Гарантированное информирование как компонент сопровождения работы профессиональных сообществ педагогических работников Краснодарского края

Loading

Н.А. Бегзадян
Институт развития образования Краснодарского края, Краснодар, Россия, Rumetrikan_kan@rambler.ru

Аннотация

В статье рассмотрены различные аспекты деятельности профессиональных сообществ педагогических работников, в частности их основные функции и решаемые задачи. Описана структура управляемого профессионально-педагогического сообщества. Представлен опыт информационно-методического сопровождения работы профессиональных сообществ педагогических работников Краснодарского края. Построена модель гарантированного информирования участников сообществ, представлен регламент этой деятельности.

Ключевые слова

профессиональное сообщество, управляемое профессиональное сообщество, педагогические работники, информирование

Для цитирования

Бегзадян Н.А. Гарантированное информирование как компонент сопровождения работы профессиональных сообществ педагогических работников Краснодарского края // Педагогическая перспектива. 2023. № 3(11). С. 12–18. https://doi.org/10.55523/27822559_2023_3(11)_12

Информация об авторах

Наталья Алексеевна Бегзадян – методист центра методической поддержки и инновационного развития системы образования Института развития образования Краснодарского края

Текст статьи

Необходимость непрерывного роста профессионального мастерства современного учителя является ключевой задачей системы образования, над решением которой работает вся педагогическая общественность. Ведущую роль в данном процессе традиционно занимает система дополнительного профессионального образования педагогов, способная оперативно реагировать на вызовы и своевременно восполнять профессиональные дефициты. Институт развития образования как базовое учреждение, реализующее процесс повышения квалификации педагогов в масштабах региона, может и должен стать создателем системы коллективного наставничества и модератором сетевого взаимодействия, направленного на определение максимального разнообразия возможностей для совершенствования мастерства учителя в соответствии с его индивидуальными потребностями. При этом координация работы сетевых сообществ педагогов, возникающих для решения тех или иных задач, является чрезвычайно сложным делом не только потому, что предусматривает высокий уровень готовности к сопровождению профессионального роста учителя всех субъектов образовательной системы, но и потому, что требует чёткой регламентации совместной деятельности и разработки конкретных механизмов научно-методического сопровождения, а также точного понимания, что все решения дойдут до каждого педагога. Поэтому разработка способов гарантированного информирования участников профессионального сообщества как серьёзный вызов практики современного образования является актуальным направлением инновационно-исследовательского поиска.

Проблема профессиональных сообществ в настоящее время признаётся современными учёными и практиками чрезвычайно значимой. Её исследованием занимаются Г.Г. Брусницына, Н.В. Баранник, А.Л. Веремеенко, Г.Н. Гогина, Е.Ф. Матвеева, А.В. Молчанова, С.М. Никульшин, Е.Е. Овчинникова, О.А. Осетрова, М.Л. Плюхина, А.А. Полуян, В.С. Сенащенко, А.А. Соколова, В.А. Числова, А.В. Щербаков, В.Е. Ярмак и др. При этом проблемы бизнес-сообществ изучались С.В. Гриненко, Л.М. Ситченко и др., военных сообществ – С.Т. Нурахметовым, М.В. Иващенко и др., научно-профессиональных – Е.Н. Рассоловой, А.В. Чебарыковой и др., медицинских – Н.А. Вялых, Н.А. Мишанкиной и др., сообществ инженеров – Ю.Ю. Бочаровой, В.А. Мансуровым и др., юристов – Е.П. Макаровым, А.А. Хустенко и др., работников соцзащиты – А.И. Нельговским, Г.Н. Подвойской и др. Для нас особый интерес представляют педагогические сообщества, организацию и развитие которых изучали А.В. Алферова, Ю.Е. Жукова, О.М. Ильинская, Н.В. Кузнецова, А.С. Лапина, И.М. Панченко, Е.А. Петрова, К.А. Табаровская, Н.И. Чуркина и др.

Под профессиональным сообществом педагогических работников в современной педагогической литературе [1; 2; 3; 4; 5; 6 и др.] понимается организация взаимодействия педагогических работников по решению значимых проблем повышения качества образования, развития системы образования, обеспечивающего рост профессионального мастерства педагогических кадров. Отметим, что отдельное внимание сегодня уделяется сетевым сообществам [7; 8 и др.] как современному направлению организации взаимодействия педагогов.

Профессиональное сообщество педагогов, являясь, с точки зрения З.С. Ногомерзаевой [5], динамично развивающимся самообразованием, выступает в современных условиях внутренним ресурсом региональных (муниципальных) систем образования для решения актуальных задач обучения, воспитания и развития обучающихся. А.М. Соломатин [6] справедливо связывает эту тенденцию с усилением «внешних вызовов» по отношению к системе образования, в частности с повышением его качества и доступности, новыми требованиями к социализации и развитию обучающихся и т.д.

