Системно-диалектический анализ условий цифровизации общеобразовательных организаций Кемеровской области
Е.А. Плосконосова
Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Кемерово, Россия, eap8888@yandex.ru
Аннотация
Представлен анализ результатов мониторинга цифровизации общеобразовательных организаций Кемеровской области с позиций системно-диалектического подхода, предполагающего рассмотрение условий её развития. Определены основные условия цифровизации, которые могут иметь побочный, «отчуждённый» результат: использование информационно-коммуникационных технологий для организации и управления образовательным процессом в общеобразовательных организациях; владение базовыми навыками их использования руководящими и педагогическими работниками; совершенствование цифровых компетенций педагогических работников; наличие у них документов об окончании курсов повышения квалификации по использованию информационно-коммуникационных технологий; оснащённость общеобразовательных организаций компьютерным оборудованием; наличие широкого спектра цифровых инструментов в профессиональной деятельности руководящих и педагогических работников.
Ключевые слова
общеобразовательная организация, цифровизация, условия цифровизации, системно-диалектический анализ
Для цитирования
Плосконосова Е.А. Системно-диалектический анализ условий цифровизации общеобразовательных организаций Кемеровской области // Педагогическая перспектива. 2022. № 3(7). С. 19–25.
https://doi.org/10.55523/27822559_2022_3(7)_19
Информация об авторах
Елена Алексеевна Плосконосова – кандидат технических наук, методист кафедры управления, экономики и правового регулирования в образовании Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования
Текст статьи
В эпоху цифровой трансформации образования существенное значение приобретает оснащённость образовательных организаций современным оборудованием и готовность педагогов и учащихся к его эффективному использованию. Внимание учёных и практиков к этому направлению не ослабевает последние десятилетия. Активно проводятся исследования цифровизации образования в целом [1; 2; 3 и др.], среднего профессионального [4; 5 и др.] и высшего образования [6; 7; 8 и др.], различных аспектов цифровизации общеобразовательных организаций [9; 10; 11 и др.].
Важным направлением является выявление и анализ условий, влияющих на процесс цифровизации. При этом, как показывает практика, их влияние не всегда однозначно, некоторые из них могут создавать побочный эффект, который может оказаться неожиданным, нежелательным и даже противоречащим целевому результату. На наш взгляд, выявление таких условий целесообразно проводить на основе системно-диалектического подхода, согласно которому устойчивое качество развивающегося объекта реализуется на основе взаимодействия полярно противоположных начал и недостижимо на основе одного из них [12].
Проанализируем с этих позиций процесс цифровизации общеобразовательных организаций Кемеровской области, используя данные ежегодных мониторингов с 2016/17 по 2021/22 учебный год [13] (см. таблицу).
Таблица. Показатели цифровизации общеобразовательных организаций Кемеровской области (по состоянию на 1 сентября учебного года)
Показатель |
Учебный год |
изменения, |
|
2016/17 |
2021/22 |
||
Количество ПК на одну общеобразовательную организацию, ед. |
46,00 |
63,40 |
37,8 |
Приобретённые и эксплуатируемые ПК (5 и менее лет назад), % от общего числа |
63,52 |
56,47 |
7,05 |
Приобретённые и эксплуатируемые ПК (6–10 лет назад), % от общего числа |
30,27 |
31,84 |
1,6 |
Приобретённые и эксплуатируемые ПК (более 10 лет назад), % от их общего числа |
6,21
|
11,69 |
5,5 |
Дополнительное цифровое оборудование (всего), % от общего числа образовательных организаций |
99,85 |
100 |
0,2 |
Выход в Интернет, % от общего числа образовательных организаций |
98,53 |
99,85 |
1,3 |
Административные работники, владеющие базовыми навыками использования ИКТ, % от общего числа |
88,90 |
97,48 |
8,6 |
Педагогические работники, владеющие базовыми навыками использования ИКТ, % от общего числа |
84,56 |
97,48 |
12,9 |
Общеобразовательные организации, имеющие документ о порядке стимулирования педагогов, использующих ИКТ в профессиональной деятельности, % от общего числа |
