Удовлетворённость школьной жизнью обучающимися как показатель эффективности воспитательной деятельности общеобразовательной организации

С.И. Аксенов1, А.С. Лабутин2, Н.М. Лабутина3
1,2,3 Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Россия
1 aksen_82@mail.ru
2 justziok@gmail.com
3 nmk88@yandex.ru

Аннотация

Рассматривается взаимосвязь удовлетворённости школьной жизнью учащихся с функционированием воспитательного пространства образовательной организации. Определяется сущность понятия «воспитательное пространство» и механизм его создания, обсуждаются вопросы проектирования воспитательного пространства общеобразовательной организации. Раскрываются особенности воспитательного пространства МБОУ «Школа № 123» (г. Нижний Новгород), а также инструменты оценки эффективности воспитательной деятельности. Определяются приоритетные задачи развития воспитательного пространства школы.

Ключевые слова

воспитательное пространство, воспитательная деятельность, воспитание

Для цитирования

Аксенов С.И., Лабутин А.С., Лабутина Н.М. Удовлетворённость школьной жизнью обучающимися как показатель эффективности воспитательной деятельности общеобразовательной организации // Педагогическая перспектива. 2022. № 1(5). С. 43–49.
https://doi.org/10.55523/27822559_2022_1(5)_43

Информация об авторах

Сергей Иванович Аксенов – кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой общей и социальной педагогики Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина.

Андрей Сергеевич Лабутин – аспирант Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина.

Нина Михайловна Лабутина – магистрант Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина.

Текст статьи

Согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации, воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, главная задача которого – воспитание высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. Важность воспитания в настоящее время подчёркивается в Федеральном законе от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».

Школа – это учреждение, где формируется будущая личность, и одной образовательной деятельности для этого процесса недостаточно, поэтому классный руководитель, учитель-предметник, помимо образовательной деятельности, обязаны вести активную воспитательную работу. Актуализация проблем воспитания требует обращения к понятию «воспитательное пространство», которое мы считаем неотъемлемой частью образовательного пространства.

Е.Ю. Илалтдинова, С.В. Фролова, Ф.В. Повшедная отмечают, что «воспитательное пространство выступает в роли интегрального, целостного средства воспитания личности, на процесс формирования которого можно оказывать необходимое в тех или иных условиях влияние» [1, с. 32]. Исследователи понимают образовательное пространство как педагогически целесообразную организованную среду, окружающую отдельного ученика или группу детей. Структурной единицей образовательного пространства является образовательная организация, принимающая активное участие в его создании, а механизмом этого процесса является взаимодействие субъектов, коллективов, объединённых общим пониманием педагогических задач, принципов и подходов. Взаимодействие всех субъектов образовательного пространства образовательной организации определяется целью образа жизни личности учащегося, а механизмы создания этого пространства аналогичны образовательным [2, c. 16].

Анализируя работы коллег Мининского Университета Лебедевой И.В., Михеевой Н.С. [3], которые занимались изучением возможностей и особенностей использования образовательного пространства современной школы, мы можем сделать вывод, что к отличительным чертам воспитательного пространства МБОУ «Школа № 123» г. Нижний Новгород следует отнести ориентацию на создание безопасной, комфортной и здоровьесберегающей образовательной среды; развитие информационно-образовательной площадки на базе школы, активность детей в организации творческих событий; развитие деятельности в системе дополнительного образования

Формами работы в данном направлении являются: участие в работе Лагеря труда и отдыха «Тайм-аут. Время творческих», социальная практика, трудоустройство в летний период. Создание и развитие открытой современной информационно-образовательной среды предполагает формирование положительного имиджа образовательного учреждения посредством совместной работы по оформлению официального сайта школы, электронного журнала, популяризации интересных событий в социальных сетях, созданию фирменной атрибутики общеобразовательной организации. Этому способствует вовлечение подростков в работу Фестиваля активного туризма и здорового образа жизни «Азимут», участие в военизированных играх («Сильные люди», «Всполох», «Искорка») и выездных сборах актива ученического самоуправления «Точка росы».

Наряду с отслеживанием изменения количественных показателей участников, которые были вовлечены в события воспитательного пространства образовательной организации, необходимо отслеживать и качественные показатели. Современные исследователи рассматривают показатель удовлетворённости жизни как ключ к успеху в развитии личности учащихся. По мнению О.А. Сычева, Т.О. Гордеевой, М.В. Лункиной, Е.Н. Осина, А.Н. Сидневой [4, с. 6], удовлетворённость является основным фактором, предсказывающим отсутствие психопатологических симптомов, а также способствующим достижению положительных жизненных результатов – улучшение успеваемости, межличностных отношений и физического здоровья у подростков. Е.Н. Корнеева, С.В. Швецова [5, с. 171] трактуют удовлетворённость как эмоционально-оценочное отношение субъектов образовательного взаимодействия к его условиям, процессу и результатам.

