Проблемы и перспективы развития медиативной компетентности педагогов г. Красноярска

Loading

О.Н. Матвеева1, А.Л. Куклина2
1 Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, Красноярск, Россия, konoz@list.ru
2 Сибирский федеральный университет, Красноярск, Россия, anlvovna@mail.ru

Аннотация

Рассмотрены общие позиции, связанные с развитием системы медиации в общеобразовательных учреждениях. Даётся определение медиативной компетентности как способности умело выстраивать взаимодействие и при случае выходить из возникающих трудностей, осознавая и контролируя ситуацию. В структуре медиативной компетентности выделены следующие компетенции: коммуникативная, управление эмоциями, аналитическая и организаторская. Представлены результаты опроса о возможностях межкультурной медиации в школах г. Красноярска среди педагогов общеобразовательных организаций, обучающихся 7–11 классов и их родителей (564 респондента). Сделан вывод о том, что основными проблемами развития системы медиации является слабая информированность о её возможностях и недостаточная подготовка педагогов в области медиации как эффективного метода урегулирования конфликтов в образовательной среде. Зафиксирована важность развития медиативной компетентности педагогов как необходимого условия для создания благоприятной атмосферы в школьной среде, успешного обучения и воспитания подрастающего поколения.

Ключевые слова

конфликт, медиация, медиативная компетентность, структура медиативной компетентности, образовательная организация

Для цитирования

Матвеева О.Н., Куклина А.Л. Проблемы и перспективы развития медиативной компетентности педагогов г. Красноярска // Педагогическая перспектива. 2023. № 4(12). С. 22–28. 
https://doi.org/10.55523/27822559_2023_4(12)_22

Информация об авторах

Ольга Николаевна Матвеева – Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, методист Центра дошкольного образования.

Анастасия Львовна Куклина – Сибирский федеральный университет, Институт педагогики, психологии и социологии, магистрант.

Текст статьи

Происходящие в обществе изменения в политической, экономической сфере, модернизация образования – всё это накладывает свой отпечаток на жизнь человека: происходит расширение поликультурного пространства, открывающее новые возможности для развития. Но вместе с тем неизбежно происходит нарастание социальной напряжённости, конфликтности в обществе. Конфликт неминуем и в образовательном процессе: ежедневное взаимодействие разных по возрасту людей (обучающихся, педагогов, родителей, администрации), имеющих различия в опыте, взглядах, ценностях, педагогических подходах делает общение крайне напряжённым.

На этом фоне всё более востребованными качествами современного педагога становятся готовность к сотрудничеству и разрешению конфликтов, умение вести диалог с родителями, обучающимися, коллегами и руководством, находить целесообразные решения по вопросу возникающих противоречий. Однако, как отмечают исследователи [1; 2; 3 и др.], для работы с негативными эмоциями, обидами, захватывающими участников конфликта или спора, недостаточно профессиональной подготовки педагогов, предусмотренной образовательными стандартами. Важными становятся умения взаимодействовать в поликультурной среде, разрешать возникающие конфликты и предупреждать новые. Школа нуждается в компетентном разрешении возникающих противоречий, в специфических методах и технологиях, позволяющих эффективно решать конфликты.

В этом аспекте особую роль играет сформированность у педагогов общеобразовательных организаций медиативной компетентности.

Сегодня медиация рассматривается как способ урегулирования конфликтов мирным путём на основе выработки сторонами спора взаимоприемлемого решения при содействии нейтрального и независимого лица – медиатора. Её суть заключается в создании медиатором условий, в которых конфликтующие стороны находят совместное решение возникших разногласий [4].

Отметим, что для конфликтов, возникающих в школьной среде, характерно снятие ответственности с себя: классный руководитель, школьный психолог, родители, администрация, сами обучающиеся вместо размышлений о последствиях совершённых действий, о влиянии ситуации на других участников конфликта, замалчивают её, обращаясь лишь к формальному примирению сторон. Зачастую это приводит к неготовности и нежеланию коллектива образовательной организации сотрудничать с семьёй. Последствия от своевременно неразрешённых конфликтов в образовательной среде могут быть трагичны. Для обучающихся это школьная дезадаптация, психотравмы, суицидальные попытки, агрессивные и невротические проявления, правонарушения, которые могут привести к трагедии.

