Развитие внутренних мотивов личности как ведущего фактора выбора профессии

Loading

Н.Г. Павловская, А.Е. Долобаева
Северо-Казахстанский университет им. М. Козыбаева, Петропавловск, Казахстан
Автор, ответственный за переписку: Н.Г. Павловская, grigor_nadi@mail.ru

Аннотация

В статье рассматривается проблема профессионального самоопределения старшеклассников. Цель публикации: выявить роль внутренних мотивов при выборе профессии старшеклассниками и определить особенности психолого-педагогической работы по развитию и коррекции ведущих мотивов как фактора выбора профессии. В ходе теоретического анализа проведена систематизация  знаний об особенностях выбора профессии как психологического феномена и специфике внутренних мотивов личности как фактора выбора профессии у старшеклассников. Авторами представлены результаты экспериментального исследования, подтверждена эффективность программы тренинговых занятий, направленной на развитие и коррекцию внутренних мотивов старшеклассников как главных детерминант успешного выбора будущей профессии. Сделаны выводы о том, что для осуществления выбора в конкретной профессиональной области необходимо иметь сформированную мотивационную сферу; при осознанном выборе профессии ведущими являются внутренние мотивы; развитие и коррекция ведущих внутренних мотивов возможна, если целенаправленно и систематически применять программу тренинговых занятий.

Ключевые слова

выбор будущей профессии, мотивационная сфера, внутренние мотивы, осознанный выбор

Для цитирования

Павловская Н.Г., Долобаева А.Е. Развитие внутренних мотивов личности как ведущего фактора выбора профессии // Педагогическая перспектива. 2023. № 3(11). С. 71–78. https://doi.org/10.55523/27822559_2023_3(11)_71

Информация об авторах

Надежда Григорьевна Павловская – кандидат психологических наук, магистр педагогических наук, старший преподаватель кафедры «Педагогика и психология» Северо-Казахстанского университета им. М. Козыбаева.

Айгуль Ербатыровна Долобаева – магистр педагогических наук, старший преподаватель кафедры «Педагогика и психология» Северо-Казахстанского университета им. М. Козыбаева.

Текст статьи

В условиях динамичности современного мира и высоких требований рынка труда на первый план выступает проблема осознанного выбора будущей профессиональной деятельности молодыми людьми. Детерминантами выступают глубокое понимание специфики будущей профессии и высокий уровень сформированности мотивационной сферы, а именно внутренних мотивов выбора профессии, что актуализирует значимость психологической работы со школьниками по формированию ведущих внутренних мотивов личности как фактора выбора профессии.

Согласно исследованиям Е.М. Павлюченко, С.С. Гриншпун, Р.В. Овчаровой, обобщённым в работе Е.П. Ильина [1], адекватная и сформированная мотивация выбора профессии оказывает существенное влияние на успешность обучения и продуктивность выбранной профессиональной деятельности. Для осуществления осознанного выбора в конкретной профессиональной области необходимо иметь комплекс ведущих мотивов: понимание своих преимуществ и ограничений, осознание потребностей, объективную оценку перспектив саморазвития, проектирование траектории развития в избранном направлении.

Несмотря на обоснование в психолого-педагогической литературе значимости внутренних мотивов при выборе профессии, существует противоречие между необходимостью своевременной психолого-педагогической работы по формированию ведущих мотивов выбора профессии у старшеклассников и недостатком разработанных программ по развитию и коррекции внутренних мотивов выбора профессии.

Целью нашего исследования было выявление роли внутренних мотивов при выборе профессии старшеклассниками, особенностей психолого-педагогической работы по развитию и коррекции ведущих мотивов как фактора выбора профессии.

Нами выдвинуто предположение: если в психолого-педагогической работе с учащимися старшего школьного возраста систематически применять программу тренинговых занятий, направленных на развитие и коррекцию ведущих внутренних мотивов, то это обусловит осознанный выбор будущей профессиональной деятельности.