Т.О. Арчакова с соавторами [6, с. 69] представляют методики, соответствующие разным подходам. Кроме них пользуются популярностью и другие методики оценки успешного функционирования воспитательного пространства образовательной организации:

  1. Диагностика школьной среды В.А. Ясвина [7, c. 33].
  2. Удовлетворённость учащихся школьной жизнью А.А. Андреева [8, с. 46].
  3. Изучение удовлетворённости жизнедеятельностью в образовательном учреждении Е.Н. Степанова [9, с. 20].
  4. Степень удовлетворённости выпускника лицейским образованием О.А. Лепиевой и Е.А. Тимошко [10, с. 23].

Учитывая особенности работы по анкетированию, нужно было выбрать легко усваиваемую, понятную для всех возрастов методику оценки удовлетворённости. В своём исследовании мы применили методику А.А. Андреева «Удовлетворённость учащихся школьной жизнью». По этой методике показатель удовлетворённости представляет собой частное от деления общего балла ответов всех учащихся на произведение числа учащихся и общего количество ответов (в нашем случае – 10). Например, общее количество оценок от 10 учеников составляет 300. Следовательно, 300:(10 * 10) = 3. Итоговый коэффициент соотносится со шкалой интервалов: низкий уровень – 0–2,5; средний уровень – 2,6–2,9; высокий уровень – 2,9 и выше [7, c. 47].

По методике А.А. Андреева нами было проведено анкетирование 1–11 классов МБОУ «Школа № 123» г. Нижний Новгород с целью отслеживания достигнутых результатов удовлетворения потребностей в интеллектуальном, культурном, физическом и нравственном развитии учащихся. Данные анкетирования представлены в таблице 1.

Таблица 1. Исследование уровня удовлетворённости школьной жизнью у обучающихся начальной школы (в % к общему числу)

Классы (кол-во учащихся)

Низкая степень

Средняя степень

Высокая степень

1-е классы (104 чел.)

1

16

82

2-е классы (74 чел.)

1

7

92

3-и классы (82 чел.)

4

16

80

4-е классы (72 чел.)

0

21

79

Итого: 332 чел.

2

15

83

 Результаты показали, что 83% учащихся начальных классов отметили высокий уровень удовлетворённости школьной жизнью. Дети с удовольствием идут в школу, занимают в классе высокое положение, легко устанавливают дружеские отношения со сверстниками и педагогами. Это говорит об эффективности психологического, педагогического сопровождения в период подготовки первоклассников к школе. Средний уровень удовлетворённости школьной жизнью показали 15% обучающихся. Нереализованные ожидания, связанные с учёбой, трудностями в общении с учителями, сверстниками, согласно результатам, выявлены у 2% учеников.

Таблица 2. Исследование уровня удовлетворённости школьной жизнью у обучающихся основной средней школы (в % к общему числу)

Классы (кол-во учащихся)

Низкая степень

Средняя степень

Высокая степень

5-е классы (72 чел.)

6

39

55

6-е классы (66 чел.)

26

50

24

7-е классы (80 чел.)

11

54

35

8-е классы (69 чел.)

19

56

25

9-е классы (73 чел.)

12

44

44

Итого: 360 чел.

14

49

37

 Исследование показало, что 37% обучающихся основной средней школы высоко оценили уровень удовлетворённости школьной жизнью. Они с удовольствием идут в школу, испытывают положительные эмоции, находясь в ней, у них есть любимый учитель и любимые школьные предметы. Средний уровень удовлетворённости показали 49%. Этим учащимся школьная жизнь не всегда приносит только положительные эмоции – иногда результаты в учёбе, взаимодействие с педагогами и одноклассниками доставляют разочарование. Низкий уровень удовлетворённости отмечается у 14% опрошенных. Можно предположить, что эта группа ребят не участвуют в классной жизни, школьных мероприятиях, испытывает определённые трудности в изучении тех или иных предметов. Возможно, причина заключается в смене ведущей деятельности. Так, для учащихся данного возраста ведущим видом деятельности является общение со сверстниками. Как следствие, учебная мотивация резко падает, что ведёт за собой снижение успеваемости. Любознательность и тяга к знаниям постепенно сменяются повышенным интересом к противоположному полу и к своей внешности. В этом возрасте возникает потребность реализовать себя, свои возможности. В связи с этим у обучающихся наблюдается нарушение дисциплины и нежелание учиться.

Таблица 3. Исследование уровня удовлетворённости школьной жизнью у обучающихся старшей школы (в % к общему числу)

Классы (кол-во учащихся)

Низкая степень

Средняя степень

Высокая степень

10-е классы (33 чел.)

15

48

37

11-е классы (24 чел.)

8

38

54

Итого: 57 чел.

12

44

44

Высокий уровень удовлетворённости школьной жизнью продемонстрировали 44% старшеклассников, что обусловлено их активным участием в деятельности школы. Большинство из учеников имеют хорошие результаты обучения и признание сверстников. Также 44% показали средний уровень удовлетворённости школьной жизнью. Это обусловлено нехваткой времени у учеников из-за подготовки к экзаменам, которая не позволяет окунуться в события, проходящие в образовательной организации. Низкий уровень отмечается у 12% опрошенных. Как правило, это подростки, которые не хотят принимать активное участие в школьной жизни, имеют низкие образовательные результаты и мотивацию. Большинство из них находится в группе риска и стоит на профилактическом учёте в подразделении по делам несовершеннолетних.

