Педагогическая перспектива. 2023. № 4(12)

1. Яковлева Н.О., Гайдукова В.В., Бухтияр Е.С. Эффективные модели сетевого наставничества в региональной системе образования
Надежда Олеговна Яковлева – доктор педагогических наук, профессор, руководитель центра методической поддержки и инновационного развития системы образования Института развития образования Краснодарского края.
Вера Васильевна Гайдукова – заместитель руководителя центра методической поддержки и инновационного развития системы образования Института развития образования Краснодарского края.
Екатерина Сергеевна Бухтияр – ведущий специалист центра методической поддержки и инновационного развития системы образования Института развития образования Краснодарского края.
В статье рассмотрены особенности сетевого наставничества в региональной системе образования, которое определяется как вид наставнического взаимодействия, реализуемого в условиях управляемого профессионального сообщества с использованием коммуникационных платформ и ресурсов. Предложены и подробно охарактеризованы модели саморегулируемого горизонтального наставничества, неформального территориально закреплённого наставничества, направляемого мультипликативного наставничества, формализованного опосредованного наставничества, контентного наставничества, комплексного (синтетического) наставничества. Представлен опыт реализации данных моделей в системе образования Краснодарского края.
наставничество, сетевое наставничество, методическая служба, управляемое профессиональное сообщество, краевая инновационная площадка, индивидуальный образовательный маршрут
Яковлева Н.О., Гайдукова В.В., Бухтияр Е.С. Эффективные модели сетевого наставничества в региональной системе образования // Педагогическая перспектива. 2023. № 4(12). С. 3–13. https://doi.org/10.55523/27822559_2023_4(12)_3
2. Скитева А.Ф., Горская Л.Г. Оценка уровня финансовой грамотности обучающихся в современной школе
Алла Францевна Скитева – Почётный работник общего образования Российской Федерации, Заслуженный учитель Кубани, директор гимназии № 82 имени 30-й Иркутской Дивизии.
Людмила Геннадьевна Горская – Почётный работник общего образования Российской Федерации, заместитель директора гимназии № 82 имени 30-й Иркутской Дивизии.
В статье представлен анализ существующих методов определения уровня финансовой грамотности обучающихся, рассмотрены различные подходы к использованию форм её оценки в образовательном процессе. На основе сравнения различных измерительных материалов, разработанных авторами учебно-методических пособий, типовых заданий из открытого банка цифровых образовательных ресурсов, заданий для проведения всероссийских конкурсов и олимпиад по финансовой грамотности, выделены ключевые составляющие эффективной системы оценки. Определены требования к её организации: учёт возрастных особенностей обучающихся, комплексность и личностная ориентированность. Выделены основные требования к оценочной деятельности педагогов, которые обеспечивают повышение качества образования. Описаны возможности кейс-технологии для формирования финансовой грамотности и оценки её сформированности.
финансовая грамотность, оценивание, измерительные материалы, кейс-технология
Скитева А.Ф., Горская Л.Г. Оценка уровня финансовой грамотности обучающихся в современной школе // Педагогическая перспектива. 2023. № 4(12). С. 14–21. https://doi.org/10.55523/27822559_2023_4(12)_14
3. Матвеева О.Н., Куклина А.Л. Проблемы и перспективы развития медиативной компетентности педагогов г. Красноярска
Ольга Николаевна Матвеева – Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, методист Центра дошкольного образования.
Анастасия Львовна Куклина – Сибирский федеральный университет, Институт педагогики, психологии и социологии, магистрант.
Рассмотрены общие позиции, связанные с развитием системы медиации в общеобразовательных учреждениях. Даётся определение медиативной компетентности как способности умело выстраивать взаимодействие и при случае выходить из возникающих трудностей, осознавая и контролируя ситуацию. В структуре медиативной компетентности выделены следующие компетенции: коммуникативная, управление эмоциями, аналитическая и организаторская. Представлены результаты опроса о возможностях межкультурной медиации в школах г. Красноярска среди педагогов общеобразовательных организаций, обучающихся 7–11 классов и их родителей (564 респондента). Сделан вывод о том, что основными проблемами развития системы медиации является слабая информированность о её возможностях и недостаточная подготовка педагогов в области медиации как эффективного метода урегулирования конфликтов в образовательной среде. Зафиксирована важность развития медиативной компетентности педагогов как необходимого условия для создания благоприятной атмосферы в школьной среде, успешного обучения и воспитания подрастающего поколения.
