Муниципальная система профилактики учебной неуспешности как компонент сопровождения школ с низкими образовательными результатами

Н.О. Яковлева1, О.С. Быстрицкая2
1 Институт развития образования Краснодарского края, Краснодар, Россия, noyakovleva@mail.ru
2 Информационно-методический центр системы образования Ейского района, Ейск, Россия, bystritckayaos@eysk.edu.ru

Аннотация

Представлена общая характеристика понятия «педагогическая профилактика», выделены два её вида (мягкая и усиленная) и четыре этапа реализации: «Диагностика ситуации. Выявление причин»; «Определение путей и средств профилактики»; «Реализация профилактических мероприятий»; «Оценка эффективности профилактики. Коррекция недостатков». С точки зрения построения системы профилактики рассмотрена учебная неуспешность. Дано описание «Конструктора формирования системы программных мероприятий по профилактике учебной неуспешности в муниципальной системе образования», разработанного для обеспечения единого подхода к организации профилактики учебной неуспешности в школах с низкими образовательными результатами во всех муниципалитетах Краснодарского края. Представлена его структура, включающая 11 компонентов, по каждому из которых разработаны содержательные блоки профилактики учебной неуспешности на уровне муниципалитета и образовательной организации. Приведены примеры мероприятий по всем компонентам конструктора.

Ключевые слова

профилактика, педагогическая профилактика, учебная неуспешность, школы с низкими образовательными результатами

Для цитирования

Яковлева Н.О., Быстрицкая О.С. Муниципальная система профилактики учебной неуспешности как компонент сопровождения школ с низкими образовательными результатами // Педагогическая перспектива. 2023. № 2(10). С. 32–44. https://doi.org/10.55523/27822559_2023_2(10)_32

Информация об авторах

Надежда Олеговна Яковлева – доктор педагогических наук, профессор, Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, руководитель центра методической поддержки и инновационного развития системы образования Института развития образования Краснодарского края.

Олеся Станиславовна Быстрицкая – заместитель директора Информационно-методического центра системы образования Ейского района.

Текст статьи

Проблема повышения качества образования для школ с низкими образовательными результатами имеет особое значение и решается в разных направлениях, ключевым из которых является профилактика учебной неуспешности. Создание внутришкольных систем профилактики учебной неуспешности, согласно методическим рекомендациям Федерального института оценки качества образования, в настоящее время является актуальной задачей каждого муниципалитета: «на региональном уровне должна быть выстроена работа по развитию во всех ОО региона внутришкольной системы профилактики учебной неуспешности, включающей повышение профессионального мастерства педагогических работников и руководителей ОО в части работы с отстающими, индивидуализацию образовательного процесса, создание благоприятного климата в школе и т.п. Необходимо также развитие сервисов психологического сопровождения и другие мероприятия. Роль муниципалитета в такой системе заключается в проведении анализа проблемных ситуаций в образовательных организациях (в том числе в рамках проведения анализа результатов процедур оценки качества образования) и принятии соответствующих муниципальных мер для их устранения» [1, с. 28]. Столь серьёзные требования предполагают развёртывание системной деятельности со стороны муниципальных органов управления образованием и методических служб, предусматривающей обеспечение единства подходов и координации усилий всех образовательных организаций (далее – ОО), а особенно школ с низкими образовательными результатами.

Как педагогический феномен профилактика исследовалась многими отечественными учёными:

  • педагогическая профилактика – Р.В. Варнаков, С.В. Захаренко, И.В. Ульянова, Л.К. Фортова и др.;
  • социально-педагогическая профилактика – Т.Н. Дорошенко, Е.Н. Ерохина, А.А. Феоктистова, Т.А. Черникова, В.В. Шатохина и др.;
  • психолого-педагогическая профилактика – Н.С. Бобровникова, В.А. Марахова, С.В. Маст, Э.С. Новикова, А.И. Семеновская и др.

