Закономерности и принципы функционирования региональной инновационной сетевой инфраструктуры, обеспечивающей непрерывный рост профессионального мастерства учителя

Loading

Н.О. Яковлева1, В.В. Гайдукова2
1,2 Институт развития образования Краснодарского края, Краснодар, Россия
1 noyakovleva@mail.ru
2 406-408@mail.ru

Аннотация

Представлен комплекс авторских закономерностей функционирования региональной инновационной сетевой инфраструктуры, характеризующих её внутреннюю природу и специфику построения и развития, а также соответствующих закономерностям принципов. Даны формулировки и содержательное наполнение выявленных закономерностей и принципов.

Ключевые слова

сетевое взаимодействие, профессиональные сообщества, региональная инновационная сетевая инфраструктура, инновационная деятельность, закономерность, принцип

Для цитирования

Яковлева Н.О., Гайдукова В.В. Закономерности и принципы функционирования региональной инновационной сетевой инфраструктуры, обеспечивающей непрерывный рост профессионального мастерства учителя // Педагогическая перспектива. 2022. № 4(8). С. 3–12. 
https://doi.org/10.55523/27822559_2022_4(8)_3

Информация об авторах

Надежда Олеговна Яковлева – доктор педагогических наук, профессор, Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, руководитель центра методической поддержки и инновационного развития системы образования Института развития образования Краснодарского края.

Вера Васильевна Гайдукова – заместитель руководителя центра методической поддержки и инновационного развития системы образования Института развития образования Краснодарского края

Текст статьи

Непрерывное повышение профессионального мастерства современного учителя является одной из ключевых задач региональной системы образования. Её решение предполагает не только консолидацию усилий всех ответственных субъектов, но и привлечение потенциала инновационной деятельности, реализуемой участниками образовательной системы. При этом наибольшей интенсивностью и результативностью в процессе генерирования новшеств для образования обладает региональная инновационная инфраструктура, без развития которой невозможны продуктивные изменения ни образовательной отрасли в целом, ни её отдельных субъектов. В каждом регионе инновационная инфраструктура обладает своей спецификой, имеет самостоятельный характер и, как любая социальная система, развивается по определённым закономерностям, а также требует учёта специфических принципов.

В современной науке закономерности занимают важное место и относятся к теоретическим результатам, опора на которые позволяет оптимизировать практику. Разработкой методологии установления и выявления закономерностей в разных отраслях научного знания занимались Г.Г. Азгальдов, Ю.И. Бакулин, А.Г. Ваганов, А.Г. Гранберг, Т.А. Двуреченская, Г.Ю. Зусев, В.А. Капранова, Н.В. Мартишина, С.В. Матюшенко, А.А. Путинцева, Д.В. Фурсова и др. В современных источниках принята следующая трактовка данного феномена: закономерность – это «объективно существующая, повторяющаяся, существенная связь явлений реального мира, определяющая этапы и формы процесса становления, развития явлений природы, общества и духовной культуры» [1, с. 42].

В отличие от естественнонаучных дисциплин в педагогике в основе выявления закономерностей лежат, прежде всего, процедуры обобщения и осмысления на основе научного анализа опыта оперирования с объектом исследования, накопленного педагогической практикой, представленных в специальной литературе сведений, результатов проведённых исследований. Давая характеристику педагогической закономерности, современные учёные указывают на её абстрактный характер (т.е. независимость от конкретной ситуации) и проявление при возникновении отражённых в ней отношений. В плане видового разнообразия, отметим, что ранее нами выделено несколько типов педагогических закономерностей: «атрибутивные закономерности, раскрывающие природу явления, его признаки и качества, указывающие на связи с родовым понятием; закономерности обусловленности, отражающие причинно-следственные связи, которые указывают на обстоятельства, влияющие на функционирование и развитие исследуемого явления; закономерности эффективности (частный случай закономерностей обусловленности), определяющие факторы, повышающие эффективность реализации педагогического явления; функциональные закономерности (внешние по отношению к явлению закономерности), отражающие значение и ценность изучаемого явления для системы более высокого порядка» [2, с. 154–155].

Установление закономерностей, отражающих специфику региональной инновационной сетевой инфраструктуры, позволяет более точно организовать её работу, способствовать развитию, и, как следствие, обеспечить качество выполнения возложенных функций и достижение эффектов, значимых для региональной системы образования.

