Проблемы и перспективы развития медиативной компетентности педагогов г. Красноярска
О.Н. Матвеева1, А.Л. Куклина2
1 Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, Красноярск, Россия, konoz@list.ru
2 Сибирский федеральный университет, Красноярск, Россия, anlvovna@mail.ru
Аннотация
Рассмотрены общие позиции, связанные с развитием системы медиации в общеобразовательных учреждениях. Даётся определение медиативной компетентности как способности умело выстраивать взаимодействие и при случае выходить из возникающих трудностей, осознавая и контролируя ситуацию. В структуре медиативной компетентности выделены следующие компетенции: коммуникативная, управление эмоциями, аналитическая и организаторская. Представлены результаты опроса о возможностях межкультурной медиации в школах г. Красноярска среди педагогов общеобразовательных организаций, обучающихся 7–11 классов и их родителей (564 респондента). Сделан вывод о том, что основными проблемами развития системы медиации является слабая информированность о её возможностях и недостаточная подготовка педагогов в области медиации как эффективного метода урегулирования конфликтов в образовательной среде. Зафиксирована важность развития медиативной компетентности педагогов как необходимого условия для создания благоприятной атмосферы в школьной среде, успешного обучения и воспитания подрастающего поколения.
Ключевые слова
конфликт, медиация, медиативная компетентность, структура медиативной компетентности, образовательная организация
Для цитирования
Матвеева О.Н., Куклина А.Л. Проблемы и перспективы развития медиативной компетентности педагогов г. Красноярска // Педагогическая перспектива. 2023. № 4(12). С. 22–28.
https://doi.org/10.55523/27822559_2023_4(12)_22
Информация об авторах
Ольга Николаевна Матвеева – Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, методист Центра дошкольного образования.
Анастасия Львовна Куклина – Сибирский федеральный университет, Институт педагогики, психологии и социологии, магистрант.
Текст статьи
Происходящие в обществе изменения в политической, экономической сфере, модернизация образования – всё это накладывает свой отпечаток на жизнь человека: происходит расширение поликультурного пространства, открывающее новые возможности для развития. Но вместе с тем неизбежно происходит нарастание социальной напряжённости, конфликтности в обществе. Конфликт неминуем и в образовательном процессе: ежедневное взаимодействие разных по возрасту людей (обучающихся, педагогов, родителей, администрации), имеющих различия в опыте, взглядах, ценностях, педагогических подходах делает общение крайне напряжённым.
На этом фоне всё более востребованными качествами современного педагога становятся готовность к сотрудничеству и разрешению конфликтов, умение вести диалог с родителями, обучающимися, коллегами и руководством, находить целесообразные решения по вопросу возникающих противоречий. Однако, как отмечают исследователи [1; 2; 3 и др.], для работы с негативными эмоциями, обидами, захватывающими участников конфликта или спора, недостаточно профессиональной подготовки педагогов, предусмотренной образовательными стандартами. Важными становятся умения взаимодействовать в поликультурной среде, разрешать возникающие конфликты и предупреждать новые. Школа нуждается в компетентном разрешении возникающих противоречий, в специфических методах и технологиях, позволяющих эффективно решать конфликты.
В этом аспекте особую роль играет сформированность у педагогов общеобразовательных организаций медиативной компетентности.
Сегодня медиация рассматривается как способ урегулирования конфликтов мирным путём на основе выработки сторонами спора взаимоприемлемого решения при содействии нейтрального и независимого лица – медиатора. Её суть заключается в создании медиатором условий, в которых конфликтующие стороны находят совместное решение возникших разногласий [4].
Отметим, что для конфликтов, возникающих в школьной среде, характерно снятие ответственности с себя: классный руководитель, школьный психолог, родители, администрация, сами обучающиеся вместо размышлений о последствиях совершённых действий, о влиянии ситуации на других участников конфликта, замалчивают её, обращаясь лишь к формальному примирению сторон. Зачастую это приводит к неготовности и нежеланию коллектива образовательной организации сотрудничать с семьёй. Последствия от своевременно неразрешённых конфликтов в образовательной среде могут быть трагичны. Для обучающихся это школьная дезадаптация, психотравмы, суицидальные попытки, агрессивные и невротические проявления, правонарушения, которые могут привести к трагедии.
