Интеграция предметов эстетического цикла как средство формирования компонентов эмоционального здоровья младших школьников

А.А. Демченко1, Ю.Ю. Стан2, А.С. Касумян3
1,2 Институт развития образования Краснодарского края, Краснодар, Россия
3 Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия
1 annfisher@mail.ru
2 yuliya.stan@mail.ru
3 anastasia.kasum@gmail.com

Аннотация

В статье рассматривается проблема формирования эмоционального здоровья младших школьников в аспекте реализации обновлённых федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования. Представлена характеристика понятия «эмоциональное здоровье» детей младшего школьного возраста, описаны методические особенности преподавания дисциплин эстетического цикла (литературное чтение, изобразительное искусство, музыка) в начальной школе с учётом интегративного подхода. Определены компоненты эмоционального здоровья (распознавание эмоций и их интерпретация, выражение эмоций в соответствии с социальными нормами, саморегуляция эмоционального состояния и проявление эмпатии) и приёмы их формирования на интегрированных уроках эстетического цикла.

Ключевые слова

эмоции, эмоциональное здоровье, предметы эстетического цикла, интеграция, младший школьный возраст

Для цитирования

Демченко А.А., Стан Ю.Ю., Касумян А.С. Интеграция предметов эстетического цикла как средство формирования компонентов эмоционального здоровья младших школьников // Педагогическая перспектива. 2023. № 1(9). С. 3–11. https://doi.org/10.55523/27822559_2023_1(9)_3

Информация об авторах

Анна Александровна Демченко – кандидат филологических наук, доцент кафедры начального образования Института развития образования Краснодарского края.

Юлия Юрьевна Стан – старший преподаватель кафедры начального образования Института развития образования Краснодарского края.

Анастасия Сергеевна Касумян – магистрант факультета истории, социологии и международных отношений Кубанского государственного университета.

Текст статьи

В настоящее время проблематика сохранения и укрепления психического здоровья учащихся является одной из приоритетных научных областей в вопросе воспитания ценностно ориентированного школьника в современном обществе. Обновлённый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – ФГОС НОО) [1] рассматривает здоровьесбережение как важную задачу формирования личности школьников на всех ступенях образования. В частности, в качестве личностных результатов освоения программы начального общего образования выделяется формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия, чтобы в дальнейшем школьник умел «осознавать эмоциональное состояние себя и других», «управлять собственным эмоциональным состоянием».

Младший школьный возраст является наиболее значимым в контексте проблемы формирования эмоционального здоровья. Именно этот период жизни определяет становление ученика как психологически развитой личности, с набором ключевых механизмов регуляции эмоционального мировосприятия.

Эмоциональное здоровье младших школьников является актуальным дискуссионным полем непосредственно в реалиях учебно-воспитательного процесса. На сегодняшний день педагоги часто сталкиваются с негативными ситуациями проявления эмоционального отношения учеников к учебе. Со стороны ученика отмечается необоснованная эмоциональная критика происходящих с ним образовательных и жизненных ситуаций, а также коммуникативной деятельности в классе. Также наблюдается эмоциональная зависимость восприятия учеником событий, чувств и эмоций от позиции окружающих.

Как считает С.Л. Рубинштейн, «эмоции человека – это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания» [2, с. 436]. Другой исследователь эмоциональной сферы личности А.Н. Леонтьев [3] называет эмоциональные процессы «процессами внутренней регуляции деятельности» и относит к ним аффекты, собственно эмоции и чувства. Эмоции, по мнению учёного, – это более длительные состояния, проявляющиеся во внешнем поведении, которые выражают оценочное отношение личности к возникающим ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в них.

Впервые термин «эмоциональное здоровье» был исследован Л.В. Тарабакиной, которая трактует его как составную часть психологического здоровья человека, обеспечивающую «…единство преходящего и непрерывного на основе функционирования уровней – ситуативно-ориентировочного, адаптационно-целевого, личностно-деятельностного; эмоциональное здоровье позволяет сохранять целостное эмоциональное отношение к себе и к миру, преобразовывать отрицательные эмоции и порождать положительно окрашенные переживания» [4, с. 252].

Анализируя сущность и содержание понятия «эмоциональное здоровье», отметим, что оно предопределяет состояние благополучия для развития потенциала человека, развития в дальнейшем способности справляться со стрессами в жизни, продуктивно и плодотворно работать. Поэтому уже в начальной школе необходимо выстраивать образовательный процесс таким образом, чтобы в ходе развития эмоции ребенка утрачивали инстинктивную основу и стали высшими эмоциональными процессами: социальными, интеллектуальными и эстетическими.

