Ресурсный центр как средство профориентационной работы в современной школе

М.В. Остапенко, Н.А. Каракай
Средняя общеобразовательная школа № 19 им. Героя Советского Союза И.Ф. Котляра, Тимашевск, Россия, school192010@mail.ru

Аннотация

Приводится общее описание подпроекта «Ресурсный центр» проекта «Развитие навыков профессионального самоопределения школьников в свете реализации национального проекта «Образование» и новой программы воспитания», реализуемой в МБОУ СОШ № 19 (г. Тимашевск, Краснодарский край) в статусе краевой инновационной площадки. Целью работы центра является создание условий для развития умений и навыков у педагогических работников школы в вопросах профессионального ориентирования, оказание помощи ребёнку в его самопознании, адекватной самооценке и профессиональном самоопределении. Структура центра подчинена реализации информационной, консультационной, образовательной, организационной, методической и мониторинговой функций. Ключевыми направлениями его деятельности являются: организация сетевого взаимодействия; организация взаимодействия с педагогическими работниками; организация работы с обучающимися и их родителями (законными представителями). В статье подробно представлено описание конкретных механизмов их реализации.

Ключевые слова

профориентация, ресурсный центр, сетевое взаимодействие, общеобразовательная школа

Для цитирования

Остапенко М.В., Каракай Н.А. Ресурсный центр как средство профориентационной работы в современной школе // Педагогическая перспектива. 2023. № 2(10). С. 9–17. https://doi.org/10.55523/27822559_2023_2(10)_9

Информация об авторах

Максим Викторович Остапенко – директор МБОУ СОШ № 19 им. Героя Советского Союза И.Ф.Котляра.

Наталья Александровна Каракай – заместитель директора МБОУ СОШ № 19 им. Героя Советского Союза И.Ф. Котляра по учебно-воспитательной работе.

Текст статьи

Выбор будущей профессии для любого современного школьника – это очень сложный и одновременно ответственный шаг. Как отмечают исследователи [1; 2 и др.], насколько радикально в последние годы изменились экономические условия в России и мире, настолько быстро изменяется рынок труда, что напрямую влияет на степень заинтересованности школьников в процессе выбора своей будущей профессии и успешности в ней.

В этих условиях именно школа способна оказать многоуровневую, системную помощь в вопросе профессионального самоопределения, поскольку её образовательные возможности позволяют аккумулировать необходимые знания и сведения о современных профессиях, оказать школьнику и его родителям всестороннюю поддержку в вопросе профориентации.

Современная политика России в сфере образования выдвигает вопросы профориентации школьников на лидирующие позиции. Внедрение блока профориентационной работы в деятельность школы позволит создать благоприятные образовательные условия для развития социально значимых отношений обучающихся и, прежде всего, ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне.

Различные аспекты организации профориентационной работы находятся в постоянном поле зрения исследователей. При этом в последние годы возрос интерес к психолого-педагогическим аспектам профориентации [3; 4; 5; 6 и др.], использованию в ней новых цифровых форматов [7; 8; 9 и др.], вопросам создания ресурсных центров профориентации в общеобразовательной школе [10; 11; 12 и др.] и т.д.

В опубликованной ранее статье [13] мы представили общее описание проекта «Развитие навыков профессионального самоопределения школьников в свете реализации национального проекта «Образование» и новой программы воспитания», реализуемого в МБОУ СОШ № 19 имени Героя Советского Союза И.Ф. Котляра (г. Тимашевск, Краснодарский край) в статусе краевой инновационной площадки. В частности, были обозначены основные характеристики профориентационного ресурсного центра, созданного как структурное подразделение школы.

