Цифровые образовательные ресурсы как средство повышения эффективности усвоения информации обучающимися
А.С. Коротеева
Оренбургский государственный педагогический университет, Оренбург, Россия, sasha-pashkova@yandex.ru
Аннотация
Рассматривается проблема использования цифровых образовательных ресурсов в высшей школе. Представлены общие теоретические позиции, характеризующие их особенности и требования к применению. Описана экспериментальная работа, подтверждающая выдвинутую гипотезу о том, что использование цифровых образовательных ресурсов на учебных занятиях способствует более эффективному усвоению учебного материала и, соответственно, положительно сказывается на качестве образования.
Ключевые слова
цифровые образовательные ресурсы, информационно-коммуникативные технологии, эффективность усвоения информации
Для цитирования
Коротеева А.С. Цифровые образовательные ресурсы как средство повышения эффективности усвоения информации обучающимися // Педагогическая перспектива. 2022. № 2(6). С. 78–82.
https://doi.org/10.55523/27822559_2022_2(6)_78
Информация об авторах
Александра Сергеевна Коротеева – ассистент кафедры химии и методики преподавания химии Оренбургского государственного педагогического университета
Текст статьи
Стремительное развитие компьютерной техники, её широкое применение в различных сферах жизни, персонализация образовательного процесса заставляют переосмыслить роль преподавателя и обучающегося в современном образовательном процессе. Изменения в материально-техническом оснащении дают принципиально новые возможности для организации образовательного процесса.
Современные информационные технологии предполагают выстраивание новой целостной системы обучения, расширяя возможности традиционных методов, в том числе за счёт нового уровня наглядности и интерактивности. Большую роль в этом играет использование цифровых образовательных ресурсов (далее – ЦОР), которые мы трактуем как содержательно обособленные информационные объекты, созданные для образовательных целей и представленные в цифровой, «компьютерной» форме [1].
Несмотря на большое количество работ, посвящённых применению ЦОР в учебном процессе, современные учёные и практики продолжают исследования в данном направлении, поскольку стремительно развивавшиеся технологии открывают всё новые возможности в этой области. Изучаются общие вопросы применения ЦОР [2; 3 и др.], связанные с этим методические проблемы [4; 5; 6 и др.], особенности их использования в системе высшего образования [7; 8; 9 и др.] и т.д.
Сегодня в сети Интернет можно найти большое количество разнообразных образовательных материалов разного уровня информационной сложности: презентации, демонстрационные задачи и тесты, видеоуроки, обучающие игры, виртуальные лаборатории, симуляторы и т.д.
В зависимости от целей использования в литературе встречаются различные классификации ЦОР, например, по следующим параметрам [10; 11]: 1) интерактивные компоненты (вопросы, задачи, контрольные и самостоятельные работы, интерактивные модели, анимации, виртуальная лаборатория, реалистические и синтезированные изображения); 2) демонстрационная графика (графики, диаграммы, иллюстрации, анимации, видеофрагменты); 3) тексты (параграфы текста, тексты со звуком, биографии учёных, таблицы); 4) материалы для учителя (презентации, разработки уроков).
ЦОР можно использовать на различных этапах учебного занятия: объяснение нового материала, закрепление, повторение, контроль и т.д. При этом они должны гармонично накладываться на существующую систему обучения. Исследователи отмечают важность соблюдения следующих требований при использовании цифровых образовательных ресурсов в обучении:
- соответствие содержанию учебно-методической литературы, нормативно-правовым актам в сфере образования, используемым учебным планам и программам;
- учёт возрастных особенностей обучающихся, их культурного опыта;
- ориентация на современные формы обучения;
- выбор видов учебной деятельности, направленных на приобретение практических навыков по решению важных жизненных проблем на основе имеющихся знаний и опыта деятельности в рамках конкретной дисциплины;
- возможность отслеживания промежуточных результатов выполненной работы, необходимая встроенная контекстная помощь, удобный интерфейс и др.
Как мы отмечали ранее [1], материалы Единой коллекции ЦОР позволяют преподавателю подготовить занятие быстро и качественно, поскольку они подобраны по определённым темам и полностью готовы к использованию в качестве наглядного дидактического материала.
Исследуя влияние использования ЦОР на повышение качества подготовки в вузе в 2021/22 учебном году, мы провели эксперимент со студентами 3–4 курсов ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет», обучающихся по направлению 44.03.05 Педагогическое образование с двумя профилями подготовки (Биология и Химия). В эксперименте участвовало 40 студентов, из которых были сформированы контрольная (20 чел.) и экспериментальная (22 чел.) группы. В первой группе занятия проводились в традиционной форме, во второй – с использованием материалов Единой коллекции ЦОР.
