Деятельность Клуба юных друзей правопорядка в Санкт-Петербурге как средство профилактики экстремистских проявлений в молодёжной среде

Т.П. Браун
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, Санкт-Петербург, Россия, braun.t@mail.ru

Аннотация

Рассматриваются вопросы профилактики экстремистских проявлений в молодёжной среде. Отмечается, что наиболее эффективно она осуществляется в образовательных организациях, поскольку они обладают достаточным потенциалом для этого и оказывают значительное влияние на несовершеннолетних, признаваемое ими самими и их родителями (законными представителями). Представлен опыт работы добровольных объединений «Клуб юных друзей правопорядка» как средства профилактики экстремистских проявлений в молодёжной среде. Описаны общие положения организации их деятельности, структура, основные формы работы. В частности, представлена деловая игра «Выбираем президента школы», которая позволяет подросткам приобрести опыт осознанного выбора и ответственности за принятое решение.

Ключевые слова

профилактика экстремизма, молодёжная среда, добровольные объединения учащихся, правовая социализация

Для цитирования

Браун Т.П. Деятельность Клуба юных друзей правопорядка в Санкт-Петербурге как средство профилактики экстремистских проявлений в молодёжной среде // Педагогическая перспектива. 2023. № 2(10). С. 18–25. https://doi.org/10.55523/27822559_2023_2(10)_18

Информация об авторах

Татьяна Петровна Браун – кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-педагогического образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования

Текст статьи

В настоящее время, которое характеризуется динамичностью и сложностью восприятия процессов, происходящих в России и мире, наблюдается рост проявления деструктивного поведения, экстремизма, уровня агрессивности у детей и подростков. Молодёжная среда в силу своих социальных характеристик и остроты восприятия окружающей обстановки является той частью общества, в которой наиболее быстро происходит накопление и реализация негативного протестного потенциала. Под влиянием социальных, политических, экономических и иных факторов молодые граждане могут пополнить ряды экстремистских организаций.

Как отмечают исследователи [1; 2 и др.], поведение несовершеннолетних определяется как возрастными, так и индивидуальными особенностями, которые могут привести к правовому нигилизму. В частности, к ним относятся повышенная эмоциональная возбудимость, импульсивность, внушаемость, подражательность, обострённое чувство независимости, стремление к престижу в референтной группе, негативизм, неуравновешенность возбуждения и торможения, недостаточность жизненного опыта и связанные с этим низкий уровень самокритичности, неспособность дать всестороннюю оценку жизненных обстоятельств и т.д. В зависимости от ситуативных, социокультурных и индивидуально-психологических факторов у подростков может проявляться как импульсивное неосознанное действие, так и расчётливый поступок, имеющий признаки деструкции поведения или экстремистских проявлений.

В связи с этим одной из приоритетных задач является профилактика экстремистских проявлений в молодёжной среде, в частности средствами правовой социализации несовершеннолетних, определяющими формирование и развитие их правосознания. Её важнейший механизм – это целенаправленная деятельность по правовому воспитанию подростков, сознательному изменению и совершенствованию их характера на основе определения содержания правовой и социальной практики, выстраивания взаимоотношений всех субъектов воспитания.

Современные учёные и практики активно обращаются к различным аспектам данной проблемы: правовому воспитанию подростков [3; 4; 5 и др.], профилактике молодёжного экстремизма [6; 7; 8 и др.], возможностям образовательных организаций в этом направлении [9; 10; 11; 12 и др.] и т.д.

По результатам исследования, проведённого в 2022 году Комитетом по образованию Санкт-Петербурга, обучающиеся образовательных организаций составляют 65,8% от общего числа несовершеннолетних участников преступлений. При этом достаточно тревожным является тот факт, что почти половина подростков, совершивших правонарушения, не считают преступлением следующие деяния: терроризм; захват заложника; заведомо ложное сообщение об акте терроризма; вандализм; разжигание национальной ненависти; хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств и т.д.

Проведённый при участии автора в 2022 году мониторинг «Выявление причин и условий совершения учащимися преступлений и правонарушений» показал, что 55% опрошенных несовершеннолетних, совершивших правонарушения, затруднились объяснить обстоятельства совершения преступления (правонарушения), что свидетельствует в том числе и об их правовой неграмотности.

По-прежнему основными факторами, способствующими совершению преступлений и правонарушений являются: 1) влияние друзей и знакомых; 2) непонимание последствий совершаемых действий; 3) напряжённая социально-экономическая ситуация в жизни подростка; 4) отсутствие возможности «заработать»; 5) большое количество ничем не занятого свободного времени; 6) стремление получить сильные впечатления; 7) неуверенность в завтрашнем дне.

