Методологические подходы к преподаванию химических дисциплин в фармацевтическом образовании

Т.С. Лукащук
Кубанский институт профессионального образования, Краснодар, Россия, tsluka57@mail.ru

Аннотация

В статье проанализированы методологические подходы к преподаванию химических дисциплин в фармацевтическом образовании и показаны преимущества каждого из них при формировании профессиональной компетентности будущих фармацевтов. Отмечено, что системный подход позволяет чётко определять приоритетные направления преподавания, структурировать обучающие задачи. Деятельностный подход реализуется как при выполнении лабораторных работ, в ходе которых отрабатываются исследовательские умения, так и во время решения профессионально  направленных задач. Интегративный подход способствует созданию внутренней мотивации соискателей образования и личностного профессионального развития. Личностно ориентированный подход реализуется через использование профессионально ориентированных задач разного уровня сложности, решение которых моделирует ситуации, с которыми соискатели профессионального высшего образования столкнутся в реальной профессиональной деятельности. Компетентностный подход объединяет образовательный процесс и его понимание, в процессе которого происходит становление личностной позиции будущего фармацевтического работника, формируется его отношение к предмету деятельности. Технологический подход характеризует направленность в обучении химии на оптимизацию, интенсификацию, усовершенствование, повышение результативности обучения.

Ключевые слова

химические дисциплины, фармацевтическое образование, преподавание химических дисциплин, профессиональная компетентность, методологические подходы

Для цитирования

Лукащук Т.С. Методологические подходы к преподаванию химических дисциплин в фармацевтическом образовании // Педагогическая перспектива. 2023. № 3(11). С. 56–63. https://doi.org/10.55523/27822559_2023_3(11)_56

Информация об авторах

Татьяна Сергеевна Лукащук – кандидат технических наук, старший научный сотрудник кафедры фармации Кубанского института профессионального образования

Текст статьи

Успешность в профессиональной деятельности является ожидаемым результатом и важным критерием качества образования. При этом качество образования как социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования, его соответствие потребностям и ожиданиям общества, связывается с развитием и формированием профессионально компетентной личности.

Для формирования профессиональной компетентности будущих специалистов фармации предметное поле химических дисциплин обладает существенным потенциалом. Среди эффективных методологических подходов к формированию профессиональной компетентности будущих фармацевтов в процессе изучения химических дисциплин можно выделить системный, деятельностный, интегративный, компетентностный, личностно ориентированный и технологический.

Согласно системному подходу образовательный процесс, компонентами которого являются цель, содержание, методы, средства, формы и результаты обучения, исследуется как целостная система. Его применение в образовании ориентирует на выявление типов связи элементов структуры такого сложного объекта, как педагогический процесс в учебном заведении, функционирующий согласно внутренним, присущим ему законами [1; 2; 3 и др.]. Системный подход позволяет излагать любую химическую дисциплину в неразрывной связи с другими профессиональными дисциплинами, чётко определять приоритетные направления преподавания, структурировать обучающие задачи.

Системный подход в процессе изучения химических дисциплин даёт возможность очертить общие положения в виде перечня принципов, используемых в исследовании систем, в частности: последовательности, связности и единства, модульного построения содержания дисциплины, развития, функциональности, иерархии, конечной цели, позволяющих анализировать содержание и последовательность изучения каждой темы в пределах одной дисциплины и каждой химической дисциплины в пределах подготовки специалиста фармации; рассматривать каждую химическую дисциплину как систему, а изучаемую в данном случае систему как один из компонентов более широкой системы; повышать как результативность, так и эффективность обучения.

Таким образом, система изучения химических дисциплин является моделированной и характеризуется упорядоченностью и организацией. Её элементы чётко выделены, а также определены связи между ними. Целью функционирования этой системы является решение определённых образовательных задач, а в конечном итоге – формирование профессиональной компетентности будущего специалиста в области фармации.

