Модель профессиональных компетенций воспитателя дошкольного образования

Н.И. Авсейкова
Могилёвский государственный университет имени А.А. Кулешова, Могилёв, Республика Беларусь, avseikova@msu.by

Аннотация

В статье представлена модель профессиональных компетенций воспитателя дошкольного образования, опирающаяся на результаты исследований понятия «профессиональная компетенция» с позиций аксиологического, системного и компетентностного подходов. Представлены основные положения данных подходов применительно к проблеме исследования. Охарактеризованы четыре  компонента, составляющие построенную модель: мотивационно-личностный, когнитивный, деятельностный и рефлексивный. Представлен анализ их содержания и связи между ними.

Ключевые слова

компетенции, профессиональные компетенции, модель, методологические подходы, воспитатель дошкольного образования

Для цитирования

Авсейкова Н.И. Модель профессиональных компетенций воспитателя дошкольного образования // Педагогическая перспектива. 2023. № 3(11). С. 39–47. https://doi.org/10.55523/27822559_2023_3(11)_39

Информация об авторах

Надежда Игоревна Авсейкова – старший преподаватель кафедры педагогики детства и семьи Могилёвского государственного университета имени А.А. Кулешова

Текст статьи

В современных условиях модернизации подготовки педагогических кадров в соответствии с вызовами времени, потребностями инновационной экономики, требованиями информационного общества особую актуальность приобретает развитие профессионализма педагогов. Проблема подготовки специалиста, обладающего актуальными профессиональными компетенциями, исследования механизмов и разработки средств, усиливающих стремление педагогов к личностно-профессиональному развитию, является важной и значимой, так как от уровня его профессионально-педагогической культуры во многом зависит динамика прогрессивных изменений в обществе.

Достаточно остро данная проблема стоит и системе дошкольного образования. Современные учёные и практики исследуют различные аспекты данной проблемы: общие вопросы структуры и содержания профессиональных компетенций [1; 2; 3 и др.], возможности для их формирования [4; 5; 6; 7; 8 и др.] и оценки уровня сформированности [9; 10 и др.] и т.д. 

В педагогической теории и практике профессиональные компетенции рассматриваются как совокупность нормативно заданных социально и профессионально обусловленных требований к педагогу, обеспечивающих эффективную продуктивную деятельность в образовательном процессе. Их содержание обуславливается совокупностью знаний, умений, навыков, практического опыта и личностных качеств, которые проявляются в профессиональной деятельности.

На наш взгляд, ввиду сложности данного феномена его теоретическое изучение возможно лишь на основе педагогического моделирования, которое понимается как «отображение необходимых для исследования характеристик педагогического явления (оригинала) в специально созданном объекте, который носит абстрактный характер и называется педагогической моделью» [11, с. 160].

Нами построена теоретическая модель профессиональных компетенций воспитателя дошкольного образования, направленная на повышение уровня их профессионализма, формирование умения качественно решать задачи, поставленные перед системой дошкольного образования государством и обществом.

Разработанная модель опирается на результаты исследований профессиональных компетенций с позиций следующих методологических подходов: аксиологического (В.А. Адольф, В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев и др.), системного (М.А. Данилов, А.Г. Кузнецова, Н.В. Кузьмина, В.Н. Садовский и др.), компетентностного (Н. Хомский, Дж. Равен, А.В. Хуторской, И.А. Зимняя, Л.М. Митина, Г.П. Щедровицкий и др.).

Применительно к нашему исследованию аксиологический подход представляет принципиальную ориентацию исследования, при которой профессиональные компетенции воспитателя дошкольного образования рассматриваются с точки зрения ценностей, связанных с возможностями удовлетворения потребностей государства и общества, личностных качеств педагога, позволяющих работать с детьми раннего и дошкольного возраста. С позиции данного подхода, вытекающего из учения о ценностях, профессиональные компетенции отражают философско-педагогическую стратегию, показывающую пути использования педагогических ресурсов для развития личности и предлагающую перспективы совершенствования системы дошкольного образования. Именно уровень субъективации педагогических ценностей служит показателем личностно-профессионального развития педагога. Смена образовательной парадигмы в деятельности современного воспитателя дошкольного образования актуализирует такие его профессионально-личностные качества, как умение приспосабливаться к быстро меняющимся условиям, осваивать новые эффективные педагогические технологии, анализировать собственную педагогическую деятельность, видеть проблемы, находить нестандартные решения новых профессиональных задач.