Результаты научных исследований показывают, что многие выпускники средней школы выбирают профессию без достаточного основания, затрудняясь мотивировать свой выбор. Этот выбор может быть осуществлён под влиянием случайного интереса, внешних обстоятельств, родителей или являться актом подражания сверстникам. Большинство учёных выделяют следующие факторы, влияющие на выбор профессии: 1) позиция членов семьи: от мягкой до жёсткой; 2) отсутствие в малых городах достаточного набора учебных заведений; 3) влияние окружения: выбор осуществляется «за компанию»; 4) престиж специальности; 5) недостаточность профессиональных рекомендаций со стороны; 6) информированность о структуре рынка труда к моменту трудоустройства; 7) личные планы на будущее; 8) навыки, склонности и задатки. При этом «большинство старшеклассников психoлогически не готовы к самостоятельному выбору профессии, большинство из них испытывают страх, стараются переложить ответственность выбора на родителей» [2, с. 189].

К основным личностным характеристикам, которые имеют значение для успешного профессионального самоопределения старшеклассников, исследователи относят ценностные ориентации; мотивы (интересы, потребности, цели) личности; склонности (активное, созидательное отношение к объекту); способности (некоторая возможность); темперамент и характер. При этом ведущую роль играют мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с непрерывным обучением и самообразованием. Эти мотивы приобретают личное значение и становятся значимыми.

Любой выбор обусловлен удовлетворением некоей потребности. Это относится и к выбору профессии, который в идеале осуществляется с учётом направленности личности и сформированного самоопределения. Вместе они составляют мотив как интегративное образование. «Мотив – побуждение к деятельности, связанной с удовлетворением потребности субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, провоцирующих активность субъекта и определяющих её направленность» [1, с. 37].

Среди мотивов выбора профессии следует выделить социальные, моральные, эстетические, познавательные, творческие, материальные, утилитарные и прочие. Кроме этого, существуют внешние и внутренние социальные мотивы выбора профессии. Как отмечают Е.Е. Данилова [3], Ж.М. Жумалиева [4], Н.В. Козырева [5], Н.А. Подгорнова [6], Е.А. Шапкина [7] и др., на выбор профессии старшеклассниками влияют как внешние, так и внутренние мотивы, но на эффективное освоение профессии и карьеру в большей степени влияют стабильные внутренние мотивы.

М.С. Неймарк [8] подчёркивает, что выбор профессии во многом зависит от внутренней позиции молодого человека, его мотивационной сферы. Мотивы, их формирование, развитие и переориентация происходят под влиянием различных факторов.

При классификации мотивов выбора профессии выделяют: 1) общую мотивацию; научно-образовательные мотивы; мотивы социальной значимости и др.; 2) осведомлённость о перспективах избранной профессии; академические и внеучебные интересы, желание быть полезным, влияние семьи и друзей; 3) мотивы общественной пользы профессии, мотивы подражания и психологические, внешние характеристики профессии, интерес к самой работе и т.д. В тоже время исследователи подчёркивают, что структура мотивации профессионального выбора всегда индивидуальна. Она представляет собой ряд характеристик, обусловленных общесоциальной ситуацией, общей структурой мотивации личности в зависимости от возрастных особенностей [3; 7; 9 и др.].

Таким образом, анализ научных работ позволил сделать заключение, что все мотивы выбора профессии можно разделить на внутренние и внешние. Педагоги и психологи рассматривают выбор профессии старшеклассниками в совокупности с «внешними» и «внутренними» обстоятельствами.

Информативная классификация мотивирующих факторов представлена в работах А.И. Зелинченко и А.Г. Шмeлева [10]. К внешним мотивирующим факторам авторы относят следующие.

  1. Факторы давления – рекомендации, советы, наставления других людей, примеры киногероев, требования и обстоятельства объективного характера.
  2. Факторы притяжения-отталкивания – примеры из ближайшего окружения человека, житейские стандарты (мода, престиж, предрассудки).
  3. Факторы с относительно бессмысленной мотивацией: этой профессии легко научиться, так поступили друзья, учебное заведение находится рядом.
  4. Социально-экономические факторы: люди этой профессии нужны везде, материальные блага.

