Организация работы с одарёнными обучающимися в региональной системе образования

Е.В. Яковлев1, Н.О. Яковлева2
1,2 Институт развития образования Краснодарского края, Краснодар, Россия
1 yakovlevev@mail.ru
2 noyakovleva@mail.ru

Аннотация

В статье представлено авторское видение содержания региональной системы работы с одарёнными обучающимися. Система содержит три уровня (региональный, муниципальный и уровень образовательной организации) и предусматривает взаимодействие всех субъектов образовательной системы. В качестве ведущих направлений работы с одарёнными обучающимися определены их выявление, поддержка и развитие, содержание которых раскрывается на каждом из уровней. Подробно описаны основные механизмы и мероприятия, реализуемые в рамках региональной системы по каждому из направлений.

Ключевые слова

одаренность, работа с одаренными обучающимися, региональная система образования

Для цитирования

Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Организация работы с одарёнными обучающимися в региональной системе образования // Педагогическая перспектива. 2022. № 4(8). С. 37–49. 
https://doi.org/10.55523/27822559_2022_4(8)_37

Информация об авторах

Евгений Владимирович Яковлев – доктор педагогических наук, профессор, Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, руководитель информационно-издательского ресурсного центра Института развития образования Краснодарского края.

Надежда Олеговна Яковлева – доктор педагогических наук, профессор, Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, руководитель центра методической поддержки и инновационного развития системы образования Института развития образования Краснодарского края.

Текст статьи

Одарённые люди всегда представляли особую ценность для государства, составляя его элиту и решая сложнейшие вопросы социально-экономического и научно-технического прогресса. Однако талант и выдающиеся способности не возникают сами по себе, их необходимо развивать с раннего детства, поэтому внимание к одарённым детям остаётся одним приоритетных направлений государственной политики, а их психолого-педагогическая поддержка – важнейшей задачей современного образования.

Теоретические основы проблемы детской одарённости подробно представлены в работах российских учёных: концепциях возрастной (интеллектуальной) одарённости Н.С. Лейтеса [1] и творческой одарённости A.M. Матюшкина [2], модели креативного поля Д.Б. Богоявленской [3], динамической теории одарённости Ю.Д. Бабаевой [4], психодидактического подхода к обучению и развитию одарённых детей в условиях массовой образовательной школы В.П. Лебедевой, В.А. Орлова, В.И. Панова [5], концепции экологии творчества для одарённых В.Г. Грязевой-Добшинской и В.А. Петровского [6], системы классификаций одарённости А.И. Грабовского [7], В.И. Панова [8], Л.В. Пасечник [9], А.А. Петренко [10] и др. Общие подходы к рассмотрению одарённости представлены в работе авторов статьи [11].

В понимании феномена «одарённость» к настоящему времени сформировалось два основных направления. Представители первого (Ф. Гальтон, А.Ф. Лазурский, Ч. Спирмен, Л.М. Термен и др.) относят одарённость к врождённым характеристикам личности и считают наследственность определяющим её фактором. Сторонники второго (О.Н. Гарнец, Ю.З. Гильбух, С.Л. Рубинштейн и др.) решающее значение отдают культурно-воспитательной среде, в которой из задатков могут развиться те или иные способности.

Вторая позиция в большей степени соответствует современным научным данным и, что самое важное, признаёт саму возможность развития одарённости ребенка через осуществление целенаправленных педагогических воздействий, соответствующих его интересам и потребностям. В частности, в Рабочей концепции одарённости, подготовленной в рамках федеральной целевой программы «Одарённые дети», данный термин трактуется как «системно развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми» [12, с. 7].

Одарённость характеризуется рядом особенностей: 1) имеет динамический характер, способность к развитию, её ядро составляют мотивация, креативность и интеллект; 2) обладает признаками, имеющими как постоянный, так и временный характер, может быть представлена в явной или скрытой, потенциальной форме; 3) проявляется в виде высокого уровня развития общих или специальных способностей; 4) зависит от социального окружения и обучения, траектория её развития определяется неоднородным влиянием микросреды и др.

