Проектная деятельность как средство речевого развития детей дошкольного возраста

А.В. Коротун1, А.И. Охотникова2
1 Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург, Россия, korotun83@bk.ru
2 МАДОУ «Гармония» детский сад № 22 «Надежда», Новоуральск, Россия, Anna_ohotnikova@bk.ru

Аннотация

Рассмотрена проблема использования проектной деятельности в качестве средства развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Изложен опыт работы воспитателя старшей группы по внедрению комплекса мероприятий в проектную деятельность детей, обеспечивший повышение уровня развития связной речи.

Ключевые слова

связная речь, старший дошкольный возраст (5–6 лет), проектная деятельность

Для цитирования

Коротун А.В., Охотникова А.И. Проектная деятельность как средство речевого развития детей дошкольного возраста // Педагогическая перспектива. 2021. № 4. С. 69–75.
https://doi.org/10.55523/27822559_2021_4_69

Информация об авторах

Анна Валериановна Коротун – кандидат педагогических наук, доцент, директор Института общественных наук Уральского государственного педагогического университета.
Анна Ивановна Охотникова – воспитатель МАДОУ «Гармония» детский сад № 22 «Надежда» г. Новоуральск.

Текст статьи

Развитие связной речи – одно из приоритетных направлений речевого развития детей дошкольного возраста. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) отмечено, что речевое развитие дошкольников направлено на развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической форм речи. Это вызвано тем, что связная речь обеспечивает взаимопонимание между людьми, позволяет точно высказывать свои мысли и чувства, является показателем интеллектуального развития личности. Однако, несмотря на важную роль связной речи в социализации, адаптации и всей жизнедеятельности человека, педагоги дошкольных организаций уделяют недостаточно внимания её развитию, отдавая предпочтение другим видам деятельности детей – игровой, познавательной, исследовательской, художественно-эстетической.

Традиционно под термином «речь» принято понимать развёрнутое высказывание, которое состоит из фрагментов, объединённых темой, логикой мысли и связанных лексико-грамматическими и синтаксическими связями. Её главная характеристика – смысловая и структурная целостность.

Связная речь выполняет коммуникативную функцию, заключающуюся в обеспечении взаимопонимания между людьми в процессе общения. Она включает в себя формы диалогической и монологической речи. Диалог – разговор двух людей, который представляет собой «чередование реплик в форме обращений, высказываний, вопросов и ответов партнёров по диалогическому общению» [1, с. 4]. Монолог – «связная речь одного лица в форме описания, повествования или рассуждения, совмещения элементом этих типов речи в одном связном высказывании (тексте, рассказе)» [2, с. 5].

Описание, повествование и рассуждение – типы речи с характерными конкретными коммуникативными целями и задачами, композиционной структурой и отбором речевых средств. Цель описания – перечислить и охарактеризовать существенные признаки и свойства предметов или явлений, высказать своё отношение к ним. Используются в основном имена существительные и прилагательные. Цель повествования – сообщить о событиях, действиях, которые происходили во времени и в определённой последовательности. Основное средство – видовременные формы глагола. Цель рассуждения – утвердить или опровергнуть какой-либо тезис с помощью ряда аргументов, доводов и в конце сделать вывод.

Исследователи речевого развития детей в дошкольный период указывают на то, что дети сначала овладевают диалогической, а уже позже монологической речью. В диалогах старших дошкольников присутствуют реплики побуждающего, рассуждающего и оценочного характера, штампы речевого этикета [2, с. 119]. Однако детям этого возраста трудно начать диалог и поддерживать его длительное время, составлять диалогический цикл из 5–6 реплик. Часто они дают неправильные ответы на вопросы своего партнёра по диалогу, не умеют обсуждать и комментировать его высказывания. При формировании монологов-описаний дети этого возраста затрудняются в составлении начала и окончания, подборе имён прилагательных, описывают второстепенные, а не основные признаки и свойства предмета (явления). В монологах-повествованиях старших дошкольников обнаруживаются нарушения композиционной структуры, отсутствует логика в изложении мыслей, наблюдаются однообразие синтаксических конструкций (короткие нераспространённые предложения, часто незаконченные), повторы слов. В монологах-рассуждениях отсутствуют доказательства мнения, высказанного ребёнком, выводы, присутствуют повторы слов и фраз. Это делает рассуждения нелогичными, несвязными и без
доказательными.

Развитие связной речи дошкольников – проблема, которую необходимо решать в тесном сотрудничестве педагогов и родителей. Проектная деятельность – это один из способов организации образовательной деятельности дошкольников, в основе которой лежит «взаимодействие педагога, ребёнка и его родителей» [3, с. 92]. Такое взаимодействие необходимо, поскольку дети в этом возрасте не могут самостоятельно, без помощи взрослых разрабатывать проекты, из-за отсутствия навыков чтения и письма. Поэтому участие в проекте для ребёнка-дошкольника – это всегда «сочетание индивидуальной и совместной деятельности, построенной на общении» [там же, с. 93].