Эмоции детей являются для педагога своеобразными индикаторами: они указывают, насколько благополучно формируется личность. Эмоциональное развитие младшего школьника происходит как в процессе общения с окружающими людьми, так и при выполнении различных видов деятельности – игры, учения, труда. Расширение эмоционального опыта ребенка, его глубина и модальность в значительной степени определяют направленность развивающейся личности.

Дети младшего школьного возраста эмоционально воспринимают окружающий мир, при этом одновременно происходит их активное интеллектуальное развитие: возрастает способность к идентификации, рефлексии, контролю эмоциональных состояний и поступков; проявлению эмпатии; использованию эмоциональной информации в общении с окружающими; выбору способов достижения цели. В это время активно развивается понимание психического мира другого человека, формируется художественно-эстетическое восприятие произведений искусства.

Комплексное использование искусств в педагогическом процессе для развития эмоциональной сферы младшего школьника особенно значимо, поскольку служит творческому раскрытию его личности в тот период, когда он только начинает осваивать общие средства и способы художественной деятельности. В эмоциях, вызванных искусством, преобладает положительное начало, получение эстетического наслаждения, даже если художник рассказал слушателю или зрителю о трагических событиях. Ю.Б. Борев [5] подчёркивал, что непременным условием эмоционального развития являются именно художественные эмоции, составляющие эстетическое наслаждение, в отличие от обыденных эмоций.

Серьёзным достижением обновлённого ФГОС НОО, по мнению В.С. Басюка, Н.Ф. Виноградовой, А.Ю. Лазебниковой, является «усиление воспитательного потенциала изучаемых в начальной школе предметов» [6, с. 12]. Искусство в учебном процессе начальной школы представлено музыкой, изобразительным искусством, литературным чтением, рассматриваемыми как предметы эстетического цикла, главной задачей которого является развитие способности учащихся воспринимать, понимать, чувствовать и создавать прекрасное в жизни, искусстве и собственно художественной деятельности. Предметы эстетического цикла оказывают значительное психотерапевтическое воздействие на младших школьников, снимая нервно-психическое напряжение, восстанавливая энергию и создавая эмоционально-положительный настрой.

С.К. Семенина отмечает, что «интегрируя различные виды искусства, мы опираемся на синестетические способности детей и на уровне ассоциаций интегрируем их восприятие в процессе интегративного обучения» [7, с. 25]. Именно при таком восприятии искусства возникает яркий, оригинальный, синтезированный образ, обладающий сложной, многоплановой структурой. Виды искусства различаются способом материального воплощения художественного содержания (слово в литературе, звук в музыке, цвет в живописи) и имеют свои особенные средства воздействия на личность. В основе образного начала взаимодействия искусств лежит взаимосвязь «выразительности» и «изобразительности».

Активный интерес к интеграции стал тенденцией в современном образовании. Этой проблемой занимаются многие педагоги, рассматривая интеграционный подход с двух позиций: как средства обучения на общей платформе сближения предметных знаний и как цели обучения. В этой связи М.С. Каган отмечает, что в школьных программах необходимо осознанно, целенаправленно и последовательно провести сквозную мысль: все три предмета являются гранями единого процесса приобщения ученика к миру искусства, к целостной (при всей его разноликости) сфере художественного освоения человеком мира [8, с. 31]. Г.Н. Дубогрызова [9] полагает, что интеграция музыки, изобразительного творчества и литературного материала позволяет осуществлять одновременное воздействие на мысли, чувства и представления ребенка, обогатить разные стороны жизни учащегося. Уроки, построенные на основе интеграции, всегда отличаются информационной насыщенностью, интересны детям, поскольку позволяют органично сочетать разные виды деятельности.

Опираясь на концепцию работы по формированию социально-эмоциональных навыков [10], рассмотрим, как формируются компоненты эмоционального здоровья младших школьников при интеграции уроков эстетического цикла.

Идентификация и интерпретация эмоциональных состояний как первый компонент эмоционального здоровья предполагает последовательное включение ребёнка в постижение мира эмоций. Сначала он учится распознавать и словесно обозначать эмоции и чувства (радость, восторг, грусть, горе, печаль, гнев, злость, тревога, страх, ужас, удивление, интерес, отвращение, неудовольствие, презрение, стыд, вина, скука и др.) людей разного пола и возраста с уточнением различных признаков проявления эмоций. Для данной работы можно использовать наглядные изображения (иллюстрации к художественным произведениям, различные виды скульптуры).

