Об организации междисциплинарной  проектной и исследовательской деятельности в условиях дополнительного образования

А.А. Косярский1, Н.Н. Щеглова-Лазарева2
1,2 Центр детского творчества «Прикубанский», Краснодар, Россия
1 a.kosyarskij@cdt23.ru
2 director@cdt23.ru

Аннотация

Описывается модель организации междисциплинарной проектной и исследовательской деятельности, представленная МАОДУДО «ЦДТ «Прикубанский» в рамках краевого конкурса «Инновационный поиск 2021». Раскрывается содержание каждого элемента модели, даются методические рекомендации по организации взаимодействия обучающихся и педагогов на разных уровнях модели. Подчёркивается ориентация на самостоятельную проектную и исследовательскую деятельность обучающихся, делается акцент на приобщение к исследовательской деятельности педагогов посредством организации научных клубов. Приводится описание системы фундаментальных принципов «ЭКРАН», лежащей в основе предлагаемой модели. Описываются уровни  организации проектной и исследовательской деятельности с указанием их содержания и представлением деятельности обучающегося и педагога.

Ключевые слова

проектная деятельность, исследовательская деятельность, дополнительное образование, междисциплинарность, краевая инновационная площадка

Для цитирования

Косярский А.А., Щеглова-Лазарева Н.Н. Об организации междисциплинарной проектной и исследовательской деятельности в условиях дополнительного образования // Педагогическая перспектива. 2022. № 1(5). С. 10–16. 
https://doi.org/10.55523/27822559_2022_1(5)_10

Информация об авторах

Александр Алексеевич Косярский – заведующий отделом Центра детского творчества «Прикубанский».

Нина Николаевна Щеглова-Лазарева – директор Центра детского творчества «Прикубанский», заслуженный учитель Российской Федерации, почётный работник общего образования Российской Федерации.

Текст статьи

Активное внедрение цифровых технологий в жизнь человека не прошло бесследно. Сегодня ни в одной сфере жизни общества нельзя обойтись без использования современных технологий, в том числе и в образовании. Цифровизация образования привела к появлению большого числа проблем разной сложности. Особое место среди них занимает проблема трансформации образовательного пространства. Сегодня наша образовательная система вновь находится на этапе поиска новых путей и инструментов, которые позволили бы обеспечить необходимое высокое качество образования.

Государство, осознавая значимость образовательной системы, принимает стратегии и концепции её развития. Особое место среди государственных решений подобного уровня занимает национальный проект «Образование» (утверждён президиумом Совета при президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24.12.2018 № 16). Как известно, в рамках данного национального проекта реализуется ряд федеральных проектов – «Успех каждого ребёнка» (утверждён президиумом Совета при президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 07.12.2018 № 3), «Современная школа» (утверждён президиумом Совета при президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 07.12.2018 № 3), «Цифровая образовательная среда» (утверждён президиумом Совета при президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 07.12.2018 № 3), ориентированных на создание в Российской Федерации целостного образовательного пространства, позволяющего каждому ребёнку получить достойное образование высокого качества.

Отдельное внимание уделяется работе с одарёнными детьми. Государство поставило перед собой цель создания системы выявления и поддержки талантливых детей. Безусловно, осознание государством её необходимости не может не радовать, но ему в этом необходимо помочь. Важно помогать учащимся научиться грамотно выражать свои идеи, нестандартные решения. Эффективным в этом плане является использование проектной деятельности.

Разумеется, метод проектов не является чем-то новым. Это давно известная технология с чётко сформулированной методической базой, к которой обращаются многочисленные исследователи и практики [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7 и др.]. В частности, Н.Н. Терехова [8] рассматривает психолого-педагогические основы проектной деятельности учащихся, определяя понятие проектной культуры, как характерной особенности современной культуры. Л.А. Дорошина [9] рассматривает проектную деятельность как часть пути личностного роста обучающегося, подчеркивая, что проектная деятельность развивает у обучающихся такие умения, как: анализ и обработка больших объёмов информации; сравнение и построение аналогий. В процессе проектирования, обучающиеся учатся применять теоретические знания на практике, учатся находить творческие и нестандартные пути решения поставленных задач.

