Воспитание социальной ответственности старших подростков в образовательной организации: правовой и педагогический аспекты

А.В. Коротун
Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург, Россия, korotun83@bk.ru

Аннотация

Актуализируется проблема воспитания социальной ответственности у старших подростков в общеобразовательной организации, опираясь на нормы и положения нормативно-правовых документов Российской Федерации в сфере образования и воспитания. Представлены результаты анализа терминов «воспитание», «ответственность», «социальная ответственность», «воспитание социальной ответственности» с опорой на труды известных учёных и практиков. Обосновывается идея необходимости реализации процесса воспитания социальной ответственности у старших подростков в школе посредством взаимодействия между всеми субъектами образовательных отношений (семья, образовательная организация, подросток). Описываются педагогические условия, факторы, принципы, средства и теории воспитания социальной ответственности подростков.

Ключевые слова

социальная ответственность, старшие подростки, воспитание, общеобразовательная школа, социализация, педагогические условия, принципы воспитания ответственности

Для цитирования

Коротун А.В. Воспитание социальной ответственности старших подростков в образовательной организации: правовой и педагогический аспекты // Педагогическая перспектива. 2021. № 4. С. 37–46.
https://doi.org/10.55523/27822559_2021_4_37

Информация об авторах

Анна Валериановна Коротун – кандидат педагогических наук, доцент, директор Института общественных наук Уральского государственного педагогического университета

Текст статьи

В современном российском обществе продолжают происходить изменения, которые побуждают граждан к необходимости самостоятельно решать проблемы, проявлять инициативу и ответственность за свои действия. Как правило, даже у взрослых не всегда получается найти верное решение и грамотно справиться со своими проблемами. Увеличивается число подростков, испытывающих трудности с социализацией. Феномен социального инфантилизма становится всё более распространённым. Основная проблема заключается в том, что подростки стараются «убежать» от ответственности за свои поступки или слепо подражают старшим, чтобы казаться взрослее. Из-за этого в обществе возрастает число правонарушений, совершённых подростками, появляется больше инфантильных детей, не способных к социализации. Например, согласно статистике ГУ МВД России по Свердловской области (https://66.мвд.рф) в конце 2020 года в Свердловской области на учёте в подразделении по делам несовершеннолетних (ПДН) состояли 1332 подростков, 22 уголовных дела возбуждено за вовлечение детей в совершение антиобщественных действий.

Подростковый возраст – важный период в процессе воспитания ответственности. Психологи признают, что зрелость личности – это ведущий признак перехода ребёнка во взрослость, а социальная ответственность выступает как её определяющий показатель.

Согласно Н.И. Привалову, «в зависимости от потребностей, интересов, целей и ценностей индивида, условий его жизнедеятельности социальная ответственность может быть внутренней и внешней. Внутренняя – это социально-психологические свойства личности: честность, справедливость, принципиальность, готовность отвечать за свои действия. Внешняя форма социальной ответственности – соблюдение определённых норм и правил, выработанных социумом» [1, с. 264].

 Важная роль в воспитании подростка принадлежит школе, так как в ней он не только получает знания, но и приобретает навыки поведения в социуме. Поэтому образовательной организации, как ведущему институту социализации следует делать упор на воспитание социальной ответственности.

Воспитание в общеобразовательной школе реализуется через воспитательный процесс, сущность которого заключается в создании условий для самореализации его субъектов – педагогов и учеников. Согласно статье 2 закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ), участниками учебно-воспитательных отношений являются обучающиеся, родители (законные представители), педагогические работники, организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Права и обязанности участников образовательного процесса определяются законодательством Российской Федерации, Уставом школы и иными предусмотренными Уставом локальными актами. В круг обязанностей обучающихся входят: ответственное отношение к получению образования на уровне требований государственного стандарта, прилежная работа над расширением своих знаний, качественная подготовка к занятиям, активное участие в выбранных внеклассных и дополнительных занятиях и т.д.

Успешность воспитательного процесса зависит от уровня взаимодействия семьи и школы, от того, как складываются отношения между ними, исполняются обязанности. Без заинтересованности и помощи родителей, наличия у них педагогических и психологических знаний, процесс воспитания и обучения не будет так эффективен. Только объединённые усилия родителей и педагогов могут создать благоприятные условия для развития ребёнка.

Согласно И.П. Подласому, «воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной себе и обществу» [2, с. 14], т.е. формирование – это цель, а воспитание – это средство её достижения, направленное на формирование личности, которое может происходить и вне воспитательного процесса.

