Развитие творческого потенциала педагогов средствами арт-педагогической технологии

Е.Н. Азлецкая1, К.В. Клочкова2, О.Б. Проскурина3
1 Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия, eazletskaya@mail.ru
2, 3 Детский сад комбинированного вида № 94, Краснодар, Россия
2 detsad94@kubannet.ru
3 ds94@mail.ru

Аннотация

Статья посвящена роли и процессу развития творческого потенциала педагогов. Проведён анализ научных источников, который позволил авторам сделать вывод о том, что развитие творческого потенциала педагогов является неотъемлемым компонентом современного образования. Выявлены факторы влияния на развитие творческого потенциала педагогов, которые необходимо  учитывать как при организации непрерывного профессионального образования, так и при сопровождении педагогов в процессе их профессиональной деятельности. Описан опыт МАДОУ МО  Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 94» реализации проекта по созданию условий для развития творческого компонента педагогов дошкольных учреждений с использованием  арт-педагогической технологии. Представлены основные результаты исследования эффективности опыта, свидетельствующие о том, что арт-педагогическая технология является эффективным средством развития творческого потенциала педагогов дошкольных организаций. Намечены дальнейшие направления развития творческого потенциала педагогов.

Ключевые слова

творческий потенциал, арт-педагогическая технология, творческая образовательная среда, пластичность мышления

Для цитирования

Азлецкая Е.Н., Клочкова К.В., Проскурина О.Б. Развитие творческого потенциала педагогов средствами арт-педагогической технологии // Педагогическая перспектива. 2023. № 3(11). С. 79–85. https://doi.org/10.55523/27822559_2023_3(11)_79

Информация об авторах

Елена Николаевна Азлецкая – кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии Кубанского государственного университета.

Кристина Владимировна Клочкова – заведующий Детским садом комбинированного вида № 94, г. Краснодар.

Оксана Борисовна Проскурина – педагог-психолог Детского сада комбинированного вида № 94, г. Краснодар.

Текст статьи

Творческий потенциал имеет большое значение в различных сферах жизни, включая искусство, науку, бизнес, образование. Он способствует инновациям, развитию и прогрессу общества, а также способен преодолеть сложные проблемы и вызовы, стоящие перед человечеством. В целом творческий потенциал выражается в способности генерировать новые идеи, видеть нестандартные связи, находить оригинальные решения проблем, а также в гибкости мышления и способности к инновациям. Он основывается на интеллектуальных и когнитивных способностях, таких как логическое мышление, интуиция, пластичность мышления, ассоциативное мышление и проспективное мышление [1; 2; 3; 4 и др.].

Творческий потенциал является важным аспектом профессионального развития педагога, поскольку позволяет реализовывать инновационные подходы в процессе образования и способствует повышению качества образовательного процесса.

Исследованием проблем развития творческого потенциала педагогов занимаются как зарубежные, так и отечественные исследователи. Развитие творческих навыков в процессе профессиональной подготовки педагогов изучали Н.Н. Авдеева, И.Е. Брякова, Л.А. Венгер, К. Гинзбург (K. Ginsburg), М.Л. Зуева, Т.Г. Киселева, А.В. Морозов, К. Робинсон (Sir K. Robinson) и др. Факторы, влияющие на развитие творческого потенциала педагогов, и роль их творческой деятельности в образовательном процессе изучали Р. Амабили (R. Amabile), Л. Блум (L. Bloom), Е.В. Коточигова, Ю.Н. Кулюткин и др. Методы и стратегии развития творческого мышления и способностей у педагогов исследовали В.В. Знаков, М.М. Кашапов, Т.Г. Киселева, Т.В. Огородова, Р. Фогель (R. Fogarty) и др. Психологические аспекты творчества и их влияние на развитие творческого потенциала педагогов исследовали Т.А. Барышева, Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, Дж. Гилфорд (J.P. Guilford), Е.П. Ильин, М.М. Кашапов, Л. Краусс (Louis M. Kruger), Я.А. Пономарев, В.М. Слуцкий, Э. Торренс (E.Р. Torrance) и др.

