Процесс формирования экономической грамотности студентов архитектурных специальностей

Loading

О.В. Каныгина
Южно-Уральский государственный технический колледж, Челябинск, Россия, kanygina-olga@mail.ru

Аннотация

Рассматривается проблема построения педагогического процесса в обучении экономическим дисциплинам студентов архитектурных специальностей, определяется кибернетический подход к формированию у них экономической грамотности; раскрываются возможности применения методов математического моделирования в проектировании педагогических процессов.

Ключевые слова

педагогический процесс, моделирование, кибернетический подход, экономическая грамотность, компетенции, методы математического моделирования

Для цитирования

Каныгина О.В. Процесс формирования экономической грамотности студентов архитектурных специальностей // Педагогическая перспектива. 2021. № 4. С. 47–55.
https://doi.org/10.55523/27822559_2021_4_47

Информация об авторах

Ольга Валерьевна Каныгина – преподаватель Южно-Уральского государственного технического колледжа

Текст статьи

В условиях рыночной экономики, цифровой среды финансово-экономическая грамотность имеет особую значимость. Будущему специалисту необходимы гибкость, мобильность, ответственность, активность, умение ориентироваться в информационном пространстве, работать в команде и быть заинтересованным в приумножении профессиональных ценностей, развивать экономическую грамотность.

Процесс формирования экономической грамотности у студентов архитектурных специальностей может быть представлен в виде модели, которая позволяет увидеть основные процедуры и последовательность их выполнения.

Модель – это мысленная (идеальная) или физическая (материальная) система, которая отображает объект так, что её изучение даёт новую информацию о нём. Оригинал (прототип, образец) – это объект, на который переносится информация, полученная в результате исследования модели. Процесс – некоторая последовательность действий, направленных на достижение поставленной цели. Итак, учебный процесс есть последовательность мыслительных действий над виртуальными образами, с целью получения знания об объекте или предмете [1, с. 56].

Теория аналогии служит научной основой моделирования. Под термином «аналогия» понимают сходство объектов по качественным и количественным признакам в результате сравнения их свойств, функций, пропорций элементов и т.д. Она является логической основой моделирования самого процесса, при этом научная аналогия представляет собой умозаключение, в котором на основании подобия ряда признаков у двух объектов делается вывод – одному из них (оригиналу) присущи такие свойства, которые обнаружены при исследовании другого объекта (модели) [2, с. 46].

До недавнего времени большинство учебных заведений осуществляли педагогический процесс в единых условиях, известных как традиционная модель обучения. В то же время образование начало развивать теоретическую основу двух других моделей: бихевиористической и конструктивистской. Позже были созданы другие обучающие модели, которые стали популярными с течением времени. Основываясь на теории моделирования, опишем педагогический процесс формирования экономической грамотности студентов среднего профессионального образования. Итак, рассматривая педагогический процесс как модель различных подходов к обучению, реализованную с учётом педагогических условий, преподаватели выполняют ряд действий (шагов), сосредотачиваясь на разных частях учебного процесса. Поскольку каждый обучающийся уникален, педагоги используют разные способы обучения, наполняют содержание педагогического процесса новаторскими идеями, чтобы обучаемый мог адаптироваться к различным ситуациям [3]. Исходя из представленных определений, можно сказать, что любой процесс есть последовательность действий, осуществляемых на основе умозаключений, основанных на сходстве педагогических условий обучения. В структуре процесса формирования экономической грамотности студентов архитектурных специальностей мы выделяем пять компонентов:

  1. социальная среда – совокупность материальных, экономических, социальных, политических и духовных условий существования, формирования и деятельности индивидов и социальных групп. В авторском понимании — существование в условиях цифровой экономики, предполагающее уверенное владение финансовыми методами управления производством и бытом;
  2. образовательная среда – психолого-педагогическая реальность, сочетание уже сложившихся исторических влияний и намеренно созданных педагогических условий, и обстоятельств, направленных на формирование и развитие личности ученика;
  3. формирование экономических компетенций – распоряжение собственными денежными средствами. Это могут быть как деньги человека и его семьи, так и деньги предприятия, где он является собственником или совладельцем бизнеса (материально заинтересованным лицом); контроль за доходами-расходами и повышение благополучия. Студент получает теоретические знания, у него формируется понятийный аппарат и правила формирования доходов и расходов, умение пользоваться специальной литературой;
  4. личные качества – формирование развития гражданской активности студентов в деятельности студенческого самоуправления: развитие гражданского сознания (участие в волонтёрском движении, социальных акциях), повышение личной активности (работа студенческого актива со студенческими группами, индивидуальная работа, участие в деятельности студенческого актива). Показателями активности являются: личностно-ориентированная активность,
  5. будущий специалист – личность, которая характеризуется способностями к оптимальному управлению сложными экономическими системами, изучению общих принципов управления и связи, лежащих в основе работы этих систем – от автоматизации проектных и строительных работ до быстрого освоения вычислительных машин в профессиональной деятельности.

Педагогический процесс, как организация деятельности обучающегося и обучающего, подразумевает, что:

  • преподаватель занимает ведущее положение, при котором он определяет все условия и характеристики процесса обучения: цели, содержание, формы и методы, средства и источники обучения;
  • обучающийся в силу объективных факторов (несформированность личности, зависимое экономическое и социальное положения, небольшой жизненный опыт, отсутствие серьёзных проблем, для решения которых необходимо учиться) занимает зависимое от мнения преподавателя положение и не имеет возможности влиять на планирование и оценивание процесса обучения. Его участие в реализации этого процесса пассивно, основная роль – восприятие передаваемого ему социального опыта.

Любой педагогический процесс должен отвечать на вопрос: «Как улучшить внимание и концентрацию учащегося в ходе занятия?». Его содержание всегда сосредоточено на следующих элементах: дидактический материал для обучения, формы и методы его презентования, модели и способы оценивания итогов обучения.

Таким образом, определение содержания педагогического процесса необходимо для достижения большей гибкости при передаче знаний учащимся. Оно состоит из наиболее важных составляющих – когнитивных, социальных и профессиональных.

Традиционное содержание педагогического процесса направлено на передачу знаний от преподавателя к обучаемому, полностью фокусируясь на последнем. Учащиеся – пассивные получатели знаний, а преподаватель должен попытаться преподнести им то, что знает, самым доступным к пониманию способом. Поэтому педагогу необходимо обладать навыками общения, а также быть экспертом в преподаваемой теме. В противном случае обучаемый не сможет получить необходимые знания. Некоторые из элементов содержания педагогического процесса передачи знаний проявляются при самодисциплине ученика, когда он повторяет изученный материал. Как отмечает Г.И. Гайсина [4], преподавателю важно учитывать характер учеников.

В ходе традиционного процесса обучения, инновации и креативность обучающегося зачастую игнорируются, поэтому он вынужден запоминать только «стандартизированные» знания. Традиционное обучение основано на получении информации вербально, поэтому оно эффективно не для всех (многие лучше запоминают через другие органы восприятия). Несмотря на недостаточность результатов традиционного педагогического процесса, эта форма обучения по-прежнему используется почти во всех современных обществах. Инновационные формы обучения применяются, в основном, когда необходима передача сложно-структурированных данных или теорий.

Содержание информации является наиболее полезным, когда оно отражает поведенческий характер освоения знаний. Создатели теории бихевиоризма И.П. Павлов и Б.Ф. Скиннер, основываясь на исследованиях мыслительных процессов, утверждали, что невозможно измерить психические процессы людей, поэтому необходимо сосредоточиться на наблюдении за поведением учащегося. Контроль поведенческого характера в содержании педагогического процесса обеспечит решение поставленных целей обучения, которые могут быть непосредственно наблюдаемыми и измеримыми. Для определения целей обучения педагогу необходимо оценить начальный интеллектуальный уровень каждого обучающегося. Обучающиеся, используя различные типы стимулов, достигают этих целей в определённое учебным процессом время. В этом аспекте содержание педагогического процесса будет более персонализировано, чем в традиционной форме [5, с. 252].

