Факторы, влияющие на процесс развития профессиональной компетентности преподавателя дополнительного образования

М.Ю. Краснопольская
Челябинский государственный институт культуры, Челябинск, Россия, Rosha57rosha57@mail.ru

Аннотация

Представлена авторская трактовка понятия «профессиональная компетентность преподавателя дополнительного образования». Особое внимание уделено личностному компоненту профессиональной компетентности. Определяются стадии, фазы, этапы, периоды профессионального развития. Выделяются два взаимосвязанных аспекта (личностный и статусный), характеризующие изменения личности педагога и ступени его профессионального продвижения. Автором отмечаются довузовский, вузовский и послевузовский периоды. В последнем выделяются стадии профессиональной адаптации, индивидуализации и профессионализации. Рассматриваются факторы, оказывающие влияние на процесс развития профессиональной компетентности преподавателя дополнительного образования.

Ключевые слова

профессиональная компетентность, преподаватель дополнительного образования, личностный аспект, статусный аспект, фактор

Для цитирования

Краснопольская М.Ю. Факторы, влияющие на процесс развития профессиональной компетентности преподавателя дополнительного образования // Педагогическая перспектива. 2022. № 1(5). С. 70–75. 
https://doi.org/10.55523/27822559_2022_1(5)_70

Информация об авторах

Марина Юрьевна Краснопольская – кандидат педагогических наук, доцент кафедры народного хорового пения Челябинского государственного института культуры.

Текст статьи

Современный период развития общества требует от педагога умения реализовать себя в профессиональной деятельности. Для этого необходимо проявлять гибкость, мобильность в принятии решения, обладать критическим мышлением, инициативностью, способностью продуцировать новые идеи. Являясь ключевой фигурой в достижении целей дополнительного образования, преподаватель, наряду с образовательной, развивающей и воспитательной функцией, реализует функции развития творческих способностей учащихся и социализации. Это означает, что он должен не только обладать высокой культурой и быть образованным, но и уметь использовать накопленные знания для самостоятельного изучения новых явлений искусства и культуры, стремиться к собственному творческому совершенствованию.

Обществу нужны конкурентоспособные специалисты, способные самостоятельно найти пути самореализации и самосовершенствования. В этих условиях особо актуальной становится проблема выявления факторов, влияющих на процесс профессионального развития преподавателя дополнительного образования.

Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк [1], В.В. Киселев, В.Ю. Жуков [2] определяют социально-экономические, психологические, педагогические, психолого-педагогические группы факторов. Их комплексное использование обеспечивает успешное развитие личности к окончанию высших учебных заведений. М.Б. Баликаева выделяет социально-экономические, социально-культурные и региональные факторы, влияющие на развитие профессиональной мобильности специалистов [3, с. 56].

Мы разделяем позицию Л.А. Амировой, которая отмечает, что в условиях кризиса актуализируются мобильные качества педагога, он, «как гражданин и активный участник социально-политических процессов, выступает борцом безнравственности, социальной несправедливости, политической близорукостью. В этой борьбе черты мобильной личности усиливают гражданские качества педагога» [4, c. 1].

По мнению В.Д. Шадрикова, профессиональная компетентность – «новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности» [5].

Профессиональную компетентность преподавателя дополнительного образования мы определяем «как интегративное свойство личности, отражающее единство теоретической, практической и нравственно-психологической готовности педагога к профессиональной деятельности и включающее в себя совокупность психолого-педагогических, методических и специально-предметных знаний, общепедагогических и специальных профессионально-творческих, исполнительских умений и навыков, личностных характеристик, обеспечивающих эффективную педагогическую деятельность» [6, с. 10]. Активность педагога влияет на его развитие как профессионала. «Профессионализм с позиции гуманистического подхода может быть порождён только самим учителем как носителем педагогического творчества» [7, c. 51].

