Проблемы и перспективы организации дополнительного образования учащихся с интеллектуальными нарушениями

Д.М. Шагундокова1, Э.Р. Литвиненко2
1,2 Специальная (коррекционная) школа № 21, Краснодар, Россия
1 shagundokova94@mail.ru
2 litvinenko.emma@mail.ru

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы и перспективы системы дополнительного образования детей применимо к учащимся с интеллектуальными нарушениями. Отмечается её социально-педагогический потенциал в части социализации данной категории детей и развития у них необходимых жизненных компетенций. Представлен анализ результатов опроса родителей (законных представителей) и педагогов по вопросам организации дополнительного образования учащихся с интеллектуальными нарушениями. Исследование было проведено на базе специальной  коррекционной школы № 21 (г. Краснодар) и включало оценку: 1) наличия свободного времени у учащихся с интеллектуальными нарушениями; 2) достаточности учреждений дополнительного образования; 3) предпочитаемых направлений дополнительного образования для них; 4) способов получения информации о возможности получения дополнительного образования; 5) материально-технической базы учреждений дополнительного образования; 6) кадровой обеспеченности реализации программ дополнительного образования. На основании полученных данных сформулированы первоочередные направления развития системы дополнительного образования детей с интеллектуальными нарушениями.

Ключевые слова

дополнительное образование, учащиеся с интеллектуальными нарушениями, специальная (коррекционная) школа, социализация

Для цитирования

Шагундокова Д.М., Литвиненко Э.Р. Проблемы и перспективы организации дополнительного образования учащихся с интеллектуальными нарушениями // Педагогическая перспектива. 2023. №2(10). С. 71–78. https://doi.org/10.55523/27822559_2023_2(10)_71

Информация об авторах

Данна Муратовна Шагундокова – заместитель директора по коррекционной работе специальной (коррекционной) школы № 21 г. Краснодара.

Эмма Робертовна Литвиненко – директор специальной (коррекционной) школы № 21 г. Краснодара.

Текст статьи

В современных условиях по-прежнему актуальной остается проблема социализации учащихся с интеллектуальными нарушениями. Важность её решения обуславливается не только принятием данной категории окружающими, но и ежегодным увеличением их доли от общего количества детей с ограниченными возможностями здоровья. Большим потенциалом в решении данной проблемы обладает система дополнительного образования.

Указом Президента РФ № 599 от 7 мая 2012 года «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки к 2020 году» была поставлена задача увеличения до 70–75% количества детей в возрасте от 5 до 18 лет, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья, охваченных дополнительными общеобразовательными программами. Принятая в 2014 году «Концепция развития дополнительного образования детей» (распоряжение Правительства РФ № 1726-р от 4 сентября 2014 года) закрепила на нормативно-правовом уровне его цели, задачи, принципы и механизмы развития. В 2016 году дополнительное образование было включено в сферу реализации приоритетных проектов Правительства Российской Федерации: утверждены паспорт и сводный план приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей». В 2018 году комплекс мер, направленных на развитие дополнительного образования, был включён в федеральный проект «Успех для каждого» национального проекта «Образование».

Существует широкий спектр исследований, посвященных различным аспектам дополнительного образования детей в целом и детей с ограниченными возможностями здоровья в частности. Так, А.Г. Асмолов [1], В.П. Голованов [2], А.А. Кравчук [3] акцентировали внимание на возможностях реализации потенциала ребёнка в рамках дополнительного образования, его роли в вопросах его социализации. Ж.И. Журавлева [4], К.М. Лопачева, Г.А. Романова и И.В. Штанько [5] указывали на то, что при организации занятий в системе дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья главным является опора на принцип создания ситуации успеха и учёт их индивидуальных особенностей и потребностей.

По мнению А.С. Павловой [6] и Н.А. Шобонова [7], ключевым направлением деятельности педагога дополнительного образования при работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, является решение образовательных задач практического свойства, направленных на формирование у них различных жизненных компетенций.

