Система социальной адаптации обучающихся через межпредметные коммуникации в учреждениях дополнительного образования

О.Н. Дынько1, О.А. Гаранина2, П.А. Корчагин3
1, 2, 3 Детско-юношеский центр, Краснодар, Россия
1 dynkoolga@gmail.com
2 garanina.olga0804@mail.ru
3 kpa5_2010@mail.ru

Аннотация

В статье представлен опыт МБОУ ДО «Детско-юношеский центр» (г. Краснодар) по решению проблемы социальной адаптации обучающихся в рамках комплексного инновационного проекта «СОЦИО: прикладная инженерия как инструмент социальной адаптации: практико-ориентированный подход». Суть проекта заключается в организации системной деятельности специалистов психолого-педагогического профиля по активизации у обучающихся коммуникативного взаимодействия с целью развития способности социальной адаптации и формирования ценностных ориентиров. Описан основной механизм реализации данной деятельности – система творческих мастерских, в которых осуществляется синтез знаний научно-технического направления с  различными видами искусства и физической культурой. Используемый в них широкий спектр различных видов деятельности обучающихся с опорой на психолого-педагогические диагностические исследования способствует обогащению коммуникативного взаимодействия участников проекта. Приведены примеры междисциплинарных связей в рамках мастерских, в частности использование «Музыкального конструктора» в проектах физкультурно-оздоровительной направленности «Здоровьесберегающие технологии».

Ключевые слова

социальная адаптация, межпредметные коммуникации, дополнительное образование, творческая мастерская

Для цитирования

Дынько О.Н., Гаранина О.А., Корчагин П.А. Система социальной адаптации обучающихся через межпредметные коммуникации в учреждениях дополнительного образования // Педагогическая  перспектива. 2023. № 4(12). С. 36–44. https://doi.org/10.55523/27822559_2023_4(12)_36

Информация об авторах

Ольга Николаевна Дынько – кандидат педагогических наук, педагог дополнительного образования МБОУ ДО «Детско-юношеский центр».

Ольга Александровна Гаранина – педагог дополнительного образования МБОУ ДО «Детско-юношеский центр».

Павел Александрович Корчагин – методист МБОУ ДО «Детско-юношеский центр».

Текст статьи

В современных условиях развития общества проблема социальной адаптации обучающихся приобретает особую актуальность. В нынешний век цифровизации и информации детям со слаборазвитыми социальными навыками намного сложнее достичь результативности на занятиях. В итоге эффективность образовательного процесса в условиях роста числа подобных обучающихся снижается. Детей нужно сначала социализировать, и только в этом случае можно достичь поставленной цели, а также получить значительный положительный эффект.

Основам социальной адаптации посвящены многочисленные труды исследователей: как зарубежных (концепции М. Вебера, Э. Дюркгейма, О. Конта, Р. Мертона, Т. Парсонса и др.), так и отечественных (М.Р. Битянова, И.А. Георгиева, Т.Г. Дичев, Л.В. Корель, П.С. Кузнецов, К. Левин, И.А. Милославова, А.А. Налчаджян, В.А. Петровский, Л. Фестингер, Г.И. Царегородцев, М.А. Шабанова, В.А. Ядов и др.).

С общих позиций социальная адаптация понимается как процесс и результат установления относительного взаимного соответствия между потребностями личности и требованиями социальной среды с помощью различных социальных средств.

В педагогике социальная адаптация рассматривается через призму образовательно-воспитательного процесса и предстаёт очень насыщенным, информационно ёмким явлением, которое направлено на решение специфических задач по освоению опыта, развитию и совершенствованию желаемых качеств личности ребенка.

В современных исследованиях достаточно полно изучены различные аспекты теории и практики социальной адаптации детей, требующих особого внимания: имеющих инвалидность, ограниченные возможности здоровья, детей из неблагополучных семей, сирот и т.д. В тоже время, на наш взгляд, недостаточно внимания уделяется социальной адаптации «обычных» детей.  Безусловно такие исследования проводятся как применительно к общеобразовательной школе [1; 2; 3; 4; 5 и др.], так и дополнительному образованию [6; 7; 8; 9; 10; 11 и др.], но они носят точечный характер и не позволяют в полном объёме охватить данную проблематику.

