Организация работы ресурсного центра для педагогических работников центров образования «Точка роста»

В.А. Исаенко
Средняя общеобразовательная школа № 13 имени героя Советского Союза Г.К. Кулика, Тимашевск, Россия, veraisaenko@mail.ru

Аннотация

Представлено авторское понимание ресурсного центра для педагогических работников центров образования «Точка роста». Определены его место в муниципальной системе образования и основные задачи: 1) координация деятельности центров образования «Точка роста» в муниципалитете; 2) методическая поддержка педагогов и формирование единого информационно-образовательного пространства; 3) создание условий для личностно мотивированного участия детей в развитии познавательной и творческой активности; 4) проведение целенаправленной  просветительской и информационно-разъяснительной работы. Сформулированы основные принципы деятельности: 1) принцип коллективного доступа к ресурсам центров образования «Точка  роста», обеспечивающий взаимодействие по их использованию; 2) принцип партнёрства, предполагающий разнообразные формы сотрудничества; 3) принцип непрерывности образования,  обеспечивающий обучающимся переход от одной образовательной программы к другой на основе взаимосвязи сети центров образования «Точка роста». Представлена модель ресурсного центра  для педагогических работников центров образования «Точка роста», охарактеризованы его субъекты и их роль, предложена циклограмма работы. Разработаны критерии оценки эффективности  деятельности образовательных центров «Точка роста».

Ключевые слова

центр «Точка роста», ресурсный центр, педагогические работники, муниципальная система образования

Для цитирования

Исаенко В.А. Организация работы ресурсного центра для педагогических работников центров образования «Точка роста» // Педагогическая перспектива. 2023. № 3(11). С. 19–28. 
https://doi.org/10.55523/27822559_2023_3(11)_19

Информация об авторах

Вера Александровна Исаенко – директор МБОУ СОШ № 13 имени героя Советского Союза Г.К. Кулика

Текст статьи

На современном этапе жизни российского общества и государства особое значение приобретает необходимость комплексного развития системы образования на основе реализации его потенциала. Одним из динамично развивающихся направлений формирования новой образовательной среды является создание в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» центров образования «Точка роста». Они призваны обеспечить современные условия для повышения качества общего образования, в том числе за счёт обновления учебных помещений, приобретения современного оборудования, повышения квалификации педагогических работников и расширения практического содержания реализуемых образовательных программ.

Работа центров образования «Точка роста» активно исследуется сегодня в различных аспектах, в частности рассматриваются их значение и общие вопросы создания [1; 2; 3; 4 и др.], сопровождение педагогов, работающих в них [5; 6; 7; 8 и др.], новые возможности для развития системы дополнительного образования [9; 10; 11 и др.], организация сетевого взаимодействия [12; 13; 14; 15 и др.] и т.д. Кроме того, накоплен большой опыт создания ресурсных центров, выполняющих образовательно-просветительские функции: подготовка будущих педагогов [16 и др.], профориентация школьников [17; 18 и др.], работа с одарёнными детьми [19; 20 и др.], инклюзивное образование [21 и др.] и т.д.

Анализ научной литературы и практики работы привёл нас к пониманию, что большим потенциалом для расширения возможностей центров образования «Точка роста» обладает создание муниципального ресурсного центра. Он должен стать драйвером развития всей системы образования в муниципалитете, консолидирующим педагогов при организации и проведении масштабных межпредметных мероприятий: чемпионатов, олимпиад, проектной деятельности – за счёт более качественного использования оборудования образовательных центров «Точка роста. При этом очень важно, чтобы общая координация работы ресурсного центра осуществлялась под контролем территориальных методических служб.

Выбор организации, претендующей на роль ресурсного центра, должен осуществляться исходя из следующих критериев:

– месторасположение (удалённость от муниципального центра, доступность по отношению к другим образовательным центрам «Точка роста»);

– результаты использования ресурсов образовательного центра «Точка роста»;

– образовательные результаты организации;

– профессионально-педагогический потенциал;

– материально-техническая база;

– наличие мест для проведения муниципальных мероприятий;

– согласие и желание педагогического коллектива организовывать и реализовывать работу в ресурсном центре;

– степень взаимодействия руководителя с территориальной методической службой.

