Развитие компетентности методистов в области функциональной грамотности

Ю.В. Лапина1, И.В. Киселева2
1,2 Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Новосибирск, Россия
1 jlapina@mail.ru
2 ir_ki_st@mail.ru

Аннотация

В статье рассматриваются методические аспекты развития компетентности специалистов муниципальных методических объединений в области функциональной грамотности. Представлена технология проведения занятия с руководителями муниципальных методических объединений в рамках установочной сессии по проблемам развития функциональной грамотности. Занятие проводится в два этапа, первый из которых представляет собой методический квест, а второй – выполнение практического задания. Представлены варианты заданий по предметам естественнонаучного цикла и географии, выполнение которых основано на владении слагаемыми функциональной грамотности.

Ключевые слова

функциональная грамотность, компетентность, методическое объединение, методический квест

Для цитирования

Лапина Ю.В., Киселева И.В. Развитие компетентности методистов в области функциональной грамотности // Педагогическая перспектива. 2022. № 4(8). С. 56–63. 
https://doi.org/10.55523/27822559_2022_4(8)_56

Информация об авторах

Юлия Владимировна Лапина – старший преподаватель кафедры естественнонаучного образования Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Ирина Викторовна Киселёва – старший преподаватель кафедры естественнонаучного образования Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, Почётный работник сферы образования.

Текст статьи

Развитие функциональной грамотности является сегодня одним из важных направлений повышения качества образования. В частности, в государственной программе РФ «Развитие образования» на 2018–2025 годы она рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности.

В широком смысле функциональная грамотность определяется как интегрированная характеристика уровня образованности человека, обеспечивающая его социализацию, состоятельность в учёбе, конкурентоспособность в профессиональной деятельности, а также успешность во всех сферах жизнедеятельности. Её суть заключается в метапредметности, осознанном выходе за границы конкретного предмета, а точнее – синтезировании всех предметных знаний для решения конкретной задачи. Традиционно функциональная грамотность включает читательскую, математическую, естественнонаучную, финансовую грамотность, а также глобальные компетенции и креативное мышление.

Значимость высокого уровня функциональной грамотности безусловно осознается педагогическим сообществом, но не всегда принимается к действию конкретным учителем и реализуется им на системном уровне. Затруднения педагогов чаще всего связаны с их недостаточной практической подготовленностью в этом направлении, что повышает актуальность оказания им действенной методической помощи.

Традиционно функцию научно-методического сопровождения педагогов выполняют муниципальные методические объединения [1; 2; 3; 4; 5 и др.]. В Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования также накоплен большой опыт в данном направлении.

Поскольку функциональная грамотность по своей природе имеет междисциплинарный и практико-ориентированный характер, то, по нашему мнению, подготовка специалистов к её развитию должна носить преимущественно интерактивный характер.

Опишем более подробно содержательное наполнение и технологию проведения одного из занятий с руководителями муниципальных методических объединений Новосибирской области, состоявшегося в рамках очередной установочной сессии по проблемам развития функциональной грамотности.

Так как участники уже свободно оперировали понятием «функциональная грамотность», самостоятельно по методическим рекомендациям прошлой сессии проводили занятия с учителями, организовывали проведение мониторинга и обработку результатов сформированности анализируемой компетентности, необходимо было выявить насущные проблемы и замотивировать их на новый виток деятельности.

Занятие носило интерактивный командный характер и проводилось в два этапа: методический квест «В поисках функциональной грамотности» [6] и создание шаблонов методических событий, направленных на развитие функциональной грамотности обучающихся.

В проведении квеста были задействованы ведущий и пять тьюторов (по количеству выполняемых заданий). Задания были нацелены преимущественно на проверку уровня развития естественнонаучной и читательской грамотности участников и их естественнонаучную эрудицию.