При подготовке специалистов фармацевтической отрасли реализуется также деятельностный подход [4; 5 и др.], например, для исследования форм и методов профессиональной подготовки соискателей профессионального высшего образования, в частности во время чтения лекций (классических, интерактивных), проведения семинарских, практических и лабораторных занятий с использованием SMART-технологий, технологий дистанционного обучения. В контексте деятельностного подхода деятельность – это сущность процесса обучения, а формирование способа действий будущего специалиста – конечная цель обучения, т.е. этот подход предполагает связь содержания обучения с профессионально-трудовой деятельностью будущих специалистов фармации. Таким образом, согласно принципам деятельностного подхода, содержание учебных программ по химическим дисциплинам и учебным занятиям целесообразно формировать с учётом будущей профессиональной деятельности выпускника фармацевтического учреждения профессионального высшего образования.

Деятельностный подход предполагает, с одной стороны, активную позицию обучающегося, его активную самостоятельную работу, стремление к развитию, творчеству, включенность в разные виды образовательной деятельности, а с другой стороны, преподаватель должен организовать и стимулировать деятельность студента, сформировать умения в выборе цели, планировании деятельности, её организации и исполнении, анализе и оценке результатов.

На занятиях по химическим дисциплинам в фармацевтическом образовании деятельностный подход реализуется как при выполнении лабораторных работ, в ходе которых отрабатываются исследовательские умения, так и во время решения профессионально направленных задач – кейсов, решение которых способствует развитию критического мышления, креативности, гибкости в решении профессиональных вопросов и мотивирует студентов на самостоятельное овладение новыми знаниями и умениями.

Сущность интегративного подхода к образовательному процессу заключается в установлении связей между знаниями путём дидактического обоснования и преобразования реально существующих связей между понятиями, явлениями, науками и т.д. [6; 7 и др.]. Интеграция в образовательном процессе подготовки специалистов фармации выполняет следующие функции: образовательную (повышение уровня научности и доступности обучения, практическое применение полученных знаний в профессиональной деятельности, формирование целостной системы знаний, обобщение знаний и т.п.); воспитательную (стимулирование ряда положительных качеств личности и формирования профессионального мировоззрения, профессиональной этики, уважения к профессии фармацевтического работника); развивающую (повышение интереса к учебному материалу, развитие междисциплинарных умений, навыков, оперативности знаний, логического мышления); стимулирующую (усиление интереса к современным тенденциям развития фармацевтической науки); методологическую (обеспечение системы содержания, методов, приёмов и навыков, повышение научно-теоретического уровня обучения, выявление единства в процессах и явлениях, учёт комплексности проблем фармацевтической отрасли); организационную (внедрение эффективных новейших технологий обучения, разработка интегративных курсов); психологическую (развитие психологических навыков общения для достижения доверия и взаимопонимания с пациентом, коллегами в будущей профессиональной деятельности).

Реализация интегративного подхода позволяет формировать у обучающихся знания, характеризующиеся высоким уровнем осмысления, динамичностью их применения в профессиональных ситуациях, повышением их действенности. Он предполагает синтез, сочетание знаний, способность воспроизводить, обобщать и применять полученные во время изучения как разных химических дисциплин, так и различных учебных предметов знания и умения для решения конкретных профессиональных задач. Интегративный подход при формировании профессиональной компетентности будущих специалистов фармации в процессе изучения химических дисциплин способствует созданию внутренней мотивации соискателей образования и личностного профессионального развития.

Итак, в условиях профессиональной подготовки будущих работников фармацевтической отрасли интегративный подход осуществляется следующими путями: установлением связей между общеобразовательными, гуманитарными, химическими и фармацевтическими дисциплинами, изучаемыми в колледжах; внедрением в образовательный процесс занятий междисциплинарного характера; созданием интегрированных учебных программ, пособий и включением в учебные планы интегрированных курсов как обязательных, так и по выбору.

Личностно ориентированный подход [8; 9 и др.] реализуется в процессе изучения химических дисциплин через использование профессионально-ориентированных задач разного уровня сложности, решение которых моделирует ситуации, с которыми будущие специалисты столкнутся в реальной профессиональной деятельности. Профессионально ориентированные задачи – это определённая абстрактная модель реальной проблемной ситуации прикладного характера в профессиональной сфере деятельности, сформулированная в вербальной, знаковой или образно-графической форме.