В науке накоплен достаточно большой опыт изучения конфликта как социального феномена. В педагогическом словаре конфликт определяется как трудно разрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями [5]. А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов [6] трактуют это понятие как наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями. Б.И. Хасан, рассматривая конфликт с точки зрения развития личности, объясняет его как специальную «организованность взаимодействия, которая позволяет удерживать единство столкнувшихся действий за счёт процесса поиска или создания ресурсов и средств разрешения представленного в столкновении противоречия» [7].
Таким образом, определения конфликта раскрываются, как правило, через противостояние и столкновение противоречий, то есть основная его суть – это противоборство нескольких субъектов с различными точками зрения, ценностями, идеями.
Российским законодательством определены инструменты разрешения конфликтов в образовательной организации. В частности, статья 45 закона «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает защиту прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся посредством организации комиссий по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, функцией которых является урегулирование разногласий в образовательной организации.
Следует отметить, что деятельность таких комиссий носит административный характер, предполагающий дисциплинарные взыскания. В отличие от них службы медиации при рассмотрении конфликтов не занимаются расследованием обстоятельств и поиском виноватых. При участии медиатора решение вырабатывается самими сторонами конфликта на основе принципа соблюдения конфиденциальности и добровольности его исполнения.
Медиативный подход во взаимодействии руководителя образовательной организации с коллегами, педагогов с обучающимися и родителями является, на наш взгляд, эффективным, современным, цивилизованным способом урегулирования конфликтных ситуаций в образовательном пространстве.
Данный подход основан на принципах медиации, предполагает владение навыками позитивного осознанного общения, создаёт основу для предотвращения и (или) эффективного разрешения споров и конфликтов в повседневных условиях без проведения медиации как полноценной процедуры [8]. Его успешность напрямую зависит от того, насколько хорошо педагоги образовательных организаций владеют медиативной компетентностью.
Общие вопросы медиации в образовании на разных уровнях – от дошкольного до высшего – изучали О.О. Андронникова, Е.В. Белоногова, М.С. Бойко, А.Ю. Коновалов, В.В. Коршунова, О.Н. Матвеева, О.Г. Смолянинова и др. Проблему медиативной компетентности исследовали А.В. Качалова, И.А. Твелова, Т.М. Краснянская, И.В. Хорошевская, Р.В. Рюмин, Р.В. Ардовская, М.С. Бойко, О.Г. Смолянинова, В.В. Коршунова, О.О. Андронникова, Н.Р. Пеллинен и др.
Современные авторы дают сходные определения медиативной компетентности. Так А.В. Качалова [9] определяет её как способность умело выстраивать взаимодействия и при случае выходить из возникающих трудностей, осознавая и контролируя ситуацию; И.В. Хорошевская [10] – комплекс знаний, умений и психологических свойств личности, направленных на конструктивное разрешение конфликтов; Т.М. Краснянская [11] – характеристику субъекта, интегрирующую комплекс знаний, умений и способностей, позволяющих ему выступать в качестве эффективного посредника во внесудебном разрешении спора между сторонами и, руководствуясь в своей деятельности принципами беспристрастности и независимости, обеспечивать сохранение и восстановление психологической безопасности себе и фактическим сторонам конфликта. Проведённый анализ исследований в области медиативной деятельности привёл нас к следующему определению. Медиативная компетентность – это способность умело выстраивать взаимодействия и при случае выходить из возникающих трудностей, осознавая и контролируя ситуацию.
Медиативная компетентность формируется в результате реализации лингвистических, социокультурных и информационных компетенций, каждая из которых имеет коммуникативный характер, так как способна строить межличностные отношения. Так, в процессе многообразных взаимодействий происходит преобразование всех элементов образовательного процесса как системы, это даёт право считать коммуникацию педагогической [12].
