Логопедическая работа по развитию коммуникативных способностей у детей 6-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи

А.Ю. Чистобаева1, В.В. Харанжак2
1,2 Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия
1 chisto_anna@mail.ru
2 veresta78@gmail.com

Аннотация

В статье представлена система логопедической работы по развитию коммуникативных способностей у детей 6–7 лет с тяжёлыми нарушениями речи. Описываются её этапы (подготовительный, основной и завершающий), содержание (программа работы) и критерии оценивания результативности (мотивационный, когнитивный, деятельностный и эмоционально-оценочный). Система включает программу работы, состоящую из четырёх разделов: «Что такое общение? Как люди общаются?», «Дети и взрослые», «Общение со сверстниками» и «Культура общения». В качестве примера представлен фрагмент логопедического занятия «Как спасти Незнайку от Феи Грубиянки?» из последнего раздела.

Ключевые слова

логопедическая работа, тяжёлые нарушения речи, коммуникативные способности, старший дошкольный возраст

Для цитирования

Чистобаева А.Ю., Харанжак В.В. Логопедическая работа по развитию коммуникативных способностей у детей 6-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи // Педагогическая перспектива. 2022. № 4(8). С. 64–69. 
https://doi.org/10.55523/27822559_2022_4(8)_64

Информация об авторах

Анна Юрьевна Чистобаева – кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии и детской речи Института детства Новосибирского государственного педагогического университета.

Вера Васильевна Харанжак – магистрант кафедры логопедии и детской речи Института детства Новосибирского государственного педагогического университета.

Текст статьи

Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста и сегодня остаётся актуальной проблемой, поскольку умение общаться во многом определяет становление ребёнка как полноценного члена общества. Кроме того, своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для его гармоничного развития и дальнейшего успешного обучения в школе.

Особую остроту данная проблема приобретает применительно к детям с тяжёлыми нарушениями речи, т.е. имеющим стойкие специфические отклонения в формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока) при сохранном слухе и интеллекте.

Ранее нами было проведено исследование влияния тяжёлых нарушений речи на развитие социально-коммуникативных способностей у детей 6–7 лет на базе группы компенсирующей направленности [1]. На основании результатов использования комплекса диагностических методик были сделаны выводы о недостаточном их развитии. В частности, было выявлено, что в среднем по всем использованным методикам 50–60% детей продемонстрировали средний и 40–50% – низкий уровень развития всех компонентов дан­ных способностей (мотивационного, когнитивного, деятельностного и эмоционально-оценочного).

Это обусловило необходимость разработки системы логопедической работы по развитию коммуникативных способностей детей 6–7 лет с тяжёлыми нарушениями речи.

Основная цель любой логопедической работы заключается в осуществлении коррекции и компенсации нарушений речевой деятельности, воспитании и развитии ребёнка с речевым нарушением. Она предусматривает поиск оптимальных методов и форм сотрудничества с различными категориями коммуникативных партнёров, обеспечивающих тесное взаимодействие специалистов, родителей ребёнка, его сверстников и позволяющих решать проблемы, связанные с устранением нарушений в развитии коммуникативных способностей.

Результативность такой работы во многом зависит от создания совокупности условий, способствующих эффективному усвоению и практическому применению правил общения со сверстниками и взрослыми, необходимых для успешной социализации, подготовки к обучению в школе, формированию мотивационных, эмоциональных установок по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым.

В процессе теоретической разработки системы логопедической работы по развитию коммуникативных способностей детей 6–7 лет с тяжёлыми нарушениями речи мы опирались фундаментальные на труды Л.И. Божович [2], Л.С. Выготского [3], В.В. Давыдова [4], А.Н. Леонтьева [5] и др. В практическом плане использовались современные программы развития дошкольников [6; 7; 8; 9 и др.].

Определяя структуру нашей системы, мы основывались на позиции З.Б. Вахобжоновой [10], которая выделяет три группы коммуникативных умений. Информационно-коммуникативные умения отражают информационно-содержательный аспект общения, аффективно-коммуникативные – эмоциональный, регуляционно-коммуникативные – деятельностно-поведенческий аспект.

Формированию каждого из данных умений посвящён свой этап логопедической работы: подготовительный, основной и завершающий. Необходимость чёткого определения последовательности развития коммуникативных способностей обусловлена нарушением закономерной логики их развития у детей с тяжёлыми нарушениями речи. На подготовительном этапе акцент делается на развитие регуляционно-коммуникативных и аффективно-коммуникативных способностей, а на основном и завершающем этапах – на формировании в единстве всех трёх групп способностей.

