Особенности использования электронных образовательных ресурсов в обучении иностранному языку

М.А. Хажева
Средняя общеобразовательная школа № 23, Армавир, Россия, hazhewa.m@yandex.ru

Аннотация

Представлен обзор интернет-ресурсов, которые могут использоваться при обучении английскому языку в общеобразовательной школе. Рассмотрены крупные образовательные платформы и отдельные сервисы, предоставляющие полезные инструменты для повышения качества образования по предмету. В частности, ресурсы, использующие элементы геймификации, и инструменты для организации общения и совместной работы в учебном процессе не только в дистанционном, но и очном формате.

Ключевые слова

иностранный язык, интернет-ресурс, образовательная платформа

Для цитирования

Хажева М.А. Особенности использования электронных образовательных ресурсов в обучении иностранному языку // Педагогическая перспектива. 2021. № 4. С. 62–68.
https://doi.org/10.55523/27822559_2021_4_62

Информация об авторах

Мариета Аслановна Хажева – учитель английского языка Средней общеобразовательной школы № 23, г. Армавир.

Текст статьи

В современных условиях всё большее значение приобретает использование дистанционных технологий и интернет-ресурсов в образовательном процессе. Опыт их применения в период ограничений, связанных с распространением COVID-19, вызвал неподдельный интерес к данной теме учёных и практиков и во многом изменил отношение к ним: от вынужденного использования до понимания возможностей не только для дистанционного обучения. Эти тенденции затронули не только общепедагогическую тематику, но и конкретные предметные области, в частности, преподавание иностранных языков. В связи с этим активизировалось изучение различных аспектов данной проблематики: общих вопросов применения дистанционных образовательных технологий [1; 2; 3; 4 и др.], анализ использования различных образовательных платформ в школах и вузах при преподавании иностранных языков [5; 6; 7; 8; 9 и др.] и т.д.

Специфика преподавания предмета «Иностранный язык» связана прежде всего с тем, что ведущим компонентом его содержания являются не основы наук, а различные виды речевой деятельности: говорение, аудирование, чтение и письмо. Современные информационно-коммуникационные технологии способствуют не только организации практической работы по изучению предмета, но также снабжают теоретическими материалами учащихся и педагогов: записями носителей языка для аудирования, аутентичными текстами по специальности, деловыми играми т.д.

Основная цель данной статьи – рассмотреть подробнее инструменты, которые учитель может использовать в своей работе для организации эффективного взаимодействия с учащимися в ходе изучения иностранного языка в период дистанционного обучения.

Представим сначала традиционные сервисы, которые позволяют организовать полноценный учебный процесс.

«Российская электронная школа» (https://resh.edu.ru/) – государственная образовательная платформа, в которой представлены интерактивные уроки по всем предметам школьного курса. Уроки строятся на основе специально разработанных авторских программ, соответствующих федеральным государственным образовательным стандартам и основной образовательной программе общего образования. Упражнения и проверочные задания построены по типу экзаменационных тестов и могут быть использованы при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. На платформе можно учиться постоянно, повторять пропущенную тему или разобраться со сложным и непонятным материалом. Имеющиеся уроки можно применять как дополнительный материал, или в рамках внеурочной деятельности.

«ЯКласс» (https://www.yaklass.ru/) – образовательный онлайн-ресурс, который позволяет проводить электронные тестирования и генерировать задания, уникальные для каждого ученика. Пользуясь удобной навигацией по сайту, дети любого возраста могут изучать темы по разным предметам. На портале есть раздел пересменка, который содержит занимательные задачи на логику. Каждое задание оценивается в баллах, которые система подсчитывает и накапливает. В разделе «ТОПы» дети видят свои баллы и место в рейтинге школы «ЯКласс». Раздел «Английский язык» хорошо проработан: есть грамматические и лексические темы, словарь, задания по аудированию аутентичных текстов и песен. Платформа может использоваться учащимися как дистанционный тренажёр, что особенно важно тем, кто по объективным причинам не может посещать школу и очно присутствовать на занятиях.