В науке накоплен достаточно большой опыт изучения конфликта как социального феномена. В педагогическом словаре конфликт определяется как трудно разрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями [5]. А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов [6] трактуют это понятие как наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями. Б.И. Хасан, рассматривая конфликт с точки зрения развития личности, объясняет его как специальную «организованность взаимодействия, которая позволяет удерживать единство столкнувшихся действий за счёт процесса поиска или создания ресурсов и средств разрешения представленного в столкновении противоречия» [7].

Таким образом, определения конфликта раскрываются, как правило, через противостояние и столкновение противоречий, то есть основная его суть – это противоборство нескольких субъектов с различными точками зрения, ценностями, идеями.

Российским законодательством определены инструменты разрешения конфликтов в образовательной организации. В частности, статья 45 закона «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает защиту прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся посредством организации комиссий по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, функцией которых является урегулирование разногласий в образовательной организации.

Следует отметить, что деятельность таких комиссий носит административный характер, предполагающий дисциплинарные взыскания. В отличие от них службы медиации при рассмотрении конфликтов не занимаются расследованием обстоятельств и поиском виноватых. При участии медиатора решение вырабатывается самими сторонами конфликта на основе принципа соблюдения конфиденциальности и добровольности его исполнения.

Медиативный подход во взаимодействии руководителя образовательной организации с коллегами, педагогов с обучающимися и родителями является, на наш взгляд, эффективным, современным, цивилизованным способом урегулирования конфликтных ситуаций в образовательном пространстве.

Данный подход основан на принципах медиации, предполагает владение навыками позитивного осознанного общения, создаёт основу для предотвращения и (или) эффективного разрешения споров и конфликтов в повседневных условиях без проведения медиации как полноценной процедуры [8]. Его успешность напрямую зависит от того, насколько хорошо педагоги образовательных организаций владеют медиативной компетентностью.

Общие вопросы медиации в образовании на разных уровнях – от дошкольного до высшего – изучали О.О. Андронникова, Е.В. Белоногова, М.С. Бойко, А.Ю. Коновалов, В.В. Коршунова, О.Н. Матвеева, О.Г. Смолянинова и др. Проблему медиативной компетентности исследовали А.В. Качалова, И.А. Твелова, Т.М. Краснянская, И.В. Хорошевская, Р.В. Рюмин, Р.В. Ардовская, М.С. Бойко, О.Г. Смолянинова, В.В. Коршунова, О.О. Андронникова, Н.Р. Пеллинен и др.

Современные авторы дают сходные определения медиативной компетентности. Так А.В. Качалова [9] определяет её как способность умело выстраивать взаимодействия и при случае выходить из возникающих трудностей, осознавая и контролируя ситуацию; И.В. Хорошевская [10] – комплекс знаний, умений и психологических свойств личности, направленных на конструктивное разрешение конфликтов; Т.М. Краснянская [11] –  характеристику субъекта, интегрирующую комплекс знаний, умений и способностей, позволяющих ему выступать в качестве эффективного посредника во внесудебном разрешении спора между сторонами и, руководствуясь в своей деятельности принципами беспристрастности и независимости, обеспечивать сохранение и восстановление психологической безопасности себе и фактическим сторонам конфликта. Проведённый анализ исследований в области медиативной деятельности привёл нас к следующему определению. Медиативная компетентность – это способность умело выстраивать взаимодействия и при случае выходить из возникающих трудностей, осознавая и контролируя ситуацию.

Медиативная компетентность формируется в результате реализации лингвистических, социокультурных и информационных компетенций, каждая из которых имеет коммуникативный характер, так как способна строить межличностные отношения. Так, в процессе многообразных взаимодействий происходит преобразование всех элементов образовательного процесса как системы, это даёт право считать коммуникацию педагогической [12].