Кроме того, особенности и содержание профилактики профессионального выгорания рассматривались М.А. Агаджановой, Е.В. Брыловой, Г.Г. Зейналовым, О.В. Соловьевой и др., профилактики девиантного поведения – Н.П. Андреевой, Ю.В. Лебедевой, В.А. Пятуниным, М.Г. Сергеевой и др., зависимостей личности – А.Е. Бойковым, Е.В. Черниковой, Е.Г. Шубниковой и др., дезадаптации – Н.М. Ноговицыной, Н.В. Подстригаевой, И.А. Сироткиной, И.В. Хромовой и др., социального неблагополучия – Е.В. Антоновой, А.В. Ждановым, С.В. Марковой, С.В. Розановой и др., экстремизма – С.Р. Асяновой, Г.С. Курагиной, Р.А. Шихалиевым и др., конфликтов – В.Н. Антошкиным, Е.В. Бурмистровой, Е.А. Емельяновым, В.Д. Ремизовой и др.

Феномен учебной неуспешности изучался В.А. Гуружаповым, Н.А. Солдатовой, О.Г. Тавстухой, А.А. Чернявской, Е.В. Чуб, Г.Р. Шакировой и др., а педагогическая профилактика неуспешности в современной школе – О.М. Горнаевой, Е.А. Екжановой, О.А. Ильясовой, Г.Г. Мисаренко, Е.А. Селивановой, И.Е. Числовой и др.

Несмотря на высокий интерес и накопленный научный опыт построение системной работы в масштабах муниципалитета по профилактике учебной неуспешности вызывает массу вопросов и требует методических обобщений успешных практик. Прежде всего необходимо определиться с базовой терминологией.

Профилактика как специфический вид деятельности представляет собой комплексную систему предупреждения появления причин и условий негативных явлений. Под педагогической профилактикой понимают систему превентивных мер, применяемых для выявления и нейтрализации причин и условий возникновения и развития явлений, негативно сказывающихся на качестве образования [2; 3; 4; 5].

Анализ современной научной литературы [6; 7; 8; 9; 10; 11; 12] показал, что педагогическая профилактика имеет самостоятельный статус и обладает следующими особенностями:

  • носит междисциплинарный (интегрированный) характер;
  • в отличие от помощи, инициируемой испытывающим затруднение субъектом, профилактика, как правило, осуществляется по решению вышестоящей системы;
  • носит проактивный, плановый и управляемый характер;
  • предусматривает комплексный подход;
  • отличается воспроизводимостью, т.е. возможностью повторения профилактических мероприятий в педагогической практике;
  • реализуется в отношении каждого негативного фактора;
  • зависит от своевременности начала.

Принимая во внимание, что муниципальная система профилактики должна включать мероприятия краевого, муниципального и школьного уровней, иметь системный характер и обеспечивать единообразие подходов к подготовке документов, считаем обязательным распространение работы по профилактике на все школы муниципалитета. При этом необходим индивидуальный подход в соответствии с особенностями образовательных организаций.

Мы выделяем мягкую и усиленную профилактику.

Мягкая профилактика предусматривает систему мероприятий, выстраиваемых как ответ не на уже проявляющиеся негативные явления, а на выявленные тенденции. Она включает локальные воздействия на причины и факторы, ограничивается разовыми акциями и не требует многократных повторений превентивных мер. На практике мягкая профилактика чаще всего игнорируется, а её эффективность плохо диагностируется.

Усиленная профилактика предусматривает систему мероприятий по преодолению причин и факторов негативных явлений, а также устранение самих явлений. Она реализуется как система воздействий на сложившуюся ситуацию и использует цикличные мероприятия с привлечением большего количества ресурсов (в том числе кадровых). Усиленная профилактика является наиболее распространённой, хотя более затратной по человеческим, временным, информационным, финансовым ресурсам и в конечном итоге не всегда гарантирует необходимый результат.

В ходе исследования мы установили, что профилактика как управляемый процесс состоит из четырёх этапов (табл. 1).

Таблица 1. Характеристика этапов педагогической профилактики

Содержание этапов

Функции управления

Методы

1

Диагностика ситуации

анализ

изучение документации, экспертная оценка, наблюдение, анкетирование, опрос и др.

