«Выход за пределы» в личностном и профессиональном развитии педагога

Loading

И.С. Бухарова
Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург, Россия, inessa71@mail.ru

Аннотация

Рассмотрены понятие, структура, пути, факторы, условия личностного и профессионального развития педагога. Структура личностного и профессионального развития педагога включает в себя направленность, компетентность, профессионально-важные качества личности и психофизиологические свойства. Факторами профессионального и личностного развития являются внутренняя среда личности и её активность, потребность в самореализации и самоактуализации, умение «выходить за пределы». «Выход за пределы» – способность личности действовать, превышая «пороговые требования» ситуации, которая проявляется в предъявлении к себе требований, избыточных по отношению к первоначальным. «Выход за пределы» рассматривается как проявление креативности и склонности к риску. Важным аспектом этого феномена является свобода субъекта в выборе собственных действий, выходе за пределы установленного, предрешённого: человек свободен как от внешней заданности, так и от диктата собственных противоречивых потребностей. В статье дана характеристика идеального педагога, в которой важную роль играет «выход за пределы», обуславливающий его профессиональное и личностное развитие.

Ключевые слова

«выход за пределы», личностное и профессиональное развитие, самоактуализация, профессиональные деструкции, стагнация, конструктивное и деструктивное развитие

Для цитирования

Бухарова И.С. «Выход за пределы» в личностном и профессиональном развитии педагога // Педагогическая перспектива. 2021. № 4. С. 28–36.
https://doi.org/10.55523/27822559_2021_4_28

Информация об авторах

Инна Сергеевна Бухарова – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии детства Уральского государственного педагогического университета

Текст статьи

Развивающаяся система образования нуждается в специалистах, способных выполнять поставленные задачи профессионального и личностного развития. В связи с этим педагогам необходимо научиться решать задачи не только профессионального образования, но и личностного роста.

Эффективность этого процесса зависит от двух условий: во-первых, совпадения личных и профессиональных целей, во-вторых, степени соединения (пересечения) индивидуальных и профессиональных задач развития.

Цель исследования – теоретическое обоснование «выхода за пределы» как одного из важнейших условий личностного и профессионального развития педагога. Задачи: 1) рассмотреть понятия личностное, профессиональное развитие; 2) выявить структуру личностного и профессионального развития педагога; 3) охарактеризовать основные пути развития педагога; 4) выделить основные условия и факторы личностного и профессионального развития педагога; 5) определить сущность феномена «выход за пределы» как условия личностного и профессионального развития педагога, дать его характеристику.

Для решения первой задачи, мы рассмотрели подходы к пониманию личностного и профессионального развития Т.В. Заморской, А.В. Лыткиной, Л.М. Митиной, И.В. Никишиной, Н.Г. Отт, Н.А. Разиной, С.Д. Якушевой и др. Согласно Н.Ф. Голованой и И.Б. Дермановой, личностное развитие нужно «рассматривать не только как процесс, движимый спонтанной, изнутри идущей активностью, стремлением к реализации внутреннего потенциала, но и как стремление достичь осознанно сформулированной цели, <….>, использование специальных приёмов и методов самостимулирования и самопринуждения. Существенным фактором этого процесса является интериоризация смыслов и ценностей окружающего мира, в том числе его нравственной составляющей» [1, с. 128].

Профессиональное развитие – это изменение психики в процессе освоения и выполнения профессионально-образовательной и профессиональной деятельности; совершенствование человека как субъекта труда, т.е. совершенствование его профессиональных способностей, знаний, умений, достижение лучших профессиональных результатов, карьерный рост и т.д.

Личностное и профессиональное развитие – это изменения в личности как результат внутренних процессов и внешних воздействий в процессе выполнения различных видов деятельности, в том числе профессиональной.

Для решения второй задачи исследования была определена структура личностного и профессионального развития педагога, которая включает в себя направленность личности, компетентность, профессионально-важные качества и психофизиологические свойства педагога.

Направленность личности по С.Л. Рубинштейну [2] – это динамические тенденции, являющиеся мотивами деятельности, определяемые целями и задачами этой деятельности. Направленность педагога устанавливает мотивы, цели и задачи его профессиональной деятельности.

