Оценка уровня финансовой грамотности обучающихся в современной школе

А.Ф. Скитева1, Л.Г. Горская2
1, 2 Гимназия № 82, Краснодар, Россия
1 school82@kubannet.ru
2 krn001@yandex.ru

Аннотация

В статье представлен анализ существующих методов определения уровня финансовой грамотности обучающихся, рассмотрены различные подходы к использованию форм её оценки в образовательном процессе. На основе сравнения различных измерительных материалов, разработанных авторами учебно-методических пособий, типовых заданий из открытого банка цифровых образовательных ресурсов, заданий для проведения всероссийских конкурсов и олимпиад по финансовой грамотности, выделены ключевые составляющие эффективной системы оценки. Определены требования к её организации: учёт возрастных особенностей обучающихся, комплексность и личностная ориентированность. Выделены основные требования к оценочной деятельности педагогов, которые обеспечивают повышение качества образования. Описаны возможности кейс-технологии для формирования финансовой грамотности и оценки её сформированности.

Ключевые слова

финансовая грамотность, оценивание, измерительные материалы, кейс-технология

Для цитирования

Скитева А.Ф., Горская Л.Г. Оценка уровня финансовой грамотности обучающихся в современной школе // Педагогическая перспектива. 2023. № 4(12). С. 14–21. 
https://doi.org/10.55523/27822559_2023_4(12)_14

Информация об авторах

Алла Францевна Скитева – Почётный работник общего образования Российской Федерации, Заслуженный учитель Кубани, директор гимназии № 82 имени 30-й Иркутской Дивизии.

Людмила Геннадьевна Горская – Почётный работник общего образования Российской Федерации, заместитель директора гимназии № 82 имени 30-й Иркутской Дивизии.

Текст статьи

Проблема развития функциональной грамотности стала актуальной не только в связи с введением новых ФГОС, включающих одним из требований при реализации программ начального, основного и среднего образования создание условий для её формирования, но и с потребностью в повышении качества образования в целом. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 качество образования определяется как комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным стандартам, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы. Задача повышения качества образования является сложной и требует теоретического осмысления с точки зрения анализа сложившейся системы оценивания результатов обучения, выбора эффективных форм и методов определения уровня соответствия требованиям стандарта, инструментария для его оценки.

Системно-деятельностный и компетентностный подходы к оценке образовательных (метапредметных, предметных и личностных) результатов, применяемые в современной школе, предполагают использование диагностических и измерительных инструментов, которые во многом совпадают с теми, которые используются для оценки финансовой грамотности. Таким образом, учитель, успешно освоивший методологию работы по оцениванию финансовой грамотности, приобретает профессиональные навыки, которые затем может эффективно применить в других предметных областях.

В научной литературе [1; 2; 3; 4; 5; 6 и др.] представлены различные подходы к оценке уровня сформированности финансовой грамотности различных категорий обучающихся, включая содержание измерительных материалов, различные технологии оценки и т.д.

Одним из наиболее распространённых является использование оценочных работ по типу измерительных заданий PISA, в которых финансовая грамотность понимается как «способность личности принимать разумные, целесообразные решения, связанные с финансами, в различных ситуациях собственной жизнедеятельности» [7, с. 10]. Задания по определению уровня финансовой грамотности состоят из трёх блоков: содержание, познавательные процессы, контексты (жизненные ситуации). Контексты представляют собой группы ситуаций, объединённые в разные блоки: образование и работа, дом и семья, личностные и общественные ситуации. Банк заданий для оценки функциональной грамотности, используемых в исследованиях PISA, является открытым, но их формат и методика включения в учебный процесс вызывают у большинства педагогов затруднения при конструировании и использовании, так как требует ориентации на меняющиеся смысловые контексты.

На основе анализа международного опыта Министерством финансов Российской Федерации в рамках проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» была разработана Система (рамка) базовых компетенций в области финансовой грамотности, которая используется для создания образовательных программ. В частности, были определены предметные области финансовой грамотности, выделены ключевые её составляющие: знание и понимание, умения и поведение, личные характеристики и установки. Эти разработки положены в основу измерительных материалов для обучающихся разных возрастов.