Т.И. Радикова [3] под воспитанием ответственности понимает процесс взаимодействия с одноклассниками, учителем, обществом в условиях специально организованной учебной деятельности. При этом результатом данного взаимодействия является приобщение подростка к социальным и нравственным ценностям становление его как личности.

Воспитание социальной ответственности – целенаправленное воспитание личности, обладающей внутренней свободой, способной принимать решения и поступать в соответствии с добровольно принятыми морально-нравственными ценностями общества.

Важнейшая цель современного отечественного образования и одна из приоритетных задач общества и государства – воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного, компетентного, творческого гражданина России.

В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р) актуализируется проблема воспитания личности, готовой и способной принимать самостоятельные решения, осознанно относиться к своей деятельности, осмысливать социальную ответственность как ценность, иметь глубокую уверенность в том, что поставленные цели, действия и поступки принесут пользу ей и другим людям.

Приведём некоторые задачи, обозначенные в Стратегии развития образования, актуализирующие воспитание ответственности:

  • воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии;
  • формирование у детей патриотизма, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России;
  • развитие ответственности, принципов социальной солидарности и коллективизма;
  • формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, коррупции, дискриминации по национальным, расовым, религиозным, социальным признакам и другим негативным социальным явлениям.

На основе приведённых выше задач можно сказать, что приоритетное направление нашей страны в сфере воспитания детей – развитие высоконравственной личности, которая отвечает за свои поступки, разделяет духовные ценности, способна реализовать свой потенциал в условиях современного общества и готова к мирной жизни в обществе.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России отмечается, что «современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».

В Концепции определены положения:

  • о характере современного национального воспитательного идеала;
  • целях и задачах духовно-нравственного развития и воспитания детей, и молодёжи;
  • системе базовых национальных ценностей;
  • основных социально-педагогических условиях и принципах духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Они направлены на формулирование социального заказа современной школе как определённой системы общих педагогических требований, соответствие которым будет обеспечивать эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач.

Согласно данной Концепции, деятельность общеобразовательного учреждения должна быть направлена на раскрытие способностей и талантов обучающихся, подготовку к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире, а также воспитание их патриотизма. Кроме этого, общеобразовательное учреждение должно постоянно взаимодействовать с семьями обучающихся и другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции.

Поскольку на развитие и воспитание личности влияет семья, то семейной ценности, которые усваиваются ребёнком с первых лет жизни, имеют большое значение в любом возрасте. Отношения в семье проецируются на взаиотношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России – это методологическая основа разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ОО). Он ориентирован на воспитание у современных школьников ответственности, как социально значимого личностного качества, что отражается в его целях, задачах, содержании, а также предполагаемых результатах обучения и воспитания подрастающего поколения.

Ученикам предоставляется выбор вариативного компонента учебного плана, дополнительных предметов, курсов по выбору обучающихся. Тем самым школьник наделяется ответственностью за сделанный выбор, как перед собой, так и перед учителями и родителями.

Ученик школы, в соответствии с ФГОС ОО, должен осознавать себя личностью, быть социально активным, уважать закон и правопорядок, осознавать ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством.

Рассмотрим некоторые теории воспитания социальной ответственности, разработанные учёными-педагогами.

Д.А. Липинский, Р.Л. Хачатуров [4] отмечают, что социальная ответственность формируется в контексте правового воспитания личности, с помощью формирования правового самосознания, развития опыта правопослушного поведения, в процессе ликвидации правового нигилизма.

И.А. Гладышева [5] утверждает, что социальную ответственность можно воспитать в контексте коммуникативно-деятельностной концепции. В центре формирования социальной ответственности находится диалог по поводу коллективного проектирования, а ведущим критерием социальной зрелости личности становится ответственность за слово.

В.Ф. Кулаков, В.И. Лутовинова, А.С. Синайский изучают формирование социальной ответственности в контексте военно-патриотического воспитания, принимая во внимание духовно-нравственные ценности, на которых, по их мнению, строится социальное воспитание: приоритет общественно-государственных интересов над личными; самоотверженность и способность к преодолению трудностей и лишений; гуманизм и нравственность, чувство собственного достоинства; гражданственность, надклассовость, надпартийность; патриотизм, преданность своему Отечеству; социальная активность, ответственность, нетерпимость к нарушениям норм морали и права.