71,62 |
75,87 |
4,3 |
Работники, имеющие документы об окончании курсов по использованию ИКТ, % от общего числа |
41,51 |
51,22 |
9,7 |
Использование ИКТ педагогами в учебной деятельности, % от общего числа |
76,21 |
90,79 |
14,6 |
Осуществление внутреннего документооборота в электронном виде, % от общего числа общеобразовательных организаций |
82,35 |
87,86 |
4,8 |
Создание информационных баз данных, % от общего числа общеобразовательных организаций |
92,65 |
95,80 |
5,5 |
Педагоги, имеющие публикации, связанные с использованием ИКТ в профессиональной деятельности, в специализированных изданиях, чел. |
1 481 |
1 998 |
35 |
Педагоги, имеющие отраслевые свидетельства на разработки, связанные с использованием ИКТ в профессиональной деятельности, чел. |
288 |
358 |
24,3 |
Педагоги – участники конкурсов цифровых образовательных ресурсов, методических разработок, связанных с использованием ИКТ в профессиональной деятельности, чел. |
1 585 |
2 167 |
36,7 |
Сначала представим выявленные по результатам мониторинга основные тенденции цифровизации общеобразовательных организаций (далее – ОО) Кемеровской области:
- Улучшение обеспечения ОО компьютерной техникой. Несмотря на увеличение количества персональных компьютеров (далее – ПК) на одну ОО (37,8%), темпы роста доли ПК, приобретённых 6–10 лет назад и более (1,6% и 5,5% соответственно) не превышают темпов роста доли ПК, приобретённых 5 и менее лет назад (7,05%).
- Рост числа руководящих и педагогических работников, владеющих базовыми навыками информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). В течение рассматриваемого периода сохраняется тенденция роста удельного веса педагогов и административных работников, владеющих базовыми навыками использования ИКТ (12,9% и 8,6% соответственно). В 32 муниципальных образованиях выросла доля таких работников по сравнению с предыдущим годом. На начало 2021/22 учебного года в 23 муниципалитетах более 95% педагогических работников владели базовыми навыками использования ИКТ, и в 20 муниципалитетах – более 95% административных работников.
- Активное использование ИКТ педагогами в учебной деятельности. Максимальный удельный вес педагогов, использующих ИКТ в учебной деятельности, выявлен в восьми муниципалитетах. При этом в четырёх – более 90% педагогов активно применяют ИКТ во внеурочной деятельности, а в двух –около 45%.
- Рост доли ОО, использующих ИКТ для организации и управления образовательным процессом. Доля административных работников, владеющих базовыми навыками использования ИКТ, увеличилась за рассматриваемый период на 8,6% (с 88,90% до 97,48%), а педагогов – на 12,9% (с 84,56% до 97,48%). Использование элементов электронного документооборота увеличилось на 4,8% (с 82,35% до 87,86%).
Таким образом, процесс цифровизации образовательных организаций Кемеровской области в целом имеет положительную динамику, что определяется существующими условиями. Опираясь на два базовых приёма системно-диалектического подхода («выявление системоинтегрирующих (содействующих) и системоразрушающих (противодействующих) факторов» и «выявление противоположных или альтернативных качеств объекта»), мы определили условия, потенциально приводящие к побочному, «отчуждённому» результату, который может оказаться неожиданным, нежелательным и даже противоречащим целевому результату – цифровизации образовательных организаций Кемеровской области.
- Наличие широкого спектра цифровых инструментов в профессиональной деятельности руководящих и педагогических работников. Многообразие цифровых ресурсов («Сферум», «Яндекс-инструменты», «Электронная школа 2.0», Цифровой образовательный контент, «Моя школа» и др.) несомненно является содействующим цифровизации условием. Однако оно имеет и побочные, нежелательные эффекты, например, нехватка времени у большинства участников образовательного процесса для обучения с быстро сменяющими друг друга цифровыми сервисами (переход с Zoom на «Jazz by Sber», внедрение платформы «Сферум» и т.п.). При этом недоработки цифровых инструментов, низкая скорость Интернета и многое другое ведут к существенным потерям времени в реальном учебном процессе.