В учебно-методических комплексах по финансовой грамотности (С.Н. Федин, 2-3 классы; И.В. Липсиц, Е.А. Вигдорчик, 5–7 классы; О.И. Рязанова, 8–9 классы) представлены авторские контрольно-измерительные материалы, разработанные по отдельным тематическим блокам и разделам. Задания, предлагаемые для обучающихся, носят практико-ориентированный характер и дают им возможность погрузиться в определенную жизненную ситуацию. Формат оценочных материалов разнообразный: от тестовых заданий с выбором правильного ответа до заданий с развёрнутым ответом, практико-ориентированные задачи и др.

Группа исследователей из Института стратегии развития образования РАО [4; 5; 8 и др.] реализуют свой подход в оценке финансовой грамотности, переходя «от аспектных заданий к комплексным» [4, c. 24]. Задания, представленные на цифровых платформах (Российская электронная школа, цифровые образовательные ресурсы на сайте Института стратегии развития образования РАО и др.), ориентированы не просто на проверку знаний обучающихся, но «прежде всего, на формирование ряда умений и стратегий поведения, от которых зависит успех в осуществлении познавательной и практической деятельности, направленной на решение задач, возникающих в финансовой жизни личности» [5, с. 1]. Задания носят комплексный характер, разнообразны по объекту оценки, уровню сложности и требуемому действию.

Определённый интерес представляют и задания по оценке уровня финансовой грамотности обучающихся в рамках проводимых конкурсов различных уровней. Так в основу концепции заданий Всероссийской онлайн олимпиады по финансовой грамотности для учащихся 3–11 классов положен «метапредметный подход, который позволяет участникам искать ответы, пользуясь различными источниками и опираясь на знания в разных областях» [9, с. 10]. При этом задания очного этапа построены на основе реальных кейсов из практики финансовой деятельности.

Опираясь на анализ представленных в литературе контрольно-измерительных материалов по финансовой грамотности, мы выделили следующие требования к их эффективному использованию.

  1. Учёт возрастных особенностей обучающихся, в том числе их эмоциональной восприимчивости, включенности в определённую жизненную ситуацию и др.

Для учащихся 2–3 классов «должны быть созданы условия для развития рефлексии – способности осознавать и оценивать свои мысли и действия, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание» [10, с. 9]. Ключевыми задачами для них являются: 1) выработка ценностно-мотивационных основ финансовой грамотности; 2) формирование позитивного отношения к финансово-экономической деятельности; 3) устойчивого интереса к миру труда и профессий; 4) элементарных представлений о финансах и экономике, роли современного производства в жизни человека и общества.

Для учащихся 5–7 классов целевыми показателями являются: 1) готовность к расширению зоны ответственности, в том числе и в финансовых вопросах (способность справиться с тратами в школе, организацией досуга, накоплением на подарки друзьям и т.д.); 2) понимание финансовой ситуации семьи, способность делать накопления, умение рассчитать инфляцию; 3) способность к экспериментам с инвестиционными возможностями и умение рассчитываться банковской картой; 3) понимание сути кредитования и необходимости платы за использование кредита.

От учащихся 8–9 классов требуется: 1) понимание ценности образования, способность проанализировать и оценить его влияние на будущее личное благосостояние; 2) умение соотнести выгоду от сиюминутного приобретения и необходимость переплаты по кредиту; 3) сформированность интереса к возможностям самостоятельного заработка; 4) понимание сути налогообложения; 5) способность планирования в среднесрочной перспективе (от 6 месяцев до 1,5 лет), а также осуществления накоплений для достижения поставленных финансовых целей.

Для учащихся 10–11 классов основными параметрами оценивания должны быть осознание ими себя в широком контексте финансовой жизни общества; «финансовая самодостаточность с ориентацией на свои силы; стремление к финансовой свободе и независимости от родителей» [11, с. 54].