Построенная нами система логопедической работы направлена на решение следующих задач:

  •  сформировать у ребёнка потребность в общении;
  • научить соблюдению норм и правил общения, сформировать уважительное отношение к собеседнику (тон общения, дистанция, особенности мимики и жестикуляции и др.);
  • снабдить вербальными и невербальными средствами общения, обучить началу и ведению разговора, слушанию собеседника, выражению мыслей и чувств и т.д.
  • развить умения организовывать общение, сотрудничать, находить общие решения;
  • сформировать навыки совместной деятельности (в паре, в группе, в коллективе), воспитать доброжелательность по отношению к другим;
  • сформировать положительные черты характера, способствующие взаимопониманию в процессе общения, преодолеть застенчивость, нерешительность, неуверенность в себе;
  • развить навыки самоконтроля в общении и поведении, сформировать эмоциональную устойчивость в ходе общения;
  • сформировать адекватную оценку собственного поведения и поступков окружающих людей.

Для их решения каждых из этапов имел свой комплекс мер, включающий конкретные формы, методы и средства развития коммуникативных способностей.

На подготовительном этапе создавались условия обучения детей коммуникативным умениям, формировалась положительная установка на совместную деятельность посредством использования специальных приёмов: порядок приветствия, прощания, комплиментарные высказывания; стимулирование интереса к восприятию информации о средствах и способах коммуникации в качестве субъективно значимой цели.

 На основном этапе продумывалось содержание коммуникативных заданий для игр и упражнений, реальных и специально моделированных ситуаций общения, направленных на сближение воспитанников; создание динамичных групп детей в процессе выполнения заданий на занятиях.

На завершающем этапе обеспечивалось самостоятельное и свободное применение детьми коммуникативных способностей в соответствии с речевой ситуацией, проводился анализ результатов работы.

Логопедическая работа проходила через специально организованное обучение в форме занятий (подгрупповых и индивидуальных). Структурно занятие состояло из организационно-мотивационной части с приветствием и разминкой, деятельностной (основной части) и рефлексивно-оценочной части.

Разработанная нами система логопедической работы с детьми 6–7 лет с тяжёлыми нарушениями речи реализуется посредством системы занятий-тренингов по четырём разделам. Представим подробнее их содержание.

Раздел «Что такое общение? Как люди общаются?» посвящён первоначальным знаниям о том, как и с помощью каких вербальных и невербальных средств можно выражать свое настроение, эмоции, потребность в общении или желание завершить его. Дети узнают о том, что такое общение, как глаза, рот, уши, нос, руки помогают общаться в разных ситуациях, какую смысловую нагрузку несут жесты, мимика, поза, лицевая экспрессия (рот, глаза, брови), учатся запоминать важную информацию о личностных особенностях сверстников, близких взрослых, которая необходима для оптимального общения.

Раздел «Дети и взрослые» включает работу по формированию потребностей в общении, уважения к взрослым, осознания необходимости быть вежливыми, заботливыми, чуткими. Ребята узнают, что нужно следить за своим поведением, общением в быту, в общественных местах (в магазине, в кино, на детской площадке, в транспорте и т.д.), усваивают соотношения «честно – нечестно», «справедливо – несправедливо», «правильно – неправильно», учатся ценить хорошие отношения и получать радость от общения со своими близкими, проявлять о них заботу и предлагать им помощь.

Раздел «Общение со сверстниками» направлен на применение полученных знаний о нормах и правилах общения в игровых и жизненных ситуациях, обучение сорадованию, сопереживанию, содействию, понимание значимости дружбы, проявления заботы и внимания по отношению друг к другу, умения сотрудничать, а не находиться рядом.

Раздел «Культура общения» направлен на обогащение детей знаниями о правилах вежливого общения, увеличение объема используемых единиц речевого этикета (приветствие, обращение, просьба, извинение, комплимент, порицание, благодарность, прощание и т.д.), формирование умений применять правила речевого этикета адекватно ситуации общения, с использованием вербальных и невербальных средств общения, вести диалог с партнером по общению в уважительном тоне, без оскорблений, негатива, агрессии и грубости, применять полученные знания в детском саду, дома, в гостях, на улице, в транспорте, в магазине, на детской площадке и т.д.

Приведём в качестве примера фрагмент логопедического занятия «Как спасти Незнайку от Феи Грубиянки?» из последнего раздела. Его целью было развитие способности использовать этикетные формулы приветствия, обращения, благодарности, просьбы, извинения, прощания, мотивацию к общению, положительный эмоциональный фон.