Для создания позитивной рабочей атмосферы и эмоционального включения участников было предусмотрено соответствующее оформление задействованных пространств. Вводная и заключительная части занятия проводились в аудитории, непосредственное действие – в холле. Расстановка столов в аудитории предусматривала рассадку группами по пять человек, пункты квеста в холле были обозначены цветными шарами, к которым были прикреплены листы формата А4 с высказываниями, соответствующими по смыслу областям естественнонаучной направленности, географии и читательской грамотности: «Химия – самая сложная физика» (Р. Фейман), «Физика – это наука понимать природу» (Э. Роджерс), «Природа – это единственная книга с великим содержанием на каждом листе» (И.В. Гёте), «Без географии вы нигде» (девиз журнала «География в школе»), «Как только ты научишься читать, ты навсегда станешь свободным» (Ф. Дуглас). Для облегчения ориентации участников в ходе квеста пункты были пронумерованы и обозначены цветом (рис. 1)

План прохождения квеста

Рисунок 1. План прохождения квеста

На первом этапе слушатели были поделены на группы с помощью крылатых высказываний известных учёных и мыслителей о науке, познании, природе. Участникам необходимо было найти свою команду по слову или словосочетанию из знакомой фразы и определить автора. Приведём примеры используемых высказываний: «Могущество России прирастать будет Сибирью» М.В. Ломоносов; «Дайте мне материю и движение, и я построю мир!» Р. Декарт; «Наука начинается там, где начинают измерять». Д.И. Менделеев; «Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю!» Архимед; «Телескоп уменьшает мир, микроскоп увеличивает». Р. Оппенгеймер и т.д. Количество фраз соответствовало числу команд. Фраза разбивалась по смыслу на пять фрагментов, так как группы состояли из пяти человек.

После распределения участников было проведено проблемное вступление по тематике квеста, построенное на основе прошедших недавно Всероссийских проверочных работ. Многие педагоги были вовлечены в процесс проверки и могли убедиться, что задания на сформированность метапредметных результатов освоения основных образовательных программ, как правило, оказываются сложными для выполнения обучающимися. Выбрав несколько нелепых ответов на задания по различным предметам естественнонаучного блока и продемонстрировав их в рубрике «Мурзилкины ответы», мы добились эмоциональной включённости участников квеста в запланированную деятельность.

Для каждой группы были разработаны свои маршрутные листы (рис. 2), на которых кроме траектории движения имелся бланк оценивания, куда тьютором вносились отметки о качестве и времени выполнения задания. Участники начинали движение с определённого пункта, двигались по указанному направлению прохождения квеста.

Примеры маршрутных листов

Рисунок 2. Примеры маршрутных листов

Основные правила квеста были представлены участникам на слайде презентации:

  • группа получает маршрутный лист и начинает прохождение квеста в соответствии с ним;
  • на каждом пункте участники получают у тьютора задание, на выполнение которого отводится 10 минут;
  • после отметки тьютора в соответствующей графе маршрутного листа о выполнении задания группа продолжает движение;
  • по мере прохождения квеста точки на маршрутном листе соединяются линиями;
  • после прохождения квеста (50–60 мин.) участники занимают своё место в аудитории.

Важным аспектом сохранения мотивационной активности на всех этапах квеста является контекст заданий, адаптированный для конкретной аудитории и вызывающий интерес у участников. Для данного конкретного занятия в методической литературе [7; 8; 9; 10; 11] были подобраны варианты заданий, сопряжённые с предметами естественнонаучного блока и географии и предполагающие для их выполнения владение слагаемыми функциональной грамотности. Приведём примеры таких заданий.

Химия.

Задание. Лекарство «X» обладает токсичным действием при взаимодействии с алкоголем при содержании препарата более 0,1 мг/кг тела. Человек массой 60 кг принял 300 мг препарата «X» в полдень 30 декабря. Сможет ли он отметить бокалом шампанского Новый год?

К заданию прилагалась инструкция к лекарству, в которой, в частности, была информация о том, что оно выводится из организма таким образом, что его количество (концентрация) уменьшается вдвое за каждые 6 ч.

Возможный ответ. От момента приёма препарата до новогодней полночи пройдёт 36 ч, что составляет 6 периодов полувыведения. Следовательно, поэтому концентрация препарата уменьшится в 26 = 64 раза и составит (300 / 60) / 64 ≈ 0,078 мг/кг тела, что ниже порога токсичного действия. Значит, человек сможет отметить Новый год бокалом шампанского.

Физика.

Задание. Жарким летним днём Артём купил бутылку газированной воды, которая в магазине хранилась в холодильнике. Используя коробку, шарф или мокрое полотенце, опишите способ хранения напитка, при котором он некоторое время мог бы оставаться холодным. Объясните, почему именно этот способ позволит сохранить воду холодной.