Проектная деятельность как средство развития связной речи детей дошкольного возраста обладает многими возможностями. ФГОС ДО определяет её как познавательно-исследовательскую деятельность дошкольников, направленную на исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними. Она положительно влияет на связную речь дошкольника, если взрослый учит ребёнка «применять разные типы речи», правильно строить их композиционно (начало, основная часть, окончание; тезис, аргументы, вывод), объясняет ребёнку значение новых слов, учит использовать разные языковые средства связи слов и предложений, воспитывает уверенность при словесной презентации своих достижений в ходе выполнения проекта и т.д. [4, с. 104].

Проектная деятельность включает, как правило, несколько этапов, на каждом из которых может развиваться и совершенствоваться связная речь ребёнка при условии её правильной организации взрослыми (воспитателями, родителями). Например, на этапах выбора темы проекта, планирования работы по проекту и его создания у старшего дошкольника совершенствуются умения начинать диалог, отвечать на реплики партнёра своими репликами, связанными с ними по смыслу и логике, задавать вопросы и отвечать на них, продолжать диалог нужное время, пока не будут обсуждены все вопросы, интересующие ребёнка, общаться вежливо, доброжелательно, называть партнёра по имени (или имени и отчеству), корректно обсуждать и комментировать мнения, высказанные партнером. При защите своего проекта ребёнок произносит монолог, в котором использует элементы описания, повествования и рассуждения.

Для развития связной речи у старших дошкольников в проектной деятельности необходимо внедрить комплекс мероприятий. Для каждого её этапа должны быть разработаны конкретные мероприятия, направленные на развитие умений связной диалогической и монологической речи у детей.

Нами был разработан комплекс мероприятий, способствующий развитию связной речи у детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности, с учётом требований ФГОС ДО по образовательным областям «Речевое развитие» и «Познавательное развитие» и образовательной программы, по которой работают дошкольные образовательные учреждения Екатеринбурга и Свердловской области. Он реализовывался в подготовительной к школе группе детского сада «Гармония» (г. Новоуральск) с октября по май в ходе совместной работы детей и родителей над проектами. Цель мероприятий – повышение уровня развития диалогической и монологической связной речи у старших дошкольников.

Мероприятия комплекса проводились с детьми и их родителями и включали четыре этапа: подготовительный (выбор детьми тем проектов), деятельностный (работа над проектом), результативный (защита проектов) и заключительный (обобщение и закрепление полученных результатов). На каждом из них решались задачи по развитию у детей умений диалогической и монологической речи. Общим для всех этапов было решение задачи по гармонизации детско-родительских отношений посредством совместной работы ребёнка и родителя над проектом.

На подготовительном этапе воспитатели решали следующие задачи по развитию связной диалогической речи: 1) совершенствование умения этой речи по ориентировке на партнёра по диалогу; 2) развитие умений начинать диалог, формулировать 4–5 реплик и заканчивать его, обсуждать и комментировать свои высказывания и партнёра по диалогу. Задача развития связной монологической речи заключалась в формировании умений понимать тему, излагать свои мысли логично и последовательно, в соответствии со структурой типа речи.

В начале подготовительного этапа воспитатели провели мероприятие по ознакомлению детей с темами проектов. Детям показывались презентация, каждый слайд которой содержал определённую тему и сопровождался рассказом воспитателя о ней. Сам рассказ служил при этом образцом построения монологической речи. В конце мероприятия дети задавали воспитателям вопросы, слушали ответы на них, формулировали своё мнение о темах проектов, что способствовало развитию умений связной диалогической речи. По итогам мероприятия дети определились с темами проектов, некоторые воспитанники предложили свою.

В последние две недели октября воспитатели проводили индивидуальные беседы с дошкольниками по выбранным ими темам проектов. В ходе этих бесед использовался вопросно-ответный метод, способствовавший совершенствованию умения связной диалогической речи у детей. Воспитаннику предлагалось ответить на вопросы: «Какую тему ты взял для своего проекта?», «Чем она тебе нравится?», «Чем она будет интересна другим людям?», «Что полезного и нужного есть в теме твоего проекта?», «Что ты уже знаешь по этой теме? Расскажи кратко».