Учёт на практике установленных закономерностей выражается, как правило, через принципы. В современных науковедческих изданиях принципом называется «первоначало, руководящая идея, основное правило поведения» [3, с. 461]. Они представляют собой регулятивную норму, обязательную к исполнению. Таким образом, закономерности выступают теоретической основой деятельности, а принципы характеризуют требования к её практической реализации.

В современной научной литературе [4; 5; 6; 7 и др.] получила распространение идея о том, что именно принципы позволяют придать явлению его сущностные признаки и соответствующие базовые характеристики. В образовании, как социальной системе, обладающей сложностью, многоаспектностью и многофакторностью, это делает процесс выявления принципов и их разнообразие безграничным. Тем не менее, учитывая наличие общепедагогических принципов (гуманизма, системности, последовательности, научности и др.), придающих явлению признаки педагогической системы, в рамках современного опыта, как правило, раскрываются специфические принципы, отграничивающие изучаемое явление от других и задающие особые требования к его реализации. Следуя такой устоявшейся логике, мы, помимо выявления закономерностей функционирования региональной инновационной сетевой инфраструктуры, определили соответствующий комплекс специфических принципов. Представим результаты проделанной работы.

Прежде всего отметим, что обращаясь к проблеме обеспечения непрерывного роста профессионального мастерства современного учителя посредством инновационной инфраструктуры в региональной системе образования, мы исходим из следующей позиции: если работу региональной инновационной инфраструктуры сориентировать на решение проблемы восполнения профессиональных дефицитов и при этом максимально полно использовать потенциал сетевых форматов взаимодействия, то это будет способствовать созданию оптимальных условий для непрерывного повышения профессионального мастерства современного учителя.

Организации, составляющие региональную инновационную инфраструктуру, разрабатывают новые способы решения данной проблемы, а сетевое взаимодействие обеспечивает их оперативную апробацию и масштабное распространение. При этом исключительно важно, чтобы сама инновационная инфраструктура региона приобрела сетевой характер, выражающийся в создании профессиональных объединений, упорядоченно действующих на всех этапах инновационного процесса.

Под региональной инновационной сетевой инфраструктурой мы понимаем совокупность организаций, реализующих в соответствующем статусе инновационные проекты, значимые для региональной системы образования, а также их сетевых партнёров по инновационной деятельности. К её ключевым особенностям мы относим коллективный, творческий и управляемый характер, многоуровневость, динамичность, открытость, продуктивность.

Расстановка указанных акцентов позволяет, во-первых, расширить региональную инновационную инфраструктуру за счёт включения в неё новых организаций, которые эффективно реализуют сетевое взаимодействие, обеспечивающее на инновационной основе непрерывный рост профессионального мастерства современного учителя. И, во-вторых, изменить сам подход к осуществлению инновационной деятельности в крае, основывающийся на привлечении на каждой её стадии сетевых форматов взаимодействия для решения возникающих задач.

Эти идеи были положены в основу инновационного образовательного проекта «Научно-методическое сопровождение региональной инновационной сетевой инфраструктуры, обеспечивающей непрерывный рост профессионального мастерства учителя», реализуемого Институтом развития образования Краснодарского края в статусе федеральной инновационной площадки с 2020 года [8].

В процессе теоретического осмысления феномена региональной инновационной сетевой инфраструктуры мы выявили четыре закономерности её функционирования. Приведём формулировки и дадим краткую характеристику содержания каждой из них.

Атрибутивная закономерность: инновационная сетевая инфраструктура региональной системы образования имеет потенциал к развитию, отличается гибкостью, открытостью и детерминирована спецификой взаимодействия субъектов всех уровней образовательной системы.

В соответствии с данной закономерностью региональная инновационная сетевая инфраструктура относится к развивающимся системам, а значит, допускает целенаправленные и управляемые внешние воздействия для её прогрессивных трансформаций по ключевым параметрам. Свойства гибкости и открытости определяют устойчивое функционирование данного феномена в системе более высокого порядка и стабильное выполнение возложенных функций, в том числе за счёт своевременного учёта изменений внешней среды и оперативной адаптации к ним. При этом специфика конкретной региональной системы образования (целевые ориентиры, ресурсное обеспечение, субъекты, уровни, иерархические связи, реализуемые проекты, деятельность, особенности взаимодействия) задают содержательное разнообразие её инновационной инфраструктуры, масштаб и глубину интегрированности в инновационную среду всей отрасли.