Анализ научных публикаций показывает, что интерес к методу проектов по-прежнему высок и каждый год предлагаются новые идеи и концепции по его дальнейшему развитию. Развивая практический аспект данной проблематики в 2021 году в МАОУДО «ЦДТ «Прикубанский» А.А. Косярским, Д.Е. Торшиной и Н.Н. Щегловой-Лазаревой была разработана «Модель организации междисциплинарной проектной и исследовательской деятельности обучающихся в условиях дополнительного образования – «Проектория». По итогам участия в краевом конкурсе «Инновационный поиск 2021» центру был присвоен статус краевой инновационной площадки (приказ Министерства образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края от 27.12.2022 № 3922).

Фундаментальной основной созданной модели стала система из пяти базовых принципов, которая получила название «ЭКРАН»: этапность, коммуникативность, результативность, активность, нормативность.

Этапность подразумевает, что проектная и исследовательская деятельность учащихся разделяется на чёткие шаги – этапы. Благодаря этому происходит переход от замысла к цели, от к цели к задачам и т.д.

Коммуникативность означает, что при переходе с одного этапа на другой, а также в процессе решения задач, поставленных в рамках конкретного шага, предоставляется возможность обратной связи, результатом которой выступают сведения о результативности и полноте приведённых «решений», что обеспечивает своевременность в корректировке выполняемых действий.

Результативность отражает ориентацию проектной и исследовательской деятельности на получение конкретного результата (продукта в проектной деятельности и научного результата в исследовании).

Активность означает, что в процессе работы над проектом или при выполнении исследования, учащиеся имеют возможность проявить свою самостоятельность, активность в достижении поставленной цели и решении выделенных задач. Такая активность способствует усиленному саморазвитию обучающегося и формированию у него логического мышления, навыков анализа, поиска, обобщения.

Нормативность подразумевает, что эффективность проектной и исследовательской деятельности тесно связанна с необходимостью строгой регламентации всех действий.

Соблюдение перечисленных принципов обеспечивает формирование навыков разработки «продуктов» и исследовательской деятельности, формирует умение проводить анализ полученных результатов, а также воспитывает ответственное отношение к выполняемой работе.

На наш взгляд, организация единого пространства, которое позволило бы качественно организовать проектную и исследовательскую деятельность в условиях дополнительного образования, требует подготовки самой образовательной организации. Для повышения качества и эффективности выполняемой деятельности очень важно предусмотреть компоненты, определяющие подходы к организации подобного образовательного процесса, которые в нашем случае включали:

  • приказ об утверждении и положение о проектной и исследовательской деятельности;
  • приказ об утверждении модели организации системы контроля и управления проектной и исследовательской деятельностью в организации;
  • приказ об утверждении перечня мероприятий по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся;
  • интегрированный образовательный модуль «Проектная и исследовательская деятельность».

На рисунке представлена модель организации проектного и исследовательского пространства, в которой уделяется внимание привлечению учащихся не только к написанию проектов, но и к организации самой проектной и исследовательской деятельности в целом.

Модель организации системы контроля и управления проектной и исследовательской деятельностью в образовательных организациях

Рисунок. Модель организации системы контроля и управления проектной и исследовательской деятельностью в образовательных организациях

Основными функциями ученического управляющего органа являются: работа с обучающимися (определение сфер их интересов, увлечений для лучшего определения темы проекта и научного руководителя), проведение развивающих игр и конкурсов, а также организация своеобразных тематических дискуссионных клубов, в рамках которых они имеют возможность продемонстрировать промежуточные итоги своей проектной и исследовательской деятельности, а также найти единомышленников для консолидации усилий.

Педагогический управляющий в орган в лице научного клуба «Успех» занимается общими организационными моментами и просветительской деятельностью: подготавливает перечень основных перспективных направлений и тем для возможной проектной и исследовательской деятельности с ориентацией на рекомендации научного сообщества и кейсы представителей реального сектора экономики. Научный клуб занимается разработкой плана мероприятий, среди которых могут быть мастер-классы по написанию проекта, исследования, научного освещения результатов работы и так далее. Основными функциями клуба являются: сопровождение деятельности учащихся, организация и проведение конференций. В рамках данных конференций учащиеся представляют результат своей деятельности, а педагоги получают возможность поделиться своими педагогическими результатами и разработками.

Предлагаемая нами модель организации проектной и исследовательской деятельности имеет уровневую структуру, содержание которой представлено в таблице.