Основной проблемой современного образования выступает противоречие между созданием условий увлечённости, творческой раскрепощённости, сплочения, объединения детского коллектива с одной стороны, и перегруженность требованиями высокого уровня знаний, скованность учебными программами, формат оптимальной рабочей обстановки, персонализация оценки полученных знаний с другой стороны. Практика показывает, что от верного соотношения указанных моментов зависит результативность всей образовательно-воспитательной деятельности.

Качество коммуникативного взаимодействия, как основа для разрешения противоречий современного образования и повышения результативности освоения обучающимися учебного материала, напрямую связано с проблемой организации процесса формирования социальных навыков. В этой связи особенную актуальность приобретает обращение к ресурсам дополнительного образования, одной из основных задач которого является создание условий полноценного развития личности ребенка. Дополнительное образование позволяет детям более целенаправленно раскрыть свой творческий потенциал, добиться успеха в интересующей сфере, приобрести уникальный опыт самореализации, получить помощь в социализации.

Представим опыт МБОУ ДО «Детско-юношеский центр» (г. Краснодар) по решению указанных проблем в рамках комплексного инновационного проекта «СОЦИО: прикладная инженерия как инструмент социальной адаптации: практико-ориентированный подход». Суть проекта заключается в организации системной деятельности специалистов психолого-педагогического профиля по активизации у обучающихся коммуникативного взаимодействия с целью развития способности социальной адаптации и формирования ценностных ориентиров.

Отдельные теоретические положения и результаты проекта были представлены в ряде публикаций [12; 13; 14; 15; 16 и др.]. В данной статье опишем основной механизм его реализации – творческие мастерские.

В основу проекта положен тезис о том, что в современном насыщенном событиями и информацией мире с переменчивыми взглядами на сложившиеся ценности, в социальной адаптации нуждаются даже вполне благополучные дети, поскольку им в столь юном возрасте важно дать правильные ориентиры, верную позицию, заложить мировоззренческие убеждения на принципах толерантности, гуманизации социальных отношений, уважения достоинства каждого человека независимо от его способностей. В связи с этим в число участников проекта включены все дети, а не только те, у которых выявлены социальные отклонения, требующие специальной коррекции.

Кроме того, важной исходной позицией проекта является учёт специфики образовательного процесса в системе дополнительного образования, в частности, то, что ребёнок в течение одного учебного периода может одновременно посещать несколько объединений различной направленности. Поэтому первостепенной особенностью является то, что в каждом объединении ему нужно будет адаптироваться к социальному микроклимату группы, что сделать гораздо легче детям-участникам проекта с наработанными социальными навыками.

        Также особый акцент сделан на современные тенденции межпредметных коммуникаций, поскольку современное образование опирается на взаимопроникновение идей и принципов различных областей знаний. Это нашло отражение в разработанной нами системе совершенствования социальной адаптации обучающихся через межпредметные коммуникации. В ходе её реализации проводится постоянный мониторинг данных и обогащение педагогического опыта, что способствует выявлению в рамках проекта наиболее эффективных форм и методов социальной адаптации обучающихся.

Основной формой реализации системы социальной адаптации через межпредметные коммуникации является «Мастерская» – цикл систематических мероприятий, в которых образовательная деятельность предстаёт пространством «обучения через открытие», когда каждый участник играет роль «дающего». Роль педагога при этом заключается в том, чтобы максимально разнообразить межпредметные коммуникации участников. Система межпредметных связей при проведении мероприятий в форме Мастерской предоставлена на рис.

Компоненты системы межпредметных связей мероприятий «Мастерская»

Рис. Компоненты системы межпредметных связей мероприятий «Мастерская»

Социальная ценность такого подхода заключается в том, что в мероприятиях участвуют как неподготовленные дети, так и дети из объединений, не связанных с тематикой проводимых Мастерских. Так, например, обучающиеся, посещающие объединения «Азбука безопасности», «Лидер», «Прикладная робототехника», «Увлекательный английский» становятся участниками мероприятий, в которых получают знания музыкального, технического, изобразительного, спортивного направлений.