Проблема профессионального развития приобретает особую актуальность в условиях цифровой среды. Построение индивидуальной траектории саморазвития – одна из задач преподавателя дополнительного образования. Результативность и успешность применения инновационных технологий предполагает, что педагог осознаёт практическую значимость различных инноваций в педагогической деятельности не только на профессиональном, но и на личностном уровне. Статусный аспект профессионального становления характеризует этапы и стадии, которые проходит специалист в своём профессиональном развитии. Так, в концепции Д. Сьюпера [8] даётся описания пяти стадий развития человека, различающихся типичными задачами: пробуждение (детство и ранняя юность), исследование (юношеский возраст, ранняя взрослость), установление и консолидация (начинается, как правило, после завершения профессионального образования в 20–45 лет), сохранение, пенсионный возраст. С учётом предмета исследования больший интерес для нас представляет стадия установления и консолидации, которая характеризуется локализацией в выбранной профессии, адаптацией собственной жизни и профессиональных целей к реальным возможностям, профессиональной специализацией, стремлением к такой профессиональной позиции, которая воспринимается как стабильная. На возрастной период 20–45 лет приходится наибольшая часть мероприятий, связанных с дальнейшим профессиональным образованием. Стадию сохранения (после 45 лет) характеризует стремление защитить достигнутый ранее профессиональный статус.

Е.А. Климов [9] рассматривает следующие фазы профессионального развития: оптант, адепт, адаптант (привыкание молодого специалиста к работе), интернат, мастер, авторитет, наставник. С учётом данных положений автор выделяет три стадии профессионального развития: стадия оптации (12–17 лет); стадия профессиональной подготовки (15–23 года); стадия развития профессионала (от 23 лет до пенсионного возраста). Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк [1] выделяют этапы профессиональной адаптации, первичной и вторичной профессионализации, мастерства.

Исследователи используют понятия «период», «этап», «стадия», «фаза» либо как взаимозаменяемые, либо разводят их, не объясняя их соотношения. Период характеризует длительность развития какого-либо процесса или явления, а стадия определяет наличие в них изменений, т.е. если в процессе развития явления наблюдаются качественные изменения, приводящие к переходу на следующую ступень, это означает смену стадии развития. В данном контексте можно рассматривать понятия «стадия» и «фаза» как взаимозаменяемые, при этом в одном периоде может быть несколько стадий. На наш взгляд, более обоснованным будет использование понятия «период» для характеристики рассматриваемого процесса.

Выделим три периода профессионального развития преподавателя дополнительного образования: довузовский, вузовский и послевузовский. Поскольку наше исследование посвящено именно последнему периоду, нам представляется важным выделить в нём стадии профессионального развития, характеризующие ступени профессионального роста специалиста: стадия профессиональной адаптации, индивидуализации и профессионализации.

Стадия профессиональной адаптации характеризуется приспособлением педагога к требованиям профессии, реальным условиям профессиональной деятельности; осознанием норм и ценностей педагогической деятельности; выполнением функциональных обязанностей преимущественно на репродуктивном уровне.

Стадия индивидуализации предполагает придание личностного смысла педагогическим ценностям, использование в педагогической практике, наряду с апробированными, новых подходов к решению профессионально-педагогических задач; выполнение преподавателем функциональных обязанностей на продуктивном уровне.

На стадии профессионализации происходит присвоение ценностей педагогической деятельности для личностного развития в реальной ситуации и жизненной перспективе; преподаватель применяет творчество в процессе постановки и решении новых проблем, передаёт свой опыт другим педагогам.

Итак, в профессиональном развитии преподавателя дополнительного образования выделяются два взаимосвязанных аспекта – личностный и статусный, характеризующие изменения личности педагога и ступени его профессионального продвижения.

Для того, чтобы развивать профессиональную компетентность преподавателя дополнительного образования, необходимо выявить и проанализировать факторы, оказывающие влияние на данный процесс.

К первой группе факторов относятся:

1. Профессиональная деятельность, которая содействует развитию определённых личностных качеств как профессионально значимых, необходимых и обязательных. Преподавателю дополнительного образования необходимо создать такие условия в своём классе, при которых учащимся захотелось бы учиться до самого выпуска, т.е. в течение 5–8 лет обучения. Ведущей формой организации в детской школе искусств являются индивидуальные занятия, в процессе которых два раза в неделю преподаватель работает с каждым учеником индивидуально, поэтому ему необходимо уметь управлять своим поведением (эмоциями, настроением, вниманием, голосом, мимикой и пр.), быть чутким и тактичным.