В.А. Сухомлинский, изучая процессы воспитания в работе «Мудрая власть коллектива: методика воспитания коллектива», связал социальную ответственность с формированием гражданственности и нравственности, объясняя это тем, что «гражданственность – это, прежде всего ответственность, долг – та высшая ступень в духовной жизни человека, на которой он отдаёт себя служению идеалу». Ответственность – высшая форма жизнедеятельности человека, характеризующаяся способностью самостоятельно формулировать нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и осуществлять самоконтроль и самооценку, расширять сферу вмешательства личности в окружающий мир, а также нести идею личной ответственности за всё, созданное народом.

В педагогических трудах А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого ответственность – результат зависимости между людьми в обществе. В содержание этого понятия они вводят принцип взаимного доверия. Например, в коммуне, под руководством А.С. Макаренко, закрепляется традиция не перепроверять рапорты дежурного командира для усиления уровня ответственности ребёнка.

Согласно И.С. Кону и А.В. Мудрику, социальная ответственность –это совокупность социальных и психологических процессов, благодаря которым индивид усваивает систему знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

В своих теоретических концепциях Е.Ю. Малкова, М.С. Олышевская и Т.А. Поярова рассматривают социальную ответственность в контексте гуманистического воспитания. Социально-ответственный человек – это социально активная личность, которая имеет свои суждения и взгляды, умеет ориентироваться в общественной обстановке, может отвечать за свои поступки и действия. Это личность, развивающая свой культурный уровень, честная, коммуникабельная, физически развитая, способная чувствовать ответственность за судьбу своей страны.

Н.Ф. Басов, Р.А, Литвак, А.В. Мудрик, А.И. Тимонин представляют социальную ответственность через призму современной теории социального воспитания, заявляя, что накопление большого опыта социально-ответственного поведения осуществляется в воспитательных организациях. В процессе целенаправленного воздействия социальное воспитание является создателем условий для влияния на социальную ответственность с учётом воздействия макро- и мезо- факторов. Благодаря этому создаётся возможность личностного выбора и его осознания, ориентированного на внутренние ресурсы личности [6]. Средствами развития ответственности при данном подходе выступают рефлексия и саморегуляция, доверительные отношения с собой и с миром. Развитие ответственности происходит под влиянием чувства собственного достоинства, терпимости, признания демократических и гуманистических отношений в обществе.

Т.И. Радикова [3] определила компоненты ответственности – нравственные качества, мотивация на успех, направленность на дело и адекватная самооценка. Она доказала, что успешно воспитать такое социально значимое качество, как ответственность возможно при внедрении в учебный процесс программы обучения, основанной на принципах гуманизации, активности и сознательности, последовательности и социальной направленности. Применение комплексного использования активных методов и форм обучения, рефлексии и эмпатийных приемов преподавателя лежит в основе данной программы.

Важными условиями воспитания социальной ответственности старших подростков являются: 1) появление и развитие мотивации к обучению; 2) желание чётко понимать требования и критерии оценки, предъявляемые к их деятельности; 3) систематичность и постоянство в предъявлении требований к выполнению; 4) организация положительных и исключение отрицательных эмоциональных переживаний; 5) общественный характер оценки и контроля и др.

Педагогическими условиями воспитания социальной ответственности подростков в школе выступают:

  • включение социальной ответственности в структуру ценностей жизнедеятельности школы, позволяющее подростку расширять знания о неё; отбор заданий и учебного материала, в процессе выполнения которых происходит развитие ответственности; создание ситуации коллективного эмоционального переживания ответственных действий; создание ситуации успеха через положительную оценку учащихся в форме одобрения; привлечения к участию в различных мероприятиях; проведение заданий, способствующих развитию рефлексивных умений;
  • создание педагогических ситуаций выбора между личностной и социальной направленностью ответственности, позволяющих повысить уровень суждений о социальной ответственности, обогатить опыт социально ответственного поведения и пережить позитивные эмоции преодоления личностной направленности поведения над общественной;
  • установка партнёрских отношений с другими учащимися, педагогами, родителями и взрослыми, содействующих расширению опыта социально ответственного поведения и обеспечивающих общественную поддержку социальной ответственности как ценности.

В.И. Новосельцев [7] выделяет три группы взаимосвязанных факторов, которые определяют процесс воспитания социальной ответственности старших подростков и стимулируют её формирование в процессе межличностных отношений: социальные макрофакторы жизнедеятельности общества (общество, государство), социокультурные мезофакторы построения социальных отношений личности (регион, тип поселения, СМИ, субкультуры) и микросоциум (семья, группы сверстников, воспитательные организации, а также общественные и религиозные организации).