Обучающиеся, посещающие Мастерские, участвуют в социально значимых событиях, играющих важную роль в процессе коммуникативного взаимодействия, которое происходит через реверсивное наставничество, в рамках которого в качестве тьюторов выступают не только педагоги, но и обучающиеся-участники проекта. Примерами таких событий являются: «Возьми интервью у продвинутых» (старшие обучающиеся знакомят младших со своими ценностными приоритетами в форме интервью), «Инжиниринг эмоций средствами музыки» (старшие обучающиеся транслируют младшим вовлеченность, заинтересованность и эмоциональное отношение к занятиям), «Создаём социальную рекламу» (старшие обучающиеся привлекают внимание младших к полученным на занятиях в объединении умениям, социально-адаптивным способностям и навыкам).

В общий цикл мероприятий «Мастерская» входит уникальная творческая мастерская «Музыкальный конструктор», инновационность которой определяется сплавом, сращиванием знаний научно-технического направления с музыкальным искусством. Сочетание специфики, логики наук и особенностей, принципов искусства способствует обогащению коммуникативного взаимодействия её участников.

Подготовка и проведение творческой Мастерской «Музыкальный конструктор» имеет ряд особенностей:

– содержание носит просветительско-исследовательский характер;

– участники – это дети разного возраста, посещающие различные по направленности объединения, не имеющие специальной подготовки;

– творческие задания выполняются в виде импровизации;

– педагог подбирает материал с учётом современных требований по организации воспитательного процесса.

В ходе проведения Мастерской «Музыкальный конструктор» обучающиеся открывают для себя научно-технические знания («Какая наука изучает звуки?», «Как услышать музыку в космосе?», «Визуализация музыки техническими средствами», «Акустические свойства древесины», «Законы симметрии в природе, музыке и технике»), знания из области лингвистики («Итальянские термины в музыке», «Как используется транскрипция в лингвистике и в музыке», «Творчество лингвиста и музыканта А.С. Грибоедова»), становятся участниками физических опытов («Как звучат дерево, стекло, металл?», «Звучащие бокалы», «Вода, пар, лёд») и экспериментов (микширование, эквализация).

Межпредметный характер «Музыкального конструктора» успешно сочетается со спортивной направленностью и графикой. Так, в ходе мероприятия по теме «Инвестируем в своё будущее», педагоги беседуют с обучающимися о том, что здоровье – это главная инвестиция в будущее. Музыка способствует эмоционально-психологическому, а спорт – физическому здоровью. Спортивные тренировки с музыкальным сопровождением повышают индекс наших инвестиций при помощи специальных технических средств. Кульминацией этого мероприятия является событие «Я выбираю здоровый образ жизни!», по результатам которого обучающиеся готовят графический символ здорового образа жизни.

Целями Мастерских спортивной направленности «Здоровьесберегающие технологии» являются: приобщить детей к занятию физкультурой, отвлечь от современных гаджетов, сделать детей более здоровыми и, самое главное, убедить их, что физические упражнения могут быть разнообразными, интересными и давать хороший оздоровительный эффект.

Для достижения поставленных целей активно используются возможности музыки. При её слиянии с физкультурой нужно учитывать важный фактор: музыка должна стимулировать к выполнению физических упражнений, а не отвлекать, рассеивать внимание. Во время проведения Мастерских «Здоровьесберегающие технологии», обучающимся демонстрируются различные музыкальные ритмы и мелодии, и занимающиеся сами наглядно убеждаются, какая именно музыка помогает выполнять упражнения, а какая напротив, не способствует их выполнению. Впоследствии дети учатся сами подбирать музыку для выполнения комплекса физических упражнений.

Благодаря этому отношение к физическим упражнениям меняется, мероприятия проходят более разнообразно, насыщено и интересно. Дети активизируют свои умственные способности, расширяют музыкальный кругозор и повышают двигательную активность. При объединении физкультуры и музыки создаётся мощный тандем для всестороннего развития и оздоровления обучающихся.

