Системно-диалектический анализ условий цифровизации общеобразовательных организаций Кемеровской области

Е.А. Плосконосова
Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Кемерово, Россия, eap8888@yandex.ru

Аннотация

Представлен анализ результатов мониторинга цифровизации общеобразовательных организаций Кемеровской области с позиций системно-диалектического подхода, предполагающего рассмотрение условий её развития. Определены основные условия цифровизации, которые могут иметь побочный, «отчуждённый» результат: использование информационно-коммуникационных технологий для организации и управления образовательным процессом в общеобразовательных организациях; владение базовыми навыками их использования руководящими и педагогическими работниками; совершенствование цифровых компетенций педагогических работников; наличие у них документов об окончании курсов повышения квалификации по использованию информационно-коммуникационных технологий; оснащённость общеобразовательных организаций компьютерным оборудованием; наличие широкого спектра цифровых инструментов в профессиональной деятельности руководящих и педагогических работников.

Ключевые слова

общеобразовательная организация, цифровизация, условия цифровизации, системно-диалектический анализ

Для цитирования

Плосконосова Е.А. Системно-диалектический анализ условий цифровизации общеобразовательных организаций Кемеровской области // Педагогическая перспектива. 2022. № 3(7). С. 19–25.
https://doi.org/10.55523/27822559_2022_3(7)_19

Информация об авторах

Елена Алексеевна Плосконосова – кандидат технических наук, методист кафедры управления, экономики и правового регулирования в образовании Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования

Текст статьи

В эпоху цифровой трансформации образования существенное значение приобретает оснащённость образовательных организаций современным оборудованием и готовность педагогов и учащихся к его эффективному использованию. Внимание учёных и практиков к этому направлению не ослабевает последние десятилетия. Активно проводятся исследования цифровизации образования в целом [1; 2; 3 и др.], среднего профессионального [4; 5 и др.] и высшего образования [6; 7; 8 и др.], различных аспектов цифровизации общеобразовательных организаций [9; 10; 11 и др.].  

Важным направлением является выявление и анализ условий, влияющих на процесс цифровизации. При этом, как показывает практика, их влияние не всегда однозначно, некоторые из них могут создавать побочный эффект, который может оказаться неожиданным, нежелательным и даже противоречащим целевому результату. На наш взгляд, выявление таких условий целесообразно проводить на основе системно-диалектического подхода, согласно которому устойчивое качество развивающегося объекта реализуется на основе взаимодействия полярно противоположных начал и недостижимо на основе одного из них [12].

Проанализируем с этих позиций процесс цифровизации общеобразовательных организаций Кемеровской области, используя данные ежегодных мониторингов с 2016/17 по 2021/22 учебный год [13] (см. таблицу).

Таблица. Показатели цифровизации общеобразовательных организаций Кемеровской области (по состоянию на 1 сентября учебного года)

Показатель

Учебный год

изменения,
в %

2016/17

2021/22

Количество ПК на одну общеобразовательную организацию, ед.

46,00

63,40 

37,8

Приобретённые и эксплуатируемые ПК (5 и менее лет назад), % от общего числа

63,52 

56,47 

7,05

Приобретённые и эксплуатируемые ПК (6–10 лет назад), % от общего числа

30,27

31,84 

1,6

Приобретённые и эксплуатируемые ПК (более 10 лет назад), % от их общего числа

6,21

 

11,69 

5,5

Дополнительное цифровое оборудование (всего), % от общего числа образовательных организаций

99,85

100

0,2

Выход в Интернет, % от общего числа образовательных организаций

98,53

99,85

1,3

Административные работники, владеющие базовыми навыками использования ИКТ, % от общего числа

88,90

97,48

8,6

Педагогические работники, владеющие базовыми навыками использования ИКТ, % от общего числа

84,56

97,48

12,9

Общеобразовательные организации, имеющие документ о порядке стимулирования педагогов, использующих ИКТ в профессиональной деятельности, % от общего числа

71,62

75,87

4,3

Работники, имеющие документы об окончании курсов по использованию ИКТ, % от общего числа

41,51

51,22

9,7

Использование ИКТ педагогами в учебной деятельности, % от общего числа

76,21

90,79

14,6

Осуществление внутреннего документооборота в электронном виде, % от общего числа общеобразовательных организаций

82,35

87,86

4,8

Создание информационных баз данных, % от общего числа общеобразовательных организаций

92,65

95,80

5,5

Педагоги, имеющие публикации, связанные с использованием ИКТ в профессиональной деятельности, в специализированных изданиях, чел.