По мнению Р.В. Ардовской, в структуру медиативной компетентности входят следующие компоненты: коммуникативный (знание иностранного языка); личностный (мотивационная сфера); социальный (межличностное общение с другими людьми); информационный (компьютерная грамотность, а также умение пользоваться информацией из различных источников). Т.М. Краснянская выделяет в структуре медиативной компетентности личностный (состояния и свойства личности, представления медиатора о самом себе, саморегуляция, мотивационная сфера) и коммуникативно-поведенческий (коммуникативные умения и навыки) компоненты.
Нам наиболее близка модель медиативной компетентности М.С. Бойко и коллектива соавторов [13], которая включает коммуникативную, информационную, аналитическую, мнемическую, креативную, организационно-управленческую и эмоциональную компетенции, а также умения стресс-менеджмента. Все они, по мнению автора, представляют собой комплекс поведенческих или речевых действий, проявление которых необходимо на каждом этапе медиации.
Коммуникативная компетенция включает в себя ряд умений медиатора, позволяющих слышать каждую из конфликтующих сторон, понимать смысл и чувства говорящего, регулировать корректность высказываний и управлять коммуникацией в целом. Информационная – даёт возможность регулировать поток информации, вычленять ключевую информацию о конфликте и структурировать данные. Аналитическая – позволяет переработать большой поток поступающей информации, проанализировать и расставить акценты в фактах. Мнемическая – подразумевает умение запоминать имена людей, большой объём неструктурированной информации. Менеджерская – умения планировать процесс медиации, удерживать конфликтующие стороны в рамках медиативного процесса, просчитывать последствия решений и т.п., что делает возможным соблюдение внешних рамок медиативного процесса. Креативная – позволяет медиатору генерировать новые идеи, видеть ситуацию конфликта с различных сторон. Организаторская – характеризуется умением организовать место и время для медиативной встречи. Умения стресс-менеджмента дают возможность управлять атмосферой, эмоциональным фоном переговоров и состоянием всех участников взаимодействия.
Учитывая результаты проведённого анализа, требования профессионального стандарта, а также особенности деятельности педагога общеобразовательной организации, для дальнейшего исследования мы определили в структуре медиативной компетентности следующие компетенции: коммуникативную, управление эмоциями, аналитическую и организаторскую.
Целью исследования было выявить проблемы и определить перспективы развития медиативной компетентности педагогов общеобразовательных организаций г. Красноярска. В ноябре 2022 года нами был проведён опрос о возможностях межкультурной медиации в школах г. Красноярска среди педагогов общеобразовательных организаций, обучающихся 7–11 классов и их родителей. В опросе в общей сложности приняло участие 564 респондента, из них 108 педагогов, 261 обучающийся и 195 родителей.
Результаты опроса представлены в таблице.
Таблица. Осведомлённость о наличии служб примирения в школах г. Красноярска (в %)
Респонденты |
Ответы |
|||
Служба примирения есть, за помощью не обращался |
Служба примирения есть, за помощью обращался |
Нет службы примирения |
Затрудняюсь ответить |
|
Ученики |
38,70 |
13,80 |
15,30 |
32,10 |
Родители |
19,50 |
5,10 |
23,60 |
51,80 |
Педагоги |
60,20 |
11,10 |
13,90 |
14,80 |
Как показал опрос, о наличии службы примирения (медиации) в образовательном учреждении осведомлены в большей мере, по сравнению с остальными опрошенными, – педагоги (60,2%) и в меньшей мере – родители (19,5%). Можно предположить, что информированность родителей в этом направлении недостаточна.
Тот факт, что данный вопрос вызвал затруднение у 14,8% педагогов может свидетельствовать о том, что служба примирения (медиации) в образовательной организации существует номинально, её деятельность незаметна для участников образовательного процесса. Это же мнение разделяют родители, отмечая, что в школе служба медиации не работает, представлена только информация о ней. Подтверждением этого является и то, что за помощью в школьную службу примирения обращались всего 5,1% родителей, 13,8% учеников, 11,1% педагогов. Следует добавить, что на вопрос «Знаете ли вы кто такой медиатор?» затруднились ответить 65,9% опрошенных учеников.