конфликт, медиация, медиативная компетентность, структура медиативной компетентности, образовательная организация
Матвеева О.Н., Куклина А.Л. Проблемы и перспективы развития медиативной компетентности педагогов г. Красноярска // Педагогическая перспектива. 2023. № 4(12). С. 22–28. https://doi.org/10.55523/27822559_2023_4(12)_22
4. Демуренко О.Д., Бубнова И.С. Представление о будущем у студентов с разной социальной идентичностью
Ольга Дмитриевна Демуренко – студент факультета управления и психологии Кубанского государственного университета.
Ирина Сергеевна Бубнова – кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии и социологии управления Кубанского государственного университета.
В статье рассматриваются вопросы влияния социальной идентичности на представление о будущем у студентов. Отмечается, что формирование у них социальной идентичности имеет важное значение не только для личностного развития и психологического здоровья, но и для будущей профессиональной и социальной жизни. В статье представлены результаты исследования по определению взаимосвязи между отдельными показателями социальной идентичности у студентов и их представлениями о будущем. В исследовании приняли участие студенты 2–3 курсов факультета управления и психологии Кубанского государственного университета.
Результаты, полученные по методике выявления личностной и социальной идентичности А.А. Урбановича, показали, что студенты отличаются невысокими показателями социальной и личностной идентичности, лучше всего они идентифицируют себя с семьёй и окружением, но вместе с тем демонстрируют оптимистичные взгляды на будущее. Результаты теста смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева свидетельствуют о том, что студенты со скептицизмом и неуверенностью относятся к прошлому опыту, но вместе с тем у них присутствует позитивное мышление и определённая уверенность в своих целях и дальнейших перспективах на жизнь. С помощью корреляционного анализа была выявлена взаимосвязь между отдельными показателями социальной идентичности у студентов и их представлениями о будущем, жизненными целями, локусом контроля и др.
социальная идентичность, представления о будущем, студенческий возраст
Демуренко О.Д., Бубнова И.С. Представление о будущем у студентов с разной социальной идентичностью // Педагогическая перспектива. 2023. № 4(12). С. 29–35. https://doi.org/10.55523/27822559_2023_4(12)_29
5. Дынько О.Н., Гаранина О.А., Корчагин П.А. Система социальной адаптации обучающихся через межпредметные коммуникации в учреждениях дополнительного образования
Ольга Николаевна Дынько – кандидат педагогических наук, педагог дополнительного образования МБОУ ДО «Детско-юношеский центр».
Ольга Александровна Гаранина – педагог дополнительного образования МБОУ ДО «Детско-юношеский центр».
Павел Александрович Корчагин – методист МБОУ ДО «Детско-юношеский центр».
В статье представлен опыт МБОУ ДО «Детско-юношеский центр» (г. Краснодар) по решению проблемы социальной адаптации обучающихся в рамках комплексного инновационного проекта «СОЦИО: прикладная инженерия как инструмент социальной адаптации: практико-ориентированный подход». Суть проекта заключается в организации системной деятельности специалистов психолого-педагогического профиля по активизации у обучающихся коммуникативного взаимодействия с целью развития способности социальной адаптации и формирования ценностных ориентиров. Описан основной механизм реализации данной деятельности – система творческих мастерских, в которых осуществляется синтез знаний научно-технического направления с различными видами искусства и физической культурой. Используемый в них широкий спектр различных видов деятельности обучающихся с опорой на психолого-педагогические диагностические исследования способствует обогащению коммуникативного взаимодействия участников проекта. Приведены примеры междисциплинарных связей в рамках мастерских, в частности использование «Музыкального конструктора» в проектах физкультурно-оздоровительной направленности «Здоровьесберегающие технологии».
социальная адаптация, межпредметные коммуникации, дополнительное образование, творческая мастерская
Дынько О.Н., Гаранина О.А., Корчагин П.А. Система социальной адаптации обучающихся через межпредметные коммуникации в учреждениях дополнительного образования // Педагогическая перспектива. 2023. № 4(12). С. 36–44. https://doi.org/10.55523/27822559_2023_4(12)_36
6. Черников В.А., Черникова Е.А. Формирование навыков социально-психологической самообороны подростков группы риска
Владимир Александрович Черников – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социальной педагогики Волгоградского государственного социально-педагогического университета.