По мнению подростков, к ключевым аспектам, позволяющим устранить (предупредить) правонарушения (преступления), относятся: 1) наличие правовых знаний о последствиях совершения преступления (правонарушения) – 62% опрошенных; 2) возможность заработка для детей и подростков во внеурочное время – 51%; 3) расширение мер и форм профилактики – 47%. При этом приоритетными источниками получения информации о законах, нормах и правилах поведения являются для них: родители – для 69% респондентов; школа – 63%, СМИ – 49%. Инспектора по делам несовершеннолетних указали в этом качестве только 19%.

На наш взгляд, наиболее эффективно профилактика экстремистских проявлений в молодёжной среде может осуществляться в образовательных организациях, поскольку они имеют достаточный потенциал для данной деятельности и оказывают значительное влияние на несовершеннолетних, признаваемое ими самими и их родителями (законными представителями).

При этом результативность и эффективность профилактической работы напрямую зависит от технологии её организации. Мы считаем, что она в обязательном порядке должна включать четыре этапа: диагностический, аналитико-поисковый, деятельностный, оценочный.

На диагностическом этапе социальный педагог выявляет уровень правового нигилизма и определённости гражданской позиции подростков. Основными методами при этом являются беседа, наблюдение и опрос.

На аналитико-поисковом этапе анализируются данные, полученные на предыдущем этапе, определяются направления профилактической деятельности, формулируются конкретные задачи, подбираются педагогически целесообразные средства и формы профилактической деятельности, происходит поиск возможных субъектов (в том числе субъектов профилактики), способных осуществлять педагогически целесообразную профилактическую деятельность. На этом этапе происходит организация мероприятий по профилактике экстремистских проявлений среди подростков, целью которых является формирование гражданско-патриотических качеств личности. Создаётся план мероприятий по данному направлению с учётом выявленной проблематики (активность подростков при наличии у них негативных социальных установок, недостаточность социальной и правовой грамотности, неумение анализировать и оценивать социально-правовую информацию). К данной работе привлекаются заместитель директора по ВР, социальный педагог, классные руководители, учителя истории и обществоведения, школьный совет, члены КЮДП.

На деятельностном этапе организуются мероприятия, направленные на профилактику экстремистских проявлений в молодёжной среде и на формирование гражданской позиции подростка. В работе участвует педагогический коллектив и администрация образовательного учреждения, субъекты профилактики, педагоги дополнительного образования.

На оценочном этапе происходит определение эффективности профилактической деятельности.

Одной из форм профилактической работы в образовательных организациях является деятельность Клубов юных друзей правопорядка (КЮДП) – добровольных объединений учащихся, создаваемых для пропаганды правовых знаний и профилактики правонарушений в подростковой среде. Впервые такие клубы появились в 2010 году по совместной инициативе Комитета по образованию и Главного управления Министерства внутренних дел России по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области и работают сегодня более чем в 100 образовательных организациях.

КЮДП является составной частью системы школьного самоуправления и может быть организован как:

– отделение (сектор) в структуре совета старшеклассников;

– детская секция при школьном совете по профилактике правонарушений;

– просветительское творческое объединение в системе дополнительного образования;

– самостоятельное общественное объединение волонтёров.

Клубное сообщество создаётся из социально активных старшеклассников, способных формировать общественное мнение и влиять на него в среде старшеклассников, работать с младшими учащимися и входить в контакт со взрослыми. Статус клуба в школе определяется в зависимости от задач практической деятельности и места в школьной жизни, но это всегда объединение школьников и взрослых, действующих на основе Положения, утверждённого директором школы, под руководством педагога-куратора.

Целью деятельности КЮДП является создание условий для изучения и распространения социально-правовых знаний среди учащихся, воспитания правовой культуры и активизации правоохранительной деятельности членов клуба на территории образовательного учреждения.

К основным задачам его деятельности относятся:

– воспитание у школьников чувства патриотизма, чувства товарищества, формирование гуманного отношения к людям;

– повышение правосознания у детей и подростков, воспитание информационной культуры, формирование у членов клуба способности к оценке социально-правовой информации, умения действовать в различных экстремальных жизненных ситуациях;

– вовлечение членов клуба в активную созидательную деятельность, способствующую развитию культуры законопослушного поведения, массовой молодёжной культуры, культуры группового общения;

– воспитание у подростков и молодёжи активного отношения к действительности, гражданского отношения к событиям в Российском государстве и в мире, подготовка их к участию в общественных отношениях на демократических основах, критического отношения к коррупции и насилию, воспитание культуры правозащитного поведения, проведение разъяснительной работы об ответственности за совершение противоправных действий среди сверстников.

