Понятие «креативный экономист» в педагогической науке

Е.П. Бабакина
Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина, г. Бийск, Россия, lenochka55babakina@mail.ru

Аннотация

В условиях глобальной нестабильности, мировой тенденции массовой цифровизации социально-экономических реалий, динамики развития инновационных процессов во всех сферах деятельности общества, появления новых технологий, изменения бизнес-процессов одной из задач современного образования является повышение конкурентоспособности выпускников направлений подготовки «Экономика и управление». В статье рассмотрены подходы к определению понятий «креативность», «креативная экономика», «креативная личность», которые с точки зрения автора являются основными, и на основании их исследования даётся определение понятия «креативный экономист».

Ключевые слова

креативная экономика, креативный экономист, креативная личность, конкурентоспособность

Для цитирования

Бабакина Е.П. Понятие «креативный экономист» в педагогической науке // Педагогическая перспектива. 2022. № 1(5). С. 64–69. 
https://doi.org/10.55523/27822559_2022_1(5)_64

Информация об авторах

Елена Павловна Бабакина – аспирант кафедры педагогики и психологии Алтайского государственного гуманитарно-педагогического университета имени В.М. Шукшина.

Текст статьи

Рыночные отношения, сложившиеся в России, предопределили высокий спрос общества на качественное образование в сфере экономики, поскольку только высококвалифицированные специалисты владеют соответствующими компетенциями, востребованными на рынке труда. Появление новых технологий, изменение бизнес-процессов и т.д. приведут в будущем к появлению новых профессий, требующих новых компетенций. В частности, в сфере финансов появятся: дизайнер бизнес-моделей, аналитик выручки компании, финтех-эмбеддер, оценщик технологических инициатив. Дизайнеры бизнес-моделей творчески переформатируют бизнес-модели развития, аналитики выручки рационально подходят к выбору механизмов планирования продаж, финтех-эмбеддеры генерируют принципиально новые финансовые продукты, оценщики технологических инициатив руководят планированием и внедрением новых технологий в деятельность компании. Для этих специалистов необходимо формирование различных компетенций в ходе получения образования, в том числе, системное мышление, креативность, сторителлинг и презентационные навыки [1, с. 123–139].

По данным исследования, проведённого Федеральной службой государственной статистики в 2016–2018 годы [2], первое место по числу выпускников занимает специальность «Экономика и управление». В этот период учебные заведения по данной специальности окончили более 580 тысяч специалистов, однако более 37% из них нашли работу в других отраслях, что в численном выражении составило более 217 тысяч человек.

Статистические данные свидетельствуют о том, что экономические специальности нуждаются в переформатировании педагогического процесса, совершенствовании методов обучения, которые позволили бы будущим экономистам выйти на качественно новый уровень, получить принципиально новые компетенции, не в рамках самообразования, а уже в процессе обучения в вузе.

По мнению Л.Г. Набибуллина [3], низкая конкурентоспособность выпускников обусловлена следующими факторами: 1) оторванность образования от требований и реалий современной экономики и работодателей; 2) недостаток практических навыков и специфических узконаправленных знаний.

Анализ литературы показал, что понятие «креативный экономист» до сих пор не являлось предметом отдельного педагогического исследования. В тоже время его важность отмечается многими авторами. Э.В. Балакирева и Л.С. Маслова [4], О.С. Кошевой, О.А. Лузгина, Н.В. Некрылова и В.Н. Супиков [5], А.И. Латышева [6] и др. подчёркивают необходимость научно-педагогических разработок, посвящённых подготовке студентов экономических специальностей с целью повышения их конкурентоспособности, профессиональной гибкости и адаптации к современным нестабильным условиям рынка труда.

По данным экспертов организации «Международное аналитическое бюро», профессиональный портрет менеджера должен характеризоваться следующими параметрами: 1) высокий уровень креативно-интеллектуальной подготовки; 2) аналитическое и прогностическое нестандартное мышление; 3) высокий уровень коммуникабельности; 4) владение инструментарием социально-психологического управления людьми в условиях креативной экономики и др. [7].

Р. Флорида считает, что «мы переживаем мощнейший и фундаментальный сдвиг от индустриальной системы к экономике, движущей силой которой все в большей степени становятся знания, креативность и идеи» [8, с. 139]. По его мнению, экономикой, сменяющей индустриальную систему, должна стать креативная экономика.