Научить младших школьников идентифицировать эмоции можно по произведениям искусства. На уроках музыки и изобразительного искусства ребёнок определяет, различает и называет эмоции и чувства, которые возникают у него при прослушивании или просмотре музыкальных и художественных произведений; своими словами описывает свою эмоциональную реакцию на услышанное, увиденное. На уроках литературного чтения учитель может предложить задания на распознавание эмоциональных переживаний персонажей художественных произведений и соотнесение их с жизненным опытом младшего школьника. Важно объяснить учащимся, что произведение искусства может изменить испытываемую в данный момент эмоцию (например, смешной рассказ развеселит, спокойная музыка успокоит и т.п.), при том, что одно и тоже произведение может вызывать разные эмоции и чувства у разных людей.

Используя технологии проектной деятельности на уроках эстетического цикла, учитель подбирает материалы для различения и передачи в художественно-творческой деятельности (рисунок, коллаж, стихотворения, сказки и пр.) эмоциональных реакций и отношения к произведениям. При анализе художественных образов особое внимание уделяется характеру, мотивам и последствиям поступков персонажей. Для полноценного анализа художественных образов и их задач в произведении используются различные приемы: беседа по содержанию, для выявления мотивов, обстоятельств и последствий поступков героев; анализ речи, мимики и жестов героя; словесный анализ портрета героя; выявление авторского отношения к героям и др.

Работу над распознаванием эмоций и пониманием их причин можно провести на интегрированных уроках литературного чтения на тему «А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане», изобразительного искусства на тему «Твои книжки. Рисунки И. Билибина к сказкам А.С. Пушкина» и музыки «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова». Для переживания и интерпретации эмоций злости и гнева, испытываемых ткачихой и поварихой, можно предложить ученикам передать с помощью мимики и пантомимики соответствующее эмоциональное состояние (сдвинуть брови, надуть губы, размахивать руками). В контрасте с этими персонажами можно рассмотреть образ младшей девицы – будущей матери Гвидона. Параллельно учащиеся работают с картиной «Царевна-Лебедь» М. Врубеля. В качестве творческого задания для развития вариативного мышления дети словесно рисуют образы Царевны Лебеди и бабы Бабарихи: весёлый и приветливый, злой и коварный.

Образно почувствовать настроение моря, чтобы сравнить с настроением человека, помогает цветовая символика: цвет передаёт весёлое, нежное, хмурое и страшное настроение. Для изображения тихого или бурного моря потребуются разные мазки кистью: нежные или резкие, отрывистые. Настроение будет понятнее, если ребенок использует не локальные краски, а сложные цветовые гаммы.

На уроках музыки ребёнок младшего школьного возраста может знакомиться с эмоционально-образным содержанием произведения при помощи метода контрастного сопоставления музыкальных произведений
О.П. Радыновой [11]. Данный метод способствует осознанному восприятию музыки, углублению эмоциональной отзывчивости, развитию воображения и творческих способностей. На уроках изобразительного искусства также применим приём сопоставления контрастных состояний природы (море нежное, ласковое – море бурное, тревожное).

Вторым компонентом эмоционального здоровья является выражение эмоций в соответствии с социальными нормами. Помимо овладения мимикой, жестами и эмоциональными действиями сюда относится интонационная выразительность речи. Необходимо научить ребенка демонстрировать (в инсценировках художественных произведений, ролевых играх, театральных постановках) разные по силе эмоции и эмоциональные состояния с использованием вербальных и невербальных средств их выражения. Именно уроки литературного чтения нацелены на формирование умения выражать эмоции с помощью интонации, темпа и ритма речи, громкости и силы голоса.

В связи с задачами формирования эмоционального здоровья представляется необходимой и активизация интонационно-речевого опыта школьника, так как данная деятельность развивает не только его эмоции, но и формы их выражения голосом (то есть готовит инструмент для одного из важнейших видов детской музыкальной деятельности – пения), а также обогащает и совершенствует интонационный слух – предпосылку полноценного восприятия музыки.

Для развития эмоциональной выразительности на уроках музыки может быть использован метод вокального уподобления О.П. Радыновой [11], который позволяет понять и прочувствовать наиболее яркие средства музыкальной выразительности, а также выявить художественные эмоции. Суть его состоит в том, что педагог тихо и выразительно напевает во время звучания произведения, а обучающиеся, в свою очередь, напевают лишь отдельные интонации. К вокальному можно подключить моторно-двигательные и тактильные виды уподобления.