Выявление причин

2

Определение путей и средств профилактики

планирование

анализ (в т.ч. SWOT-анализ), сравнение, моделирование, актуализация успешного опыта, диаграмма Ганта

3

Реализация профилактических мероприятий

организация, координация

убеждение, информирование, переучивание, реконструкция действий, практика, упражнение, стимулирование, пример, принуждение, самоисправление

4

Оценка эффективности профилактики

контроль

экспертиза, прогнозирование, определение рисков, повторение, самоанализ

Коррекция недостатков

Как отмечают современные исследователи [13; 14 и др.], неуспеваемость представляет собой ситуативное или устойчивое отставание школьника в освоении учебного материала по одному или нескольким предметам программы. Неуспешность – это нежелание или неспособность ученика выполнить требования образовательной программы, потеря интереса к школьной жизни и позиции учащегося; педагогическая запущенность, трудновоспитуемость [15; 16].

Таким образом, неуспешность – понятие более широкое, чем неуспеваемость. Неуспешность обладает следующими особенностями:

  • проявляется в демонстрации низких результатов при прохождении обучающимися внешних оценочных процедур (ВПР, ГИА, региональные мониторинги и т.д.);
  • имеет психологические и социальные причины;
  • развивается из-за отсутствия системной работы по сопровождению обучающихся;
  • нуждается в устранении, в том числе и через профилактические меры;
  • требует привлечения субъектов не только на уровне школы, но и на муниципальном уровне.

Учебная неуспешность может и должна быть предметом педагогической профилактики как на уровне школы, так и муниципалитета в целом.

Мы считаем, что система профилактики учебной неуспешности в муниципалитете как компонент сопровождения школ с низкими образовательными результатами [17] должна иметь двухуровневую структуру:

на муниципальном уровне разрабатывается дорожная карта, которая включает:

  • муниципальные мероприятия (ответственный организатор и исполнитель – муниципальная методическая служба);
  • муниципальные мероприятия с участием / для ШНОР;
  • мероприятия по контролю подготовки и реализации внутришкольной системы профилактики учебной неуспешности;

на уровне образовательной организации разрабатывается и реализуется внутришкольная система профилактики учебной неуспешности.

Очевидно, что представление муниципальной системы плановых мероприятий по профилактике учебной неуспешности должно отличаться от обычной дорожной карты реализации любого другого проекта. Поэтому основной документ, отражающий муниципальную систему профилактики учебной неуспешности, по нашему мнению, должен включать два раздела: 1) результаты входного аудита, предусматривающего выявление негативных факторов, их ключевых параметров по каждой образовательной организации; 2) муниципальная дорожная карта по профилактике учебной неуспешности. Это позволит зафиксировать негативные факторы, выявленные в каждой школе, и представить комплекс профилактических мероприятий по их устранению. На рисунке приведена форма такого документа (рис.).

Образец формы документа по муниципальной системе профилактики учебной неуспешности

Рисунок. Образец формы документа по муниципальной системе профилактики учебной неуспешности

В качестве мероприятий, которые могут быть внесены в муниципальную дорожную карту, мы предлагаем совещания рабочей группы, стратегическую сессию, посещение школ, тематические семинары, мастер-классы, тренинги, стажировки, консультирование, разработку индивидуальных образовательных маршрутов, конкурсы, фестивали, конференции и др. Контроль выполнения работы по профилактике учебной неуспешности может реализовываться через следующие мероприятия: аудит, мониторинг, исследование, отчёты, педагогический консилиум, аналитический круглый стол, экспертные выезды, контрольные собеседования и др.

Для обеспечения единого подхода к организации профилактики учебной неуспешности во всех муниципалитетах Краснодарского края нами разработан «Конструктор формирования системы программных мероприятий по профилактике учебной неуспешности в муниципальной системе образования». Его структура включает 11 компонентов, по каждому из которых разработаны содержательные блоки профилактики учебной неуспешности как на уровне муниципалитета, так и образовательной организации. В таблице приведена структура данного Конструктора (табл. 2).

Таблица 2. Конструктор формирования системы программных мероприятий по профилактике учебной неуспешности в муниципальной системе образования

№ п/п

Наименование фактора негативного влияния

Параметры фактора

1

Низкий уровень оснащения школы

Нехватка или плохое состояние учебных материалов

Нехватка компьютеров для учителей

Нехватка компьютеров для обучающихся

Нехватка другого цифрового оборудования (проекторов, копировальных аппаратов, др.)