Е.С. Тушева, Т.С. Никандрова и А.В. Сизова [8] отмечают, что формирование основ социальной активности у школьников с умственной отсталостью в условиях дополнительного образования занимает центральное место в ряду психолого-педагогической коррекции и социальной компенсации. Авторы указывают на то, что социально-образовательная среда учреждения дополнительного образования при её рациональном использовании может стать одним из ведущих средств формирования социального опыта у данной категории учащихся. По мнению А.В. Шарлановой [9], охват школьников с интеллектуальными нарушениями системой дополнительного образования будет способствовать обеспечению их всестороннего развития.

Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» фиксирует принцип доступности образования в качестве одного из основных условий интеграции в социум учащихся с интеллектуальными нарушениями. В частности, он обязывает создавать «необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья… в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья» [10].

При включении учащихся с интеллектуальными нарушениями в систему дополнительного образования необходимо учитывать трудности формирования у них коллективистических потребностей, а также снижение потребности в общении со взрослыми и сверстниками. Педагогу дополнительного образования при работе с данной категорией школьников нужно учитывать ряд особенностей формирования у них системы отношений со сверстниками:

– низкий уровень активности;

– упрощённая мотивация;

– неосознанный характер;

– нарушение избирательности;

– трудности в формировании межличностных взаимоотношений.

Для учащихся с интеллектуальными нарушениями характерно наличие особых образовательных потребностей, в частности максимально раннее начало обучения, изменение содержания образования, использование специальных методов, приёмов и средств обучения, индивидуализация обучения, обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды, максимальное расширение образовательного пространства.

В структуре дефекта таких учащихся присутствуют нарушения развития всех психических процессов. Помимо этого, существует ряд внешних факторов, влияющих на обеспечение доступности для учащихся с интеллектуальными нарушениями дополнительного образования: неготовность детей взаимодействовать со сверстниками, имеющими интеллектуальные нарушения; влияние социальных стереотипов родителей (законных представителей). Это обуславливает необходимость более точного определения факторов, влияющих на эффективность работы с детьми с интеллектуальными нарушениями в системе дополнительного образования.

На базе специальной (коррекционной) школы № 21 (г. Краснодар) в 2023 году было проведено исследование, направленное на выявление основных проблем организации дополнительного образования учащихся с интеллектуальными нарушениями. В анкетировании приняли участие 340 родителей и 57 педагогов. Дадим характеристику полученных результатов.

Как показал опрос, 65% учащихся с интеллектуальными нарушениями получают дополнительное образование на базе специальной (коррекционной) школы, 5% посещают занятия на базе учреждений дополнительного образования, и 30% вообще не получают дополнительное образование по причине состояния здоровья и особенностей развития, не позволяющих находиться в коллективе сверстников. Таким образом, данная категория школьников ограничена в возможностях выбора программ дополнительного образования. Преимущественно они могут посещать занятия только в условиях коррекционной школы, что не позволяет развивать у них навыки социального взаимодействия с окружающими.

Для более глубокого исследования данных проблем нами была проведена оценка:

— наличия свободного времени у учащихся с интеллектуальными нарушениями;

— достаточности учреждений дополнительного образования;

— предпочитаемых направлений дополнительного образования для них;

— способов получения информации о возможности получения дополнительного образования;

— материально-технической базы учреждений дополнительного образования;

— кадровой обеспеченности реализации программ дополнительного образования для учащихся с интеллектуальными нарушениями.

По мнению большинства педагогов и родителей (законных представителей), у учащихся с интеллектуальными нарушениями есть свободное время для посещения занятий в системе дополнительного образования (табл. 1). Это даёт возможность использовать внеурочное время для формирования у них жизненных компетенций. Именно поэтому так важно разнообразить досуг детей посредством освоения программ дополнительного образования различных направлений.

Таблица 1. Результаты оценки наличия свободного времени у учащихся с интеллектуальными нарушениями для обучения по дополнительным образовательным программам (в %)

Ответ

Родители

Педагоги

Да

79

57

Затрудняюсь ответить

11

12

Нет

10

31

Ответы на вопрос о достаточности учреждений дополнительного образования для школьников с интеллектуальными нарушениями представлены в таблице 2.