В силу сложности работы с одарёнными детьми, мы считаем важным её системное построение на региональном уровне, поскольку только так можно эффективно консолидировать все необходимые ресурсы и создать соответствующую среду. Схематично наше видение региональной системы работы с одарёнными детьми приведено на рисунке.

Региональная система работы с одаренными обучающимися

Рисунок. Региональная система работы с одаренными обучающимися

Результаты проведённого исследования привели нас к определению трёх ведущих направлений в работе с одарёнными обучающимися:

1) их выявление через развитие конкурсно-олимпиадного движения, проведение выставок и форумов (на всех уровнях региональной системы образования), создание и ведение реестров одарённых детей и их портфолио (на муниципальном и институциональном уровнях), диагностирование способностей и задатков личности (на уровне образовательной организации);

2) поддержку, предполагающую создание на всех уровнях региональной системы образования особой мотивирующей социально-педагогической среды, обеспечивающей оказание своевременной помощи одарённой личности и включающей специализированное материально-техническое оснащение, условия для проявления способностей и талантов, возможности для организации взаимодействия с представителями соответствующего направления, а также специфическое для проявления способностей личности информационное обеспечение процесса её становления;

3) развитие, включающее организацию высоко интенсивной деятельности в зоне ближайшего развития личности, соответствующей уровню её запросов, способностей и интересов, и комплекс определяющих эту деятельность траекторий, выраженных в индивидуальных планах, программах, образовательных маршрутах.

Важной особенностью региональной системы работы с одарёнными обучающимися является включение в её содержание наряду с мероприятиями, непосредственно связанными с организацией детской активности, системы работы по формированию у педагогических кадров профессиональных компетенций эффективного взаимодействия с одарёнными детьми. Ведущая роль в этом направлении традиционно отводится региональному институту развития образования.

Представим наше видение содержания системы работы с одарёнными обучающимися на региональном, муниципальном и уровне образовательной организации через раскрытие выделенных выше направлений.

На региональном уровне выявление одарённых детей традиционно осуществляется через систему олимпиад, интеллектуальных и творческих конкурсов, спортивных мероприятий, направленных на развитие способностей, формирование интереса и пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений. Существенным потенциалом для выявления одарённости обладают научные конференции и форумы, выставки и фестивали, где обучающиеся могут показать свои достижения и познакомиться с работами других, а также научные общества учащихся, кружки, студии и спортивные секции, обеспечивающие выявление в процессе систематической активности ребенка его способностей, признаков одарённости и таланта и создающие условия для их целенаправленного развития.

Приказом Минпросвещения России ежегодно определяется «Перечень олимпиад, конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений». На региональном уровне такой перечень утверждается приказом министерства образования региона. Перечень олимпиад, победители и призёры которых могут получить льготы при поступлении в вузы, утверждается приказом Минобрнауки России.

Поддержка одарённых детей как комплекс социально-педагогических мер, осуществляется через целенаправленное создание соответствующей среды, интегрирующей факторы, постоянно действующие на формирующуюся личность, и обеспечивающей условия её погружения в систему активного взаимодействия по соответствующему способностям направлению.

Прежде всего, должна быть предусмотрена система материального и морального поощрения, включающая награждение ежегодными премиями, чествование победителей и призёров, конкурсные отборы на предоставление грантов, а также информационное сопровождение данной работы и обеспечение её открытости.

Кроме того, в региональных системах образования необходимо комплексно использовать все традиционные форматы работы, позволяющие поддержать молодые таланты в условиях специализированной образовательной среды. Проведённый нами анализ опыта различных регионов в данном направлении показал, что:

  • школьники участвуют в открытых онлайн-уроках, направленных на раннюю профориентацию обучающихся с учётом их задатков и способностей;
  • в школах работают учебные инженерные, медицинские, аграрные и др. комплексы, учебные и исследовательские лаборатории в школах РАН, предметные учебные кабинеты и лаборатории оснащаются современным оборудованием;
  • ребёнок в соответствии со своими способностями и интересами имеет возможность обучаться профильном классе (педагогическом, медико-биологическом, агротехнологическом, инженерном и др.);
  • обучающиеся, обладающие технической одарённостью, имеют возможность посещать центры цифрового и гуманитарного профиля «Точка роста», детские технопарки «Кванториум» и «Кванториум Junior», центры цифрового образования «IT-куб», которые оснащены образовательной техникой и оборудованием последнего поколения;
  • проводятся школьные, муниципальные и региональные этапы Всероссийской олимпиады школьников с едиными комплектами заданий и требований, в том числе на цифровых платформах (например, образовательного центра «Сириус»);
  • реализуется региональная модель повышения профессиональной подготовки педагогов по предметам олимпиадного цикла с участием федеральных вузов и региональных институтов развития образования.