Помимо музыки, физические упражнения сочетались с тренировкой аналитического, пространственного и абстрактно-логического мышления. Недавние исследования учёных выявили интересный факт: хорошо развитое пространственное мышление может быть показателем будущих успехов в сферах, связанных с естественными науками, математикой и технологиями. Поэтому указанное сочетание физкультурных действий и мыслительных процессов, как особый вид деятельности, часто используется педагогами при проведении активных мероприятий в системе социальной адаптации обучающихся. При этом использовался следующий алгоритм: мотивировать детей, задействовать физические и умственные способности, усовершенствовать их в процессе коммуникативного взаимодействия и, самое главное, закрепить полученный навык.

Для развития социально-адаптивных навыков применяется комплекс игр малой и средней интенсивности. Например, игра «Ниточка с иголочкой», которая подходит для детей от 7 лет и старше. Она позволяет развить логическое и пространственное мышление, подвижность суставов, переключить обучающихся на другой род деятельности, снять эмоциональную и физическую усталость после занятий (одно из необходимых условий сохранения здоровья), а также сплотить коллектив.

Комплексный подход по оздоровлению детей с использованием здоровьесберегающих технологий доказал свою высокую эффективность в разностороннем развитии личности ребёнка и его социальной адаптации.

Творческие Мастерские по художественно-прикладной деятельности «Технологии декора» проводятся в объединениях с обучающимися разных возрастных категорий. Так, Мастерская «Ажурные зимние узоры» посвящена технологии квиллинга – простому, но красивому виду ремесла, доступному для понимания детей и не требующему больших затрат.

Немаловажным плюсом данной техники является развитие усидчивости, воображения, эстетического вкуса, развитие мелкой моторики рук, желание создавать новые художественные композиции. В процессе работы, обучающиеся знакомятся с новыми терминами – «квиллинг», «бумагокручение», «модуль», закрепляют навыки работы с ножницами.

Техника выполнения узора экономична во времени, высокохудожественна, актуальна и красочна. Работа по освоению технологии квиллинга построена таким образом, чтобы младшие школьники выполняли простую работу, а обучающиеся среднего школьного возраста – более сложную. При помощи старших по возрасту обучающихся, младшие выполняют из тонких бумажных белых полосочек колечки и петельки разных размеров и диаметров, затем дети вместе собирают из деталей оригинальные по своей форме модули. Далее соединяя их по пять, семь элементов, получают модуль, ажурный элемент узора, а из полученных модулей создают композицию «Ажурные зимние узоры».

Дети быстро осваивают эту технику, легко выполняют сложные элементы. Коллективная творческая работа объединяет ребят разных возрастов, все работают дружно и сплочённо. В этом заложено большое социально-адаптационное значение этих мероприятий. Старшие ребята выступают в качестве наставников и помогают младшим.

Подчеркнём, «Технологии декора» выступают не только средством для развития творчества, фантазии, художественно-эстетического вкуса, изобразительных и конструкторских способностей, образного и пространственного мышления, но и коммуникативных навыков взаимопомощи, сотрудничества со сверстниками.

Мастерские представленных направлений проводятся с 2020 года. На каждый учебный год составляется свой тематический план проведения Мастерских по трём направлениям. По окончанию учебного года подводятся общие итоги в виде дискуссионного обсуждения «продуктов» проектной деятельности участников, диагностической обработки результатов анкетирования и вручения похвальных листов самым активным обучающимся-участникам проекта.

Анкетирование выявило высокий уровень усвоения знаний, а также расширение сферы социальных компетенций (освоение и принятие общественных ценностей, получение опыта эффективного межличностного взаимодействия, повышение мотивации к саморазвитию, сформированность позитивной модели общения и поведения, подключение к коллективной деятельности, сформированность положительного чувства к социальным нормам) и социально-значимых качеств обучающихся: социальная активность, умение решать конфликтные ситуации, направленность на самореализацию в деятельности, освоение и принятие норм и ценностей группы, ответственность, самостоятельность, инициативность.

Проводимые наблюдения показали, что дети-участники проекта стали более собраны и координированы, решения на поставленные задачи стали находить быстрее. Педагоги по другим предметам отметили, что новый материал усваивался намного быстрее, а самое главное, находились нестандартные варианты решения определённых задач, которые возникали перед обучающимися в процессе образовательной деятельности.

Таким образом, опыт реализации проекта «СОЦИО» показал, что системный подход к сочетанию различных видов деятельности с опорой на межпредметные знания позволяет добиться высоких результатов в социальной адаптации обучающихся и, как следствие, их образовательной деятельности.