Возможные ответы. 1. Завернуть бутылку с водой в шерстяной шарф, так как шерстяная ткань имеет низкую теплопроводность, что снижает нагревание воды за счёт теплопроводности и конвекции воздуха вокруг бутылки. 2. Завернуть бутылку с водой в мокрое полотенце, вода с полотенца будет испаряться. На испарение воды будет затрачиваться энергия, поступающая к бутылке от тёплого окружающего воздуха.

Биология.

Задание. Во Франции есть такая поговорка: «Вены как у винодела». Почему она могла появиться?

Возможный ответ. Раньше одним из этапов виноделия было получение виноградного сока путём давления ногами. Виноградный сок укрепляет стенки кровеносных сосудов. В результате деформированные вены восстанавливают эластичность.

География.

Задание. Вы планируете туристическую поездку в Санкт-Петербург. Один из дней программы посвящён знакомству с историческим центром города. Экскурсионный маршрут начинается у Казанского собора и проходит по красивейшим местам Петербурга: через Дворцовую площадь вы пройдёте к Александрийскому столбу, посетите Эрмитаж, полюбуетесь Невой, прогуливаясь по Адмиралтейской набережной, подойдёте к одному из самых значительных и красивых купольных зданий во всем мире – Исаакиевскому собору. У стен этого величественного храма закончится ваш экскурсионный день. Используя карту метро, ответьте на вопросы: 1. На какой станции необходимо выйти, чтобы самым коротким путём попасть к Казанскому собору? 2. У какого известного памятника Вы сможете сфотографироваться, продолжая свой путь от здания Сената и Синода к Исаакиевскому собору. 3. С какой станции метро вы отправитесь в обратную дорогу, поскольку сил возвращаться туда, где вы начали утром своё путешествие уже не будет?

Возможные ответы. 1. Невский проспект. 2. Медный всадник. 3. Адмиралтейская.

Читательская грамотность.

Задание. Обучение навыкам и действиям по своевременному предотвращению возможных аварий и повреждений оборудования, являющихся следствием воздействия опасных факторов пожара и чрезвычайных ситуаций; обучение правилам оказания доврачебной помощи пострадавшим; обучение приёмам и способам спасения и эвакуации людей и материальных ценностей на пожаре и при чрезвычайных ситуациях – это задачи проведения противопожарных тренировок. Как определить, где находятся пожарные выходы в конкретном учреждении?

Возможный ответ. Пожарные выходы обозначены планах эвакуации, которые должны быть расположены на каждом этаже здания.

После выполнения заданий квеста и оформления всеми группами маршрутных листов происходит этап рефлексии. Сначала преподаватель фиксирует эмоциональный настрой участников и результат, полученный на маршрутных листах. У каждой группы должно получиться схематичное изображение известного астрономического созвездия. После этого маршрутные листы сдаются тьюторам для подведения итогов и определения самой «функционально-грамотной» группы. Во время подведения итогов ведущий преподаватель обсуждает с участниками методические аспекты моделирования квеста, его структуру и этапы подготовки.

Познакомившись с технологией квеста и поучаствовав в нем на практике, слушатели переходят ко второму этапу занятия – проектированию методического события, направленного на развитие функциональной грамотности. Сначала группам было предложено заполнить матрицу с характеристиками различных методических событий (один из её вариантов представлен в табл.)

Таблица.

Основные правила квеста были представлены участникам на слайде презентации:

  • группа получает маршрутный лист и начинает прохождение квеста в соответствии с ним;
  • на каждом пункте участники получают у тьютора задание, на выполнение которого отводится 10 минут;
  • после отметки тьютора в соответствующей графе маршрутного листа о выполнении задания группа продолжает движение;
  • по мере прохождения квеста точки на маршрутном листе соединяются линиями;
  • после прохождения квеста (50–60 мин.) участники занимают своё место в аудитории.

Важным аспектом сохранения мотивационной активности на всех этапах квеста является контекст заданий, адаптированный для конкретной аудитории и вызывающий интерес у участников. Для данного конкретного занятия в методической литературе [7; 8; 9; 10; 11] были подобраны варианты заданий, сопряжённые с предметами естественнонаучного блока и географии и предполагающие для их выполнения владение слагаемыми функциональной грамотности. Приведём примеры таких заданий.

Химия.

Задание. Лекарство «X» обладает токсичным действием при взаимодействии с алкоголем при содержании препарата более 0,1 мг/кг тела. Человек массой 60 кг принял 300 мг препарата «X» в полдень 30 декабря. Сможет ли он отметить бокалом шампанского Новый год?

