Школьный климат как фактор повышения качества образования в современной общеобразовательной организации

О.А. Акасевич1, Н.В. Панченко2
1,2 МБОУ СОШ № 1 им. А.И. Герцена, Тимашевск, Россия, School1tim@mail.ru

Аннотация

В статье рассматривается школьный климат как фактор повышения качества образования. Дано авторское определение данного феномена и представлена система факторов улучшения школьного климата в современной общеобразовательной организации, включающая деятельностный, материально-технический и информационный компоненты. Дана характеристика их значения и содержания для развития школьного климата. Формулируются требования к успешной реализации данной системы и её распространения в массовой педагогической практике.

Ключевые слова

школьный климат, качество образования, фактор, школьный уклад

Для цитирования

Акасевич О.А., Панченко Н.В. Школьный климат как фактор повышения качества образования в современной общеобразовательной организации // Педагогическая перспектива. 2022. № 4(8). С. 22–29. 
https://doi.org/10.55523/27822559_2022_4(8)_22

Информация об авторах

Ольга Ивановна Акасевич – директор МБОУ СОШ № 1 им. А.И. Герцена г. Тимашевск Краснодарского края.

Наталья Владимировна Панченко – заместитель директора по учебно-методической работе МБОУ СОШ № 1 им. А.И. Герцена г. Тимашевск Краснодарского края.

Текст статьи

Проблема повышения качества образования уже на протяжении длительного времени остаётся актуальной и решается в самых разнообразных направлениях. Одним из них является создание комфортного школьного климата, который важен и для родителей, и для педагогов, и для детей, поскольку собирает воедино всю систему школьного образования. Он позволяет педагогам раскрыть себя, повысить качество работы, избежать профессионального выгорания, детям – получить доступ к качественному образованию в соответствии с их потребностями и интересами, родителям – обрести уверенность в том, что их ребёнок учится в удобных и безопасных условиях, имеет возможность развиваться в соответствии с его возможностями.

В проекте «Школа Минпросвещения России», реализуемом федеральным министерством с 2022 года, школьный климат определяется как один из компонентов идеальной модели школы будущего, что повышает актуальность систематической работы каждой школы по его совершенствованию.

Школьный климат относится к тем педагогическим образованиям, которые имеют сложную структуру, формируются достаточно долго и не возникают сами по себе в результате самоорганизации. Для его полноценного развития необходимы комплексные и целенаправленные усилия.

Первой работой, посвящённой школьному климату, считается книга А. Пэрри «Управление городской школой» (1908 г.), в которой он отмечал важность благоприятного климата в школе для обеспечения единства её членов, а также продуктивности работы и успешности функционирования школы в целом. Однако полноценные исследования школьного климата начались лишь во второй половине XX в., при этом школа рассматривалась как частный случай организации. Исследователей интересовали организационная структура и связанные с ней процессы в школе, управленческие практики директоров, а также взаимоотношения учителей.

Большое влияние на изучение климата школы оказали работы Дж. Коулмана, который утверждал, что роль любых школьных факторов в объяснении образовательных результатов учеников значительно меньше по сравнению с характеристиками их семей. Под его влиянием дальнейшие исследования в значительной степени переориентировались на изучение семейных и индивидуальных характеристик учеников, отодвинув школьные факторы, в том числе климат, на второй план. Такой подход сохранялся вплоть до 80-х годов ХХ века.

Одним из весомых аргументов в пользу пересмотра роли школьных факторов в достижениях учащихся стали результаты нового исследования Дж. Коулмана. Он пришёл к выводу, что частные учебные заведения отличаются от государственных высокими достижениями своих учащихся благодаря лучшему климату в школе, который складывается из доверительных взаимоотношений между родителями и учителями, между учителями и учениками. В этот период школьный климат стали всё чаще рассматривать во взаимосвязи с учебными достижениями учащихся. Благодаря этим исследованиям школьный климат был признан важным детерминантом эффективности работы образовательных учреждений, качества учебных достижений, мотивации, социализации и поведения учеников.

В начале XXI в. в отечественную педагогическую практику было введено понятие «уклад школьной жизни», который понимался Министерством образования РФ как «совокупность норм, правил и иных регламентов, в том числе распорядка, формирующих, сохраняющих и развивающих устойчивый, сложившийся на основе узаконенных положений и общепринятых традиций, состав функций школы, порядок их осуществления, действующие в школе отношения производственного, социального характера, этикет и атрибутику, направленные на развитие социально значимых качеств личности обучающихся» [1, с. 81]. При этом в соответствующих распорядительных документах отмечалось, что «назрела необходимость педагогическим коллективам сформировать основополагающие принципы школьного уклада, опирающиеся на законодательные нормы, общегражданскую и профессиональную педагогическую этику, что должно стать составляющей содержания образования и особенно воспитания» [1, с. 82]. Работа в этом направлении не прекращается и по сей день, обретая новые черты в соответствии с требованиями времени.