Елена Александровна Черникова – кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры социальной педагогики Волгоградского государственного социально-педагогического университета.
В статье обосновываются факторы, предопределяющие процесс взросления современного российского подростка, которые значительно увеличивают риски формирования различных видов отклоняющегося поведения указанной целевой группы, что в свою очередь актуализирует необходимость разработки и внедрения более эффективных форм профилактики. Одной из таких форм, фокусирующейся на развитии личностных и социальных навыков подростков, является тренинг. В статье представлен опыт реализации тренинговой программы по формированию навыков социально-психологической самообороны подростков группы риска в социальных и образовательных организациях Волгоградской области. Особое внимание уделяется обоснованию логики и принципов проведения тренинга навыков социально-психологической самообороны, представлена примерная тематика занятий с подростками. Кроме того, приведены качественные результаты, полученные по завершению реализации тренинговых программ с подростками группы риска.
социально-психологическая самооборона, тренинг навыков, подростки группы риска, профилактика
Черников В.А., Черникова Е.А. Формирование навыков социально-психологической самообороны подростков группы риска // Педагогическая перспектива. 2023. № 4(12). С. 45–53. https://doi.org/10.55523/27822559_2023_4(12)_45
7. Азлецкая Е.Н., Волкова Н.В., Смагина В.М. Модель психолого-педагогической поддержки семей, воспитывающих детей раннего возраста с отставанием в развитии или с риском его возникновения в более позднем дошкольном возрасте
Елена Николаевна Азлецкая – кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии Кубанского государственного университета.
Наталья Васильевна Волкова – Почётный работник общего и профессионального образования, заведующий Детским садом общеразвивающего вида № 191, г. Краснодар.
Вера Михайловна Смагина – заведующий Центром развития ребёнка – детский сад № 204 «Стрекоза», г. Краснодар
Авторы статьи затрагивают одно из важных направлений педагогики – поддержка семей, воспитывающих детей раннего возраста с отставанием в развитии или с риском его возникновения в более позднем дошкольном возрасте. В статье обосновывается необходимость оказания такой помощи. На основе исследований, проведённых на базе Детского сада общеразвивающего вида № 191 (Краснодар) и Центра развития ребёнка – детский сад № 204 «Стрекоза» (Краснодар), описана модель психолого-педагогической поддержки семей, воспитывающих детей раннего возраста с отставанием в развитии или с риском его возникновения. Модель включает комплекс мероприятий по двум направлениям: информационная, педагогическая, психологическая помощь семье; непосредственная помощь ребёнку. Авторы подчёркивают важность психолого-педагогической поддержки семей, воспитывающих детей из «группы риска», и акцентируют внимание на роли дошкольных образовательных учреждений в создании условий для оказания помощи таким семьям. Также описаны возможные риски и способы их предотвращения при реализации модели психолого-педагогической поддержки семей.
семья, психолого-педагогическая поддержка, дети раннего возраста, задержка развития, риск задержки в развитии, абилитация
Азлецкая Е.Н., Волкова Н.В., Смагина В.М. Модель психолого-педагогической поддержки семей, воспитывающих детей раннего возраста с отставанием в развитии или с риском его возникновения в более позднем дошкольном возрасте // Педагогическая перспектива. 2023. № 4(12). С. 54–65. https://doi.org/10.55523/27822559_2023_4(12)_54
8. Петронюк И.С. Технология системной терапии отношений в социальной адаптации сирот в работе специалиста службы сопровождения
Инна Степановна Петронюк – кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессиональной аттестации и внедрения инноваций Санкт-Петербургского государственного аграрного университета
В статье рассматриваются технологические аспекты деятельности специалистов службы сопровождения в сиротском учреждении. Представлены основные современные исследования отечественных учёных, посвящённые проблемам жизнеустройства, социализации и социально-профессиональной адаптации выпускников-сирот. Описана технология системной терапии отношений, адаптированная к работе службы сопровождения в сиротском учреждении. Раскрываются особенности и механизмы её реализации в практике сопровождения выпускника-сироты, который обращается за помощью в сиротское учреждение (организацию), представлена органограмма разбора трудной ситуации, возникшей в жизни сироты. Предлагаемая технология может применяться и в других видах и типах организаций и учреждений.