Для определения термина «креативный экономист» нами проведено исследование понятийно-терминологического поля в части рассмотрения подходов к определению понятий «креативная экономика», «креативность», «креативная личность». Термин «креативная экономика» впервые был введён в научный оборот Джоном Хокинсом [9], который считал, что в её основе лежит интенсивное использование творческих и интеллектуальных ресурсов. Изучением проблем развития креативной экономики занимаются как зарубежные, так и отечественные исследователи. В частности, в работах Й. Клоудова [10], А.В. Михайловой [11], В.А. Самковой [13] и др. подчёркивается важность образования в формировании креативной личности.

Стоящие перед обществом социально-экономические проблемы требуют изменения образовательных подходов и технологий, воспитания креативной личности, способной эффективно заниматься управленческой деятельностью. Э.С. Васючкова [13] рассматривает креативность как качество личности, особое состояние субъекта, предваряющее процесс, который впоследствии называется творческим. Креативность предстаёт как возможность отрыва от существующей структуры в попытке создания новой. А.А. Степанов, М.В. Савина [7] считают, что креативная личность является специфической личностью, которая обладает способностью генерировать принципиально новые знания, умения, навыки и компетенции

Мы считаем, что современным экономистам для увеличения востребованности на рынке труда не хватает креативности. Креативность как способность личности, сформированная в процессе образования, позволит выпускникам экономических и управленческих направлений склонить в свою пользу выбор работодателя. По мнению М.Г. Лапаевой, труд экономиста наиболее эффективен, если его деятельность основана на творчестве и креативности. Исследовательская, аналитическая работа, поиск направлений для процветания страны, региона, города, предприятия – всё это объекты для творчества [14, с. 321–337]. И.Н. Дубина также считает, что «творчество – это значимый экономический ресурс и один из главных факторов интенсивного развития экономики» [15, с. 14–17].

В работах О.Ю. Ангеловой, Т.О. Подольской и О.Р. Чепьюк [16], М.М. Ищенко и Т.В. Сичкарь [17], Н.П. Копцевой, А.А. Ситниковой, М.А. Колесник [18], В.И. Степанова [19], П.И. Тушнолобова [20], Г.Т. Хайруллина [21] и др. обобщаются рекомендации для педагогов, предлагаются к изучению и внедрению научно-методические исследования, позволяющие сформировать у обучающихся креативное и критическое мышление.

Проанализировав содержание понятий «креативность» и «экономист», мы определяем креативного экономиста как специалиста в экономической сфере, способного своевременно, оперативно решать сложные нестандартные управленческие задачи, превращать свой интеллектуальный капитал в новые знания, инновации, тем самым стимулируя развитие национальной экономики страны. На наш взгляд, основными характеристиками креативного экономиста являются: 1) знание методов и инструментов стратегического и конкурентного анализа; 2) знание моделей генерации выручки и монетизации; 3) знание статистических и математических методов прогнозирования; 4) знание технологий и инструментов machine learning (машинного обучения) и deep learning (глубокого обучения); 5) знание концепций и методов процессного и проектного управления; 6) знание инструментов визуализации данных; 7) сторителлинг и презентационные навыки. Именно они позволят специалисту в экономической сфере стать конкурентоспособным в новых реалиях, а также решать сложные нестандартные управленческие задачи.

Знание методов и инструментов стратегического и конкурентного анализа позволит креативному экономисту начать всесторонне развивать предприятие и тем самым достигнуть высокой эффективности предприятия в целом. Знание моделей генерации выручки и монетизации также направлено на улучшение финансового состояния компании. Знание статистических и математических методов прогнозирования позволит специалистам глубоко проработать всевозможные сценарии поведения экономической системы и тем самым обезопасить предприятие от возможных убытков вследствие неэффективного, ошибочного управления. Знание технологий и инструментов machine learning (машинного обучения) и deep learning (глубокого обучения) позволит в корне изменить бизнес-процессы, сделать их гораздо более предсказуемыми и менее ресурсозатратными. Знание концепций и методов процессного и проектного управления нацелено на усовершенствование бизнес-процессов. Знание инструментов визуализации данных актуально для специалиста тем, что современные компании работают с большим количествам информации. Данную информацию для лучшего отслеживания и конкретизации необходимо визуализировать, то есть представить в виде диаграмм, графиков и т.д., после этого преобразования проще принимать различные управленческие решения. Сторителлинг и презентационные навыки также актуальны, на наш взгляд, для формирования креативных экономистов.

