Эмоциональные коуч-сессии «Мы вместе» как психолого-педагогическая поддержка обучающихся, прибывших из ДНР и ЛНР
Е.Д. Сергеева
Туапсинский социально-педагогический колледж, Туапсе, Россия, demelena1986@mail.ru
Аннотация
В статье рассмотрены практические аспекты реализации эмоциональных коуч-сессий «Мы вместе» в системе психолого-педагогической поддержки обучающихся Туапсинского социально-педагогического колледжа, прибывших из ДНР и ЛНР. Предложенные мероприятия способствуют адаптации подростка в социуме, снижают уровень тревожности, а также направляют его к экологичному общению, социальному позиционному мотиву.
Ключевые слова
психолого-педагогическая поддержка, социализация, трудная жизненная ситуация, коучинг
Для цитирования
Сергеева Е.Д. Эмоциональные коуч-сессии «Мы вместе» как психолого-педагогическая поддержка обучающихся, прибывших из ДНР и ЛНР // Педагогическая перспектива. 2022. № 3(7). С. 69–74.
https://doi.org/10.55523/27822559_2022_3(7)_69
Информация об авторах
Елена Демьяновна Сергеева – педагог-психолог Туапсинского социально-педагогического колледжа
Текст статьи
Решение проблемы психолого-педагогической поддержки обучающихся, прибывших в экстренном порядке в Российскую Федерацию из Донецкой и Луганской народных республик (далее – ДНР и ЛНР), требует целенаправленного воздействия на процесс их адаптации в новой социальной среде. Уполномоченный по правам ребёнка при Президенте РФ Мария Львова-Белова отмечает, что дети, пережившие психотравмирующие события в ДНР и ЛНР, имеют различные психоэмоциональные нарушения, а также посттравматический синдром. Это может проявляться в высоком уровне агрессивности как вербальной, так и физической, жестокости по отношению к взрослым и сверстникам, неадекватной самооценке. Долгое время подросток имел определённый статус в своём социуме – среди друзей, в школе или в колледже, – а сейчас чувствует страх и неуверенность перед обучением и новой социальной ситуацией.
Как отмечается в методических рекомендациях Минпросвещения РФ, ситуация, в которой они оказались относится к трудным жизненным ситуациям, может вызвать эмоциональное напряжение и стресс, препятствует реализации не только важных жизненных целей, но и объективно нарушает обычное течение жизни, а также устоявшиеся внутренние и внешние связи [1].
Традиционно трудная жизненная ситуация трактуется как проблема, возникающая в укладе жизнедеятельности, угрожающая сложившемуся и устоявшемуся функционированию личности, которая предполагает некую помощь из вне, так как самостоятельно личность с ней справиться не способна [2]. Как отмечает Е.В. Бурмистрова [3], особенность трудной жизненной ситуации заключается в нарушении привычного образа жизни и в определении жизненно важных приоритетов преобразования ситуации. А.О. Перенесенко и Д.В. Плотникова уточняют, что при определении ситуации как трудной следует обратить внимание на возникающие у человека проблемы с социальной адаптацией, которые влекут за собой нарушение равновесия существования человека, его быта или организации, а также являются нестабильным фактором окружающей действительности и создают угрозу удовлетворения основных жизненных потребностей [4].
Очевидно, что подростки, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, нуждаются в помощи, так как не могут самостоятельно найти приемлемый способ выйти из неё, сохранить своё психологическое здоровье, не умеют защищаться от негативных обстоятельств, что приводит к нарушению психологической безопасности. Особенностью сопровождения данной категории подростков является включение интенсивного эмоционального взаимодействия в процесс социализации. Их психолого-педагогическая поддержка заключается, в первую очередь, в создании психологически комфортной и безопасной среды, в адаптации, реабилитации и коррекции личностного развития.
Исследование различных аспектов работы с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации постоянно находится в поле зрения учёных и практиков [5; 6; 7 и др.].
Рассматривая особенности данной работы в рамках образовательной организации, мы пришли к выводу, что одной из наиболее эффективных форм психолого-педагогической поддержки студентов во время обучения является коучинг, представляющий собой активную направленность на личностную поддержку их профессиональной деятельности.