Миссия ресурсного центра состоит в обеспечении формирования инфраструктуры центров образования «Точка роста» и муниципальной образовательной сферы в целом на основе интеграции интересов образовательных учреждений и их социальных партнёров. Его основными задачами являются: 1) координация деятельности центров образования «Точка роста» в муниципалитете; 2) методическая поддержка педагогов и формирование единого информационно-образовательного пространства; 3) создание условий для личностно мотивированного участия детей в развитии познавательной и творческой активности; 4) проведение целенаправленной просветительской и информационно-разъяснительной работы.

Деятельность ресурсного центра должна осуществляться на основе следующих принципов: 1) принцип коллективного доступа к ресурсам центров образования «Точка роста», обеспечивающий взаимодействие по их использованию; 2) принцип партнёрства, предполагающий разнообразные формы сотрудничества; 3) принцип непрерывности образования, обеспечивающий обучающимся переход от одной образовательной программы к другой на основе взаимосвязи сети центров образования «Точка роста».

Схематично наше видение ресурсного центра для педагогических работников центров образования «Точка роста» представлено на рисунке.

Модель организации работы ресурсного центра

Рисунок. Модель организации работы ресурсного центра

Ресурсный центр создаётся по инициативе руководителей центров образования «Точка роста» после согласования с муниципальным органом управления образования на базе образовательного центра, наиболее успешно работающего в данном направлении.

Первостепенной задачей организаторов является формирование рабочей группы, в которую входят представители всех центров образования «Точка роста». В состав группы включаются:

1) внешний координатор от муниципального органа управления образованием, основные обязанности которого:

– выработка стратегии взаимодействия педагогов центров образования «Точка роста» с целью обмена опытом и совместной деятельности;

– методическое сопровождение работы ресурсного центра;

– анализ и коррекция его деятельности;

2) организатор ресурсного центра, к обязанностям которого относятся:

– планирование работы;

– определение основных направлений деятельности, стажировок, мастер-классов, чемпионатов и т.д.;

– информационное освещение деятельности ресурсного центра;

– сетевое взаимодействие с муниципалитетами края;

– координация проведения экскурсий, дней открытых дверей в образовательных центрах;

3) руководители центров образования «Точка роста», которые осуществляют:

– планирование курсовой переподготовки и определение темы саморазвития преподавателей центров образования «Точка роста»;

– разработку стажировок, мастер-классов, экскурсий и транслирование этих материалов в рамках работы ресурсного центра;

– информирование координаторов ресурсного центра о формах совместной деятельности в рамках работы ресурсного центра;

4) педагоги центров образования «Точка роста» из числа работников, имеющих высшую квалификационную категорию, проявивших себя в профессиональных конкурсах, обладающих высоким уровнем педагогической грамотности, которые разрабатывают:

– комплекс мероприятий, направленных на развитие педагогического потенциала;

– тематические карты уроков, рабочих программ по направлениям деятельности центров образования «Точка роста»;

– базы заданий чемпионатов и конкурсов, направленных на развитие интеллектуальных способностей, познавательного интереса, творческого потенциала;

– новые способы работы с оборудованием центров и т.д.

Состав рабочих групп, план деятельности ресурсного центра (в том числе план заседаний, планы-графики выездных мероприятий и т.п.) оформляются протоколом координационного совета ресурсного центра.