Продуктивной и перспективной для нас является позиция А.В. Молчановой и А.Л. Веремеенко [4], которые отмечают, что профессионально-педагогические сообщества дают возможность реализовывать практико-направленную деятельность, обладающую инновационным потенциалом, возможностью профессиональной самореализации, саморазвития педагогов. Важность рассматриваемых в таких сообществах проблем позволяет и профессионалу, и начинающему педагогу найти правильные решения, получить возможность использовать их в своей педагогической деятельности, оказывать консультативную помощь коллегам. Перспективность работы в команде, где собраны профессионалы высокого уровня, делает востребованным процесс совместной проектной деятельности, а наличие банка информационных ресурсов даёт новые возможности для открытого доступа к инновационным разработкам, тем самым повышая статус каждого участника сообщества.

В современной научной литературе [1; 3; 4; 5 и др.] к основным функциям профессиональных сообществ в системе образования относят:

– гностическую (познание сущности профессиональных проблем и способов их разрешения);

– интегративную (объединение ресурсов для решения актуальной проблемы);

– диагностическую (выявление сущностных характеристик явления или объекта и их оценка для решения возникающих проблем);

– инновационную (выработка новых способов профессиональной деятельности);

– информационную (накопление, преобразование и передача сведений, необходимых участникам сообщества для взаимодействия);

– исследовательскую (изучение явлений профессиональной сферы с целью совершенствования их функционирования);

– коммуникативную (организация общения между участниками сообщества по решению проблем);

– компенсационную (возмещение недостающих ресурсов для решения проблем);

– консультативную (оказание помощи, разъяснений по решению возникающих проблем);

– контролирующую (наблюдение за корректностью решения профессиональных проблем);

– координационную (упорядочение взаимодействия субъектов);

– коррекционную (устранение недостатков взаимодействия);

– мотивационную (побуждение субъектов взаимодействия к совместному решению профессиональных проблем);

– трансляционную (распространение опыта решения возникающих профессиональных проблем) и др.

Кроме того, наш опыт сопровождения профессиональных педагогических сообществ показал, что при организации их деятельности решаются следующие задачи:

– методическая поддержка, сопровождающая профессиональное развитие педагогических работников;

– диссеминация лучшего опыта, распространение успешных педагогических практик;

– организация формального и неформального общения на профессиональные темы;

– создание единого информационного пространства и банка материалов учебного и методического назначения, опыта их применения;

– поддержка новых образовательных инициатив;

– мотивация участников сообщества к продуктивному профессиональному взаимодействию по решению актуальных проблем современного образования;

– проведение образовательных, тематических, методических мероприятий.

В ходе нашей работы мы пришли к заключению, что эффективно работающие профессиональные сообщества могут и должны создаваться при региональном Институте развития образования. Так, на базе Института развития образования Краснодарского края создано 23 управляемых профессиональных сообщества педагогических работников, которые эффективно работают уже более двух лет. Среди них сообщество руководителей образовательных организаций, классных руководителей, педагогов-дефектологов, учителей начальных классов, педагогов-психологов, социальных педагогов, молодых педагогов, 13 сообществ учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, педагогических работников центров «Точка роста», педагогов дошкольных образовательных организаций.

Опыт показал, что именно профессиональные сообщества сегодня являются той реальной силой, которая способна своевременно оказать адресную помощь каждому педагогу, а их управляемый характер – гарантировать достоверное содержание передаваемой информации. В Краснодарском крае деятельность таких сообществ является одним из компонентов региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров [9; 10; 11].

Управляемый характер профессионального сообщества обеспечивается наличием координатора – работника Института, планирующего и организующего всю его работу. Каждое сообщество возглавляет председатель, выбранный из числа наиболее авторитетных участников сообщества, который отвечает за организацию его работы и содержательное наполнение. Членами сообщества являются педагоги соответствующей группы, которые отвечают за исполнение решений сообщества, участвуют в его мероприятиях, а также получают непосредственную помощь. Кроме того, в структуре сообщества сформирован президиум, состоящий из 8–10 наиболее активных и авторитетных представителей профессиональной общественности, которые отвечают за принятие оперативных решений, оценку ситуации и определение направлений его работы. Координатор, председатель и президиум принимают оперативные решения в соответствии с изменяющимися задачами и выявленными профессиональными потребностями. В совет сообщества входят представители всех муниципалитетов, которые отвечают за трансляцию решений президиума и совета сообщества, организацию мероприятий с педагогами.