При проведении занятий в экспериментальной группе активно использовались материалы коллекции, в частности, презентации, графики, диаграммы, рисунки и т.д. Сложный для восприятия материал дополнительно сопровождался подробными комментариями педагога. Преподавание осуществлялось по схеме «наглядное представление – комментарии», а не «объяснение – наглядное сопровождение». Это позволило перейти от монолога преподавателя к его активному взаимодействию со студентами. Приведём один из приёмов такого взаимодействия. Для контроля усвоения изученного материала преподаватель предлагал решить тестовые задания со своего смартфона, для этого нужно было отсканировать QR-код. По завершении тестового задания обучающиеся сразу же видели результат.
Влияние использования ЦОР оценивалось через изменение уровня эффективности усвоения информации студентами, который определялся при помощи разработанной нами методики, основанной на тест-анкете Г.А. Русских. Было проведено два среза: нулевой в начале и итоговый в конце эксперимента. Полученные результаты представлены в таблице.
Таблица. Распределение студентов по уровням эффективности усвоения информации (в %)
Группа |
Срез |
Уровень эффективности усвоения информации |
||
Критический |
Допустимый |
Оптимальный |
||
Контрольная группа |
Нулевой |
10 |
55 |
35 |
Итоговый |
10 |
50 |
40 |
|
Экспериментальная группа |
Нулевой |
9 |
54 |
37 |
Итоговый |
4,5 |
45 |
50,5 |
На нулевом срезе результаты распределения студентов по уровням эффективности усвоения информации в обеих группах не имели значимых различий. По окончании эксперимента мы получили следующие данные: в контрольной группе показатели практически не изменились, а в экспериментальной уменьшилось число студентов, находящихся на критическом уровне, и увеличилось на допустимом и оптимальном уровнях. Наиболее существенный рост произошёл на оптимальном уровне – с 37 до 50,5%.
Полученные результаты подтверждают тезис о том, использование ЦОР на занятиях способствует более эффективному усвоению учебного материала и, соответственно, положительно сказываются на качестве образования.
Дополнительно нами был подготовлен и проведён среди будущих педагогов опрос на тему отношения к использованию цифровых образовательных ресурсов. Результаты показали, что все студенты сталкивались с ЦОР в учебном процессе, при этом 90% считают их применение эффективным.
Таким образом, грамотное использование цифровых образовательных ресурсов делает занятие насыщенным, разнообразным по содержанию, использованию приёмов, инструментов как традиционного, так и цифрового форматов. Процесс обучения, насыщенный ЦОР, является более эффективным, возрастает уровень усвоения информации среди обучающихся, повышается их самостоятельность, стремление критически осмыслить полученную информацию.
Список литературы
- Якушева Г.И., Коротеева А.С. Методика использования на уроках химии цифровых образовательных ресурсов на уроках химии // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 74. С. 306–318.
- Аразнепесова Г. Использование цифровых образовательных ресурсов требование современной эпохи // Интернаука. 2022. № 14-2(237). С. 26–27.
- Матюнькина А.Р. Использование современного цифрового оборудования и электронных образовательных ресурсов как эффективный инструмент повышения качества образования // Современные инструменты, методы и технологии управления знаниями. 2021. № 4. С. 28–38.
- Мартынова Е.В. Дидактические возможности цифровых образовательных ресурсов // Наука и общество. 2019. № 1(33). С. 75–79.
- Москалев М.Г., Носова А.Д., Газизов Т.Т. Цифровые образовательные ресурсы в работе педагога // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2022. № 2(220). С. 77–85. https://doi.org/10.23951/1609-624X-2022-2-77-85
- Носкова Т.Н., Павлова Т.Б. Взаимодействие с цифровыми ресурсами: продуктивность образовательной деятельности // Человек и образование. 2019. № 3(60). С. 44–50.
- Павлова Т.Б. Цифровые образовательные ресурсы в деятельности преподавателя современной высшей школы: аспект смешанного обучения // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2021. № 2. С. 442–460. https://doi.org/10.35231/18186653_2021_2_442
- Паночевный П.Н., Ли А.А. Применение цифровых образовательных ресурсов и аналитических платформ (приложений) для совершенствования качества обучения в вузе // Образование и право. 2022. № 2. С. 261–266. https://doi.org/10.24412/2076-1503-2022-2-261-266
- Пыршева М.В. Использование цифровых образовательных ресурсов в системе вузовского образования // Школа университетской науки: парадигма развития. 2020. № 1(35). С. 130–131.
- Безрукова Н.П. Цифровые образовательные ресурсы в школе. Методика использования. Естествознание. М.: Университетская книга, 2008. 243 с.
- Загорский В.В. Интернет-ресурсы для учителя // Химия в школе. 2003. № 9. С. 2–7.