И.М. Сеченов в своих работах пишет о том, что развитие желаний и ответственности зависят от среды, в которой человек растёт. Воспитательная среда – совокупность социальных, культурных и специально-организованных психолого-педагогических условий, в результате взаимодействий с которой происходит становление и развитие личности. Её можно рассмотреть с двух сторон: социально-психологической (взаимовосприятие) и деятельностно-коммуникативной (взаимоотношение). Происходит актуализация личностного потенциала учеников посредством включения в определённую средовую ситуацию. Включение ребёнка в принятие самостоятельного решения при созданных педагогом обстоятельствах – важная особенность организации воспитательной среды.

Ю.С. Мануйлов [8] утверждает, что воспитательная среда – есть то, среди чего прибывает ребёнок, характеристика личности зависит от характера среды. Если в воспитательной среде происходят малейшие изменения, то меняется стиль поведения ребёнка, нарушается стабильность и постоянство усвоения общепринятых норм и правил поведения. Положительной чертой воспитательной среды является то, что она помогает упорядочить свои отношения с постоянно меняющейся социальной средой. От среды, окружающей школьника, зависит его отношение к требованиям общества, и то как он отстаивает суждения о ценности ответственности.

Т.Н. Сапожникова выделяет следующие этапы воспитания ответственности у школьников [9]:

  1. Актуализация – обеспечение включенности в событие, это значит создание условий для осознания своей причастности к происходящему. Стимулирование эмоциональной оценки события при этом очень важно.
  2. Оценка возможностей влияния на ситуацию и обязанностей, связанных с реализацией этого влияния. Любая ответственность появляется тогда, когда человек осознаёт свои обязанности перед другими людьми.
  3. Делегирование полномочий конкретным людям, с учётом их возможностей и интересов.
  4. Практическая реализация обязанностей в конкретной деятельности.
  5. Рефлексивно-прогностическая оценка, стимулирование осознания своего участия в событии и своей ответственности за его последействия. Этот этап актуализирует новую ситуацию, которая требует ответственного отношения к происходящему.

Перечисленные выше этапы оказывают существенное влияние на мотивацию ответственного поведения подростков.

В качестве средств воспитания ответственности С.В. Питенко [10] выделяет общественно-полезную деятельность: самообсуживание – дежурство в столовой и классе, выполнение обязанностей цветоводов, библиотекарей; волонтёрская работа – помощь пожилым людям, детям, животным, нуждающимся в поддержке, социальные акции; разные трудовые операции – сбор корма, макулатуры, изготовление игрушек, уход за памятниками.

О.А. Лаврентьева [11] выделяет принципы воспитания социальной ответственности:

  1. Принцип «взаимной ответственности и ответственной зависимости», предполагает соединение свободы взрослеющего человека и свободы педагога. Свобода – это возложение ответственности и на педагога, и на учащегося: право выбора всегда сопровождается осознанной ответственностью за этот выбор. Ученикам необходимо понимание того, что они отвечают также и за результаты деятельности коллектива (ответственная зависимость). Кроме этого, одновременно должна формироваться и норма ответственности группы и индивида друг перед другом (взаимная ответственность). Мотивацию ответственного поведения формирует наличие такой нормы.
  2. Принцип стимулирования нравственной самооценки деятельности и поступков предполагает сопоставление своих действий с нравственными нормами. Это можно назвать моральным ядром, главным регулятором принятия решений и совершения действий. Суть принципа заключается в способности видения проблем подростков, помощи включения в диалог по поводу путей и возможностей её разрешения.
  3. Принцип осознания последствий поступка, требует педагогических действий, которые направлены на прогностическое понимание того, что произойдёт в результате действий или бездействия подростка, на перевод мотивационных возможностей из потенциальной в форму актуального существования. Данный принцип требует, чтобы в процессе сопровождения жизненных событий субъекты социального воспитания школьников стимулировали бы осознание, а также осмысление прошлого опыта, использовали его результаты чтобы удовлетворить актуальные потребности и сознательно отразить будущее.
  4. Принцип социального закаливания предполагает включённость обучающихся в ситуации, которые требуют волевое усилие для преодоления негативного воздействия социума, выработку определённых способов этого преодоления, приобретение стрессоустойчивости, социального иммунитета, рефлексивной позиции. Социальное закаливание – это педагогически обоснованное провоцирование с овладения определёнными социальными действиями, которые позволяют школьнику реализовать себя, определиться со своим положением в социальной среде и научиться преодолевать препятствия. Данный принцип обеспечивает гибкость, социальную устойчивость к неблагоприятным воздействиям окружения, адекватность реагирования на изменения, высокий уровень самостоятельности.
  5. Принцип эмпатийного взаимодействия, предполагает создание пространства педагога и учащегося, в условиях которого будет сформирована система социально одобряемых ценностных ориентаций партнёров, расширится субъективный образ мира, будут освоены продуктивные способы взаимодействия с социумом.
  6. Принцип формирования достаточной компетенции стимулирует активное взаимодействие обучающихся с социокультурной средой с целью расширения жизненного опыта и рефлексии переживаний, связанных с ним. Результат такого взаимодействия – социальная компетентность как совокупность духовно-нравственных ценностей и установок личности, а также умение делать свой социальный выбор и знание проблем социальных отношений.
  7. Принцип дилеммности, предусматривает включение обучащихся в ситуации выбора с вариативными способами решения, целью будет являться создание ценностно-смысловой интеграции. Моральная дилемма – ситуация, выход из которой предполагает лишь два взаимоисключающих решения, важно подчеркнуть, что оба эти решения не безупречны с моральной точки зрения. В процессе решения такой ситуации сознательно усвоенные моральные принципы обогащаются соответствующими переживаниями, становятся мотивами поведения, происходит становление нравственной саморегуляции, превращение социальных норм в нравственные (внутренние) нормы. Важно отметить, что попытка навязать моральные принципы бесполезна и вредна, так как ведёт к формальному усвоению нравственных принципов. К.Д. Ушинский в своих трудах писал: «Если вы хотите сделать дитя негодяем, то приучите его с детства повторять всевозможные нравственные сентенции, и потом они не будут уже производить на него никакого влияния».