Таблица 2. Результаты оценки достаточности учреждений дополнительного образования для учащихся с интеллектуальными нарушениями (в %)

Ответ

Родители

Педагоги

Недостаточно (есть возможность выбора отдельных направлений)

75

60

Достаточно (представлены различные направления, есть возможность выбора)

15

40

Затрудняюсь ответить

10

0

Большинство опрошенных родителей (законных представителей) и педагогов считают, что в Краснодаре нет учреждений дополнительного образования для школьников с интеллектуальными нарушениями, кроме специальной (коррекционной) школы (89 и 76% соответственно). При этом, по их мнению, имеющиеся направления дополнительного образования в школе и вне её удовлетворяют не весь спектр образовательных потребностей детей. Наиболее доступными для них являются социально-педагогическое, физкультурно-спортивное и художественное направления.

Следующий блок вопросов касался особенностей выбора дополнительных общеобразовательных программ и тех условий, которые на него влияют. Подавляющее большинство респондентов указывает на то, что программы для школьников выбирают родители. Это обусловлено нарушениями развития учащихся с интеллектуальными нарушениями, их неспособностью самостоятельно оценить свои возможности и принять решение, исходя из своих интересов. Родители (законные представители) обосновывают выбор заботой о здоровье ребёнка, что очень важно именно для детей с ОВЗ. Основные варианты ответов при этом: «по рекомендации врача» и «обусловлено состоянием ребёнка».

Далее мы проанализировали результаты опроса относительно способов получения родителями (законными представителями) информации о возможностях дополнительного образования для учащихся с интеллектуальными нарушениями. По мнению респондентов, основными источниками информации являются близкий круг общения родителей и педагоги коррекционных школ. Лишь немного опрошенных отметили как источник информации сайты образовательных учреждений и их группы в социальных сетях. При этом найденную информацию они оценивают как неполную и неактуальную. Эту точку зрения разделяют и педагоги, отмечая, что родители (законные представители) учащихся с интеллектуальными нарушениями при получении информации не могут сделать обоснованный вывод о том, сможет ли их ребёнок в силу особенностей развития посещать ту или иную программу, будет ли их учитывать конкретный педагог.

Немаловажными факторами доступности дополнительного образования для учащихся с интеллектуальными нарушениями являются транспортная, финансовая доступность, а также материально-техническая и кадровая обеспеченность организаций.

Транспортную доступность педагоги и семьи оценивают как не совсем благоприятную. Как правило, специальная (коррекционная) школа и учреждения дополнительного образования находятся на значительном расстоянии от места проживания учащихся. Оценка материально-технической базы представлена в таблице 3.

Таблица 3. Результаты оценки материально-технической базы организаций дополнительного образования (в %)

Ответ

Родители

Педагоги

Материально-техническая база недостаточна для реализации программ дополнительного образования

24

13

Имеется необходимый минимум

45

67

Имеется всё необходимое

31

20

Данные анкетирования свидетельствуют о том, что результаты оценки материально-технической базы отличаются у семей и педагогов. Педагоги преимущественно считают, что у них есть необходимый для работы минимум. По мнению родителей, материально-технологическая база ограничена в своих ресурсах и не отражает все имеющиеся у их детей особые образовательные потребности. Следует отметить, что родители (законные представители) зачастую оплачивают в сторонних учреждениях дополнительного образования занятия с логопедом, психологом или дефектологом, тогда как на базе коррекционной школы такие услуги преимущественно бесплатны.

Результаты оценки кадровой обеспеченности процесса реализации программ дополнительного образования представлены в таблице 4.

Таблица 4. Результаты оценки уровня профессионализма и квалификации педагогов (в %)

Ответ

Родители

Педагоги

Затрудняюсь ответить

10

0

Высокий

55

0

Средний

35

40

Низкий

0

60

Родители учащихся с интеллектуальными нарушениями высоко оценивают профессионализм педагогов специальных (коррекционных) школ, в которых их дети посещают занятия в рамках дополнительного образования. Наиболее часто называемые положительные качества преподавателей: доброжелательность, коммуникативность, внимательность, отзывчивость, понимание и принятие особенностей развития учащихся. В тоже время педагоги при работе с данной категорией учащихся испытывают трудности в поиске методов и приёмов работы, ощущают нехватку профессиональных знаний и умений.