К факторам внутренней мотивации относятся:

1) желание принести пользу обществу;

2) интерес к профессии;

3) претензия на общественное признание;

4) наличие практических функций;

5) наличие интересов, склонностей, умений.

В старшем школьном возрасте новые профессиональные мотивы возникают через приобретение учащихмися личностного смысла, что означает коренную перестройку мотивационной сферы обучения.

Выбор профессии молодым человеком относится к разряду так называемых пунктуальных решений, и ошибки, допускаемые в профессиональном самоопределении, дорого обходятся и обществу, и молодым людям. Именно поэтому так велика роль педагогов и психологов, родителей в формировании и коррекции профессиональных планов молодёжи. Важная роль отводится комплексной профориентационной работе в системе взаимодействия учащийся – родитель – учитель – педагог-психолог.

С целью изучения доминирующих мотивов на констатирующем этапе исследования проводилась психодиагностика, обработка и интерпретация полученных данных с использованием методики Р.В. Овчаровой «Мотивы выбора профессии». Данная методика позволяет определить ведущий тип мотивации при выборе профессии: внутренние индивидуально значимые (далее – ВИЗМ), внутренние социально значимые (далее – ВСЗМ), внешние положительные (ВПМ) и внешние отрицательные мотивы (далее – ВОМ). В эксперименте приняли участие 47 учащихся 9-х классов одной из школ г. Петропавловска (Республика Казахстан).  Полученные результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1. Распределение ведущих мотивов выбора профессии у учащихся 9-х классов на констатирующем этапе эксперимента

Ведущие мотивы

9 «А» класс (21 чел.)

9 «В» класс (26 чел.)

Всего (47 чел.)

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

ВИЗМ

3

14

6

23

9

19

ВСЗМ

4

19

10

38

14

30

ВПМ

7

34

5

19

12

26

ВОМ

3

14

3

12

6

12,5

Отсутствие ведущего мотива

4

19

2

8

6

12,5

Как показало исследование, в общей совокупности учащихся 9-х классов внутренние социально значимые мотивы составляют 30%, и выбор профессии делается, исходя из её ценности в глазах окружающих. Количество школьников с внешними положительными мотивами (карьерный рост, материальное стимулирование, одобрение коллектива, престиж) составляет 26%. Внутренние индивидуально значимые мотивы (личная значимость будущей профессии, которая будет приносить удовлетворение от её творческого характера, возможности общения, управления другими людьми и т.д.) проявляются у 19% опрошенных.

Внешние отрицательные мотивы (давление родителей, критика взрослых и т.п.) доминируют у 12,5% учащихся. Также для 12,5% опрошенных характерно отсутствие ведущего мотива, что означает неопределённость в выборе будущей профессии, непонимание того, чем хочется заниматься и ради чего.

При этом в 9 «В» классе количество учащихся с внутренними социально значимыми и внутренними индивидуально значимыми мотивами больше, чем в 9 «А» классе. Для обучающихся 9 «В» класса внутренние отрицательные мотивы и отсутствие ведущих мотивов почти не свойственны, в то время как для каждого третьего учащегося из 9 «А» класса они являются ведущими.

Для учащихся 9 «А» класса характерным является преобладание внешних мотивов и отсутствие ведущих мотивов, внутренние индивидуально значимые мотивы развиты слабо. Это означает, что они в большей степени нуждаются в проведении коррекционно-развивающей работы, направленной на формирование внутренних мотивов выбора профессии.

Данные результаты стали основными критериями выбора 9 «А» класса в качестве экспериментальной группы, в которой была апробирована программа тренинговых занятий, направленная на развитие и коррекцию внутренних мотивов у старшеклассников как главных детерминант успешного выбора будущей профессии.

При разработке программы мы руководствовались концепцией А.Н. Леонтьева и Г.П. Щедровицкого. Согласно мнению А.Н. Леонтьева, устойчивой мотивацией является внутренняя мотивация, которая характеризуется следующими признаками: ориентацией на личностно значимые ценности, осознанием индивидуальных способностей, наличием интересов, склонностей, умений, наличием практических функций; интересом к конкретной деятельности, основанным на привлекательности содержания этой профессии; желанием принести пользу обществу и получить общественное признание.