Таким образом, преподаватель должен быть нацелен на изучение способностей учащихся; использование методологических рекомендаций; управление подкреплениями, когда одна из целей достигнута; проверку ожидаемых результатов. Эффективность этого вида обучения можно увидеть, например, в достижении спортивных результатов или исполнении музыкального произведения. Важно вовремя скорректировать цели, исправить неудачи обучающегося, укрепить его уверенность в своих интеллектуальных силах в момент достижения промежуточных целей. В процессе разработки содержания педагогического процесса:

  • педагог фокусируется на учащихся и задачах обучения, которые должны быть достигнуты, и на это время перестаёт быть самой важной фигурой в учебном процессе;
  • учащийся в своём образовании активно участвует в самостоятельном получении знаний, делает акцент на повторении и практике.

В отличие от традиционного педагогического процесса, в данном формате предпочтение отдано индивидуальному обучению. При этом преподаватель несёт ответственность за небольшое количество учащихся, которые нуждаются в более пристальном внимании с его стороны.

Конструктивистское содержание педагогического процесса, в отличие от традиционной формы обучения, предполагает, что обучение не должно осуществляться в направлении от внешнего источника к учащемуся. Напротив, каждый обучающийся должен «строить» свою индивидуальную траекторию обучения. Поэтому такое построение педагогического процесса выступает против традиционного, пассивного обучения, в котором преподаватель является источником знания, его закрепления и поощрения. В содержании педагогического процесса преподаватель должен создать условия, адекватные индивидуальным характеристикам обучаемых, чтобы они могли строить своё обучение самостоятельно [6, с. 262].

Для эффективности учебного процесса учащийся должен верить в полезность получаемых знаний. Исходя из сказанного, можем утверждать, что преподаватель должен адаптировать учебные цели в соответствии с особенностями обучаемых. Нет единого способа решения проблем или выполнения задачи, поэтому преподаватели не должны давать ответ на каждый вопрос, но обязаны предоставить ученику необходимые инструменты. Обучение должно происходить постепенно, чтобы не демотивировать и дать возможность обучаемым двигаться вперёд по намеченной траектории обучения. Процесс получения знаний осуществляется путём имитации различных условий. Наблюдая за учеником, получившим желаемые знания, другие обучающиеся могут сохранить, а затем воспроизвести своё поведение. Этот процесс известен как «заместительное обучение».

В конструктивистском содержании педагогического процесса основное внимание уделяется обучению компетенциям. Педагог должен определить, какие навыки и знания необходимы для развития личности обучающегося и найти на основе теории множественного разума наиболее эффективный способ приобретения новых, профессионально значимых умений, то есть способ реализация знаний посредством усвоенных навыков.

Согласно данной теории, вместо только одного типа общего интеллекта, каждый человек имеет способность к усвоению знаний в различных областях. Содержание педагогического процесса основано, прежде всего, на теориях Л.С. Выготского и А.Р. Лурии, двух российских социальных психологов первой половины XX века. Согласно когнитивному содержанию педагогического процесса, основанному на исследованиях психологии развития Жана Пиаже, человек переживает разные фазы своего интеллектуального созревания, поэтому обучение должно быть адаптировано к конкретному возрасту и социальному опыту каждого ученика [7].

Роль преподавателя заключается в определении уровня интеллектуального развития обучаемого, и, в соответствии с ним, разработке содержания обучения. При этом в содержании самого педагогического процесса суть учебных целей дифференцируется. Важно то, что обучаемый в ходе педагогического процесса усваивает способы мышления и умственные конструкции, которые облегчают самостоятельное обучение.

Как отмечает И.А. Грешилова [8], социально-педагогическое содержание данного процесса должно быть основано на развитии способностей по решению проблем, возникающих в рамках общения в социуме. В ходе педагогического процесса обучаемыми изучается не только научное или техническое содержание, но приобретается и формируется система ценностей и взглядов, способствующих лучшему сосуществованию в обществе. При коллективном обучении преподаватель участвует в процессе лишь частично, поскольку считается, что группа обучающихся сможет решать более крупные проблемы в отличии от отдельного человека, при этом в решении будет присутствовать доля каждого предложения участников. Согласно теории значимого обучения, знания должны быть применимы в реальном мире. Поэтому педагог должен отвечать за постановку задач и вопросов для обучаемых, которые должны улучшать свои социальные навыки, решать поставленные преподавателем задачи, сотрудничать друг с другом. Социально-ориентированное содержание педагогического процесса должно полностью учитывать внутренний мир обучаемого.