Целью работы центра является создание условий для развития умений и навыков у педагогических работников школы в вопросах профессионального ориентирования, оказание помощи ребёнку в его самопознании, адекватной самооценке и профессиональном самоопределении. Выполняя информационную, консультационную, образовательную, организационную, методическую и мониторинговую функции, центр решает следующие задачи:

− проведение практико-ориентированных научно-методических мероприятий по профориентации школьников;

− оказание помощи обучающимся школы в осознании личностных склонностей, способностей и возможностей их реализации в различных профессиях;

− активизация целенаправленной самостоятельной деятельности обучающихся, развитие их интересов, склонностей и возможностей;

− осуществление мониторинга сформированности педагогических компетенций в вопросе профессионального ориентирования школьников в ходе учебно-познавательной деятельности;

− обучение педагогических работников школы с опорой на индивидуальные мониторинговые карты с отслеживанием положительной/негативной динамики развития учителя в вопросе профессионального ориентирования школьников;

− установление тесной взаимосвязи в вопросах профориентации школы с родителями, выпускниками, учебными учреждениями высшего и среднего профессионального образования, а также ведущими научными организациями и производственными предприятиями региона.

Накопленный с 2020 года опыт позволил нам теоретически осмыслить технологические и практические аспекты создания и организации деятельности такого ресурсного центра на базе общеобразовательной организации, которые мы представим далее.

Ресурсный центр по профориентации, являясь структурным подразделением школы, представляет собой инновационную форму создания, объединения и использования информационных, учебных, методических, материальных ресурсов для взаимодействия всех субъектов образовательного процесса по обеспечению профессионального ориентирования и самоопределения обучающихся.

Ключевыми направлениями в профориентационной работе образовательного учреждения являются три блока: организация сетевого взаимодействия; организация взаимодействия с педагогическими работниками; организация работы с обучающимися и их родителями (законными представителями). Рассмотрим их более подробно.

  1. Организация сетевого взаимодействия.

Всё более значимыми для современной системы образования становятся сетевые формы реализации основных и дополнительных образовательных программ, которые рассматриваются сегодня как инновационное направление деятельности образовательного учреждения. Тем не менее такой вид деятельности всё ещё остаётся для большинства школ проблемным вопросом, связанным с наличием у них дефицитов в области кадрового, ресурсного, материально-технического и финансового обеспечения. 

Необходимость и важность использования в образовательной деятельности сетевых форм реализации образовательных программ находит отражение и в обновлённых федеральных государственных образовательных стандартах. Они предполагают взаимодействие образовательной организации, реализующей образовательные программы основного общего образования, с семьёй, общественными организациями, учреждениями культуры, спорта, организациями дополнительного образования, детско-юношескими общественными организациями, что позволяет проводить воспитательные мероприятия с использованием ресурсов партнёрских центров.

Первостепенной задачей образовательного учреждения, инициировавшего сетевое взаимодействие в области профориентационной работы, становится анализ организаций, открытых к подобному сотрудничеству. При этом при выборе потенциальных партнёров необходимо учитывать следующие аспекты:

− потенциал партнёра для осуществления взаимополезной профориентационной работы, в частности возможности материально-технической базы, которые недоступны в школе-инициаторе, и особые кадровые ресурсы, позволяющие качественно улучшить работу школы-инициатора в профориентационном направлении;

− степень удалённости партнёра от образовательной организации, транспортная доступность;

− уровень безопасности производственного процесса для экскурсионного посещения несовершеннолетними или проведения профориентационных проб с их участием.

Таким образом, определяется круг сетевых партнёров, которые в дальнейшем формируют пакет нормативно-правовой документации, регламентирующей отношения организаций в области профориентационного взаимодействия (договоры, положения, планы и т.п.).

  1. Организация взаимодействия с педагогическими работниками.

Мы считаем, что в силу своей важности вопросы профориентации, а также задачи, связанные с внедрением профориентационного блока работы в функционирование школы, должны рассматриваться на заседаниях педагогического совета. На начальном этапе работы с учителями в этом направлении члены рабочей группы разрабатывают сценарий заседания педсовета по вопросам профориентационной работы в школе. Эффективным в этом плане является проведение занятий-интенсивов, в ходе которых рассматриваются следующие вопросы: 1) современные тенденции в области профориентационной работы в Российской Федерации; 2) профориентация и психология, современные психолого-педагогические методы диагностики и консультирования школьников; 3) методические техники и приёмы, способствующие развитию навыков профессионального самоопределения у школьников в ходе урочной деятельности; 4) система профориентационной работы во внеурочной деятельности как реализация модуля «Профориентация» рабочей программы воспитания.