На уроках изобразительного искусства с целью эмоционального выражения используется метод эмоционально-образного воздействия в комбинации с методом сопереживания. Рассматривая выразительные средства искусства, необходимо проводить беседы об эмоциональной выразительности цвета – тёплого и холодного, глухого и звонкого. В области графики учащиеся знакомятся с выразительным характером линий, их ритмом, выразительностью пропорций. Изначально им даётся представление о простейших ассоциативных связях цветов, линий и композиции с эмоциями (солнечно-желтый цвет – радость, чёрный – печаль, угловатые линии – тревога и агрессия и т.п.) многие из которых заложены в человеке на интуитивном уровне [12, с. 132]. После этого школьникам предлагается изобразить различные настроения – настроение героя художественного произведения или настроение звучащей музыки. В процессе выполнения задания дети пытаются угадать изображённые на бумаге эмоции. Для эмоционального развития также можно использовать нетрадиционные техники рисования: кляксографию, монотипию, печатание листьями, набрызг, рисование по-сырому и др.

Для иллюстрации эмоциональных состояний, как считает Б.М. Неменский, можно провести параллель с музыкой и использовать музыкальные фрагменты: «Первый концерт для фортепиано с оркестром» П.И. Чайковского – настроение образа торжественное, величественное, праздничное; сюита «Пер Гюнт» Э. Грига – образ нежный, светлый, романтический; «Патетическая соната» Л. Ван Бетховена – образ скорбный, тревожный, тяжёлый [13, с. 106].

Саморегуляция эмоционального состояния в соответствии с социальными нормами выступает третьим компонентом эмоционального здоровья ребенка. Младший школьник учится управлять собственным поведением, исходя из вероятностного прогнозирования своей эмоциональной реакции на возможные события, выраженные посредством искусства. На примере героев литературных произведений ребенок знакомится с тем, как можно справляться с тревогой, страхом, агрессией.

Уроки литературного чтения на темы «Л. Толстой «Акула», «Л. Толстой «Прыжок», интегрированные с уроком изобразительного искусства на тему «Твои книжки» и уроком музыки «Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. Детские образы С. Прокофьева («Петя и волк», «Болтунья»)», нацелены на обучение младших школьников сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ художественного текста, музыкального произведения, выделяя эмоциональный фон, различать настроения, чувства человека, выраженные в произведениях живописи, музыки. На этих уроках имеет место работа над эмоциональной саморегуляцией: педагог может обратиться к приёмам театрализации, которая является самым коротким путем для эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению. Используя на уроках такие приёмы театрализации, как ролевое прочтение текста, инсценирование и сценически-игровые упражнения, педагог формирует правильную речь, учит с помощью голоса, мимики и жестов передавать слушателям прочитанное, прожить и прочувствовать, регулировать эмоциональное состояние.

Область музыкального искусства играет большую роль в формировании мировоззрения и музыкальной культуры личности ребенка, а также открывает возможности для развития эмоциональной саморегуляции. Для реализации данных задач на уроках музыки следует использовать различные виды художественной деятельности: пение, ассоциативные игры, пластическое интонирование, упражнение на развитие эмоциональной устойчивости с использованием ролевых игр.

 Проявление эмпатии является четвёртым компонентом эмоционального здоровья младших школьников. Т.В. Савинова считает её «важным фактором социализации младших школьников, одним из главных качеств человека в процессе общения» [14, с. 26–27]. Высокий уровень эмпатии, по мнению Т.В. Савиновой [14], Н.Н. Иванова [15], Т.П. Гавриловой [16], способствует выстраиванию межличностных взаимоотношений, созданию благоприятного и эмоционально-яркого фона при взаимодействии, которое вызывает позитивное расположение друг к другу. На уроках эстетического цикла младший школьник учится откликаться и предлагать эмоциональную поддержку героям произведений искусства.

На уроках литературного чтения в 3 классе работу над развитием эмпатии можно проводить при изучении народных сказок «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк», «Сивка-бурка» в интеграции с уроком изобразительного искусства на тему «Иллюстрация как отражение сюжета волшебной сказки (например, картины В.М. Васнецова, иллюстрации Ю.А. Васнецова, И.Я. Билибина, В.М. Конашевич). Сказки воздействуют посредством выдуманного сюжета на чувства и разум ребенка, развивают его восприимчивость, эмоциональность, открывают ему глубины народной или авторской мудрости. Вызывая эмоциональную реакцию, сказка не только вводит ребенка в воображаемые обстоятельства, но и объединяет эмоциональное состояние читателя и героя. Ребенок учится различать хороших и плохих персонажей, категории добра и зла, правды и лжи, поэтому для развития эмпатийных способностей рекомендуется выбирать те произведения, которые чётко разграничивают положительных и отрицательных героев. Русские народные сказки также содержат ситуации нравственного выбора героев между собственным удовлетворением и помощью другому персонажу.