В таком контексте представление о педагогической деятельности приобретает новый смысл. Профессионально-педагогические способности позволяют организовать пространство, нацеленное в том числе и на культурное развитие детей. Высокая педагогическая культура является основополагающей характеристикой личности воспитателя дошкольного образования, деятельности и педагогического общения. Она реализуется как динамическая система педагогических ценностей, творческих способов педагогической деятельности и личных достижений педагога в создании образцов педагогической практики с позиций человека культуры.

Системный подход к формированию профессиональных компетенций отражает целостный взаимосвязанный процесс профессионального развития педагога, все элементы которого должны максимально стимулировать проявление профессиональных компетенций в деятельности каждого педагога. С данной позиции профессиональные компетенции рассматриваются как система, включающая совокупность компонентов, многообразных связей и взаимодействий, образующих в совокупности единое целое. С точки зрения системного подхода профессиональные компетенции включают в себя наличие разнообразных профессиональных умений и навыков, наличие мотивации к самообразованию и саморазвитию, вариативное управление действиями, рефлексию, самоконтроль и самооценку результатов своей деятельности.

Компетентностный подход нацеливает на рассмотрение профессиональных компетенций воспитателя дошкольного образования как совокупности определённых компетенций, формирующихся, актуализирующихся и активирующихся в деятельности. С позиций данного подхода воспитатель дошкольного образования – это специалист, обладающий мотивацией к профессиональной деятельности, повышению уровня своей компетентности в вопросах дошкольного образования, способный к организации и управлению образовательным процессом, своей профессиональной деятельностью, имеющий определённый педагогический опыт.

Учитывая вышеизложенные позиции, мы построили модель профессиональных компетенций воспитателя дошкольного образования (рис.), которая представляет собой систему структурно-функциональных компонентов:

– мотивационно-личностного, характеризующегося потребностью и стремлением воспитателя дошкольного образования к овладению профессиональными компетенциями, их использованию в сфере дошкольного образования, осознанием важности саморазвития и личностного самосовершенствования;

– когнитивного, подразумевающего наличие у педагога психолого-педагогических знаний, знаний нормативных правовых документов, учебно-методических и программных документов, умения выстраивать когнитивные стратегии;

– деятельностного, направленного на практическое и оперативное применение знаний и опыта через использование различных способов реализации своей деятельности в учреждении дошкольного образования, их проявление в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях;

– рефлексивного, проявляющегося в анализе педагогом процесса и результата своей профессиональной деятельности.

Охарактеризуем более подробно данные компоненты.

Модель профессиональных компетенций воспитателя дошкольного образования

Рисунок. Модель профессиональных компетенций воспитателя дошкольного образования

Мотивация является неотъемлемой частью педагогической деятельности. В настоящее время вопрос о мотивации педагогов стоит особенно остро: молодые специалисты не задерживаются долго на данной работе, наблюдается дефицит воспитателей дошкольного образования в учреждениях образования. Для воспитателей, которые реально осуществляют свою педагогическую деятельность и не собираются прекращать её, чаще всего ведущим внутренним мотивом является получение удовлетворения от работы с детьми, к которому добавляются мотивы личностного и профессионального роста, самоактуализации, возможность общения, творческий характер работы.

Внешние мотивы традиционно подразделяются на положительные и отрицательные. К положительным мотивам относится то, ради чего человек будет работать: материальное стимулирование, возможность карьерного роста, принятие начальства и коллектива, возможность достижения успеха, престижность работы в определённом образовательном учреждении и др. К отрицательным мотивам относятся мотив доминирования или мотив власти, которые реализуются путём давления, угроз, наказания, критики и т.п. Мотив доминирования, власти проявляется в педагогической деятельности как специфической форме взаимодействия взрослого и ребёнка в двух аспектах. В мотивационной основе выбора педагогической деятельности мотив власти всегда ориентирован на благо других: благодаря своей доминирующей позиции воспитатель дошкольного образования оказывает детям помощь путём формирования у них представлений и умений. Но власть также может проявляется и в возможностях воспитателя поощрять и наказывать. 

