Формирование эмоционального интеллекта у молодых и начинающих педагогов дошкольных образовательных организаций  средствами наставничества

Loading

М.Г. Горюнова1, А.С. Шевчук2
1, 2 Детский сад № 18 «Солнышко», Приморско-Ахтарск, Россия
1 mari.goryunova89@mail.ru
2 kaska_01@mail.ru

Аннотация

Статья представляет собой обзор практического опыта работы дошкольного образовательного учреждения в рамках краевой инновационной площадки по формированию эмоционального интеллекта у молодых и начинающих педагогов в условиях наставничества. Представлен опыт психолого-педагогического сопровождения педагогом-психологом наставников и наставляемых (молодых и начинающих педагогов). Описаны формы и этапы реализации модели наставничества. Раскрыты понятие и компоненты эмоционального интеллекта, актуальность и практическая значимость его развития в работе педагогических работников, особенности построения индивидуального маршрута развития эмоционального интеллекта.

Ключевые слова

наставничество, молодой педагог, начинающий педагог, эмоциональный интеллект, индивидуальный маршрут развития

Для цитирования

Горюнова М.Г., Шевчук А.С. Формирование эмоционального интеллекта у молодых и начинающих педагогов дошкольных образовательных организаций средствами наставничества // Педагогическая перспектива. 2023. № 3(11). С. 48–55. https://doi.org/10.55523/27822559_2023_3(11)_48

Информация об авторах

Мария Геннадьевна Горюнова – педагог-психолог МБДОУ № 18 «Солнышко», г. Приморско-Ахтарск Краснодарского края.

Александра Сергеевна Шевчук – старший воспитатель МБДОУ № 18 «Солнышко», г. Приморско-Ахтарск Краснодарского края.

Текст статьи

Исследования эмоционально-волевой сферы специалиста в контексте его профессионально значимых качеств являются сегодня одними из наиболее востребованных в отечественной и зарубежной психологии и педагогике. Особый интерес вызывают вопросы, связанные с влиянием эмоционального интеллекта педагога на успешность профессиональной деятельности, что обусловлено современными тенденциями гуманизации образования. Сегодня акценты исследований сменились с коэффициента интеллекта на эмоциональный коэффициент, поскольку, как показывает практика, не самые выдающиеся люди часто оказываются более успешными в работе или более счастливыми в личной жизни.

Термин «эмоциональный интеллект» был введён в 90-х годах ХХ века американским психологом Даниэлем Гоулманом [1], который трактовал его как комплексную способность понимать, управлять и выражать свои эмоции и эмоции окружающих людей.

В публикациях последнего десятилетия представлены различные аспекты исследования эмоционального интеллекта [2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11 и др.]. В частности, рассматриваются модели и концепции его изучения: многофакторная модель интеллекта Д. Гилфорда и Э. Торндайка; модель Р. Бар-Она способностей эмоционального интеллекта; концепция эмоционального интеллекта П. Саловея и Дж. Майера; модель Д. Гоулмана «Эмоциональный интеллект» и др.

Согласно исследованиям учёных в области менеджмента, психологии и педагогики (И.Н. Андреева, Р. Бар-Он, Д. Гоулман, Д. Карузо, Д.В. Люсин, Дж. Майер, М.А. Манойлова, Д.В. Ненашева, П. Саловей, Е.А. Сергиенко, И.С. Степанова и др.), эмоциональный интеллект проявляется в трудовой деятельности через профессионально важные интегральные качества, включающие в себя коммуникативные навыки и социально-психологическую адаптацию личности. Анализ специфики развития эмоционального интеллекта в различных возрастных периодах, его проявления в профессиональной деятельности и влияния на успешность и развитие личности показал, что умение управлять своим эмоциональным состоянием и эмоциональным состоянием других людей составляет 80% успеха в социальной и личной сферах жизни. Люди с повышенным уровнем эмоционального интеллекта способны грамотно управлять своими эмоциями и чувствами. Они более гибки в общении, что помогает им добиваться поставленной цели через взаимодействие с окружающими, умение договариваться с другими людьми, принимать своевременные решения и правильно реагировать на негативные ситуации. Согласно исследованию Д. Гоулмана, у людей с развитым эмоциональным интеллектом лучше психическое здоровье, выше эффективность работы и сформированность лидерских навыков.