Педагоги и психологи выделяют различные варианты направленности личности (типы центраций). Л.М. Митина выделяет конформную, эгоцентрическую, гуманистическую, авторитарную и деловую центрации. Гуманистическая центрация является наиболее важной для педагога, поскольку благодаря ей он в своей деятельности думает прежде всего о своих воспитанниках и их благополучии [3; 4]. А. Адлер [5] выделяет два типа направленности личности – эгоцентрическую (жизненная цель включает в себя только личный интерес) и социальную (жизненная цель включает в себя борьбу не только за личное превосходство, но и за общественные интересы). В. Шутц [6] рассматривает два вида направленности личности – позиция человека выигрывающего (принца) и проигрывающего (лягушки) (см. таблицу).

Таблица.  Характеристика позиций человека по В. Шутцу

Выигрывающий

Проигрывающий

Чувствует, что он непохож, уникален, знает, что таких других в мире нет

Не ощущает своей уникальности, не любит себя, не принимает свою личность такой, какая она есть. Старается походить на кого-либо, все время пытается изменить себя

Аутентичен (он не доказывает свою неповторимость, живёт собственной жизнью, позволяет другим жить так, как они хотят)

Пытается доказать другим, что обладает неповторимостью, уникальностью, при этом не может жить собственной жизнью и не позволяет другим жить, как тем хочется. Постоянно жалуется, пытается выбраться из проблем, однако всегда находят различные «Но!»

Независим

Живёт в ощущении своей беспомощности и зависимости от окружающих. Зависим от мнения других

Может ошибаться, позволяет другим делать свои ошибки, ищет причины своей не успешности, чтобы в будущем не совершать этих ошибок

Не ищет причин своей не успешности, а видит причины неудач во вне – в окружающих, обстоятельствах

Сам ответственен и позволяет другим нести ответственность за действия

Не любит ответственности

Умеет радоваться и наслаждаться всем.

Не замыкается на своих проблемах, вовлечён в жизнь общества

Не живёт в настоящем. Ожидает будущего, либо уходит в прошлое. Будущее для него – избавление от проблем или представляется чёрным и страшным

Не считает других людей лучше или хуже

Осуждает других, либо восхищается жизнью других

Принимает себя таким, какой он есть

Не принимает себя такими, какой он есть Сомневается во всём, вплоть до права на жизнь

Негениален, могут отсутствовать способности, но своё внимание обращает на те способности, которые у него есть

При наличии тех или иных способностей, не может себя реализовать. Пытается делать то, что ему «не по зубам», не свойственно

Эффективность – ключевое понятие

Не стремится достичь успеха и быть эффективным. Просто живёт процессом, не задумываясь над тем, что можно достичь более кратчайшим путем и не изнуряя себя.

Причиной своих проблем считает действия других

Успешный и эффективный педагог занимает позицию выигрывающего, у него проявляется гуманистическая и социальная направленность, благодаря которым он достигает высот личностного и профессионального развития.

Следующим компонентом структуры личностного и профессионального развития педагога является профессиональная компетентность. По В.Н. Карандышеву она включает в себя профессиональные знания, умения, навыки, способности. Компонентами профессиональной компетентности педагога являются базовый (наличие у педагога теоретических знаний), практический (профессиональные знания и умения, апробированные в действии, освоенные личностью как наиболее эффективные) и профессионально-личностный (профессионально-личностные качества педагога).

Важной составляющей личностного и профессионального развития педагога являются профессионально важные качества педагога: рефлексия (Е.В. Коротаева, В.А. Крутецкий, А.К. Маркова, Л.М. Митина др.); творческий потенциал (Ф.И. Гоноболин, Н.В. Кузьмина, М.М. Поташник, В. А. Сластенин, А.И. Щербаков и др.); эмпатия (П.Ф. Каптерев, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Е.Ю. Самарцева, Т.А. Шингерей и др.); интеллект (Ф.Н. Гоноболин, В. Н. Крутецкий, Н. В. Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, А.К. Маркова, Л.М. Митина, И.П. Подласый, Е.Ю. Самарцева, В.П. Симонов, Г.С. Сухобская, А.И. Щербаков, Т.А. Шингерей, С.Д. Якушева и др.).

Следующий компонент личностного и профессионального развития педагога относятся профессионально обусловленные психофизиологические свойства –мобильность, эмоциональная устойчивость, интеллектуальная лабильность, высокий уровень психической и физической активности (Н.И. Болдырев, Е.А. Климов, В.П. Симонов, В.А. Сластенин, Т.А. Шингерей и др.).

Таким образом, педагог должен обладать многими качествами и в своём личностном и профессиональном развитии стремиться к самораскрытию и совершенствованию.

