесса изменений, возможность быть открытым для альтернативных решений, и возможность сохранить проблемную ситуацию, которая может оказаться наиболее привлекательным решением для субъекта.

Народная мудрость «Бойтесь своих желаний» используется в литературе разными авторами. Стоит её вспомнить, помогая субъекту работать над целью. Подобная работа описана в различных психологических практиках. Тем не менее, приведём примерную последовательность вопросов, которые требуют обязательного уточнения.

– Как случилось, что мы беседуем сейчас вместе о вашей цели?

– В чём заключается ваша цель? Для чего вы хотите использовать нашу беседу?

Этот этап считается удачным, если цель имеет позитивную формулировку, если человек готов к ответственности за реализацию желаемого.

– По каким признакам вы поймёте или заметите, что достигли своей цели?

Нужно спрашивать о конкретном поведении, изменениях внутренних или внешних, о чувствах и т.п.

– Когда вы достигнете своей цели, как это отразится на ваших взглядах, настроениях, чувствах, действиях и т.д.?

– Кто, кроме вас, заметит эти последствия? Кто-то, кроме вас, заметит разницу, и если да, то как? Кто заметит первым? Кто ещё? Как? Когда? В чём?

– Как будут реагировать другие, т.е. как достижение вашей цели отразится на взаимоотношениях с окружающими?

Это важные вопросы, т.к. часто клиент не готов к изменениям в отношениях с окружающими и даже готов отказаться от достижения своей цели в связи с этим.

– Вы согласны с предполагаемыми последствиями достижения цели для ваших отношений?

Если нет, цель должна быть скорректирована, модифицирована или от её достижения вовсе стоит отказаться.

– Насколько реалистична цель? Решаема ли актуальная проблема в принципе, достижима ли она?

Если проблема неразрешима или цель мало достижима, то нужно уточнить какой небольшой шаг в направлении её достижения поможет понять клиенту, что он находится на пути к ней. При неразрешимости стоит сказать об этом.

– Когда и в каких ситуациях проблема отсутствует уже сегодня?

– Когда-нибудь вам уже приходилось переживать состояние достижения цели?

– Какие шаги вы тогда сделали по направлению к этой цели?

– В каких ситуациях ваша цель бывает отчасти достигнута уже сейчас?

Стоит уточнить вторичную или скрытую выгоду.

– От чего вам придётся отказаться, какую цену придётся заплатить, какие препятствия придётся преодолеть на пути к достижению цели?

– С чем вам или окружающим, возможно, придётся справляться, если вы достигнете своей цели? Вы согласны на это?

– Кто в вашем окружении не мог позволить себе достичь этой цели?

При прояснении препятствий можно задать вопросы:

– Предположим, как бы вы могли гарантированно не дать себе достигнуть своей цели?

– Как бы вы могли наилучшим образом потерпеть неудачу?

Стоит уточнить:

– Какой минимальный возможный шаг в направлении цели, решения?

– Что может свидетельствовать в пользу того, чтобы не делать этого шага, отказаться от него?

– По шкале от 0 (абсолютная проблема) до 10 (полное решение проблемы, достижение цели, желаемого состояния, развития качества жизни и т.п.) оцените, где вы видите себя сегодня? Некоторое время назад? Когда достигнете своей цели? В какой точке шкалы вам нужно находиться, чтобы быть довольным положением?

Если есть необходимость можно разместить элементы системы для достижения цели на бумаге, площади стола или кабинета. Элементами могут быть: субъект, цель, препятствие или препятствия, используемые ресурсы, ресурсы, которые ещё не использованы или использованы не до конца, будущая жизненная цель, которая появится, когда субъект достигнет своей цели и др.

Представленная технология системной терапии отношений адаптирована к задачам, решаемым специалистами служб сопровождения сиротских учреждений (организаций) в работе с обучающимися или выпускниками. При этом, важно подчеркнуть, что помощь в трудных жизненных ситуациях носит индивидуальный характер, определяемый её особенностями, предпосылками возникновения и личностными характеристиками воспитанника. Зачастую она осложняется тем, что сам воспитанник не осознает всех этих нюансов. Поэтому работа по разрешению конкретной ситуации чаще всего занимает продолжительное время.

Список литературы

  1. Алексеева В.Г. На пороге самостоятельной жизни. М.: Московский рабочий, 1979. 144 с.
  2. Байер Е.А., Залужная М.В. Исследование эмоционально-волевой сферы детей, оставшихся без попечения родителей и детей, проживающих в кровных семьях // Вестник педагогических наук. 2020. № 1. С. 10–17.
  3. Бобылева И.А., Доненко И.Е., Заводилкина О.В. и др. Постинтернат: конструктор системы сопровождения выпускников. М.: Благотворительный фонд социальной помощи детям «Расправь крылья!», 2013. 40 с.
  4. Грушецкая И.Н. Ситуация успеха детей-сирот: возможности для создания и поддержки // Наука и реальность. 2020. № 3.1. С. 55–57.
  5. Ковалева Т.М. Интегрирование тьюторства в систему сопровождения детей-сирот в образовательной организации высшего образования // Научное обозрение. Педагогические науки. 2020. № 5. С. 46–50.
  6. Морозова И.С., Тимофеева И.Г. Исследование волевой саморегуляции у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях сетевого взаимодействия // Professional Education in Russia and Abroad. 2020. № 1(37). С. 97–103.
  7. Телицына А. Ю., Милакова А. Ю. Социальные установки выпускников детских (интернатных) учреждений в отношении будущего // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26. № 6. С. 200–210.
  8. Феоктистова М.А., Щербина А.И. Формирование социальных компетенций у воспитанников ЦССВ в условиях их адаптации в замещающих семьях // Педагогика: история, перспективы. 2020. Т. 3. № 5. C. 56–65.
  9. Кривых С.В., Кузина Н.Н., Панова Н.В. и др. Социальное партнерство на основе сетевого взаимодействия как средство подготовки сирот к будущей жизнедеятельности в условиях профессиональных образовательных учреждений: монография. СПб.: Изд-во ИСЛ, 2019. 303 с.
  10. Панова Н.В. Роль социально-психологической службы комплексного сопровождения в социально-профессиональной адаптации учащихся-сирот профессиональных учебных заведений // Академия профессионального образования. 2017. № 6. С. 40–52.
  11. Шепель С.М. Постинтернатное сопровождение выпускников-сирот в процессе их социализации // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 1 (86). С. 140–143.
  12. Шепель С.М. Динамика социальной активности выпускников-сирот профессиональных образовательных учреждений в процессе их социальной адаптации // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. 2023. № 5 (май). ART 3246 URL: http://emissia.org/offline/2023/3246.htm
  13. Шепель С.М., Кривых С.В. Моделирование сопровождения социальной адаптации выпускников сиротских учреждений // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. 2022. № 9 (сентябрь). ART 3143. URL: http://emissia.org/offline/2022/3143.htm
  14. Технологии в деятельности службы сопровождения: учебно-методическое пособие / Под ред. С.В. Кривых. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2020. 261 с.
  15. Петронюк И.С. Технологии системной терапии отношений в работе службы сопровождения // Технологии в деятельности службы сопровождения: Учебно-методическое пособие / Под ред. С. В. Кривых. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2020. С. 197–215.
  16. Шлиппе А.Ф., Швайцер Й. Учебник по системной терапии и консультированию. М.: Институт консультирования и системных решений, 2016. 376 с.