Всё вышесказанное особенно ярко проявляется в педагогической деятельности. Развитый эмоциональный интеллект позволяет педагогу чувствовать себя устойчиво в нестабильных ситуациях благодаря способности к адекватному считыванию, интерпретации и передаче эмоциональных сигналов. Способность к дифференциации эмоциональных проявлений субъектов образовательного процесса позволяет выстраивать адекватные психологические границы контакта (психологическую дистанцию), удерживаясь в профессиональной позиции и не впадая в «невротическое слияние», которое может приводить к неконструктивным эмоциональным взрывам и конфликтам.

К сожалению, у молодых педагогов, как правило, недостаточно развит эмоциональный интеллект для самостоятельной адаптации в новой образовательной среде. От них требуется психологическая готовность действовать самостоятельно в ситуациях, не имеющих алгоритма решения и описанного стандарта поведения, умение преодолевать трудности, связанные с взаимодействием и общением с коллегами, детьми и их родителями. Зачастую наблюдается неуверенность и неспособность вести диалог, отсутствие навыков общения. Это приводит к снижению уровня мотивации молодых специалистов посвятить себя воспитанию и обучению детей, у многих появляется желание уйти из педагогической профессии.

В связи с этим возрастает актуальность целенаправленного развития эмоционального интеллекта педагогов непосредственно в образовательной организации при осуществлении ими профессиональной деятельности. Одним из эффективных способов решения данной задачи является использование инструментов наставничества. Чтобы педагоги могли развивать свой эмоциональный интеллект, необходимо предоставить им поддержку, обучение, возможность практики и создать благоприятную рабочую среду, которая будет способствовать развитию их навыков и качеств.

Представим наше видение организации такой работы, которая осуществляется в детском саду № 18 «Солнышко» (г. Приморско-Ахтарск Краснодарского края) в статусе краевой инновационной площадки «Индивидуальная траектория развития эмоционального интеллекта молодых и начинающих педагогов в условиях наставничества».

Теоретико-методологической основой структуры и содержания нашего проекта была выбрана модель, предложенная в работе Д.В. Люсина, О.О. Марютиной, А.С. Степановой [8], которая фиксирует двухкомпонентную структуру эмоционального интеллекта и сопровождается психодиагностической методикой оценки уровня его сформированности. Авторы определяют две составляющие эмоционального интеллекта: внутриличностную (способность понимать собственные эмоции, управлять ими, выражать эмоции в общении; осознавать взаимосвязь собственных эмоций с эмоциями других) и межличностную (способность понимать эмоции и состояния других людей, управлять ими).

При этом эмоциональный интеллект включает в себя четыре основных компонента: распознавание эмоций, управление эмоциями, эмпатию и социальные навыки. Все они важны для эмоционального интеллекта и тесно взаимосвязаны. Например, умение распознавать эмоции помогает улучшить эмпатию и социальные навыки, а управление эмоциями – способность эффективно взаимодействовать с другими людьми.

Ключевая идея нашей инновационной площадки состоит в формировании у молодых и начинающих педагогов дошкольных образовательных организаций эмоционального интеллекта как одной из важнейших составляющих успешной личности, помогающей удержаться на тонкой грани между эмоциональной включённостью в ситуацию с сохранением личностных границ и эмоциональной растворённостью в состоянии другого.

Основным механизмом его реализации является использование системы наставничества, подразумевающей сочетание различных его форм.

  1. Традиционное наставничество – «один на один», «рука в руке».
  2. Групповое наставничество – взаимодействие нескольких педагогов с более опытными специалистами.
  3. Флеш-наставничество – разовые встречи, консультации или обсуждения, мини-кейсы.
  4. Виртуальное наставничество – работа в режиме онлайн (онлайн-сервисы социальных сетей и сообществ, электронная почта, видеоконференции).

В рамках проекта осуществляется полный цикл организации наставничества.

  1. Создание условий для реализации программы наставничества.
  2. Формирование базы наставников и наставляемых.
  3. Обучение наставников в «Школе наставничества».
  4. Формирование наставнических пар (групп).
  5. Организация работы и сопровождение педагогами-психологами наставнических пар (групп).