В психолого-педагогической литературе выделяются три основных варианта личностного и профессионального развития. Первый вариант –стагнация (фр. stagnation, от лат. stagno – делаю неподвижным, останавливаю; лат. stagnum – стоячая вода), т.е. отсутствие развития, чувство застоя. Профессиональный кризис, при котором квалифицированный педагог «застревает» в определённой системе: он делает одно и то же, не изучает новые методы, не интересуется развитием науки и считает себя незаменимым специалистом. Как правило, стагнация возникает из-за эмоционального выгорания.

Другой путь – деструктивное развитие, т.е. негативные изменения в личности как результат внутренних процессов и внешних воздействий в процессе выполнения различных видов деятельности, которые обусловливаются рядом факторов: 1) формирование психологии «пешки», глобального ощущения своей зависимости от других сил (феномен «выученной беспомощности»); 2) создание дефицита благ, в результате ведущими становятся первичные потребности в пище и выживаемости и др.

Синдром эмоционального выгорания («эмоциональное сгорание») – специфический вид профессиональной деформации лиц, вынужденных во время выполнения своих обязанностей тесно общаться с людьми. Проявляется в: чувстве безразличия, эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде); дегуманизации (развитие негативного отношения к своим коллегам и клиентам); негативном самовосприятии в профессиональном плане (недостаток чувства профессионального мастерства).

К показателям снижения профессионализма относят: снижение уровня интеллекта, снижение профессиональной активности, рост стажа работы, индивидуальный предел развития работника, профессиональные деструкции. Э.Ф. Зеер [7] отмечает, что процесс многолетнего выполнения одной и той же профессиональной деятельности приводит к появлению профессиональной усталости, обеднению репертуара способов выполнения деятельности, утрате профессиональных умений, навыков, снижению работоспособности, характеризуя профессиональные деструкции.

Различают следующие виды деструкций педагога: авторитарность, демонстративность, дидактичность, доминантность, догматизм, индифферентность, консерватизм, агрессия, ролевой экспансионизм. социальное лицемерие и поведенческий трансфер. Для того, чтобы снизить негативные последствия деструкций, существуют следующие пути профессиональной реабилитации, психологической коррекции [7]:

  • повышение аутокомпетентности, социально-педагогической компетентности;
  • диагностика профессиональных деформаций и разработка индивидуальных стратегий их преодоления;
  • прохождение тренингов личностного и профессионального роста;
  • рефлексия профессиональной биографии и разработка альтернативных сценариев дальнейшего личностного профессионального роста;
  • профилактика профессиональной дезадаптации начинающего специалиста;
  • овладение приёмами, способами саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самокоррекции профессиональных деформаций;
  • повышение квалификации, переход на новую квалификационную категорию или должность (повышение ответственности и новизны работы).

Третьим вариантом развития личности является конструктивное развитие. В научной литературе «конструктивное» трактуется как целостное, объединяющее, созидающее, поступательное, прогрессивное, адаптивное, плодотворное. Согласно Л.С. Выготскому, конструктивное развитие характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, процессов, структур. Каждый индивидуум, согласно А. Адлеру [5], стремится к самосовершенствованию и оптимизации своих отношений с окружающей средой. Если цель превосходства включает в себя общественные и социальные интересы, то и развитие личности принимает конструктивный характер. Если же человек осуществляет борьбу только за личное превосходство, то его развитие принимает деструктивный характер, ведёт к неврозу.

Фактором профессионального развития личности педагога является внутренняя среда личности и её активность, потребность в самореализации и самоактуализация. Самоактуализирующаяся личность обладает следующими характеристиками:

  • полное принятие реальности и комфортное отношение к ней (не прятаться от жизни, а знать, понимать её);
  • принятие других и себя;
  • профессиональная увлечённость любимым делом, ориентация на задачу, на дело, самоактуализирующееся творчество в работе, любви, жизни;
  • автономность, независимость от социальной среды, самостоятельность суждений;
  • способность к пониманию других людей, внимание, доброжелательность к людям;
  • постоянная новизна, свежесть оценок, открытость опыту;
  • различение цели и средств, зла и добра («Не всякое средство хорошо для достижения цели»);
  • спонтанность, естественность поведения;
  • чувство юмора;
  • саморазвитие, проявление способностей, потенциальных возможностей;
  • готовность к решению новых проблем; к осознанию проблем, трудностей, своего опыта, к подлинному пониманию своих возможностей, к повышению конгруэнтности.

Педагог, обладающий вышеперечисленными свойствами, не будет останавливаться на достигнутом и идти по пути конструктивного развития.

