Педагогические подходы к развитию силовых способностей у школьников 8–9 классов

С.В. Проскуренко1, Ю.А. Доценко2, Т.В. Москалец3
1 «Благодатновская школа» Амвросиевского района, с. Благодатное, Донецкая Народная Республика, proskurenko.1999@mail.ru
2, 3 Донецкий национальный университет, Донецк, Донецкая Народная Республика,
2 yu.dotsenko@donnu.ru
3 t.moskalets@donnu.ru

Аннотация

Рассматриваются современные подходы к развитию силовых способностей, направления и аспекты воспитания подростков. Анализируется уровень развития и темп прироста силовых способностей у подростков, достигаемый в процессе занятий физической культурой в учебно-воспитательном процессе.
На основе примерной рабочей программы и анализа тематических блоков по предмету «Физическая культура 5–9 классы», проведено предварительное тестирование, которое показало неудовлетворительный уровень развития силовых способностей учащихся.
На основании полученных данных, разработаны педагогические подходы и скорректирован комплекс упражнений, направленный на увеличение интенсивности процесса воспитания силовых способностей учащихся. Данный комплекс составлен с учётом материально-технической базы школы, морфофункциональных особенностей развития школьников без отклонения от выполнения примерной рабочей программы.

Ключевые слова

силовые способности, сила, методика, учебный процесс

Для цитирования

Проскуренко С.В., Доценко Ю.А., Москалец Т.В. Педагогические подходы к развитию силовых способностей у школьников 8–9 классов // Педагогическая перспектива. 2021. № 4. С. 56–61.
https://doi.org/10.55523/27822559_2021_4_56

Информация об авторах

Сергей Валерьевич Проскуренко – учитель физической культуры Благодатновской школы Амвросиевского района, с. Благодатное, Донецкая Народная Республика.
Юрий Алексеевич Доценко – кандидат наук по физическому воспитанию и спорту, старший преподаватель Института физической культуры и спорта Донецкого национального университета.
Татьяна Валентиновна Москалец – кандидат биологических наук, доцент, доцент Института физической культуры и спорта Донецкого национального университета.

Текст статьи

Исследование выполнено в соответствии с научной темой кафедры спортивных игр Института физической культуры и спорта Донецкого национального университета № 0120D000035 от 27.11.2020 «Учебно-методические и педагогические аспекты формирования двигательной активности студентов и школьников

Правильно организованная силовая тренировка способствует всестороннему и гармоничному развитию человека, что особенно актуально для формирующегося организма. Она особенно важна при формировании и совершенствовании специальных физических и спортивных качеств. Силовая тренировка может решать различные задачи: способствовать укреплению здоровья и достижению высоких спортивных результатов, повышать функциональное состояние нервно-мышечной системы и, при соответствующей организации, оказывать положительное влияние на другие системы организма, например, дыхательную, сердечно-сосудистую, обменную [1; 2].

Как отмечает А.А. Артемьев [3], большинство подростков ведут малоподвижный образ жизни, что негативно отражается на их здоровье. Свободное время они проводят сидя за компьютером или лёжа на диване перед телевизором. Сейчас редко увидишь детей на улице, играющих в подвижные или спортивные игры, они теряют интерес к спорту. Для гармоничного развития подростку необходимо соблюдать режим дня, комплексно питаться и быть физически активным. Следовательно, необходимы постоянные физические нагрузки.

Развитие силы и силовых способностей обеспечивает гармоничное развитие всех мышечных групп опорно-двигательного аппарата школьника. Внешне это выражается в соответствующих формах телосложения и осанке. Внутренний эффект применения силовых упражнений состоит в обеспечении высокого уровня жизненно важных функций организма и осуществлении двигательной активности. Но, чтобы максимально эффективно проводить силовые тренировки в старшем школьном возрасте, необходимо подготовиться к ним в среднем школьном возрасте.

В структуре физической подготовленности юношей в общеобразовательной школе на уроках физической культуры силовая подготовка является одним из ведущих направлений, обеспечивающих возможность эффективного решения педагогических задач, обусловленных разнообразием двигательной деятельности. Важно учитывать, что каждое силовое упражнение должно быть подобрано с учётом индивидуальных особенностей школьников, помнить, что их психика ещё не совсем устойчива. Необходимо добиться отдачи от ребёнка и при этом не навредить его здоровью, а улучшить его. Развитие двигательных способностей содействует решению социально-обусловленных задач: всестороннему и гармоничному развитию личности, достижению высокой устойчивости организма к социально-экологическим условиям, повышению адаптивных свойств организма, физической и умственной работоспособности, творческой реализации сил человека в интересах общества.