В рамках работы ресурсного центра формируется пакет нормативно-правовой документации, регламентирующей отношения центров образования партнёров:

1) приказ об открытии ресурсного центра, утверждённый руководителем муниципального органа управления образованием;

2) положение о ресурсном центре для педагогических работников центров образования «Точка роста», которое должно отражать: цель и задачи ресурсного центра, порядок реализации сетевого взаимодействия, критерии эффективности работы центров образования «Точка роста»;

3) программа деятельности ресурсного центра, содержащая: срок реализации, направление деятельности ресурсного центра, ресурсное обеспечение;

4) календарный план работы ресурсного центра, включающий: направление деятельности, название мероприятия, форму проведения мероприятия, категорию участников, ожидаемый результат, сроки проведения, ответственных за проведение;

5) договоры о сетевом взаимодействии центров-партнёров, регламентирующие: права и обязательства сторон, подписывающих договор, сроки действия договора и условия его расторжения;

6) годовой отчёт о работе ресурсного центра.

Общая регламентация работы ресурсного центра определяется циклограммой, пример которой приведён в таблице 1.

Таблица 1. Циклограмма работы ресурсного центра

День недели

Неделя

Мероприятие

Ответственные

Понедельник

первая

Организационная деятельность – планирование работы ресурсного центра на период

Организатор ресурсного центра
Руководители центров «Точка роста»

вторая

Коррекция плана работы (в дистанционном режиме)

Организатор ресурсного центра
Руководители центров «Точка роста»

третья

Вторник

первая

Консультативная деятельность – консультации педагогов и административных работников образовательных центров «Точка роста»

Муниципальный координатор
Организатор ресурсного центра
Руководители центров «Точка роста»

вторая

третья

Среда

первая

Организационно-методическая деятельность – семинары, стажировки, круглые столы, открытые занятия

Организатор ресурсного центра

Руководители центров «Точка роста»

Преподаватели центров

вторая

третья

Четверг

первая

Сетевое взаимодействие – посещение учащимися образовательных центров

Организатор ресурсного центра
Руководители центров «Точка роста»
Преподаватели центров

вторая

третья

Пятница

первая

Проектная деятельность – индивидуальные занятия по научно-проектной работе

Организатор ресурсного центра
Руководители центров «Точка роста»
Преподаватели центров

вторая

третья

Одним из важных аспектов работы ресурсного центра является поддержка сетевой формы реализации основных и дополнительных образовательных программ, которая, согласно статье 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», обеспечивает возможность реализации образовательной программы с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. Кроме того, необходимость и важность использования в образовательной деятельности сетевых форм находит отражение и в обновлённых федеральных государственных стандартах общего образования. Сетевое взаимодействие предполагает предоставление партнёром своих материально-технических, кадровых и т.п. ресурсов, как правило, для выполнения практической части дополнительных программ.

В рамках сетевого взаимодействия образовательных центров «Точка роста» наиболее распространёнными являются следующие модели взаимодействия: 1) сотрудничество между центрами, имеющими общий профиль; 2) сотрудничество между центрами, имеющими общую территориальную привязку (один муниципалитет, населённый пункт и т.д.).

Управление работой ресурсного центра должно осуществляться по схеме реализации муниципальных управленческих механизмов, предусматривающих:

  • наличие муниципальных показателей (по выявлению предпочтений обучающихся, сопровождению профессионального роста педагогов, осуществлению взаимодействия центров образования, учёту обучающихся, участвующих в конкурсах и чемпионатах);
  • планирование и реализацию мероприятий в условиях ресурсного центра;
  • принятие управленческих решений по совершенствованию работы в условиях ресурсного центра.

Важным аспектом для планирования деятельности ресурсного центра и её совершенствования является комплексное оценивание эффективности деятельности центров «Точка роста» на основе единых в рамках муниципалитета подходов. Разработанные нами критерии и показатели такого оценивания приведены в таблице 2.

