Организация самостоятельной работы по информатике обучающихся основной школы с использованием онлайн-сервисов

Loading

С.И. Проценко
Мордовский государственный педагогический университет им. М.Е. Евсевьева, Саранск, Россия, svproc@yandex.ru

Аннотация

Отмечается, что в условиях цифровизации образования педагоги имеют возможность использовать различные онлайн-сервисы в своей профессиональной деятельности как при организации работы обучающихся на различных этапах урока, так и во внеурочное время. Изучение любого нового материала, как правило, включает в себя несколько основных этапов: формирование,  закрепление, обобщение, систематизация и проверка полученных знаний. На каждом из них возможна самостоятельная работа обучающихся. Рассматриваются различные трактовки данного понятия и проводится сравнительный анализ возможностей некоторых сервисов, их преимущества и недостатки, который позволяет сделать вывод, что для организации самостоятельной работы обучающихся по информатике наиболее эффективно можно использовать онлайн-сервис Google Classroom.

Ключевые слова

онлайн-образование, онлайн-сервисы, электронные образовательные ресурсы, образовательная среда, самостоятельная работа, информатика

Для цитирования

Проценко С.И. Организация самостоятельной работы по информатике обучающихся основной школы с использованием онлайн-сервисов // Педагогическая перспектива. 2022. № 1(5). С. 50–56. 
https://doi.org/10.55523/27822559_2022_1(5)_50

Информация об авторах

Светлана Ивановна Проценко – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры информатики и вычислительной техники Мордовского государственного педагогического университета имени М.Е. Евсевьева

Текст статьи

Стремительно меняющийся мир и развитие технологий способствовали появлению онлайн-образования, которое стало частью образовательной среды. Его востребованность как способ получения знаний предопределена возрастающей конкуренцией на рынке труда и необходимостью перманентного обучения в течение всей жизни.

Для педагога использование электронных ресурсов – это значительное облегчение подготовки к уроку и сокращение времени, потраченного на данный вид деятельности. Воспитание самостоятельности как основополагающей компетенции становится одной из приоритетных задач современного образования и является его необходимым компонентом. Использование электронных образовательных ресурсов, в том числе и онлайн-сервисов, в педагогической практике в целом, и на уроках информатики в частности, получило в последние годы широкое распространение ввиду продуктивности их применения на различных этапах урока.

В настоящее время представление о том, что учебное заведение должно давать в первую очередь знания, умения и навыки, уже не настолько актуально. Результаты освоения основной образовательной программы должны отражать: умение учащихся самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности, решать множество разнообразных задач, которые требуют умения разбираться в различных ситуациях и находить оптимальные решения, умение учащегося самостоятельно планировать пути достижения целей и т.д. Все это возможно только при создании условий для организации такой информационно-образовательной среды, которая бы обеспечила: индивидуализацию процесса образования с помощью проектирования и реализации индивидуальных образовательных планов обучающихся; формирование у обучающихся опыта самостоятельной, образовательной, общественной, проектно-исследовательской и художественной деятельности [1, с. 85]. То есть требования стандарта предусматривают существенное изменение подходов к организации самостоятельной деятельности обучающихся.

В процессе работы по новому федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) урок может не только перестать быть единицей планирования и анализа обучения, но и освободить место для других видов организации образовательного процесса в учебных учреждениях. Отметим, что онлайн-сервисы, как обучающий материал, для реализации которого используются электронные устройства, обладают инновационными качествами, важными для удовлетворения потребностей обучающихся [2].

В настоящее время для успешной и эффективной профессиональной деятельности преподаватель обязан использовать все возможности, которые ему предоставляют современные электронные средства обучения: образовательные платформы, электронные учебники и другие [3]. Так, использование онлайн-сервисов достаточно сильно облегчает усилия и сокращает время, которое преподаватель тратит на подготовку к уроку, а ученик на выполнение задания. При этом данный компонент даёт возможность реализовать такие «типы педагогических инноваций по методологическим основаниям», как формы занятий (веб-уроки, дистанционные конкурсы, инновационные проекты, разработческие курсы) и подходы (цифровой) [4, с. 46].

К.Г. и И.В. Кречетниковы к достоинствам использования онлайн-сервисов относят следующие положения [5, с. 4]:

  • непрерывность – обеспечение высокого уровня взаимодействия учащегося и педагога при наличии качественной виртуальной связи;
  • неофициальность и неформальность – важные виды взаимодействия ученика и учителя, обеспечивающие личностно-ориентированный процесс;
  • доступность и открытость – в сети большое количество материалов, книг, лекций, которые используют с целью обучения, получения новых знаний, а также высокий уровень качества подаваемых материалов позволяют выстраивать разные варианты обучения;
  • гибкость – соединение групповых, а также индивидуальных видов работы, что способствует лучшему усваиванию материалов, предоставлению возможностей оценки процесса обучения, наблюдению за прогрессом каждого учащегося;
  • модифицируемость – самостоятельный или коллективный процесс создания проектов, исследований;
  • групповые формы – вовлечение учащихся в общие учебные процессы;
  • инновационность – реализация различных педагогических технологий, опробованных временем и созданных недавно, расширение границ применимости форм педагогических практик;
  • метапредметность – интегрирование учебных дисциплин, предметов;
  • толерантность – обеспечение сосуществования в едином пространстве противоположных точек зрения, рациональный подход;
  • критическое мышление – углубление в среду дискуссий, навыки оценки, сопоставления.