  1. Комплексность, подразумевающая охват измерительными материалами основных разделов рамки финансовой компетентности обучающихся. Комплексный подход предполагает задания разнообразные по объекту оценки, уровню сложности и использование потенциала измерительных материалов для развития финансово грамотного поведения.
  2. Личностная ориентированность, нацеливающая на разнообразие используемых материалов, их практическую значимость, актуальность и понятность обучающимся, дифференциацию по уровню сложности, использование потенциала для развития знаний и умений школьников, формирования моделей поведения финансово грамотного человека.

Основную роль при проведении мониторинга в области финансовой грамотности в образовательной организации играет педагог. На основе спецификаций и кодификатора измерительных материалов учитель может самостоятельно конструировать разные модели заданий по функциональной (в том числе финансовой) грамотности. Следует отметить, что задания направлены не только и не столько на диагностику уже достигнутого образовательного результата, сколько на применение их в качестве инструментария для дальнейшего формирования финансовой грамотности. Учитель определяет одну из моделей организации диагностической работы: автономное последовательное выполнение отдельных частей работы (по запланированному графику) или выполнение комплексной работы (например, для итоговой оценки по завершению учебного курса); включает необходимый материал в учебный процесс и применяет соответствующую методику оценивания заданий. Анализ мнения педагогов показал, что они по-разному оценивают эффективность применяемых инструментов для определения уровня финансовой грамотности, используют различные технологии, методы и приёмы работы, что влечёт разное представление о результатах образовательного процесса. Это усиливает актуальность проблемы методического сопровождения деятельности педагогов с целью эффективного использования инструментария оценки уровня функциональной (в том числе финансовой) грамотности, формирование единого подхода к интерпретации результатов обучения.

Эффективных результатов можно достичь только при рациональном использовании методов оценки качества результатов обучения, направленных на формирование компетенций обучающихся. Ключевая роль при этом отводится компетенциям педагогов по использованию инструментария оценки.

Анализируя литературу по развитию финансовой грамотности, мы выделили основные требования к оценочной деятельности педагогов, которые обеспечивают повышение качества образования. Прежде всего, это способность: 1) понимать отличия между традиционными заданиями и заданиями по финансовой грамотности, ориентированными на решение жизненных вопросов и проблем; 2) выявлять с помощью заданий важные для развития финансового грамотного поведения личностные установки и способы действия; 3) организовывать познавательную деятельность обучающихся, включать задания с целью определения дефицитов в умениях, требующих развития; 4) содействовать обучающимся в выработке умений анализировать информацию, выделять целесообразное финансовое действие; 5) создавать условия для реализации творческого потенциала обучающихся, подбирать ситуации для создания обучающимися аналогичных заданий по финансовой грамотности; 6) обеспечивать участие в проектной деятельности с целью развития финансово грамотного поведения.

Отметим, что задания по оценке функциональной грамотности обучающихся могут применяться в различных вариантах: 1) урочная деятельность – на уроках финансовой грамотности, а также при изучении обществознания, математики, окружающего мира и т.д.; 2) проведение классных часов; 3) проведение деловых игр по финансовой грамотности; 3) организация тематических недель, конкурсов, олимпиад, викторин, проектов и т.д.

Важно понимать, что «формирование финансовой грамотности не происходит на одном уроке, одном предмете, одним учителем» [12, с. 164]. Это работа всего педагогического коллектива в течение значительного периода времени. Диагностика уровня сформированности компетенций обучающихся должна носить системный характер. Важно выделить в предметном содержании разделов рабочей программы области развития финансовой грамотности, сопоставить их с позициями рамки компетенций по финансовой грамотности, определить формы и методы оценочной деятельности.

Комплексные задания по функциональной грамотности предполагают осуществление разных мыслительных операций обучающимися, так как по каждой предлагаемой задаче требуется выявление финансовой информации в финансовом контексте с оценкой финансовых проблем, применением финансовых знаний и умений. Проанализировав различные технологии, используемые в этих целях, мы пришли к выводу, что наибольшей эффективностью обладает кейс-технология.