Плохое качество интернет-соединения / недоступность подключения

Нехватка или плохое состояние помещений школы (выраженные потребности в ремонте помещений)

Низкая оснащённость помещений школы (проблемы с отоплением, освещением, отсутствие необходимого лабораторного оборудования, оборудования кабинетов технологии)

Отсутствие помещений/возможностей для проведения групповых занятий, мини-конференций, организации межпредметных занятий

2

Специфика контингента обучающихся

Наличие обучающихся из многодетных семей (3 и более детей)

Наличие обучающихся из малообеспеченных семей

Наличие обучающихся из семей, в которых оба родителя являются безработными

Наличие обучающихся из семей, в которых хотя бы один из родителей является инвалидом

Наличие обучающихся из приёмных семей, в т.ч. находящихся под опекой

Наличие обучающихся из семей, находящихся в социально опасном положении

Наличие обучающихся, состоящих на учёте в комиссиях по делам несовершеннолетних

Наличие обучающихся с ОВЗ (отклонения в интеллектуальном и психическом развитии)

3

Низкое качество преодоления языковых и культурных барьеров

Наличие обучающихся, для которых русский язык не является родным или языком повседневного общения (по данным администрации ОО)

Наличие обучающихся, для которых русский язык не является языком повседневного общения (по ответам обучающихся)

4

Недостатки кадровых ресурсов школы

Дефицит педагогических сотрудников

Дефицит профильных специалистов (психолога, логопеда, тьютора)

Нехватка других сотрудников (администрации, лаборантов, техников по обслуживанию оборудования, поваров, уборщиц, охраны, плотника и др.)

Наличие административных работников, имеющих стаж руководящей работы менее 5 лет

Наличие вакансий административных работников

Преподавание административными работниками учебных предметов с нагрузкой более 18 часов

5

Низкий уровень сформированности профессионализма и компетенций педагогов

Низкая предметная подготовка учителей (начальных классов, математики и русского языка)

Низкая методическая подготовка учителей (начальных классов, математики и русского языка)

Низкий уровень компетенций в области индивидуализации учебного процесса учителей (начальных классов, математики и русского языка)

Низкий уровень применения современных практик и приёмов в образовательной деятельности (цифровых технологий, методик развития метапредметных компетенций, интерактивных методик и др.)

Наличие учителей со стажем менее 5 лет

Наличие учителей (начальных классов, математики, русского языка), имеющих нагрузку более 30 часов в неделю

Наличие учителей (начальных классов, математики, русского языка) пенсионного возраста

6

Несформированность внутришкольной системы повышения квалификации

Низкое качество профессионального взаимодействия между учителями школы

Низкое количество учителей, включённых в процесс профессионального сопровождения после прохождения курсов повышения квалификации

Низкое количество учителей, прошедших курсы повышения квалификации, соответствующих их профессиональным потребностям

Недостаточное число учителей, вовлечённых в систему наставничества (менторства)

7

Отсутствие объективной и сбалансированной ВСОКО

Расхождение между результатами внутришкольного и внешнего оценивания, вхождение школы в число учреждений с признаками необъективных результатов по итогам мониторинга ФИОКО

Наличие потенциальных медалистов, не подтвердивших образовательные результаты на ЕГЭ

Перегруженность или недостаточность графика внутришкольных оценочных процедур

Отсутствие внутришкольного контроля за достижением обучающимися метапредметных образовательных результатов, формированием функциональной грамотности

8

Высокая доля обучающихся с рисками учебной неуспешности

Наличие обучающихся, которым учителя рекомендуют дополнительные занятия с целью ликвидации отставания по учебной программе

Низкая мотивация школьников к учению

Наличие обучающихся с ОВЗ

Наличие учителей, испытывающих неуверенность при работе с обучающимися с ОВЗ

9

Неудовлетворительное качество взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся

Слабая информированность родителей о динамике образовательных достижений обучающихся и возможностях для их улучшения

Фиксация неудовлетворённости родителей качеством обучения

Дистанцирование родителей от учебного процесса и внеурочной деятельности школы

Низкая посещаемость родителей собраний и мероприятий школы

Отсутствие поддержки родителями детей в учёбе

10

Неудовлетворительная атмосфера школьного благополучия

Эмоциональное неблагополучие в школе (конфликты между учителями; конфликты между учениками (открытые конфликты или случаи буллинга); конфликты в местах общего пользования, вандализм в школе и др.