Анализ научных источников [5; 6; 7 и др.] позволяет заключить, что в современном образовании развитие творческого потенциала педагогов играет важную роль в обеспечении качественного и инновационного образовательного процесса. Это связано с рядом факторов и имеет значительные последствия для формирования творческой образовательной среды и повышения эффективности образования.

Во-первых, творческие педагоги способны применять разнообразные и инновационные подходы и методики в своей работе. Они могут создавать новые образовательные материалы, разрабатывать оригинальные образовательные программы. Это стимулирует активность обучающихся, развитие их творческого мышления и способствует формированию у них навыков решать задачи в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретённые знания в разнообразных жизненных ситуациях.

Во-вторых, развитие творческого потенциала педагогов способствует личностному росту и профессиональному развитию. Творческие педагоги постоянно ищут новые идеи, обмениваются опытом, участвуют в профессиональных сообществах и активно развивают свои знания и навыки. Это повышает их компетентность, креативность и способность адаптироваться к меняющимся требованиям современного образования.

В-третьих, развитие творческого потенциала педагогов содействует созданию инновационной образовательной среды. Творческие педагоги способны осуществлять адаптацию и трансформацию образовательных программ и технологий в соответствии с требованиями современной эпохи. Они могут внедрять новые образовательные технологии, использовать современные инструменты и ресурсы для эффективного обучения и поддержки обучающихся.

В-четвёртых, развитие творческого потенциала педагогов имеет значение для стимулирования и поддержки творческого потенциала обучающихся. Открытость и готовность педагогов к новым идеям и подходам вдохновляет обучающихся на творческую активность, стимулирует их интерес к обучению и помогает развивать индивидуальные способности и личностные качества, такие как гибкость мышления, креативность, находчивость и творческая самореализация, что является базой для обучения в условиях быстро меняющегося мира.

Таким образом, развитие творческого потенциала педагогов является неотъемлемой составляющей современного образования. Оно способствует инновационному развитию образовательной среды, повышению эффективности образовательного процесса и формированию творческого и критического мышления обучающихся.

Развитый творческий потенциал педагогов дошкольных образовательных организаций позволяет создать благоприятные условия для развития творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Одной из целей, на достижение которой ориентируют нас ФГОС дошкольного образования, другие нормативно-правовые документы, регулирующие образовательную деятельность дошкольных образовательных организаций, является обеспечение творческой образовательной среды для ребёнка, т.е. комплекса условий, методов и пространств, созданных для стимулирования и развития творческого мышления, креативности и самореализации обучающихся.

Представим опыт МАДОУ МО Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 94», накопленный в этом направлении.

Нами разработан проект, включающий в себя программу внутрифирменного обучения для педагогов, «Арт-Мастер» и профессиональный клуб «Арт-Перформанс». Цель проекта: создать условия для развития творческой составляющей педагога-профессионала. Задачи: 1) развить творческую составляющую педагога-профессионала; 2) способствовать самореализации, совершенствованию и развитию скрытых качеств и способностей личности в сфере профессионального творчества; 3) обеспечить условия для профессионального и неформального общения педагогов в рамках освоения развивающих технологий в условиях ФГОС ДО, осуществления обмена и распространения инновационных элементов педагогического опыта.

Вслед за современными учёными [8; 9; 10, 11 и др.] под арт-педагогической технологией мы понимаем инновационный подход к образованию, который сочетает искусство и педагогику. К её основным принципам относятся: 1) использование художественных методик и искусства в образовании; 2) интеграция искусства в образовательный процесс; 3) развитие личностных качеств через искусство; 4) междисциплинарный подход; 5) адаптация к различным потребностям обучающихся.

Арт-педагогическая технология подразумевает использование художественных и творческих методов для достижения образовательных целей и активно развивается в последние десятилетия.