Каждый из данных мотивов играет важную роль в педагогической деятельности и выступает своего рода педагогическими ценностями. Наиболее распространённая ориентация на внутренние мотивы свидетельствует о личностной зрелости, искреннем интересе к педагогической деятельности. Педагоги, у которых преобладает внутренняя мотивация, являются истинными мастерами своего дела. Они способны помочь в сложную минуту тем, кто нуждается в помощи. Приоритет внешних мотивов чаще всего свидетельствует о том, что выбор профессии был не до конца осознанным и рискует не стать окончательным. У такого педагога может быстро наступить разочарование в своей профессиональной деятельности.

Важным аспектом профессиональной деятельности педагога является саморегуляция – способность управлять собственными психическими состояниями и поведением, с тем чтобы оптимальным образом действовать в сложных педагогических ситуациях. Как отмечают исследователи, необходимость в сознательных целенаправленных усилиях по саморегуляции возникает в случаях, когда:

– педагог сталкивается с трудноразрешимой, новой и необычной для него проблемой;

– проблема не имеет однозначного решения: его либо нет вовсе, либо имеется несколько альтернативных вариантов, из которых трудно выбрать оптимальный;

– педагог находится в состоянии повышенного эмоционального напряжения, которое побуждает его к импульсивным действиям;

– решение о том, как действовать, педагогу приходится принимать не раздумывая, в условиях жёсткого дефицита времени;

– действия педагога оцениваются со стороны, на него обращают пристальное внимание воспитанники, их законные представители, коллеги, другие люди, а значит, речь идёт о его авторитете и престиже.

Изучив работы учёных, посвящённые мотивации в целом и мотивации к педагогической деятельности в частности, личностным качествам педагога и его ценностям, мы выделили следующие компетенции в составе мотивационно-личностного компонента:

1) понимание ценности образования, дошкольного образования;

2) стремление к профессиональной самореализации;

3) проявление творчества в профессии;

4) развитие личностных качеств, значимых для педагогической деятельности;

5) способность регулировать своё эмоциональное состояние, избегать эмоциональных перегрузок;

6) профессиональное развитие в условиях учреждения дошкольного образования.

Когнитивный компонент профессиональных компетенций характеризуется степенью овладения профессиональными знаниями, необходимыми и достаточными для решения педагогом своих профессиональных задач, способностью к их использованию для организации образовательного процесса, направленного на развитие детей раннего и дошкольного возраста. Он вооружает педагога знаниями, навыками, умениями, способствует проявлению активности в вопросах самообразования, позволяет проявлять творчество в профессиональной деятельности.

Воспитатель должен уметь анализировать, планировать, организовывать, диагностировать, наблюдать, придавать смысл этим наблюдениям, вырабатывать решения и участвовать в их реализации. Образовательный процесс в учреждении дошкольного образования будет эффективным в том случае, когда новый материал, связанный с уже имеющимися представлениями и умениями, включается в существующую когнитивную сферу педагога.

У педагога должны присутствовать готовность к постоянному повышению своего образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, стремление к саморазвитию, постоянному обогащению своей профессиональной компетентности. В ходе получения новых профессиональных знаний воспитатель дошкольного образования проходит определённые стадии переработки полученной информации: восприятие и сохранение необходимой информации, её адаптация под сферу своей деятельности; постановка цели, задач и планирование их достижения, применение знаний в своей деятельности, анализ результатов и творческий подход к применению полученных знаний.

Таким образом, когнитивный компонент структуры профессиональных компетенций проявляется в ходе самообразования педагога, применения им уже имеющихся и новых знаний на практике, умения анализировать полученную информацию и адаптировать её к своей деятельности.