В работах Цветковой Г.В., Ястребовой Г.А., Е.А. Гашук [8] и Л.С. Подымовой, Л.И. Клочковой, В.П. Сергеевой [9] достаточно подробно представлены вопросы методического сопровождения профессионального развития педагога. Одним из важнейших условий развития педагога является способность «выходить за пределы». А. Адлер [5] считал, что человек не является пассивным объектом воздействия внешней среды, а в борьбе за своё место в жизни сам активно влияет на неё. Он подчёркивал, что люди – не беспомощные пешки в руках внешних сил: каждый из них сам формирует свою личность. «Индивидуум – и картина, и художник. Он – художник своей собственной личности». Преодолевая комплекс неполноценности, человек осуществляет борьбу за превосходство, выходит за пределы своих возможностей.

«Выход за пределы» – способность личности действовать, превышая «пороговые требования» ситуации, которая проявляется в предъявлении к себе требований избыточных по отношению к первоначальным [10]. «Выход за пределы» – это готовность искать варианты решения проблемной ситуации или задачи, предпочтение сложностей и нахождение привлекательности в трудностях, умение находить оригинальные решения, потребность в самостоятельной деятельности, состоит в том, что человек вполне сознательно («ответственно и свободно») ставит перед собой цели с непредрешённым исходом. Постановка такой цели мотивирована самой возможностью промаха. В этом случае человек ощущает себя подлинным субъектом происходящего, хотя успех достижения цели не гарантирован.

«Выход за пределы» характеризуется и особым процессом целеполагания. Его основу составляет познание, рефлексия человеком спонтанно складывающихся в деятельности образов возможного будущего, которые переходят в определённых условиях в действие, выступают как цель. Эта цель обладает определённой избыточностью с точки зрения динамики деятельности её породившей, обеспечивает расширение деятельности субъекта. «Выход за пределы» предполагает предпочтение действий с непредрешённым исходом, выходом за границы известного и предсказуемого.

Важный аспект феномена «выход за пределы» – осуществление свободы субъекта: в выборе собственных действий, выходе за пределы установленного, предрешенного; человек свободен как от внешней заданности, так и от диктата собственных противоречивых потребностей. «Выход за пределы» проявляется [10]: в способности личности выходить за границы предустановленного; действовать над порогом требуемой ситуации; порождать последствия, озадачивающие его несовпадением с первоначальными побуждениями; искать неординарные решения; сознательно ставить перед собой цели с непредрешённым исходом, т.е. цели избыточные по отношению к исходной ситуации; воплощать новые требования к себе, избыточные по отношению к первоначальным. «Выход за пределы» в профессиональной деятельности педагога может осуществляться, как выход за пределы уже имеющихся знаний, а также нового содержания, не включённого в программу усвоения; задания, установленной ситуации; собственного «Я»; заранее установленного масштаба, за рамки простой целесообразности; за ранее установленные стандарты; деятельности уже сложившейся, как выход за рамки стереотипных ассоциаций.

«Выход за пределы» рассматривается исследователями как проявление креативности личности: «самоактуализирующаяся личность» (А. Маслоу), тип личности, способной осуществить собственное уникально бытие (Е. Фромм), пассионарность как избыточная форма активности, свойственная творческим людям (Л.Н. Гумилев), самодетерминирующаяся личность (В.С. Библер), выход за пределы творческой личности, приводящий к созданию нового, предполагает и расширение пределов человеческой мысли (А.Н. Уайтхед), уникальность творческой личности, «безграничность» ее творческих возможностей определяется особым способом бытия (Д. Янг), принцип личностной включенности в решение творческой проблемы и различные виды взаимодействия (А.М. Матюшкин), персонализация творческой личности (В.Г. Грязева, И.Г. Дубов, Е.Ю. Уварина) и др.

«Выход за пределы» как проявление креативности личности выражется в предпочтении сложностей в повседневной жизни – такой педагог не ищет лёгких путей, он демонстрирует поведение, которое является неожиданным, оригинальным. При этом он показывает уверенность в своём решении, несмотря на возникшие затруднения; способен брать на себя ответственность за нестандартную позицию, мнение, содействующее решению проблемы (т.е. проявляет уверенный стиль поведения, самодостаточность). Характерно стремление к преодолению препятствий, такой педагог проявляет мотивацию достижения успеха.

В.А. Петровский [11] рассматривает «выход за пределы» как проявление склонности к риску. Для личности свойственны такие проявления, как способность пойти на риск, дерзкий замысел, пусть даже в результате её ждет неудача из-за нелепых случайностей и т.п. Данные качества напрямую связаны с личностным и профессиональным развитием педагога.