Конфликтные отношения в педагогическом коллективе (по ответам учителей)

Нежелание учителей участвовать в различных формах профессионального развития

Распространённость деструктивных педагогических практик (по ответам обучающихся)

Стихийность и несистемность профориентационной деятельности

Выраженные проблемы с поведением на уроках / вне уроков

Отсутствие учёта индивидуальных возможностей обучающихся в учебном процессе

Слабое обновление арсенала педагогических технологий

11

Низкая эффективность работы методической службы

Низкий уровень квалификации специалистов УО и ТМС

Наличие вакансий в УО и ТМС

Высокая доля специалистов УО и ТМС, имеющих стаж работы в должности менее 5 лет

Отсутствие педагогического образования у специалистов УО и ТМС, курирующих учебную и воспитательную работу

Отсутствие мер социальной поддержки для молодых педагогов на уровне муниципалитета

Низкая привлекательность муниципалитета для проживания (экономические и экологические факторы)

Содержательные блоки профилактики по выделенным факторам разработаны нами для использования на уровне муниципалитета и образовательной организации и представлены на сайте ГБОУ ИРО Краснодарского края «Краевая система работы со ШНОР» (http://shnor.iro23.ru/2023/03/09/семинар-совещание-организация-работ/). Приведём выборочные позиции разработанного Конструктора.

  1. Низкий уровень оснащения школы:

на уровне муниципалитета включает следующие блоки профилактики:

  • организация грантовых конкурсов, направленных на поддержку школьных инициатив;
  • подготовка документации для участия в федеральной программе «Модернизация школьных систем образования»;
  • оказание организационной помощи в установлении сетевого партнёрства образовательных организаций и др.;

на уровне ОО включает следующие блоки профилактики:

  • привлечение внебюджетных средств за счёт оказания платных дополнительных образовательных услуг;
  • подготовка документации для участия в федеральной программе «Модернизация школьных систем образования», проекте «Современная школа» национального проекта «Образование»;
  • использование ресурсов сетевых партнёров и др.
  1. Специфика контингента обучающихся:

на уровне муниципалитета включает следующие блоки профилактики:

  • координация деятельности ШВР и сопредельных служб;
  • организация постоянно действующих семинаров-совещаний для ШВР;
  • консультативная помощь для специалистов ШВР и др.;

на уровне ОО включает следующие блоки профилактики:

  • обеспечение условий для адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • разработка и реализация адаптированных программ;
  • организация работы тьюторов и др.
  1. Низкое качество преодоления языковых и культурных барьеров:

на уровне муниципалитета включает следующие блоки профилактики:

  • организация центра помощи семьям мигрантов, для которых русский язык не является родным и др.;

на уровне ОО включает следующие блоки профилактики:

  • профессиональная переподготовка и повышение квалификации учителей начальных классов и учителей русского языка;
  • проведение воспитательных и образовательных событий, направленных на комфортную социализацию детей-мигрантов;
  • создание системы дополнительных занятий для обучающихся, для которых русский язык не является родным или языком повседневного общения и др.
  1. Недостатки кадровых ресурсов школы:

на уровне муниципалитета включает следующие блоки профилактики:

  • организация целевого обучения;
  • проведение методических мероприятий по вопросу открытия педагогических классов;
  • наличие системы работы с резервом управленческих кадров и др.;

на уровне ОО включает следующие блоки профилактики:

  • установление партнёрских отношений с педагогическими вузами для привлечения старшекурсников к преподаванию в школе;
  • открытие педагогических классов;
  • формирование кадрового резерва управленческих кадров и др.
  1. Низкий уровень сформированности профессионализма и компетенций педагогов:

на уровне муниципалитета включает следующие блоки профилактики:

  • супервизия в рамках деятельности муниципальной тьюторской службы;
  • поддержка профессионального развития педагогов на уровне муниципалитета;
  • тематические проверки деятельности ОО и др.;

на уровне ОО включает следующие блоки профилактики:

  • корпоративное обучение;
  • восполнение профессиональных дефицитов педагогов на основе диагностики (ИОМ);
  • предупреждение профессионального выгорания и др.
  1. Несформированность внутришкольной системы повышения квалификации:

