Эмоциональные коуч-сессии «Мы вместе» как психолого-педагогическая поддержка обучающихся, прибывших из ДНР и ЛНР

Е.Д. Сергеева
Туапсинский социально-педагогический колледж, Туапсе, Россия, demelena1986@mail.ru

Аннотация

В статье рассмотрены практические аспекты реализации эмоциональных коуч-сессий «Мы вместе» в системе психолого-педагогической поддержки обучающихся Туапсинского социально-педагогического колледжа, прибывших из ДНР и ЛНР. Предложенные мероприятия способствуют адаптации подростка в социуме, снижают уровень тревожности, а также направляют его к экологичному общению, социальному позиционному мотиву.

Ключевые слова

психолого-педагогическая поддержка, социализация, трудная жизненная ситуация, коучинг

Для цитирования

Сергеева Е.Д. Эмоциональные коуч-сессии «Мы вместе» как психолого-педагогическая поддержка обучающихся, прибывших из ДНР и ЛНР // Педагогическая перспектива. 2022. № 3(7). С. 69–74. 
https://doi.org/10.55523/27822559_2022_3(7)_69

Информация об авторах

Елена Демьяновна Сергеева – педагог-психолог Туапсинского социально-педагогического колледжа

Текст статьи

Решение проблемы психолого-педагогической поддержки обучающихся, прибывших в экстренном порядке в Российскую Федерацию из Донецкой и Луганской народных республик (далее – ДНР и ЛНР), требует целенаправленного воздействия на процесс их адаптации в новой социальной среде. Уполномоченный по правам ребёнка при Президенте РФ Мария Львова-Белова отмечает, что дети, пережившие психотравмирующие события в ДНР и ЛНР, имеют различные психоэмоциональные нарушения, а также посттравматический синдром. Это может проявляться в высоком уровне агрессивности как вербальной, так и физической, жестокости по отношению к взрослым и сверстникам, неадекватной самооценке. Долгое время подросток имел определённый статус в своём социуме – среди друзей, в школе или в колледже, – а сейчас чувствует страх и неуверенность перед обучением и новой социальной ситуацией.

Как отмечается в методических рекомендациях Минпросвещения РФ, ситуация, в которой они оказались относится к трудным жизненным ситуациям, может вызвать эмоциональное напряжение и стресс, препятствует реализации не только важных жизненных целей, но и объективно нарушает обычное течение жизни, а также устоявшиеся внутренние и внешние связи [1].

Традиционно трудная жизненная ситуация трактуется как проблема, возникающая в укладе жизнедеятельности, угрожающая сложившемуся и устоявшемуся функционированию личности, которая предполагает некую помощь из вне, так как самостоятельно личность с ней справиться не способна [2]. Как отмечает Е.В. Бурмистрова [3], особенность трудной жизненной ситуации заключается в нарушении привычного образа жизни и в определении жизненно важных приоритетов преобразования ситуации. А.О. Перенесенко и Д.В. Плотникова уточняют, что при определении ситуации как трудной следует обратить внимание на возникающие у человека проблемы с социальной адаптацией, которые влекут за собой нарушение равновесия существования человека, его быта или организации, а также являются нестабильным фактором окружающей действительности и создают угрозу удовлетворения основных жизненных потребностей [4].

Очевидно, что подростки, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, нуждаются в помощи, так как не могут самостоятельно найти приемлемый способ выйти из неё, сохранить своё психологическое здоровье, не умеют защищаться от негативных обстоятельств, что приводит к нарушению психологической безопасности. Особенностью сопровождения данной категории подростков является включение интенсивного эмоционального взаимодействия в процесс социализации. Их психолого-педагогическая поддержка заключается, в первую очередь, в создании психологически комфортной и безопасной среды, в адаптации, реабилитации и коррекции личностного развития.

Исследование различных аспектов работы с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации постоянно находится в поле зрения учёных и практиков [5; 6; 7 и др.].

Рассматривая особенности данной работы в рамках образовательной организации, мы пришли к выводу, что одной из наиболее эффективных форм психолого-педагогической поддержки студентов во время обучения является коучинг, представляющий собой активную направленность на личностную поддержку их профессиональной деятельности.

Вслед за Дж. Уитмором мы трактуем коучинг как раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности [8]. В отличие от классических упражнений, консультаций и бесед коучинг нацелен на активную эмоциональную проработку информации, понимание социальных установок.