Для сопровождения данной деятельности используются различные информационные системы, например, «Навигатор дополнительного образования детей». Кроме того, реализуются меры по увеличению числа детей, занимающихся на базе образовательных организаций. В рамках межведомственного взаимодействия во многих регионах утверждены межотраслевые программы развития школьного и студенческого спорта, направленные на повышение уровня вовлеченности обучающихся в занятия физической культурой, спортом и совершенствование физкультурно-спортивной работы с обучающимися.

С целью привлечения детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом и привития им основ здорового образа жизни реализуются проекты «Самбо в школу», «Шахматы в школе», «Всеобуч по плаванию», «Футбол в школу» и др., обеспечивающие поддержку детей в спортивном направлении. Учреждения дополнительного образования, организующие краевые туристские мероприятия и походы с обучающимися, обеспечивают не только укрепление здоровья, но и решение задач краеведческого просвещения, формирования основ экологической культуры и др.

По направлению «Искусство» в региональной системе образования должна быть создана соответствующая среда, обеспечивающая поддержку одарённых обучающихся в творческих направлениях, в создании которой участвуют все учреждения дополнительного образования, имеющие региональный статус. Отдельным проектом является создание и развитие в регионах школьных театров. В целях развития театральной деятельности в школах определены театры-партнёры, при поддержке которых планируется проведение профориентационных каникулярных школ, мастер-классов, встреч с заслуженными деятелями театра, театральными режиссёрами, актёрами и др.

Развитие одарённости обеспечивается, прежде всего, через реализацию программ дополнительного образования детей, в том числе и в сетевой форме с использованием ресурсов промышленных предприятий, образовательных и научных организаций, организаций культуры и спорта, общественных организаций и т.д.

Современная система общего и дополнительного образования, имея дифференцированный характер, предоставляет богатые возможности для развития одарённой личности в соответствии с её направленностью (наука, искусство, спорт) и уровнем проявления (от ординарного до уровня высоких достижений) за счёт привлечения лучших специалистов, обеспечивающих постоянный рост персональных результатов детей.

Таким образом, по нашему мнению, основными механизмами реализации системы на региональном уровне должны стать:

  • формирование региональной базы данных обучающихся, принявших участие в мероприятиях регионального перечня;
  • повышение профессиональной квалификации преподавателей, педагогов-наставников одарённых детей с высоким уровнем достижений, педагогов-психологов;
  • развитие инфраструктуры образовательных организаций, в т.ч. создание школы-интерната для одарённых детей;
  • организация деятельности региональных ресурсных методических центров дополнительного образования детей;
  • создание и использование региональной информационной системы «Навигатор дополнительного образования детей»;
  • развитие системы наставничества: педагог ↔ педагог;
  • консультативное сопровождение территориальных методических и психолого-педагогических служб по вопросам выявления способностей и талантов у детей, организации работы с ними;
  • построение системы учёта поступления способных детей в образовательные организации среднего профессионального и высшего образования;
  • создание региональной сети муниципальных центров по работе с одарёнными детьми;
  • использование механизмов налогового стимулирования частных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы для одарённых детей и др.

На муниципальном уровне должны создаваться и реализовываться собственные программы работы с одарёнными детьми, которые учитывают региональную программу и специфику системы образования муниципалитета. Ответственными организаторами исполнения региональной системы в муниципалитете являются органы местного самоуправления, муниципальные органы управления образованием, органы местного самоуправления в области культуры, муниципальные методические службы. Непосредственными участниками её реализации – учреждения муниципального подчинения (образовательные организации общего и дополнительного образования, научные и образовательные организации, организации культуры и спорта), а также общественные организации и промышленные предприятия.