на уровне муниципалитета включает следующие блоки профилактики:

  • мониторинг и контроль наличия в каждой ОО муниципалитета эффективно работающей внутришкольной системы повышения квалификации и др.;

на уровне ОО включает следующие блоки профилактики:

  • создание в ОО условий для непрерывного профессионального развития педагогических работников (профессиональная переподготовка, повышение квалификации);
  • разработка и реализация ИОМ педагогов;
  • развитие системы поддержки молодых специалистов, наставничества (менторства) и др.
  1. Отсутствие объективной и сбалансированной ВСОКО:

на уровне муниципалитета включает следующие блоки профилактики:

  • контроль объективности оценивания образовательных результатов;
  • контроль подготовки обучающихся к ГИА (проведение репетиционных экзаменов) и др.;

на уровне ОО включает следующие блоки профилактики:

  • приведение графиков школьных оценочных процедур и фонда оценочных средств в соответствие с региональными и федеральными требованиями;
  • административный контроль за объективностью оценивания образовательных достижений обучающихся;
  • обеспечение открытости ВСОКО: включение в практику деятельности каждого учителя формирующего оценивания; информирование обучающихся и родителей о программных требованиях к результатам обучения и критериях оценивания и др.
  1. Высокая доля обучающихся с рисками учебной неуспешности:

на уровне муниципалитета включает следующие блоки профилактики:

  • организация межшкольных занятий в тьюторском консультационном пункте;
  • организация деятельности муниципальных методических объединений педагогов-психологов, логопедов, дефектологов, социальных педагогов;
  • содействие повышению квалификации учителей по вопросу обучения детей с ОВЗ и др.;

на уровне ОО включает следующие блоки профилактики:

  • организация систематического сбора информации о текущей успеваемости и посещаемости обучающихся;
  • создание современной образовательной среды (ориентир – школа Минпросвещения России);
  • организация повышения квалификации педагогов по вопросам обучения детей с ОВЗ и др.
  1. Неудовлетворительное качество взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся:

на уровне муниципалитета включает следующие блоки профилактики:

  • проверка качества информационно-разъяснительной работы (тематические проверки);
  • проведение муниципальных родительских собраний с привлечением известных медийных личностей, компетентных в вопросах образования и воспитания, узких специалистов, имеющих высокий уровень квалификации (психологов, логопедов, дефектологов, педиатров, неврологов);
  • проведение родительских лекториев и др.;

на уровне ОО включает следующие блоки профилактики:

  • информирование обучающихся и родителей о программных требованиях к результатам обучения и критериях оценивания;
  • организация работы по взаимодействию с родительским комитетом;
  • контроль проведения/посещаемости просветительских родительских собраний (классных и общешкольных), круглых столов, опросов по удовлетворённости родителями (законными представителями) качеством образования и др.
  1. Неудовлетворительная атмосфера школьного благополучия:

на уровне муниципалитета включает следующие блоки профилактики:

  • координация деятельности ШВР на муниципальном уровне;
  • организация муниципальных методических мероприятий по вопросу оценивания образовательных достижений, применения современных образовательных технологий;
  • организация участия педагогов в региональных и федеральных мероприятиях методического характера по вопросу оценивания образовательных достижений, применения современных образовательных технологий и др.;

на уровне ОО включает следующие блоки профилактики:

  • обеспечение вовлечённости обучающихся во внеурочную деятельность;
  • использование методик, техник, инструментов формирующего оценивания;
  • организация психолого-педагогического сопровождения адаптации обучающихся в учебном процессе и др.
  1. Низкая эффективность работы методической службы:

на уровне муниципалитета включает следующие блоки профилактики:

  • регулярное повышение квалификации (формальное, неформальное, информальное) специалистами УО и ТМС;
  • формирование кадрового резерва специалистов УО и ТМС;
  • обучение, в том числе корпоративное, начинающих специалистов УО и ТМС, стажировки в других муниципалитетах и др.

