Об организации междисциплинарной проектной и исследовательской деятельности в условиях дополнительного образования
А.А. Косярский1, Н.Н. Щеглова-Лазарева2
1,2 Центр детского творчества «Прикубанский», Краснодар, Россия
1 a.kosyarskij@cdt23.ru
2 director@cdt23.ru
Аннотация
Описывается модель организации междисциплинарной проектной и исследовательской деятельности, представленная МАОДУДО «ЦДТ «Прикубанский» в рамках краевого конкурса «Инновационный поиск 2021». Раскрывается содержание каждого элемента модели, даются методические рекомендации по организации взаимодействия обучающихся и педагогов на разных уровнях модели. Подчёркивается ориентация на самостоятельную проектную и исследовательскую деятельность обучающихся, делается акцент на приобщение к исследовательской деятельности педагогов посредством организации научных клубов. Приводится описание системы фундаментальных принципов «ЭКРАН», лежащей в основе предлагаемой модели. Описываются уровни организации проектной и исследовательской деятельности с указанием их содержания и представлением деятельности обучающегося и педагога.
Ключевые слова
проектная деятельность, исследовательская деятельность, дополнительное образование, междисциплинарность, краевая инновационная площадка
Для цитирования
Косярский А.А., Щеглова-Лазарева Н.Н. Об организации междисциплинарной проектной и исследовательской деятельности в условиях дополнительного образования // Педагогическая перспектива. 2022. № 1(5). С. 10–16.
https://doi.org/10.55523/27822559_2022_1(5)_10
Информация об авторах
Александр Алексеевич Косярский – заведующий отделом Центра детского творчества «Прикубанский».
Нина Николаевна Щеглова-Лазарева – директор Центра детского творчества «Прикубанский», заслуженный учитель Российской Федерации, почётный работник общего образования Российской Федерации.
Текст статьи
Активное внедрение цифровых технологий в жизнь человека не прошло бесследно. Сегодня ни в одной сфере жизни общества нельзя обойтись без использования современных технологий, в том числе и в образовании. Цифровизация образования привела к появлению большого числа проблем разной сложности. Особое место среди них занимает проблема трансформации образовательного пространства. Сегодня наша образовательная система вновь находится на этапе поиска новых путей и инструментов, которые позволили бы обеспечить необходимое высокое качество образования.
Государство, осознавая значимость образовательной системы, принимает стратегии и концепции её развития. Особое место среди государственных решений подобного уровня занимает национальный проект «Образование» (утверждён президиумом Совета при президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24.12.2018 № 16). Как известно, в рамках данного национального проекта реализуется ряд федеральных проектов – «Успех каждого ребёнка» (утверждён президиумом Совета при президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 07.12.2018 № 3), «Современная школа» (утверждён президиумом Совета при президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 07.12.2018 № 3), «Цифровая образовательная среда» (утверждён президиумом Совета при президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 07.12.2018 № 3), ориентированных на создание в Российской Федерации целостного образовательного пространства, позволяющего каждому ребёнку получить достойное образование высокого качества.
Отдельное внимание уделяется работе с одарёнными детьми. Государство поставило перед собой цель создания системы выявления и поддержки талантливых детей. Безусловно, осознание государством её необходимости не может не радовать, но ему в этом необходимо помочь. Важно помогать учащимся научиться грамотно выражать свои идеи, нестандартные решения. Эффективным в этом плане является использование проектной деятельности.
Разумеется, метод проектов не является чем-то новым. Это давно известная технология с чётко сформулированной методической базой, к которой обращаются многочисленные исследователи и практики [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7 и др.]. В частности, Н.Н. Терехова [8] рассматривает психолого-педагогические основы проектной деятельности учащихся, определяя понятие проектной культуры, как характерной особенности современной культуры. Л.А. Дорошина [9] рассматривает проектную деятельность как часть пути личностного роста обучающегося, подчеркивая, что проектная деятельность развивает у обучающихся такие умения, как: анализ и обработка больших объёмов информации; сравнение и построение аналогий. В процессе проектирования, обучающиеся учатся применять теоретические знания на практике, учатся находить творческие и нестандартные пути решения поставленных задач.