Таблица 2. Критерии и показатели оценки эффективности деятельности центров образования «Точка роста»

Критерии

Показатели эффективности

1

Соответствие целей и задач установленной направленности центра

– анализ плана работы на год;
– анализ перспективного плана развития

2

Продуктивность методической работы

– анализ рабочих программ;
– наличие авторских программ;
– наличие публикаций и иной методической литературы;
– количество проведённых мастер-классов, стажировок (в учреждении, на муниципальном, региональном и федеральном уровне)

3

Деятельность педагогического состава

– укомплектованность кадрами;
– курсовая подготовка;
– личные достижения педагога

4

Ресурсное оснащение

– полнота оснащения материально-технической базы;
– расширение материально-технической базы;
– сохранность материально-технической базы

5

Система работы с документацией

– наличие локальных актов, регламентирующих работу центра;
– своевременное ведение обязательной текущей документации;
– отсутствие замечаний со стороны контролирующих органов

6

Открытость и полнота информации о деятельности центра

– наличие информационных стендов;
– наполненность сайта по работе центра;
– наличие иных групп, сообществ, каналов в сети Интернет;
– налаженная система обратной связи

7

Доступность и охват обучения

– количество групп, созданных на базе центра;
– количество учащихся, охваченных обучением центра (данные Навигатора дополнительного образования);
– доступность обучения детям с ограниченными возможностями здоровья

8

Сохранность контингента

– количество учащихся, охваченных обучением центра, относительно предыдущего периода (данные Навигатора дополнительного образования)

9

Индивидуальная работа

– наличие программ индивидуального развития обучающегося;
– дифференцированное обучение, исходящее из особенностей обучающегося;
– наличие системы мониторинга личных достижений учащихся

10

Практическая реализация навыков и знаний учащихся

– реализация в проектной деятельности (на муниципальном, региональном и федеральном уровне);
– участие в конкурсах, чемпионатах (на муниципальном, региональном и федеральном уровне);
– количество участников конкурса «Большая перемена»

11

Функционирование воспитательной системы

– наличие сложившегося единого коллектива (сотрудничество всех субъектов обучения);
– организация коллективной творческой деятельности;
– рациональное использование воспитательного потенциала окружающей социальной среды (работа с внутренними и внешними партнёрами)

Таким образом, организация муниципального ресурсного центра позволяет создать платформу для обмена опытом, коллективного решения проблем, формирования общей базы программ для образовательных центров «Точка роста», базы нормативных документов, оформленных в соответствии с требованиями законодательства и отвечающих критериям контролирующих органов. Основными эффектами его деятельности являются:

– включение центров «Точка роста» в единое образовательное и информационное пространство;

– создание результативной профессиональной среды, позволяющей осуществлять согласованную политику развития центров образования «Точка роста»;

– оказание методической поддержки педагогам по внедрению в практику их работы новых технологий и форм организации работы, повышение квалификации педагогов;

– распространение инновационного педагогического опыта.