Отметим, что возможности для работы с одарёнными детьми в муниципальных образованиях ограничиваются их особенностями: уровнем экономического развития, промышленным потенциалом, социокультурной и образовательной инфраструктурой и др. В связи с этим муниципальные системы выявления, поддержки и развития одарённых детей включают помимо региональных только те мероприятия, проведение которых возможно в созданных муниципалитетом условиях, а значит не все направления региональной системы («Наука», «Искусство», «Спорт») реализуются на одинаковом уровне.

Тем не менее, любая методическая служба в своей деятельности по обеспечению сопровождения одарённых обучающихся реализует следующие обязательные направления:

  • нормативно-правовое включает создание муниципальных нормативных актов для работы с одарёнными обучающимися; разработку муниципальной концепции (проекта, программы, системы и пр.) работы с одарёнными обучающимися и др.;
  • программно-содержательное – создание реестра инновационных образовательных программ для работы с одарёнными детьми; разработку и направление в образовательные организации муниципалитета и родительской общественности методических материалов для работы с одарёнными детьми; разработку и контроль реализации индивидуальных образовательных маршрутов не только одарённых детей, но и педагогов по восполнению профессиональных дефицитов, связанных с работой с ними и др.;
  • практическое – организацию в муниципалитете олимпиад, конкурсов, соревнований, выставок, конференций для одарённых обучающихся; занятий по программам углублённого обучения одарённых детей; муниципальных профильных лагерей, конкурсов, олимпиад, научно-практических конференций (в соответствии с муниципальными, краевыми и всероссийскими программами); неформального обучения педагогов; сотрудничества с учреждениями среднего профессионального и высшего образования, организациями дополнительного образования детей, институтом развития образования и т.д., обладающими потенциалом для выявления, поддержки и развития одарённых детей и др.;
  • исследовательское – изучение проблем в работе с одарёнными обучающимися; поиск, обоснование и апробация инновационных технологий работы с ними; публикацию результатов исследований в научных, методических и научно-методических изданиях; создание по итогам исследований банка инновационных методик и технологий для работы с одарённым обучающимся и др.;
  • мониторинговое – аудит ресурсного обеспечения для работы с одарёнными обучающимися в масштабах муниципалитета; мониторинг деятельности муниципальных образовательных организаций по работе с одарёнными обучающимися; мониторинг динамики продвижения одарённого ребёнка в социуме; анализ и обобщение результатов работы с одарёнными учащимися в масштабах муниципалитета и разработка адресных рекомендаций и др.;
  • имиджевое – размещение информации о достижениях одарённых детей в СМИ, на сайтах образовательных организаций, органа управления образованием, территориально-методической службы; информирование общественности об инновациях в работе с одарёнными детьми муниципалитета; создание и ведение муниципального реестра одарённых обучающихся; создание и ведение муниципального реестра педагогов, успешно работающих с одарёнными обучающимися; пропаганду детских достижений в социуме, в том числе в конкурсно-олимпиадном движении; издание сборников, включающих достижения одарённых детей и их наставников; чествование одаренных детей и их наставников на муниципальном уровне и др.

В рамках выявления одарённых обучающихся, помимо организации муниципальных этапов традиционных мероприятий, проводимых на уровне региона, страны и мира, муниципальными образованиями должны организовываться собственные уникальные события по каждому из направлений системы. Например, в направлении «Наука» – Научное общество учащихся, конференции, профильные смены, олимпиады и др.; в направлении «Искусство» – конкурсы, фестивали и др.; в направлении «Спорт» – спортивные турниры, тематические встречи и др.

В целом для выявления одарённых обучающихся муниципальными программами должно быть предусмотрено:

  • их раннее выявление с использованием различных форм диагностики потенциальных возможностей;
  • формирование цифрового портфолио каждого учащегося, начиная с дошкольного возраста;
  • муниципальный мониторинг особых успехов и достижений учащихся;
  • фиксация их проектных инициатив;
  • создание муниципального банка данных о талантливых и одарённых детях, их наставниках и др.