Учи.ру (https://uchi.ru/) – российская онлайн-платформа, на которой ученики из всех регионов России изучают школьные предметы в интерактивной форме. Полный доступ к этой платформе платный, однако каждый день предлагается 20 бесплатных заданий по любой дисциплине. Кроме того, с 8 до 16 часов у учеников есть возможность выполнять карточки заданий бесплатно. На платформе проводятся дистанционные олимпиады по различным предметам, в том числе два раза в год – по английскому языку. Также она содержит дополнительные модули:

  • «Онлайн-урок от Учи.ру» – готовые видеоуроки по различным темам и предметам, сопровождающиеся интерактивными заданиями;
  • «Урок в виртуальном классе» – онлайн-урок, где учитель и ученики будут видеть и слышать друг друга, есть доска и «поднятые руки»;
  • «Задания от учителя» – модуль, позволяющий учителю сформировать задание из имеющихся на сайте, выбрать учеников и определить промежуток времени, за который они должны его выполнить;
  • «Проверочная работа» – модуль, дающий учителю возможность самостоятельно создать контрольную работу или тест, или выбрать из уже имеющихся, и предложить ученикам.

«Фоксфорд» (https://foxford.ru/) – образовательная онлайн-платформа для школьников, их родителей и учителей. Она направлена на помощь учащимся в подготовке к выпускным экзаменам (ОГЭ, ЕГЭ), олимпиадам, заполнении пробелов в знаниях и повышении общего уровня образования. В «Фоксфорде» занятия ведут преподаватели МФТИ, МГУ, ВШЭ и других ведущих вузов России. Уроки проводятся в режиме реального времени, есть возможность заниматься в группе или индивидуально. Сама платформа платная, но для учителей есть возможность бесплатно проходить тесты, регистрировать учеников и выдавать им задания. Результаты, сделанные ошибки и время выполнения заданий отображается на личной странице учителя. Платформа содержит множество тестов, в частности по грамматике английского языка, а также пробные варианты ОГЭ и ЕГЭ. Ученики могут бесплатно участвовать в олимпиадах этой платформы.

«Skyes school» (https://uniskyes.com/) – цифровая образовательная среда с материалами учебно-методического комплекса «Spotlight» и «Сфера» от издательского дома «Просвещение», интерактивными заданиями Skyeng. С её помощью учитель может давать обучающимся индивидуальные задания, которые соответствуют разным уровням знания английского языка. Задания после выполнения проверяются автоматически, а за прогрессом каждого ученика можно наблюдать с помощью наглядной статистики. На сайте есть полезный для учителей раздел «Тематические уроки», содержащий более 20 тем с богатым и информативным материалом. Недостаток этой платформы в том, что она ориентирована на учебник «Spotlight». Поскольку её материал не всегда соответствует другим учебникам, учитель вынужден тратить время на подбор материала для учеников, которые занимаются по учебнику «Forward». Кроме того, не все задания данной платформы бесплатны.

«Skyeng» (https://skyeng.ru/) – российская онлайн-школа по изучению английского языка. Обучение производит на учебной платформе Vimbox, а также при помощи мобильного приложения, расширений для браузера и обучающих рассылок. Сейчас в Skyeng учатся более 60 тысяч человек и работают более 6 300 учителей со всего мира». Помимо платных уроков платформа предоставляет множество вариантов взаимодействия со школой. Уроки проходят в режиме онлайн как с видео трансляцией, так и только с аудио (по выбору ученика). Полученные домашние задания можно выполнить сразу (платформа проверяет их автоматически) или отложить до появления свободного времени. Выполняя задания, пользователь сразу видит свою ошибку и может перейти к её объяснению, получить подсказку от системы. Есть задания на аудирование и написание текстов, которые проверяет преподаватель. Платформа предоставляет возможность участвовать в дискуссиях с другими учениками (их может вести как преподаватель, так и бот), а также в разговорах с носителями языка. Это способствует развитию коммуникационных навыков и позволяет снять возможный психологический барьер при изучении иностранного языка. На сайте размещены упражнения на грамматику, тесты, распределённые по уровням, упражнения на развитие навыков. Часть этих возможностей остаётся доступной пользователю и после завершения платной услуги, он всегда может вернуться и продолжить занятия в той форме, которая его больше заинтересовала. Преподаватель не ограничен выборе материала. Методисты и технические специалисты предоставляют возможность воспользоваться опытом и умениями коллег. На платформе можно подобрать тему, отдельные уроки, видео, аудио или грамматические упражнения для каждого ученика. Таким образом, можно сделать вывод не только о большом количестве упражнений на данной платформе, но и о том, что создатели постарались выстроить строгую методическую базу, создать пространство удобное как для преподавателя, так и для ученика.