Таким образом, воспитание социальной ответственности – целенаправленное воспитание личности, обладающей внутренней свободой, и способной принимать решения, поступать в соответствии с добровольно принятыми морально-нравственными ценностями общества. Теории воспитания рассматривают социальную ответственность в контексте: правового воспитания, коммуникативно-деятельностной концепции, военно-патриотического воспитания, связи с формированием гражданственности и нравственности. Большое внимание уделяется ответственности в деятельности ученического самоуправления.

Педагогическими условиями воспитания социальной ответственности выступают: включение социальной ответственности в структуру ценностей жизнедеятельности школы, создание педагогических ситуаций выбора между личностной и социальной направленностью ответственности, установка партнёрских отношений с другими учащимися, педагогами, родителями и взрослыми. От среды, окружающей школьника, зависит отношение к требованиям общества, отношение учеников к ответственности. Люди не рождаются с умением нести ответственность за свои поступки, а приобретают эти качества на протяжении всей жизни. Школьники будут нести ответственность в той степени, в какой взрослые будут их направлять и поддерживать.

Список литературы

  1. Привалов Н.И. Социальная ответственность – важнейший элемент нравственного воспитания курсантов военных вузов // Вопросы педагогики. 2019. №5(2). С. 262–266.
  2. Подласый И.П. Педагогика. Теория и технологии воспитания. М.: ВЛАДОС, 2007. 463 с.
  3. Радикова Т.И. Воспитание ответственности как социально значимого качества у подростков средствами учебной деятельности: дис. … канд. пед. наук. Ижевск, 2016. 178 с.
  4. Хачатуров Р.Л. Общая теория юридической ответственности. Санкт-Петербург: Юрид. центр-Пресс, 2017. 950 с.
  5. Гладышева И.А. Педагогические условия воспитания социальной ответственности у студентов негосударственного вуза: дис. … канд. пед. наук. Кострома, 2016. 227 с.
  6. Мудрик А.В. Социализация вчера и сегодня. М.: МПСИ, 2012. 432 с.
  7. Новосельцев В.И. Формирование ответственности школьников в межличностных отношениях: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Москва, 2017. 47 с.
  8. Мануйлов Ю.С. Концептуальные основы средового подхода в воспитании // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2008. № 4. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-osnovy-sredovogo-podhoda-v-vospitanii (дата обращения: 23.03.2021).
  9. Сапожникова Т.Н. Воспитание у молодежи социальной ответственности // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2012. № 1(1). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-u-molodezhi-sotsialnoy-otvetstvennosti (дата обращения: 03.04.2021).
  10. Питенко С.В. Воспитание трудолюбия у младших школьников: метод. пособие. Соликамск: СГПИ, 2007. 50 c.
  11. Лаврентьева О.А. Формирование социальной ответственности подростков в жизнедеятельности школы: дис. … канд. пед. наук. Новосибирск, 2016. 238 с.