Изобразительная деятельность как средство развития творческих способностей младших школьников

Loading

С.В. Шелепова
Донецкий национальный университет, Донецк, Россия, shelepova.svet@yandex.ru

Аннотация

Представлены основные позиции проблемы развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста на занятиях по изобразительному искусству. Определены и  охарактеризованы педагогические условия повышения эффективности их развития: 1) активное поощрение педагогом самовыражения и воображения детей в процессе обучения  изобразительному искусству; 2) использование мультимедийных интерактивных технологий для создания творческой атмосферы; 3) использование нестандартных техник рисования. Сделан вывод о результативности комплексного использования данных условий.

Ключевые слова

младшие школьники, изобразительное искусство, творческие способности, педагогические условия

Для цитирования

Шелепова С.В. Изобразительная деятельность как средство развития творческих способностей младших школьников // Педагогическая перспектива. 2023. № 1(9). С. 56–61. 
https://doi.org/10.55523/27822559_2023_1(9)_56

Информация об авторах

Светлана Владимировна Шелепова – старший преподаватель кафедры дополнительного образования Донецкого национального университета

Текст статьи

В быстро меняющихся условиях развития современного общества повышается актуальность формирования творческих способностей личности. Сегодня востребованы люди, отличающиеся нестандартным мышлением, способные быстро перестраиваться и адаптироваться в стремительно меняющемся мире. В связи с этим развитие творческих способностей подрастающего поколения становится важной задачей для системы образования, что влечёт за собой активизацию педагогических поисков инновационных подходов к её решению.

Большим потенциалом в разностороннем развитии личности ребёнка, особенно влияющим на психические процессы, отвечающие за воображение и творчество, обладает изобразительная деятельность. Проблема детской художественно-творческой деятельности активно исследуется современными учёными и практиками. Так Г.А. Горбунова [1], С.Е. Игнатьев и Н.М. Сокольникова [2], М.В. Соколов [3] и др. считают, что упор на изучение основ изобразительного искусства, так называемой «изобразительной грамоты» и «языка изобразительного искусства», зачастую существенно тормозит творческое развитие ребёнка. Чтобы избежать этого, как отмечает О.П. Савельева [4, с. 167], художественно-творческая деятельность на занятиях изобразительным искусством должна быть, во-первых, чётко отделена от учебной работы, во время которой идёт процесс изучения новой информации, овладение изобразительными техниками и приёмами, а во-вторых, нацелена на развитие способности у обучающегося воспринимать окружающую среду и формирование возможности у ребёнка создавать эмоционально-эстетический образ мира.

Младший школьный возраст в силу своих характерных особенностей имеет уникальные возможности для развития творческих способностей. Дети в этот период чрезвычайно любознательны и любопытны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир, накапливать опыт и знания, что служит необходимой предпосылкой для будущей творческой деятельности. Однако следует иметь в виду, что эти возможности со временем необратимо утрачиваются, поэтому важно как можно больше и интенсивнее использовать их на начальных ступенях развития. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей лежит через приобщение школьников к продуктивной творческой деятельности, в частности изобразительной деятельности. Исследователями установлено, что примерно до 10 лет у детей активизируется преимущественно правое полушарие и первая сигнальная система, поэтому подавляющее большинство младших школьников относятся не к мыслительному, а к художественному типу. Это ещё раз подтверждает мысль о том, что занятия искусством следует отнести к наиболее благоприятным средствам развития художественных способностей детей данного возраста.

Специалисты сходятся во мнении, что благодаря изобразительному искусству улучшаются связи между нейронами мозга. Тренируя руку, обучающиеся тренируют мозг. В процессе рисования развивается пространственное воображение, способность к концентрации внимания, нормализуется эмоциональное состояние. Все эти факторы способствуют улучшению памяти и усвоению большого объёма новых знаний.

Н.М. Ноговицына, Е.Э. Сидорова [5], Т.В. Юсупхаджиева [6] и др. отмечают, что нетрадиционные техники рисования способствуют развитию творческих способностей у детей, формируют воображение, приносят яркие эмоциональные впечатления и раскрывают возможность использования знакомых предметов в качестве художественных материалов. Наиболее характерным в этом плане является спонтанное рисование, при котором изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приёмов, а как эффект игровой манипуляции.

В то же время многие авторы до сих пор в качестве упражнений на развитие творческого воображения предлагают классические методики рисования с использованием традиционных материалов и техник, что само по себе ставит определённые ограничения в выражении творческого потенциала учащихся.