Анализ научных публикаций показывает, что интерес к методу проектов по-прежнему высок и каждый год предлагаются новые идеи и концепции по его дальнейшему развитию. Развивая практический аспект данной проблематики в 2021 году в МАОУДО «ЦДТ «Прикубанский» А.А. Косярским, Д.Е. Торшиной и Н.Н. Щегловой-Лазаревой была разработана «Модель организации междисциплинарной проектной и исследовательской деятельности обучающихся в условиях дополнительного образования – «Проектория». По итогам участия в краевом конкурсе «Инновационный поиск 2021» центру был присвоен статус краевой инновационной площадки (приказ Министерства образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края от 27.12.2022 № 3922).
Фундаментальной основной созданной модели стала система из пяти базовых принципов, которая получила название «ЭКРАН»: этапность, коммуникативность, результативность, активность, нормативность.
Этапность подразумевает, что проектная и исследовательская деятельность учащихся разделяется на чёткие шаги – этапы. Благодаря этому происходит переход от замысла к цели, от к цели к задачам и т.д.
Коммуникативность означает, что при переходе с одного этапа на другой, а также в процессе решения задач, поставленных в рамках конкретного шага, предоставляется возможность обратной связи, результатом которой выступают сведения о результативности и полноте приведённых «решений», что обеспечивает своевременность в корректировке выполняемых действий.
Результативность отражает ориентацию проектной и исследовательской деятельности на получение конкретного результата (продукта в проектной деятельности и научного результата в исследовании).
Активность означает, что в процессе работы над проектом или при выполнении исследования, учащиеся имеют возможность проявить свою самостоятельность, активность в достижении поставленной цели и решении выделенных задач. Такая активность способствует усиленному саморазвитию обучающегося и формированию у него логического мышления, навыков анализа, поиска, обобщения.
Нормативность подразумевает, что эффективность проектной и исследовательской деятельности тесно связанна с необходимостью строгой регламентации всех действий.
Соблюдение перечисленных принципов обеспечивает формирование навыков разработки «продуктов» и исследовательской деятельности, формирует умение проводить анализ полученных результатов, а также воспитывает ответственное отношение к выполняемой работе.
На наш взгляд, организация единого пространства, которое позволило бы качественно организовать проектную и исследовательскую деятельность в условиях дополнительного образования, требует подготовки самой образовательной организации. Для повышения качества и эффективности выполняемой деятельности очень важно предусмотреть компоненты, определяющие подходы к организации подобного образовательного процесса, которые в нашем случае включали:
- приказ об утверждении и положение о проектной и исследовательской деятельности;
- приказ об утверждении модели организации системы контроля и управления проектной и исследовательской деятельностью в организации;
- приказ об утверждении перечня мероприятий по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся;
- интегрированный образовательный модуль «Проектная и исследовательская деятельность».
На рисунке представлена модель организации проектного и исследовательского пространства, в которой уделяется внимание привлечению учащихся не только к написанию проектов, но и к организации самой проектной и исследовательской деятельности в целом.
Основными функциями ученического управляющего органа являются: работа с обучающимися (определение сфер их интересов, увлечений для лучшего определения темы проекта и научного руководителя), проведение развивающих игр и конкурсов, а также организация своеобразных тематических дискуссионных клубов, в рамках которых они имеют возможность продемонстрировать промежуточные итоги своей проектной и исследовательской деятельности, а также найти единомышленников для консолидации усилий.
Педагогический управляющий в орган в лице научного клуба «Успех» занимается общими организационными моментами и просветительской деятельностью: подготавливает перечень основных перспективных направлений и тем для возможной проектной и исследовательской деятельности с ориентацией на рекомендации научного сообщества и кейсы представителей реального сектора экономики. Научный клуб занимается разработкой плана мероприятий, среди которых могут быть мастер-классы по написанию проекта, исследования, научного освещения результатов работы и так далее. Основными функциями клуба являются: сопровождение деятельности учащихся, организация и проведение конференций. В рамках данных конференций учащиеся представляют результат своей деятельности, а педагоги получают возможность поделиться своими педагогическими результатами и разработками.
Предлагаемая нами модель организации проектной и исследовательской деятельности имеет уровневую структуру, содержание которой представлено в таблице.