Для проведения занятия были подготовлены сюжетные картинки к игре «Хорошо или плохо?», сигнальные карточки зелёного и красного цвета для каждого ребёнка, улыбки – смайлики.

Организационно-мотивационный этап занятия начинается с того, что в кабинет без стука забегает Незнайка со словами: «Ха, ха, ха! Ну и что вы тут собрались? Что задумали? Что-то плохое сделать? Ну-ка быстренько говорите мне всю правду!». Далее организуется диалог с детьми, в ходе которого они фиксируют для себя, что сказочный герой ведёт себя неправильно, не здоровается, не говорит вежливые слова и т.п.

Деятельностный этап занятия включал несколько игр. В игре «Вежливое слово» дети соревнуются в знании единиц речевого этикета, используемых в разных коммуникативных ситуациях. В игре «Подбери волшебное словечко» – слушают фрагменты стихотворений и заканчивают его вежливым словом, подходящим по смыслу. В игре «Плохие и хорошие поступки» дети тренируются в различении и обосновании разных поступков, делятся своими чувствами и эмоциями. В каждой игре внимание акцентируется на правилах поведения: слушать внимательно, не перебивать, задавать вопросы и говорить по очереди, благодарить, использовать вежливые слова и др.

На заключительном рефлексивно-оценочном этапе занятия Незнайка становится вежливым и благодарит детей.

Вся логопедическая работа проводилась нами в ходе совместной деятельности с детьми, в непринужденной форме на позициях личностно-ориентированного взаимодействия.

Для оценки эффективности построенной системы мы использовали предложенные Е.Е. Дмитриевой [11] критерии и показатели оценки сформированности социально-коммуникативных способностей детей дошкольного возраста: 1) мотивационный критерий («Я хочу») – потребность в общении, которая определяет желание вступать в контакт с окружающими; 2) когнитивный («Я знаю») – представления о нормах и правилах эффективного общения; 3) деятельностный («Я могу») – способность устанавливать контакт со взрослым и сверстником, выражать просьбы, использовать различные коммуникативные средства; 4) эмоционально-оценочный («Я понимаю») – понимание эмоций других, оценка их коммуникативного поведения.

По предварительным итогам дети 6–7 лет с тяжёлыми нарушениями речи продемонстрировали прогресс в развитии по всем показателям. Они стали чаще использовать этикетные речевые формулы, инициировать диалог, использовать вербальные и невербальные средства, вежливо обращаться с просьбами, вопросами. В совместной коммуникативной деятельности более открыто высказывали свои предложения, советы, просьбы, включались в совместную деятельность со взрослыми и сверстниками, не мешали другим своим поведением.

Таким образом, можно сделать вывод, что построенная система логопедической работы способствует преодолению нарушений коммуникативного развития детей 6–7 лет с тяжёлыми нарушениями речи, активизирует их включение в совместную деятельность взрослых и детей и имеет потенциал для дальнейшего совершенствования.

Список литературы

  1. Чистобаева А.Ю., Харанжак В.В. Влияние тяжёлых нарушений речи на развитие социально-коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста // Педагогическая перспектива. 2022. № 3(7). С. 26–33. https://doi.org/10.55523/27822559_2022_3(7)_26
  2. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Астрель, 2008. 398 с.
  3. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М.: Юрайт, 2023. 160 с.
  4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. 239 с.
  5. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: избранные психологические труды. М.; Воронеж: Московский психолого-социальный институт, 2001. 304 с.
  6. Васильева В.С., Исрафилова Л.М., Федорова И.Ю. Работа в группах комбинированной направленности с детьми с тяжелыми нарушениями речи: Учеб.-метод. пособие. Челябинск: Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2020. 95 с.
  7. Семенака С.И. Уроки добра: коррекционно-развивающая программа для детей 5–7 лет. Москва: АРКТИ, 2003. 80 с.
  8. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. М.: ВЛАДОС, 2003. 158 с.
  9. Я – Ты – Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников / Сост. О. Л. Князева. М.: Мозаика-Синтез, 2005. 168 с.
  10. Вахобжонова З.Б. Особенности формирования коммуникативных умений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи // Научные стремления. 2012. № 2. С. 5–8.
  11. Дмитриева Е.Е. Коммуникативное развитие детей с лёгкими формами психического недоразвития на ранних этапах онтогенеза: монография. Нижний Новгород: Нижегородский государственный педагогический университет, 2004. 258 с.