Различают три уровня сложности профессионально ориентированных задач: 1) уровень воспроизведения (репродуктивный), для решения задач такого уровня требуются только теоретические знания; 2) уровень связи, для решения таких задач необходимо знание нескольких дисциплин; 3) поисково-творческий уровень, для решения задач такого уровня нужен исследовательский подход, самостоятельное изучение нового материала, поиск нескольких способов решения одной проблемы и определение наиболее эффективного из них.

Обеспечение высококачественной профессиональной подготовки выпускников фармацевтических заведений и формирование высокого уровня конкурентоспособности специалистов базируется на основных положениях компетентностного подхода [10; 11; 12 и др.]. На сегодняшний день компетентностный подход является воплощением инновационного процесса в фармацевтическом образовании. Он обеспечивает выработку ряда компетенций, которыми должен овладеть каждый фармацевт (знания, умения и навыки по профессиональной деятельности; коммуникативные умения и навыки, способность общаться и консультировать посетителей аптечных заведений и др.), и способствует формированию ключевых, предметных и общеотраслевых (профессиональных) компетентностей. Профессиональное образование должно способствовать формированию критического мышления, индивидуальному развитию творческих способностей личности, постоянному совершенствованию профессиональной подготовки специалистов.

Формирование профессиональной компетентности будущего фармацевтического работника с позиций компетентностного подхода происходит поэтапно: на первом этапе происходит развитие ключевых компетентностей профессионального развития будущего специалиста фармации; на втором – интеграция предметных и ключевых компетентностей; третий этап характеризуется интеграцией базовых и предметных общеотраслевых (профессиональных) компетентностей; на четвёртом этапе реализуется становление профессиональной компетентности специалиста.

Компетентностный подход объединяет образовательный процесс и его понимание, в процессе которого происходит становление личностной позиции будущего фармацевтического работника, формируется его отношение к предмету деятельности. Основная цель этого подхода заключается в том, что основным результатом образования являются не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и производительной деятельности. Формулировка результатов образования в форме компетентностей, способности выпускников выполнять те или иные профессиональные обязанности позволяет соответствовать современной тенденции профессионального образования – формированию специалиста, способного быстро адаптироваться к изменяющимся условиям труда даже в пределах профессии.

Компетентностный подход в обучении направлен на самостоятельность личности в решении проблем в незнакомых ситуациях, то есть на формирование у будущих специалистов профессионально важных качеств и умений, которые помогут им свободно ориентироваться в ситуациях неопределённости профессиональной среды и успешно решать связанные с этим задачи.

Компетентностно-ориентированное обучение на занятиях по химическим дисциплинам тесно связано с реализацией принципов активизации процесса обучения, согласно которым соискатели профессионального высшего образования должны сами собирать информацию для решения учебных проблем. При таком подходе преподаватели выступают в качестве консультантов, координаторов. В то же время активизация процесса обучения предполагает усиленное использование инновационных методов обучения, позволяющих приблизить процесс обучения к условиям реальной практики, сделать его динамическим, творческим, исследовательски ориентированным.

Технологический подход [13; 14 и др.] характеризует направленность в обучении химии на оптимизацию, интенсификацию, усовершенствование, повышение результативности обучения. Технология педагогической деятельности обеспечивает условия формирования профессиональной компетентности будущих фармацевтов, соответствие результата деятельности предварительно поставленным целям. В педагогической литературе выделены следующие критерии технологичности обучения: системность, научность, концептуальность, воспроизводимость, управляемость, диагностичность, эффективность обучения, его мотивированность, алгоритмичность, информационность, оптимальность и т.д.

Реализация технологического подхода в процессе формирования профессиональной компетентности специалиста-фармацевта, по нашему мнению, предоставляет возможность:

1) создать положительную мотивацию к изучению базовых (общеобразовательных), профессионально значимых (дисциплин химического цикла), профессиональных (фармацевтических) дисциплин и профессиональной деятельности;

2) реализовать интеллектуальный потенциал каждого студента и способствовать выбору правильной индивидуальной траектории развития и профессионального роста;

3) подготовить соискателей фармацевтического образования к реальной профессиональной деятельности.

На наш взгляд, технологический подход является оптимальным для исследования проблемы формирования профессиональной компетентности специалиста. Именно технологический подход, наряду с другими методологическими подходами, способствует переходу от компетенций будущего специалиста фармации к его профессиональной компетентности.