Структура управляемого профессионального сообщества, работающего в системе образования Краснодарского края, представлена на рисунке 1.

Структура управляемого профессионального сообщества в системе образования Краснодарского края

Рисунок 1. Структура управляемого профессионального сообщества в системе образования Краснодарского края

Выполнение решений президиума требует доведения значимой информации до каждого члена сообщества. С этой целью нами разработана модель гарантированного информирования каждого педагога о решении президиума профессионального сообщества Краснодарского края (рис. 2). Представим более подробно его регламент.

Модель гарантированного информирования педагогов профессиональных сообществ

Рисунок 2. Модель гарантированного информирования педагогов профессиональных сообществ

На первом этапе после проведения президиума председатель совместно с координатором заполняют протокол заседания профессионального сообщества и в течение двух рабочих дней размещают его на страничке своего сообщества на сайте Института развития образования (https://iro23.ru/?page_id=4433). Принятое решение доводится до совета сообщества и, так как в него входят представители всех муниципальных образований, информация оказывается доведённой до представителя каждого муниципалитета, им осмысленной и подготовленной для дальнейшего обсуждения с коллегами.

На втором этапе педагогам, входящим в совет сообщества, необходимо организовать в своём муниципалитете заседание сообщества, на котором довести полученную информацию, заполнить протокол заседания с указанием списка участников и сканированный документ отправить координатору сообщества. Таким образом, координатор сообщества видит педагогов муниципалитета, до которых была доведена информация, по вопросам которых спланирована и оказана адресная помощь.

На третьем, завершающем, этапе координатор сообщества в течение трёх рабочих дней размещает на страничке сообщества на сайте Института развития образования протокол, полученный от муниципального представителя. Кроме того, координатор совместно с председателем профессионального сообщества анализирует результаты доведения информации до участников сообщества в каждом муниципальном образовании: соблюдение сроков, корректность содержания, охват педагогов муниципальной системы образования и др.

Использование такого регламента в практике работы Института развития образования Краснодарского края не только позволяет донести принятые решения и актуальную для работы педагогов информацию, но и самому институту быть уверенным, до кого, и в какие сроки эта информация доведена, что повышает качество управления и позволяет более грамотно планировать деятельность всех субъектов региональной системы образования.

Таким образом, регламент гарантированного информирования педагогов профессиональных сообществ обеспечивает доведение решений президиума до каждого учителя, способствует его профессиональному развитию, а также через представителей сети в режиме обратной связи позволяет фиксировать направления, по которым требуется помощь.

Список литературы

  1. Алферова А.Б., Ильинская О.М. Профессиональные обучающиеся сообщества как средство обеспечения непрерывного профессионального развития педагогов // Педагогика сельской школы. 2020. № 2(4). С. 99–111.
  2. Брусницына Г.Г. Профессиональное сообщество как элемент непрерывного профессионального развития педагогических работников // Вестник научных конференций. 2023. № 3-3(91). С. 32–34.
  3. Введенский В.Н. Развитие профессионально-педагогического образования через педагогические сообщества // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2013. № 11. С. 21–27.
  4. Молчанова А.В., Веремеенко А.Л. Профессионально-педагогические сообщества как ресурс повышения качества образования и профессиональной компетентности педагогов // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2016. № 3. С. 1535–1542.
  5. Ногомерзаева З.С. Педагогические сообщества как фактор стимулирования педагогов к инновационной профессиональной деятельности // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2015. № 2. С. 87–91.
  6. Соломатин А.М. Роль профессиональных сообществ в реализации инновационных образовательных проектов // Непрерывное образование: XXI век. 2015. № 4(12). С. 1–13.
  7. Селиванова Е.А. Потенциал сетевых профессиональных сообществ в формировании готовности педагогов к обмену знаниями // Сибирский педагогический журнал. 2022. № 2. С. 108–118.
  8. Харсеева Л.А. Сетевые профессиональные сообщества в работе современного педагога // Образование: традиции и инновации. 2021. № 1(32). С. 20–24.
  9. Яковлева Н.О. Структура региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров // Педагогическая перспектива. 2021. № 3. С. 27–39. https://doi.org/10.55523/27822559_2021_3_27
  10. Яковлева Н.О. Сопровождение методических команд в системе образования Краснодарского края // Педагогическая перспектива. 2022. № 2. С. 10–19. https://doi.org/10.55523/27822559_2022_2(6)_10
  11. Быстрицкая О.С., Павлюткин Л.А. Информационная поддержка деятельности методической службы посредством использования мобильных приложений // Педагогическая перспектива. 2022. № 4. С. 30–36. https://doi.org/10.55523/27822559_2022_4(8)_30