В последние годы в обществе все более активно обсуждаются вопросы духовных ценностей и формирования гражданской идентичности российского народа. Концепция модернизации образования, Федеральные государственные образовательные стандарты и другие нормативно-правовые документы включают обоснование общенационального педагогического идеала, систему требований к задачам, условиям и результатам воспитания школьников, к структуре и содержанию программ воспитания и социализации, реализуемым в укладе школы.

Исследования последних лет посвящены вопросам уклада школьной жизни [2; 3; 4 и др.], особенностям образовательной среды школы [5; 6 и др.], её организационной культуры [7; 8; 9 и др.], школьного климата [10; 11; 12 и др.] и т.д. Однако несмотря на большое теоретическое и практическое внимание к школьному климату, определение его места и значения для системы образования, до сих пор не сложилось единого понимания сущности понятия «школьный климат», его компонентного состава, механизмов и процедур формирования, критериев оценивания и методик диагностики эффективности. Это существенно осложняет практическую деятельность по его совершенствованию с учётом современных условий и особенностей образовательного процесса.

Поставив перед собой цель определить факторы улучшения школьного климата, мы пришли к необходимости зафиксировать своё определение данного феномена. На основе анализа существующих точек зрения на содержание этого понятия, его сущностные особенности и собственный практический опыт, мы трактуем школьный климат как латентный и многофакторный конструкт, который задаёт систему устойчивых характеристик внутришкольной среды, определяемой материальным оснащением, содержанием совместной деятельности и циркулирующей информации, составляет ценностную основу поведения членов школьного коллектива, характеризуется их единством и чувством общности, безопасностью, ориентацией на академические результаты и качество образования, принятием норм и наличием корпоративной культуры.

Он складывается из того, как люди чувствуют себя в школе, каковы их общие нормы, ценности и цели, чувства, которые вызывает школьная среда со всеми её элементами, и отношения учеников друг с другом и с учителями. Позитивный школьный климат включает нормы, ценности и ожидания, которые создают и поддерживают чувство физической, эмоциональной, социальной безопасности и тем самым способствуют обучению и личностному развитию школьников, помогают вырастить полноценных членов общества.

Школьный климат – это чрезвычайно сложное, уникальное и содержательно объёмное педагогическое явление, которое не возникает само по себе, требует длительной, комплексной и сплочённой работы по его формированию. При этом разовые точечные усилия руководителя школы или педагогического коллектива, как правило, не позволяют достичь цели: необходим комплексный подход к созданию школьного климата, чёткое понимание его содержания и выстраивание работы по ключевым направлениям для получения резонансных эффектов.

Рассматривая данный феномен в концепции системно-средового подхода, мы выделили ведущие факторы, детерминирующие становление благоприятного школьного климата, и связи между ними, что позволило обеспечить комплексное воздействие на всю структуру. Также для каждого фактора мы определили механизмы развития, запуск которых обеспечит совершенствование всей среды школы в контексте повышения качества образования.

Разработанная нами система факторов, оказывающих влияние на улучшение школьного климата в условиях современной общеобразовательной организации приведена на рисунке.

Система факторов улучшения школьного климата в современной общеобразовательной организации

Рисунок. Система факторов улучшения школьного климата в современной общеобразовательной организации

Данная система реализуется с 2022 г. как инновационный образовательный проект в МБОУ СОШ №1 им. А.И. Герцена г. Тимашевск Краснодарского края.

Рассматривая совокупность факторов улучшения школьного климата как систему, задающую и формирующую особую среду в современной общеобразовательной организации, мы выделяем в ней деятельностный, материально-технический и информационный компоненты. Представим характеристику их значения и содержания.

Прежде всего отметим, что наполнение системы в целом формируется вокруг ключевых субъектов, которые с одной стороны формируют школьный климат, а с другой – определяют уровень его развития, являются носителями оценочного отношения к нему. Это учителя, обучающиеся и их родители / законные представители, которые связаны особыми взаимоотношениями, обеспечивающими совершенствование школьного климата. Кроме того, важным фактором является внешняя среда, которая оказывает существенное влияние на состояние школьного климата: формирует содержание, обогащает, ориентирует на достижение результатов, соответствующих задачам социально-педагогического пространства.