- Владение базовыми навыками использования ИКТ руководящими и педагогическими работниками. Несмотря на наблюдаемую положительную динамику, данное условие также может иметь неоднозначные последствия. Проведённый опрос руководящих работников ОО Кемеровской области выявил ряд факторов, препятствующих развитию цифровых компетенций управленческого персонала: 69,7% респондентов нуждаются как в совершенствовании компетенций, так и в формировании базовых навыков работы с интерактивной доской или сенсорной ЖК-панелью; 77,6% – в развитии навыков работы с MS Excel, в частности, использования формул, математических, логических, статистических функций, построения диаграмм; 61,8% – в совершенствовании навыков работы с облачными хранилищами документов; 63,2% – в обучении работе с электронными продуктами для дистанционной связи («Сферум», Zoom, BigBlueButton и др.), что особенно актуально в период дистанционного управления образовательной организацией; 69,7% – в дополнительных знаниях о локальных нормативных актах для работы в цифровой образовательной среде и умениях их разработки.
- Наличие документов у работников ОО об окончании курсов повышения квалификации по использованию ИКТ. Показатель, характеризующий данное условие, увеличился на 9,7%, однако знания, полученные руководящими и педагогическими работниками на курсах повышения квалификации, по разным причинам (высокая нагрузка, слабый Интернет, низкая оснащённость компьютерным оборудованием и пр.) не всегда удаётся использовать в образовательном процессе. Поэтому данное условие может сопровождаться как содействующими, так и сдерживающими факторами. Для закрепления полученных на курсах знаний необходимо дальнейшее сопровождение руководящих и педагогических работников путём создания на местах команд, состоящих из специалистов, которые будут еженедельно проводить обучающие мастер-классы по изучению и применению конкретных цифровых платформ и инструментов, обучая их в той среде, где они работают, максимально развивая их практические навыки.
- Совершенствование цифровых компетенций педагогических работников. Наличие данного условия, как и в предыдущих случаях, с учётом диалектического закона отчуждения может иметь побочный результат как отрицательный (чаще всего), так и положительный (в редких случаях). В нашем случае по показателям 14–16 таблицы наблюдаются положительные результаты деятельности педагогов, которые делятся своим опытом разными способами: через публикации и получение отраслевых свидетельств на разработки, связанные с использованием ИКТ, участие в конкурсах цифровых образовательных ресурсов, методических разработок по данному направлению и др.
- Оснащённость ОО компьютерным оборудованием. Данное условие характеризуют показатели 1–5 таблицы. Следует отметить, что рост количества компьютеров на одну ОО Кемеровской области сопровождается в большей степени продолжением использования техники, приобретённой 6–10 лет назад и более. Кроме этого, доступ в Интернет на скорости от одного до нескольких десятков Мбит/с недостаточен для устойчивой работы современной образовательной организации. В частности, для внедрения перспективных технологий, использующих виртуальную и дополнительную реальность, необходима скорость выше 100 Мбит/с. Всё это не позволяет участникам образовательного процесса стабильно пользоваться облачными сервисами, внедрять смешанное обучение, апробировать современные модели организации образовательного процесса, что может стать сдерживающим фактором цифровизации.
- Использование ИКТ для организации и управления образовательным процессом. Данное условие характеризуют 12 и 13 показатели таблицы: осуществление внутреннего документооборота в электронном виде и создание информационных баз данных, положительная динамика по которым за рассматриваемый период, безусловно, будет содействовать цифровой трансформации ОО региона. В то же время в большинстве случаев ИКТ используется для незначительных изменений, а не для существенной перестройки деятельности школы. С одной стороны, они имеют значительный потенциал для усиления сотрудничества управленческой команды, команды педагогов, учащихся, родителей и местного сообщества, а с другой, при неэффективном использовании они превращают компьютер в дорогую «печатную машинку». С учётом этого рассматриваемое условие может привести в перспективе к нежелательному побочному результату, существенно сдерживая темпы цифровизации ОО.
