Особенности коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с аутистическими расстройствами

М.М. Панасенкова
Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования, Ставрополь, Россия, panasenkovamm@mail.ru

Аннотация

Статья посвящена исследованию особенностей коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с аутистическими расстройствами. Представлены теоретические вопросы, раскрывающие особенности коммуникативных умений у дошкольников с расстройством аутистического спектра. Обобщены результаты проведённого исследования и сформулированы выводы об особенностях формирования коммуникативных умений. Раскрыты психолого-педагогические условия, способствующие формированию коммуникативной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.

Ключевые слова

коммуникативные умения, аутистические расстройства, социальное взаимодействие, ранний детский аутизм, общение, эмоциональные реакции, вербальное общение, психологические черты, навык, негативная реакция

Для цитирования

Панасенкова М.М. Особенности коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с аутистическими расстройствами // Педагогическая перспектива. 2022. № 2(6). С. 20–27. 
https://doi.org/10.55523/27822559_2022_2(6)_20

Информация об авторах

Марина Михайловна Панасенкова – кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой специального и инклюзивного образования Ставропольского краевого института развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования

Текст статьи

В настоящее время уже нет необходимости доказывать, что общение является необходимым условием жизни людей, без него невозможно полноценно сформировать ни одну психическую деятельность или психический процесс человека, ни один блок психических качеств личности в целом. Это особенно актуально для детей с расстройствами аутистического спектра, для которых проблемы в отношениях с другими людьми первостепенны. Число детей с такими расстройствами растёт с каждым днём, при этом часто встречаются сопутствующие симптомы, типичные для различных форм и клинических проявлений. Проблема обостряется и вероятностью осложнений.

Другим важным аспектом этого вопроса является сложность осуществления воспитательно-коррекционных мер. Всё это делает проблему исследования особенно значимой для медицины и многих других социальных областей.

Актуальность проблемы формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с аутистическими расстройствами определяется ростом числа детей с искажённым психическим
развитием в целом и расстройствами аутистического спектра (далее – РАС), особенно в последние годы. Кроме того, существует тенденция к увеличению частоты этого нарушения развития. Вместе с тем в условиях гуманизации общества эти дети, ранее считавшиеся не подлежащими обучению, включаются в систему образования и более или менее успешно адаптируются к ней [1].

На сегодняшний день известно, что трудности в сфере коммуникации являются доминирующими для всех детей с аутистическими расстройствами и играют одну из важнейших ролей в проектировании прогноза.

В последние годы всё больше внимания уделяется проблемам изучения и коррекции различных психических расстройств у детей. Одна из самых больших в современной системе образования – ранний детский аутизм.

Вопросы формирования коммуникативных умений у дошкольников с аутистическими расстройствами активно обсуждаются учёными и практиками. В отечественной специальной психологии имеется ряд научно-практических исследований, посвящённых развитию речи, бытовых навыков, организации познавательной и игровой деятельности дошкольников с РАС, а также формированию коммуникативных навыков у детей с аутизмом. Так, эти темы поднимаются в работах М.Ю. Ведениной, С.А. Морозова, Л.Г. Нуриевой, О.С. Никольской, А.В. Хаустова. В то же время в научной и методической психолого-педагогической литературе обнаруживается дефицит исследований, посвящённых проблемам диагностики и создания условий для развития коммуникативных способностей дошкольников с РАС [2].

Диагностические методы, которые применяются на данный момент, также не являются совершенными. Проблема в том, что сегодня существует множество инструментов диагностики, которые сфокусированы на часто встречаемых у детей с РАС проявлениях. Но существуют и сочетанные формы заболевания, для которых ещё не выработаны чёткие диагностические процедуры [3].

Современными отечественными учёными О.С. Никольской, Е.Р. Баенской, М.М. Либлингом и др. отмечено, что одним из основных недостатков, препятствующих успешной адаптации особых детей, является нарушение коммуникативных навыков. Это нарушение проявляется в задержке или отсутствии разговорной речи, неспособности инициировать или поддерживать диалог, а также в виде стереотипных высказываний и ряда других особенностей.

Термин «расстройство аутистического спектра» был введён для обобщения нескольких различных видов аутистических расстройств из-за их гетерогенности. Так, РАС – это разнообразные психологические черты, которые описывают широкий спектр аномального поведения и трудностей в социальном взаимодействии и общении, а также резко выраженные и частые поведенческие акты. Под аутизмом понимают состояние, характеризующееся доминированием замкнутости внутренней жизни и активной отстранённостью от внешнего мира. Аутизм может быть как вторичным симптомом шизофрении, так и самостоятельной нозологической единицей. В последнем случае это происходит в первые годы жизни и называется ранним детским аутизмом.