Как показал наш опыт, действенным инструментом развития компетенций педагогов в организации профориентационной работы является методическая неделя, содержательное наполнение которой предполагает прохождение педагогами особого тематического тестирования; проведение педагогом-психологом практикума/тренинга для учителей; проведение учителями мастер-классов по исследуемой проблеме; организацию взаимопосещения уроков.

Тестирование педагогических работников направлено на определение уровня сформированности у них особых компетенций, нацеленных на развитие навыков профессионального самоопределения у школьников. Учителя отвечают на вопросы, касающиеся проблемы профориентации школьников. Затем члены рабочей группы анализируют уровень сформированности у учителей профориентационных компетенций и дают рекомендации по их развитию.

Практикум проводится под руководством психолога, основная функция которого – презентовать различные подходы к проведению профессионального диагностирования школьников. В первую очередь демонстрируются упражнения (кейсы, тесты, деловые игры и т.п.), элементы которых могут быть в дальнейшем использованы учителями в своей образовательной деятельности.

Мастер-классы направлены на представление педагогами авторских инновационных разработок в области развития у школьников профориентационных навыков. Важно привлечь к подобной методической работе всех учителей образовательной организации, рассмотреть представленные материалы на школьных методических объединениях, лучшие из которых презентовать на очередном тематическом педагогическом совете.

Взаимопосещение уроков предполагает обмен опытом между коллегами. По итогам присутствия на открытом занятии педагог заполняет форму, в которой основное внимание уделено анализу профориентационных этапов в деятельности школьников, полноты и актуальности излагаемых учителем фактов, связанных с рассматриваемым вопросом.

  1. Организация работы с обучающимися и их родителями (законными представителями).

Профориентационное взаимодействие школы с обучающимися и их родителями (законными представителями) является важнейшей составляющей работы ресурсного центра и включает в себя разнообразные формы, к основным из которых мы относим: 1) психолого-педагогическое тестирование школьников; 2) тематические профориентационные классные часы; 3) родительские лектории; 4) взаимодействие с центрами «Точка Роста»; 5) взаимодействие с парком «Россия – моя история».

Психолого-педагогическое тестирование позволяет в полной мере определить профессиональный потенциал школьника, выделить его предрасположенность к конкретному типу профессии. При этом важно предусмотреть такие механизмы, инструментарии и методы анализа, которые помогут сформировать максимально полную картину относительно вопросов профессионального самоопределения у различных возрастных групп школьников: 7–10 лет (начальное общее образование), 11–15 лет (основное общее образование) и 16–18 лет (среднее общее образование).

С целью диагностики профориентационного потенциала школьников и выявления их склонностей и интересов рациональным является проведение для каждой из вышеуказанных возрастных категорий трёх этапов тестирования (первичного, промежуточного и итогового) с последующим анализом происходящий изменений.

Ввиду наличия широкого информационного поля, которое предоставляет Интернет, считаем необходимым использовать такие подходы к проведению психолого-педагогических исследований, которые являются наиболее информативными и результативными с точки зрения профориентационной работы, а также учитывают психологические особенности школьников разных возрастных групп.

Тематические профориентационные классные часы – это специально организованная ценностно-ориентированная деятельность, способствующая формированию у школьников системы отношений к миру профессий. Их проведение является одним из основных инструментов, доступных классному руководителю в вопросе осуществления профориентационной деятельности.

Такие классные часы можно проводить в различных формах:

1) дискуссионная – диспуты, дискуссии, конференции, круглые столы, вечера вопросов и ответов, «открытый микрофон», встречи с приглашёнными людьми, лекции, лектории, аукционы;

2) состязательная – конкурсы, викторины, путешествия, КВН, эстафеты полезных дел, презентации, турниры, олимпиады и пр.;

3) творческая – фестивали, выставки, живые газеты, творческий труд, представление и защита проектов, юморины, спектакли, концерты, ярмарки;

4) игровая – ролевые игры, сюжетные игры, интеллектуальные, деловые игры, игры-путешествия, квесты;

5) психологического просвещения – тренинги и упражнения;

6) внешкольная – экскурсии, походы, посещение спектаклей, концертов, представлений.