 В члены КЮДП принимаются учащиеся в возрасте от 14 до 18 лет на основе устного заявления на сборе клуба. Повседневное руководство работой осуществляет штаб юных друзей правопорядка, избираемый на общем собрании клуба. Для обеспечения социально-педагогической целесообразности существования клуба в образовательной организации его деятельность проходит при поддержке администрации и инспектора по делам несовершеннолетних, ответственного за правоохранительную деятельность на данной территории.

Клуб осуществляет свою деятельность на основании законодательства Российской Федерации, Устава образовательного учреждения и Положения, имеет свою символику, самостоятельно разрабатывает и принимает внутренние документы, регламентирующие его работу. Куратор клуба назначается директором образовательного учреждения из числа педагогов, компетентных в вопросах теории и практики правового воспитания, организации совместной деятельности и ученического самоуправления, создания условий для ценностно-смыслового самоопределения учащихся.

Для решения стоящих перед КЮДП задач используются различные формы:

– для выявления уровня правовой грамотности и правового нигилизма, определения гражданско-правовой позиции подростков – беседы, опросы, наблюдения, викторины и т.д.;

– для формирования базовых знаний о праве – лекции по правовым вопросам кураторов КЮДП, лекции-занятия с представителями прокуратуры, инспектором по делам несовершеннолетних, обучающие семинары, дискуссии по правовым вопросам и т.д.;

– для усвоения и закрепления теоретических аспектов правовых основ –игровые формы (ролевая игра, групповая дискуссия, интерактивные обучающая игра, мероприятия различного формата в рамках месяца правовых знаний и др.);

– для формирования навыков социально-активной деятельности – творческие проекты, конкурсы, наставничество членов КЮДП над учениками младших классов и студентов юридических вузов над членами клуба.

Одним из направлений деятельности Клубов юных друзей правопорядка в последние два года является профилактика экстремистских проявлений в молодёжной среде.

В рамках городского методического объединения «Городское содружество кураторов КЮДП» проводятся семинары по данному направлению. Формат семинаров многообразен – панельная дискуссия, педагогическая мастерская, тренинг, представление практического опыта и т.д. На них приглашаются специалисты из различных областей: сотрудники прокуратуры, Следственной академии, Университета правосудия, Университета МВД, центра по противодействию экстремизму, инспекторы отделов по делам несовершеннолетних, координатор Молодёжной службы безопасности и др.

Методическим объединением рассматриваются различные темы:

– профилактика экстремизма и агрессии в молодёжной среде в организации деятельности КЮДП;

– особенности киберпреступлений в молодёжной среде и их профилактика;

– манипулирование, защита от манипуляции как предупреждение правонарушений несовершеннолетних и экстремистских проявлений в молодёжной среде;

– современные киберопасности в жизни школьника: профилактика правонарушений, проявления экстремизма и национализма в молодёжной среде;

– игровые технологии в организации деятельности КЮДП как профилактика правонарушений несовершеннолетних;

– социально-ролевые игры в деятельности КЮДП как ресурс правового воспитания несовершеннолетних;

– профилактика правонарушений и экстремизма среди несовершеннолетних в деятельности КЮДП: взаимодействие с Молодёжной службой безопасности и т.д.

Сами КЮДП ведут систематическую работу по профилактике экстремистских проявлений в молодёжной среде непосредственно в своих образовательных организациях. Мероприятия, проводимые для членов клуба, также различны по своему формату:

– цикл занятий по разъяснению как самого явления, так и ответственности за него с привлечением юристов и сотрудников ГУ МВД;

– беседы «Лингвистическая составляющая экстремистских проявлений среди молодёжи»;

– информирование о потенциальных рисках, связанных с протестными движениями;

– обучающие занятия по правилам поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций в образовательных учреждениях и при проведении массовых мероприятий;

– интерактивные занятия по правовому разрешению конфликтных ситуаций в школьной и общественной жизни;

– деловые игры гражданско-патриотической направленности;

– разработка членами КЮДП буклетов, листовок, плакатов по профилактики экстремистских проявлений в молодёжной среде.

Интересным форматом профилактической работы по данному направлению является деловая игра «Выбираем президента школы», которая позволяет подросткам приобрести опыт осознанного выбора и ответственности за принятое решение.

Сначала педагогическим коллективом совместно с членами школьного совета и КЮДП осуществляются все подготовительные процедуры: разрабатывается Положение о выборах президента школы; формируется избирательная комиссия из числа членов школьного совета и КЮДП; проводится первое заседание избирательной комиссии.

Затем происходит выдвижение и регистрация кандидатов, и осуществление ими предвыборной агитации. При этом соблюдаются все основные процедуры, предусмотренные Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Кандидат в президенты:

– организует «свою партию» или же выступает в качестве «самовыдвиженца»;

– разрабатывает предвыборную программу, базируясь на запросах учеников школы;

– готовит предвыборные плакаты;

– собирает подписи на подписных листах установленного формата и сдаёт их в избирательную комиссию для регистрации.