Ведущей формой наставничества в рамках нашего проекта является модель «один на один», подразумевающая взаимодействие между опытным специалистом и начинающим сотрудником в течение определённого периода времени. При этом молодые педагоги самостоятельно выбирают себе наставников из предложенных кандидатов на специально организованной встрече-знакомстве. Таким образом, образуются наставнические пары: молодой специалист (стаж работы до 3 лет) и педагог-наставник из числа опытных педагогов (стаж работы не менее 10 лет), имеющий высшую квалификационную категорию, обладающий определёнными лидерскими качествами, участвующий в очных конкурсах «Воспитатель года», «Педагог-психолог Кубани», желающий стать наставником.

Чтобы взаимодействие с молодыми специалистами было конструктивным и приносило желаемый эффект, организована «Школа наставников», в которой для наставников проводятся мероприятия, направленные на развитие внутриличностного эмоционального интеллекта, состоящие из цикла обучающих тренингов и вебинаров: «Как эффективно работать со взрослыми людьми», «Как создавать условия для обучения», «Как мотивировать на обучение и самообразование» и т.д. При этом основной формой работы являются практикумы, в ходе которых используются проблемные ситуации, деловые игры и другие активные методы профессиональной помощи. Кроме того, все наставники проходят курсы повышения квалификации по программе «Наставничество в образовании». На сайте учреждения создана страничка «Виртуальный наставник» с активными ссылками и видеоматериалами, с которыми педагоги знакомится в рамкам самообразования.

Сопровождение наставляемого начинается с выявления его потребностей в развитии, пожеланий относительно организации и содержания обучения, изучения уровня его методической, педагогической, профессиональной грамотности, его опасений и ожиданий.

В этот же период проводится диагностика уровня сформированности эмоционального интеллекта. Для этого используются тест эмоционального интеллекта Д.В. Люсина, диагностика коммуникативной толерантности В.В. Бойко, методика общих эмпатийных тенденций А. Меграбяна и Н. Эпштейна, тест эмоционального интеллекта Н. Холла. Весь диагностический материал был отобран и адаптирован педагогом-психологом в авторском методическом пособии «Журнал диагностических методик определения уровня сформированности эмоционального интеллекта педагога ДОУ».

Первичная диагностика развития эмоционального интеллекта молодых педагогов, проведённая на старте проекта, показала низкий уровень сформированности практически всех его компонентов (табл. 1).

Таблица 1. Результаты первичной диагностики уровня эмоционального интеллекта молодых и начинающих педагогов ДОУ (в %)

Компоненты эмоционального интеллекта

Уровни сформированности

низкий

средний

высокий

Самоосознанность

57

43

1

Мотивация

43

57

1

Социальные навыки общения

57

43

1

Эмпатия

1

70

29

Управление своими эмоциями

98

1

1

После проведения диагностики совместно с наставником и с учётом личных предпочтений наставляемого педагог-психолог составляет Индивидуальный маршрут развития эмоционального интеллекта. В каждом конкретном случае это некий общий алгоритм и вытекающий из него индивидуальный план сопровождения. В индивидуальном маршруте указываются рекомендованные педагогом-психологом мероприятия по развитию определённых компетенций (например, посещение театральной студии, кабинета психологической разгрузки, соляной комнаты и т.д.), обозначено направление эмоционального развития для наставляемого (табл. 2).

Таблица 2. Конструктор индивидуальной карты развития эмоционального интеллекта педагога

Компоненты эмоционального интеллекта

Мероприятия

Самоосознанность

– ведение дневника эмоций;
– элементы медиации;
– занятия арттерапией

Мотивация

– аттестация на первую квалификационную категорию;
– курсы повышения квалификации;
– участие в конкурсах педагогического мастерства

Социальные навыки общения

– занятия в театральной студии «Солнышко»;
– занятия в клубе «Здоровье» (йога, элементы самомассажа);
– туристические поездки по Краснодарскому краю

Эмпатия

– посещение учреждений концертной и культурно-просветительской деятельности;
– чтение художественной литературы;
– волонтёрское движение (социальная служба «ГКУ Доброта», собачий приют)

Управление своими эмоциями

– занятия по песочной терапии;
– посещение соляной комнаты;
– выступление на мероприятиях различного уровня