Вслед за Дж. Уитмором мы трактуем коучинг как раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности [8]. В отличие от классических упражнений, консультаций и бесед коучинг нацелен на активную эмоциональную проработку информации, понимание социальных установок.
Представим опыт использования данного инструмента в Туапсинском социально-педагогическом колледже.
Для социальной адаптации студентов, прибывших в Российскую Федерацию из ДНР и ЛНР, нами была подготовлена и реализована программа эмоциональных коуч-сессий «Мы вместе». При её разработке мы опирались на труды М.Г. Борисовой, Е.В. Бурмистровой, Н.Н. Васильевой, Е.А. Глазуновой, А.Л. Дитерихс, Т.А. Журкиной, Е.В. Ивановой, О.С. Мелентьевой [3; 9; 10].
Целью коуч-сессий было определено психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, ориентированное на развитие способностей подростков к экологичному общению и адаптации в социуме, социальному позиционному мотиву; снижение уровня тревожности.
В соответствии с методическим рекомендациями Минпросвещения России по обеспечению права на получение общего образования детей, прибывающих с территорий ДНР, ЛНР, Украины [1] в рамках коуч-сессии обучающиеся не выделяются в отдельные группы. Поскольку прибывшие с этих территорий студенты проживают в общежитии колледжа, мероприятия проводятся по принципу объединения комнат. При этом педагог-психолог тесно сотрудничает с кураторами групп и заведующим общежитием, в котором проживают прибывшие студенты. В занятиях участвуют студенты 1–4 курсов, прибывшие в Российскую Федерацию из ДНР и ЛНР.
Система эмоциональных коуч-сессий «Мы вместе» реализуется в формате курса, разделённого на десять блоков, которые систематизированы по тематике и результатам диагностического исследования личности. Каждый блок реализуется один раз в неделю и занимает около 50 минут.
Психолого-педагогическая поддержка студентов в рамках курса основна на следующих программах:
- Адаптивная коуч-сессия с привлечением студентов 2–3 курса.
- Эмоциональный диалог.
- Сильные и слабые стороны в общении.
- Навык активного взаимодействия.
- Мечтатель – реалист.
- Эмоциональный интеллект.
- Колесо профессиональных компетенций.
- Трансформационная игра: Гений переговоров.
В системе эмоциональных коуч-сессий применяются только активные методы взаимодействия, основанные на индивидуализации зоны психологического комфорта: мотивирующие тесты, групповые тренинговые упражнения, инсценировки проблемных ситуаций, мозговые штурмы и трансформационные игры, метафорические притчи и истории.
Рациональность содержания эмоциональных коуч-сессий связана с организацией процесса осмысления, рефлексии. На основе этого разработана модель практического взаимодействия педагога-психолога с обучающимися социально-педагогического колледжа, прибывшими из ДНР и ЛНР, в системе эмоциональных коуч-сессий «Мы вместе» по позитивному развитию способностей подростков к экологичному общению и адаптации в социуме, снижению уровня тревожности. Модель коуч-сессии представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Модель практического проведения коуч-сессии «Мы вместе»
На этапе «Осмысление новой жизненной ситуации» происходит восприятие подростком новой жизненной ситуации как новой модели жизненного поведения. «Идеальный конечный результат» подразумевает формирование активной жизненной позиции, стремления к осмыслению собственной эмоциональной вовлечённости в различные виды активностей. «Ориентация на поддержку» означает направленность на сотрудничество, снижение негативных установок на собственные интересы, осмысление выбора при возникновении неясной ситуации, которую надо достроить и самостоятельно найти решение. На этапе «Сила «Я» подросток достигает положительной психоэмоциональной стабильности, самоконтроля, уверенности в себе и способности контролировать новые жизненные ситуации.
Совершая те или иные действия, подросток, как правило, исходит из своих представлений о ситуации и способах действия в ней. Происходит пошаговое осмысление действительности с ключевыми вопросами построения ресурса:
- Предварительное осмысление проблемной ситуации. Вербальное очерчивание границ противоречия. Осмысление вопросов «Что имею?», «Что хочу?», «Что мешает?».
- Вычленение конкретной задачи из проблемной ситуации. Осмысление вопросов «Как быть?», «Что делать?».
- Выход на конкретное решение через построение ресурсов. Выбор ресурса, который позволит принять положительный итоговый результат. Осмысление вопроса «Кто если не Я?».