Как показывает анализ реальной педагогической практики, многие педагоги начальной школы испытывают определённые трудности в организации процесса развития творческих способностей младших школьников в изобразительной деятельности в силу отсутствия научно обоснованных рекомендаций по повышению его уровня. Это обуславливает необходимость наполнения современного образовательного процесса новым содержанием и методическими идеями, ориентированными на развитие творческой устремлённости, инициативы, интереса, вдохновения у детей.

Изобразительное искусство открывает перед педагогом огромные возможности для развития ученика как в целом (эстетически, морально, культурно, творчески), так и его отдельных психических процессов, в том числе творческого воображения [7, с. 213]. Эта особенность изначально заложена в целях и задачах учебной дисциплины «Изобразительное искусство», которая реализуется в образовательных учреждениях в первую очередь для развития творческого потенциала ребёнка как способа самореализации, раскрытия его природных задатков. По мнению Л.А. Неменской «уникальность и значимость изобразительного искусства как школьной дисциплины определяется нацеленностью на формирование ассоциативно-образного, пространственного мышления, интуиции, способности к целостному восприятию сложных объектов и явлений, способности к нестандартным и парадоксальным выводам, к познанию мира через чувства и эмоции в процессе социального развития личности» [8, с. 42].

К сожалению, в современных школах на уроках изобразительного искусства педагоги уделяют внимание в основном освоению основ рисунка, развитие же творческих способностей отходит на второй план ввиду необходимости выполнения основной программы и в связи с недостаточным количеством учебного времени, отведённого на эту дисциплину. Соответственно, заложенный в детях интеллектуальный и творческий потенциал может быть реализован наиболее полно, если создать условия для проведения таких занятий во внеурочное время [9]. Кроме того, возможности развития творческого потенциала ребёнка в полной мере предоставляет дополнительное образование, которое в последнее время, наряду с общеобразовательной школой, активно включается в процесс воспитания и развития детей. Система дополнительного образования служит совершенно особенным пространством в системе государственного образования, обладает открытостью, мобильностью и гибкостью, способна быстро и точно реагировать на «вызовы времени», а специфика учреждений, относящихся к его сфере, позволяет расширить воспитательные возможности школы и построить образовательный процесс, учитывая особенности и потенциальные возможности каждого отдельного ребёнка.

По нашему мнению, для эффективного развития творческих способностей младших школьников средствами изобразительной деятельности необходимо создать специальные педагогические условия, под которыми мы понимаем «совокупность мер педагогического процесса, направленную на повышение его эффективности» [10, с. 206]. К таким условиям мы относим: 1) активное поощрение педагогом самовыражения и воображения детей в процессе обучения изобразительному искусству; 2) использование мультимедийных интерактивных технологий для создания творческой атмосферы; 3) использование нестандартных техник рисования.

 Активное поощрение педагогом самовыражения и воображения детей в процессе обучения изобразительному искусству направлено в первую очередь на создание непринуждённой, эмоционально комфортной обстановки, в которой ребёнок может свободно и самостоятельно мыслить, фантазировать, всесторонне развивая свои способности, в том числе и творческие.

В процессе традиционного обучения на детей отрицательно влияет ориентированная на экзамен образовательная среда, в которой чрезмерно ценится академическая успеваемость, а акцент делается на теоретические знания. Это не способствует вовлечению ребёнка в происходящий учебный процесс, поэтому следует его переформатировать, уделив основное внимание не формальному оцениванию, а поддержке проявления творчества в детских работах, оригинального визуального отображения окружающей предметной среды. Для этого можно использовать разнообразные нетрадиционные способы оценки творческого труда ребёнка, поскольку она является эффективной обратной связью между педагогом и учеником (например, балльно-рейтинговую систему). При этом важно, чтобы оценка работ учащихся соответствовала их возрасту.

Использование мультимедийных интерактивных технологий для создания творческой атмосферы позволяет ускорить развитие творческих способностей ребёнка. Применение даже самых простых интерактивных инструментов (функции кисти, карандаша и т. д. в стандартных компьютерных программах) позволяет пробовать различные варианты создания изображения, не боясь его испортить. Это раскрепощает творческую инициативу ребёнка и стимулирует его к реализации своего видения будущего результата.

Поскольку основным компонентом творчества является дивергентное мышление (расходящееся, свободное мышление, направленное на исследование неизведанного через самопознание), вовлечению детей в процесс создания творческого рисунка будет способствовать, в частности, выполнение заданий, связанных с определением характера будущего изображения, и требующих максимального напряжения творческих сил, включение художественно-образного мышления. Например, педагог может предложить скан-копию одного лепестка какого-либо цветка, которая станет источником воображения для детей: опираясь на свою фантазию, они рисуют цветок с такими же лепестками и в конце занятия обсуждают с педагогом полученные изображения.