сиротское учреждение, служба сопровождения, сирота, системная терапия отношений
Петронюк И.С. Технология системной терапии отношений в социальной адаптации сирот в работе специалиста службы сопровождения // Педагогическая перспектива. 2023. № 4(12) С. 66–73. https://doi.org/10.55523/27822559_2023_4(12)_66
9. Радченко Т.А., Леонова Е.А. Принципы эффективной интеграции интеллектуальных систем в образовательный процесс
Татьяна Александровна Радченко – заведующий кафедрой физики, математики и цифровых технологий Костанайского регионального университета имени Ахмет Байтұрсынұлы.
Елена Анатольевна Леонова – кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики, информационных технологий и методики обучения информатике Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета.
В статье исследуются основные тенденции применения интеллектуальных систем в сфере образования. Рассматривается опыт США, Китая, Казахстана и России в данном направлении. На основе проведённого анализа выявлены принципы, способствующие эффективной интеграции интеллектуальных систем в образовательный процесс: ориентация на персонализированное обучение, педагогическая оправданность, прозрачность и объяснимость, этика использования, профессиональное развитие преподавателей. Делается вывод о перспективности использования интеллектуальных систем на всех уровнях образования.
интеллектуальные системы, образование, искусственный интеллект, адаптивное обучение, персонализированное обучение
Радченко Т.А., Леонова Е.А. Принципы эффективной интеграции интеллектуальных систем в образовательный процесс // Педагогическая перспектива. 2023. № 4(12). С. 74–80. https://doi.org/10.55523/27822559_2023_4(12)_74
10. Яковлева Н.О. Региональная инновационная сетевая инфраструктура как компонент системы образования: сущность, значение и характеристики
Надежда Олеговна Яковлева – доктор педагогических наук, профессор, Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, руководитель центра методической поддержки и инновационного развития системы образования Института развития образования Краснодарского края.
Исследуются общие характеристики региональной инновационной сетевой инфраструктуры как компонента системы образования (сущность, значение, ключевые особенности). Выделены и охарактеризованы её основные функции: нормативная, формирующая, консультационная, оценочная, адаптационная, информационная, диссеминационная, мотивирующая, кумулятивная. Определено и описано внутреннее строение региональной инновационной сетевой инфраструктуры, включающее шесть инвариантных блоков: 1) нормативный; 2) субъектный; 3) информационный; 4) организационный; 5) материально-технический; 6) экспертно-консалтинговый. Представлены основные связи между ними, которые определяют системность формирования и функционирования региональной инновационной сетевой инфраструктуры и достижение заданных целей. Сформулированы основные требования, обеспечивающие её полноценное формирование и функционирование как сложной управляемой системы.
региональная система образования, региональная инновационная сетевая инфраструктура, инновационная деятельность, компоненты системы, функции системы
Яковлева Н.О. Региональная инновационная сетевая инфраструктура как компонент системы образования: сущность, значение и характеристики // Педагогическая перспектива. 2023. № 4(12). С. 81–92. https://doi.org/10.55523/27822559_2023_4(12)_81
11. Азлецкая Е.Н., Гутник В.Р. Формирование компонентов экономической культуры детей дошкольного возраста
Елена Николаевна Азлецкая – кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии Кубанского государственного университета.
Виктория Романовна Гутник – педагог-психолог МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 187», г. Краснодар
В статье рассматривается вопрос формирования основ экономической культуры у детей дошкольного возраста. Представлен обзор различных подходов к её реализации в дошкольных учреждениях. Особое внимание уделено понятию «экономическая культура» с учётом особенностей дошкольного возраста. Приведены критерии и показатели элементарной экономической культуры, описаны её компоненты: знания, мышление и личностно-ориентированная направленность. Описаны результаты и анализ исследования компонентов экономической культуры, на основе которых определён круг задач экономического воспитания и разработана парциальная программа «Маленькие шаги к большому успеху: экономика в жизни дошкольников». Подчёркнута важность и восприимчивость дошкольного возраста для освоения начальных финансово-экономических понятий, с которыми дошкольники встречаются в повседневной жизни, для формирования экономических качеств и развития нравственной ориентации личности, приобщения к истокам экономической культуры в целом.
дошкольный возраст, экономическое воспитание, экономическая культура, компоненты экономической культуры
Азлецкая Е.Н., Гутник В.Р. Формирование компонентов экономической культуры детей дошкольного возраста // Педагогическая перспектива. 2023. № 4(12). С. 93–101. https://doi.org/10.55523/27822559_2023_4(12)_93