Помимо рассмотренных крупных образовательных платформ существует достаточно много интернет-ресурсов, которые могут эффективно использоваться при изучении английского языка. Выделим, прежде всего те, которые используют элементы геймификации, что позволяет сделать процесс обучения более увлекательным.

«Wheel Decide» (https://wheeldecide.com/) – сервис, для занятий по практике разговорного английского. Задания выстраиваются в форме игры: необходимо добавить темы в секторы и крутить колесо со словами. Можно составлять предложения с выпавшим словом, проверять новую лексику и грамматику по темам.

«Games to learn English» (https://www.gamestolearnenglish.com/) сервис, содержащий готовые игры на разные темы: лексику, грамматику, произношение для всех уровней. Все игры можно скачать и играть оффлайн. Также есть адаптированные варианты для интерактивной доски. Использование сервиса позволяют дополнить содержание урока и подходят для командной игры, поскольку ведётся подсчёт очков.

«Puzzle English» (https://puzzle-english.com/) – онлайн-платформа для самостоятельного изучения английского языка. Развивает навыки аудирования, чтения, письма и устной речи. Есть возможность пройти тест на уровень владения языком, по результатам которого предлагаются подходящие упражнения. Отличительная черта платформы – генерирование атмосферы игры. Этому способствуют игровые формы заданий, создание «карт путешественника» для самых маленьких пользователей, бонусная система накопления призовых «пазлов» для получения дополнительных бонусов. Платформа содержит видеоуроки и игры, способствующие развитию словарного запаса и усвоению грамматики. За регулярное посещение сайта и выполнение учебной программы пользователю начисляются бонусы и предоставляются скидки на платные услуги. Упражнение, которое стало основой названия сайта, – словесные пазлы, широко используется создателями платформы. Пользователю предлагается собрать вслед за просмотренным видео фразы из представленного набора слов, т.е. собрать пазл. Это упражнение позволяет развить навыки аудирования, запомнить типичные речевые обороты и грамматические конструкции. Особенностью функционала является возможность прокомментировать каждое предложение в упражнении и получить ответ от других пользователей и преподавателей платформы. В комментариях могут подниматься сложные вопросы грамматики и этики общения на английском языке.

Существует также целый класс ресурсов, которые можно отнести к вспомогательным, но достаточно эффективным инструментам при изучении английского языка. Как правило, они имеют узкую направленность, что не умаляет их достоинств при отработки отдельных аспектов обучения.

«YouGlish» (https://youglish.com/) – сервис, который находит видео с английским словом в контексте. Необходимо вбить его в поиск и выбрать акцент (US, UK, AU или ALL). В основном это видео с TED Talks, Talks at Google, National Geographic, мировых конференций, лекций и новостей, ток-шоу. Под каждым видео сервис предлагает фонетический разбор слова, похожие по звучанию слова и подсказки, как улучшить свои навыки произношения.

Breakingnewsenglish.com (www.breakingnewsenglish.com) – сайт, содержащий контент по чтению и аудированию. Материал разделён по темам, которые постоянно обновляются. Платформа включает планы занятий, которые могут быть адаптированы для использования учителями в своей работе.

Listenaminute (http://listenaminute.com) – сайт для чтения и аудирования, который легко может быть приспособлен к любым условиям работы.

ELLO English (http://elllo.org) – огромная коллекция монологов, диалогов, которые легко могут быть использованы при изучении иностранного язык.

Vocaroo (http://vocaroo.сom) – простой инструмент, который позволяет записывать аудиозаписи до 5 минут с помощью одного клика и делиться ими по e-mail, в Wikis, использовать в виртуальной обучающей среде, загружать на свой компьютер. Преподаватель может применять данный инструмент для создания обучающимися аудиозаписей в ходе изучения тем. Например, на занятии ученики практикуют языковые навыки, а аудиозаписи готовят дома и посылают педагогу на проверку. Для итогового занятия обучающиеся выбирают одну из лучших аудиозаписей и представляют её на обсуждение всей группе.

Отметим также инструменты, которые не относятся непосредственно к изучению английского языка и могут быть использованы для организации совместной работы. Наш опыт преподавательской деятельности показал, что их применение позволяет сделать общение педагогов и учащихся более современным и удобным, упрощая, в частности, представление заданий и результатов их выполнения.