Таким образом, инновационная сетевая инфраструктура формируется и развивается в соответствии с задачами и особенностями региональной системы образования, способствуя повышению качества образования на основе разработки, апробации и распространения в сетевом формате продуктивных новшеств. Отметим, что сетевые модели взаимодействия как имманентные характеристики инновационной инфраструктуры, с одной стороны, требуют перевода всего жизненного цикла инновации и управления её развитием в форматы совместной активности и взаимной ответственности, что позволяет применять элементы кластеризации для решения тех или иных задач, актуальных для региональной системы образования, а с другой, делают каждую организацию, включённую в инновационную инфраструктуру, «ядром» сетевого взаимодействия, его инициатором и координатором.

Практические аспекты реализации данной закономерности в инновационной сетевой инфраструктуре системы образования Краснодарского края представлены в работе [9].

Закономерность обусловленности: коллективное наставничество как сквозной сетевой механизм взаимодействия субъектов региональной инновационной инфраструктуры способно обеспечить комплексное повышение качества научно-методического сопровождения профессионального развития современного учителя.

Согласно данной закономерности непрерывное повышение профессионального мастерства современного учителя во многом обеспечивается за счёт обогащения репертуара сетевого взаимодействия моделями горизонтального и вертикального наставничества, предусматривающими на фоне коммуникативного партнёрства непрерывное движение педагога по своей индивидуальной траектории, организованное на партисипативной основе. Комплексность таких преобразований достигается благодаря вычленению эффективных образцов коллективного опыта, их распространению и массовому освоению участниками инновационных процессов.

Коллективное наставничество предусматривает оказание организациями или их сетевыми объединениями комплексной педагогической помощи по восполнению профессиональных дефицитов учителей. Такой формат в отличие от индивидуального наставничества является более ёмким, содержательно богатым и интенсивно пополняемым, что делает его предпочтительным в масштабах региональной системы образования. Обладая бóльшим ресурсным потенциалом коллективное наставничество позволяет решать достаточно сложные и объёмные задачи, которые не всегда под силу одному, даже самому опытному педагогу, а его реализация предусматривает наличие активно действующих профессиональных сообществ. При этом как в рамках вертикального (между субъектами разных уровней системы образования), так и горизонтального (между субъектами одного уровня) коллективного наставничества имеют место процедуры научно-методического сопровождения, обеспечивающего профессиональное развитие современного учителя. Такое сопровождение носит комплексный и управляемый характер, всегда основывается на результатах инновационной деятельности, а его контент – апробирован и согласован со всеми носителями передаваемого опыта.

Таким образом, результативность научно-методического сопровождения профессионального развития современного учителя опосредуется использованием потенциала коллективного наставничества, реализуемого профессиональными сообществами в формате сетевого взаимодействия.

Опыт реализации различных моделей наставничества в инновационной сетевой инфраструктуре системы образования Краснодарского края представлен в работе [10].

Функциональная закономерность: чтобы профессиональные сообщества результативно выполняли свою миссию, они должны носить управляемый характер, действовать в плановом режиме на основе опережающей консолидации ресурсов, а их состав – отвечать требованиям необходимости и достаточности для обеспечения непрерывного роста профессионального мастерства современного учителя.

Указанная закономерность определяет требования к продуктивности функционирования профессиональных сообществ педагогов, являющихся основным субъектом региональной инновационной сетевой инфраструктуры, в отношении их общей организации и набора участников. Принимая во внимание неоднозначность развития образовательных систем и процессов, следует иметь в виду, что именно управляемый характер профессионального сообщества позволяет задать маршрут достижения целевых результатов и показателей, предусмотренных миссией сообщества, и минимизировать отклонения от его оптимальной траектории развития. Это выражается во введении в официальную структуру специалиста, который, с одной стороны, несёт ответственность за работу сообщества и её результативность, а с другой, обладает пониманием и самыми актуальными знаниями, связанными с задачами работы региональной системы образования в целом, требованиями к её результативности, и имеет возможность для трансляции профессиональному сообществу официально принятой позиции и организации взаимодействия для решения поставленных задач.