Деятельностный компонент системы является основным, поскольку благодаря ему среда становится активной, получает способность оказывать формирующее влияние на всех субъектов образовательного процесса. В ходе исследования нами установлено, что улучшению климата в современной школе способствует взаимодействие:

  • учителя и обучающегося, построенное на основе уважения и поддержки личности обучающегося, учёта его индивидуальных особенностей и субъектного опыта, через создание условий для самореализации личности, обучение конструктивной коммуникации и предупреждении конфликтов;
  • родителей / законных представителей с обучающимся – на основе принципов сознательного родительства, предусматривающего эмоциональную открытость отношений, совместную активность, мягкие формы контроля и внимание к деталям, участие в конкурсных мероприятиях;
  • учителей с родителями / законными представителями обучающихся – на основе обеспечения открытости образовательного процесса, предполагающего ведение родительских чатов, проведение предметных дней открытых дверей, родительских собраний, работу родительского совета, телефона доверия, горячей линии и др.

Немаловажное значение имеет и школьная психологическая служба, которая может и должна работать с каждым из указанных выше субъектов. Школьный психолог в отношении учителей осуществляет медиацию и оказывает помощь в личностных вопросах, проводит карьерное консультирование, мониторинг удовлетворённостью условиями работы, организует мероприятия по тимбилдингу; в работе с обучающимся – организует индивидуальные занятия, консультирование, сопровождение одарённых обучающихся, координирует работу штаба воспитательной работы, проводит курсы внеурочной деятельности, содействует профессиональному и личностному самоопределению и др.; во взаимодействии с родителями / законными представителями обучающихся – проводит консультирование, мониторинг индекса социального статуса, организует работу Школы родительского мастерства, участвует в родительских собраниях и «родительских субботах» и др. Особое место занимает формирование и развитие эмоционального интеллекта всех субъектов образовательных отношений.

Успешность реализации деятельностного компонента опосредована внешними субъектами, к которым относятся административные учреждения, образовательные организации, учреждения социальной защиты, культуры, спорта и др.

Материально-технический компонент обеспечивает системное создание комфортных условий для всех участников образовательных отношений. Наличие в школе удобных и эстетически оформленных зон, комфортной обстановки, а также оборудования, достаточного для удовлетворения академических запросов школьников и профессиональной самореализации педагогов, создаёт благоприятную среду, стимулирующую к творчеству и формирующую потребность проводить в ней учебное и свободное время. Так, например, наш опыт показал эффективность создания тематических рекреационных зон в школе, предоставление обучающимся доступа к мобильной библиотеке с возможностью дистанционной выдачи электронных книг на смартфоны, планшеты или персональные компьютеры. Все это обеспечивает комфортные условия для работы учителя, учёбы и отдыха детей, пребывания их родителей / законных представителей.

В содержании материально-технического компонента мы выделяем факторы для каждого из субъектов образовательных отношений. Чтобы обеспечить комфортные условия для работы учителя должна быть обеспечена эргономичность оборудования его рабочего места, учительской комнаты, подготовлена комфортная зона отдыха. Школе необходимо современное оснащение и достаточное методическое обеспечение учебных кабинетов. Большую значимость имеет возможность подготовки учителя к учебным занятиям на рабочем месте, электронный документооборот, доступ к современным библиотечным ресурсам и др.

Для обучающихся необходимы удобные тематические рекреационные зоны, эстетичные места общего пользования, эргономичные и оснащённые современным оборудованием учебные кабинеты и лаборатории, наличие коворкинговой зоны для выполнения проектов, условия для самореализации, в том числе доступ к оборудованию, выставочные павильоны для представления своих достижений и др.

Для комфортного пребывания в школе родителей / законных представителей должны быть предусмотрены оборудованные пространства для информирования, консультирования, отдыха, библиотечные фонды и др.

Формирование материально-технического компонента традиционно связано с финансовыми затратами, для восполнения которых могут использоваться научные гранты, конкурсы, аренда и т.д. В частности, в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» можно получить современное оборудование, на основе договоров о сотрудничестве с другими образовательными организациями – доступ к их современному оснащению, через договоры аренды – заработать дополнительные внебюджетные средства.

Информационный компонент нашей системы обеспечивает генерирование и систематизацию информации, значимой для контроля состояния школьного климата и его улучшения. Он включает в себя внутришкольные источники информации, авторские рабочие программы, а также банк диагностических методик для выявления и изучения уровня удовлетворённости школьным климатом.