Список литературы

  1. Ветрова Я.А. Проблемы деятельности школ, работающих в сложных социальных условиях, по социализации и социальной адаптации обучающихся // Теория и практика социогуманитарных наук. 2023. № 1(21). С. 16–22.
  2. Лоренц В.В. Педагогическое сопровождение социальной адаптации обучающихся // Евразийское Научное Объединение. 2020. № 1-5(59). С. 362–365.
  3. Казин Э.М., Абаскалова Н.П., Касаткина Н.Э., Красношлыкова О.Г., Арлашева Л.В. Проблема социально-психологической адаптации обучающихся в современном образовательном пространстве // Сибирский педагогический журнал. 2020. № 1. С. 19–28. https://doi.org/10.15293/1813-4718.2001.02
  4. Шумаков В.А., Дубровина Д.А., Платонова А.В. Социально-психологическая адаптация младших школьников к обучению в школе как условие их эмоционального благополучия // Психология. Психофизиология. 2019. Т. 12, № 4. С. 63–70. https://doi.org/10.14529/jpps190407
  5. Ярославцева Е.А. Система работы по социально-профессиональной адаптации обучающихся в условиях общеобразовательной организации // Образование. Карьера. Общество. 2018. № 4(59). С. 38–39.
  6. Голованов В.П. Воспитательная составляющая социализации в системе дополнительного образования детей // Социально-политические исследования. 2022. № 1(14). С. 81–94. https://doi.org/10.20323/2658-428X-2022-1-14-81-94
  7. Джабагова С.С. Некоторые аспекты теории и практики социализации детей в системе дополнительного образования // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70-3. С. 7–9.
  8. Карпушина Л.П., Баранова С.В. Социализация детей и подростков в ходе организации волонтерской деятельности в дополнительном образовании // Гуманитарные науки и образование. 2021. Т. 12, № 1(45). С. 37–41. https://doi.org/10.51609/2079-3499_2021_12_01_37
  9. Кечаева М.В., Салынина С.Ю. Роль системы дополнительного образования детей в процессе социализации личности // Современные проблемы науки и образования. № 1. С. 9. https://doi.org/10.17513/spno.32367
  10. Тупикина Я.М., Галиуллина З.З. Дополнительное образование детей: новый вектор развития // Вестник Набережночелнинского государственного педагогического университета. 2022. № S6(41). С. 59–61.
  11. Штанько И.В. Ресурсы социокультурной среды дополнительного образования детей в формировании навыков XXI века // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2022. № 4. С. 229–236.
  12. Ароянц А.А., Пронченко Е.В. Использование интегрированных коммуникаций в системе дополнительного образования (на примере МБОУ ДОД ДЮЦ город Краснодар) // Связи с общественностью в спорте: образование, тенденции, международный опыт. Краснодар: Изд-во КГУФКСТ. 2014. С. 19–23.
  13. Дынько О.Н. Роль наставничества в рамках реализации проекта «СОЦИО» // Материалы Международной научно-практической конференции: «Научные школы Кубани в истории современности: роль педагога и наставника», Краснодар, 29 марта 2023 г. Краснодар: ФГБОУ ВО КубГМУ, 2023. С. 126.
  14. Зяблова В.Н., Корчагин П.А. Формирование социальной активности молодежи: из опыта работы МБОУ ДО ДЮЦ // Молодежь в трансформирующемся обществе: настоящее и будущее: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 80-летию Адыгейского государственного университета. Майкоп, 8-10 декабря 2020 г. Майкоп: ЭлИТ, 2020. С. 96–100.
  15. Ароянц А.А. Коммуникационная стратегия обеспечения проектной деятельности в системе дополнительного образования // LES COMMUNICATIONS à LéPOQUE DE TRANSFORMATION NUMéRIQUE. Recueil des articles de la III-ème conférence internationale. Paris: LHarmattan, 2019. С. 18–21.
  16. Ароянц А.А. Влияние системы дополнительного образования на формирование ценностных ориентиров учащихся // Современные СМИ как отражение аксиологических ориентиров общества. Материалы Международной научно-практической конференции. Краснодар: КубГАУ, 2018. С. 67–69.