Последний вопрос способствовал формированию умений монологической речи: говорить по теме проекта, излагать мысли последовательно, описывать или рассказывать, соблюдая структуру описания или повествования. Например, по теме проекта: «Краски: их чудесные свойства» девочка рассказала, что «краски появились очень давно. Древние люди делали их из глины разного цвета. Рисовали ими на стенах пещер, где они жили. Потом появились масляные краски, в которые стали добавлять разные природные красители и смешивать между собой». После беседы воспитатель обсуждала с ребёнком план работы над проектом, предоставляла ему краткую и чёткую инструкцию. Памятку «План работы над проектом» ребёнок уносил домой и отдавал родителям для дальнейшей совместной работы над проектом.

На подготовительном этапе с родителями проводились: установочное родительское собрание: «Совместная работа дошкольника и родителей над проектом», индивидуальные консультации по запросам конкретных родителей (на сайте детского сада, страничках в Интернете, при личных встречах). На стенде в группе была размещена информация по теме: «Планирование работы над проектом дошкольника». Каждый родитель получил брошюру «Проектная деятельность дошкольника», в которой описаны цель, задачи, содержание этапов работы над проектом.

В ходе деятельностного этапа дети вместе со своими родителями работали над проектами по заранее составленным планам. Основными мероприятиями этого этапа были: поиск и обработка информации по теме проекта, проведение экспериментов, написание теоретической и практической частей проекта совместно с родителями, формулировка выводов, индивидуальные беседы воспитателей с детьми, работающими над проектом по специально составленным вопросам. Эти мероприятия обеспечили решение задач по совершенствованию умений диалогической речи: поддержание диалога, умение давать исчерпывающий ответ, высказывать своё мнение и доказывать его правильность, обсуждать и комментировать высказывания партнёра по диалогу и побуждать его к определённым действиям, составлять монологи-рассуждения о результатах проведённых экспериментов.

В ходе бесед по теоретической части проекта дети отвечали на вопросы: «Как ты понимаешь, что такое … (тут взрослый называет объект исследования, который задан темой проекта, на-
пример: краски (тема проекта «Краски: их волшебные свойства»), достопримечательности (тема проекта «Достопримечательности родного города»), нут (тема проекта «Объёмные постройки из
нута (турецкого гороха)»; космическая станция (тема проекта «Будущее космических станций») и др.; «Что интересного ты знаешь по теме проекта?», «Что полезного даёт людям то что, ты изучаешь в своём проект?».

Индивидуальные беседы с детьми о результатах экспериментов по проекту включали вопросы: «Какие эксперименты ты проводил по теме твоего проекта?», «Что ты использовал для их проведения?», «Какие результаты получил?», «Какие выводы ты сделал?». Вопросно-ответный метод этих индивидуальных бесед способствовал совершенствованию умений связной диалогической речи у детей.

На деятельностном этапе для родителей дошкольников были проведены мероприятия, которые помогали им развивать и совершенствовать связную речь ребёнка. Среди этих мероприятий были групповая консультация, на которой родители узнали, как помочь ребёнку собрать нужную информацию по проекту, два мастер-класса – «Помощь ребёнку в обработке и записи информации по проекту» и «Как организовать детское экспериментирование дома», круглый стол по обмену опытом между родителями, дети которых работают над проектами по разным темам.

Результативный этап проектной деятельности проводился в детском саду с января по февраль. Его основное содержание – подготовка и проведение защиты детских проектов. Основные мероприятия этого этапа – индивидуальные беседы с детьми о том, как составить защитное слово и презентацию к проекту, репетиции защиты проектов и их открытая защита – были направлены на решение двух задач: 1) сформировать умения монологической речи: составлять и выразительно произносить связное высказывание; 2) усовершенствовать умения связной диалогической речи: отвечать на вопросы полным ответом, быть доброжелательным и вежливым, доказывать и отстаивать своё мнение.

Для родителей был проведён семинар-практикум на тему: «Помощь ребёнку в подготовке защитного слова и презентации по проекту». Каждый родитель получил памятку «Требования к защитному слову и презентации проекта». После проведения защиты проектов жюри из воспитателей и родителей выбирало лучшие из них и направляло работы для участия в конкурсе на городском уровне.

Мероприятия заключительного этапа, который проводился в течение трёх месяцев (март, апрель и май), позволили закрепить и усовершенствовать умения связной диалогической и монологической речи детей. В ходе организованных образовательных деятельностей (ООД) по разным образовательным областям по просьбе воспитателей дети делали краткие сообщения по защищённым проектам. Например, в рамках ООД по познавательному развитию по теме: «Мой родной город» сообщение делала девочка с проектом «Достопримечательности города Новоуральска». При проведении ООД по теме: «Водители городского транспорта и пешеходы» по основам безопасности жизнедеятельности дети с интересом прослушали выступление мальчика, который разработал проект по теме: «Светоотражатели на одежде – гарантия безопасности на дороге». В мае в детском саду было проведено итоговое мероприятие – ярмарка детских проектов «Праздник маленьких исследователей». На нём дети из разных возрастных групп представили свои проекты. Цель этого мероприятия – повысить уровень интереса дошкольников разного возраста к проектной деятельности, мотивировать их на активное участие в ней. Родители помогли воспитателям в проведении ярмарки и сами приняли в ней активное участие.