По мнению Р.В. Ардовской, в структуру медиативной компетентности входят следующие компоненты: коммуникативный (знание иностранного языка); личностный (мотивационная сфера); социальный (межличностное общение с другими людьми); информационный (компьютерная грамотность, а также умение пользоваться информацией из различных источников). Т.М. Краснянская выделяет в структуре медиативной компетентности личностный (состояния и свойства личности, представления медиатора о самом себе, саморегуляция, мотивационная сфера) и коммуникативно-поведенческий (коммуникативные умения и навыки) компоненты.

Нам наиболее близка модель медиативной компетентности М.С. Бойко и коллектива соавторов [13], которая включает коммуникативную, информационную, аналитическую, мнемическую, креативную, организационно-управленческую и эмоциональную компетенции, а также умения стресс-менеджмента. Все они, по мнению автора, представляют собой комплекс поведенческих или речевых действий, проявление которых необходимо на каждом этапе медиации.

Коммуникативная компетенция включает в себя ряд умений медиатора, позволяющих слышать каждую из конфликтующих сторон, понимать смысл и чувства говорящего, регулировать корректность высказываний и управлять коммуникацией в целом. Информационная – даёт возможность регулировать поток информации, вычленять ключевую информацию о конфликте и структурировать данные. Аналитическая – позволяет переработать большой поток поступающей информации, проанализировать и расставить акценты в фактах. Мнемическая – подразумевает умение запоминать имена людей, большой объём неструктурированной информации. Менеджерская – умения планировать процесс медиации, удерживать конфликтующие стороны в рамках медиативного процесса, просчитывать последствия решений и т.п., что делает возможным соблюдение внешних рамок медиативного процесса. Креативная – позволяет медиатору генерировать новые идеи, видеть ситуацию конфликта с различных сторон. Организаторская – характеризуется умением организовать место и время для медиативной встречи. Умения стресс-менеджмента дают возможность управлять атмосферой, эмоциональным фоном переговоров и состоянием всех участников взаимодействия.

Учитывая результаты проведённого анализа, требования профессионального стандарта, а также особенности деятельности педагога общеобразовательной организации, для дальнейшего исследования мы определили в структуре медиативной компетентности следующие компетенции: коммуникативную, управление эмоциями, аналитическую и организаторскую.

Целью исследования было выявить проблемы и определить перспективы развития медиативной компетентности педагогов общеобразовательных организаций г. Красноярска. В ноябре 2022 года нами был проведён опрос о возможностях межкультурной медиации в школах г. Красноярска среди педагогов общеобразовательных организаций, обучающихся 7–11 классов и их родителей. В опросе в общей сложности приняло участие 564 респондента, из них 108 педагогов, 261 обучающийся и 195 родителей.

Результаты опроса представлены в таблице.

Таблица. Осведомлённость о наличии служб примирения в школах г. Красноярска (в %)

Респонденты

Ответы

Служба примирения есть, за помощью не обращался

Служба примирения есть, за помощью обращался

Нет службы примирения

Затрудняюсь ответить

Ученики

38,70

13,80

15,30

32,10

Родители

19,50

5,10

23,60

51,80

Педагоги

60,20

11,10

13,90

14,80

Как показал опрос, о наличии службы примирения (медиации) в образовательном учреждении осведомлены в большей мере, по сравнению с остальными опрошенными, – педагоги (60,2%) и в меньшей мере – родители (19,5%). Можно предположить, что информированность родителей в этом направлении недостаточна.

Тот факт, что данный вопрос вызвал затруднение у 14,8% педагогов может свидетельствовать о том, что служба примирения (медиации) в образовательной организации существует номинально, её деятельность незаметна для участников образовательного процесса. Это же мнение разделяют родители, отмечая, что в школе служба медиации не работает, представлена только информация о ней. Подтверждением этого является и то, что за помощью в школьную службу примирения обращались всего 5,1% родителей, 13,8% учеников, 11,1% педагогов. Следует добавить, что на вопрос «Знаете ли вы кто такой медиатор?» затруднились ответить 65,9% опрошенных учеников.