Реализация нашего проекта позволила в образовательной организации создать следующее.

  1. Возможности для саморазвития и самосовершенствования, что обеспечило непрерывное обучение, профессиональный рост и получение новых знаний и навыков в области педагогики и творческого мышления. Работа велась в трёх основных направлениях: «Арт-игра» – обучение образовательному взаимодействию, «Арт-лого» – обучение коррекционному взаимодействию, «Арт-талант» – обучение развивающему взаимодействию.
  2. Формирование творческого окружения. Была создана стимулирующая среда, в которой педагоги могут свободно выражать свои идеи и экспериментировать с новыми методиками и подходами в образовании. Разработана методическая продукция «Арт-сундучок», включающая «Арт-календарь» – цикл сюжетно-ролевых и сюжетно-дидактических игр, которые могут использоваться во время игр с детьми, с различными вариантами их решений с выходом на реальный творческий продукт; «Мастер +» – педагогический конструктор – маршрут действий для педагогов и родителей для преобразования стандартной игровой ситуации в креативную; фрагменты игровых часов: развивающих и коррекционных; «Арт-талант» – система взаимосвязанных действий педагогов творческой группы проекта «Арт-Ресурс»; работа с индивидуальными маршрутами детей с признаками одарённости (видеоролики детских мастер-классов, обучающие театрализованные видеоролики, чтецы, онлайн-портал «Школа необычных художников»); «100 упражнений Говоруна» – комплекс развивающих логотренингов для детей с ТНР на развитие речи с учётом современных развивающих технологий (пальчиковые игры, подвижные игры, скороговорки, сказки птицы Говорун); «Арт-зал» – цикл творческих работ воспитанников.
  3. Поддержка и обратная связь. Педагоги нуждаются в поддержке коллег и администрации, а также в постоянной обратной связи о своей работе и достижениях. Организован профессиональный клуб «Арт-Перформанс», работа которого помогает педагогам развивать свои творческие способности и повышать качество своей педагогической практики.

В целях контроля эффективности проектной деятельности был проведён мониторинг (октябрь 2022 г. – июнь 2023 г.), который позволил оценить работу по развитию творческого потенциала педагогов, в том числе динамику пластичности мышления и креативного потенциала. Пластичность мышления – это характеристика интеллекта и способности педагога к развитию, позволяющая улучшать когнитивные способности, гибкость мышления, адаптацию к изменяющимся условиям и нахождение новых решений. Развитие креативного потенциала также играет важную роль в личностном и профессиональном развитии, способствует достижению успеха и удовлетворения от занятия творчеством.

Для выявления уровня пластичности-ригидности мышления педагогов мы использовали методику А.С. Лачинса «Гибкость мышления» [12]. В результате было выявлено, что за оцениваемый период коэффициент креативной гибкости педагогов вырос с 0,65 до 0,72, что означает наличие положительной динамики в развитии пластичности их мышления. Следовательно, выполнение упражнений и задач, направленных на развитие различных аспектов мышления, таких как внимание, память, логика и творческое мышление, а также выполнение новых и непривычных заданий, которые требовали адаптации и поиска новых подходов, благотворно сказались на развитии пластичности мышления педагогов.

Для определения творческого потенциала мы использовали опросник С.И. Макшанова «Каков Ваш креативный потенциал?» [13]. Результаты также продемонстрировали положительную динамику развития способности педагогов к творческому мышлению и инновационности (увеличение показателя со 142 до 174). Этому способствовали такие методы, как развитие коммуникативных навыков и способности к кооперации, непрерывное обучение, познание искусства, литературы, детской психологии и других областей научно-методических знаний позволили расширить границы мышления педагогов и найти новые способы выражения. Тем не менее, её уровень в пределах среднего, следовательно, необходимо продолжать работу в этом направлении.