Blogger (www.blogger.com) – бесплатный блог-инструмент для Google. Ученики могут его использовать в качестве ежедневника, писать рассказы и истории, оценивать аудиторные занятия, создавать сообщества, осуществлять рефлексию занятия. Пользователи могут читать блоги и делиться ими, оставлять комментарии, расширять аудиторию для общения. Комментарии учителей могут служить хорошей мотивацией для изучения языка.

Wikis (http://pbworks.com) – веб-сайты, созданные для групп учащихся, которые выполняют там письменные упражнения, редактируют, анализируют свою работу и работу одноклассников. Система позволяет учителю видеть, кто из учеников какой вклад внёс в совместную работу.

Wallwisher (http://wallwisher.com) – веб-сайт, обеспечивающий электронное взаимодействие, в рамках которого ученики могут добавлять комментарии, картинки, видео, ссылки по конкретным темам. Wallwisher подходит для написания эссе, создания проектов и обмена идеями.

MailVu (http://mailvu.com) – простой инструмент, который использует веб-камеру компьютера для записи видеосообщений.

Voxopop (www.voxopop.com) – это инструмент, работающий как дискуссионный форум с использованием аудиозаписей. Преподаватели и ученики могут определить тему для обсуждения, задавать вопросы, добавлять устные ответы, комментарии.

MyBrainShark (www.brainshark.com/mybrainshark) – универсальный инструмент, который позволяет загружать видео, картинки, презентации, документы в PowerPoint, и затем добавлять к ним свой голос, делиться созданными продуктами посредством e-mail, блогов или электронных образовательных сред.

Подводя итоги, подчеркнём, что, планируя дидактический процесс с использованием интернет-ресурсов, следует осознавать их преимущества и недостатки. Образовательные платформы и отдельные инструменты, доступные на них, обладают множеством функций. Разница между ними заключается: в доступности, возможности выбора преподавателя, формы занятия, видов упражнений, различных последствиях согласия или отказа от обучения, различной степени самостоятельности пользователя. Немаловажное обстоятельство – мотивация обучающегося. Человек, выбравший бесплатные возможности на коммерческом сайте, воспринимает задания как развлечение. Пользователь платного контента стремится оправдать расходы и получить максимум информации. Такой человек понимает, что он платит за оказываемую услугу и может влиять на процесс обучения.

Таким образом, использование интернет-ресурсов даёт много возможностей для развития не только обучающихся, но и учителей. Они открывают доступ к современной информации и технологиям при проведении учебного процесса, проверке уровня знаний по школьным дисциплинам. Используя, их учитель может найти индивидуальный подход к обучающемуся, скорректировать его работу и направить в нужном направлении.

Список литературы

  1. Каткова О.В., Мухина М.В., Гуреева Е.П., Мартысевич В.В. Использование электронных образовательных ресурсов обучающимися в дистанционном образовании // Вестник педагогических наук. 2021. № 7. С. 16–21.
  2. Кудрина В.Р., Медведева О.А. Инновационные технологии дистанционного обучения // Modern Science. 2021. № 2-1. С. 271–274.
  3. Хажирокова Ю.Ю. Сравнительный анализ платформ для дистанционного обучения в образовательной среде // Педагогическая перспектива. 2021. № 2. С. 42–49.
  4. Чупина И.П., Зырянова Н.И. Цифровые платформы в образовательном процессе: плюсы и минусы // Журнал прикладных исследований. 2021. № 3(4). С. 24–28. doi 10.47576/2712-7516_2021_3_4_24
  5. Ковалева Е.Ю. Применение дистанционного обучения и образовательных платформ при изучении иностранных языков в вузе // Тенденции развития науки и образования. 2021. № 70-4. С. 89–93. doi 10.18411/lj-02-2021-138
  6. Козина О.В., Меркулова Е.Н. Возможности цифровых образовательных платформ в обучении иностранному языку студентов заочной формы обучения в условиях дистанционного образования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2021. № 7(160). С. 52–58.
  7. Мухина Е.И., Сотникова С.С. Использование современных информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов в обучении английскому языку // Актуальные проблемы современного иноязычного образования. 2021. № 14.
  8. Петросян Г.О., Гришечко Е.Г. Возможности использования цифровых образовательных платформ в преподавании английского языка: теоретический аспект // Вопросы прикладной лингвистики. 2021. № 43. С. 88–115. doi 10.25076/vpl.43.04
  9. Хакимова А.Р. Электронные образовательные ресурсы в учебном процессе // Актуальные научные исследования в современном мире. 2021. № 10-9(78). С. 55–59.