Как и все другие учебные материалы, электронные ресурсы должны оцениваться совокупностью качеств. К основным из них относятся:

  • соответствие программному обучению;
  • научность обоснования представляемого материала;
  • соответствие единой методике (последовательное изложение представленного материала);

наличие оптимальных технических качеств, соответствующих Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам (например, сочетаемость цветовой палитры).

Е. Патаракин отмечает, что «социальные сервисы и деятельность внутри сетевых сообществ открывают перед педагогической практикой следующие возможности»: использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов; самостоятельное создание сетевого учебного содержания; освоение информационных знаний и навыков; наблюдение за деятельностью участников сообщества; создание учебных ситуаций, в которых мы можем наблюдать и изучать недоступные нам ранее феномены [6, с. 70–71].

Самыми распространенными сервисами, позволяющими в большей мере использовать возможности современной компьютерной техники для организации самостоятельной работы обучающихся, являются следующие:

1. Google Classroom. Относительно новая платформа компании Google, которая может стать незаменимым помощником как при очном, так и при дистанционном обучении. Онлайн-платформа связана с Google Диском, Google Docs, приложениями Gmail. Центр обучения Google Workspace отмечает, что с её помощью можно организовать учебный процесс через Интернет и мобильное приложение Google Classroom, доступное для Android, iOS; создавать классы и учебные группы, добавлять в них учащихся; загружать необходимые учебные материалы, отправлять задания учащимся; организовывать тематические дискуссии; проверять задания и ставить оценки. Основная цель платформы Google Classroom – облегчить процесс обмена файлами между обучающимся и учителем.

Немаловажный аспект, который стоит учесть педагогу – создание аккаунта в Google. В сервисе обязательно наличие электронной почты: существуют возрастные ограничения для создания учётной записи Google, что может стать дополнительной проблемой для обучающихся младших классов (до 14 лет). В таких случаях родители могут создать аккаунт ребёнку, используя сервис Family Link, задавать доступ к приложениям и контролировать процесс обучения.

2. iSpring Page – облачный конструктор онлайн-курсов, с помощью которого в браузере можно создавать учебные микрокурсы – небольшой объём информации по узкой теме. После их прохождения обучающиеся приобретают навыки, которые могут сразу применять на практике. Например, посмотреть, как перевести десятичное число в двоичную систему счисления и тут же это сделать.

Курс можно скачать в формате SCORM или xAPI (Tin Can), а потом загрузить в систему дистанционного обучения.

3. Stepik – русскоязычная образовательная платформа и конструктор онлайн-курсов. Онлайн-курс, созданный на Stepik можно использовать как дополнительный материал. Время на уроке ограничено, но можно предложить обучающимся пройти онлайн-курс, чтобы изучить больше материала или получить больше практики. Учитель просматривает их результаты, чтобы оценить эффективность такого решения.

На платформе предусмотрены платные и бесплатные тарифы с разнообразными возможностями. Бесплатный тариф «Basic» включает в себя редактор для создания курса, его публикацию в открытом доступе, автоматическую проверку и просмотр решений обучающихся, общение с ними через комментарии и рассылки. В платном тарифе «Pro» появляется возможность добавления обучающихся вручную, табель успеваемости и проведение экзамена.

4. ZenClass – русскоязычный конструктор для организации собственной онлайн-школы. На платформе можно создавать уроки, наполнять их заданиями и делить на ступени согласно общему плану обучения. Контент заданий может быть разнообразным: фото, текст, видеофайл, аудиофайл или файл другого типа, вставка Google Docs и HTML-кода. Есть возможность автоматической и ручной проверки теста.

5. Smartller – многофункциональная платформа для онлайн-обучения. Сервис прост и интуитивно понятен в использовании. Его основные возможности: 1) обучение – создание уроков, публикация вебинаров, отслеживание прогресса по каждому обучающемуся; 2) домашние задания – добавление к урокам домашнего задания; 3) настройка доступа – доступ к одному, нескольким или всем курсам сразу; 4) поддержка обучающихся – совместный чат с учащимися; 5) статистика – система фиксирует статистику по каждому курсу, уроку, обучающемуся.

Описав преимущества данных сервисов, приходим к выводу, что для организации самостоятельной работы обучающихся по информатике эффективнее всего использовать Google Classroom. По сравнению с остальными он обладает следующими преимуществами:

  • создание комплекса заданий различного характера, связанных в рамках одного раздела;
  • бесплатная платформа;
  • сервис прост и гибок в использовании;
  • возможности для самостоятельной работы обучающихся по информатике;
  • контроль родителей за достижениями детей;
  • возможность составления учителем собственных тестов и проверочных работ.