2. Способ вхождения в профессию.

От того, каким образом преподаватель начинает свою профессиональную деятельность, насколько отличаются его установки от установок той социально-культурной среды, в которой он оказался в начале освоения профессии, зависит и качество его работы в дальнейшем. Поэтому немаловажную роль играет характер построения взаимоотношений администрации с молодыми преподавателями. Создание атмосферы взаимопонимания, поддержки становится необходимым для обеспечения творческого развития педагога. Учитывая творческий характер профессии преподавателя дополнительного образования, важно поддерживать каждое его начинание, при этом умело корректировать и направлять.

3) Длительность профессиональной деятельности (стаж).

Данный фактор будет влиять положительно в том случае, если преподаватель будет восприимчив к освоению нового опыта и не поддаваться стереотипам.

Вторая группа факторов, влияющих на статусное становление педагога, включает:

1. Индивидуальные особенности педагога.

Каждый педагог обладает определённым набором свойств, которые либо обусловлены биологически, либо приобретаются в процессе обучения. Склонность к той или иной деятельности, а также качества, необходимые для её осуществления, зачастую являются определяющими для получения эффективного результата. Преподавателю дополнительного образования необходимо обладать исполнительским мастерством, проявлять интерес к учащимся, творчеству и быть коммуникативным, добросовестным, ответственным.

2.  Потребность общества в специалистах определённых профессий и определённого уровня квалификации.

Современная ситуация на рынке образования характеризуется спросом на образовательные услуги. Педагогическая деятельность преподавателя дополнительного образования может быть самой востребованной в ближайшие годы, потому что детские школы искусств не только выполняют функции широкого художественно-эстетического просвещения и воспитания детей, но и реализуют социально-адаптационную, досуговую и рекреационную функции, что при занятости родителей приобретает особое значение, поскольку обеспечивает педагогическое руководство занятиями детей в свободное от школы время. Кроме того, деятельность детской школы искусств создаёт возможность раннего выявления таланта и его органичного профессионального становления.

3. Ресурсы, которыми обладает человек при выборе профессии.

К ним относятся: реальное знание о будущей работе, определённый уровень знаний, необходимый для данной профессии. 

Сущность развития профессиональной компетентности преподавателя дополнительного образования заключается в освоении личностью профессиональных ролей (воспитателя, исполнителя, фасилитатора, наставника, модератора и т.д.) на основе развития компетенций, мотивации для обеспечения самореализации в профессиональной деятельности [6].

Таким образом, учёт выявленных факторов позволяет осуществлять процесс развития профессиональной компетентности преподавателей дополнительного образования на научной основе и вносить необходимые коррективы в его содержание, методы и формы.

Список литературы

  1. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Кризисы профессионального становления личности // Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 6. С. 35–44.
  2. Киселев В.В., Жуков В.Ю. Факторы, влияющие на эффективность профессиональной деятельности педагога дополнительного образования детей // Человеческий капитал. 2021. Т. 2. № 12 (156). C.188–192.
  3. Гревцева Г.Я., Баликаева М.Б. Развитие профессиональной мобильности будущих инженеров в процессе непрерывного образования // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2018. Т. 10. № 1. С. 55–62.
  4. Амирова Л.А. Развитие профессиональной мобильности педагога в системе дополнительного образования: дис. … д-ра пед. наук. Уфа, 2009. 44 с.
  5. Шадриков В.Д. Личностные качества педагога как составляющие профессиональной компетентности // Вестник Ярославского госуниверситета им. П.Г. Демидова. Серия: Психология. 2006. № 1. С. 15–21.
  6. Краснопольская М.Ю. Развитие профессиональной компетентности преподавателя дополнительного образования в послевузовский период: дис. … канд. пед. наук. Магнитогорск, 2006. 178 с.
  7. Бедерханова В.П. Профессионализм педагога // Педагогическая система: теория, история, развитие. Коллективная монография. М.: Народное образование, 2014. С. 51–59.
  8. Super D., Bahn M.Y., Occupational Psychology. London: Tavistock; 1971.
  9. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-н/Дону, 1996. 265 с.