К основным источникам информации, способствующим открытости работы школы и улучшению её внутреннего климата, относятся официальный сайт, школьное радио, школьная газета и/или журнал, освещающие главные события, достижения и результаты работы организации. Информационное наполнение деятельности современной школы во многом задаёт и содержание программ, реализуемых как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Каждая общеобразовательная организация формирует свой пул программ. В нашей школе положительное влияние продемонстрировали программы урочной деятельности «Деловой английский», «Твоя профессиональная карьера», «Индивидуальный проект», «Основы финансовой грамотности», «Прикладная биология», «Основы медицинских знаний», «Химия и медицина», а также программы внеурочной деятельности «Эффективное поведение в конфликте», «Твоя профессиональная карьера», «Школа родительского мастерства», «Медиабезопасность», «Этика: азбука добра» и др.

Мониторинговая составляющая информационного компонента способствует своевременному получению данных о состоянии школьного климата и принятию управленческих решений по его улучшению. Обязательный набор мониторинговых исследований должен оценивать удовлетворённость климатом в школе, качеством образования, психологической безопасностью образовательной среды, включать диагностику лидерских качеств и личностного роста обучающихся и др.

Контент информационного компонента формируется под влиянием внешних источников информации, к которым относятся СМИ, социальные сети, информационные интернет-сайты (РЭШ, СкайСмарт, Учи.ру, Фоксфорд, ЯКласс, ЛитРес, «Просвещение» и др.), информационные платформы («Навигатор», «Сетевой город», «Сферум» и др.), а также нормативные акты в сфере образования.

Разработанная нами система факторов улучшения школьного климата безусловно способствует повышению качества образования. При этом для её успешной реализации в рамках конкретной школы и тиражирования в других образовательных организациях необходима разработка полностью воспроизводимого комплекта материалов (нормативных актов, методических рекомендаций и разработок, описания информационного сопровождения, системы материально-технического оснащения, стимулирующих механизмов и др.) по созданию благоприятного школьного климата, подготовленного для массового использования в масштабах муниципальной и региональной систем образования. Кроме того, необходима организация цикла мероприятий по диссеминации положительного опыта (система конференций, стажировок, мастер-классов, семинаров, вебинаров, совещаний и др.). Это позволит в итоге построить эффективную модель совершенствования школьного климата, учитывающую современные запросы государства, общества, всех субъектов образовательного процесса и заинтересованных сторон.

Список литературы

  1. Рекомендации по совершенствованию «уклада школьной жизни» в условиях обновления структуры и содержания общего образования: письмо Минобразования России от 17.09.2021 № 22-06-1222 // Официальные документы в образовании. 2001. № 31. С. 80–84.
  2. Вакушенко Т.Д. Уклад жизни школы как социально-педагогический феномен педагогической реальности // Современное образование Витебщины. 2021. № 2(32). С. 56–60.
  3. Вачкова С.Н. Уклад школы как педагогическая категория и феномен действительности // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2013. № 5. С. 54–59.
  4. Лукина А.К., Севостьянова А.С. Уклад школьной жизни как элемент воспитательной системы школы // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 2. С. 14. https://doi.org/10.17513/spno.29619
  5. Лизунова Г.Ю., Таскина И.А. Модель формирования психологической безопасности образовательной среды // Информация и образование: границы коммуникаций. 2022. № 14(22). С. 41–43.
  6. Пряжникова Е.Ю., Ковалева Н.И., Сергеева М.Г., Соколова Н.Л. Измерение уровня комфортности школьной образовательной среды // Научный диалог. 2016. № 3(51). С. 316–328.
  7. Баринова О.В., Евсеева Н.В. Особенности школьной организационной культуры // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2016. № 2. С. 18–29.
  8. Кузнецова О.Е. Анализ зарубежных исследований организационной культуры школы // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 3. С. 28–36. https://doi.org/0.17759/pse.2017220303
  9. Федоров О.Д., Калдузова Н.А. Корпоративная культура российских школ: в поисках закономерностей // Ценности и смыслы. 2021. № 2(72). С. 95–111. https://doi.org/10.24412/2071-6427-2021-2-95-111
  10. Федунина Н.Ю. Психологический климат в школе: к вопросу о структуре понятия // Современная зарубежная психология. 2014. Т. 3. № 1. С. 117-124.
  11. Чиркина Т.А., Хавенсон Т.Е. Школьный климат История понятия, подходы к определению и измерение в анкетах PISA // Вопросы образования. 2017. № 1. С. 207–229. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2017-1-207-229
  12. Александров Д.А., Иванюшина В.А., Ходоренко Д.К., Тенишева К.А. Школьный климат: концепция и инструмент измерения. Москва: НИУ «Высшая школа экономики», 2018. 104 с. https://doi.org/10.17323/978-5-7598-1737-6