Также была выявлена положительная динамика развития творческого потенциала педагогов за период реализации проекта по блокам: «Моя личность» (с 46 до 53), «Мой подход к решению проблем» (с 45 до 51) и «Моя рабочая среда» (с 51 до 70). Полученные данные свидетельствуют о том, что на личностном уровне преобладает средний уровень творческого потенциала педагогов, а значит, он достаточно развит, но не всегда выражен, что может быть объяснено их личностными особенностями. Следовательно, необходимо обучить педагогов регулировать эмоциональное состояние и снимать стресс.

Аналогичный результат был получен относительно творческого потенциала педагогов на уровне проявления подхода к решению возникающих проблем. Их подход к решению проблем иногда негибок и может приводить к стандартным решениям, основанным больше, чем необходимо, на предыдущем опыте решения подобных проблем. Выработать творческий подход к решению проблем непросто. Однако дальнейшая работа, включающая изучение новых технологий, исследовательскую и творческую работу других коллег, анализ аналогий, формирование ассоциаций, устранение страха совершения ошибок, может способствовать развитию творческих способностей педагогов и находить нестандартные решения.

Использование Т-критерия Стьюдента показало значимость различий показателей творческого потенциала у педагогов до и после реализации проекта на уровне ρ ≤ 0,05 по всем показателям: креативной гибкости мышления (ρ = 0,00), уровня личностного творческого потенциала (ρ = 0,00), уровня проявления педагогами подхода к решению возникающих проблем (ρ = 0,00) и  уровня развития творческой образовательной среды (ρ = 0,00).

Таким образом, творческий потенциал педагога имеет большое значение в современном образовании, в условиях, когда инновации и творческое мышление становятся всё более ценными. Его развитие играет важную роль в личностном и профессиональном становлении педагога, способствует достижению успеха и получению удовлетворения от педагогической деятельности. Развитие творческого потенциала требует обучения, опыта и сотрудничества с другими педагогами. Арт-педагогическая технология является эффективным инструментом развития творческого потенциала педагогов. Перспективы её применения мы связываем с использованием цифровых инструментов, междисциплинарного подхода и её адаптацией к различным потребностям обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.

Список литературы

  1. Кашапов М.М. Формирование профессионального творческого мышления. Ярославль: ЯрГУ, 2013. 136 с.
  2. Барышева Т.А. Психологическая структура креативности (опыт эмпирического исследования) // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2012. № 145. С. 54–64.
  3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 320 с.
  4. Сазонова О.С. Творческий потенциал педагога как объект психологического исследования (на основе анализа монографий и диссертаций) // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2017. № 6. С. 186–192.
  5. Креативность как ключевая компетентность педагога. Монография / Под ред. М.М. Кашапова, Т.Г. Киселевой, Т.В. Огородовой. Ярославль: ИПК «Индиго», 2013. 392 с.
  6. Kariuki P.N., Bentzen T.N. Enhancing teacher creativity: A review of the literature. Thinking Skills and Creativity. 2019; 33: 591.
  7. Яркова Д.Д., Мухина Т.Г., Малинин В.А., Сорокоумова С.Н. Развитие творческого потенциала педагога в условиях деятельности федеральной инновационной площадки «Педагогическое лидерство» // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8, № С. 14.
  8. Прохоров И.Д., Рябчун В.П. Арт-педагогические технологии в педагогическом вузе: возможности и перспективы // Высшее образование в России. 2019. № 8. С. 36–45.
  9. Ведюшкина Н.В., Кантор И.В., Тарасова Н.А. Развитие творческого потенциала педагога в системе профессиональной подготовки // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2019. № 1. С. 41–60.
  10. Иванова Т.Ф. Арт-педагогические технологии в современной художественно-педагогической практике // Гуманитарное образование в вузе. 2020. № 6(184). С. 39–
  11. Wang H., Phillips J.C. Fostering teacher creativity through design thinking. Educational Technology Research and Development. 2019; 67(6): 1601–1624.
  12. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб: Питер, 2011. 448 с.
  13. Макшанов С.И.Опросник «Каков Ваш креативный потенциал?» // Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2001. С. 168–