Инициаторами и ответственными организаторами работы по указанным направлениям, как правило, выступают территориальные методические службы или муниципальные органы управления образованием, которые осуществляют организацию мероприятий для талантливой молодёжи, ведут муниципальный реестр одарённых обучающихся, проводят мониторинг эффективности работы с ними, обеспечивают создание и использование электронных портфолио обучающихся.

Мы считаем, что муниципальный реестр помимо ФИО обучающегося должен содержать наименование образовательной организации, сведения о конкурсе (наименование, уровень) и достижениях на нем, ФИО руководителя, контактные данные родителей / законных представителей. Сведения о достижениях обучающегося должны также учитываться в рейтинге образовательных организаций муниципалитета. Наряду с отслеживанием достижений одарённых обучающихся, важным направлением является муниципальный мониторинг развития профессиональных компетенций педагогов по работе с ними. Как правило, он основывается на самоанализе профессиональных дефицитов и предусматривает в качестве базового механизма составление индивидуальных образовательных маршрутов по их восполнению.

Поддержка одарённых обучающихся в муниципальных программах должна предусматривать, прежде всего, ряд мотивационных мероприятий:

  • проведение торжественных мероприятий, приёмов глав районов, посвящённых чествованию одарённых обучающихся;
  • публикации в СМИ, на сайте управления образованием и т.д. данных о достижениях обучающихся и их педагогах-наставниках;
  • организацию персональных выставок, театрально-концертных представлений, спортивных выступлений одарённых обучающихся;
  • оформление стендов, посвящённых достижениям одарённых обучающихся;
  • организацию совместной практической деятельности одарённого ребенка и родителей и др.

Кроме того, в соответствии с уровнем своих компетенций муниципалитет должен обеспечивать создание специфической среды для поддержки одарённых обучающихся. Как правило, её оснащение происходит за счёт включения муниципального образования в краевые или федеральные программы. Большой вклад также может внести администрация района и представители промышленного сектора, осуществляющие финансирование создания тех или иных компонентов образовательной среды, направленной на поддержку одарённой личности. Так, на уровне муниципалитетов необходимо создавать ресурсные центры для одарённых детей, открывать клубы, спортивные секции, центры детского творчества, предусмотренные муниципальными целевыми программами социально-экономического развития, организовывать профильные летние смены, позволяющие в интенсивном режиме обеспечить погружение ребенка в предметную среду, предусмотреть стипендии, гранты, памятные подарки и др.

Отметим, что полноценное создание такой среды для одаренных обучающихся в масштабах муниципалитета не может быть обеспечено без социального партнёрства, которое предусматривает объединение усилий специалистов различных организаций сферы образования (общего, дополнительного и профессионального), культуры (клубы, библиотеки, музеи, выставочные залы, кинотеатры и др.), спорта (спортивные клубы, стадионы, арены, бассейны и др.), промышленных предприятий. Их вовлечение в процесс сопровождения и поддержки одарённых обучающихся позволяет ввести ребенка в новые социальные отношения, показав значение его таланта для реального сектора экономики, что существенно повышает мотивацию личности к развитию.

В рамках развития одарённых обучающихся в муниципальных программах должны быть предусмотрены:

  • работа муниципального координационного совета по выявлению, развитию и поддержке одарённых детей;
  • привлечение талантливых педагогов к работе с одарёнными детьми, повышение их профессионального уровня, в том числе посредством развития системы индивидуального наставничества;
  • сетевое взаимодействие с одарёнными обучающимися;
  • создание информационной образовательной среды непрерывной методической поддержки педагогов, работающих с одарёнными детьми и др.

Таким образом, на уровне муниципальных образований реализация системы обеспечивается системными мероприятиями, гармонично дополняющими региональную систему работы с одарёнными обучающимися.

На уровне образовательной организации системы работы с одарёнными обучающимися приобретают самое большое разнообразие, определяемое не только спецификой муниципальной системы образования, но и особенностями самой организации: её материально-техническое оснащение, кадровое обеспечение, территориальное расположение, контингент обучающихся и их родителей / законных представителей, наличие связей с внешней средой и др.

Традиционно работа с одарёнными обучающимися в образовательных организациях реализуется в рамках учебного процесса, внеурочной деятельности или в условиях дополнительного образования. При этом в ней принимают участие все специалисты (руководитель, его заместители, преподаватели, психологи, классные руководители, руководители кружков и секций), действующие по единому плану и в порядке согласования усилий.