Проведение профориентационных классных часов должно учитывать возрастные особенности школьников. В 6–7 классах важно рассказать о значимости труда в жизни человека, охарактеризовать широкий спектр профессий, представить способы профессионального выбора, презентовать предпрофильные направления обучения, возможности дополнительного образования, темы проектных работ. В 8–9 классах нужно обратить внимание на выбор уровня профессионального образования, содержание основных и востребованных профессий. В 10–11 классах акцент делается на выбор направления профессионального обучения и соответствующих предметов для вступительных испытаний, особенности поступления в образовательные организации высшего образования, старт профессиональной карьеры.

Родительские лектории имеют большое значение, поскольку степень влияния родителей в вопросе выбора дальнейшего профессионального пути ребёнка очень высока. Зачастую именно мнение членов семьи оказывает мощное воздействие на размышления подростка и является основополагающим в вопросе профориентации. Тем не менее, как показывают исследования важности детско-родительских отношений в процессе формирования навыков профессионального самоопределения у школьников [4], только 14% родителей используют эффективные стратегии профориентационной поддержки.

При интеграции воспитательных усилий школы и семьи возможно сформировать конструктивные установки школьников и помочь им выбрать тот профессиональный путь, который соответствует возможностям личности и потребностям общества. В связи с этим вопросы, касающиеся выбора профессии и развития у школьников навыков профессионального самоопределения, должны рассматриваться как сотрудничество между школой и родительской общественностью.

Стоит отметить, что школьные специалисты иногда сталкиваются с абстрагированным, посредственным участием некоторых членов родительского коллектива в данном вопросе. Причинами такой незаинтересованности могут служить разные факторы: нехватка времени, отсутствие доверия к профориентационным методикам, используемым школой, наличие в семье авторитарного типа воспитания, при котором ребёнок безоговорочно выполняет то, что диктуется родителями, в том числе выбирает свой профессиональный путь согласно жёстким установкам родителей.

Это ещё раз подтверждает необходимость выстраивания системы профориентационной работы с привлечением родительской общественности и требует поэтапного «погружения» родителей в вопрос профессионального выбора школьников. Наш опыт показал эффективность следующего плана взаимодействия:

– просветительская работа классного руководителя – освещение важности вопросов профориентации на родительских собраниях;

– практическая работа классного руководителя – анализ результатов психолого-педагогического профориентационного тестирования школьников и их сравнение с желаниями и установками родителей;

– создание инициативной творческой группы родителей, которые готовы активно участвовать в профориентационной работе, делиться со школьниками своими профессиональными знаниями, способствовать организации экскурсий на свои предприятия, привлекать к этой деятельности других, менее активных родителей;

– включение родителей в общешкольные профориентационные мероприятия – совместное осуществление выездных экскурсий, проведение школьных профориентационных конкурсов, проектов, выставок, дней профессий и т.д.;

– индивидуальное консультирование – работа школьного педагога-психолога с родителями по оказанию помощи в выстраивании правильного диалога с ребёнком, принятии его позиции.

Взаимодействие с центрами «Точка Роста» является важным элементом профориентационной работы. Центры «Точка Роста» создаются на базе школ в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование». Это специальные образовательные центры, работа которых направлена на подготовку детей по цифровому, естественно-научному, техническому и гуманитарному профилям.

Благодаря материально-техническим, информационным и кадровым возможностям этих центров проводимые на их базе профориентационные занятия способствуют развитию не только теоретических, но и практических навыков школьников, необходимых для освоения различных специальностей. При организации практического занятия (частичная профессиональная проба) в ходе профориентационного мероприятия целесообразно проводить лабораторные работы и практические занятия, задания на моделирование и решение познавательных задач.