В образовании кейс-технология традиционно понимается как «интерактивная технология, направленная на формирование у обучающихся знаний, личностных качеств на основе анализа и решения реальной или смоделированной проблемной ситуации в профессиональной деятельности, в виде кейса» [13, с. 180]. С одной стороны, кейсовые задания позволяют организовать учебный процесс, активизируя деятельность обучающихся для формирования новых качеств и умений, а с другой, они могут использоваться как инструмент диагностики уровня сформированности финансовой грамотности. Педагог получает возможность оценить не только итоговый ответ с позиции «верно-неверно», но и логику рассуждения, нестандартность решения, умение работать с разными информационными источниками. Кейсовые задания носят междисциплинарный характер, поэтому эффективно выявляют уровень сформированности компетенций обучающихся. Сегодня в рамках реализации проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» на официальном сайте Института стратегии развития образования РАО  создан достаточно обширный банк кейсовых заданий, который находится в открытом доступе и может быть использован педагогами в своей практической деятельности (https://clck.ru/UXztP).

В области развития функциональной грамотности кейс-технологии обладают рядом преимуществ: описание актуальной жизненной ситуации, интересной для обучающихся, многовариантность решения, возможность командной работы, междисциплинарность и т.д. Деятельность по решению кейсовых заданий не ограничена форматом урока и может быть организована в различных формах (внеурочная деятельность, индивидуальные и групповые задания и т.д.). Кейс-задания способствуют развитию умения анализировать и устанавливать проблему; четко формулировать, высказывать и аргументировать свою позицию; общаться, дискутировать, воспринимать и оценивать вербальную и невербальную информацию; принимать решения с учётом конкретных условий и наличия фактической информации.

Планируя проведение занятия, учителю важно продумать структуру последовательных шагов в соответствие с учебной деятельностью. Приведём пример практической задачи из учебно-методического комплекса «Финансовая грамотность 10–11 класс»: «Представьте, что вы окончили институт, начали работать и хотели бы купить своё жильё. Квартира, которую вы выбрали, стоит 2,5 млн руб., но у вас в наличии только 200 тысяч руб. Что вы будете делать, чтобы решить данную проблему самостоятельно, без обращения к родителям и друзьям?».

В начале работы учащиеся знакомятся с содержанием кейса и фиксируют практическую задачу, требующую решения. Учитель предлагает подумать над тем, какими способами может быть решен этот кейс. Выслушав ответы, он акцентирует внимание на том, что без обращения к научному знанию в сфере финансов, задача не может быть решена. Для этого обучающиеся должны освоить понятия: «финансы», «банк», «инфляция», «ипотека», «кредит». Следующий шаг – это планирование решения учебной задачи. Педагог помогает в этом процессе, но не предлагает готовых решений. Он выступает в роли направляющего, консультирует, корректирует действия обучающихся. Учитель объясняет, как устроена финансовая сфера в области ипотечного кредитования, знакомит с основными понятиями, предлагает ссылки на литературу, сайты, организует изучение алгоритма решения кейса. Далее происходит освоение теоретического материала, а затем практическое решение. Учащиеся осуществляют активный поиск информации в разных источниках, собирают необходимый материал. Педагог помогает при возникающих затруднениях или рекомендует информационные ресурсы для самостоятельного использования. В заключение учащиеся делают презентации своих решений кейса. Если время ограничено, то можно выслушать одну-две подгруппы. Если время позволяет, то предпочтительно заслушать все варианты, чтобы обучающиеся участвовали в дискуссии и могли задать вопросы на уточнение. Рефлексия является обязательным элементом использования кейс технологии, так как важно обсудить, как был достигнут результат, что получилось, а что нет и почему. На каждом этапе работы с кейсом учитель корректно координирует ход обсуждения, направляя его по необходимости на решение поставленной цели.