Аутизм в широком смысле обычно понимается как очевидная нехватка общения, желание отказаться от контактов, жить в своём собственном мире. Однако подобная замкнутость может принимать различные формы и быть связана с разными причинами. Иногда это становится просто характерологической чертой ребёнка, но бывает вызвана и нарушениями его зрения или слуха, глубокой интеллектуальной недоразвитостью и речевыми трудностями, невротическими расстройствами. В большинстве таких случаев нарушения общения оказываются прямым и понятным следствием основной проблемы: малая потребность в общении, трудности в восприятии информации и понимании ситуации, болезненный невротический опыт, хроническое  отсутствие общения в раннем детстве, неспособность использовать речь [4].

Таким образом, аутизм – это комплексное нарушение развития, включающее проблемы с социальным взаимодействием, освоением языка и целым рядом эмоциональных, когнитивных, двигательных и сенсорных способностей, а также отставание в развитии этих способностей [5].

У детей с аутизмом коммуникативные расстройства различны по своей природе, и их тяжесть зависит от различных факторов. Учёный Л. Каннер определил коммуникативные трудности как наиболее важный критерий диагностики детского аутизма, так как при нём всё коммуникативное поведение нарушается на ранней стадии развития.

Овладение навыками у детей с РАС сопровождается рядом трудностей, которые связаны с нарушениями коммуникации, а также организацией произвольного поведения [6].

Проблемы с коммуникативным спектром характерны для всех особых детей. Фактическое состояние и эволюция интеллектуальной сферы или речи не являются одновременно значимыми.

Специфические особенности речи, как правило, проявляются [7]: в отсутствии реакции ребёнка на обращение к нему (не реагирует даже на собственное имя); стереотипном использовании речи; использовании обычных слов в необычном контексте; трудностях понимания смысла и употребления понятий; неспособности начать и поддерживать диалог; нарушениях просодики; замене местоимений; задержке или остановке речевого развития; нарушениях невербальной коммуникации.

Коммуникативное расстройство у детей с аутизмом обычно вызвано нарушениями социального взаимодействия. Ребёнок с аутизмом не в состоянии регулировать внимание другого человека и следить за его [8]: он не может указывать на объекты, привлекающие его внимание; у него возникают некоторые трудности с имитацией и имитацией движений по шаблону; ему трудно распознавать эмоциональное состояние других людей.

У ребёнка возникают проблемы в процессе взаимодействия с другими людьми, он не может понять, как, когда и какие средства общения следует использовать, даже если способен составить относительно простое предложение и у него хороший словарный запас.

Прежде всего, когда речь заходит о коррекционной работе, важно понимать все сферы деятельности конкретного ребёнка. Благодаря такому пониманию, специалист сможет объяснить несколько характеристик «пациента», например, наличие страхов или фобий. Кроме того, полные представления о проблеме позволяют правильно выбирать инструменты для коррекционной работы [4].

Отсутствие социального взаимодействия считается ключевой особенностью раннего детского аутизма. Нарушение взаимного общения проявляется в отсутствии или недостаточности пластичности и выразительной силы речи, трудностях в обработке устной информации, относительной неспособности к социальной игре, неспособности организовать свою игровую деятельность со сверстниками. Также при аутизме существуют стереотипные формы поведения, которые прослеживаются при многократном повторении нефункциональных движений и действий, монотонности, ограниченном интересе и особой привязанности к необычным неигровым предметам.

Ранний детский аутизм относится к структуре шизофренического психического дефекта и занимает в ней особое место, поскольку отклоняется от всех аномалий развития с наибольшей сложностью и противоречивостью, а также от расстройств клинического образа и психологической структуры.

Исследования показывают, что происхождение аутизма может быть различным: легкой степени, т.е. проявляться в конституциональных особенностях психики (акцентуация характера, психопатия), а также состояниях, хронических психологических травмах (развитие аутичной личности), он также может выступать в качестве грубых отклонений в психическом развитии (ранний детский аутизм).

Было установлено, что на 10 тысяч детей в 3–6 случаях встречается аутистическое расстройство, при этом чаще всего у мальчиков, чем у девочек.

Различные приёмы коррекционной работы для устранения аутистических расстройств у детей разрабатывались в нашей стране такими авторами, как Е.Р. Баенской, И.В. Леоновой, О.С. Никольской и др.

В своих работах они рассматривали основные задачи психологической коррекции развития детей с расстройствами аутистического спектра: устранение негатива при общении; уменьшение характерного для таких детей сенсорного и эмоционального дискомфорта; повышение психической активности ребёнка в ходе общения со взрослыми и детьми; преодоление нестандартных форм поведения (агрессия, негативизм и др.); организация содержательного взаимодействия с ребёнком педагогом-психологом в процессе игры или других доступных видов деятельности и т.д.