В работе по формированию и развитию эмоционально интеллекта мы использовали следующие методы обучения и педагогические технологии: проблемные лекции; методы активного обучения – тренинги, функциональные и ролевые игры, решение кейсов, групповые дискуссии, вебинары, семинары; дистанционные формы обучения; самостоятельную работу педагогов по содержанию модулей, заполнение дневников самонаблюдений с последующим их обсуждением в ходе практических и развивающих занятий. Для каждого направления работы подобраны такие формы, которые действительно «работают», интересны для педагогов, а главное несут в себе элемент развития: релаксационные упражнения для снятия психологической напряжённости, тревожности; обучение приёмам саморегуляции; проигрывание разнообразных ролевых ситуаций; различные виды дискуссий, игр, элементы психодрамы, профилактика эмоционального выгорания и т.д. Также педагогом-психологом в кабинете психологической нагрузки проводится индивидуальная работа с наставниками и наставляемыми, при этом используются элементы цветотерапии, арт-терапии, песочной терапии, смехотерапии, релаксация и др. В процессе индивидуальной работы психолог помогает разбираться в сложных эмоциональных ситуациях и находить оптимальные решения.

Наибольшую эффективность в работе педагога-психолога показали тренинги развития эмоционального интеллекта, на которых педагоги получают знания о базовых эмоциях, их проявлениях и способах регуляции, учатся распознавать эмоции у детей и взрослых и адекватно на них реагировать. Педагог-психолог создаёт условия для открытого общения, где педагоги могут делиться своими эмоциональными переживаниями и получать поддержку.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение педагогических работников в формировании и развитии у них эмоционального интеллекта является неотъемлемой частью успешной работы в дошкольном образовании. Педагоги, обладающие высоким уровнем эмоционального интеллекта, способны легко устанавливать контакт с детьми, эффективно решать конфликты и создавать благоприятную атмосферу в группе. Его развитие может помочь педагогу стать более эффективным и успешным в своей работе.

Список литературы

  1. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2022. 544 с.
  2. Гусева А.Ю., Малолеткова А.В. Развитие эмоционального интеллекта педагогов дошкольных образовательных организаций // International Journal of Medicine and Psychology. 2022. Т. 5, № 2. С. 89–94.
  3. Долгова В.И., Гольева Г.Ю. Эмоциональная устойчивость личности: монография. М: Перо, 2014. 196 с.
  4. Захарова Н.А., Лапшина Л.М. Эмоциональный интеллект как ресурс профилактики стресса и формирования стрессоустойчивости в профессиональной деятельности педагога дошкольной образовательной организации // Вестник Набережночелнинского государственного педагогического университета. 2022. № 6(41). С. 140–143.
  5. Искандарова Г.К., Кашфразыев А.И. Развитый эмоциональный интеллект как фактор успешности в профессиональной деятельности // Педагогика 2014. Достижения, проекты, гипотезы: сб. науч. докладов, Краков, 29–30 декабря 2014 года. Ч. 1. Краков: Diamond trading tour, 2014. С. 60–62.
  6. Комарова А.И., Долгополова О.А. Взаимосвязь ценностей и эмоционального интеллекта: культурно-психологические особенности // Научный вестник Волгоградского филиала РАНХиГС. 2015. № 2. С. 46–55.
  7. Лемберг Б. Эмоциональный интеллект: как разум общается с чувствами. СПб.: Вектор, 2013. 160 с.
  8. Люсин Д.В., Марютина О.О., Степанова А.С. Структура эмоционального интеллекта и связь его компонентов с индивидуальными особенностями – эмпирический анализ // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования. М: Институт психологии РАН, 2004. С. 129–140.
  9. Собкин В.С., Лыкова Т.А. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и личностных особенностей (по материалам обследования студентов театрального колледжа) // Национальный психологический журнал. 2015. № 2(18). С. 56–65.
  10. Шингаев С.М., Симагина И.К., Юркова Е.В. Эмоциональная компетентность педагога – фактор успешной профессиональной деятельности: взгляд с позиций В.А. Сухомлинского // В.А. Сухомлинский. Современное прочтение: сб. ст. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Санкт-Петербург, 2–3 октября 2018 г. СПб: ГАОУ ДПО «ЛОИРО», 2018. С. 119–124.
  11. Эмоциональный интеллект как фактор саморегуляции педагогической деятельности // Вестник Московской государственной академии делового администрирования. Серия: Философские, социальные и естественные науки. 2011. № 5. С. 171–177.