Чтобы принятые решения были доведены до каждого педагога, состав профессионального сообщества должен включать представителей всех муниципалитетов, а в идеале – каждой образовательной организации. Именно в таком случае профессиональные сообщества становятся действенным и неформальным ресурсом развития региональной системы образования как в кадровом, так и в методическом, информационном и инновационном направлениях. Указанный подход позволяет максимально снизить стихийность взаимодействия и придать ему профессионально обусловленный вектор. На рисунке 1 представлена структура профессионального сообщества, состав которого обладает свойствами необходимости и достаточности. Профессиональные сообщества, организованные таким образом, успешно работают в системе образования Краснодарского края и показывают хорошие результаты в плане повышения профессионального мастерства современных педагогов [11].

Структура профессионального сообщества в системе образования Краснодарского края

Рисунок 1. Структура профессионального сообщества в системе образования Краснодарского края

Таким образом, обеспечение непрерывного роста профессионального мастерства современного учителя продуктивно при участии управляемого профессионального сообщества, функционирование которого должно иметь плановый характер, содержательно соответствовать профессиональным задачам и базироваться на использовании ресурсов, интегрированных на всех уровнях региональной системы образования.

Закономерность эффективности: эффективность профессионального развития учителя определяется наличием и реализацией единой региональной системы научно-методического сопровождения, интегрированной в инновационный дискурс сетевой инфраструктуры современного образования.

Сформулированная закономерность фиксирует необходимость создания и реализации на всех уровнях региональной системы образования единого подхода к осуществлению научно-методического сопровождения профессионального развития современного учителя. Данное утверждение, имеющее бесспорный характер, в массовой практике сетевого взаимодействия вызывает ряд известных сложностей, связанных с согласованием способов и механизмов реализуемого сопровождения, порождённых относительной независимостью и автономностью участников сетевого взаимодействия. Дополнительным проблемным аспектом выступает персонифицированность действий по сопровождению конкретного педагога и детерминированность их интерпретации, освоения и присвоения личностным опытом, что не всегда позволяет синхронизировать траектории профессионального продвижения даже в ситуации общей деятельности, организованной управляемым профессиональным сообществом. Именно поэтому необходимо вести речь о системе научно-методического сопровождения, обладающей гибкостью и единством внутреннего содержания, обеспечивающего доступность качественной помощи.

Принимая во внимание обозначенное проблемное поле и наш опыт, отметим, что наибольшую эффективность имеет содержательное наполнение научно-методического сопровождения, интегрированное в дискурс региональной инновационной сетевой инфраструктуры. Указанная связь позволяет учитывать изменения ситуации, новые векторы инновационной политики, выстроить особый вид коммуникации, обеспечивающий создание уникальных продуктов и способов профессионального развития педагога. Реализация данных положений в системе образования Краснодарского края представлена в работе [12].

Таким образом, системное применение единого подхода к научно-методическому сопровождению современного педагога, способно повысить эффективность его профессионального развития при ориентации на продукты и эффекты инновационной деятельности, которые являются динамическими составляющими инновационного дискурса региональной сетевой инфраструктуры.

Учёт указанных закономерностей в региональной системе научно-методического сопровождения предусматривает реализацию соответствующих специфических принципов. Анализ имеющегося опыта показал наличие научного интереса к условиям, требованиям и правилам функционирования региональной инновационной сетевой инфраструктуры [13; 14; 15; 16; 17 и др.]. Учитывая задачи нашего исследования, специфические черты современной системы образования, а также содержание выявленных закономерностей, нами определён комплекс специфических принципов функционирования региональной инновационной сетевой инфраструктуры.

Принцип выравнивания инновационного потенциала субъектов системы образования требует реализации программы горизонтального наставничества для обеспечения инновационной однородности участников сетевого взаимодействия, позволяющей равномерно распределять нагрузку и ответственность, эффективно достигать целей инновационной деятельности и максимально полно задействовать ресурсы региональной системы образования.