С точки зрения Г.П. Щедровицкого, индивидуальные особенности личности определяют успешность выбора профессии, а вид профессиональной деятельности должен соответствовать интересам личности. Склонности, интересы и черты характера чрезвычайно гибкие, изменчивые. Если старшеклассник сомневается в выборе профессии, то наилучшим выбором будет тот, где индивидуальные способности будут реализованы максимально.

Следовательно, в коррекционно-развивающей программе в первую очередь необходимо формировать личностно значимые ценности; осознание индивидуальных способностей и склонностей; наличие интересов, умений, практических функций; интерес к конкретной деятельности, основанный на привлекательности содержания этой профессии.

С учётом особенностей возраста, в нашей коррекционно-развивающей работе основным методом воздействия был выбран социально-психологический тренинг, который направлен на использование активных методов групповой работы с целью развития внутренних социально и индивидуально значимых мотивов выбора будущей профессии.

Программа включала 12 занятий с периодичностью 1 раз в неделю. Основными формами проведения были: игровые методы, методы групповой дискуссии, проективные методики рисуночного и вербального типов, а также ролевые игры, упражнения, активизирующие самопознание и рефлексию. Методической основой для построения программы послужили работы Н.С. Пряжникова [10], М.Ф. Шевченко [11], Г.В. Резапкиной [12], К. Фопеля [13].

Тематика программы направлена на информирование обучающихся, развитие их самопознания и самораскрытия, формирование мотивационной сферы. Основные задачи: 1) знакомство с выбором профессий в условиях рынка труда и помощь в планировании профессионального будущего; 2) поиск и осознание индивидуальных способностей, интересов, склонностей, умений, наличие практических функций; 3) укрепление высоких образцов и стандартов труда в профессии, желание принести пользу и получить общественное признание.

После реализации программы на контрольном этапе исследования была повторно использована методика «Мотивы выбора профессии» Р.В. Овчаровой, и проведено сравнение полученных данных с исходными (табл. 2).

Таблица 2. Распределение ведущих мотивов выбора профессии у учащихся 9-х классов на контрольном этапе эксперимента

Ведущие мотивы

9 «А» класс (21 чел.)

9 «В» класс (26 чел.)

Всего (47 чел.)

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

ВИЗМ

8

38

6

23

14

30

ВСЗМ

6

28

8

30

14

30

ВПМ

5

24

6

23

11

23

ВОМ

2

10

3

12

5

11

Отсутствие ведущего мотива

0

0

3

12

3

6

Сравнение результатов констатирующего и контрольного срезов в экспериментальной и контрольной группах (табл. 1 и 2) показали различия в динамике развития ведущих мотивов выбора профессии.

В экспериментальной группе (9 «А» класс) показатели развития внутренних индивидуальных мотивов выбора профессии выросли с 14 до 38%, а внутренних социально значимых мотивов – с 19 до 28%. Доля школьников с внешними положительными мотивами снизилось с 34 до 24%. Внешние отрицательные мотивы (давление со стороны взрослых) уменьшились с 14 до 10%, а отсутствие ведущего мотива – с 19 до 0%.

В контрольной группе (9 «В» класс) произошли незначительные изменения по следующим показателям: внутренние социально значимые мотивы уменьшились с 38 до 30%; внешние положительные увеличились с 19 до 23%; отсутствие ведущего мотива увеличилось с 8 до 12%. Это означает, что произошли незначительные изменения в сторону роста навязанных внешних мотивов выбора профессии или неопределенности.

В целом, как свидетельствуют полученные результаты контрольного этапа, на первом месте у учащихся 9 «А» класса находятся внутренние индивидуально значимые, а в 9 «В» – внутренние социально значимые мотивы. Также явной отличительной особенностью выступает отсутствие ведущего мотива в выборе профессии у старшеклассников в контрольной группе (9 «А» класс). В контрольной группе не произошло значительных изменений, а те, что были выявлены, можно объяснить естественным развитием личности старшеклассника, поскольку все учащиеся также участвуют в профориентационной работе, предусмотренной учебно-воспитательным планом школы.