К основным технологиям обучения, которые используются для формирования профессиональной компетентности будущих фармацевтов в процессе изучения химических дисциплин, относятся: проблемное обучение (использование проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций на всех этапах процесса обучения, стимулирование самостоятельной познавательной, поисково-исследовательской деятельности студента); технология индивидуализации обучения (разработка индивидуальных задач, рабочих тетрадей, лабораторных журналов, предоставление свободы в выборе выборочных дисциплин, индивидуальная консультативная помощь соискателю образования); информационные технологии обучения (использование во время лекционных, лабораторных занятий текстовой, графической, иллюстративной, анимационной информации в виде презентаций, видеороликов; использование технологий дистанционного обучения); алгоритмизация обучения (разработка и внедрение в образовательный процесс опорных схем, тренингов, тренажёров, алгоритмов, моделирования способов решения расчётных и экспериментальных задач).

Основными характеристиками технологического подхода к обучению химическим дисциплинам являются: чёткая постановка конечной цели, разработка объективных методов контроля за её достижением.

Таким образом, эффективная организация профессиональной подготовки специалистов фармацевтической отрасли на занятиях по химическим дисциплинам обеспечивается реализацией системного, деятельностного, интегративного, личностно ориентированного, компетентностного и технологического подходов.

Список литературы

  1. Семенова Т.В. О системном подходе к совершенствованию качества результатов медицинского образования // Медицинский альманах. 2021. № 2(67). С. 6–12.
  2. Шадиев Р.Д., Келдиерова М.Г. Системный подход как важный фактор организации образовательного процесса // Проблемы педагогики. 2020. № 6(51). С. 6–9.
  3. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. К трактовке понятия «педагогическая система» // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. № 6. С. 56–59.
  4. Помазанова Е.В. Личностно-деятельностный подход как методологическая основа профессиональной подготовки студентов медицинского колледжа // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2016. № 6. С. 86–93.
  5. Ткаченко П.В., Белоусова Н.И., Петрова Е.В. Деятельностный подход к обучению студентов медицинского вуза на кафедре нормальной физиологии // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2023. Т. 12, № 1(42). С. 139–142.
  6. Кулемзина Т.В., Криволап Н.В., Красножон С.В., Папков В.Е., Моргун Е.И. Психолого-педагогические аспекты интегративного подхода к обучению в медицинском вузе // Вестник Омского университета. Серия: Психология. 2021. № 3. С. 57–62.
  7. Томакова Р.А., Томакова И.А., Брежнева А.Н. Интегративный образовательный процесс как фактор повышения качества образования в университете // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2018. Т. 8, № 4(29). С. 142–155.
  8. Гобец М.С., Кириллова А.С. О личностно-ориентированном подходе к обучению в современном медицинском вузе // Вестник Совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. 2018. Т. 3, № 1(20). С. 7–9.
  9. Носачева Е.А. Использование личностно-ориентированного подхода в процессе подготовки студентов медицинских и фармацевтических вузов // Инновации в образовании: Материалы XI Междунар. учеб.-метод. конф. Краснодар, 24 марта 2021 года. Ч. 1. Краснодар: Кубанский государственный медицинский университет, 2021. С. 266–269.
  10. Акименко Г.В., Яковлев А.С. Формирование компетентностного подхода в современном медицинском вузе // Дневник науки. 2022. № 11(71). С. 6.
  11. Бабенко М.А. Реализация компетентностного подхода при изучении курса химико-технологических процессов фармацевтических производств // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. 2017. № 2. С. 147–153.
  12. Ромашевская Е.С., Заводный Н.А. К вопросу о развитии теории компетентностного подхода в современном образовании // Европейский журнал социальных наук. 2018. № 8. С. 308–316.
  13. Исматова Н.И. Технологические подходы к обучению и воспитанию // Наука и образование сегодня. 2021. № 2 (61). С. 88–91.
  14. Карандеева А.М., Гундарова О.П., Насонова Н.А., Писарев Н.Н. Технологический подход в преподавании // Colloquium-Journal. 2019. № 5-6(30). С. 28–29.