Работа с одарёнными обучающимися в образовательных организациях обладает уникальностью и определяется целым рядом факторов и характеристик. Тем не менее можно выделить инвариантные мероприятия, обеспечивающие выявление, поддержку и развитие одарённых обучающихся:

  • диагностико-мониторинговая работа – подготовка диагностического инструментария (критерии, уровни, диагностические методики), изучение интересов и склонностей обучающихся, диагностика одарённости, формирование реестра одарённых обучающихся, уточнение данных;
  • нормативно-правовая работа – подготовка приказов, положений, регламентов для организации работы с одарёнными обучающимися, разработка индивидуальных планов, программ, образовательных маршрутов и траекторий;
  • работа по методическому сопровождению – создание методического обеспечения работы с одарённой личностью, создание информационной платформы для ведения портфолио одарённого обучающегося, организация процесса восполнения профессиональных дефицитов педагогов по работе с одарёнными обучающимися;
  • работа с одарёнными обучающимися – организация индивидуальной работы на учебных занятиях, проведение дополнительных занятий, консультирование, подготовка к олимпиадам, конкурсам, форумам, выставкам и организация участия в них, организация предметных недель, проектная работа одарённого обучающегося, формирование портфолио обучающегося;
  • работа с родителями – проведение родительских собраний, проведение встреч с родителями одарённых обучающихся, консультирование родителей, организация совместной проектной деятельности обучающихся и их родителей / законных представителей;
  • стимулирующая работа – чествование одарённых обучающихся, показывающих высокие достижения, и их родителей / законных представителей, размещение информации о достижениях одарённых обучающихся на официальных сайтах организаций, органов управления образованием, министерства образования и науки, в СМИ, включение данных об одарённом обучающемся в региональный и федеральный реестры и др.

На уровне образовательной организации выявление одарённых учащихся традиционно осуществляется через:

  • организацию школьных олимпиад, конкурсов и соревнований;
  • максимально раннее вовлечение обучающихся в конкурсно-олимпиадное движение;
  • наблюдения в ходе учебных занятий;
  • организацию проектной, исследовательской, кружковой деятельности;
  • проведение внеклассных мероприятий по предмету;
  • оценку способностей обучающихся и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам;
  • психологическое тестирование и др.

На уровне образовательной организации в отличие от регионального или муниципального уровней есть возможность в рамках выявления одарённости, производить персонифицированную оценку её направления, степени проявления, более тонко детализировать достижения обучающегося, организовывая непосредственное взаимодействие с ним и сопровождая процесс его развития.

Поддержка одарённых обучающихся в образовательных организациях включает следующие меры мотивирующего характера:

  • создание ситуации успеха для обучающегося;
  • публикация на официальном сайте образовательной организации информации о достижениях одарённых обучающихся;
  • организация выставок результатов деятельности обучающихся в образовательной организации, на мероприятиях муниципального, регионального и федерального уровней;
  • награждение грамотами и памятными подарками одарённых обучающихся и др.

Именно образовательная организация формирует условия для одарённой личности и наполняет её деятельностным содержанием. Наше исследование показало, что поддержка обучающегося с повышенными способностями требует:

  • создания в организации избыточной образовательной среды;
  • привлечения учёных и специалистов высокой квалификации и профессиональных достижений в качестве тьюторов для консультирования и предметного взаимодействия с одарённым обучающимся;
  • формирования портфолио ученика и непрерывный мониторинг его успехов и достижений;
  • использования возможностей сетевого взаимодействия и дистанционного дополнительного образования;
  • обеспечения доступности информационных источников в соответствии с интересами и потребностями одарённого обучающегося и др.

Для обеспечения развития одарённых обучающихся образовательными организациями могут предусматриваться:

  • разработка и ежегодное обновление рабочих программ по учебным предметам, которые изучаются на углублённом уровне;
  • создание индивидуальных образовательных маршрутов развития личностного потенциала одарённых обучающихся;
  • открытие профильных классов;
  • расширение спектра программ внеурочной деятельности в соответствии с интересами и запросами одарённых обучающихся;
  • разработка и реализация персонифицированного мониторинга развития одарённого обучающегося;
  • активизация взаимодействия с родителями / законными представителями обучающегося и др.