Итоговые результаты сложатся из разных аспектов: владение теоретическими терминами, умение использовать кредитный калькулятор для расчета стоимости, умение работать с информацией (читать кредитный договор), работать в группе, коммуникативные навыки. Задание позволяет выявить личностные характеристики и установки: понимание финансовой ответственности, соотнесение возможностей взять кредит и потребностей. Таким образом, кейс-технология становится «инструментом формирования компетентностей, выходящих за пределы учебного пространства» [14, с. 67].

Анализ существующих подходов к оценке уровня финансовой грамотности показал, что в настоящее время приоритет отдаётся комплексным заданиям, которые позволяют не только определить уровень владения материалом, но и выявить дефициты в компетенциях обучающихся. Используемая в школе система оценки стремится к объективному контролю, ориентирована на стимулирование обучающегося, развитие у него навыков, необходимых для успешной реализации в будущем. Особую роль при этом играет развитие функциональной грамотности, уровень сформированности которой определяет качество современного образования. Методическая задача образовательной организации – создать условия для овладения педагогами инструментами оценки результатов освоения образовательных программ, современными технологиями, нацеленными на активизацию познавательной деятельности обучающихся, научить педагогов анализировать и оценивать успешность собственной педагогической деятельности в этом направлении.

Список литературы

  1. Колесов В.И. Педагогические подходы к оценке уровня сформированности финансовой грамотности у школьников // Инновационные научные исследования. 2022. № 1-1(15). С. 109–115. https://doi.org/10.5281/zenodo.6368459
  2. Кочин М.С., Кафидов В.В. Современные проблемы оценки уровня финансовой грамотности студентов колледжей и вузов // Проблемы межрегиональных связей. 2023. № 21. С. 23–27. https://doi.org/10.54792/24145734_2023_21_23_27
  3. Матаева Р.З., Мусаева З.С., Алхастова М.В. Критерии и показатели оценки сформированности финансовой грамотности студентов вузов // Журнал прикладных исследований. 2022. Т. 3, № 11. С. 243–248. https://doi.org/10.47576/2712-7516_2022_11_3_243
  4. Рутковская Е.Л., Половникова А.В. Оценка и формирование финансовой грамотности: модели заданий и их развитие // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 2, № 2(70). С. 24–41.
  5. Рутковская Е.Л., Половникова А.В., Козлова А.А., Е.С. Королькова. Основные подходы к оценке финансовой грамотности учащихся основной школы. М.: РАО, 2021. 10 с.
  6. Непрокина И.В., Тяжева Ю.М. Проблемы оценки результатов сформированности финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста // Тенденции развития науки и образования. 2023. № 97-2. С. 121–124. https://doi.org/10.18411/trnio-05-2023-98
  7. Сборник информационных и методических материалов для педагогов. М.: Высшая школа экономики, 2020. 89 с.
  8. Королькова Е.С., Козлова А.А. Формирование финансовой грамотности учащихся основной школы: работа учителей-предметников // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 2, № 2(70). С. 100–116.
  9. Финансовая грамотность и финансовое просвещение населения: атлас российских практик / О. А. Александрова, Н. В. Аликперова, К. В. Виноградова [и др.]. М.: Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук, 2021. 177 с. https://doi.org/10.19181/monogr.978-5-89697-355-3.2021
  10. Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: учебная программа. 2–3 классы общеобразовательных организаций. М: ВАКО, 2020. 32 с.
  11. Медведь И.В. Возрастная динамика формирования финансовой грамотности обучающихся // Национальная ассоциация ученых. 2020. № 3(54). С. 43–46.
  12. Половникова А.В., Козлова А.А. Задания по финансовой грамотности в контексте реализации системно-деятельностного подхода: особенности моделирования и опыт апробации // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 4 (61). С. 159–176.
  13. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академия, 2010. 364 с.
  14. Андюсев Б.Е. Кейс-метод как инструмент формирования компетентностей // Директор школы. 2010. № 4. С. 61–69.