В работах А.Н. Таушева (1902), Ф.И. Ольшаник (1905), И.В. Лебедева (1912), Б. Лейтнер (1915) приводятся рекомендации по методике занятий с отягощениями и развитию мышечной силы. Авторы считают, что упражняться можно только с отягощениями меньше веса занимающегося. По данным методикам продолжали тренироваться вплоть до 30-х годов XX века, но к его концу исследования в этой области опровергли вышесказанное.

Согласно исследованиям многих авторов, можно сделать вывод, что упражнения с отягощениями, нагрузка в которых адекватна возможностям организма, благоприятно влияют на развитие телосложения, улучшают дееспособность органов и систем молодого организма. В современной научной литературе накоплены определённые знания об особенностях методики силовой подготовки юношей, выборе средств и методов развития силовых способностей [4; 5; 6; 7; 8; 9; 10 и др.].

В то же время вопросы развития силовых способностей как направленного педагогического процесса, имеющего свою условную самостоятельность и определённую последовательность, не имеют достаточного научного обоснования в системе общей физической подготовки старшеклассников. Как показывает практика, включение отдельных элементов развития силовых способностей в структуру комплексных уроков физической культуры является недостаточно эффективным. Данный подход не гарантирует в абсолютной мере развитие силовых способностей, необходимых для выполнения нормативных требований школьной программы по физическому воспитанию. Кроме того, отсутствует единство мнений специалистов в вопросе о рациональных подходах к построению процесса силовой подготовки, распределении физических нагрузок на отдельном уроке и в системе урочных форм занятий, сопряжённости учебного материала по развитию силовых способностей и содержания разделов школьной программы.

Также недостаточно разработаны научно-методические подходы к решению проблемы влияния силовых упражнений на развитие других физических способностей, эффективности их развития в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы. 

Учитывая вышеизложенное, нами было проведено исследование с целью апробировать и дать оценку педагогическим подходам, направленным на развития силовых способностей у школьников 8–9 классов. Задачами исследования были: 1) изучить средства, методы и возрастные особенности развития силы; 2) экспериментально доказать эффективность предложенной методики развития силовых способностей учащихся 8–9 классов. Исследование проводилось с апреля по ноябрь 2021 г. в МОУ «Благодатновская школа» Амвросиевского района Донецкой Народной Республики. В нём приняли участие, 28 юношей 14–15 лет (ученики 8–9 классов), состоящих в основной медицинской группе и не имеющих противопоказаний по состоянию здоровья.

Результаты исследования показали, что процесс усвоения основных двигательных действий идёт значительно успешнее, если ученик имеет сильные, выносливые, быстрые мышцы. Высокий уровень развития физических способностей – важный компонент состояния здоровья.

В настоящее время выделяют 18 видов выносливости человека, 20 специальных координационных способностей, проявляемых в конкретных двигательных действиях (циклических, ациклических, баллистических и др.), около 10 специфически проявляемых координационных способностей: равновесие, реакция, ритм, ориентация в пространстве, способность к дифференцированию пространственных, силовых и временных параметров движения. Хорошая физическая подготовленность, определяемая уровнем развития основных физических качеств, является основой высокой работоспособности во всех видах учебной, трудовой и спортивной деятельности.

Силовые способности проявляются через двигательную деятельность под влиянием разных факторов, вклад которых меняется в зависимости от конкретных двигательных действий и условий их осуществления, вида силовых способностей, возрастных, половых и индивидуальных особенностей человека.

Занимаясь силовыми упражнениями, учащийся ставит перед собой следующие задачи для развития силовых способностей:

  1. Общее гармоничное развитие всех мышечных групп опорно-двигательного аппарата с помощью использования избирательных силовых упражнений. При этом важное значение имеют их объём и содержание, которое должны обеспечить пропорциональное развитие различных мышечных групп. Внешне это выражается в соответствующих формах телосложения и осанке. Внутренний эффект применения силовых упражнений состоит в обеспечении высокого уровня жизненно важных функций организма и осуществлении двигательной активности. Скелетные мышцы являются не только органами движения, но и своеобразными периферическими сердцами, активно помогающими кровообращению, особенно венозному.
  2. Разностороннее развитие основных видов силовых способностей в единстве с освоением жизненно важных двигательных действий, умений и навыков.
  3. Создание условий и возможностей для дальнейшего совершенствования силовых способностей при занятии конкретным видом спорта или в рамках профессионально-прикладной физической подготовки. Решение этой задачи позволяет удовлетворить личный интерес в развитии силы с учётом двигательной одарённости, вида спорта или выбранной профессии.

Развитие силовых способностей может осуществляться в процессе общей (для укрепления и поддержания здоровья, совершенствования форм телосложения, развития силы всех групп мышц человека) и специальной (воспитание различных силовых способностей тех мышечных групп, которые имеют большое значение при выполнении основных соревновательных упражнений) физической подготовки. В каждом из этих направлений есть цель, определяющая конкретную установку на развитие силы, и задачи, которые необходимо решить исходя из неё. В связи с этим подбираются определённые средства и методы воспитания силы.