Преимущества данного сервиса отмечает в своей статье Ю.Ю. Хажирокова [7], проводя сравнительный анализ платформ для дистанционного обучения в образовательной среде. Она отмечает большие возможности онлайн-сервиса Google Classroom по использованию в различных направлениях современного образовательного процесса. Ю.В. Бондарева утверждает, что «для активизации самостоятельной работы обучающихся целесообразно использовать возможности сети Интернет, а в частности использование учебного сайта Google sites and documents» [8, с. 25].

Самостоятельная работа играет огромную роль в учебно-познавательной деятельности, поскольку является обязательным условием развития личности, которое приводит к овладению обучающимися глубокими, прочными, систематизированными знаниями, формированию мыслительных действий и способов познавательной деятельности. Она является особенно эффективным способом формирования учебно-информационных умений и навыков на уроках информатики. Изучение любого нового материала, как правило, включает в себя несколько основных этапов: формирование, закрепление, обобщение и систематизация полученных знаний. На каждом из них возможна самостоятельная работа обучающихся.

Результативность такой работы напрямую зависит от условий её организации, характера и содержания осваиваемых знаний, источника этих знаний, логики в предъявлении нового материала, наличия взаимосвязи между уже имеющимися знаниями и предлагаемыми для самостоятельного изучения, а также качества приобретаемых в результате обучения знаний.

Самостоятельная работа занимает особое место при обучении школьников основного уровня общего образования [9]. Главное требование, которое предъявляет современное общество к любой общеобразовательной организации, заключается в её способности формировать личность, готовую самостоятельно справляться с разного рода научными, производственными и общественными задачами. Эта личность должна уметь критически мыслить, систематически заниматься самообразованием, стремиться к совершенствованию своих умений, навыков и уметь творчески применять их в процессе своей производственной, научной или какой-либо другой общественно значимой деятельности.

Самостоятельную работу можно рассмотреть в двух аспектах: работа на уроке под контролем учителя и домашняя работа. Домашняя учебная работа по информатике также является одной из составляющих самостоятельной работы, которая дополняет деятельность обучающихся на уроках, связывает прошедший и предстоящий уроки. Вместе с тем она отличается большей их самостоятельностью из-за отсутствия учителя при выполнении домашних заданий, которые обучающиеся делают сами дома, руководствуясь только своими теоретическими, научными и практическими знаниями по теме занятия. Так авторы статьи «Активизация самостоятельной работы учащихся при изучении программирования на основе дистанционных технологий» отмечают следующее: «учащиеся склоняются к тому, что им было бы интересней выполнять домашние задания, при выполнении которых используются элементы ИКТ», это, в очередной раз, подчеркивает актуальность рассматриваемого аспекта [10, с. 70].

При проведении самостоятельных работ на уроках информатики, помимо традиционных методов, на сегодняшний день широко используются интернет-технологии для проведения подобных видов работ. Использование возможностей информационных технологий в организации образовательной деятельности способно обогатить существующий арсенал педагогических технологий, обеспечить формирование активной личности, способствовать поиску новых возможностей дополнительной мотивации обучения. Особую роль мотивация играет в самостоятельной работе обучающихся.

Онлайн-сервисы для организации самостоятельной работы могут использоваться на уроках информатики в достаточно большом объёме, так как существует множество этапов, где их применение могло бы усовершенствовать учебный процесс, тем самым привлечь внимание детей к изучению информатики, как интересному и познавательному процессу, знание которого в наше время сопряжено со многими сферами деятельности человека.

Список литературы

  1. Проценко С.И., Сафонова Л.А. Формирование готовности будущих педагогов к использованию электронных образовательных ресурсов в профессиональной деятельности // Гуманитарные науки и образование. 2021. № 2(46). С. 83–92.
  2. Хакунова Ф.П. Проблема организации самостоятельной работы студентов и школьников на современном этапе образования // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2012. № 1. С. 153–158.
  3. Грушина Т.П. Конструирование урока с использованием цифровых образовательных ресурсов // Вестник МГПУ. Серия: «Естественные науки». 2018. № 4 (32). С. 93- 101.
  4. Хуторской А.В. К обоснованию педагогической футурологии // Народное образование. 2019. № 6. С. 43-48.
  5. Кречетников К.Г. Социальные сетевые сервисы в образовании // Современная педагогика. 2015. № 3. С. 4–6.
  6. Патаракин Е. Новое пространство для учебной деятельности // Высшее образование в России. 2007. № 7. С. 70–74.
  7. Хажирокова Ю.Ю. Сравнительный анализ платформ для дистанционного обучения в образовательной среде // Педагогическая перспектива. 2021. № 2. С. 42–49.
  8. Бондарева Ю.В. Возможности оптимизации самостоятельной работы обучающихся с помощью работы с сайтом (google sites and documents) // Образование и проблемы развития общества. 2020. № 1(10). С. 25-30.
  9. Кулевская Е.C., Воронина М.В. Методика применения интерактивных заданий на уроках информатики в рамках самостоятельной работы учащихся // Вопросы педагогики. 2019. № 12-2. С. 183-186.
  10. Твердохлебова Д.А., Лапчик М.П. Активизация самостоятельной работы учащихся при изучении программирования на основе дистанционных технологий // Аспирант. 2019. № 7(49). С. 70–72.