Поскольку любое развитие носит персонифицированный характер, то для одарённых и талантливых детей реализуются индивидуальные учебные планы и программы, формируются индивидуальные образовательные маршруты, которые традиционно включают целевые ориентиры, направления работы, карту личностных достижений, перечень мер и мероприятий личностного самосовершенствования одарённого обучающегося, сведения о наставнике, ответственном за психолого-педагогическое сопровождение одарённого обучающегося, программу взаимодействия с родителями / законными представителями.

В образовательных организациях, как правило, проводятся диагностики, родительские собрания, тренинги, консультирование, обучающие семинары, развёрнуто оперативное информирование, совместная деятельность и система поощрений, а также индивидуальные занятия. Их главная задача состоит в обеспечении расширения возможностей учащихся, развитии их индивидуальных особенностей и интересов в процессе обучения. Они способствуют более точной ориентации учебно-воспитательного процесса на развитие индивидуальных способностей учащихся как по образовательным компонентам инвариативной части учебного плана, так и по предметам, выбираемым в качестве дополнительного образования или специализации, профилизации, углубления базового компонента образования.

К основным направлениям совершенствования системы работы с одарёнными учащимися в образовательной организации целесообразно отнести:

  • создание системы диагностики одарённости учащихся и организацию её эффективного функционирования;
  • расширение и совершенствование деятельности психологической службы;
  • включение в систему научно-методической и опытно-экспериментальной работы учителей мероприятий по взаимодействию с одарёнными учащимися как одного из приоритетных направлений;
  • создание и организацию работы научного общества учащихся;
  • создание и дальнейшее совершенствование системы курсов по выбору.

Таким образом, проблема выявления и поддержки одарённых обучающихся многогранна и требует комплексного решения на всех уровнях системы образования. Её сложность определяется сущностными характеристиками феномена «одарённость», многообразием подходов к выявлению одарённых детей, а также высокой степенью индивидуализации в работе с ними. Работа с такими детьми в рамках региона эффективна при условии организации консолидированного взаимодействия субъектов всех уровней (региональный, муниципальный, уровень образовательной организации), построенного на единой концептуальной основе.

Список литературы

  1. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. М.: Академия, 2001. 320 с.
  2. Матюшкин A.M. Загадки одаренности: Проблемы практической диагностики. М.: Школа-пресс, 1993. 127 с.
  3. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Одаренность и проблема ее идентификации // Психологическая наука и образование. 2000. № 4. С. 5–13.
  4. Бабаева Ю.Д. Динамическая теория одаренности // Основные современные концепции творчества и одарённости. М.: Молодая гвардия, 1997. С. 275–295.
  5. Лебедева В.П., Орлов В.А., Панов В.И. Психодидактические аспекты развивающего образования // Педагогика. 1996. № 6. С. 25–30.
  6. Грязева-Добшинская В.Г., Петровский В.А. Одаренные дети: экология творчества. Москва-Челябинск: Челябинский государственный институт культуры, 1993. 40 с.
  7. Грабовский А.И. К вопросу о классификации видов детской одаренности // Педагогика. 2003. № 8. С. 13–18.
  8. Панов В.И. Одаренные дети: выявление – обучение – развитие // Педагогика. 2001. № 4. С. 30–44.
  9. Пасечник Л.В. Одаренность: эволюция понятия и диагностика // Дошкольное воспитание. 2010. № 4. С. 61–73.
  10. Петренко А.А. Концепция развития одаренных детей в муниципальном образовательном учреждении инновационного типа // Инновации в образовании. 2007. № 2. С. 56–64.
  11. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Одаренность как педагогический феномен // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2011. № 2. С. 5–17.
  12. Рабочая концепция одаренности / Д.Б. Богоявленская (отв. ред.), В.Д. Шадриков (науч. ред.), Ю.Д. Бабаева, А.В. Брушлинский, В.Н. Дружинин и др. М.: Магистр, 2003. 68 с.