Представим опыт использования данного инструмента в Туапсинском социально-педагогическом колледже.

Для социальной адаптации студентов, прибывших в Российскую Федерацию из ДНР и ЛНР, нами была подготовлена и реализована программа эмоциональных коуч-сессий «Мы вместе». При её разработке мы опирались на труды М.Г. Борисовой, Е.В. Бурмистровой, Н.Н. Васильевой, Е.А. Глазуновой, А.Л. Дитерихс, Т.А. Журкиной, Е.В. Ивановой, О.С. Мелентьевой [3; 9; 10].

Целью коуч-сессий было определено психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, ориентированное на развитие способностей подростков к экологичному общению и адаптации в социуме, социальному позиционному мотиву; снижение уровня тревожности.

В соответствии с методическим рекомендациями Минпросвещения России по обеспечению права на получение общего образования детей, прибывающих с территорий ДНР, ЛНР, Украины [1] в рамках коуч-сессии обучающиеся не выделяются в отдельные группы. Поскольку прибывшие с этих территорий студенты проживают в общежитии колледжа, мероприятия проводятся по принципу объединения комнат. При этом педагог-психолог тесно сотрудничает с кураторами групп и заведующим общежитием, в котором проживают прибывшие студенты. В занятиях участвуют студенты 1–4 курсов, прибывшие в Российскую Федерацию из ДНР и ЛНР.

Система эмоциональных коуч-сессий «Мы вместе» реализуется в формате курса, разделённого на десять блоков, которые систематизированы по тематике и результатам диагностического исследования личности. Каждый блок реализуется один раз в неделю и занимает около 50 минут.

Психолого-педагогическая поддержка студентов в рамках курса основна на следующих программах:

  1. Адаптивная коуч-сессия с привлечением студентов 2–3 курса.
  2. Эмоциональный диалог.
  3. Сильные и слабые стороны в общении.
  4. Навык активного взаимодействия.
  5. Мечтатель – реалист.
  6. Эмоциональный интеллект.
  7. Колесо профессиональных компетенций.
  8. Трансформационная игра: Гений переговоров.

В системе эмоциональных коуч-сессий применяются только активные методы взаимодействия, основанные на индивидуализации зоны психологического комфорта: мотивирующие тесты, групповые тренинговые упражнения, инсценировки проблемных ситуаций, мозговые штурмы и трансформационные игры, метафорические притчи и истории.

Рациональность содержания эмоциональных коуч-сессий связана с организацией процесса осмысления, рефлексии. На основе этого разработана модель практического взаимодействия педагога-психолога с обучающимися социально-педагогического колледжа, прибывшими из ДНР и ЛНР, в системе эмоциональных коуч-сессий «Мы вместе» по позитивному развитию способностей подростков к экологичному общению и адаптации в социуме, снижению уровня тревожности. Модель коуч-сессии представлена на рисунке 1.

Модель практического проведения коуч-сессии «Мы вместе»

Рисунок 1. Модель практического проведения коуч-сессии «Мы вместе»

На этапе «Осмысление новой жизненной ситуации» происходит восприятие подростком новой жизненной ситуации как новой модели жизненного поведения. «Идеальный конечный результат» подразумевает формирование активной жизненной позиции, стремления к осмыслению собственной эмоциональной вовлечённости в различные виды активностей.  «Ориентация на поддержку» означает направленность на сотрудничество, снижение негативных установок на собственные интересы, осмысление выбора при возникновении неясной ситуации, которую надо достроить и самостоятельно найти решение. На этапе «Сила «Я» подросток достигает положительной психоэмоциональной стабильности, самоконтроля, уверенности в себе и способности контролировать новые жизненные ситуации.

Совершая те или иные действия, подросток, как правило, исходит из своих представлений о ситуации и способах действия в ней. Происходит пошаговое осмысление действительности с ключевыми вопросами построения ресурса:

  1. Предварительное осмысление проблемной ситуации. Вербальное очерчивание границ противоречия. Осмысление вопросов «Что имею?», «Что хочу?», «Что мешает?».
  2. Вычленение конкретной задачи из проблемной ситуации. Осмысление вопросов «Как быть?», «Что делать?».
  3. Выход на конкретное решение через построение ресурсов. Выбор ресурса, который позволит принять положительный итоговый результат. Осмысление вопроса «Кто если не Я?».

