Мотивация студентов к учебным занятиям физической культурой в вузе

О.В. Панина1, Л.В. Фролова2
1,2 Саратовский государственный университет генетики, биотехнологии и инженерии имени Н.И. Вавилова, Саратов, Россия
1 yagodca76@yandex.ru
2 frolovalv08@yandex.ru

Аннотация

На основе опроса, проведённого среди 160 студентов 1–4 курсов Саратовского государственного университета генетики, биотехнологии и инженерии имени Н.И. Вавилова выявлены основные мотивы к учебным занятиям физической культурой в вузе. Зафиксированы различия в структуре мотивации у девушек и юношей. Девушки предпочитают самостоятельные занятия фитнесом, считая их более модными видами физической культуры, при этом учебные занятия в вузе они посещают хуже, чем юноши. Определяющую роль в занятиях физической культурой в вузе у студенток играет желание «получить зачёт», «пообщаться со сверстниками», «скорректировать фигуру и похудеть». Большинство юношей предпочитают учебным занятиям в вузе «более спортивные, индивидуальные виды спорта», при этом ведущими мотивами являются «наращивание мышечной массы» и «улучшение фигуры». В целом студенты не рассматривают учебные занятия физкультурой в вузе как эффективное средство совершенствования здоровья. Также выявлено, что подавляющее большинство студентов не одобряют используемые на учебных занятиях средства физической подготовки, определяя их как «не соответствующие современным стандартам», «немодные», «неэффективные», «неинтересные».

Ключевые слова

студенческая молодёжь, физическая культура, физкультурно-оздоровительные мероприятия, мотивация

Для цитирования

Панина О.В., Фролова Л.В. Мотивация студентов к учебным занятиям физической культурой в вузе // Педагогическая перспектива. 2023. № 2(10). С. 3–8. https://doi.org/10.55523/27822559_2023_2(10)_3

Информация об авторах

Ольга Васильевна Панина – доцент, доцент кафедры «Физическая культура» Саратовского государственного университета генетики, биотехнологии и инженерии имени Н.И. Вавилова.

Людмила Васильевна Фролова – кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры «Физическая культура» Саратовского государственного университета генетики, биотехнологии и
инженерии имени Н.И. Вавилова.

Текст статьи

Эффективность физического воспитания студентов в вузе зависит от различных факторов, одним из которых является личностное отношение к своему здоровью и здоровьесберегающей деятельности. Согласно заключению экспертов Всемирной организации здравоохранения, состояние здоровья человека лишь на 10% зависит от здравоохранения, на 20% – от наследственных факторов, на 20% – от состояния окружающей среды и на 50% – от образа жизни. В современных условиях проблемной демографической ситуации в России, прошедшей пандемии и роста заболеваемости возрастают требования к профилактике здоровья на всех уровнях.

Учёные и практики [1; 2; 3; 4; 5 и др.] подчёркивают важность занятий физической культурой и спортом студенческой молодёжи для формирования культуры здоровьесбережения. Учебные занятия по физической культуре в вузе должны способствовать гармонизации личности студентов за счёт развития и коррекции их физических, эстетических и нравственных качеств, способствовать формированию и проявлению социальной активности и творчества. Кроме того, исследователи [6; 7; 8; 9 и др.] отмечают важную роль в данном аспекте и внеучебных занятий.

Как известно, основным фактором эффективной организации занятий любой деятельностью является наличие соответствующих мотивов. Именно мотивация является силой, побуждающей человека к активному действию. В данном аспекте современные исследователи [10; 11; 12; 13 и др.] рассматривают мотивацию к физической активности как особое состояние личности, направленное на достижение оптимального уровня физической подготовленности и работоспособности. Понимание мотивов студентов, побуждающих их посещать в вузе занятия по физической культуре, способствует повышению эффективности организации и проведения учебных физкультурно-спортивных занятий в вузе.

Представим результаты проведённого нами исследования по выявлению основных мотивов посещения студентами учебных занятий по физической культуре, а также определению социокультурных факторов, оказывающих влияние на их мотивацию. В исследовании принимали участие 160 студентов 1–4 курсов Саратовского государственного университета генетики, биотехнологии и инженерии имени Н.И. Вавилова.