Большая часть опрошенных педагогов (67,5%) считает, что медиация является эффективным способом профилактики и урегулирования конфликтов (в том числе и межкультурных) в образовательной организации. Однако только 13% опрошенных за последние годы получали какое-либо дополнительное образование в сфере урегулирования конфликтов (курсы повышения квалификации, семинары, тренинги и др.).
Таким образом, основными проблемами развития системы медиации является слабая информированность о её возможностях и недостаточная подготовка педагогов в области медиации как эффективного метода урегулирования конфликтов в образовательной среде.
Тенденции сегодняшнего времени позволяют говорить о нарастающей конфликтогенности общества. Столкновения внутри общеобразовательных организаций случаются всё чаще, и существует объективная необходимость поиска новых путей в обеспечении безопасного образовательного пространства. Мы считаем, что выход из этой ситуации непосредственно связан с развитием медиативной компетентности педагогов, которая является необходимым условием для создания благоприятной атмосферы в школьной среде, успешного обучения и воспитания подрастающего поколения.
Проведение тренингов и семинаров для педагогов по развитию медиативной компетентности может стать эффективным инструментом улучшения климата в школе, способствовать формированию социально-психологической зрелости участников образовательного процесса, умению находить конструктивные решения в конфликтных ситуациях.
Список литературы
- Матвеева О.Н. Подготовка педагогов дошкольных образовательных организаций к использованию медиативных технологий // Медиация в образовании: социокультурный контекст: материалы IV Междунар. конф., Красноярск, 14–15 октября 2022 года. Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2022. С. 114–118.
- Смолянинова О.Г. Отношение участников образовательного пространства Красноярского края к медиативным практикам // Science for Education Today. 2019. Т. 9. № 3. С. 7–24.
- Белоногова Е.В. Дизайн восстановительной программы по ситуации сложного многоуровневого конфликта в стадии эскалации в образовательной организации // Медиация в образовании: поликультурный контекст: материалы I Междунар. науч. конф., Красноярск, 24–26 октября 2019 года. Красноярск: Сибирский федеральный университет, С. 13–16.
- Методические рекомендации по развитию сети служб медиации (примирения) в образовательных организациях, организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Письмо Министерства просвещения РФ от 28.04.2020 № ДГ-375-/07) // Информационно-правовое обеспечение «Гарант». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_352492/cec075f0903ffc16f6081a06d44423a528e421a9/.
- Педагогический энциклопедический словарь / под ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая российская энциклопедия, 2009. 527 с.
- Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М.: ЮНИТИ, 2000. 551 с.
- Хасан Б.И. Содержательный конфликт как условие оформления образовательного интереса и профессионального самоопределения // Актуальные проблемы борьбы с преступностью: вопросы теории и практики: материалы XXIII Междунар. науч.-практ. конф. Красноярск: Сибир. юрид. ин-т Мин-ва внутренних дел Российской Федерации. 2020. Ч. 2. С. 11–13.
- Рождествина А.А., Железовская Г.И. О некоторых аспектах содержания понятия «медиативный подход» // Известия Саратовского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. Т. 17. № 4. С. 488–492.
- Качалова А.В., Твелова И.А. Медиативная компетентность как эффективное условие развития психологической культуры педагога // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 5. С. 123–127.
- Хорошевская И.В. Формирование медиативной компетентности будущих педагогов как психолого-педагогическая проблема // Известия ВГПУ. 2019. № 1(134). С. 113–118.
- Краснянская Т.М. Компетентностный ресурс медиативного урегулирования конфликта в пространстве психологической безопасности его субъектов // Прикладная психология и психоанализ. 2013. № 4. С. 2–18.
- Рюмин Р.В. Формирование медиативной компетентности посредством дистанционных образовательных технологий. Вологда: ИСЭРТ РАН, 2013. 152 с.
- Бойко М.С. Базовый курс по медиации: рефлексивные заметки. Минск: Медисон, 2011. 354 с.