1 481

1 998

35

Педагоги, имеющие отраслевые свидетельства на разработки, связанные с использованием ИКТ в профессиональной деятельности, чел.

288

358

24,3

Педагоги – участники конкурсов цифровых образовательных ресурсов, методических разработок, связанных с использованием ИКТ в профессиональной деятельности, чел.

1 585

2 167

36,7

Сначала представим выявленные по результатам мониторинга основные тенденции цифровизации общеобразовательных организаций (далее – ОО) Кемеровской области:

  1. Улучшение обеспечения ОО компьютерной техникой. Несмотря на увеличение количества персональных компьютеров (далее – ПК) на одну ОО (37,8%), темпы роста доли ПК, приобретённых 6–10 лет назад и более (1,6% и 5,5% соответственно) не превышают темпов роста доли ПК, приобретённых 5 и менее лет назад (7,05%).
  2. Рост числа руководящих и педагогических работников, владеющих базовыми навыками информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). В течение рассматриваемого периода сохраняется тенденция роста удельного веса педагогов и административных работников, владеющих базовыми навыками использования ИКТ (12,9% и 8,6% соответственно). В 32 муниципальных образованиях выросла доля таких работников по сравнению с предыдущим годом. На начало 2021/22 учебного года в 23 муниципалитетах более 95% педагогических работников владели базовыми навыками использования ИКТ, и в 20 муниципалитетах – более 95% административных работников.
  3. Активное использование ИКТ педагогами в учебной деятельности. Максимальный удельный вес педагогов, использующих ИКТ в учебной деятельности, выявлен в восьми муниципалитетах. При этом в четырёх – более 90% педагогов активно применяют ИКТ во внеурочной деятельности, а в двух –около 45%.
  4. Рост доли ОО, использующих ИКТ для организации и управления образовательным процессом. Доля административных работников, владеющих базовыми навыками использования ИКТ, увеличилась за рассматриваемый период на 8,6% (с 88,90% до 97,48%), а педагогов – на 12,9% (с 84,56% до 97,48%). Использование элементов электронного документооборота увеличилось на 4,8% (с 82,35% до 87,86%).

Таким образом, процесс цифровизации образовательных организаций Кемеровской области в целом имеет положительную динамику, что определяется существующими условиями. Опираясь на два базовых приёма системно-диалектического подхода («выявление системоинтегрирующих (содействующих) и системоразрушающих (противодействующих) факторов» и «выявление противоположных или альтернативных качеств объекта»), мы определили условия, потенциально приводящие к побочному, «отчуждённому» результату, который может оказаться неожиданным, нежелательным и даже противоречащим целевому результату – цифровизации образовательных организаций Кемеровской области.