Принцип многоканальности стимулирования профессионального развития педагогов направляет на интеграцию краевых, муниципальных, институциональных и личностных ресурсов, привлечения соответствующих механизмов, создания мотивирующей среды, обеспечивающей формирование сознательной потребности в развитии профессионального мастерства.

Принцип совместного использования ресурсов требует построения научно-методического сопровождения на основе анализа возможностей и их диверсификационном использовании, обеспечивающем рациональность взаимодействия по достижению запланированных целей.

Принцип инновационного трансферта ориентирует на своевременную передачу апробированных продуктов инновационной деятельности в массовую практику формального, неформального и информального обучения педагогов, способствующих непрерывному росту их профессионального мастерства.

И, наконец, принцип сетевой кооперации предусматривает выстраивание продолжительных программ взаимодействия, которые носят комплексный характер и реализуются на единых ценностях, позициях и отношениях сетевых партнёров при их полноправном участии в планировании совместной деятельности, её выполнении и оценке достигнутых результатов.

Таким образом, региональная инновационная сетевая инфраструктура является самостоятельным феноменом, значимым для развития системы образования, а её эффективное функционирование определяется учётом системы закономерностей и соблюдением комплекса специфических принципов.

Список литературы

  1. Макаренко С.И. Справочник научных терминов и обозначений. СПб.: Наукоемкие технологии, 2019. 254 с.
  2. Яковлева Н.О., Яковлев Е.В. Диссертация как результат педагогического исследования: монография. Краснодар: Изд-во Краснодарского государственного института культуры, 2019. 304 с.
  3. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. М.: Республика, 2001. 719 с.
  4. Вовк Е.В. Принципы реализации коммуникативного подхода в образовании // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 4 (77). С. 33–35.
  5. Жумабаева В.Ж. Принципы гуманистической педагогики // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2021. № 26. С. 39–40.
  6. Морозова Н.М. Методология и методологические принципы: их соотношение // Актуальные вопросы социально-гуманитарного знания в системе высшего образования: Сб. материалов науч. конф. и науч. семинаров, подготовленных и проведенных кафедрами социально-гуманитарных дисциплин и иностранных языков Воронежского института МВД России в 2020 г. Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2021. С. 133–138.
  7. Петров П.Ю. Принципы социального структурирования // Теория и практика современной науки. 2020. № 5 (59). С. 323–339.
  8. Яковлева Н.О. Развитие региональной сетевой инновационной инфраструктуры как направление работы федеральной инновационной площадки // Кубанская школа. 2022. № 3(67). С. 98–103.
  9. Бубнова И.С., Бегзадян Н.А. Систематизация современных подходов к научно-методическому сопровождению развития региональной инновационной инфраструктуры // Педагогическая перспектива. 2022. № 3(7). С. 34–43. https://doi.org/10.55523/27822559_2022_3(7)_34
  10. Чувирова Н.П., Забашта Е.Г. Наставничество в системе образования Краснодарского края // Кубанская школа. 2022. № 1. С. 8–13.
  11. Гайдук Т.А., Бутова В.В. Развитие сетевой инновационной инфраструктуры региональной системы образования // Педагогическая перспектива. 2021. № 3. С. 47–55. https://doi.org/10.55523/27822559_2021_3_47
  12. Яковлева Н.О. Структура региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров // Педагогическая перспектива.
    №3. С. 27–39. https://doi.org/10.55523/27822559_2021_3_27
  13. Лоева Я.А., Гольцова П.А. Инновационная инфраструктура, инфраструктура инновационной деятельности и национальная инновационная система: в чем разница? // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 12-10. С. 84–86.
  14. Бездудная А.Г., Мейрман С.Ж. Принципы разработки региональной инновационной политики // Научные труды северо-западного института управления РАНХИГС. 2014. № 4 (16). С. 17–22.
  15. Попова Н.Е., Имашева А.И. Основные принципы развития личности педагога в системе непрерывного профессионального самообразования // Вестник научных конференций. 2016. № 5-1 (9). С. 90–91.
  16. Коробейников И.О. Ключевые принципы формирования стратегии развития региональной инфраструктуры // Вестник Казанского технологического университета. 2014. Том 17. № 1. С. 327–330.
  17. Непокрытова Т.Ю. Инновационная деятельность педагога в современном образовании // Научный альманах. 2021. № 1-1 (75). С. 99–101.