Таблица. Описание уровней модели «Дом проектов и исследований – Проектория»
Уровень |
Краткое описание |
Деятельность учащегося |
Деятельность педагога |
Первый |
Начальный (фундаментальный) уровень научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся. На данном уровне изучаются общие принципы создания проекта и написания исследования. Рассматриваются конкретные примеры, формируются первые идеи по созданию учебного проекта |
Знакомится с типами проектов и исследований, методами проектирования и исследования. Формирует общее представление о проектной и исследовательской деятельности |
Транслирует знания и опыт по созданию проекта и написанию исследования. Помогает учащимся определить направление их будущей деятельности |
Второй |
На данном уровне предполагается выполнение первых групповых и индивидуальных мини-проектов и исследований в рамках конкретных дополнительных образовательных программ. Формируются первичные умения и навыки проектной и исследовательской деятельности, навыки выступления на публике |
Проходит стадии проектирования или исследования от постановки цели до представления конечного результата. Опирается на рекомендации руководителя |
Определяет тему проекта или исследования. Руководит деятельностью учащегося, организует публичную демонстрацию результатов |
Третий |
На данном этапе учащиеся выбирают одну тему, над которой работают в течение учебного года в форме проекта или исследования. Все темы проектов носят междисциплинарный характер, затрагивают зоны соприкосновения разных областей знаний |
Выбирает научного руководителя (руководителей). Предлагает примерную тему для работы. Самостоятельно проходит все этапы написания проекта или исследования. Совместно с руководителем готовится к публичной защите |
Анализирует и корректирует тему учащегося, направляя её в сторону междисциплинарности (важно, чтобы ученик самостоятельно сформулировал тему). Работает с учеником в формате обратной связи н протяжении всего исследования или проектирования |
Четвертый |
Высший уровень развития навыков проектирования и исследовательской деятельности предполагает создание индивидуальных и (или) групповых проектов и исследований прикладного значения. На данном этапе учащиеся принимают участие в рейтинговых научных конференциях и конкурсах |
Самостоятельно определяет тему, цель, задачи своей работы. Самостоятельно проходит все этап от постановки цели до публичной защиты. Совместно с руководителем освещает результаты своей деятельности в научных журналах, на конференциях |
Выполняет роль наблюдателя, куратора и научного консультанта. Проводит предварительную защиту работы. Обучает навыкам написания научных статей, выступлений на научных конференциях |
Таким образом, в разработанной нами модели предполагается поэтапное расширение самостоятельности обучающегося. Если в начале учащийся тесно связан со своим научным руководителем, то на последнем этапе он уже становится полноправным участником научного сообщества, предлагая и реализуя свои идеи. После прохождения учащимся последовательно всех этапов уровневой модели у него формируется система знаний, умений и навыков, которые позволяют самостоятельно осуществлять все этапы проектирования или исследования, начиная с формулирования идеи и заканчивая анализом и тиражированием результата.
Список литературы
- Косярский А.А. Организация проектной деятельности: методическое пособие. Казань: Бук, 2019. 64 с.
- Багринцева Н.Д. Модель организации проектной деятельности в школе и развития гражданской активности обучающихся // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 2, № 3(51). С. 59–72.
- Харитонова А.А. Методика проектно-исследовательской деятельности учащихся // Современные исследования социальных проблем. 2018, № 3(9). С. 127–139.
- Комарова И.В. Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС. СПб: КАРО, 2017. 128 с
- Ходорковская Р.Ф. Проектная деятельность обучающихся во внеурочной деятельности / Вестник ТОГИРРО. 2018, №2(40). С. 98
- Кулебякина М.Ю. Проектная деятельность как средство формирования исследовательской деятельности младших школьников / М.Ю.Кулебякина, Е.В. Зобова // роль и место информационных технологий в современной науке сборник статей Международной научно-практической конференции. 2019. Уфа. С. 129–132.
- Демушкина О.С. Особенности исследования эффективности деятельности малых групп в отношении проектной деятельности в области информационных технологий // Аллея науки. 2018; Т. 3 № 10(26). С. 577-578.
- Терехова Н.Н. Проектная деятельность как способ научно-познавательной деятельности учащихся / психолого-педагогический взгляд на профессионально-ориентированное образование сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, 2020. С. 178–180.
- Дорошина Л.А. Инновационная проектная деятельность как путь совершенствования проектной деятельности учащегося / Современное технологическое образование: опыт, инновации, перспективы сборник материалов II Международной научно-практической конференции. Липецк. С. 23–26.