Таким образом, на основе проведённого системно-диалектического анализа мы пришли к следующим выводам:
- Исследование цифровизации образовательных организаций в региональном масштабе должно осуществляться не только на основе описания динамики зафиксированных показателей, но и включать выявление условий, выполнение которых может сопровождаться побочными эффектами, потенциально приводящими к нежелательным результатам.
- Рассмотренные условия цифровизации ОО Кемеровской области позволяют выделить в данном процессе две составляющие, дополняющие друг друга и эффективно работающие только во взаимодействии: 1) цифровые технологии, основанные на ИКТ и больших данных, накопление и анализ которых осуществляют с их помощью; 2) кадры – школьная команда, состоящая из руководящих и педагогических работников.
3. Необходима разработка мер, которые бы усиливали действие факторов, содействующих цифровизации ОО, и ослабляли действие сдерживающих. Они должны быть сфокусированы на усилении взаимодействия двух противоположных частей процесса цифровизации: цифровых технологий и людских ресурсов. По нашему мнению, такая система мер должна включать: 1) ежегодное проведение опроса руководящих и педагогических работников по развитию их цифровых компетенций с последующим анализом выявленных затруднений и дефицитов в данной области; 2) редактирование/разработку модулей дополнительных профессиональных программ повышения квалификации по совершенствованию цифровых навыков с учётом выявленных затруднений и дефицитов руководителей и педагогов; 3) организацию последующего методического сопровождения управленческих команд; 4) обсуждение в рамках образовательных мероприятий эффективных мер, управленческих решений, направленных на развитие цифровых компетенций руководящих и педагогических работников.
Список литературы
- Кузьмина Э.В., Пьянкова Н.Г., Третьякова Н.В. Цифровизация и качество образования // Информационные ресурсы России. 2020. № 2 (174). С. 33–38.
- Уваров А.Ю., Гейбл Э., Дворецкая И.В. и др. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования. М.: Высшая школа экономики, 2019. 344 с. https://doi.org/10.17323/978-5-7598-1990-5
- Хамитов Р.М. Цифровизация образования и её аспекты // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 3. С. 8. https://doi.org/10.17513/spno.30771
- Беликов В.А., Николаева И.С., Тучин В.М. Педагогические аспекты цифровизации среднего профессионального образования // Вестник Академии энциклопедических наук. 2020. № 1 (38). С. 48–57.
- Егорова Е.М. Теоретические основы цифровизации в профессиональном образовании // Вопросы педагогики. 2020. № 6-1. С. 100–109.
- Александрова Н.В. Цифровизация в системе высшего образования Российской Федерации // Вестник Чебоксарского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. 2020. № 4 (23). С. 85–91.
- Пашкин С.Б., Лисовская Н.Б., Пчелкин В.О., Саркисова Е.А. Цифровизация как новое направление в сфере образования // Образовательный вестник Сознание. 2020. Т. 22. № 6. С. 21–30. https://doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2020-22-6-21-30
- Пугачева С.А., Хисматулина Н.В., Лаврентьева А.А. К вопросу о цифровизации современной системы образования // Modern Science. 2021. № 5-1. С. 354–357.
- Авдеева С.М., Уваров А.Ю., Тарасова К. В. Цифровая трансформация школ и информационно-коммуникационная компетентность учащихся // Вопросы образования. 2022. № 1. С. 218–
243. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2022-1-218-243 - Кашицин В.П. Сценарии цифровизации в системе общего образования России // Человек. Социум. Общество. 2020. № 4. С. 19–22.
- Лыгина М.А., Ремзина Ж.Б. Цифровизация школьного образования // Педагогическое образование и наука. 2022. № 3. С. 54–57. https://doi.org/10.56163/2072-2524-2022-3-54-5
- Винограй Э.Г. Системно-диалектический подход: теория и методология: монография. Кемерово: Кемеровский технологический институт пищевой промышленности (университет), 2014. 308 с.
- Красношлыкова О.Г., Лагановская Т.А., Бородкина Е.В. Качество образования. Состояние общего (включая дошкольное) и дополнительного образования Кемеровской области: результаты мониторинга. Кемерово: КРИПКиПРО, 2022. 155 с.