После проведения мероприятий, включённых в разработанный нами комплекс, у детей старшего дошкольного возраста произошли положительные изменения в развитии связной речи –
диалогической и монологической. Это доказано результатами педагогической диагностики, которая проводилась до и после реализации комплекса мероприятий. Она включала две серии диагностических заданий: первая помогала установить у старших дошкольников уровень развития умений связной диалогической, а вторая – монологической речи. Критерии, показатели и диагностические задания для изучения связной диалогической речи были взяты из работы Л.В. Ступак [5]. По критерию «ориентировка на партнёра» использовалось задание «Найди звук «С», по критерию «диалогический цикл» – задание «Кактус» и по критерию «диалогические отношения» – задание «Три медведя». Критерии, показатели и диагностические задания для определения уровней связной монологической речи были взяты из рекомендаций О.С. Ушаковой [2]. По критерию «тема и части текста» детям давалось задание внимательно прослушать рассказ Е. Пермяка «Первая рыбка» и определить его тему, сказать о чём говорится в начале, середине и в конце этого рассказа. По критерию «целостность структуры текста» каждому ребёнку читался рассказ «Про снежный колобок» Н. Калининой без начала и давалось задание придумать его. По критерию «связность рассказа» дети составляли связный рассказ по сюжетной картинке. По сумме баллов за все три задания у каждого ребёнка определялся уровень развития диалогической и монологической речи – низкий, средний или высокий. После проведения первичной и вторичной диагностик сравнивались полученные результаты и делались выводы.

После применения комплекса мероприятий, направленных на развитие связной речи у старших дошкольников средствами проектной деятельности, наблюдалась положительная тенденция: не обнаружено детей с низким уровнем развития речи, на 25% увеличилось количество детей с высоким уровнем и осталось на прежнем уровне количество детей со средним уровнем. Родители воспитанников и воспитатели группы отметили, что дети научились ориентироваться на партнёра по диалогу, завязывать диалог и вести его более длительное время (выстраивать диалогические циклы из 5–6 реплик), общаться доброжелательно, вежливо, обсуждать и комментировать высказанные мнения без конфликтов. Такая же положительная тенденция наблюдается и в развитии у детей умений связной монологической речи: детей с низким уровнем не обнаружено, количество детей со средним уровнем увеличилось на 20%, а с высоким уровнем – на 25%. Воспитатели и родители отметили, что монологические высказывания детей стали более связными, дети научились говорить по теме, следовать композиционной структуре описания, повествования или рассуждения, высказывать свои мысли последовательно, логично, пользоваться лексико-грамматическими средствами для связи слов в предложениях и частей составленных детьми рассказов.

Обобщая опыт нашей работы, с уверенностью можно сказать, что проектная деятельность является эффективным средством развития связной речи у детей дошкольного возраста. Для этого в неё надо внедрить комплекс мероприятий, направленных на развитие у них умений диалогической и монологической речи. Среди этих мероприятий самыми действенными являются индивидуальные беседы с детьми, составление ими монологов описательного и повествовательного типов, устных рассуждений, детское экспериментирование и словесное описание его результатов, защита проектов, ярмарка детских проектов.

Список литературы

1. Боровская И.К. Учимся рассказывать и пересказывать: пособие для развития связной речи детей 5–7 лет. Минск: Харвест, 2016. 48 с.
2. Ушакова О.С. Развитие речи детей 5–7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2017. 272 с.
3. Неклюдова А.С. Метод проектов в речевом развитии детей дошкольного возраста // Инновационное развитие: потенциал науки и современного образования: сб. ст. IV Междунар. науч.-практ. конф. Пенза: Наука и Просвещение, 2019. С. 102–106.
4. Музипова С.Р. Теоретические аспекты проектной деятельности как средства речевого развития детей дошкольного возраста // Актуальные проблемы дефектологии и клинической психологии: теория и практика: сб. науч. тр. XIII Междунар. науч.-образоват. конф. Казань: Казанский университет, 2019. № 13. С. 91–96.
5. Ступак Л.В. Диалогическая речь и её становление у детей дошкольного возраста // Современная наука. Актуальные вопросы теории и практики: электрон. науч. журн. 2011. № 4. С. 35–37. URL : http://www.nauteh-journal.ru/index.php/—gn04-11/285 (дата обращения: 21.11.2021).
6. Богова А.С. Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы посредством проектной деятельности в ДОУ // Вопросы дошкольной педагогики. 2021. № 11. С. 16–18.