  1. Наличие широкого спектра цифровых инструментов в профессиональной деятельности руководящих и педагогических работников. Многообразие цифровых ресурсов («Сферум», «Яндекс-инструменты», «Электронная школа 2.0», Цифровой образовательный контент, «Моя школа» и др.) несомненно является содействующим цифровизации условием. Однако оно имеет и побочные, нежелательные эффекты, например, нехватка времени у большинства участников образовательного процесса для обучения с быстро сменяющими друг друга цифровыми сервисами (переход с Zoom на «Jazz by Sber», внедрение платформы «Сферум» и т.п.). При этом недоработки цифровых инструментов, низкая скорость Интернета и многое другое ведут к существенным потерям времени в реальном учебном процессе.
  2. Владение базовыми навыками использования ИКТ руководящими и педагогическими работниками. Несмотря на наблюдаемую положительную динамику, данное условие также может иметь неоднозначные последствия. Проведённый опрос руководящих работников ОО Кемеровской области выявил ряд факторов, препятствующих развитию цифровых компетенций управленческого персонала: 69,7% респондентов нуждаются как в совершенствовании компетенций, так и в формировании базовых навыков работы с интерактивной доской или сенсорной ЖК-панелью; 77,6% – в развитии навыков работы с MS Excel, в частности, использования формул, математических, логических, статистических функций, построения диаграмм; 61,8% – в совершенствовании навыков работы с облачными хранилищами документов; 63,2% – в обучении работе с электронными продуктами для дистанционной связи («Сферум», Zoom, BigBlueButton и др.), что особенно актуально в период дистанционного управления образовательной организацией; 69,7% – в дополнительных знаниях о локальных нормативных актах для работы в цифровой образовательной среде и умениях их разработки.
  3. Наличие документов у работников ОО об окончании курсов повышения квалификации по использованию ИКТ. Показатель, характеризующий данное условие, увеличился на 9,7%, однако знания, полученные руководящими и педагогическими работниками на курсах повышения квалификации, по разным причинам (высокая нагрузка, слабый Интернет, низкая оснащённость компьютерным оборудованием и пр.) не всегда удаётся использовать в образовательном процессе. Поэтому данное условие может сопровождаться как содействующими, так и сдерживающими факторами. Для закрепления полученных на курсах знаний необходимо дальнейшее сопровождение руководящих и педагогических работников путём создания на местах команд, состоящих из специалистов, которые будут еженедельно проводить обучающие мастер-классы по изучению и применению конкретных цифровых платформ и инструментов, обучая их в той среде, где они работают, максимально развивая их практические навыки.
  4. Совершенствование цифровых компетенций педагогических работников. Наличие данного условия, как и в предыдущих случаях, с учётом диалектического закона отчуждения может иметь побочный результат как отрицательный (чаще всего), так и положительный (в редких случаях). В нашем случае по показателям 14–16 таблицы наблюдаются положительные результаты деятельности педагогов, которые делятся своим опытом разными способами: через публикации и получение отраслевых свидетельств на разработки, связанные с использованием ИКТ, участие в конкурсах цифровых образовательных ресурсов, методических разработок по данному направлению и др.
  5. Оснащённость ОО компьютерным оборудованием. Данное условие характеризуют показатели 1–5 таблицы. Следует отметить, что рост количества компьютеров на одну ОО Кемеровской области сопровождается в большей степени продолжением использования техники, приобретённой 6–10 лет назад и более. Кроме этого, доступ в Интернет на скорости от одного до нескольких десятков Мбит/с недостаточен для устойчивой работы современной образовательной организации. В частности, для внедрения перспективных технологий, использующих виртуальную и дополнительную реальность, необходима скорость выше 100 Мбит/с. Всё это не позволяет участникам образовательного процесса стабильно пользоваться облачными сервисами, внедрять смешанное обучение, апробировать современные модели организации образовательного процесса, что может стать сдерживающим фактором цифровизации.
  6. Использование ИКТ для организации и управления образовательным процессом. Данное условие характеризуют 12 и 13 показатели таблицы: осуществление внутреннего документооборота в электронном виде и создание информационных баз данных, положительная динамика по которым за рассматриваемый период, безусловно, будет содействовать цифровой трансформации ОО региона. В то же время в большинстве случаев ИКТ используется для незначительных изменений, а не для существенной перестройки деятельности школы. С одной стороны, они имеют значительный потенциал для усиления сотрудничества управленческой команды, команды педагогов, учащихся, родителей и местного сообщества, а с другой, при неэффективном использовании они превращают компьютер в дорогую «печатную машинку». С учётом этого рассматриваемое условие может привести в перспективе к нежелательному побочному результату, существенно сдерживая темпы цифровизации ОО.