Таблица. Описание уровней модели «Дом проектов и исследований – Проектория»

Уровень

Краткое описание

Деятельность учащегося

Деятельность педагога

Первый

Начальный (фундаментальный) уровень научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся. На данном уровне изучаются общие принципы создания проекта и написания исследования. Рассматриваются конкретные примеры, формируются первые идеи по созданию учебного проекта

Знакомится с типами проектов и исследований, методами проектирования и исследования. Формирует общее представление о проектной и исследовательской деятельности

Транслирует знания и опыт по созданию проекта и написанию исследования. Помогает учащимся определить направление их будущей деятельности

Второй

На данном уровне предполагается выполнение первых групповых и индивидуальных мини-проектов и исследований в рамках конкретных дополнительных образовательных программ. Формируются первичные умения и навыки проектной и исследовательской деятельности, навыки выступления на публике

Проходит стадии проектирования или исследования от постановки цели до представления конечного результата. Опирается на рекомендации руководителя

Определяет тему проекта или исследования. Руководит деятельностью учащегося, организует публичную демонстрацию результатов

Третий

На данном этапе учащиеся выбирают одну тему, над которой работают в течение учебного года в форме проекта или исследования. Все темы проектов носят междисциплинарный характер, затрагивают зоны соприкосновения разных областей знаний

Выбирает научного руководителя (руководителей). Предлагает примерную тему для работы. Самостоятельно проходит все этапы написания проекта или исследования. Совместно с руководителем готовится к публичной защите

Анализирует и корректирует тему учащегося, направляя её в сторону междисциплинарности (важно, чтобы ученик самостоятельно сформулировал тему). Работает с учеником в формате обратной связи н протяжении всего исследования или проектирования

Четвертый

Высший уровень развития навыков проектирования и исследовательской деятельности предполагает создание индивидуальных и (или) групповых проектов и исследований прикладного значения. На данном этапе учащиеся принимают участие в рейтинговых научных конференциях и  конкурсах

Самостоятельно определяет тему, цель, задачи своей работы. Самостоятельно проходит все этап от постановки цели до публичной защиты. Совместно с руководителем освещает результаты своей деятельности в научных журналах, на конференциях

Выполняет роль наблюдателя, куратора и научного консультанта. Проводит предварительную защиту работы. Обучает навыкам написания научных статей, выступлений на научных конференциях

Таким образом, в разработанной нами модели предполагается поэтапное расширение самостоятельности обучающегося. Если в начале учащийся тесно связан со своим научным руководителем, то на последнем этапе он уже становится полноправным участником научного сообщества, предлагая и реализуя свои идеи. После прохождения учащимся последовательно всех этапов уровневой модели у него формируется система знаний, умений и навыков, которые позволяют самостоятельно осуществлять все этапы проектирования или исследования, начиная с формулирования идеи и заканчивая анализом и тиражированием результата.

Список литературы

  1. Косярский А.А. Организация проектной деятельности: методическое пособие. Казань: Бук, 2019. 64 с.
  2. Багринцева Н.Д. Модель организации проектной деятельности в школе и развития гражданской активности обучающихся // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 2, № 3(51). С. 59–72.
  3. Харитонова А.А. Методика проектно-исследовательской деятельности учащихся // Современные исследования социальных проблем. 2018, № 3(9). С. 127–139.
  4. Комарова И.В. Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС. СПб: КАРО, 2017. 128 с
  5. Ходорковская Р.Ф. Проектная деятельность обучающихся во внеурочной деятельности / Вестник ТОГИРРО. 2018, №2(40). С. 98
  6. Кулебякина М.Ю. Проектная деятельность как средство формирования исследовательской деятельности младших школьников / М.Ю.Кулебякина, Е.В. Зобова // роль и место информационных технологий в современной науке сборник статей Международной научно-практической конференции. 2019. Уфа. С. 129–132.
  7. Демушкина О.С. Особенности исследования эффективности деятельности малых групп в отношении проектной деятельности в области информационных технологий // Аллея науки. 2018; Т. 3 № 10(26). С. 577-578.
  8. Терехова Н.Н. Проектная деятельность как способ научно-познавательной деятельности учащихся / психолого-педагогический взгляд на профессионально-ориентированное образование сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, 2020. С. 178–180.
  9. Дорошина Л.А. Инновационная проектная деятельность как путь совершенствования проектной деятельности учащегося / Современное технологическое образование: опыт, инновации, перспективы сборник материалов II Международной научно-практической конференции. Липецк. С. 23–26.