Таким образом, сравнительный анализ полученных данных позволяет сделать вывод, что проведённая в рамках профориентационной работы в экспериментальной группе программа тренинговых занятий способствовала развитию внутренних мотивов старшеклассников, а именно: лучшему пониманию своих потребностей, интересов, склонностей и возможностей, актуализации внутренней мотивации в планировании профессионального будущего и готовности к осознанному выбору профессии.

По результатам исследования и анализу представленных результатов сделаны следующие выводы.

  1. Для осуществления осознанного выбора в конкретной профессиональной области необходимо иметь сформированную мотивационную сферу. Это знание своих способностей и недостатков, осознание потребностей, самооценка, видение перспектив развития и понимание возможностей реализации себя в конкретной области.
  2. При выборе профессии молодой человек может руководствоваться как внешними, так и внутренними мотивами. Но на эффективное освоение профессии и карьеру человека влияют стабильные внутренние мотивы. Знание того, почему он выбирает ту или иную профессию, позволяет предвидеть, насколько успешно он будет ею овладевать, серьёзно и увлечённо будет работать, насколько устойчивым будет интерес к избранной деятельности.
  3. Выдвинутое нами предположение о том, что, если в профориентационной работе с учащимися старшего школьного возраста целенаправленно и систематически применять программу тренинговых занятий, направленных на развитие и коррекцию ведущих внутренних мотивов, то это обусловит осознанный свободный выбор будущей профессии – подтверждено. Будучи осведомлёнными о ведущих мотивах выбора профессии, учащиеся могут сделать взвешенный осознанный выбор будущей профессии.

Список литературы

  1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб: Питер, 512 с.
  2. Амбарова П.А., Немировский М.В. Новые подходы к профессиональной ориентации в школе в условиях изменяющегося мира профессий // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. 2020. Т. 26, № 1(195). С. 188–199.
  3. Данилова Е.Е. Мотивация выбора будущей профессии у старшеклассников мегаполиса // Актуальные проблемы психологического знания. 2021. № 1-2 (55). С. 31–38.
  4. Жумалиева Ж.М. Проявление мотивационных факторов в старшем школьном возрасте в выборе профессии // Международный научный журнал «Инновационная наука». 2016. № 4. С. 96–99.
  5. Козырева Н.В. Формирование мотивации выбора профессии обучающихся образовательных организаций в условиях индивидуально-дифференцированного подхода // Педагогическая перспектива. 2021. № 2. С. 17–22. https://doi.org/10.55523/27822559_2021_2_17
  6. Подгорнова Н.А. Мотивация старшеклассников при выборе будущей профессии // Тенденции развития науки и образования. 2020. № 59-3. С. 37–41. https://doi.org/10.18411/lj-03-2020-46
  7. Шапкина Е.А., Урутина Т.М., Агеева Л.Г. Мотивы выбора профессии учащимися 10–11 классов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 9. С. 108–119.
  8. Неймарк М.С. О соотношении осознаваемых и неосознаваемых мотивов в поведении, характеризующем направленность личности подростков // Вопросы психологии. 2018. № 5. С. 225–278.
  9. Горшкова Т.А., Громова Е.М., Беркутова Д.И. Направленность личности и мотивы выбора профессии: точки пересечения // Самарский научный вестник. 2016. № 3(16). С. 159–163.
  10. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда: Учеб. пособие к курсу «Психология труда и инженерная психология». М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 352 с.
  11. Шевченко М.Ф. Тренинг «Профориентация для старшеклассников». М.: Речь, 2007. 128 с.
  12. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника. М.: Генезис, 2007. 140 с.
  13. Фопель К. На пороге взрослой жизни: Психологическая работа с подростковыми и юношескими проблемами. Кн. 4. Планирование жизни. Решение проблем. Сотрудничество. М.: Генезис, 2008. 179 с.