Для развития эмпатии младших школьников можно использовать произведения Л.Н. Толстого. При работе с текстом рассказа «Акула» учителю необходимо обращать внимание на все слова, которые действуют на чувства читателя. В данном произведении мы видим быструю смену чувств: от радости за мальчиков, любования и азарта до тревоги и ощущения опасности приближения «морского чудовища». При пересказе текста рассказа «Акула» третьеклассники голосом, интонацией показывают свое отношение к героям («Кому ты сочувствуешь?», «За кого переживаешь? «Когда радуешься или огорчаешься?»).

Работая с иллюстрациями В. Цельмера к рассказу Л. Толстого «Прыжок», учащиеся находят соответствующие эпизоды к иллюстрациям художника, рассуждают, как иллюстратор передал разные эмоции героев (радость, страх) и выразил свое сочувствие.

Интеграция урока литературного чтения на тему «Л. Толстой «Лев и собачка» с уроком изобразительного искусства на тему «Твои книжки» и уроком музыки «Портрет в музыке. Э. Григ «Смерть Озе» способствует развитию умения различать настроения, чувства человека, выраженные в произведениях литературы, живописи, музыки, умения проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении произведений искусства. Работа с драматичными иллюстрациями Александра и Валерия Трауготов к рассказу «Лев и собачка» обогатит эмоциональный опыт детей в аспекте проявления эмпатии. Изображая льва, художники смогли передать с помощью необычного сочетания цветов различные эмоции и чувства, испытываемые героем: от удивления, добродушия, гнева до смертельной боли от потери. Эффективным видом работы над произведением будет и пересказ от лица льва или собачки с выражением эмоций.

Таким образом, систематическая работа над формированием компонентов эмоционального здоровья на интегрированных уроках эстетического цикла способствует развитию эмоциональной сферы младших школьников, а также пробуждает у них интерес к интерпретации своих эмоций в художественно-эстетической деятельности, оказывает воздействие на их нравственную, духовную сферу, формирует эмпатию и эмоциональное благополучие.

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 286 // Информационно-правовое обеспечение «Гарант». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/ (дата обращения 20.12.2022).
  2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. 712 с.
  3. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. 40 с.
  4. Тарабакина Л.В. Эмоциональное здоровье как предмет социально- психологического исследования // Теория и практика общественного развития. 2015. № 8. С. 250–257.
  5. Борев Ю.Б. Эстетика: Учебник. М.: Высшая школа, 2002. 511 с.
  6. Басюк В.С., Виноградова Н.Ф., Лазебникова А.Ю. Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного образования: характер изменений и проблемы внедрения // Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. Т. 1. № 4(77). С. 7–29. https://doi.org/24412/2224-0772-2021-77-7-29
  7. Семенина С.К. Интеграция как путь модернизации школы: методологические основы. Москва: РИД «Альфа МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2002. 76 с.
  8. Каган М.С. Роль и взаимодействие искусств в педагогическом процессе // Музыка в школе. 1987. № 4. С. 28–32.
  9. Дубогрызова Г.Н. Синтез искусств в художественно-эстетическом развитии детей: метод. разработки занятий для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Армавир: Армавир. гос. пед. ин-т.  2002. 66 с.
  10. Концепция учебно-методического комплекта «Социально-эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста» / М.И. Катеева, Н.Е. Рычка. Москва: Просвещение, 2021. 40 с.
  11. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей: в 2 ч. Ч. 1. М.: ВЛАДОС, 1997. 608 с.
  12. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук. Ярославль: Академия развития, 1997. 237 с.
  13. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1–4 классы / под ред. Б.М. Неменского. М.: Просвещение, 2012. 240 с.
  14. Савинова Т.В. Исследование эмпатии младших школьников // Учебный эксперимент в образовании. 2018. № 3. С.26–30.
  15. Иванов Н.Н. Воспитание читательской эмпатии в процессе работы с произведением литературы // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 4. С. 88–92.
  16. Гаврилова Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего или среднего школьного возраста. М.: Академия, 2017. 178 с.