Современные исследователи подчёркивают, что детский аутизм развивается на основе явной недостаточности нервной системы, и уточняют, что нарушения коммуникации и трудности социализации проявляются вне связи с уровнем интеллектуального развития, т.е. как при низких, так и при высоких его показателях [9].

Диагностика раннего детского аутизма основана на таких важных симптомах, как склонность к стереотипам, нетерпимость к изменениям окружающей среды, а также раннее выявление специфических признаков дизонтогенеза в возрасте до трёх лет.

На основе изучения отечественных и зарубежных исследований можно выделить следующие характеристики коммуникативных навыков детей с аутизмом в младенческом возрасте:

  • нарушение зрительного контакта: ребёнок не смотрит в глаза, не следит за действиями другого человека, нарушены навыки общего (совместного) внимания;
  • неадекватное выражение эмоциональных реакций на близких людей;
  • недостаточная сильная реакция на свет, звуки, близких людей, отсутствие социальной улыбки на лице матери или другого близкого человека;
  • отсутствие или монотонность гуления, лепета;
  • негативное отношение к контакту с близкими или, наоборот, преувеличенные реакции на расставание матери: ребёнок не просит руки, активно сопротивляется, идёт на руки ко всем или показывает, плачет и кричит на расставание с мамой;
  • неспособность сформировать указательный жест;
  • отсутствие реакции на собственное имя;
  • отсутствие интереса к окружающим предметам, стереотипное поведение в манипулятивной деятельности с игрушками;
  • отсутствие реакции на речь матери или близких. В раннем детстве все вышеперечисленные реакции могут присутствовать, быть эпизодическими. Некоторые дети в первый год жизни нуждаются в большем внимании, наблюдаются нарушения сна и питания.

По результатам многочисленных исследований и практики известно, что нарушения общения являются одним из главных препятствий для успешной адаптации детей с РАС. Нарушение коммуникативных навыков выражается в виде задержки или отсутствия разговорной речи, трудности в инициировании или поддержании диалога, в наличии стереотипных высказываний и ряда других специфических особенностей.

Исследования ясно показывают, что у детей с аутизмом на ранней стадии развития наблюдаются недостатки во взаимном общении, которые характерны для нормально развивающихся детей. Наиболее явные нарушения коммуникативного характера происходят в возрасте трёх лет. Также более трети детей с РАС имеют мутацию или не имеют функциональной речи. Они могут сделать некоторые элементарные попытки общения, например, направить внимание взрослых к объекту, которым они хотят манипулировать. Однако общение не развивается спонтанно в качестве замены вербальных средств коммуникации. Выделяются следующие характеристики речи детей с РАС: наличие непосредственной и отсроченной эхолалии; стереотипность в речи (повторы); отсутствие личных местоимений, спонтанности и диалога в речи.

Нарушения вербального общения проявляются как неспособность использовать речь. Для особых детей речь не является коммуникативной, особенно трудно инициировать общение. Многим трудно просить о чём-то – они проявляют нежелательное поведение (крик, плач, агрессия). Иногда запросы могут быть сделаны в виде гидролокаторов, которые не имеют коммуникативной направленности. Ребёнок во время активного обращения к взрослому не может привлечь его внимание, посмотреть ему в глаза, что затрудняет общение.

Обобщение результатов отдельных отечественных исследователей позволяет определить типичные проявления аутизма у детей старшего дошкольного возраста (рис. на с. 25) [1; 2; 10].

Типичные проявления аутизма у детей старшего дошкольного возраста

Рисунок. Типичные проявления аутизма у детей старшего дошкольного возраста

Таким образом, исследователи отмечают, что особенности аутизма в коммуникативных навыках связаны с когнитивными, эмоциональными и социальными расстройствами у детей и проявляются в недостаточной мотивации, разделении внимания, трудностях в использовании вербальных и невербальных средств общения. Примечательны неспособность адекватно выражать запросы, инициировать общение с использованием различных средств коммуникации, трудности с пониманием речи, отсутствие ответа и обратной связи, а также неспособность вступать в диалог.

Основываясь на теоретические положения учёных, нами было проведено исследование на базе детского сада № 29 города Ставрополя в 2021 году. Его цель – изучение специфических особенностей коммуникативных умений у дошкольников с расстройствами аутистического спектра. В нём принимали участие пять детей дошкольного возраста с РАС.

В результате было выявлено, что у всех детей с РАС преобладает ситуативно-личностная форма общения, которая находится на низком уровне.

Данные нашего исследования свидетельствуют о том, что коммуникативные умения особых детей сильно отличаются от нормативно развивающихся детей старшего дошкольного возраста. Большинству детей с РАС в возрасте 5–7 лет свойственна ситуативно-личностная форма общения, в то время как у нормативно развивающихся детей эта форма является ведущей в более раннем возрасте.

Проведённое исследование позволило сформировать следующие выводы:

  • дошкольники с аутистическими расстройствами редко проявляют первую инициативу в общении со сверстниками;
  • навыки общения детей с аутизмом со сверстниками носят эпизодический характер; – дети редко проявляют инициативу в организации различных мероприятий;
  • особые дети не работают в команде, несмотря на выполнение совместных заданий;
  • для детей с аутизмом характерно проявление агрессии по отношению к сверстникам и взрослым;
  • эмоциональная составляющая у детей 5–7 лет с ранним детским аутизмом слабая.

С учётом полученных данных нами была разработана и апробирована программа по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста, имеющих аутистические расстройства. Целью программы было создание условий для развития коммуникативных умений у дошкольников с РАС. Программа направлена на формирование умений самостоятельно решать повседневные практические ситуации на основе текущего опыта, знаний и навыков.

Основными методами обучения стали: игры, беседа, побуждение, подсказка, помощь и др. Форма проведения занятия: беседа, занятие-игра. Срок освоения программы: три месяца. Режим занятий: два занятия в неделю. Программа предусматривает проведение индивидуальных (10–15 минут) и групповых занятий (15–20 минут).

В рамках данной программы основные направления коррекционно-педагогической работы по развитию коммуникативных умений у дошкольников с РАС включают в себя взаимосвязанную работу родителей/законных представителей, воспитателей, учителя-логопеда и педагога-психолога.

После реализации программы нами было проведено повторное исследование уровня сформированности коммуникативных умений у детей. Так, наблюдается незначительное повышение уровня коммуникативной деятельности детей с аутистическими расстройствами.

В результате проведённой коррекционной работы у детей с аутистическими расстройствами:

  • улучшились навыки коммуникации;
  • в отношении игровых навыков также есть улучшения: игра перешла на более сложный уровень. Однако для всех детей уровни сюжетной игры являются доступными только с поддержкой педагога, без подсказки ребёнку трудно сориентироваться;
  • дети стали интересоваться взаимодействием с партнёром по игре и перешли от ситуативно-личностной к ситуативно-деловой форме общения.

В заключении отметим, что организация психолого-педагогических условий, способствующих формированию коммуникативной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с РАС состоит из индивидуальной и подгрупповой работы с детьми, направленной на формирование коммуникативной деятельности с учётом индивидуальных особенностей проявления аутистического расстройства; создания особенной развивающей предметно-пространственной среды для формирования коммуникативной деятельности детей с расстройствами аутистического спектра; психологическое просвещение и взаимодействие всех специалистов, осуществляющих сопровождение детей с РАС; психолого-педагогическая поддержка родителей в воспитании детей с аутизмом.

Список литературы

  1.  Баенская Е. Р. Раннее аффективное развитие детей с аутизмом // Альманах института коррекционной педагогики. 2014. № 19.
  2. Бессмертная Ю.В. Особенности развития коммуникативных способностей дошкольников с расстройствами аутистического спектра: дис. … канд. психол. наук. Екатеринбург, 2008. 240 с.
  3. Василенко Т.Д., Демина Д.С. Клинико-психологическое исследование детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Часть 1. Теория, методология и построение // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. 2018. Т. 6, № 1(19). URL: http://medpsy.ru/climp.
  4. Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. и др. Дети с нарушением общения. М.: Просвещение, 1989. 92 с.
  5. Хаустов А.В. Формирование коммуникативных навыков у детей с детским аутизмом: дис. … канд. психол. наук. Москва, 2005. 176 с.
  6. Дячкина Е.С., Холодная А.Д., Моисеева Е.В. Формирование коммуникативных способностей детей с расстройствами аутистического спектра методами психолого-педагогической коррекции // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 10. С. 1–5.
  7. Панасенко К. Е. Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с расстройствами аутистического спектра // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 4. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27949 (дата обращения: 29.04.2022).
  8. Гринспен С. На ты с аутизмом. Использование методики Floortime для развития отношений, общения и мышления. М.: Теревинф, 2017. 512 с.
  9. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М.: Теревинф, 2016. 288 с.
  10. Леонова И.В. Влияние применения средств альтернативной и дополнительной коммуникации на формирование функциональной коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра // Альманах института коррекционной педагогики. 2019. № 37. С. 24–38.