Подводя итоги, ещё раз подчеркнём, что подготовка креативных экономистов является важной задачей современного образования и требует всестороннего исследования. Креативные экономисты формируют креативную экономику, что, в свою очередь, позволяет обществу перейти на качественно новый социально-экономический уровень.

Список литературы

  1. Анисимов Н.Ю., Гохберг Л.М., Греф Г.О. и др. Атлас профессий будущего. М.: НИУ ВШЭ, 2021. 240 с.
  2. Росстат. Итоги выборочного обследования рабочей силы Обследование рабочей силы 2019 // Федеральная служба государственной статистики: сайт. URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13265 (дата обращения 14.02.2022).
  3. Набиуллин Л.Г. Социально-профессиональная система формирования ценностей у учащихся и студентов как средство их самоопределения и становления в качестве современных профессионалов // Профессиональные группы: динамика и трансформация. М.: Института социологии РАН, 2009. С. 208–225.
  4. Балакирева Э.В., Маслова Л.С. Педагогические условия обновления профессиональной подготовки будущих экономистов в вузе // Человек и образование. 2020. № 3 (64). С. 102–106.
  5. Кошевой О.С., Лузгина О.А., Некрылова Н.В., Супиков В.Н. Удовлетворённость выбранным профилем обучения студентов-экономистов (региональный аспект) // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. 2020. №4 (56). С. 74–85.
  6. Латышева А.И. Экономист – профессия будущего или нужны ли экономисты в «цифровую» эпоху? // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2019. № 3. С. 161–167.
  7. Степанов А.А., Савина М.В. Креативная экономика: сущность и проблемы развития // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2013. № 12 (60). С. 104.
  8. Флорида Р. Большая перезагрузка. Как кризис изменит наш образ жизни и рынок труда. М.: Классика-XXI, 2012. 240 с.
  9. Хокинс Дж. Креативная экономика. Как превратить идеи в деньги. М.: Классика-ХХ1, 2011. 256 с.
  10. Клоудова Й. Влияние развития креативной экономики на экономически отсталые регионы // Журнал новой экономической ассоциации. 2010. № 5. С. 110–123.
  11. Михайлова А.В. Цифровая и креативная экономика в современном пространстве // Креативная экономика. 2018. Т. 12. № 1. С. 29–42.
  12. Самкова В.А. Содержание и роль образования в развитии креативной индустрии // EDCRUNCH Ural: новые образовательные технологии в вузе: материалы междунар. науч.-метод. конф., Екатеринбург, 15 апреля 2017 года. Екатеринбург: УрФУ, 2017. С. 449–456.
  13. Васючкова Э.С. Креативность личности: индивидуальный феномен или общественный? // Вестник КазГУКИ. 2013. № 4–1.
  14. Лапаева М.Г. Экономист как профессия // Вестник ОГУ. 2011. № 13 (132). С. 321–337.
  15. Дубина И.Н. Роль и место творчества в практике современного бизнеса // Известия АлтГУ. 2003. № 2. С. 14–17.
  16. Ангелова О.Ю., Подольская Т.О., Чепьюк О.Р. Цифровая креативная индустрия: на пути к экономике «эмоций» // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2019. № 2 (54). С. 38–43.
  17. Ищенко М.М., Сичкарь Т.В. Проблемы проектного образования в современной России // Вестник евразийской науки. 2019. № 1. С.19.
  18. Копцева Н.П., Ситникова А.А., Колесник М.А. Исследование инновационного потенциала личности современных студентов (на примере Сибирского федерального университета) // Перспективы науки и образования. 2021. № 1 (49). С. 141–158.
  19. Степанов В.И. Роль преподавателя в развитии творческого потенциала личности студентов в процессе обучения // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. № 3 (21). С. 161–172.
  20. Тушнолобов П.И. Ключевая проблема современного массового образования // Омский научный вестник. Серия «Общество. История. Современность». 2017. № (3). С. 98–100.
  21. Хайруллин Г.Т. Некоторые проблемы образования // Кронос. 2020. № 7 (44). С. 47–51.