Согласно теории значимого обучения, обучаемый становится средоточием учебного процесса, проходящим в психологически защищённой и чувственно-эмоциональной среде. Основная идея содержания заключается в том, что у обучаемого уже есть всё необходимое, чтобы стать действительным и функциональным индивидом в обществе. Поэтому значение работы педагога заключается в предоставлении обучаемым свободы для развития, в возможности формирования умений, позволяющих находить собственные ответы при решении различных задач. Социально-ориентированное содержание педагогического процесса основано на течениях гуманистической психологии и на идее не направленности педагогического воздействия [9].

В содержании педагогического процесса демонстрируется поисково-познавательный способ передачи знаний, когда учащийся активен в процессе обучения, стремится получить новые знания. Содержание педагогического процесса, в ходе которого происходит открытие знаний, называется эвристическим. Он является альтернативой традиционной форме обучения, в которой ученик – это пассивный слушатель.

У обучаемых есть естественная способность усваивать знания, стремление участвовать в общественной жизни. Важной частью педагогического процесса, основанного на теории значимого обучения является: решение проблем непосредственно обучаемыми; создание гипотез и их тестирование; активность учащегося в обучении; оценка влияния практики обучения на социокультурную среду обучаемых, формирование опыта обучения у них.

Сегодня различают несколько видов разработки содержания педагогического процесса, формирования экономической грамотности:

  • мысленное (идеальное) – включает в себя различные представления в виде воображаемых объектов изучения. С ним неразрывно связана идеализация – мысленное конструирование понятий, концепций об объектах, не существующих в действительности. Для них есть лишь близкий аналог в реальном мире;
  • физическое (материальное) – характеризуется тем, что исследования проводятся на моделях, обладающих физическим подобием и сохраняющих полностью или частично природу изучаемых явлений.

В настоящее время эффективным общенаучным инструментом познания является содержание педагогического процесса, который выступает как метод прогнозирования педагогических действий. Согласно И.Ш. Давлетшину, оценка педагогических действий осуществляется методом машинной имитации долгосрочных программ обучения экономике, анализа и оценки различных вариантов принимаемых педагогических решений и их последствий.

Исходя из этого, мы можем рассматривать процесс формирования экономической грамотности как некоторый процесс освоения финансовых операций.

Финансовая грамотность – способность эффективно распоряжаться денежными активами, как правило, собственными средствами. Это могут быть как деньги человека и его семьи, так и деньги предприятия, где он является собственником или совладельцем бизнеса (материально заинтересованным лицом). Распоряжение денежными средствами подразумевает под собой контроль за доходами-расходами и повышение благополучия. Студент получает теоретические знания и умения пользоваться специальной (налоговый кодекс) литературой, составлять план доходов-расходов, корректировать его при изменении внешних факторов, применять законодательные акты. По нашему мнению, содержание любого педагогического процесса может и должно разрабатываться на основе законов кибернетики, так как они помогают найти и реализовать оптимальные управленческие решения, определить динамические связи между субъектами педагогического процесса [10, с. 155].

Норберт Винер в своей книге «Кибернетика, или управление и связь в животном и машине» представил и обосновал идентичность процессов управления и связи в технике, живых существах и обществе и ввёл в науку слово «кибернетика» в качестве научного термина. Педагогами было разработано и реализовано различное содержание педагогических процессов, основой которых выступили законы кибернетики [11].

Таким образом, кибернетика в проектировании педагогического процесса и разработки его содержания – искусство управления самыми разнородными педагогическими действиями посредством объединения и структурирования их общими связями и закономерностями. Процесс с учётом закономерностей кибернетического подхода состоит из следующих этапов:

  • определение задачи и фиксация свойств оригинала (расчётные и финансовые документы);
  • понимание проблематичности изучения оригинала в природных условиях (обработка, анализ и принятие решений средствами цифровых технологий);
  • выбор содержания педагогического процесса, адекватно описывающего характерные свойства оригинала (учитываются внешние условия, в частности применение на всех уровнях финансовой деятельности вычислительных систем);
  • изучение содержания в соответствии с задачей (студент решает экономические задачи средствами компьютерных программ);
  • перенос результатов исследования содержания на оригинал (студент производит расчёты стоимости затрат на реально существующие материалы, требуемые в производстве);
  • проверка результатов (студент сопоставляет расходы реальные с планируемыми).

Результатом практической реализации содержания любого педагогического процесса выступает сформированность компетенций студента. Так, при проверке выполненных практических заданий по дисциплине «Экономика», мы определяем и оцениваем показатели: понимание содержания задачи; определение метода её решения; проведение проверочных мероприятий полученных результатов решения задачи.

Формирование – целенаправленное воздействие на обучаемого, осуществляемое преподавателем для возникновения у него новых качеств, знаний и умений, создания определённых условий, которые в дальнейшем поспособствуют их развитию [12]. Формированием является сам педагогический процесс, направленный на становление личности обучаемого под воздействием вышеупомянутых факторов. Процесс формирования экономической грамотности студентов архитектурных специальностей является важной проблемой профессионально-педагогической сферы в целом.

Педагоги влияют на формирование личности обучаемого, помогают им реализоваться и преодолеть стихийность, с которой многие из них впервые сталкиваются именно в период обучения. Способность решить эти задачи – важнейшая теоретическая и прикладная часть педагогической деятельности. Преподаватель обязан знать о роли педагогической системы в образовании, семье и обществе, о протекании процесса формирования отдельных качеств личности, а также о возрастных и индивидуальных особенностях учащихся и персонального подхода.

Таким образом, разработка содержания педагогического процесса формирования экономической грамотности на основе теории моделирования и кибернетического подхода делает возможным качественное усвоение большого объёма информации и формирование профессиональной компетентности, обеспечивает реализацию эффективного управления за ограниченное время.

Список литературы

  1. Абдуллаева О.С. Организация процесса подготовки студентов и этапы проектирования педагогических процессов // Высшая школа. 2017. № 2(2). С. 55–57.
  2. Емельянов А.Д. Модель педагогической системы формирования профессиональной компетентности курсантов военного вуза в условиях модернизации ФГОС // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2020. № 7. С. 46–50. doi 10.37882/2223-2982.2020.07.11
  3. Боргоякова Т.Г., Лозицкая Е.В. Математическое моделирование: определение, применяемость при построении моделей образовательного процесса // Интернет-журнал «Науковедение». 2017. Т. 9. № 2. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/82TVN217.pdf
  4. Гайсина Г.И. Социально-педагогический подход в педагогическом исследовании: содержательные характеристики и принципы реализации // Педагогика методология педагогики, Казанский педагогический журнал. 2017. С. 10–15.
  5. Закирьянова И.А. Проблема этнокультурной идентичности в теории бихевиоризма // Modern Science. 2021. № 2(2). С. 251–254.
  6. Гревцева Г.Я. Интегративный подход в учебном процессе вуза // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 5. С. 262.
  7. Габдулхаков В.Ф. О развитии когнитивных способностей будущих архитекторов на занятиях по физической культуре в условиях цифровизации образования // Вестник Университета Российской академии образования. 2020. № 2. С. 4–17. doi 10.24411/2072-5833-2020-10013
  8. Грешилова И.А. Философские основы педагогической и андрагогической моделей образования. М.: ФЛИНТА, 2019. 112 с.
  9. Малиночка Э.Г. Образовательное пространство как условие функционирования образования. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2008. 104 с.
  10. Каныгина О.В. Адаптация содержания экономических дисциплин к условиям преподавания в профессиональной образовательной организации // Вестник факультета управления Челябинского государственного университета. 2017. № 2. С. 154–157.
  11. Овсяницкая Л.Ю. Применение кибернетического подхода как методико-технологической основы исследования формирования информационной компетентности специалистов здравоохранения // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1–2. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=19905 (дата обращения: 20.09.2020).
  12. Смирнов А.Ю. Формирование профессиональных и социальных компетенций студентов посредством использования практико-ориентированных подходов к процессу обучения профессиональных модулей // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: сб. материалов XV Междунар. науч.-практ. конф., Чебоксары, 16 августа 2019 года Чебоксары: ООО «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2019. С. 62–64.