К заданию прилагалась инструкция к лекарству, в которой, в частности, была информация о том, что оно выводится из организма таким образом, что его количество (концентрация) уменьшается вдвое за каждые 6 ч.

Возможный ответ. От момента приёма препарата до новогодней полночи пройдёт 36 ч, что составляет 6 периодов полувыведения. Следовательно, поэтому концентрация препарата уменьшится в 26 = 64 раза и составит (300 / 60) / 64 ≈ 0,078 мг/кг тела, что ниже порога токсичного действия. Значит, человек сможет отметить Новый год бокалом шампанского.

Физика.

Задание. Жарким летним днём Артём купил бутылку газированной воды, которая в магазине хранилась в холодильнике. Используя коробку, шарф или мокрое полотенце, опишите способ хранения напитка, при котором он некоторое время мог бы оставаться холодным. Объясните, почему именно этот способ позволит сохранить воду холодной.

Возможные ответы. 1. Завернуть бутылку с водой в шерстяной шарф, так как шерстяная ткань имеет низкую теплопроводность, что снижает нагревание воды за счёт теплопроводности и конвекции воздуха вокруг бутылки. 2. Завернуть бутылку с водой в мокрое полотенце, вода с полотенца будет испаряться. На испарение воды будет затрачиваться энергия, поступающая к бутылке от тёплого окружающего воздуха.

Биология.

Задание. Во Франции есть такая поговорка: «Вены как у винодела». Почему она могла появиться?

Возможный ответ. Раньше одним из этапов виноделия было получение виноградного сока путём давления ногами. Виноградный сок укрепляет стенки кровеносных сосудов. В результате деформированные вены восстанавливают эластичность.

География.

Задание. Вы планируете туристическую поездку в Санкт-Петербург. Один из дней программы посвящён знакомству с историческим центром города. Экскурсионный маршрут начинается у Казанского собора и проходит по красивейшим местам Петербурга: через Дворцовую площадь вы пройдёте к Александрийскому столбу, посетите Эрмитаж, полюбуетесь Невой, прогуливаясь по Адмиралтейской набережной, подойдёте к одному из самых значительных и красивых купольных зданий во всем мире – Исаакиевскому собору. У стен этого величественного храма закончится ваш экскурсионный день. Используя карту метро, ответьте на вопросы: 1. На какой станции необходимо выйти, чтобы самым коротким путём попасть к Казанскому собору? 2. У какого известного памятника Вы сможете сфотографироваться, продолжая свой путь от здания Сената и Синода к Исаакиевскому собору. 3. С какой станции метро вы отправитесь в обратную дорогу, поскольку сил возвращаться туда, где вы начали утром своё путешествие уже не будет?

Возможные ответы. 1. Невский проспект. 2. Медный всадник. 3. Адмиралтейская.

Читательская грамотность.

Задание. Обучение навыкам и действиям по своевременному предотвращению возможных аварий и повреждений оборудования, являющихся следствием воздействия опасных факторов пожара и чрезвычайных ситуаций; обучение правилам оказания доврачебной помощи пострадавшим; обучение приёмам и способам спасения и эвакуации людей и материальных ценностей на пожаре и при чрезвычайных ситуациях – это задачи проведения противопожарных тренировок. Как определить, где находятся пожарные выходы в конкретном учреждении?

Возможный ответ. Пожарные выходы обозначены планах эвакуации, которые должны быть расположены на каждом этаже здания.

После выполнения заданий квеста и оформления всеми группами маршрутных листов происходит этап рефлексии. Сначала преподаватель фиксирует эмоциональный настрой участников и результат, полученный на маршрутных листах. У каждой группы должно получиться схематичное изображение известного астрономического созвездия. После этого маршрутные листы сдаются тьюторам для подведения итогов и определения самой «функционально-грамотной» группы. Во время подведения итогов ведущий преподаватель обсуждает с участниками методические аспекты моделирования квеста, его структуру и этапы подготовки.

Познакомившись с технологией квеста и поучаствовав в нем на практике, слушатели переходят ко второму этапу занятия – проектированию методического события, направленного на развитие функциональной грамотности. Сначала группам было предложено заполнить матрицу с характеристиками различных методических событий (один из её вариантов представлен в табл.)