Для повышения уровня развития силовых способностей учащихся 8–9 классов был создан комплекс упражнений и методика его реализации в учебном процессе, разработанная на основе метода повторных усилий с учётом и использованием педагогических принципов: регулярность педагогических воздействий; прогрессирование и адаптационно-адекватная величина предельности при увеличении эффективности педагогических воздействий; рациональное сочетание и распределение во времени педагогических воздействий различного характера; целенаправленность и адаптивная адекватность воздействий; возрастная адекватность педагогических воздействий; опережающее воздействие в развитии физических способностей.

В упражнениях с собственным весом, с ростом силы мышц, постепенно увеличивалось количество повторений и подходов. В упражнениях на гимнастической перекладине использовался метод выполнения до отказа.

Эффект такой тренировки представляется зависимым: от проприоцептивных ощущений, которыми сопровождается медленный подъём тяжести; соответствующих приспособительных перестроек в организме, происходящих в результате сильного возбуждения нервных путей, идущих от мозга к мышцам; увеличения количества возбуждённых моторных единиц.

В начале эксперимента было проведено тестирование школьников на предмет выяснения уровня развития у них силовых способностей. Оно проводилось два раза за время проведения эксперимента. В мае – до формирующего эксперимента и в ноябре – по его окончанию (таблица).

Таблица. Результаты выполнения упражнений в экспериментальной и контрольной группах (среднее арифметическое)

Упражнение

Экспериментальная группа

Контрольная группа

До

После

Прирост

До

После

Прирост

Подтягивание на перекладине

6,1

14,2

7,3

7,1

9,9

2,8

Сгибание-разгибание рук в упоре лёжа

21

40,6

19,6

21

26,8

5,8

Поднимание туловища из положения лёжа на спине

20,2

32,6

12,4

20,1

23,7

3,6

Подъём ног в висе

8,9

19,8

10,9

8,7

10,9

2,2

Комплекс для экспериментальной группы составлен на 6 месяцев с постепенным увеличением количеств подходов и весов отягощений. На каникулярное время учащимся были выданы индивидуальные задания. Контрольная группа занималась по примерной программе учебного предмета «Физическая культура 5–9 классы».

Таким образом, результаты применения разрабатываемых комплексных педагогических подходов, направленных на развитие силовых способностей в учебно-тренировочном процессе школьников 8–9 классов контрольной и экспериментальной групп, показывают положительную динамику повышения показателей в каждом физическом упражнении, при этом рост показателей экспериментальной группы выше, чем контрольной. Это доказывает результативность разработанной методики и эффективность использования педагогических подходов для внедрения в основной учебный процесс и позволяет перейти к разработке педагогических подходов, направленных на развитие силовых способностей у школьников 8–9 классов, основанных на их личных предпочтениях.

Список литературы

  1. Абрамишвили Г.А. Основные направления дифференцирования физического воспитания учащихся в общеобразовательном учебном заведении // Научный поиск. 2015. № 1(15). С. 67–70.
  2. Авсиевич В.Н. Управление тренировочным процессом юношей, занимающихся пауэрлифтингом: дис. … д-ра филос. Алматы, 2016. 162 с
  3. Артемьев А.А. Организация физкультурно-оздоровительной работы в структуре здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений // Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение. 2014. № 1. С. 9–30.
  4. Бикташева Г.Ш. Влияние скоростно-силовых упражнений на эффективность учебно-тренировочного процесса самбистов 12–13 лет // Вестник КГПИ. 2019. № 3(55). С. 75–81.
  5. Гогоберидзе З.М. Методика развития физического воспитания детей школьного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61(4). С. 66–70.
  6. Жарова О.Ю. Скоростно-силовая подготовка школьниц 7–12 лет различных соматических типов: автореф. дис. канд. пед. наук. Краснодар, 2000. 21 с.
  7. Левушкин С.П. Оценка готовности детей, подростков и молодежи, к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2017. № 5. С. 19–22.
  8. Матвеев А.П. Развитие силовых способностей старших школьников средствами атлетической гимнастики на уроках физической культуры // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2017. № 12. С. 167–172
  9. Назаренко Л.Д. Пути повышения физкультурно-спортивной активности детей, подростков и учащейся молодёжи // Общеобразовательная школа: новые методики и технологии. Ульяновск: Зебра, 2018. С. 207–216.
  10. Яковлев А.А. Теоретико-методологические аспекты физкультурно-спортивной деятельности // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2019. № 2(13). С. 103–109. URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh.