Представление о будущем у студентов с разной социальной идентичностью

Loading

О.Д. Демуренко1, И.С. Бубнова2
1,2 Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия
1 demurenko03@bk.ru
2 irinaz-bubnova@yandex.ru

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы влияния социальной идентичности на представление о будущем у студентов. Отмечается, что формирование у них социальной идентичности имеет важное значение не только для личностного развития и психологического здоровья, но и для будущей профессиональной и социальной жизни. В статье представлены результаты исследования по определению взаимосвязи между отдельными показателями социальной идентичности у студентов и их представлениями о будущем. В исследовании приняли участие студенты 2–3 курсов факультета управления и психологии Кубанского государственного университета. Результаты, полученные по методике выявления личностной и социальной идентичности А.А. Урбановича, показали, что студенты отличаются невысокими показателями социальной и личностной идентичности, лучше всего они идентифицируют себя с семьёй и окружением, но вместе с тем  демонстрируют оптимистичные взгляды на будущее. Результаты теста смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева свидетельствуют о том, что студенты со скептицизмом и неуверенностью относятся к прошлому опыту, но вместе с тем у них присутствует позитивное мышление и определённая уверенность в своих целях и дальнейших перспективах на жизнь. С помощью корреляционного анализа была выявлена взаимосвязь между отдельными показателями социальной идентичности у студентов и их представлениями о будущем, жизненными целями, локусом контроля и др.

Ключевые слова

социальная идентичность, представления о будущем, студенческий возраст

Для цитирования

Демуренко О.Д., Бубнова И.С. Представление о будущем у студентов с разной социальной идентичностью // Педагогическая перспектива. 2023. № 4(12). С. 29–35. 
https://doi.org/10.55523/27822559_2023_4(12)_29

Информация об авторах

Ольга Дмитриевна Демуренко – студент факультета управления и психологии Кубанского государственного университета.

Ирина Сергеевна Бубнова – кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии и социологии управления Кубанского государственного университета.

Текст статьи

Студенческий период играет важную роль в процессе формирования социальной идентичности личности, поскольку большую часть взглядов, ценностей и нравственных ориентиров человек формирует именно в это время. Как отмечают исследователи [1; 2; 3; 4 и др.], студенты, сформировавшие чёткую социальную идентичность, увереннее определяют свои цели и задачи на будущее, эффективнее ориентируются на различные области деятельности и, как следствие, лучше адаптируются в обществе. И наоборот, несформированность социальной идентичности может привести к недостатку мотивации, неопределённости и сложности в выборе профессии, а также к социальной изоляции и конфликту с обществом.

Этап студенчества является значимым периодом для становления представлений человека о своём будущем, поскольку связан с активным формированием личности, взрослением и принятием ответственности за собственные решения. Именно студенческий возраст становится тем этапом, в котором происходит утверждение системы ценностей, жизненных целей и усвоение способов и средств достижения поставленных планов [5, с. 146].

По мнению А.И. Федорова, в студенческом возрасте у человека формируется определённый тип жизненной перспективы будущего, в котором отражаются особенности его мотивационной и эмоциональной сфер [6, с. 153]. Представления будущего у студентов могут быть различными и зависят от большого количества факторов, таких как: социальная идентичность, мотивация, уверенность в своих способностях, личностные ценности и интересы и др.

Идентичность личности – это сложный психологический феномен, который формируется и развивается в течение всей жизни человека и зависит от множества различных факторов. Нахождение в социуме заставляет человека приспосабливаться к нему на протяжении всей своей жизни. Это непрерывный процесс формирования своих взглядов и убеждений в условиях стремительного развития общества. Особенного это становится актуально в современном, активно изменяющемся мире. Как отмечает В.А. Ильин, идентичность помогает человеку создавать собственные ценности, которые позволяют ему эффективно приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям [7, с. 329]. Идентичность – это способность индивида к ассимиляции личностного и социального опыта, а также поддержание собственной субъектности в постоянно меняющемся внешнем мире.

Формирование идентичности Э. Эриксон описывает как развивающуюся конфигурацию, которая складывается в детстве путём последовательных «я-синтезов» и перекристаллизации [8, с. 342]. Э. Фромм утверждает, что человеку свойственно стремиться к собственной идентичности, которая является важной личностной характеристикой. В поисках своего места в социуме, а также социального статуса, индивид испытывает большую потребность в идентичности. Потребность в идентичности способствует внутренней гармонии, которая достигается через активность и труд личности. Однако доминирующей над всеми потребностями является потребность в общении с другими людьми, которой можно добиться формированием социальной идентичности личности [9, с. 288]. Интересна точка зрения А.А. Иудина на феномен идентичности. Он указывает на то, что идентичность человека – это общность связанных идентичностей, а традиционное представление Я-концепции как последовательной и воспринимаемой «как единое целое» психологической структуры, скорее всего, имеет недостаточную разработанность [10, с. 299].

Позиция И.В. Клименко в исследовании «Я» послужила отправной точкой в изучении феномена идентичности в отечественной психологии. Он указывает на то, что личность представлена социально-психологическими характеристиками: пол, национальность, имя и т.д. [11, с. 416].

В своём исследовании мы опираемся на следующее определение идентичности, представленное в работах Н.И. Олифирович: идентичность – это свойство психики человека в совокупном виде выражать представление о его принадлежности к различным социальным, национальным, профессиональным, языковым, политическим, религиозным, расовым и другим группам или иным общностям, или отождествлять себя с тем или иным человеком как воплощением присущих этим группам или общностям свойств [12, с. 50].

Современные исследования проблемы влияния социальной идентичности на представления о будущем показывают, что студенты с высоким социальным статусом чаще имеют более оптимистичные представления о своём будущем и ожидают большего успеха в карьере и материальном благополучии. Они также чаще выбирают профессии с высоким статусом и заработной платой. В то же время студенты с низким социальным статусом могут чувствовать себя ограниченными в своих возможностях и иметь пессимистичные представления о своём будущем. Они могут выбирать профессии с низкой заработной платой или не выбирать профессию вообще из-за неуверенности и ощущения невозможности достичь успеха в этой области.

Отметим также, что профессиональная мотивация формируется у молодых людей под влиянием семейных, социальных факторов, а также в процессе работы по профессиональной ориентации в учебных заведениях. Кроме того, студенты с разными культурными особенностями могут иметь различные представления о том, к какому будущему они стремятся. Например, представители культур, где большое значение придаётся семейным отношениям и личной жизни, могут видеть свою дальнейшую жизнь в создании крепкой семьи и воспитании детей, в то время как представители культур, где большое значение придаётся карьерному росту и материальному благополучию, могут видеть свой успех в достижении высоких результатов в работе и карьерном росте [13, с. 89]. В целом различия в представлениях о будущем у студентов с разной социальной идентичностью могут привести к неравному распределению возможностей и ресурсов. Поэтому важно создавать равные условия для всех и учитывать индивидуальные потребности и представления о будущем при разработке программ обучения и поддержки.

С целью определения взаимосвязи между отдельными показателями социальной идентичности у студентов и их представлениями о будущем нами было проведено исследование, в котором приняли участие 70 студентов 2–3 курсов факультета управления и психологии Кубанского государственного университета. Средний возраст участников – 19 лет. Были использованы методика выявления личностной и социальной идентичности А.А. Урбановича и тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева.

В результате проведённого исследования по опроснику выявления личностной и социальной идентичности А.А. Урбановича были получены следующие данные. При максимальном значении 12 баллов среднее значение по всем показателям составило 6,5 баллов, что свидетельствует о среднем уровне сформированности показателей социальной и личностной идентичности.

По конкретным шкалам средние значения составили: «Я и общество» – 6,47; «Моё будущее» – 6,50; «Моё отношение к окружающим» – 6,81; «Моя семья» – 6,75; «Моё здоровье» – 6,38; «Мой внутренний мир» – 6,53; «Моё материальное положение» – 6,22; «Моя работа» – 6,41.

Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы.

По шкале отношения к работе у респондентов средний балл по группе равен 6,41. Это свидетельствует о том, что студенты не до конца уверены в значимости и перспективах своей работы. По шкалам внутренний мир и здоровье были выявлены практически одинаковые показатели. При этом 9–11% опрошенных обладают пониманием, как реализовать свои потребности в личностном развитии, и удовлетворены состоянием своего здоровья. Низкие показатели были выявлены только у одного респондента из всей выборки. Остальные показали среднюю выраженность удовлетворённости своим личностным развитием и состоянием здоровья.

Отношение к окружению и семье у респондентов имеет также средние показатели, но при этом более 14% опрошенных имеют повышенные и высокие показатели.

По шкале отношения к своему будущему 8% респондентов имеют высокий, а 6% – повышенный уровень. То есть 14% опрошенных имеют чёткое представление о целях и планах на свою жизнь и стремятся добиваться новых достижений. Студентов с низкими значениями выявлены не были. Остальные респонденты имеют среднюю выраженность по данной шкале, это свидетельствует о сомнениях относительно своего будущего.

По методике смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева среднее значение по всем показателям составило 17,56, при этом по всем пяти шкалам студенты имеют преимущественно средние либо низкие значения.

По шкале «Цели в жизни» средний показатель у респондентов равен 21,7, что свидетельствует о том, что у них присутствуют цели на будущее, сформированы представления о том, как в дальнейшем будут реализовываться их планы на жизнь. Отметим, что 31% опрошенных имеет низкий балл по данной шкале, то есть данные студенты живут сегодняшним или же завтрашним днём, не сильно рассчитывая на временную перспективу.

По шкале «Процесс жизни» средний показатель по группе очень низкий – 12,4. Это самые низкие значения по сравнению со всеми остальными шкалами. При этом 62,5% опрошенных имеют низкий уровень выраженности по данной шкале, то есть большинство студентов не видит свою жизнь разнообразной и эмоционально наполненной. Однако, это также может означать, что студенты больше нацелены на перспективу, чем на то, чтобы получать удовольствие от жизни «здесь и сейчас». Средний уровень по данной шкале продемонстрировали 37,5% респондентов.

«Результативность жизни» или удовлетворённость самореализацией так же, как и предыдущая шкала, имеет низкие средние показатели – 13,8. Это свидетельствует о том, что большая часть респондентов не удовлетворена прожитой частью жизни. Низкий уровень по данному показателю продемонстрировали 75% респондентов, остальные 25% – средний.

«Локус контроля – я» или контролирование своей жизни и уверенность в своих поступках среди респондентов выражен в низкой степени. Средний показатель по выборке – 16,2. Большое количество студентов (71%) имеют низкие показатели, то есть демонстрируют скованность в поступках, а также ощущают, что не управляют своей жизнью и не имеют свободы выбора.

Самые высокие показатели выявлены по шкале «Локус контроля – жизнь». Средний уровень убеждённости в том, что они способны контролировать свою жизнь, принимать различные решения, и, как следствие, воплощать их в жизнь, продемонстрировали 37% респондентов. Низкий уровень, то есть выраженный фатализм и уверенность в том, что всё в жизни в целом решает судьба, а не поступки самого человека, показали 22% опрошенных.

Таким образом, результаты, полученные по методики А.А. Урбановича, свидетельствуют о том, что студенты в силу своего неустойчивого социального положения и юного возраста отличаются невысокими показателями социальной и личностной идентичности по многим шкалам. Лучше всего студенты идентифицируют себя с семьёй и окружением. В целом у студентов оптимистичные взгляды на будущее. Вместе с тем были выявлены низкие показатели по шкале будущей профессии и материального положения.

Результаты, полученные по методике Д.А. Леонтьева, продемонстрировали средние значения по всем шкалам. Это свидетельствуют о том, что студенты со скептицизмом и неуверенностью относятся к прошлому опыту, но вместе с тем у них присутствует позитивное мышление и определённая уверенность в своих целях и дальнейших перспективах на жизнь.

Для выявления связи между результатами, полученными по данным методикам, мы использовали корреляционный анализ, показавший наличие взаимосвязи между смысложизненными ориентациями и личностной идентичностью.

Нами была обнаружена прямая корреляционная связь (0,34) между показателями «Результативность жизни» и «Моё здоровье». Это означает, что при высоких баллах по шкале «Результативность жизни» результаты по шкале «Моё здоровье» также высокие. Респонденты, которые в смысле жизни видят то, насколько продуктивно они её прожили, интересуются своим здоровьем: посещают врачей, занимаются физкультурой, соблюдают режим сна и др., то есть предпринимают шаги, направленные на сохранение собственного здоровья и, как следствие, заботятся о продуктивности и результативности.

Также была выявлена обратная корреляционная связь (–0,36) между показателями «Цели в жизни» и «Моё отношение к окружающим». Полученные результаты говорят о том, что при высоких показателях по шкале «Цели в жизни», показатели «Моё отношение к окружающим» малы. Это позволяет сделать вывод о том, что люди, которые строят далёкие жизненные планы практически не интересуются тем, что думают о них окружающие, им не интересны их заботы и проблемы.

Наличие обратной связи (–0,47) между показателями «Процесс жизни» и «Моё отношение к окружающим» свидетельствует о том, что респонденты с высокими показателями по шкале «Процесс жизни» имеют низкие показатели по шкале «Моё отношение к окружающим». То есть респонденты, беспокоящиеся о том, как они проживают свою жизнь, стараются насладиться каждым её моментом и не упустить ничего, не переживают о мнении окружающих о себе. Им неважно, что подумают о них, что интересно другим, и какие у них проблемы. Они хотят быть «здесь и сейчас», помня в первую очередь о себе.

Наличие обратной связи (–0,40) между общей оценкой смыслов жизненной ориентации и отношением к окружающим, также свидетельствует о том, что при высоких показателях смысложизненных ориентаций, показатель «Моё отношение к окружающим» – низкий.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, студенты с разной социальной идентичностью имеют разные ценности, убеждения и ожидания от своего будущего. Проблема представлений о будущем у студентов с разной социальной идентичностью является актуальной и важной, так как сложности с определением своего «Я» могут привести к неравенству в возможностях и достижениях в будущем. В связи с этим, мы считаем, что необходим комплексный подход к решению этой проблемы, который будет учитывать различные социальные и культурные особенности студентов, а также обеспечивать доступ к ресурсам и возможностям для достижения успеха в будущей карьере. В целом понимание различий в представлениях о будущем у студентов с разной социальной идентичностью может помочь в создании более эффективной развивающей среды для всех обучающихся вуза.

Список литературы

  1. Бабкин Д.В., Бубнова И.С., Миронова С.Р. Стрессоустойчивость и копинг поведение выпускников вуза как фактор их трудоустройства // Казанский педагогический журнал. 2021. № 6 (149). С. 201–207.
  2. Бубнова И.С., Рерке В.И. Ценностно-мотивационные компоненты в структуре профессиональной направленности будущих психологов // Педагогический ИМИДЖ. 2022. Т. 16. № 1 (54). С. 87–101.
  3. Шагова Г.В. Представление о «будущем» у студентов вуза // XXVI Ершовские чтения: сб. науч. cт. с междунар. уч. Министерство образования и науки РФ; Тюменский государственный университет, Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова. 2016. С. 141–143.
  4. Родина Е.М. Временная перспектива и профессионально-личностное саморазвитие студентов // Социальная психология личности и акмеология: сб. науч. ст. М.: Издательство «Перо», 2014. С. 136–143.
  5. Ванюхина Н.В. Особенности психических состояний детей подросткового возраста: автореф. дис. … канд. психол. наук. Казань, 2004. 20 с.
  6. Федоров А.И. Временная перспектива в юношеском возрасте: типологический подход: автореф. дис. … канд. психол. наук. Москва, 1996. 153 с.
  7. Ильин В.А. Психосоциальная теория как полидисциплинарный подход к анализу социальных процессов в современном обществе: дис. … д-ра. психол. наук. Москва, 2009. 392 с.
  8. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Флинта, 2006. 342 с.
  9. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: АСТ, 2017. 288 с.
  10. Иудин А.А. Влияние ценностных ориентаций на профессиональный выбор абитуриентов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2019. № 4. С. 89–97.
  11. Клименко И.В. Особенности мотивационно-ценностной направленности на профессиональную деятельность абитуриентов вуза // Мир науки. 2018. № 4. URL: https://mir-nauki.com/PDF/28PSMN418.pdf.
  12. Олифирович Н.И. Методики диагностики степени самоидентичности как критерия психологического здоровья // Психологический журнал. 2009. № 4. С. 35–41.
  13. Яшин А.В. Феномен идентичности и его современная эволюция // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Киров, 2012. Т. 4. № 4. С. 50–53.