Пошаговое осмысление действительности, прорабатываемое в системе эмоциональных коуч-сессий «Мы вместе», реалистично для всех участников и позволяет выявить конкретные ресурсы в новой социальной ситуации.

В ноябре 2022 года для изучения процесса социализации и способности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность, среди обучающихся социально-педагогического колледжа, прибывших в экстренном порядке в Российскую Федерацию из ДНР и ЛНР, была использована методика диагностики жизнестойкости С. Мадди в адаптации Д. Леонтьева, содержащая 45 вопросов и соответственно четыре вида ответа на каждый [11]. 

Данная методика основывается на основополагающих компонентах трудной жизненной ситуации:

  • вовлечённость в происходящее (удовольствие – отвергнутость);
  • контроль (самостоятельный выбор – беспомощность);
  • принятие риска (приобретение опыта – отрицание усвоения).

На рисунке 2 представлены результаты проведённого опроса. Около 70 % опрошенных продемонстрировали высокую выраженность всех компонентов, около 30% – среднюю. Низкий уровень, характеризующий ощущение собственной беспомощности и чувства отвергнутости опросом выявлен не был. Соответственно такие же значения получены и по жизнестойкости в целом.

Результативность изучения процесса социализации и способности выдерживать стрессовую ситуацию

Рисунок 2. Результативность изучения процесса социализации и способности выдерживать стрессовую ситуацию

Следовательно, проведение педагогом-психологом эмоциональных коуч-сессий «Мы вместе» имеет положительный результат в развитии у подростков способностей к экологичному общению и адаптации в социуме, уверенности в себе. Во всех ответах обучающихся отсутствуют показатели посттравматического стресса. Однако следует отметить, что возможно отчасти это вызвано нежеланием вспоминать негативный опыт прошлой реальности.

Таким образом, социальный позиционный мотив эмоциональных коуч-сессий имеет качественный потенциал для плавного введения подростков из ДНР и ЛНР в учебный процесс и является одним из эффективных средств психолого-педагогической поддержки.

Список литературы

  1. Методические рекомендации по обеспечению права на получение общего образования детей, прибывающих с территорий Донецкой народной республики, Луганской народной республики, Украины: письмо Минпросвещения РФ «О направлении методических рекомендаций» от 04.04.2022 № 03-442 // Легалакт: сайт. URL: https://legalacts.ru/doc/pismo-minprosveshchenija-rossii-ot-04042022-n-03-442-o-napravlenii/ (дата обращения: 10.11.2022).
  2. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М.: Аргус, 2020. 208 с.
  3. Бурмистрова Е.В. Психологическая помощь в кризисных ситуациях (предупреждение кризисных ситуаций в образовательной среде): метод. рекомендации для специалистов системы образования. М.: МГППУ, 2016. 359 с.
  4. Перенесенко А.О., Плотникова Д.В. Ретроспективный анализ медицинской обращаемости за 2017–2020 гг. жителей Донбасса и русскоязычного населения Украины, оказавшихся в трудной жизненной ситуации // Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Аспирантские чтения – 2021: молодые учёные – медицине»: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, Самара, 2021 год. Самара: ООО «СамЛюксПринт», 2021. С. 238–241.
  5. Ляпунова Н.Н. Социально-психологический тренинг как одно из средств формирования жизнестойкости у подростков с проблемами социальной адаптации // Научный альманах. 2022. № 6-1(92). С. 124–128.
  6. Морозова И.С., Каргина А.Е. Формирование конструктивных стратегий преодоления трудных жизненных ситуаций первокурсников средствами психолого-образовательного сопровождения // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 3(83). С. 68–73. https://doi.org/10.24158/spp.2021.3.11
  7. Савенкова С.В. Технология коуч-наставничества в организации работы с молодёжью в трудной жизненной ситуации // Казанский педагогический журнал. 2021. № 4(147). С. 197–205.
  8. Уитмор Дж. Коучинг высокой эффективности. М.: Международная академия корпоративного управления и бизнеса, 2017. 168 с.
  9. Борисова М.Г. Всё о детском и подростковом коучинге. Ridero, 2022. 220 с.
  10. Васильева Н.Н., Глазунова Е.А., Дитерихс А.Л., Журкина Т.А. и др. Программа экстренной и пролонгированной психологической помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. М.: ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей», 2020. 77 с.
  11. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006. 63 с.