Для творческого раскрепощения детей в начале урока можно провести ассоциативную подготовку, чтобы они смогли увидеть, что летящие в небе птицы напоминают самолёты, гуси и утки в воде напоминают корабли в море, красный цвет воспринимается как тёплый, потому что он ассоциируется с огнём и т. д.

Использование нестандартных техник рисования направлено прежде всего на формирование устойчивого интереса детей к изобразительному искусству. Под нестандартной техникой рисования мы понимаем создание рисунка с помощью различных средств и материалов, отличающихся от традиционных карандаша и кисти (например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом, ватой по бархатной бумаге и т. д.). Размещая разнообразные инструменты и материалы на небольших стендах в классе, педагог может поощрить их самостоятельный выбор детьми для своей творческой работы. В качестве таких инструментов могут использоваться и совсем непривычные предметы: яичная скорлупа, зубочистки, трубочки, мятая бумага, листья, камни, щётки, ватные шарики и т. п. С их помощью ребёнок может создать собственную оригинальную работу.

Сегодня наблюдается высокий интерес педагогов и детей к данной технике как в учреждениях дошкольного образования, так и в начальной школе. Это объясняется тем, что в младшем школьном возрасте рисование кистью либо карандашом требует наличия сформированных навыков и техники рисования, из-за чего многие дети испытывают трудности, ведущие к отвращению к рисованию. Использование нетрадиционной техники способствует нейтрализации возникающих трудностей. В тоже время работа в таком формате, требуя точности, быстроты движений, терпения, усидчивости, развивает творческое мышление, воображение, память. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации и координации мелкой моторики пальцев рук, что в свою очередь оказывает благоприятное влияние на овладение навыками письма. Такие занятия не утомляют ребёнка, стимулируют положительную мотивацию, удивляют, вызывают радостное настроение, снимают страх перед процессом исследования и познания. Учитывая значимость нетрадиционной техники рисования, считается необходимым начинать её уже с первого класса. А поскольку нет предела видам и формам изобразительного творчества детей, то и продолжать её можно далее на всех ступенях обучения.

Подводя итоги, ещё раз подчеркнём, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития творческих способностей в изобразительном искусстве. При должном внимании педагога к особенностям детского мышления, индивидуальным чертам личности ребёнка, а также современным технологиям и средствам обучения изобразительное искусство оказывает значимое положительное влияние на становление творческих способностей детей младшего школьного возраста. Обязательным условием для активизации их творческого потенциала, развития воображения и фантазии является творческий подход со стороны педагога, который не может останавливаться в своём профессиональном развитии и всегда должен находиться в непрерывном творческом поиске новых подходов, направлений и методов обучения.

Список литературы

  1. Горбунова Г.А. Игровые технологии на занятиях изобразительной деятельностью как средство развития творческого потенциала дошкольника // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2011. Т. 13, № 2-1. С. 206–209.
  2. Игнатьев С.Е., Сокольникова Н.М. Объемные построения в изобразительной деятельности детей // Право и практика. 2015. № 4. С. 141–147.
  3. Соколов М.В. Активизация творческой деятельности. Проблемы создания специальной среды // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2015. № 4(8). С. 99–103.
  4. Савельева О.П. Современные подходы к активизации художественно-творческой деятельности обучающихся // Философия образования. 2018. № 4(77). С. 165–174. https://doi.org/15372/PHE20180315
  5. Ноговицына Н.М., Сидорова Е.Э. Развитие творческого воображения младших школьников посредством нетрадиционных техник рисования // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 3(61). С. 258–262.
  6. Юсупхаджиева Т.В. Формирование художественно-творческих способностей в изобразительном искусстве // Гуманизация образования. 2018. № 5. С. 24–30.
  7. Катханова Ю.Ф., Лю Cяоин. Развитие творческих способностей детей в процессе обучения изобразительному искусству // Наука, образование, культура. 2018. № 3. С. 211–216.
  8. Неменская Л.А. Метапредметный подход в подготовке учителя изобразительного искусства в условиях современного образовательного пространства // Вестник университета Российской академии образования. 2012. № 5. С. 42–47.
  9. Антилогова Л.Н. Развитие творческих способностей младших школьников в изобразительной деятельности // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2018. № 4(28). С. 100–104.
  10. Яковлева Н.О., Яковлев Е.В. Диссертация как результат педагогического исследования. Краснодар: Краснодарский государственный институт культуры, 2019. 304 с.