Пошаговое осмысление действительности, прорабатываемое в системе эмоциональных коуч-сессий «Мы вместе», реалистично для всех участников и позволяет выявить конкретные ресурсы в новой социальной ситуации.
В ноябре 2022 года для изучения процесса социализации и способности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность, среди обучающихся социально-педагогического колледжа, прибывших в экстренном порядке в Российскую Федерацию из ДНР и ЛНР, была использована методика диагностики жизнестойкости С. Мадди в адаптации Д. Леонтьева, содержащая 45 вопросов и соответственно четыре вида ответа на каждый [11].
Данная методика основывается на основополагающих компонентах трудной жизненной ситуации:
- вовлечённость в происходящее (удовольствие – отвергнутость);
- контроль (самостоятельный выбор – беспомощность);
- принятие риска (приобретение опыта – отрицание усвоения).
На рисунке 2 представлены результаты проведённого опроса. Около 70 % опрошенных продемонстрировали высокую выраженность всех компонентов, около 30% – среднюю. Низкий уровень, характеризующий ощущение собственной беспомощности и чувства отвергнутости опросом выявлен не был. Соответственно такие же значения получены и по жизнестойкости в целом.

Рисунок 2. Результативность изучения процесса социализации и способности выдерживать стрессовую ситуацию
Следовательно, проведение педагогом-психологом эмоциональных коуч-сессий «Мы вместе» имеет положительный результат в развитии у подростков способностей к экологичному общению и адаптации в социуме, уверенности в себе. Во всех ответах обучающихся отсутствуют показатели посттравматического стресса. Однако следует отметить, что возможно отчасти это вызвано нежеланием вспоминать негативный опыт прошлой реальности.
Таким образом, социальный позиционный мотив эмоциональных коуч-сессий имеет качественный потенциал для плавного введения подростков из ДНР и ЛНР в учебный процесс и является одним из эффективных средств психолого-педагогической поддержки.
Список литературы
- Методические рекомендации по обеспечению права на получение общего образования детей, прибывающих с территорий Донецкой народной республики, Луганской народной республики, Украины: письмо Минпросвещения РФ «О направлении методических рекомендаций» от 04.04.2022 № 03-442 // Легалакт: сайт. URL: https://legalacts.ru/doc/pismo-minprosveshchenija-rossii-ot-04042022-n-03-442-o-napravlenii/ (дата обращения: 10.11.2022).
- Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М.: Аргус, 2020. 208 с.
- Бурмистрова Е.В. Психологическая помощь в кризисных ситуациях (предупреждение кризисных ситуаций в образовательной среде): метод. рекомендации для специалистов системы образования. М.: МГППУ, 2016. 359 с.
- Перенесенко А.О., Плотникова Д.В. Ретроспективный анализ медицинской обращаемости за 2017–2020 гг. жителей Донбасса и русскоязычного населения Украины, оказавшихся в трудной жизненной ситуации // Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Аспирантские чтения – 2021: молодые учёные – медицине»: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, Самара, 2021 год. Самара: ООО «СамЛюксПринт», 2021. С. 238–241.
- Ляпунова Н.Н. Социально-психологический тренинг как одно из средств формирования жизнестойкости у подростков с проблемами социальной адаптации // Научный альманах. 2022. № 6-1(92). С. 124–128.
- Морозова И.С., Каргина А.Е. Формирование конструктивных стратегий преодоления трудных жизненных ситуаций первокурсников средствами психолого-образовательного сопровождения // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 3(83). С. 68–73. https://doi.org/10.24158/spp.2021.3.11
- Савенкова С.В. Технология коуч-наставничества в организации работы с молодёжью в трудной жизненной ситуации // Казанский педагогический журнал. 2021. № 4(147). С. 197–205.
- Уитмор Дж. Коучинг высокой эффективности. М.: Международная академия корпоративного управления и бизнеса, 2017. 168 с.
- Борисова М.Г. Всё о детском и подростковом коучинге. Ridero, 2022. 220 с.
- Васильева Н.Н., Глазунова Е.А., Дитерихс А.Л., Журкина Т.А. и др. Программа экстренной и пролонгированной психологической помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. М.: ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей», 2020. 77 с.
- Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006. 63 с.