Взаимодействие с парком «Россия – моя история» также открывает большие возможности для профориентационной работы.

Во всех исторических парках на протяжении нескольких месяцев в году открыта квестовая мультимедийная выставка-тестирование «Лаборатория будущего». Главная её задача – в игровой форме познакомить школьников с рынком труда, элементами различных отраслей и профессий, показать многообразие вариантов выбора специальности и помочь понять, в каком направлении им хотелось бы развиваться. Выставка состоит из увлекательных интерактивных квестов, пройдя которые каждый из гостей может познакомиться с более чем 30 профессиональными отраслями и более чем 300 профессиями. Также школьники бесплатно могут пройти здесь профориентационные диагностики и профориентационные пробы, чтобы определить свою будущую профессиональную траекторию.

Таким образом, ресурсный центр по профориентации, созданный в общеобразовательной организации, обладает большими возможностями в профессиональном самоопределении школьников. Их использование способствует повышению интереса школьников к вопросу выбора будущего карьерного пути, развитию у педагогов их профориентационных компетенций, расширению поля взаимодействия с социальными партнёрами, а также созданию благотворной атмосферы для укрепления связи школы с родительской общественностью.

Список литературы

  1. Тарлавский В.И., Цуканов Е.А. Становление и развитие профессиональной ориентации: обзор отечественного опыта // Перспективы науки и образования, 2014. № 2 (8). С. 63-
  2. Куликовская И.Э., Миронова Е.Н. Профориентация в современном мире: лучшие практики // Мир университетской науки: культура, образование. 2020. № 6. С. 15–21.
  3. Верченко И.А. Особенности выбора профессии старшеклассниками с разным уровнем эмоционального интеллекта // International Journal of Medicine and Psychology. 2021. Т. 4, № 6. С. 83–90.
  4. Ильясов Д.Ф., Селиванова Е.А., Каримова Н.Г., Ведерникова Л.С. Эффективные стратегии взаимодействия родителей и детей при выборе будущей профессии старшеклассниками // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 5(72). С. 86–
  5. Козырева Н.В. Формирование мотивации выбора профессии обучающихся образовательных организаций в условиях индивидуально-дифференцированного подхода // Педагогическая перспектива. 2021. № 2. С. 17–22.
  6. Назарова А.С., Вишнякова Е.И., Баринова С.Г. Педагогическое сопровождение старшеклассников в выборе будущей профессии // Проблемы современного образования. 2022. № 2. С. 183–189. https://doi.org/10.31862/2218-8711-2022-2-183-189
  7. Алтухов В.В., Шаповалова Д.Н. Профориентация в режиме онлайн: новые сервисы и инструменты // Профессиональное образование и рынок труда. 2017. № 2. С. 58-
  8. Громова Е.М., Беркутова Д.И., Горшкова Т.А. Цифровые сервисы профориентации: возможности и риски // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2021. № 4(44). С. 128–136. https://doi.org/10.54509/22203036_2021_4_128
  9. Яковлева Е.В., Гольцова Н.В. Игровые механики геймификации и профориентации в профессиональном самоопределении детей разных возрастных групп в системе образования // Вестник Череповецкого государственного университета. 2022. № 1(106). С. 188–199.
  10. Капаева Г.А., Марченко М.О. Принципы разработки, организации и внедрения программы профориентации «Школа – ресурсный центр» в г. Москве // Школа и производство. 2015. № 3. С. 42–45.
  11. Пономарева А.В. Инновационные методы работы и направления деятельности центра профориентации учащихся на базе МБОУ СШ № 6 // Учитель Алтая. 2021. № 2(7). С. 63–70.
  12. Холкова А.Г. Ресурсный центр профориентации как инновационная сетевая площадка развития профессионального самоопределения школьников // Учитель и время. 2022. № 17. С. 76–84.
  13. Исаенко В.А., Каракай Н.А. Развитие навыков профессионального ориентирования и самоопределения школьников // Педагогическая перспектива. 2021. № 2. С. 67–76.