Избирательная комиссия выборочно проверяет полученные подписные листы и при соблюдении всех требований регистрирует кандидатов в президенты, выдаёт им удостоверения и сообщает об этом в школьных СМИ.

Далее в установленное и ранее объявленное время проводятся подготовка «электоратом» наказа «избирателю», предвыборная агитация, встреча с избирателями, диспуты кандидатов.

Процедура голосования включает в себя оповещение избирателей о месте и времени голосования; собственно голосование с привлечением экспертов и наблюдателей; подсчёт голосов; объявление об итогах выборов; торжественное принятие присяги президентом.

Президент школы выбирается на 1 год и получает определённые Положением полномочия. В конце срока он отчитывается перед избирателями.

Во время избирательной кампании для подростков проводятся лекции по избирательному праву и беседы «Ответственность кандидата за свою программу». После окончания игры проводится анализ, насколько рациональным и осознанным было голосование, на чём оно базировалось: на соответствии программы их наказов избирателей или личной симпатии (или антипатии) к кандидатам.

Отметим, что результативность и эффективность проведения игры зависит от целого ряда факторов: активной позиции учащихся и педагогов; слаженного взаимодействия участников и их серьёзного, ответственного подхода; готовности педагогов формировать у подростков активную гражданскую позицию.

Все эти формы работы позволяют добиться положительных результатов в профилактике экстремистских проявлений в молодёжной среде.

Таким образом, деятельность Клуба юных друзей правопорядка даёт подросткам возможность для проявления своей активной гражданской позиции в социально-одобряемом русле и приобретения социального опыта, необходимого для самореализации и повышения самооценки, особенно значимой в этом возрасте. Как показал опыт, вовлечение подростка с признаками деструктивного поведения в КЮДП зачастую меняет его поведение и мировоззрение, ценностные установки и социальную позицию, что приводит к его правовой социализации. Подтверждением этого является наблюдаемая в последние годы тенденция уменьшения количества подростков, стоящих на учёте в подразделении по делам несовершеннолетних, количества дел об административных правонарушениях и количества зарегистрированных преступлений с потерпевшими несовершеннолетними.

Список литературы

  1. Гуримова Г.Ф. Социальные модели формирования личности преступника // Актуальные проблемы экономики и права 2008. № 3. С 104–107.
  2. Костина Л.М., Писаренко И.А., Карпова М.А Факторы психологической безопасности личности в образовательной среде школы // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2021. № 3(5). С. 55–60. https://doi.org/10.54158/27132838_2021_3_55
  3. Браун Т.П. Формирование правовой культуры подростков как форма воспитания патриотизма // Современные социальные технологии в работе с молодежью: Сб. ст. II Междунар. науч.-практ. конф. Уфа, 20 апреля 2017 года. Уфа: Башкирский государственный университет, 2017. С 101–107.
  4. Максина С.В. Отдельные вопросы деятельности субъектов правового воспитания несовершеннолетних // Ученые записки юридического факультета. 2021. № 3. С. 32–35.
  5. Рассолова Е.А. Правовое воспитание старшеклассников // Вестник Университета Российской Академии Образования. 2007. № 1. С. 45–47.
  6. Майоров А.В., Яременко Н.Е. Профилактика экстремизма в молодежной среде // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. 2018. Т. 3, № 1. С. 87–91.
  7. Нагорный А.П., Попов А.Н. Профилактика экстремизма и терроризма среди молодежи России // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. 2021. Т. 7, № 1. С. 105–115. https://doi.org/10.37279/2413-1733-2021-7-1-105-115
  8. Сингач А.Н. Модель профилактики молодежного экстремизма технологиями социально-культурной деятельности // Ученые записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств). 2018. № 1(15). С. 43–47.
  9. Вилейто Т.В., Крылова Е.С. Профилактическая работа антитеррористической направленности в старшей школе при изучении основ безопасности жизнедеятельности (по материалам исследования) // Педагогическая перспектива. 2021. № 2. С. 23–29.
  10. Долгушев Е.В., Рачковская Н.А., Ефименко В.Н. Направления работы по профилактике экстремизма и терроризма в современной школе // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 1(86). С. 79–81. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2021-186-79-81
  11. Панасенко В.Н. Профилактика экстремизма в общеобразовательных организациях // Общество и право. 2021. № 3(77). С. 32–37.
  12. Филипенко Е.В., Витольник Г.А. Возможности общеобразовательных организаций в профилактике молодежно-подросткового экстремизма // Человеческий капитал. 2023. № 3(171). С. 187–193. https://doi.org/10.25629/HC.2023.03.19