Список литературы

  1. Избицкая О.В., Соколова А.Е. Национальный проект «Точка роста». Актуальность и перспективы высокотехнологичного интегрирования в системы образования новейших технологий // Научное отражение. 2021. № 3(25). С. 37–39.
  2. Коликова Е.Г., Хафизова Н.Ю. «Точки роста»: пути перехода к современной школе // Школа и производство. 2020. № 7. С. 42–44.
  3. Моргачева Т.Н., Гончарова А.Н. «Точка роста» как вектор современного развития школы // Региональное образование: современные тенденции. 2020. № 1(40). С. 21–24.
  4. Сагитова И.Ф. Центры образования «Точка роста»: новый вектор развития сельских школ // Вестник Набережночелнинского государственного педагогического университета. 2021. № 5(34). С. 35–36.
  5. Григорьева Е.А., Толмачева В.М., Носова О.С. Тьюторское сопровождение педагогических работников центров «Точка роста» // Педагогический поиск. 2022. № 10. С. 27–29.
  6. Новикова О.Н., Скорынин А.А. Создание Центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» как фактор профессионального развития педагогов // Педагогика сельской школы. 2021. № 3(9). С. 118–130. https://doi.org/20323/2686-8652-2021-3-9-118-130
  7. Абрамовских Т.А., Алексеева И.С., Коптелов А.В. и др. Формирование профессиональной готовности муниципальных команд к проектированию деятельности центров образования «Точка роста» // Современное педагогическое образование. 2022. № 5. С. 124–130.
  8. Цымбалюк О.А. «Точка роста» – пути методического сопровождения // Научный альманах. 2022. № 11-2(97). С. 60–62.
  9. Малыхина С.С., Гулейко О.А. Центр «Точка роста» как вектор развития системы дополнительного образования в условиях системных изменений // Подготовка будущих педагогов к профессиональной деятельности в условиях цифровизации: отечественный и зарубежный опыт: сборник научных статей по материалам II Международной научно-практической конференции, Красноярск, 9 ноября 2022 года. – Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2022. С. 313–317.
  10. Начаткина А.В. Применение дополнительных общеразвивающих программ в условиях центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» для развития цифровых компетенций // Научный аспект. 2021. Т. 5, № 2. С. 545–549.
  11. Скиданова Ю.А. Перспективы и возможности развития дополнительного естественнонаучного образования через сеть «Точка роста» (из опыта работы) // Приоритеты в современном естественнонаучном образовании: проблемы и перспективы: сборник тезисов всероссийского научно-образовательного форума с международным участием, Якутск, 22–26 ноября 2021 года. – Якутск: Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, 2021. С. 66–72.
  12. Костенко М.А. Открытие центров «Точка роста» и взаимодействие с социальными партнёрами как актуальные направления развития образовательных организаций в рамках проекта «Современная школа» // Научно-педагогический журнал «Учитель Алтая». 2021. № 3(8). С. 6–11.
  13. Кисляков В.В., Бурякова Т.С., Ткачева Г.А., Штыров А.В. Опыт организации проектной деятельности обучающихся в сетевом взаимодействии Технопарка ВГСПУ с «Точками роста» // Грани познания. 2022. № 6(83). С. 55–61.
  14. Ортонова В.Б. Опыт организации сетевого взаимодействия в центрах «Точка роста» (на примере Могойтуйского района Забайкальского края) // Технологический профиль обучения: модели, ресурсы, возможности сетевого взаимодействия: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции, Краснодар, 11 марта 2022 года. – Краснодар: Институт развития образования Краснодарского края, 2022. С. 52–57.
  15. Шляхтина Н.В. Сетевой альянс «точек роста» сельской школы: в ожидании синергетического эффекта // Развитие сельских образовательных организаций в условиях реализации национального проекта «Образование»: Материалы всероссийской научно-практической конференции, Ярославль, 26–27 марта 2020 года. Часть 1. Ярославль: ГАУ ДПО Ярославской области «Институт развития образования», 2020. С. 129–135.
  16. Мычко Е.И., Ворновская Н.И. Формирование у студентов компетентности в области педагогического менеджмента в условиях ресурсного центра // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2022. № 2(60). С. 11–14. https://doi.org/46845/2071-5331-2022-2-60-11-14
  17. Остапенко М.В., Каракай Н.А. Ресурсный центр как средство профориентационной работы в современной школе // Педагогическая перспектива. 2023. № 2. С. 9–17. https://doi.org/55523/27822559_2023_2(10)_9
  18. Холкова А.Г. Ресурсный центр профориентации как инновационная сетевая площадка развития профессионального самоопределения школьников // Учитель и время. 2022. № 17. С. 76–84.
  19. Новикова И.А. Краевой центр информационно-технической работы как ресурсный центр поддержки и развития одаренных детей // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2018. № 4(37). С. 59–65.
  20. Калинина С.Н., Шатилова Н.Н. Работа с одаренными детьми на муниципальном уровне: опыт Ресурсного (методического) центра работы с одаренными детьми // Библиотека журнала «Методист». 2020. № 10. С. 29–36.
  21. Чжан Т. Современные учебные ресурсные центры как необходимость развития высшего инклюзивного образования // Вестник педагогических наук. 2021. № 4. С. 28–33.