Таблица. Характеристика методических событий (заполненный вариант матрицы)

Форма работы

Существенные признаки

Деятельность организатора

Результат для участника

Мастер-класс

форма проведения обучающего занятия для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом

передача своего опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности

представление о заявленной в теме занятия технологии, приёме, … и приобретение первичного опыта их реализации

Методический трек

 

определённая последовательность элементов методической деятельности, направленная на развитие личностного потенциала каждого конкретного участника в соответствии с его возможностями, способностями, интересами

разработка программы развития с учётом индивидуально-психологических качеств и способностей конкретного участника

приобретение методических компетенций по заявленной тематике

Образовательный квест

комплекс форм различных видов деятельности по заявленной теме, спроектированный на определённом сюжете

определение образовательной цели, разработка сюжетной линии, обеспечение организации и оценки деятельности

развитие компетенций в реализуемых видах деятельности

Практикум-семинар

вид групповых занятий, предусматривающих практическую деятельность, проблемное обсуждение способов выполнения и результата

организация практикума по заявленной теме

 

развитие практических компетенций

Межшкольное мероприятие

событие, предполагающее участие детей из разных образовательных организаций, направленное на развитие интереса, предусматривающее активную деятельность соревновательного характера

формулирование темы, разработка сценария, организация и реализация взаимодействия с педагогами из организаций — участниками

Ознакомление с опытом коллег, развитие профессиональных компетенций, повышение интереса к …, формирование опыта межличностного взаимодействия

После совместного обсуждения результатов выполнения задания слушателям предлагалось выбрать вид методического события для разработки шаблона мероприятия по формированию и/или оценке функциональной грамотности обучающихся. Самой «функционально-грамотной» группе по итогам выполнения квеста предоставлялась возможность осуществить выбор первой. Работа организовывалась с по методу «Мировое кафе». Слушателям предлагалось обменяться идеями и на основе осмысленного в ходе обсуждения коллективно накопленного опыта представить свой вариант выполнения задания. Далее происходила презентация разработанных методических событий всеми группами и подведение итогов.

В итоге по результатам занятия каждый слушатель получил опыт командной работы, проведения методических квестов и пополнил свою методическую копилку шаблоном пяти методических событий, направленных на формирование функциональной грамотности у обучающихся. Слушатели положительно оценили такую форму проведения занятий и отметили их эффективность в плане повышения квалификации.

Таким образом, использование командных интерактивных форм занятий обладает несомненной эффективностью для повышения квалификации специалистов методических объединений. Нацеленность на получения опыта практической деятельности и пополнения банка методических разработок позволяет результативно решать проблему развития у них компетентности в области функциональной грамотности у обучающихся.

Список литературы

  1. Ильина А.В., Коптелов А.В., Машуков А.В. Особенности научно-методического сопровождения развития инновационной инфраструктуры общего образования Челябинской области // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 4. С. 61.
  2. Куган Б.А., Криволапова Н.А. Научно-методическое сопровождение региональных инновационных проектов как условие развития системы образования // Методист. 2018. № 3. С. 3–7.
  3. Фрицко Ж.С., Жижина И.В. Региональная модель научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Свердловской области // ИРО-ЭКСПРЕСС: Профессиональное развитие педагога: ресурсы, механизмы и маршруты: сб. ст. Екатеринбург: Институт развития образования, 2021. С. 5–10.
  4. Шатных А.В. Региональная многоуровневая система методического сопровождения работников образования Курганской области (проект «Ступени роста») // Методист. 2018. № 3. С. 13–17.
  5. Яковлева Н.О. Структура региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров // Педагогическая перспектива. 2021. № 3. С. 27–39.
  6. Использование квест-игры на уроках и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО / сост. М.А. Аверкова. Пенза, 2019. 83 с.
  7. Гин А., Баркан М. Открытые задачи как инструмент развития креативного мышления. М.: Народное образование, 2014. 84 с.
  8. Физика. Сборник задач и упражнений. 7–9 классы / под ред. С.В. Лозовенко. М.: Просвещение, 2020. 160 с.
  9. Щербакова Ю.В., Козлова И.С. Занимательная биология на уроках и внеклассных мероприятиях. 6–9 классы. М.: Глобус, 2008. 208 c.
  10. Вершловский С.Г., Матюшкина М.Д. Функциональная грамотность выпускников школ // Социологические исследования. 2007. № 5. С. 140–144.
  11. Ковалева С.Г., Красновский Э.А. Примеры открытых заданий по чтению PISA–2000. Москва: 2003. 78 с.