Исходя из этого, мы выделяем в составе когнитивного компонента:

1) наличие психолого-педагогических знаний в области дошкольного образования, требований учебной программы дошкольного образования, нормативных правовых актов, регулирующих образовательный процесс;

2) стремление к постоянному профессиональному педагогическому самосовершенствованию;

3) сформированность умений и навыков профессионального самообразования;

4) креативность, готовность к созданию новых педагогических ценностей;

5) способность к инновациям в педагогической деятельности;

6) умение творчески мыслить, интегрировать знания из различных областей в организацию образовательного процесса.

Деятельностный компонент основан на общих закономерностях познания и представляет собой набор педагогических умений в области рациональной и качественной организации воспитателем дошкольного образования своей профессиональной деятельности. Сюда входит в том числе и организация образовательного процесса. Воспитатель должен обладать, с одной стороны, глубокими знаниями специфики дошкольного образования и особенностей организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста; общих закономерностей развития ребёнка; особенностей становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте; теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей, а с другой стороны, навыками организации общения и ведущих в дошкольном возрасте видов деятельности.

Педагогические умения в значительной мере определяются индивидуально-психологическими особенностями педагога и свидетельствуют о его профессиональной компетенции. Они соответствуют разным позициям, социальным ролям педагога. В педагогической деятельности воспитатель дошкольного образования выступает как носитель информации, образец воспитанности и нравственности, творческая личность, исследователь, организатор, партнёр по общению. Те умения и навыки, которыми владеет педагог, раскрывают саму личность педагога, особенности его деятельности и взаимодействия с детьми, их родителями, коллегами.

Мы выделяем следующие составляющие деятельностного компонента:

1) умение планировать свою деятельность и образовательный процесс;

2) способность наладить коммуникативный контакт с воспитанниками, родителями и коллегами;

3) умение, опираясь на полученный опыт, корректировать свою деятельность и её результаты, осознавать перспективы своего профессионального развития;

4) умение определять сформированность в соответствии с учебной программой дошкольного образования представлений и умений у воспитанников в начале и конце учебного года;

5) владение прогностическими умениями с целью улучшения организации образовательного процесса.

Одним из важных качеств педагога в рамках профессиональных компетенций выступает его готовность и способность к рефлексии. В последнее время рефлексивный подход к профессиональной педагогической деятельности становится одним из ведущих в процессе изучения самопознания. Рефлексивный компонент характеризуется способностью личности к самооценке, адекватному объективному осознанию себя в процессе жизнедеятельности, способности к самокритике, самоконтролю, самоанализу.

Педагогическая рефлексия понимается как профессиональная рефлексия, связанная с особенностями педагогической работы и собственным опытом. При её осуществлении происходит процесс самосозидания педагога как субъекта педагогической деятельности через соотнесение своих возможностей, индивидуального опыта, компетентности с требованиями профессиональной деятельности. Молодому специалисту необходимо знать, какими умениями, способностями он должен обладать, осознавать, в какой мере у него развиты данные умения и способности для успешной самореализации в педагогической деятельности.

Традиционно рефлексия определяется как совокупность способностей анализировать, оценивать, понимать себя, регулировать собственное поведение и деятельность, проникать в индивидуальное своеобразие ученика, вставать в его позицию и с его точки зрения увидеть, понять и оценить себя, конструктивно разрешать свои внутриличностные противоречия и конфликты. Основными компонентами рефлексивной компетентности выступают: когнитивный – способность педагога к переосмыслению прошлого опыта; операциональный – осуществление практической деятельности педагога, направленной на построение своей индивидуальной деятельности; личностный – направленность рефлексии педагога на саморазвитие, самореализацию в профессиональной деятельности.

Развитие рефлексивной компетентности требует интегративного знания психологических составляющих рефлексии, характеристик внешней и внутренней среды, которые стимулируют её проявление. Процесс формирования и развития рефлексии предполагает знание рефлексии, использование методов актуализации, отношение к окружающим факторам; приобретение личного опыта рефлексии в своей деятельности; развитие потребности в самоанализе, самоконтроле, совершенствование и т.д.