Каждая из указанных позиций требует детализации конкретными мероприятиями, которые будут составлять содержание муниципальной дорожной карты. В зависимости от выявленных негативных факторов с использованием данного Конструктора муниципалитетом формируется специфическое наполнение дорожной карты. При этом инвариантными для всех и обязательными являются мероприятия по мониторингу наличия и качества внутришкольных систем профилактики и собеседования с руководителями школ по их реализации.

Таким образом, профилактика учебной неуспешности на уровне муниципалитета имеет системный и управляемый характер, включает четыре этапа, предусматривает диагностику проявления негативных факторов и построение дорожной карты, включающей профилактические мероприятия по их устранению.

Список литературы

  1. Методические рекомендации по развитию муниципальных механизмов управления качеством образования // ФИОКО: сайт. URL: https://fioco.ru/Media/Default/Documents/МР_МУМ-2022%20(в%20ред.%20от%2010.06.2022).pdf (дата обращения 03.04.2023).
  2. Методические рекомендации по повышению качества профилактической работы в системе образования / Сост. О.В. Эрлих, Н.И. Цыганкова. СПБ.: Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, 2017. 37 с.
  3. Шайхутдинов А.И. Профилактика академической неуспеваемости // Прикладная электродинамика, фотоника и живые системы – 2020: материалы VII Молодежной междунар. науч.-технич. конф. молодых ученых, аспирантов и студентов. Казань, 2020. Казань: ИП Сагиева А.Р., 2020. С. 577–579.
  4. Организация и содержание профилактической работы в школе: методический конструктор / Под общ. ред. И.П. Посашковой. Омск: БОУ ДПО «ИРООО», 2020. 80 с.
  5. Соколов И.С. Педагогическая профилактика асоциального поведения обучающихся общеобразовательных организаций: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2015. 24 с.
  6. Екжанова Е.А. Системная профилактика и коррекция школьной неуспешности на основе анализа результатов авторского диагностико-прогностического скрининга // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2018. № 8. С. 19–24.
  7. Буронова Ш.Ф. Профилактика школьной неуспеваемости как средство повышения качества образования // Вопросы науки и образования. 2020. № 11(95). С. 125–128.
  8. Попова М.А. Профилактика школьной неуспеваемости в начальных классах // Научный потенциал. 2021. № 1-1(32). С. 64–67.
  9. Майер А.А. Саморазвитие педагога как профилактика профессиональных затруднений в процессе вузовской подготовки // Вестник РМАТ. 2016. № 3. С. 94–99.
  10. Тахохова Т.В. Роль учебной мотивации в профилактике неуспеваемости школьников // Саморазвитие в педагогике и психологии: сб. статей Междунар. науч.-практ. конф., Челябинск, 30 октября 2017. Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2017. С. 185–191.
  11. Костромина Т.А. Педагогическая профилактика – один из путей устранения неуспеваемости // Образовательный процесс: поиск эффективных форм и механизмов: сб. трудов Всерос. науч.-уч. конф. с междунар. участием, посвященной 82-й годовщине КГМУ, Курск, 3 февраля 2017. Курск: Курский государственный медицинский университет, 2017. С. 332–337.
  12. Вилейто Т.В., Крылова Е.С. Профилактическая работа антитеррористической направленности в старшей школе при изучении основ безопасности жизнедеятельности (по материалам исследования) // Педагогическая перспектива. 2021. № 2. С. 23–29.
  13. Максимова Е.А., Филоненко М.В. Неуспеваемость как проблема современной школы // Вестник научных конференций. 2021. № 11-3(75). С. 83–84.
  14. Третьякова М.В., Терскова А.С. Школьная неуспеваемость как психолого-педагогическая проблема // Вестник Прикамского социального института. 2021. № 3(90). С. 112–116.
  15. Ашурбеков А.К. Образовательная неуспешность // Вестник Социально-педагогического института. 2020. № 2(34). С. 46–51.
  16. Чурсинова О.В. Учебная неуспешность и способы ее преодоления в школах с низкими образовательными результатами // Вестник Ставропольского краевого института развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования. 2022. № 16. С. 13–16.
  17. Гайдук Т.А., Пирожкова О.Б., Яковлев Е.В. Механизмы региональной системы работы со школами с низкими образовательными результатами // Педагогическая перспектива. 2021. № 1. С. 3–14. https://doi.org/10.55523/27822559_2021_1_3