Участникам было предложено ответить на вопросы анкеты «Мотивация к учебным занятиям физической культурой в вузе», которая включала следующие вопросы:

  1. Как Вы относитесь к занятиям физической культурой?
  2. Какое значение в системе жизненных ценностей занимает для Вас здоровье?
  3. Занимаетесь ли Вы физической культурой в своё свободное время?
  4. Посещаете ли Вы учебные занятия по физической культуре в вузе?
  5. Как меняется Ваше самочувствие во время проведения учебных практических занятий по физической культуре в вузе?
  6. Считаете ли Вы, что занятия физической культурой в вузе влияют на Ваше здоровье?
  7. Для чего Вам нужны занятия физической культурой в вузе?
  8. Как Вы относитесь к средствам и методам физической подготовки, используемым на учебных практических занятиях по физической культуре в вузе?
  9. Вы знакомы с правилами заполнения дневника самоконтроля при занятиях физическими упражнениями?
  10. Какие личностные характеристики преподавателей физической культуры Вам нравятся?
  11. Какой стиль руководства преподавателя физической культуры приемлем лично для Вас?
  12. Считаете ли Вы, что преподаватель физической культуры в вузе должен обладать педагогической этикой?

Результаты проведённого анкетирования показали, что 60% студентов систематически посещают учебные занятия по физической культуре в вузе и 40% не занимаются активной физической культурой в своё свободное время. При этом 80% отметили, что хотели бы заниматься физической культурой в своё свободное время и не хотят посещать учебные занятия по физической культуре в вузе.

Также нами были выявлены различия в мотивации к учебным занятиям физической культурой в вузе у девушек и юношей.

Девушки предпочитают самостоятельные занятия фитнесом, считая их «более модными видами физической культуры». Учебные занятия в вузе они посещают хуже, чем юноши. Определяющую роль в занятиях физической культурой в вузе у студенток играет желание «получить зачёт» (80%), «пообщаться со сверстниками» (47%), «скорректировать фигуру и похудеть» (26%). В качестве других побуждающих мотивов были названы «укрепление здоровья» (21%), «повышение двигательной активности» (20%), «положительные эмоции» (16%), «физкультурно-спортивные интересы» (8%). В целом студентки не рассматривают учебные занятия физкультурой в вузе как эффективное средство совершенствования здоровья.

Большинство юношей предпочитают учебным занятиям в вузе «более спортивные, индивидуальные виды спорта». При этом ведущими мотивами являются «наращивание мышечной массы» (76%) и «улучшение фигуры» (42%). Менее популярны мотивы «потребность в двигательной активности» (38%), «получить зачёт» (35%), «укрепить здоровье» (28%), «поднять жизненный тонус» (16%), «совершенствовать своё телосложение и физические качества» (26%).

Наименее значимыми мотивами посещения учебных занятий физической культурой в вузе для всех студентов были «получить удовольствие» (23%), «добиться высоких спортивных результатов» (12%).

На вопрос о ведении «дневника самоконтроля», в котором студенты, занимающиеся физической культурой, должны записывать свои характеристики здоровья в начале и в конце занятия и следить за динамикой своей тренированности, только 7% ответили, что «используют дневник».

Тревожным фактом является то, что 95% студентов не одобряют используемые на учебных занятиях средства физической подготовки. Они определяют их как «не соответствующие современным стандартам», «немодные», «неэффективные», «неинтересные». При этом 14% студентов чувствуют частые недомогания (боль в шее, шум в ушах, головокружения, боли в пояснице) во время выполнения ими физических упражнений на практических занятиях. Возможно, это является следствием нарушения осанки, что негативно сказывается на состоянии всего организма.

Следующий блок вопросов был связан с личностными характеристиками преподавателя физической культуры, его стилем руководства, соблюдением педагогической этики. Для большинства студентов (86%) предпочтительным является демократический стиль руководства, авторитарный стиль не отметил никто из респондентов, а 24% ответили, что это «не имеет для них значения». При этом 90% опрошенных ценят в преподавателе уважительное отношение к личности студента, 43% отметили, что им нравится, когда преподаватель относится к ним, «как к взрослым людям», проявляя деликатность. Все студенты отметили, что им не нравится грубость и пренебрежительный тон в общении со стороны преподавателя. В тоже время 78% респондентов указали, что им нравится, когда преподаватель использует юмор на учебных занятиях, но делает это без грубой насмешливости, подавления и унижения личности студента. Также все студенты отметили, что если преподаватель обладает достаточным педагогическим тактом, то он быстро находит правильный и эффективный способ воздействия на них, и это помогает в достижении поставленных цели и задач занятия.