Большая часть опрошенных педагогов (67,5%) считает, что медиация является эффективным способом профилактики и урегулирования конфликтов (в том числе и межкультурных) в образовательной организации. Однако только 13% опрошенных за последние годы получали какое-либо дополнительное образование в сфере урегулирования конфликтов (курсы повышения квалификации, семинары, тренинги и др.).

Таким образом, основными проблемами развития системы медиации является слабая информированность о её возможностях и недостаточная подготовка педагогов в области медиации как эффективного метода урегулирования конфликтов в образовательной среде.

Тенденции сегодняшнего времени позволяют говорить о нарастающей конфликтогенности общества. Столкновения внутри общеобразовательных организаций случаются всё чаще, и существует объективная необходимость поиска новых путей в обеспечении безопасного образовательного пространства. Мы считаем, что выход из этой ситуации непосредственно связан с развитием медиативной компетентности педагогов, которая является необходимым условием для создания благоприятной атмосферы в школьной среде, успешного обучения и воспитания подрастающего поколения.

Проведение тренингов и семинаров для педагогов по развитию медиативной компетентности может стать эффективным инструментом улучшения климата в школе, способствовать формированию социально-психологической зрелости участников образовательного процесса, умению находить конструктивные решения в конфликтных ситуациях.

Список литературы

  1. Матвеева О.Н. Подготовка педагогов дошкольных образовательных организаций к использованию медиативных технологий // Медиация в образовании: социокультурный контекст: материалы IV Междунар. конф., Красноярск, 14–15 октября 2022 года. Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2022. С. 114–118.
  2. Смолянинова О.Г. Отношение участников образовательного пространства Красноярского края к медиативным практикам // Science for Education Today. 2019. Т. 9. № 3. С. 7–24.
  3. Белоногова Е.В. Дизайн восстановительной программы по ситуации сложного многоуровневого конфликта в стадии эскалации в образовательной организации // Медиация в образовании: поликультурный контекст: материалы I Междунар. науч. конф., Красноярск, 24–26 октября 2019 года. Красноярск: Сибирский федеральный университет, С. 13–16.
  4. Методические рекомендации по развитию сети служб медиации (примирения) в образовательных организациях, организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Письмо Министерства просвещения РФ от 28.04.2020 № ДГ-375-/07) // Информационно-правовое обеспечение «Гарант». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_352492/cec075f0903ffc16f6081a06d44423a528e421a9/.
  5. Педагогический энциклопедический словарь / под ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая российская энциклопедия, 2009. 527 с.
  6. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М.: ЮНИТИ, 2000. 551 с.
  7. Хасан Б.И. Содержательный конфликт как условие оформления образовательного интереса и профессионального самоопределения // Актуальные проблемы борьбы с преступностью: вопросы теории и практики: материалы XXIII Междунар. науч.-практ. конф. Красноярск: Сибир. юрид. ин-т Мин-ва внутренних дел Российской Федерации. 2020. Ч. 2. С. 11–13.
  8. Рождествина А.А., Железовская Г.И. О некоторых аспектах содержания понятия «медиативный подход» // Известия Саратовского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. Т. 17. № 4. С. 488–492.
  9. Качалова А.В., Твелова И.А. Медиативная компетентность как эффективное условие развития психологической культуры педагога // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 5. С. 123–127.
  10. Хорошевская И.В. Формирование медиативной компетентности будущих педагогов как психолого-педагогическая проблема // Известия ВГПУ. 2019. № 1(134). С. 113–118.
  11. Краснянская Т.М. Компетентностный ресурс медиативного урегулирования конфликта в пространстве психологической безопасности его субъектов // Прикладная психология и психоанализ. 2013. № 4. С. 2–18.
  12. Рюмин Р.В. Формирование медиативной компетентности посредством дистанционных образовательных технологий. Вологда: ИСЭРТ РАН, 2013. 152 с.
  13. Бойко М.С. Базовый курс по медиации: рефлексивные заметки. Минск: Медисон, 2011. 354 с.