Таким образом, под рефлексивными умениями в структуре профессиональных компетенций следует понимать такие умения, в ходе которых воспитатель дошкольного образования анализирует процесс и результат образовательного процесса, профессиональной деятельности. Удачно сформированная рефлексия позволяет воспитателю проявить такие качества, как самостоятельность, предприимчивость и конкурентоспособность.

В составе рефлексивного компонента профессиональных компетенций мы выделяем:

1) способность и готовность к самонаблюдению;

2) умение выделять затруднения в организации образовательного процесса, в ходе своей профессиональной деятельности;

3) умение выходить в рефлексивную позицию;

4) готовность и способность к саморегуляции своей профессиональной деятельности;

5) способность к самоанализу процесса и результата своей деятельности.

Таким образом, профессиональные компетенции воспитателя дошкольного образования характеризуют многоуровневый структурированный опыт, формирующийся в ходе профессиональной активности субъекта и включающий в себя различные компоненты. В структуру профессиональной компетенции входит четыре компонента: мотивационно-личностный, когнитивный, деятельностный и рефлексивный. Сформированность у воспитателя дошкольного образования всех компетенций, входящих в состав каждого компонента, – необходимое условие для развития профессиональных компетенций педагога, его профессионального становления.

Список литературы

  1. Веретенникова В.Б., Шихова О.Ф., Шихов Ю.А. Педагогическая экспертиза структуры и содержания профессиональных компетенций будущих педагогов системы дошкольного образования // Образование и саморазвитие. 2020. Т. 15, № 4. С. 80–98. https://doi.org/10.26907/esd15.4.09
  2. Волкова Т.В. Профессиональные компетенции педагога на современном этапе развития системы российского дошкольного образования // Современное дошкольное образование: теория и практика. 2022. № 20. С. 12–25.
  3. Подтынченко О.В. Профессиональная компетентность и компетенции педагога дошкольного образования // Наука и образование в XXI веке: теория, методология, практика: сб. ст. по материалам междунар. науч.-практ. конф., Уфа, 04 октября 2019 года. Ч. 2. Уфа: Научно-издательский центр «Вестник науки», 2019. С. 152–156.
  4. Белая Е.К., Якубова Ф.Р. Развитие профессиональной компетенции воспитателей дошкольных образовательных учреждений посредством методической службы // Вопросы педагогики. 2022. № 12-1. С. 22–25.
  5. Богуцкая Т.В., Сазонова Н.П. Управление развитием профессиональных компетенций будущих педагогов дошкольного и начального образования // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2019. № 8(205). С. 98–104. https://doi.org/10.23951/1609-624X-2019-8-98-104
  6. Винокурова Н.В., Мазуренко О.В. Развитие профессиональных компетенций будущих воспитателей в условиях цифровизации образования // Осовские педагогические чтения «Образование в современном мире: новое время – новые решения». 2022. № 1-3. С. 62–67.
  7. Майданкина Н.Ю., Баканова С.И., Ликонова Ю.К. Взаимодействие педагогов ДОО с учреждениями для совершенствования профессиональных компетенций специалиста дошкольного профиля // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2022. № 5. С. 12–16.
  8. Меметова Г.Э. Формирование профессиональной компетенции педагогов дошкольной образовательной организации в процессе повышения квалификации // Современное педагогическое образование. 2022. № 1. С. 199–202.
  9. Коротаева Е.В., Глинских Т.А. К вопросу о диагностике профессиональных компетенций педагогов дошкольной образовательной организации // Современное дошкольное и начальное образование: проблемы и тенденции развития: сб. ст. по материалам Всерос. науч.-практ. конф. в 2 частях, Нижний Новгород, 21 апреля 2020 года. Часть 1. Нижний Новгород: НГПУ имени Козьмы Минина, 2020. С. 180–184.
  10. Петрова С.Н. Оценка уровня развития профессиональных компетенций педагогов дошкольных образовательных организаций // Методист. 2019. № 8. С. 57–60.
  11. Яковлева Н.О., Яковлев Е.В. Диссертация как результат педагогического исследования. Краснодар: Краснодарский государственный институт культуры, 2019. 304 с.