Таким образом, проведённое анкетирование позволило выявить основные проблемы организации дополнительного образования учащихся с интеллектуальными нарушениями:

  • низкий охват дополнительным образованием учащихся с интеллектуальными нарушениями вне школы;
  • отсутствие возможности разнообразить досуг учащихся и расширить сферу их социального взаимодействия посредством посещения кружков в учреждении дополнительного образования;
  • отсутствие информационной доступности;
  • отсутствие в городе учреждений дополнительного образования, предлагающих адаптированные программы для школьников с интеллектуальными нарушениями, за исключением специальной (коррекционной) школы;
  • недостаточность спектра направлений дополнительного образования для данной категории школьников в школе и вне её;
  • отсутствие достаточной материально-технической базы для реализации адаптированных программ для учащихся с интеллектуальными нарушениями в учреждениях дополнительного образования;
  • неготовность педагогов учреждений дополнительного образования обучать школьников с интеллектуальными нарушениями в связи отсутствием соответствующих профессиональных компетенций.

В сложившейся ситуации, на наш взгляд, первоочередными задачами в решении данных проблем должны стать:

  • расширение спектра предлагаемых адаптированных дополнительных общеобразовательных программ для учащихся с интеллектуальными нарушениями;
  • повышение информационной доступности дополнительного образования для данной категории учащихся, в частности с помощью официальных источников (сайты, социальные сети, навигаторы и т.п.);
  • получение педагогами дополнительного образования, прохождение профессиональной переподготовки для работы с учащимися, имеющими интеллектуальные нарушения;
  • развитие материально-технической базы учреждений дополнительного образования.

Список литературы

  1. Асмолов А.Г. Дополнительное персональное образование в эпоху перемен: сотрудничество, сотворчество, самотворение // Образовательная политика. 2014. № 2(64). С. 2-6.
  2. Голованов В.П. Педагог в воспитательном пространстве дополнительного образования детей // Народное образование. 2013. № 8. С. 116-119.
  3. Кравчук А.А., Романова Г.А. Профессиональная ориентация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях дополнительного образования // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология: сб. науч. тр. Вып. 59. Ч. II. Ялта: РИО ГПА, 2018. С. 111-114.
  4. Журавлева Ж.И. Особенности разработки и адаптации дополнительной общеобразовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья // Образовательная среда сегодня: стратегии развития. 2015. № 2 (3). С. 56−60.
  5. Лопачева К.М., Романова Г.А., Штанько И.В. Индивидуальная траектория развития как фактор социализации личности в условиях инклюзивного дополнительного образования // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. Сб. науч. тр. Вып. 54. Ч. VI. Ялта: РИО ГПА, 2017. С. 146–152.
  6. Павлова А.С. Адаптация программы дополнительного образования «Хоровое пение» для детей с ограниченными возможностями здоровья // Коррекционная педагогика: теория и практика. 2017. № 1(71). С. 52−66.
  7. Шобонов Н.А. Основные характеристики и векторы развития системы дополнительного образования детей // Развитие современного образования: опыт теоретического и эмпирического анализа. Сб. науч. ст. Петрозаводск: ИД «Новая наука», 2021. С. 27–47.
  8. Тушева Е.С., Никандрова Т.С., Сизова А.В. Формирование основ социальной активности у детей с умственной отсталостью в условиях дополнительного образования // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 7-4(109). С. 121–127.
  9. Шарланова А.В. Дополнительное образование детей с умственной отсталостью // Социально-педагогическое сопровождение личности, оказавшейся в трудной жизненной ситуации: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Иркутск: ИД «Иркут», 2016. С. 217–220.
  10. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 № 273–ФЗ // Информационно-правовое обеспечение «Гарант». URL: http://base.garant.ru/70291362/(дата обращения 05.05.2023).