Таким образом, идеальный педагог, стремящийся к вершинам самоактуализации, личностного и профессионального роста, должен занимать позицию выигрывающего, проявлять гуманистическую и социальную направленность. Должен обладать высоким уровнем психолого-педагогической компетентности, интеллектуального и творческого развития, рефлексивностью, эмпатией, мобильностью, эмоциональной устойчивостью; интеллектуальной лабильностью; высоким уровень психической и физической активности. Педагогу необходимо владеть приёмами, способами саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самокоррекции профессиональных деформаций, повышает аутокомпетентность, социально-педагогическую компетентность и квалификацию. Педагогу нужно не просто стремиться к самосовершенствованию и оптимизации своих отношений с окружающей средой, его целью должно быть превосходство, включающее в себя общественные и социальные интересы, что способствует конструктивному развитию личности. Ему необходимо принимать реальность, других и себя; увлекаться своей педагогической профессией, любимым предметом, ориентироваться на задачу и дело. Он должен быть автономен и независим от социальной среды, самостоятелен в суждениях; способен к пониманию других людей, проявлять к ним внимание и доброжелательность; открыт новому опыту; проявлять спонтанность, естественность поведения; иметь чувство юмора; стремиться к саморазвитию, проявлению способностей, потенциальных возможностей, готов к решению новых проблем, к осознанию проблем, трудностей, своего опыта, к подлинному пониманию своих возможностей; повышению конгруэнтности. В борьбе за своё место в жизни такой педагог сам активно влияет на неё, осуществляет борьбу за превосходство, выходит за пределы своих возможностей. Он способен «выходить за пределы», т.е. действовать, превышая «пороговые», заданные требования к ситуации и предъявляет требования к себе избыточные по отношению к первоначальным. То есть он предпочитает сложности и находит привлекательность в трудностях, умеет находить оригинальные решения, испытывает потребность в самостоятельной деятельности. Если цель избыточна по отношению к первоначальной, её породившей, то это обеспечивает расширение деятельности субъекта, способствует его личностному раскрытию и профессиональному самосовершенствованию. Поэтому «выход за пределы» является важным условием личностного и профессионального развития педагога.

В заключение отметим, что активная позиция по отношению к действительности, изучение и преодоление реальности, а не бегство от неё, способность видеть события своей жизни такими, какие они есть, не прибегая к психологической защите, понимание того, что за отрицательной эмоцией скрывается проблема, которую надо решить, готовность идти навстречу им и отрицательным эмоциям, чтобы найти и снять помехи для личностного и профессионального роста, – вот что позволяет человеку достичь понимания себя, смысла жизни, внутренней гармонии, самоактуализации, выхода за пределы своих возможностей.

Список литературы

  1. Голованова Н.Ф., Дерманова И.Б. Направленность самоосуществления и личностное развитие подростка // Психолого-педагогические исследования. 2018. Т. 10. № 3. С. 126–134.
  2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Аст, 2019. 960 с.
  3. Митина Л.М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования. М.: Нестор-история, 2014. 690 с.
  4. Митина Л.М. Личностно-профессиональное развитие учителя стратегии. М.: Нестор-история, 2018. 656 с.
  5. Адлер А. Индивидуальная психология. СПб.: Издательство Питер, 2017. 256 с.
  6. Шутц В. Элемент. Продуктивность, самооценка и конечный результат. Природа человеческих отношений в организациях. СПб.: Гуманитарный Центр 2019. 348 с.
  7. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. М.: Издательство Юрайт, 2019. 395 с.
  8. Подымова Л.С., Клочкова Л.И., Сергеева В.П. Инновационные модели профессиональной деятельности педагогов в образовательных организациях. М.: Издательство Инфра-М, 2019. 165 с.
  9. Цветкова Г.В., Ястребова Г.А., Е.А. Гашук и др. Методическое сопровождение профессионального развития учителя обществознания. Индивидуальный образовательный маршрут. М.: Издательство Учитель, 2018. 173 с.
  10. Бухарова И.С. «Выход за пределы» в личностном и творческом развитии ребёнка // Детский сад от А до Я. 2018. №2 (092). С. 18–25.
  11. Петровский В.А. Преодоление «схизиса»: в продолжение несостоявшегося диалога с Ф.Е. Василюком // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15. № 1. С. 64–69.
  12. Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства и профессионального развития. М.: Издательский дом «Неолит», 2017. 408 с.