Таким образом, в среднем по школе 58% учеников отметили высокий уровень удовлетворённости школьной жизнью, 33% – средний и 9% – низкий уровень.

Анализируя результаты анкетирования, мы определили, что существует сильная взаимосвязь между качественной наполненностью воспитательного пространства и обратным откликом субъектов воспитательного процесса. Проведённое исследование позволило сформулировать следующие выводы по эффективности работы воспитательного пространства образовательной организации:

  1. Показатель высокого уровня удовлетворённости (58%) свидетельствует о том, что большинство учеников отмечают в школе наличие всех условий, для развития способностей, они находят взаимопонимание с педагогами и сверстниками. Большим воспитательным потенциалом обладает диалоговое взаимодействие, предполагающее равенство позиций педагогов, детей и родителей, уважительное и доброжелательное отношение друг к другу.
  2. Показатель среднего уровня удовлетворённости (33%) способствует определению основного фокуса работы в повышении качественных показателей. Ведущими формами реализации творческой деятельности, направленными на развитие нравственных качеств личности являются кружки и спортивные секции, творческие объединения, факультативы, научно-практические конференции старшеклассников, защита самостоятельных проектов, массовые литературные, музыкальные, театральные праздники, выставки детских работ, экскурсии, посещение музеев и выставочных залов города, различного рода школьные соревнования, конкурсы, олимпиады, которые ежегодно включаются в план воспитательной работы.
  3. Показатель низкого уровня удовлетворённости (9%) отмечается у учащихся, находящихся в «группе риска» и состоящих на учёте в Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Для решения данной ситуации в школе эффективно реализуется воспитательная работа по программе «Профилактика асоциального поведения детей и подростков». С учениками систематически проводятся индивидуальные беседы, организовывался контроль за посещаемостью и успеваемостью, работа по организации досуга в каникулярное и внеурочное время, вовлечение их в общественную жизнь школы.

Исходя из вышесказанного и учитывая потребности субъектов образовательного процесса, мы можем определить приоритетные задачи развития воспитательного пространства школы, связанные с созданием условий для развития личности, побуждения её к самоанализу, самооценке, саморазвитию, самовоспитанию; развития творческих способностей и лидерских качеств детей, активизируя их участие в районных, городских, областных и всероссийских конкурсах, спортивных соревнованиях; формирования активной гражданской, патриотической и нравственной позиции у детей; развития здорового образа жизни; активизирования сил, позволяющих сделать процесс развития самоуправления в коллективах непрерывным и существенно влияющим на социальное становление учащихся; усиления роли её в воспитании детей и привлечение семьи к организации учебно-воспитательного процесса; укрепления работы над социально-значимыми проектами; самореализации личности каждого ребёнка через дальнейшее совершенствование системы дополнительного образования; совершенствования методического мастерства педагогов, классных руководителей, способствующего более компетентно и эффективно осуществлять воспитательную деятельность; поддержания и укрепления школьных традиций.

Список литературы

  1. Илалтдинова Е.Ю., Повшедная Ф.В., Фролова С.В. Проектирование воспитательного пространства образовательной организации. Нижний Новгород.: Мининский университет, 2017. 220 с.
  2. Захарова М.Б., Диагностика компонентов воспитательного пространства // Ярославский педагогический вестник. 2017 № 3. С. 14–18.
  3. Лебедева И.В., Михеева Н.С., Воспитательный потенциал образовательного пространства школы в работе с трудными подростками // Проблемы современного педагогического образования: сб. науч. тр. Ялта: РИО ГПА, 2020. № 67. С. 244–247.
  4. Сычев О.А., Гордеева Т.О., Лункина М.В., Осин Е.Н., Сиднева А.Н. Многомерная шкала удовлетворенности жизнью школьников // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 6. C. 5–15.
  5. Корнеева Е.Н., Швецова С.В. Динамика удовлетворенности образованием учащихся старших классов // Ярославский педагогический вестник. 2021. № 6(123). С. 169–177.
  6. Арчакова Т.О., Веракса А.Н., Зотова О.Ю., Перелыгина Е.Б. Субъективное благополучие у детей: инструменты измерения и возрастная динамика // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 6. C. 68–76.
  7. Ясвин В.А. Школа как развивающая среда. М.: Институт научной информации и мониторинга РАО, 2010.
  8. Андреев А.А. Методика «Изучение удовлетворенности учащегося школьной жизнью» // Воспитательная система школы: аспект моделирования. Псков, 1994. С. 47–48.
  9. Степанов Е.Н. Методика «Изучение и оценка личностных результатов школьников в соответствии с требованиями ФГОС». Волгоград: Учитель, 2016. 91 с.
  10. Скворцов Ю.П. Удовлетворенность участников образовательного процесса как цель результативности работы школы. Кемерово, 2009. 23 с.