Таким образом, на основе проведённого системно-диалектического анализа мы пришли к следующим выводам:

  1. Исследование цифровизации образовательных организаций в региональном масштабе должно осуществляться не только на основе описания динамики зафиксированных показателей, но и включать выявление условий, выполнение которых может сопровождаться побочными эффектами, потенциально приводящими к нежелательным результатам.
  2. Рассмотренные условия цифровизации ОО Кемеровской области позволяют выделить в данном процессе две составляющие, дополняющие друг друга и эффективно работающие только во взаимодействии: 1) цифровые технологии, основанные на ИКТ и больших данных, накопление и анализ которых осуществляют с их помощью; 2) кадры – школьная команда, состоящая из руководящих и педагогических работников.

3. Необходима разработка мер, которые бы усиливали действие факторов, содействующих цифровизации ОО, и ослабляли действие сдерживающих. Они должны быть сфокусированы на усилении взаимодействия двух противоположных частей процесса цифровизации: цифровых технологий и людских ресурсов.  По нашему мнению, такая система мер должна включать: 1) ежегодное проведение опроса руководящих и педагогических работников по развитию их цифровых компетенций с последующим анализом выявленных затруднений и дефицитов в данной области; 2) редактирование/разработку модулей дополнительных профессиональных программ повышения квалификации по совершенствованию цифровых навыков с учётом выявленных затруднений и дефицитов руководителей и педагогов; 3) организацию последующего методического сопровождения управленческих команд; 4) обсуждение в рамках образовательных мероприятий эффективных мер, управленческих решений, направленных на развитие цифровых компетенций руководящих и педагогических работников.

Список литературы

  1. Кузьмина Э.В., Пьянкова Н.Г., Третьякова Н.В. Цифровизация и качество образования // Информационные ресурсы России. 2020. № 2 (174). С. 33–38.
  2. Уваров А.Ю., Гейбл Э., Дворецкая И.В. и др. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования. М.: Высшая школа экономики, 2019. 344 с. https://doi.org/10.17323/978-5-7598-1990-5
  3. Хамитов Р.М. Цифровизация образования и её аспекты // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 3. С. 8. https://doi.org/10.17513/spno.30771
  4. Беликов В.А., Николаева И.С., Тучин В.М. Педагогические аспекты цифровизации среднего профессионального образования // Вестник Академии энциклопедических наук. 2020. № 1 (38). С. 48–57.
  5. Егорова Е.М. Теоретические основы цифровизации в профессиональном образовании // Вопросы педагогики. 2020. № 6-1. С. 100–109.
  6. Александрова Н.В. Цифровизация в системе высшего образования Российской Федерации // Вестник Чебоксарского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. 2020. № 4 (23). С. 85–91.
  7. Пашкин С.Б., Лисовская Н.Б., Пчелкин В.О., Саркисова Е.А. Цифровизация как новое направление в сфере образования // Образовательный вестник Сознание. 2020. Т. 22. № 6. С. 21–30. https://doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2020-22-6-21-30
  8. Пугачева С.А., Хисматулина Н.В., Лаврентьева А.А. К вопросу о цифровизации современной системы образования // Modern Science. 2021. № 5-1. С. 354–357.
  9. Авдеева С.М., Уваров А.Ю., Тарасова К. В. Цифровая трансформация школ и информационно-коммуникационная компетентность учащихся // Вопросы образования. 2022. № 1. С. 218–
    243. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2022-1-218-243
  10. Кашицин В.П. Сценарии цифровизации в системе общего образования России // Человек. Социум. Общество. 2020. № 4. С. 19–22.
  11. Лыгина М.А., Ремзина Ж.Б. Цифровизация школьного образования // Педагогическое образование и наука. 2022. № 3. С. 54–57. https://doi.org/10.56163/2072-2524-2022-3-54-5
  12. Винограй Э.Г. Системно-диалектический подход: теория и методология: монография. Кемерово: Кемеровский технологический институт пищевой промышленности (университет), 2014. 308 с.
  13. Красношлыкова О.Г., Лагановская Т.А., Бородкина Е.В. Качество образования. Состояние общего (включая дошкольное) и дополнительного образования Кемеровской области: результаты мониторинга. Кемерово: КРИПКиПРО, 2022. 155 с.