Полученные результаты позволяют определить отношение студентов к учебным занятиям физической культурой в вузе как «отрицательное». При этом к физкультурно-оздоровительной деятельности в целом большинство из них проявляют достаточно высокий интерес, осознают её значимость для сохранения своего здоровья и с удовольствием занимаются физической культурой в своё свободное время в фитнес-залах, спортивных клубах.

Таким образом, современная реальность учебного процесса по физической культуре в вузе определяет необходимость его модернизации. В частности, для повышения мотивации студентов к учебным занятиям по физической культуре в нашем университете преподаватели кафедры «Физическая культура» учитывают основные социокультурные факторы, которые способствуют повышению эффективности физического воспитания студентов. Например, в рамках учебных занятий преподаватели постоянно проводят специальные беседы, мастер-классы, в университете систематически проводятся физкультурно-спортивные мероприятия, которые формируют положительное личностное отношение студентов к здоровьесберегающей деятельности. Для улучшения качества образования студентов по программе «Физическая подготовка» преподаватели совершенствуют основные средства и методы, с помощью которых формируются двигательные умения и навыки, физические качества студентов на практических занятиях. На теоретических занятиях преподаватели объясняют значение и необходимость ведения дневника самоконтроля. Важную роль, помимо высокой спортивной квалификации преподавателей, играет наличие педагогического такта и педагогической этики.

Список литературы

  1. Гаевская Л.А., Сабинина Е.Р. Роль физической культуры и спорта в формировании культуры Здоровьесбережения у студенческой молодежи // Труды Северо-Кавказского филиала Московского технического университета связи и информатики. 2019. № 2. С. 178–180.
  2. Ибрагимов И.Ф., Жукова И.В., Ибатов А.И. Педагогические аспекты занятий физической культурой и спортом студенческой молодежи в вузе: проблемы, опыт, перспективы // Наука и образование: новое время. 2019. № 1(30). С. 366–374.
  3. Кузнецова В.А., Лучкова И.Ю. Физическая культура, спорт и здоровье студенческой молодежи в современных условиях: проблемы и перспективы развития // Трибуна ученого. 2020. № 5. С. 62–66.
  4. Межман И.Ф., Исупова Е.В., Кононова О.В. Роль физической культуры и спорта в жизни студенческой молодежи России // Успехи гуманитарных наук. 2021. № 9. С. 49–54.
  5. Согомонян К.В., Косинов С.С., Громик О.С. Физическая культура и спорт как средство формирования здорового образа жизни у студенческой молодежи // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2020. № 2. С. 98–102.
  6. Мусаев Р.Д. Особенности физической культуры и спорта в студенческом спортивном клубе // Вестник Российского государственного аграрного заочного университета. 2022. № 41 (46). С. 88–91.
  7. Савкина Н.В., Панина И.В. Физическая культура и спорт в структуре студенческого досуга // Автономия личности. 2020. № 1(21). С. 102–105.
  8. Ляушева С.А., Хунагов Р.Д., Бегидова С.Н., Нехай В.Н., Тхакумачева Ю.Б. Влияние академических занятий физической культурой и занятий спортом во внеучебное время на представления студентов о физической культуре личности и общества (проблема глазами студентов) // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2022. № 1(294). С. 93–102. https://doi.org/10.53598/2410-3691-2022-1-294-93-102
  9. Шатров И.С., Трошин С.А., Машичев А.С. Внеучебные занятия физической культурой и спортом как дополнение к учебной программе в вузах // Научный альманах Центрального Черноземья. 2022. № 1-3. С. 255–264.
  10. Бондин В.И., Степанова Т.А., Белавкина М.В. Мотивация к занятиям физической культурой и спортом как основа формирования культуры здоровья в студенческой среде // Теория и практика физической культуры. 2020. № 1. С. 27–28.
  11. Иванова Л.А. Анализ популярности физической культуры и спорта среди студенческой молодежи // Наука XXI века: актуальные направления развития. 2022. № 1-2. С. 182–186.
  12. Мухамбеткалиева Г.Г., Масимов Р.И., Отепов Б.Т., Кузнецов О.П. Мотивация студенческой молодежи к занятиям спортом в рамках учебных занятий по физической культуре // Актуальные научные исследования в современном мире. 2020. № 12-9(68). С. 142–47.
  13. Хазиев А.Р. Сравнительный анализ мотивов занятий физической культурой и спорта у юношей студенческого возраста // Научные труды магистрантов и аспирантов. Нижневартовск, 2019. С. 349–352.